Экология в Германии - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch. «Глобальный Фонд Природы» (GNF) Немецкие экологические организации

Федеральное министерство окружающей среды

Одним из тринадцадти министерств в Германии является «Министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности атомных реакторов» (далее Министерство). Оно осуществляет надзор за промышленными проектами, касающимися окружающей среды, выполняет образовательную функцию, содействует защите диких животных, растений и мест их обитания. Для решения таких задач немецкий Бундестаг в 2005 году выделил Министерству 769 миллионов евро (эта сумма составляет 0,3 % от всего федерального бюджета).

Министерству окружающей среды подчиняются три ведомства: ведомство безопасности атомных реакторов, ведомство охраны природы и ведомство окружающей среды (UBA). Последние из них наиболее тесно взаимодействуют с общественным экологическим движением. Любая организация, которая планирует не научное мероприятие по распространению экологической информации и образованию, может подать заявление на финансовую поддержку Министерства. Конечно, при условии, что проект отвечает целям ведомства и имеет федеральное значение. Кроме этого, существует целый ряд программ содействия научным или эталонным, в смысле природоохраны, экономическим проектам.

С 2005 года в компетенцию UBA входила и торговля квотами на выбросы парниковых газов в свете реализации Киотского протокола.

Налоговые льготы

Кроме прямой финансовой поддержки экологических проектов, немецкие организации могут использовать систему так называемых «общественно полезных обществ». Любой некоммерческий «верайн» (общество, организованное по особым законам, которое существует независимо и может быть юридическим лицом) может получить статус «общественно полезного», если его деятельность отвечает двум требованиям: верайн ставит перед собой цель общественной пользы и любой гражданин может стать членом «верайна». К таким общественным целям относятся, в первую очередь, социальные и экологические.

Преимущество статуса «общественно полезного общества» состоит в том, что люди, которые пожертвовали деньги такому верайну, имеют право уменьшить на ту же сумму свои доходы (налогооблагаемую базу), уменьшив, таким образом, сумму налоговых отчислений. Таким образом, государство поддерживает социальные и экологические действия граждан.

Содействие экологическому земледелию

Как комиссия Евросоюза, так и немецкое правительство признают преимущества экологического земледелия. Этот способ производства пищевых продуктов сохраняет ресурсы и способствует появлению рабочих мест в сельских районах. Но перевод обычного способа ведения хозяйства на экологические методы труден и дорого обходится: только после двух-трех лет со дня перехода на экологическое производство можно считать, что получены действительно экологически безопасные продукты. Пока производитель становится на ноги после перехода на новый способ производства, он может рассчитывать на денежную помощь Евросоюза и немецкого Министерства защиты прав потребителей, питания и земледелия. Кроме того, не только введение, но и сохранение экологического земледелия поддерживается. В 2003 году такого рода поддержка составила около 110 млн. евро. В правовой плоскости экологические земледельцы боятся послабления закона о генетически модифицированных продуктах. На данный момент лишь он сдерживает развитие отрасли, так как предполагает ответственность за распространение таких продуктов.

Важным фактором для экономического успеха экологического производства является информированность общества. В 2001 году была введена «печать Bio» Евросоюза для обозначения продуктов, которые произведены по европейским правилам экологического земледелия. Это «печать» уже завоевала известность в Германии.

Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды (DBU)

В рамках государственной природоохранной программы стоит упомянуть «Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды» - самый большой экологический фонд Европы. Он оказывает грантовую поддержку экологическим проектам. С момента своего создания в 1991 году на гранты было выделено более 1 млрд. евро. Помимо грантов, DBU каждый год присуждает «Немецкий приз окружающей среды» в размере 500 тысяч евро.


Основные общественные экологические организации

В Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (Союз охраны окружающей среды и природы Германии) и NABU (Союз охраны природы Германии).

Эти организации оказывают существенное влияние на принятие экологически значимых решений в Германии, так как действуют на высоком научном уровне по всей стране. Истории BUND и NABU сходны: их природоохранная деятельность охватывает множество регионов и земель уже около 20-30 лет; они занимаются самыми разными вопросами от локальных мероприятий до проблем глобализации и изменения климата.

В результате антиатомного движения 1968-го года и пацифистского движения 70-80х широко развилось общественное движение, объектом критики которого является распространенная точка зрения о приоритете экономики перед экологией. Сторонники этого движения, как правило, и составляют большую часть природоохранных союзов. Сами союзы считаются открытыми для вступления: каждый, в силу своих умений, знаний и навыков, может стать членом союза на местном или национальном уровне. Такой вид, чаще всего неоплачиваемого, участия в Германии называется Ehrenamt - «долг чести».

Для того, чтобы стать членом природоохранного союза, не обязательно вести очень активную деятельность. Значительная часть членов ограничивается уплатой взносов и чтением корпоративной газеты. Тем не менее, именно эти членские взносы составляют около трети финансовых поступлений в организации. Если сравнивать BUND и NABU в отношении источников финансирования, то необходимо заметить, что NABU более открыт для сотрудничества и финансовой поддержки коммерческих компаний. При этом около 45 процентов бюджета союзов - это средства от пожертвований. Оба союза также получают деньги от проектов Министерства.


Законная возможность влиять на принятие решений

Немецкое законодательство предоставляет неправительственным экологическим организациям возможность участвовать в процессе принятия управленческих решений. К таким решениям относят, например, проекты новых улиц, железнодорожных путей, аэропортов, и.т.д. Ведомства могут использовать знания экспертов общественных организаций для того, чтобы реально представлять и оценивать ситуацию. Законы в Германии призваны сохранить равновесие интересов нескольких сторон, так как принимающие решения, как правило, находятся под давлением заинтересованных лиц, которые намерены получить выгоду от планируемого проекта.

До 2002 года возможности экологических организаций ограничивались в основном тем, что они могли получать информацию по проектам от ведомства, выражать свою критику проектов и предлагать какие-либо изменения. Но ведомство вовсе не обязано было реагировать на эту критику и вносить предлагаемые изменения в проект. Хотя на самом деле, пожелания экологических организаций часто учитывались. Ведь все понимали, что другого рычага давления у экологических организаций просто нет.

В 2002 году появился новый закон, который расширил возможности экологических общественных организаций, - «иск обществ». Благодаря ему у общественных организаций появилась возможность подавать иски в суд при выявлении нарушений экологического законодательства. Прежде иски в суд принимались только от частных лиц, так как обычно причиной было нарушение прав личности на здоровье или собственность. Сейчас же природоохранные общественные организации смело могут выступать в качестве «адвокатов природы».

Но в действительности закон работает не так однозначно. С одной стороны, Бундестаг неоднократно принимал так называемые «законы ускорения», которые ограничивали участие организаций в процессах планирования, особенно в транспортных проектах. С другой стороны, с 2003 года существует директива Европейского парламента об участии общественности и Орхусская конвенция, которые предусматривают широкие права населения на информацию и предоставляют больше возможностей для жалоб и исков. Официально эта директива вступила в непосредственное действие только 25 июня 2005 года. Сейчас одновременно действуют и национальные законы, и европейские правила. А новая правительственная коалиция, очевидно, не намерена продолжать внедрение гражданского участия в процесс планирования и принятия решений.

Что принесет новая власть экологии?

Зелёная партия является партнером правительственной коалиции, но все же не членом правительства Германии, как раньше. Поэтому пока неясно, будет ли продолжаться политика природоохраны, которая осуществлялась в последние годы. Но коалиционный договор новых правящих партий Германии предусматривает сохранение основных достижений предыдущих правительств в экологии. ХДС признает, что план отказа от атомной энергетики остается на повестке дня, и настаивает на том, чтобы он был открыт для обсуждений.

Добровольный экологический год в Германии – так называется государственная волонтерская программа, по которой молодые люди участвуют в осуществлении экологических проектов. Это своего рода молодежный экологический лагерь, куда съезжаются люди со всего мира, чтобы общаться по-немецки и привнести свой вклад в дело по защите окружающей среды .

Программа длится с 1 сентября до 31 августа последующего года, но в некоторых случаях она продлевается до полутора лет (максимум) или сокращается до 6-ти месяцев (минимум). Начинать поиски места работы нужно уже зимой. В рамках программы участники работают по 38,5 часов в неделю, что соответствует восьмичасовому рабочему дню. Помимо обычной работы, волонтеру требуется принять участие в обязательных семинарах. Время, проведенное на семинарских занятиях, засчитывается как рабочее. Участникам предоставляется бесплатный проезд до места проведения семинара, бесплатное жилье и питание, участие в культурной программе.

Выбрать регион Германии и характер работы по программе вы можете самостоятельно. Это может быть:

  • работа с несовершеннолетними, которым необходимо экологическое воспитание
  • уход за экосистемами, работа с картами и измерительным оборудованием
  • работа в заповеднике, уход за животными и растениями
  • сельское хозяйство
  • лесное хозяйство
  • работа в административных организациях
  • лаборатории
  • защита атмосферы
  • свободная этическая реализация товаров и т.д.

Что необходимо для того, чтобы стать волонтером?

  • интерес к природе и охране окружающей среды
  • готовность реализации новых идей
  • общительность, нацеленная на сотрудничество
  • исполнительность

Участникам предоставляется:

  • денежные средства на карманные расходы в размере 180 евро в месяц
  • бесплатное проживание или компенсация на жилье, если принимающая организация не имеет возможности обеспечить им участников
  • бесплатное питание
  • оплачиваемая страховка: медицинская, пенсионная, по безработице и от несчастных случаев
  • оплачиваемый отпуск продолжительностью 26 рабочих дней
  • униформа, инструменты, оборудование, материалы
  • пособия для сирот и членов многодетных семей (предоставляется в большинстве случаев).

Условия для участия в программе:

  • знание немецкого языка на базовом уровне. Перед получением рабочего места претендент проходит собеседование, в результате которого работодатель убеждается в том, что вы заинтересованы в работе и можете нормально общаться по-немецки
  • общее среднее образование
  • возрастные рамки 16-27 лет

Если вы не уверены, что сможете продемонстрировать достаточное знание немецкого языка, это не повод отказываться от участия. Программой предусмотрены такие места работы, в которых немецкий язык можно знать на элементарном уровне. Важно лишь суметь грамотно написать письмо своему будущему работодателю и поддерживать с ним переписку.

Наши услуги:

В настоящий момент мы не оказываем услуг по данной программе.
Данная статья является сугубо информативной.

Туристы в Германии всё чаще выбирают экотуризм. «Мягкий туризм», био-отели, отпуска без автомобиля — становятся у немцев всё популярнее. Постепенно к людям приходит понимание необходимости защиты окружающей среды. Немецкий экотуризм зародился сто лет назад — в альпийском горном массиве Берхтесгаден (Berchtesgaden). На Королевское озеро (Königssee) и сегодня съезжаются многочисленные туристы. Люди отдыхают в национальном парке […]

Туристы в Германии всё чаще выбирают экотуризм. «Мягкий туризм», био-отели, отпуска без автомобиля — становятся у немцев всё популярнее. Постепенно к людям приходит понимание необходимости защиты окружающей среды.

Немецкий экотуризм зародился сто лет назад — в альпийском горном массиве . На и сегодня съезжаются многочисленные туристы. Люди отдыхают в национальном парке вокруг величественного горного озера. Туристы катаются по изумрудным водам Кенигзее на маленьких лодках, любуясь окрестными лесами и отражениями горных вершин. Здесь не услышишь шумных моторов – небольшие лодки с электродвигателями везут отдыхающих на экскурсии к главным достопримечательностям Берхтесгаденских Альп. В год здесь отдыхают до полумиллиона человек. Местная туристическая индустрия не наносит ущерба экологии.

Нововведение на Королевском озере принадлежало принцу-регенту Леопольду Баварскому . Более века назад регент запретил использовать здесь устаревшие весельные лодки и приказал заменить их малыми электрическими судами. Сегодня на Кенигзее туристов обслуживают восемнадцать лодок с тихими электродвигателями. Маленький озёрный флот стал важным элементом экологического туризма Берхтесгадена. Этот регион вместе с курортом Бад-Райхенхаль входит в сообщество «Alpine Pearls» .

В 2008 году 21 альпийская курортная зона из шести государств (Австрии, Германии, Италии, Словении, Франции и Швейцарии) получила премию «Ecotrophea» . Эту международную премию Германский союз туризма присуждает за совмещение устойчивого туризма с образцовой охраной экологии и климата.

У таких туристических зон разработана своя философия отдыха. Туристы приезжают на экологичных видах транспорта (на поезде). Региональные поезда Берхтесгадена провозят туристов по курортным картам. Для доставки на место отдыха люди пользуются рейсовым автобусом или берут напрокат велосипеды.

«Alpine Pearls» демонстрирует всему миру – защита окружающей среды должна стать приоритетом в сфере туризма, а Германия может быть лидером в этой области. Исследованием связи изменений климата с развитием устойчивого туризма занимается Эдгар Крайлькамп – профессор Люнебургского университета. Он считает, что Германия, как инициатор обсуждения этой темы, может и дальше успешно разрабатывать направление. По данным исследований, на долю международного туризма приходится пять процентов от общего количества выбросов парникового газа.

Фонд окружающей среды WWF провёл исследование общественного мнения о влиянии «туристического следа» на климат. Опрос показал, что почти половина респондентов могли бы, с целью сохранения экологии, выбирать место отдыха неподалёку от местожительства. Подсчитано, что немцы, отдыхающие в своих широтах, оставляют «след» на климате, в количественном выражении СО2, примерно в пять раз меньше, чем их соотечественники, путешествующие на Балеарские острова. Отпуск в Германии проводят более 30% немцев. Из южных немецких земель для отдыха чаще выбирают Баварию; из северных территорий немцы предпочитают Мекленбург-Переднюю Померанию.

Союз по туризму начал осуществлять в этой северной федеральной земле оригинальный экопроект «лесных акций» . Каждый отдыхающий символически покупает дерево – так создаётся «климатический лес». Одна «лесная акция» продаётся за 10 €. Одно дерево поглощает выбросы СО2, созданные семьёй за две недели отпуска (сюда входит не только транспорт, но и питание, проживание, любая активность). Посадить купленное дерево можно собственными руками. «Акции» пользуются спросом – продано уже 7,5 тыс. штук – а это 7,5 га новых «климатических лесов».

Экотуризм в Германии сегодня в тренде, идею подхватили многие отели и туристические фирмы. Шварцвальдский отель «Фельдбергер хоф» первым установил энергосберегающие приборы, сделав ставку на экономию воды и энергии. Устаревшую мазутную отопительную систему заменили экономичным блочным отоплением. За год на 600–700 т сократились выбросы СО2, удалось сэкономить 300 тыс. л мазута.

Deutsche Bahn организует велосипедные и пешеходные экскурсии по заповедникам. В программу «Маршрут – Природа» входят семнадцать заповедников и национальных парков.

Ещё одна инициатива в сфере «мягкого туризма» — туристическая марка «Viabono» . Федеральное министерство вместе с Федеральным ведомством окружающей среды в 2001 году создали добровольное объединение отелей, квартир и кемпингов, туристических коммун и ресторанов Германии (всего инициативу поддержали 350 объектов). Все эти организации и частные лица объединились для развития устойчивого туризма и охраны природы.

В объединение «Форум альтернативных путешествий» вошли 140 германских организаций (даже туроператоры, находящиеся за рубежом). Их целью также стало развитие устойчивого туризма.

В компании Berliner atmosfair GmbH отпускникам предлагают компенсировать вред климату, нанесённый авиаперелётом. Этой цели служит сертификат «atmosfair». Деньги, вырученные за него, идут в развивающиеся страны, на осуществление проектов по ВИЭ. Всего создано 14 проектов, направленных на защиту природы и климата в туристических государствах по всему миру.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Земля (по нашему - область) Северный Рейн - Вестфалия имеет площадь, в два раза меньшую по сравнению с Башкирией, но по ней протекают две большие европейские реки - Рейн и Рур и эта область является основной частью знаменитого Рурского угольного месторождения. Дуйсбург - -город сталеваров (1\3 мирового производства стали) и угольщиков, родина Герхарда Меркатора (16 век)- составителя первых карт мира и создателя системы географических координат.

Мегаполис занимает площадь в 320 кв км, из которых 47 покрыты парками, 21 кв. км заняты 165 реками, каналами и гаванями и 589 гектаров озерами. Дуйспорт - самый крупный речной порт мира, а его международный логистический центр для перевалки грузов действует на территории в 200 гектаров между портом и железной дорогой.

Анализ картографического материала и результаты осмотра города с разных точек, в том числе с верхней площадки коксовой батареи высотой в 75 метров, показали, что город стабильно развивается по оптимальному градостроительному плану, основной задачей которого является создание комфортных условий для проживания и труда людей. Удивительно- нет привычных российскому глазу автомобильных пробок, хотя дороги 1-2 полосные, а по узким улицам еле разъезжаются две легковые машины. Объясняется этот феномен просто: в городе не принято строить «спальные» микрорайоны с «китайскими стенами» многоэтажек (нет наплыва частных машин в часы пик), очень зеленые жилые массивы из 2-3этажных домов разделены парками и скверами. Дорожная сеть имеет четкое светофорное регулирование, обязательную ярко-белую разметку и оптимальные развязки и путепроводы. При этом тротуарные бордюры - очень низкие, а сами пешеходные тротуары имеют выложенные красной брусчаткой велосипедные дорожки. Кстати, велосипед, как средство передвижения, очень моден среди жителей, а взять напрокат железного коня на мускульной тяге можно прямо на уличных стоянках, оплатив аренду по интернету. И еще одно примечательно- уложенный по специальной технологии «беззвучный» асфальт на дорогах и применяемые массово противошумовые экраны на автомагистралях позволяют защищать объекты придорожного сервиса и жилые дома от шума и вибраций.

Автозаправочные станции располагаются на расстоянии даже 20-ти метров от жилых домов. Стоимость бензина, конечно, в два раза выше, чем у нас в России, но, видимо, качество моторного топлива жестко контролируется государством, и жалоб жителей на опасное соседство и запах углеводородов, как правило, нет. Хорошо развит общественный электротранспорт, а наличие сети речных каналов позволяет иметь рядом с домом собственную яхту для передвижения по городу.

Наша совместная с яхтсменами 8-километровая прогулка с веслами на каноэ по городским каналам показала относительную чистоту речной воды, полное отсутствие бытового мусора на благоустроенных берегах. Удалось даже визуально пообщаться с цаплей, парой белых лебедей и дикими утками, которым не мешает интенсивное движение барж и сухогрузов по каналам и обилие ярко раскрашенных мостов над ними.

Центральная улица Дуйсбурга с фонтанами, кафешками и торговыми центрами –местный бродвей, вообще запрещена для движения автомашин, что вкупе с вышеизложенным позволяет не ощущать привычной нам загазованности атмосферы.

Нельзя сказать, что дворы в жилых кварталах просторны, однако весьма уютны, благоустроены и все необходимое, от кафе и магазинов до аптеки и парикмахерской, находится буквально в шаговой доступности.

Кстати, заметили мы и ностальгическую картину как-бы из нашего советского прошлого: прямо в центре города вдоль железной дороги утопают в цветах небольшие дачные участки с временными жилыми постройками, коих в нашей стране - великое множество в охранных зонах железнодорожных магистралей.

А из окна нашей гостиницы видна крыша соседнего делового центра, на которой размещена автостоянка и ярко-зеленая лужайка для релаксации персонала. И вообще, город интенсивно застраивается модерновыми зданиями из стекла, металла и бетона, но с учетом соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и создания им комфортных условий труда и быта.

Вот такие условия жизни достопочтенных бюргеров в промышленном немецком городе.

Зеленая революция- как это было

От общественной активности к экологической политике за 40 лет.

Так можно кратко сформулировать эволюцию экологического сознания среди всех слоев общества в Германии. Именно на 40 лет мы, россияне, отстаем от этой передовой в плане комфортности жизни (что включает в себя и состояние окружающей среды) европейской страны и именно ее путь нам предстоит пройти ускоренным шагом, ибо времени у нашей цивилизации на раскачку уже не осталось и это, думаю, подтвердит предстоящая всемирная конференция по устойчивому развитию в Рио- де – Жанейро.

В 70-е годы немецкие бюргеры, неплохо зарабатывающие на сталелитейных заводах, вдруг задумались над проблемами собственного здоровья, слишком урбанизированной среды, загрязненных сверх меры земель и вод, уничтожения лесов. В середине 70-х годов прошлого века, к примеру, рыба в Рейне полностью исчезла и в речной воде, мрачно пошутил сопровождающий нас бургомистр, можно было проявлять фотопленку, настолько вода была прохимичена. И тогда население стало создавать общественные экологические организации, которые через массовые акции, через прессу, через своих депутатов стали поднимать экологические проблемы и требовать их решения. Поскольку уже в то время демократические институты в германском обществе успешно действовали, общественное мнение за 10-15 лет трансформировалось в политические и правовые решения, а затем и в конкретные программы по оздоровлению окружающей среды, продолжающиеся по сей день. Итак, к 1995 году в Германии возникла политика «чистого производства». И даже местные мультимиллионеры прониклись это идеологией, проявляя не только патриотическое желание платить дань природе, но и поддерживая гражданские природоохранные инициативы.

Перед промышленными компаниями были поставлены жесткие условия: или соблюдаешь требования охраны природы и здоровья населения или платишь огромные штрафы и становишься неконкурентоспособным, вплоть до закрытия. К примеру, в середине 90-х годов одно из крупных металлургических предприятий компании «ТиссенКрупп» было продано владельцем государству за 1 немецкую марку с последующей санацией территории, а спустя еще несколько лет второй сталелитейный комбинат - за 1 евро и на его месте сейчас крупнейший логпорт. А на месте современного крупного супермаркета «ИКЕА» ранее размещалось коксохимическое производство. Земля на территории предприятий была пропитана тяжелыми металлами и прочими вредными веществами иногда на 3 метра и этот слой грунта приходилось снимать и захоранивать на гидроизолированной основе с последующей рекультивацией сверху чистыми почво-грунтами, залужением и высадкой деревьев. Такие рукотворные курганы мы наблюдали даже на берегу Рейна.

Программа с лирическим названием «Зеленое и голубое» (лес и вода) стала одной из главных программ городских властей.

Охрана природы по инициативе населения - приоритет в политике муниципалитета, власти региона и федерального центра и уровень общественного экологического контроля граждан не снижается по сей день, поскольку экология стала престижной деятельностью, а симптомы изменения климата в Европе уже налицо.

Активно работают такие общественные организации, как «НАБУ», «БУНД», « Гринпис» и множество иных организаций и инициативных групп, чья деятельность в большей степени поддерживается государством. Именно общественность влияет на экологический имидж фирм и компаний, лишение которого для «грязных» производств означает стопроцентное банкротство в ближайшей перспективе.

Одним из важных инструментов взаимодействия общественности и органов власти являются общественные экологические советы и комиссии, созданные либо при партийных организациях и соответствующих депутатских фракциях, либо при обербургомистре, природоохранных ведомствах и даже при федеральном канцлере.

Контроль за предприятиями «снизу» от населения, дополняет контролем властей «сверху», стимулируется давлением на национальное правительство со стороны Евросоюза.

Наверное поэтому, в экологической отрасли экономики страны задействовано около 10 % населения, а профессия эколога престижна. Так, молодой специалист, пришедший на работу в природоохранную службу, имеет зарплату в размере около 3000 Евро.

Экологический контроль в действии

В отличие от России, в Германии сохранен трехуровневый экологический контроль со стороны вертикали власти. Это муниципальный, региональный и федеральный уровни. В муниципальной службе по охране окружающей среды в штате около 100 специалистов, разделенных функционально по нескольким отделам. Помимо контроля за состоянием вод, лесов, животного мира, санитарного контроля, экомониторинга, контроля безопасности продуктов питания, муниципальный департамент выдает разрешения на природопользование, согласовывает санитарно-защитные зоны, управляет движением малоопасных промышленных отходов, обеспечивает экологической информацией население, организует публичное обсуждение проблем и проектов. Есть и основной документ- экологический паспорт города, в соответствии с которым и принимаются градостроительные решения.

Нам не удалось заметить ни одного берегового выпуска сточных вод (в том числе ливневых стоков), что привело к выводу о наличии только донных рассеивающих выпусков. Все сбросы согласованы и жестко контролируются аналитическими службами, как и зоны санитарной охраны питьевых водозаборов. Визуально вода в каналах и реках не имеет ни поверхностной нефтяной пленки, ни плавающего мусора, и ее прозрачность составляет примерно 1 м. Кстати, скорость течения воды в Рейне в два раза выше, чем в нашей Белой реке и купаться на основном русле реки категорически запрещено, да и интенсивное судоходство на Рейне делает это очень опасным развлечением. Именно из-за скорости течения иловые отложения выносятся в основном русле во взвешенном состоянии в соседнюю Голландию.

Региональное министерство экологии Земли «Северный Рейн-Вестфалия», любезно представившее нашей делегации теплоход для прогулки по Рейну (с демонстрацией отбора проб донного ила), предоставило также результаты анализа проб речной воды и донных отложений, показывающие ретроспективную годовую динамику снижения степени загрязненности этого трансграничного европейского водотока. Однако, фоновые концентрации по отдельным ингредиентам все еще высоки. Так, последние анализы показали содержание титана - 8 мг\л, ванадия- 1,1 мг\л, циклогексана -5 мг\л, \натрия -27 мг\л. Региональных экологов в последние годы беспокоит рост в реке и иле содержания медикаментозных препаратов, применяемых населением и не улавливаемых на очистных сооружениях. Влияние этих веществ, особенно при их химическом взаимодействии, на организм человека очень слабо изучено. Так, последние показатели в речной воде по метапрополу -0,11 мг\л. А вообще, аналитическим контролем водной среды охвачено около 300 видов веществ и соединений.

Система оповещения при аварийных сбросах вредных веществ в бассейн Рейна - это отдельная песня, весьма оперативно исполняемая всеми составляющими этой системы. В случае обнаружения несанкционированного сброса гражданин (и это не считается доносительством, поощряется всеми способами) тут же звонит в водную полицию и в течении нескольких минут на указанное место выезжают специалисты, проводят экспресс-анализ пробы воды и в случае подтверждения немедленно сообщают во все заинтересованные службы на всем протяжении реки ниже по течению, сопровождая пятно загрязнения и пытаясь его локализовать и обезвредить. Аналогично - при установлении экстремального загрязнения государственными аналитическими службами. Виновник сброса в результате получает серьезные штрафные санкции, вплоть до приостановки производства.

Серое дымное небо Рурского региона - в прошлом

Нашей группе не могли не включить в программу посещение современного сталеплавильного комбината и почти полный день мы провели на коксовых установках и доменных печах фирмы «ТиссенКрупп», занимающей уже 400 лет 9 кв. км береговой полосы Рейна в центре города Дуйсбурга и ныне выпускающей 12 млн стали в год. Главные специалисты комбината провезли нас по всей территории, продемонстрировали весь технологический процесс подготовки кокса и варки стали, ответили на все наши вопросы. Больной вопрос - выбросы предприятия в атмосферу, решен в 2003 году внедрением дорогостоящей новой технологии подготовки кокса, что позволило сократить объем выбросов на 90%. Все стационарные источники выбросов оснащены датчиками –анализаторами, передающими информацию в режиме «он-лайн» в диспетчерскую муниципальную службу, которая может оперативно реагировать в случае нештатных ситуаций. При неблагоприятных метеоусловиях (штилевой погоде) или аварийных ситуациях вводится режим ограничений выбросов и это контролируется внутризаводской экологической службой со штатом в 20 специалистов и системой видеонаблюдения на предприятии. Кстати, в городе действуют 9 автоматических станций по экологическому мониторингу атмосферного воздуха, а также 114 пунктов автоматического замера содержания пыли в городской атмосфере.

Конечно, в санзоне предприятия остались еще жилые дома и предприятие имеет программу переселения 5000 жильцов в новые квартиры в течении 10 лет.

Комбинат имеет замкнутую систему водообеспечения и водооборотная система нуждается только в подпитке. Очистка сточных вод перед сбросом в Рейн, по заверениям сопровождающих нас специалистов, позволяет использовать эту воду повторно.

Отходы производства используются в строительстве, для отсыпки оснований дорог и для выработки минеральных удобрений.

Вид, открывшийся нам с высоты коксовой батареи в 75 метров, впечатлил полным отсутствием выбросов из дымовых труб комбината. Выброс пара наблюдался только из градирен и при разовой загрузке подготовленного кокса в доменную печь. Автоматика коксохимического производства позволяет периодически обсуживать одновременно несколько десятков коксовых печей, причем в автоматическом режиме. Кстати, поинтересовались образованием и заработной платой оператора коксовых печей, контролирующего производственный процесс в основном через компьютер. Курсы повышения квалификации при базовом среднем образовании и 2, 5 тысячи евро в месяц. Неплохо для специалиста такого уровня.

Высокий уровень производственной культуры подтверждается смелым, продуманным и ярким дизайнерским оформлением технологических установок, строений и прилегающей территории. Разноцветные стены цехов и труб неплохо сочетаются зелеными лужайками, цветниками и аллеями из деревьев, заботливо укрепленных поставками от сильного ветра. И даже заводская столовая больше похожа на ресторан.

Однако, нарисованная нам красивая картина природоохранной деятельности комбината показалась местами слишком гламурной, в чем и пришлось убедиться спустя несколько часов, увидев со стороны, что пара недействующих при нашем визите дымовых труб «ТиссенКрупп» слегка закурились легким дымком. Ну что ж, это нормальное желание показать российским журналистам только лучшее, чем располагает предприятие.

И хотя в жилой зоне города много промышленных предприятий, небо Рура не идет ни в какой сравнение по цвету и глубине с атмосферой над нашими городами Уфой, Стерлитамаком, Салаватом, Магнитогорском, Челябинском и многими другими промышленными центрами, большую часть года имеющими на собой шапку смога.

Ландшафтный технопарк –сочетание противоположностей

Проблема ликвидации накопленного экологического ущерба очень остро стоит в России, но к ее разрешению мы только подбираемся мелкими шашками. В Германии этот вопросы поэтапно решается уже два десятилетия. Как отмечено выше, ряд крупных комбинатов полностью снесены с зачисткой освобожденной территории. Некоторые предприятия частично дорабатывают на минимальной мощности, а на санированной территории разбиты парки и аттракционы. При этом нередко часть заводских стен оставляют как символ индустриализации и раскрашивают их причудливыми цветными рисунками в стиле «граффити». Так, уютное кафе « У козы» на желто-песочном пляже с парком и небольшим стадом деревянных баранов, вечерними гостями которого нам пришлось стать, возведено на бывшем речном причале сталепрокатного завода.

Но самое удивительное из увиденного - это уникальный индустриальный парк, раскинувшийся на площади в 200 га, ранее занятой сталеплавильным комбинатом. Это пример не просто санации территории, но и ее успешного коммерческого использования. Вся инфраструктура комбината, вплоть до коксовых и сталеплавильных печей оставлена без изменения, но приспособлена... для отдыха горожан, по сути превращена в рекреационную зону.

Так, огромная доменная печь оснащена металлическим лестницами и смотровыми площадками, и используется не только для лицезрения прекрасного городского ландшафта, но и как практическое пособие для групп студентов. Бункера для хранения угля со стенами и бетонными башнями высотой в 10 метров оборудованы под 3000 скалолазных маршрутов с соответствующими приспособлениями, под клумбы ярких и разнообразных цветов (есть даже зал Королевы цветов), для проецирования на бетонную стену слайдов и видеофильмов о природе.

Есть даже детские горки, песочницы с ручными экскаваторами из нержавейки, спортивные площадки.

В помещение бывшей насосной (где оставлены большие агрегаты) утеплена крыша, установлены амфитеатром кресла на 800 мест, смонтирована уникальная компьютерная подсветка и здесь, в бывшем производственном цехе с бетонными стенами и прекрасной акустикой проводятся концерты знаменитых музыкантов и представления гастролирующих и местных театров. В просторных фойе этого театра рядом с остановленными навечно генераторами - барные стойки и эти помещения используются властями города даже для официальных приемов.

В большом стальном резервуаре из - под топлива объемом в 5000 кубометров оборудован... бассейн, на дне которого - остов вертолета и небольшого катера. Бассейн используется для тренировок спасателей и спортсменов-дайверов.

Сталепрокатный цех имеет дину 180 метров и этот зал на 4,5 тысячи мест предназначен для проведения партийных съездов, выставок автомашин и в нем выступал даже знаменитый иллюзионист Д. Копперфильд.

Спортивные площадки и зеленая зона ландшафтного технопарка используется для иных массовых культурных и спортивных мероприятий горожан. Кстати на его территории обитают 1800 видов животных, обсуживают все это около 300 человек и ежегодный бюджет парка составляет 5 млн Евро.

Отходы - в доходы

Коммунальная служба Дуйсбурга занимается ремонтом дорог и дорожной инфраструктуры, освещением, содержанием канализационных сетей, обслуживанием мостов, но самых основной ее функцией является управление твердыми бытовыми отходами. 28 филиалов этого предприятия принимают различные виды отходов от населения. Так ртутные лампы и приборы, отходы бытовой химии, батарейки сознательное население приносит и сдает бесплатно, но за прием асбестсодержащих бытовых отходов (шифер, трубы, шнуры, прокладки) жителям приходится платить (270 Евро за тонну), поскольку применение асбеста в Германии запрещено и такие канцерогенные отходы хранятся в специальной таре.

Кстати, за плату (сверх одного комплекта из 5 автошин от 1 жителя) сдаются также изношенные автошины, которые после переработки используются в цементном производстве.

Для отходов стекла и стеклотары предусмотрены три вида контейнеров (для разного цвета стекла), которые в количестве 320 штук, установленных в микрорайонах, периодически выгружаются в специальные автомашины. Это один из двух сортируемых бытовых отходов (второй - бумага и картон), для которого предусмотрены спецтранспорт и спецконтейнеры.

Все остальное обязательно сортируется в основном на стадии сбора. В городе установлено 102 тысячи контейнеров для общего мусора и 32 тысячи - для бумаги. В офисах крупных компаний - большие контейнеры с электронным учетом видов отходов.

Экономический механизм стимулирования работает эффективно.

Граждане ежемесячно вносят налог на мусор. Кроме этого в магазинах установлены автоматы для приема стеклянной тары, батареек, пластиковых ПЭТФ-бутылок и алюминиевых банок. К примеру, стоимость сданной бутылки – 25 центов и эту сумму можно вычесть из стоимости сделанной в магазине покупки. Стеклянная оборотная тара может использоваться не более 25 раз, после чего идет на утилизацию.

Конечно, все это не решает проблему полной сортировки мусора, которая производится на сортировочных станциях в основном в автоматическом режиме.

Особый порядок работы со сбором ртутьсодержащих изделий. Ртутные градусники бесплатно принимает любая аптека, а лампы регулярно собирают в жилых кварталах специальные экомобили. Датчики на ртуть установлены на всех сортировочных комплексах, и на практике бывали случаи автоматической остановки конвейеров на сортировочных станциях из-за обнаружения паров ртути в мусоре с последующей демеркуризацией помещений.

Таким образом, для использования в качестве вторичного сырья идет примерно 50 % поступающих бытовых отходов, остальное - на мусоросжигательные заводы с современной очисткой выбросов от диоксинов и фуранов (их стоимость -20% от основного производства) и выработкой энергии от сжигания. Но отечественного мусора для полной загрузки заводов, как правило, не хватает и приходится завозить его из соседних стран (Италии). В то же время отходы бумаги и картона (отсортированные друг от друга) везут автотрейлерами в соседнюю Голландию для переработки и это считается выгодным. Кстати, ежемесячная зарплата мусорщиков:1500 -2000 Евро. Ежегодный оборот коммунального предприятии по отходам составляет 216 млн Евро и в обращении находятся до 10 тысяч видов отходов. Прибыль, приносимая переработкой отходов 400 занятыми в этой сфере сотрудниками предприятия, составляет до 70 млн Евро в год

До 70-х годов Дуйсбург имел проблему несанкционированных многочисленных свалок отходов, но сейчас это уже большая редкость, так как жители или видеокамеры мгновенно сигнализируют органам контроля и виновника быстро находят и наказывают. И что интересно, если жители вынесли на контейнерную площадку неотсортированный мусор, то коммунальшики его просто не забирают. А при переезде в новую квартиру весь ненужный домашний хлам коммунальная служба забирает бесплатно своим транспортом.

Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды

Увы, но в чем- то мне жаль жителей Дуйсбурга. Если у нас в России пока еще можно выехать на берег реки, бесплатно порыбачить, развести костер и отдохнуть на дикой природе, то в европейских странах это невозможно, так как высока плотность населения и у каждого клочка земли есть свой хозяин.

Ознакомление с функционированием особо охраняемой территории (типа нашего заказника) на излучине Рейна это нам и доказало. Конечно, автомобильное движение на его территории запрещено и там можно только прогуливаться или ездить на велосипеде. Из представителей животного мира нам попались навстречу только десяток зайцев (а может быть и кроликов), и продемонстрированы чучела нутрии, совы и зимородка.

Растительный мир представлен, помимо лесополос, очень бедно, что и немудрено, так как большая часть полей используется для сенокоса. Охраной заказника занимается по договору с администрацией города... фермер, чье обширное хозяйство, включая лошадей и овец, занимает значительную часть данной территории. Однако, увы, это экологически чистое аграрное производство, похоже, находится в финансовом тупике.

К слову сказать, надзорные органы Земли «Северный Рейн-Вестфалия» запретили употреблять в пищу печень диких животных ввиду наличия в ней опасного количества вредных веществ, а в молоке и яйцах фермерских хозяйств обнаружены диоксины.

Такую урбанизированную природу конечно нельзя назвать настоящей и у горожан, к сожалению, нет возможности провести выходной день в первобытных экологически чистых условиях, но зато есть возможность съездить на пару дней, к примеру, на побережье Северного моря в Голландию или на слетать на Карибы.

Новые технологии – прорыв в будущее

Крупнейший в Европе институт экологических и энергосберегающих технологий расположен как раз в Дуйсбурге и мы, разумеется, не могли не посетить его. Институт имеет солидную научно-производственную базу, 150 штатных сотрудников и 10 млн Евро годового оборота. К числу основных его задач относится разработка и внедрение экологически эффективных технологий, позволяющих минимизировать вред окружающей среде промышленными предприятиями. К примеру, очистка дымовых газов с применением наноматериалов, обезвреживание отходов фармацевтической промышленности в сточных водах, переработка отходов, опреснение и очистка воды, регенерация использованных активированных углей, стендовые испытания и сертификация фильтров и т.д. Экспресс - ознакомление с разработками института позволило сделать вывод о необходимости сотрудничества с этим учреждением. Особенно заинтересовала нашу делегацию технология утилизации жидкокристаллических экранов телевизоров с извлечением редкоземельного металла - индия.

Весьма перспективны в России также продемонстрированные нам в Центре эффективности технологии отопления геотермальными водами, электронных систем контроля освещения и передвижения в офисах, строительства и эксплуатации энергосберегающих «умных домов». Кстати, Германия стала мировым лидером в «зеленом строительстве» и имеет уже целые поселки с ветроэнергетическими установками и солнечными батареями, не нуждающихся во внешних энергетических источниках.

Лестница в небо как символ стремления к высотам прогресса

Желтая металлическая лестница высотой в 50 метров, уходящая в небо Дуйсбурга над его центральной улицей, символизирует стремление города достичь невозможного и многое из этой мечты стало реальностью. Мы, россияне, увидели, какими должны стать наши промышленные города в ближайшем будущем, если, конечно, приложим все усилия, чтобы максимально использовать опыт природоохранной работы Германии и других продвинутых европейских стран. Для этого бренды наших городов должны содержать в себе заботу о человеке, а не наличие определенной отрасли промышленности (к примеру- «Уфа- город нефтехимии». Оптимальный компромисс между экономикой и экологией возможен, как показал пример Дуйсбурга, и у Германии есть чему поучиться.

В практическом же плане, результатом этой поездки для меня стало не только получение знаний, но и возможность продолжения сотрудничества с городом для углубленного ознакомления нашими предпринимателями системы управления отходами города, а нашими муниципальными сотрудниками - системы местного экологического контроля и управления. С администрацией города достигнуты предварительные договоренности об этом, а с Институтом экологических технологий - о создании инжинирингового центра в Уфе.

Александр Веселов,
председатель Союза экологов Республики Башкортостан

Уфа-Дюссельдорф-Дуйсбург

Зоны охраны окружающей среды в Германии

С недавнего времени на въездах в центр Мюнхена, Кёльна, Берлина и Ганновера можно увидеть знаки с надписью «Природоохранная территория». Таким образом немцы борются с загрязнением воздуха, которое является проблемой всех мегаполисов. Дизельные двигатели машин – вот одна из основных причин загрязнения окружающей среды. Мелкая пыль, содержащаяся в выхлопе, оседает в человеческих легких. В местах, где сконцентрировано много транспорта, эта пыль является серьезной опасностью для здоровья. Через два года машины, которые работают на дизельном двигателе, не смогут въехать в зону защиты окружающей среды. Сегодня же в эти зоны не пускают машины без специального знака-наклейки на переднем стекле. Эту наклейку не выдают владельцам автомобилей, которые причиняют окружающей среде самый большой вред. Это грузовые автомобили, дизели без специальных фильтров, машины с бензиновыми моторами, не оснащенные евро-катализаторами. Сегодня некоторым машинам выдается красная наклейка – через два года они не смогут попасть в зону. У обладателей зеленого и желтого знаков нет поводов для беспокойства. Существует огромное множество параметров, по которым оценивается степень вреда, причиняемого машиной. Информацию об автомобиле вносят в компьютер, затем специальная программа присваивает ему определенную категорию. Знаки-наклейки называются плакетки, их можно приобрести в автомобильных мастерских, на заправках, заказать по Интернету. Стоимость такого знака 6-19 евро. В Германии будет все больше подобных зон. К 2012 году планируется охватить более сотни городов. О создании таких территорий задумались также власти Барселоны и Лондона. Возможно, данный способ борьбы за чистоту приобретет популярность по всему миру.

Umweltschutz ist in Deutschland als gemeinsame Aufgabe von Staat und seine Bürger anzusehen. Environmental Protection Zone in Deutschland Kürzlich, an den Eingängen zu der Münchner Innenstadt, kann Köln, Berlin und Hannover die Schilder mit der Aufschrift "Schutzgebieten" zu sehen. So sind die Deutschen kämpfen Luftverschmutzung, die ein Problem in allen Städten. Diesel-Motoren sind Maschinen - das ist eine der wichtigsten Ursachen von Umweltbelastungen. Feinstaub im Abgas enthaltenen reichert sich in der menschlichen Lunge. In Bereichen, in denen viel Verkehr konzentriert, wird der Staub eine ernsthafte Gefahr für die Gesundheit. Nach zwei Jahren Autos, die auf Diesel laufen, werden nicht in der Lage sein, um den Bereich des Umweltschutzes geben. Heute tun in diesen Zonen nicht zulassen, die Maschine ohne einen besonderen Charakter Aufkleber auf der Windschutzscheibe. Dieser Aufkleber ist nicht für Besitzer von Autos, die den größten Umweltschäden verursachen ausgestellt. Das Lkw-Dieselmotoren ohne spezielle Filter, Maschinen mit Benzinmotoren, nicht mit Euro-Katalysatoren ausgestattet. Heute hat nur sehr wenige Maschinen einen roten Aufkleber - zwei Jahre später, können sie nicht in die Zone zu bekommen. Haben die Eigentümer der grünen und gelben Schildern brauchen keine Sorgen zu machen. Es gibt eine Menge von Parametern, auf denen der Grad der Schädigung durch die Maschine zu beurteilen. Informationen über das Auto in den Computer gemacht wird, wird ein spezielles Programm weist eine spezifische Kategorie. Signs Aufkleber sind sogenannte Plaques, können bei Kfz-Shops, Tankstellen, über das Internet bestellt erworben werden. Die Kosten für dieses Zeichen ist 6-19 Euro. In Deutschland gibt es mehr solcher Zonen. Bis 2012 ist geplant, mehr als hundert Städten zu decken. Über die Einrichtung einer solchen Bereichen wie die Behörden denken Barcelona und London. Vielleicht ist diese Methode der Kampf um die Reinheit zu gewinnen Popularität in der ganzen Welt.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.