Храм всех крымских святых. Таврида — сакральный центр Руси Собор крымских святых

Крым является колыбелью отечественного Православия . Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным. После него в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент, папа Римский.

Также в Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий , здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир .

С начала IV века и до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов , управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере. В среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью.

Вот имена святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 году «Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев» с таким рядом подвижников:

св. апостол Андрей Первозванный; св. Климент, епископ Римский; св. Василий, епископ Херсонесский; св. Ефрем, Епископ Херсонесский; св. Евгений, епископ Херсонесский; св. Елпидий, епископ Херсонесский; св. Агафодор, епископ Херсонесский; св. Еферий, епископ Херсонесский; св. Капитон, епископ Херсонесский; св. Мартин, епископ Римский; св. Стефан, епископ Сурожский; св. Иоанн, епископ Готский; свв. Кирилл и Мефодий, просветители славян; св. Евстратий, преподобный Печерский; св. Василий, епископ Сурожский; св. Савва, архиепископ Сурожский; благоверный Константин, князь Мангупский; св. Неизвестный по имени «Священник, Убитый Турками» и др.

Среди крымских архипастырей наших времен были выдающиеся личности, истинные подвижники благочестия. Епископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов, 1818-1882) 14 лет возглавлял Таврическую кафедру, значительно упрочил позиции Православия в Крыму, вёл активную работу по укреплению действующих и созданию новых приходов. При епископе Гурии открылась Таврическая духовная семинария, начал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости». Святитель похоронен в Симферополе, пользуется общенародной любовью и почитанием.

Архиепископ Димитрий (в миру - князь Давид Ильич Абашидзе, в схиме - Антоний, 1867-1942) с 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский. С начала Первой мировой войны служил священником Черноморской эскадры. В 1915 году возвратился на свою епископскую кафедру. Член Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в работе Временного высшего церковного управления на юге России. Последние годы провёл в Киево-Печерской Лавре. Похоронен у входа в Ближние пещеры.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский (Войно-Ясенецкий, 1877-1962), - выдающийся архиерей, профессор-хирург, автор фундаментальной монографии «Очерки гнойной хирургии», лауреат Сталинской премии и узник сталинских лагерей. С мая 1946 года и до своей кончины святитель Лука служил на Крымской кафедре. Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле крымского архиепископа, всенародное почитание подвигли священноначалие Православной Церкви на внимательное изучение его жизни и творений. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. К его мощам, покоящимся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя, с верою и любовью прикладывается множество людей. Имеется ряд свидетельств чудесных исцелений, когда людям, нуждавшимся в серьезных хирургических операциях, после молитвы у раки с мощами святителя они становились уже не нужны - больные выздоравливали. В 1997 году в Симферополе святителю Луке открыт памятник.

В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью.

Несомненно, кроме известных нам сейчас были и иные Богу угодившие святые люди, но исторических сведений о них еще не найдено. Надо ожидать времени, определенного неисповедимым промыслом Божиим, когда археологические изыскания, дадут новые исторические указания о неизвестных теперь святых.

Подготовил Матвей Славко

ДНИ ЧЕСТВОВАНИЙ ТАВРИЧЕСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Января 9 (22) - св. Василия, епископа Сурожского; февраля 14 (27) - св. Кирилла, епископа Моравского, в мире Константина; марта 7 (20) - свв. Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агофодора, Еферия и Капитона, епископов Херсонесских; марта 28 (10 апреля) - св. Евстратия, инока Печерского, мученика Корсунского; апреля 2 (15) - св. Саввы, архиепископа Сурожского; апреля 14 (27) - св. Мартина, епископа Римского, мученика Инкерманского; мая 21 (3 июня) - св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана; июня 26 (9 июля) - св. Иоанна, епископа Готского; июля 15 (28) - св. Владимира, во св. крещении Василия, князя Киевского; октября 4 (17) - св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана; ноября 25 (8 декабря) - св. Климента, епископа Римского, мученика Иикерманского; декабря 6 (19) - св. Елпидия, епископа Херсонесского, декабря 15 (28) - св. Стефана, епископа Сурожского; декабря 21 (3 января) - св. Капитона, епископа Херсонесского

Про Феодору Сурожскую

В Алуштинском храме во имя Всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех Крымских святых. Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, - это святая благоверная царица Феодора Сурожская .

«В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой», - сообщает нам один из греческих синаксарей (сборников духовного содержания с кратким описанием житий святых).

Царица и монахиня - редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе - нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы (ныне - Феодосия). В семье воспитывались также два брата-близнеца.

После смерти матери царевны Феодоры воспитание детей было доверено старцу Иоанну - настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, «…старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами…». Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты.

Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы - всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов - вот что было её излюбленным занятием. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени монашеский постриг, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя братьями-близнецами Ираклием и Константином (они не были ей родными по крови). С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: «Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя…».

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках.

Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: «Господи! Приими меня!» - ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает «кровавая скала». Местное предание гласит, что это - застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.

Собор Крымских святых
Память 15 декабря с.с.

«Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36).

Вся полнота Церкви Христовой торжествует ныне, прославляя подвиг святых Крымских чудотворцев. Поистине, неизмеримо славна наша благословенная Таврическая земля святостью своей. «Что касается до святых воспоминаний, то наша Таврия не уступает Афону» , - говорил святитель Божий , Архиепископ Херсонский и Таврический. «Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий» , - назидает нас святитель, сам немало потрудившийся для утверждения Святого Православия на земле нашей Богохранимой Тавриды.

Действительно трудно переоценить ту весомую лепту, тот неизмеримо высокий вклад, который внесли наши Таврические подвижники, проповедники и чудотворцы в просвещение светом Христовой истины восточнославянских и многих других народов. Уже в первом, апостольском, веке Слово Евангельской проповеди принес сюда святой апостол Андрей Первозванный. К этой же эпохе принадлежит христианская миссия , епископа Римского, принявшего мученическую кончину возле берегов Херсонесских. В четвертом веке в Тавриде действовало уже пять епархий. В 988 году в Крыму, в Херсонесе, принял святое Крещение Великий Киевский князь Владимир, обильно посеявший благодатные зерна Православия в нашем Богоспасаемом Отечестве. Всему православному миру хорошо известны имена святых бессребренников и чудотворцев , святой преподобномученицы Параскевы, святых равноапостольных , учителей Словенских, святого праведного воина , непобедимого адмирала воинства нашего. С особенным чувством вспоминаем мы их в этот прекрасный праздник! Особо следует сказать и о святителях Крымских, славных Божиих архиереях - и Савве Сурожских, Гурии (Карпове), и многих-многих других, подобно яркому духовному соцветию украсивших Тавриду подвигами просвещения Христианского, мученичества и исповедничества. Будем же учиться у них великому терпению, вере, любви, трудолюбию. Будем неустанно хранить в сердцах наших память об их нетленном подвиге: «Величаем вас, святии вси в земли Тавричестей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего» .
† Лазарь , Митрополит Симферопольский и Крымский

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня

Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 20 ноября / 3 декабря

Святые первых веков

(†62), память 30 ноября / 13 декабря
, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
(I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
(† между 138–161), память 26 июля / 8 августа
(†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
, память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
(†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
(†1015), память 15 / 28 июля
(†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
(†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
, архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
, епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик , иерей (†1938)

, протоиерей (†1938)
Священномученик , протоиерей (†1942)
, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик , протоиерей (†1940)
Священномученик , иерей (†1942)
Священномученик , иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.


Подводя итоги 2014 года, Владимир Путин сказал: «Крым имеет для России огромное цивилизационное и сакральное значение»

Сакральных центров Руси, слава Богу, немало. Однако вряд ли какая иная русская земля составит конкуренцию Таврической. Самое время напомнить об этом сегодня, 28 декабря, в праздник Собора Крымских святых, по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Симферополь­ского и Крым­ско­го Леон­тия (Гу­ди­мо­ва) и по бла­го­сло­ве­нию Патриар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на.установленный по благословению Святейшего патриарха Пимена в 1988 году.

День празд­но­ва­ния Собора Крымских святых был при­уро­чен к дню па­мя­ти свт. Сте­фа­на, ар­хи­епископа Су­рож­ско­го.

В Со­бор Крым­ских свя­тых вхо­дят:

  • Св. апостол Ан­дрей Пер­во­зван­ный († 62; па­мять 20 июня, 30 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Кли­мент I Рим­ский († 101; па­мять 30 ян­ва­ря, 22 ап­ре­ля, 10 сен­тяб­ря, 25 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Еф­рем Хер­со­нес­ский , епископ. († нач. IV; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ва­си­лий Хер­со­нес­ский , епископ. († 309; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ага­фо­дор Хер­со­нес­ский
  • Сщ­мч. Ев­ге­ний Хер­со­нес­ский , епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ел­пи­дий Хер­со­нес­ский , епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Ефе­рий Хер­со­нес­ский, епископ. († 324; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ка­пи­тон Хер­со­нес­ский, епископ. († по­сле 326; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Мар­тин I Рим­ский († 655; па­мять 14 ап­ре­ля)
  • Свт. Сте­фан Су­рож­ский , ар­хи­епископ . († ок. 750; па­мять 15 де­каб­ря)
  • Прп. Иоанн Готф­ский, епископ. († 790; па­мять 19 мая, 26 июня)
  • Свт. Сав­ва Су­рож­ский , ар­хи­епископ. († XII век; па­мять 28 декабря )
  • Свт. Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий), ар­хи­епископ Сим­фе­ро­поль­ский . († 1961; па­мять 29 мар­та)
  • Свт. Иустин (По­лян­ский) , епископ. († 1903)

Возглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный (6 г. до н.э. -30 ноября 60 г. н.э.), обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Его изгоняли из городов, избивали, в турецком ныне Синопе побили камнями, но, выжив, ученик Христов продолжал свидетельствовать о Спасителе.

После проповеди в Иверии, Сванетии, Осетии и Абхазии апостол Андрей направился в Сарматию и Скифию . В Понтийском царстве он проповедовал в Ольвии, и в Таврии (Крым) — в Пантикапее, Феодосии, Херсонесе. Первые христиане в Таврии появились в первые 50 лет нашей эры , то есть на 900 лет (!) раньше крещения Руси князем Владимиром в 988 году. На берегу Босфора святой апостол Андрей Первозванный основал церковную общину в селении Византий, которое позже стало Вторым Римом – столицей могущественнейшей православной Византийской империи и предшественником Рима Третьего.

Самый первый крымский святой Андрей Первозванный , принявшем смерть в 65 лет в средиземноморских Патрах , распятый на косом кресте. Этот образ Святого Андрея воплотился в Андреевском стяге военно-морского Черноморского флота России, и в флаге Новороссии, в состав которой входила Таврическая губерния России.

Однако, христианский Константинополь появится лишь через четверть тысячелетия после мученической смерти на кресте Святого Андрея Первозванного, а правители римской империи четверть тысячелетия были жестокими гонителями своих святых христианских епископов.

Священномученик Климент, папа Римский. Служение в Тавриде

Четвёртый Папа римский Климент I родился в знатной римской семье, кровными узами связанной с императорской фамилией Рима. В 16 лет Климент попал в Александрию, где услышал слово апостола от 70 Варнавы и стал горячим приверженцем нового христианского учения. Уже на родине Климент нашёл первого епископа Рима апостола Петра – родного брата Андрея Первозванного, от него – юноша Климент принял крещение.

Незадолго до своей мученической смерти апостол Пётр рукоположил Климента в епископы. В 92 году Климент I был избран папой Римским , четвёртым по счёту после апостола Петра. Благодаря проповедям папы Климента I многие римляне стали христианами; однажды после поучения нового епископа крестилось сразу 424 человека – от раба до придворного.

Последнее обстоятельство обеспокоило римского императора Траяна, и он сослал в 98 году четвёртого Папу римского Климента I в Таврию, в каменоломни Инкермана . За апостолом Климентом последовали в далёкую Тавриду и многие его ученики, предпочтя добровольную ссылку разлуке со своим духовным отцом. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным ещё 48 лет назад.

В положении раба — каменотёса святитель Климент продолжал служить как архиерей. От добычи строительного камня в скалах Инкермана на берегу нынешней реки Чёрной образовались большие пещеры. Одну из пещер апостол расширил и обустроил под христианскую церковь. Слушая его проповеди, тысячи язычников обратились в христианство.

В 101 году слава о миссионерском триумфе Климента в Тавриде, провинции Римской империи, донеслась до императора Траяна. Разгневанный император приказал казнить епископа Климента, который был брошен в море с якорем на шее. Но по молитвам учеников апостола и всего христианского населения Херсонеса каждый год в день мученической кончины Климента море на шесть дней отступало от скальной подводной пещеры, где покоилось тело святого Климента, и люди могли молиться у морского грота с нетленными мощами священно мученика Клемента.

Среди благодаривших Бога за это чудо были и священно мученики Херсонеса IV века Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон , а также 74-й папа Римский Мартин , сосланный в Херсонес Таврический за осуждение экуменизма в тогдашнем его проявлении – монофелитстве.

Однако, в 811 году Чёрное море прекратило отступать от подводного грота с останками святого Климента по грехам людским. Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения. Так продолжалось полвека, пока Херсонес не посетили равноапостольные учители словенские, братья Кирилл и Мефодий. В 861 году они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого Климента . После всеобщего покаяния и усердной молитвы нетленные мощи апостола Климента чудесно появились на поверхности моря.

Кирилл и Мефодий воспринял это чудо и покровительство святого Климента своей просветительской деятельности.

В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].

В книге «К истокам Руси. Народ и язык», академик О. Н. Трубачёв утверждает, что именно «в Крыму жили и в кирилло-мефодиевские, и более ранние времена» . По-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως -*тауро-руси — «тавро-русы», или «Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι», что-то вроде «тавры-росы». В Херсонесе к моменту приезда туда Константина Философа были славяно-русские жители И христианство, и письменность пустили в городском центре Херсонеса корни, причём, возможно, ещё задолго до прибытия туда святых братьев Кирилла и Мефодия.

В то время западная римская церковь считала богослужебными только три языка — древнееврейский, греческий и латынь, и деятельность Кирилла и Мефодия осуждалась. В Риме хранились святые мощи всех римских Пап, недоставало только мощей четвёртого Папы римского Климента I, и братья Кирилл и Мефодий принесли папе римскому Адриану, чудом обретённые в Тавриде мощи святого епископа Климента I, и попросили его часть обретения нетленных мощей, освятить богослужебные книги , переведенные на славянский язык, что и было сделано. Так четвёртый Папа римский Климент I, принявший мученическую смерть в Тавриде, стал святым покровителем славянской азбуки, богослужебных книг и ведения христианского богослужения на славянском языке.


По этим богослужебным книгам, написанным на славянском языке крестили в Херсонесе великого князя киевского Владимира, через которого Господь определил для Древней Руси тот самый цивилизационный выбор, о котором говорил в год русской весны Владимир Путин.

Равноапостольный князь Владимир перенёс в заложенную им в Киеве Десятинную церковь главу священномученика Климента. Так мощи папы Римского Климента I стали первой христианской святыней на Руси. Сейчас мироточивая глава священномученика Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре .

Святитель Сурожский и Российский

Празднование Дня Собор Крымских святых привязано к памяти Стефана Сурожского, жившего и проповедовавшего в древнем городе Сураже в Тавриде. В санскрите означает «богатый водой», что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати. По-русски «сурожка» - это сырая местность.

В VIII веке Сурож был центром одной из Таврических епархий , «первой среди равных» на полуострове Таврида. Во второй половине VIII столетия епархию в Сураже возглавлял архиепископ Стефан.

«Среди паствы Стефана Сурожского, несомненно, были славяне, – утверждает профессор Владимир Махнач. – Дело в том, что славяне, в чём не сомневается археологическая наука, жили в Таврии с момента возникновения славянства, то есть с I в. до н.э. или, во всяком случае, с I в. н. э… Посмотрите, ведь город по-гречески назывался Сугдея. Когда там жили итальянцы, он назывался Солдайя. По-татарски стал называться Судак. Но он имеет и славянское название Сурож … Как правило, славянские имена имеют те города, в которых славяне жили, даже если они жили в них в составе не славянского государства. Я вовсе не хочу сказать, что это было славянское государство. Нет, это была область владений Римской империи, то есть империи Византийской в VIII веке. И, тем не менее, это было место, как и Херсонес Таврический, со славянским населением » .

В конце VIII века славянская рать во главе с языческим князем Бравлином захватил Сурож, профессор Владимир Махнач предполагает, что славянский князь Бравлин был таврическим князем . «Бравлин ограбил собор в Сураже и за это был наказан странным образом. Нам житие не даёт понять, что имелось в виду, когда это писалось. У него «наоборот перевернулось лицо»… Бравлин был, как и всё его окружение, страшно перепуган, а священники, уцелевшие от резни в Суроже сказали ему, что он осквернил святую гробницу. И князь язычник молится у гробницы святителя Стефана , где получает исцеление и принимает согласно житию крещение».

Святитель Стефан архиепископ Сурожский (род. ок. 700 г. - после 787 г.) , участник Никейского собора, до того немало пострадавший от иконоборцев, при своей земной жизни так и не встретившийся с русами, в богослужении именуется «Сурожским и Российским», «Российской похвалой» положившим «душу свою за Россию». Как поясняет протоиерей Алексий Чаплин, «для Православной Церкви русскость характеризуется не национальным происхождением, а принадлежностью к Православию , ибо за какую Россию положил свою душу пострадавший от иконоборцев святитель Стефан, когда России ещё не было и в помине?».

Крым наш

В средневековье, задолго до нашествия татар, Тавриду населяли наряду со славянами, русами, греками, армянами, иудеями-крымчаками, караимами и готы. В твёрдости своей «греческой веры» готы нередко превосходили самих византийских греков. В 754 году, когда Готский епископ подписал определения иконоборческого собора в Константинополе, жители крымской Готии , в то время хазарской колонии, изгнали отступника, избрав на его место известного подвижника грека Иоанна, ставшего в 758 году епископом. В 787 г. Иоанн Готский (или Готфский, по-старославянски) благословил антихазарское восстание и сам в нём участвовал. Выступление было подавлено, епископ был заключён в тюрьму, где через три года скончался. По одним сведениям, его похоронили в Георгиевском монастыре у мыса Фиолент, по другим – на горе Аю-Даг в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Основным населением православного («Богодарованного» княжества, по-русски) со столицей Мангуп в Крыму , основанного в XII веке армянской ромейской династией Гаврасов, были готы и славяне.

Создатель единой России и первый её царь Иван III рассматривал возможность заключения брака с мангупской княжной из княжества Феодоро, но после падения Константинополя, столицы христианской Византии в 1475 году, полуостров Тавриду захватила несметная турецкая армия. Несмотря на наличие у турок артиллерии, столицу горного княжества Феодоро крепость Мангуп, турки осаждали целых полтора года, пока наконец не взяли измождённый, вымирающий от голода город.

Историческую справедливость восстановила уже Екатерина Великая.

За триста лет правления в Тавриде (Крыму) Османской империи и вассального для Турции Крымского ханства многие страницы православной истории Тавриды были стёрты, православные храмы и святыни были намерено уничтожены захватчиками. Мало сведений сохранилось о местных святых, разрушенных храмах и монастырях.

О святителе Савве, архиепископе Сурожском эпохи раннего средневековья сохранились только в заметке на полях греческой Минеи XII века, а также в названии горы Ай-Савва (Святой Савва) у Сурожа, где была найдена икона святителя Саввы в 1872 году.

По материалам: http://www.km.ru

Церковь всех крымских святых в Алуште является достопримечательностью города и привлекает гостей и туристов Крыма прежде всего необычной архитектурой. С первого взгляда непонятно, православный ли это храм? Развеет сомнения история его возведения.

Где находится Храм всех святых на карте

Располагается церковь в центре городской черты, рядом с Пожарной частью, ЗАГСом, отелями «Мечта» и «Крым», ЖД-кассами и культурно-досуговым центром «Дом творчества Подмосковье».

История становления и существования

Еще в 1833 г. объявили конкурс проектов для возведения этого храма в , инициатором которого был Михаил Семенович Воронцов. Граф вырос в Англии, что повлияло на его вкус. Одесский архитектор, уроженец г. Лугано (Италия), Георгий Торричелли мастерски разработал проект церкви, внешний вид которой понравился Воронцову.

Еще до закладки первого камня не могли определиться, в честь какого святого освятить храм. После раздумий остановились на великомученике Феодоре Стратилате, покровителе христианского воинства. Тогда же подписали контракт по изготовлению иконостаса с Пантелеймоном Бочаровым, на него возложили работы и по внутреннему благоустройству.

Комплекс возводили на протяжении 6 лет (1836-1842 гг.). С каждым годом благодаря пожертвованиям прихожан и состоятельных благодетелей его территория обустраивалась. В 1886 г. для местных детей открыла свою дверь церковно-приходская школа, а в 1906 г. построили часовню. Вокруг храма возвели добротную ограду на каменных столбах.

Годы лихолетий

Период атеистической пропаганды для сакрального объекта, его священнослужителей и прихожан стал по-настоящему трагическим. Согласно постановлению об изъятии церковных ценностей, предметы церковной утвари, а также иконные ризы и другие ценные предметы вывозили.

Священники подверглись гонению. И хотя собор закрыли, настоятель о. Тимофей (Изотов) продолжал совершать таинство крещения детей прихожан в квартире старосты церкви. Властям это стало известно, батюшку арестовали и обвинили в контрреволюционной агитации. После многочисленных допросов в феврале 1938 г. Тимофея расстреляли и погребли в общей могиле.

В 1998 г. иерея Тимофея причислили к местночтимым святым угодникам земли Крымской (празднуется 10 марта), а в 2000 г. к собору новомучеников и исповедников Российских (празднование припадает на первое воскресенье после 21 января).

В годы войны, когда Сталин разрешил частичную легализацию церкви, в 1944 в Феодоровском храме возобновились богослужения. Но сталинская «оттепель» длилась недолго – в 1962 г. пришла антирелигиозная кампания Н.С. Хрущева. Началась новая волна гонений. Храм переоборудовали в клуб, богослужения запретили, колокольню разрушили и тут устроили площадку для танцев.

Архитектура и святыни Всехсвятского храма

Его внешний вид очень схож на английскую сельскую церковь. В архитектуре и интерьере выражено влияние готического стиля: башня западного фасада величественно возвышена, тогда как обычно акцент ставится на центральной башенке храмов, оконные и дверные проемы стрельчатой формы. Нет привычных округлых бань и апсид. Звонницу завершает шатровый купол, который в конце XIX был шпилевидным. Сохранились дореволюционные фото, на которых колокольня запечатлена в первозданном виде.

Отличался формой и являлся главным украшением собора иконостас. На голубом фоне выделялись декоративные элементы из липы. Рамы и карнизы выкрасили «под золото», но стоит сказать, что местами присутствовало и червонное золото, и серебро (на царских вратах). Написанные искусными мастерами иконы для иконостаса, во избежание трещин, покрыли специальным лаком. При изготовлении все продумали до мелочей, даже небольшие металлические элементы (петли, крепления для образов) являлись частью декора.

Святыни

Святыни, которые находились тут до революции, утеряны в богоборческий отрезок истории. Но сегодня в городе Алушта Храм всех святых – объект, где хранится редкая икона «Собор Крымских святых», которую написал Виктор Федорович Блинов, талантливый мастер, прошедший обучение в Холуйском художественном училище (Холуи сохраняют традицию древнерусской живописи). На ней, кроме многих святителей, изображена и царица Феодора Сурожская (Сугдейская). Ее мужественный и легендарный образ передается в сказаниях о , о .

Возрождение храма

В 80-х гг. активные жители Алушты подняли вопрос о возрождении городской . Из бюджета выделили средства для реконструкции, к благому делу подключились неравнодушные горожане и местные предприниматели. В этот период комплекс приобрел новое название, его освятили в честь всех крымских святых.

При реконструкции в 1992 г. заново построили трехъярусную колокольню.
Внешне она повторяет ту, которую разрушили в богоборческое время, но на шатровом куполе добавили одну большую луковицу с крестом и четыре маленьких на декоративных башенках по углам крыши.

Сегодня горожане любуются восстановленным храмом и вновь слышат звон колоколов. Но, к сожалению, здания, которые раньше принадлежали церкви (дом для священника, паломников и церковнослужащих, приходская школа, хозяйственные постройки) не удалось вернуть. Сейчас они принадлежат государству и там размещены различные службы.

Теперь воскресная школа-учреждение ютится в небольшом помещении при храме. Здесь же проходят занятия художественного кружка и обучение вышивке. По воскресеньям, после службы, организуются встречи православной молодежи.

Жители Алушты сейчас ведут активную деятельность по возвращению храмовых помещений, собирают подписи и подают списки в городскую администрацию с просьбой сохранить историческое наследие города. В будущем планируется открытие церковной библиотеки, выделить помещение, где могли бы разместить трапезную для неимущих (каждые выходные для них организовывают бесплатный обед, но под открытым небом). Летом тут проходит благотворительная ярмарка, где представлены поделки детей воскресной школы.

Как добраться (доехать)?

Доехать до Всехсвятской церкви можно на любой маршрутке, идущей до остановки «Советская площадь», от которой нужно будет пройти на юг 300 м по улице 15 апреля.

На машине от центра города вы сможете добраться сюда самостоятельно:

Адрес, расписание служб

  • Адрес: улица Владимира Хромых, 14, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.674698, 34.411167.
  • Телефоны: +7-36560-5-79-19, +7-978-713-06-49.
  • Официальный сайт:
  • Расписание богослужений: узнавайте по телефонам, приведенным выше.

Отдыхающие Алушты приезжают в эту церковь, которая впечатляет и внешней необычностью и красивым внутренним убранством. В иконной лавке подают записки о здравии родных и близких, приобретают духовную литературу, иконы, свечи. После посещения этого благодатного места они оставляют восторженные отзывы. В заключение предлагаем видео о нем, приятного просмотра!

Храм Всех Святых в Алуште - место паломничества для всех православных верующих. Построенный еще в 19 веке он по сей день радует взор белоснежными стенами и блеском куполов.

Еще в 19 веке по указанию графа Воронцова в Алуште возвели красивый храм. В 1842 году здесь был проведен обряд освящения и молитвенный дом открыл свои двери для всех православных верующих. Храм Всех Крымских Святых действует и сегодня, привлекая в свои стены паломников со всей страны.

Внешнее и внутреннее убранство

Постройка серьезного религиозного сооружения была поручена известному архитектору Торричелли. Его работами восхищался Воронцов и хотел, чтобы храм был настоящим произведением искусства. Это удалось и сегодня церковь напоминает не традиционный храм для молитв православных верующих, а готическую постройку из английского селения.
Двери и оконные рамы были сделаны стрельчатой формы, стекла украшали яркие витражи, колокольня напоминала шатер. Внешний облик храма был оригинален и необычен. Не отставало и внутреннее убранство. Центральные входные двери были сделаны из крепкого дерева и украшены уникальной резьбой. Над ними была выложена мозаика с изображением Святого Федора Стратилата, которого считали главным покровителем обители.

Стены божьего дома украшали фрески с ликами святых. На южной стороне сейчас хранится современная икона, привезенная в церковь в 1988 году, Всех Крымских Святых. На ней изображен образ почитаемой всеми крымчанами Феодосии Сурожской.
Внутри церкви царит атмосфера полного умиротворения, здесь тихо и красиво, поэтому молитвы произносятся искренне.

Современный храм

После Октябрьской революции, когда служители церкви подвергались гонениям, многие священники Храма Всех Крымский Святых были расстреляны или арестованы. Изымались ценные предметы, были разворованы иконы и предметы из золота. Несколько лет церковь была закрыта.

Возобновил свою работу молитвенный дом лишь в годы Великой Отечественной Войны. Но в период хрущевской богоборческой кампании двери храма снова закрыли для прихожан. Сооружение было отдано под клуб, а на месте уникальной колокольни построили танцевальную площадку.
Алуштинцы очень любили Храм Всех Крымских Святых и постоянно вели борьбу с властью за разрешение на его восстановление. Вера победила и в 1991 году было принято решение реконструировать церковь.
Храм выкрасили в оттенки серого и белого, возвели новую колокольню, обновили фрески внутри здания и витражные элементы на стеклах. Сегодня купол церкви венчает православный золоченый крест.
Храм Всех Крымских Святых находится недалеко от моря. С этим связана еще одна традиция, которой уже более сотни лет. В ночь с 18 на 19 января все православные верующие с зажженными свечами идут к Черному морю, чтобы в сочельник Крещения Господня смыть в водах все свои грехи.

Посмотреть на панорамах


Расположение на карте





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.