Митрополит сергий тернопольский и кременецкий биография. В церкви нас держит господь. Владыка, в какой семье Вы родились и воспитывались


Москва, 6 ноября, Благовест-инфо. «Раскол все более характеризует современную религиозную ситуацию на Украине», -- констатировал архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), выступая 1 ноября на конференции «Церковная жизнь», которая состоялась в рамках VI выставки-форума «Православная Русь».

«Наша главная боль – сохранить Тело Христово в единстве, но с каждым днем задача все сложнее», – сказал архиерей. Подоплека церковных разделений на Украине – сугубо политическая, считает он: «Тенденция церковных расколов продолжается на Украине, и назревают новые попытки усугубить раскол сильными мира сего». Архиепископ Сергий назвал «опасным соблазном» решение церковных проблем не церковными, политико-административными, методами.

Он говорил о разных проявлениях инициированной политиками церковной раздробленности. Так, только в качестве «Украинской автокефальной церкви» позиционируют себя три религиозные организации. Большую тревогу архиерея вызывает и попытки внедрить в школьное образование "версию истории, враждебную православию". Кроме того, заявил архиепископ Сергий все учебные заведения "переданы униатской церкви": это означает, что детей «строем водят причащаться». Отказавшиеся православные дети всеми «презираемы, унижаемы», это «дети-исповедники».

В то же время православные испытывают сильное давление и дискриминацию. Их изгоняют из храмов – так, из 52 храмов Тернополя теперь только один принадлежит Московскому патриархату. Попытка открыть православную школу, включающую государственную программу, окончилась запретом по суду. Даже во время больших праздников – Пасхи, Рождества – православным священникам недоступны СМИ. В стремлении создать Украинскую поместную церковь власти побуждают православных (УПЦ МП) участвовать в совместных молебнах по случаю государственных праздников, но Архиерейским синодом было принято решение не молиться вместе с раскольниками.

Тернопольский архиерей подчеркнул, что «во враждебном окружении инославных» православный народ проявляет особое «мужество в исповедании православия». «Нас провоцируют ответить на зло злом, но мы сохранили мирный дух», -- рассказывал он, упомянув о специальных молебнах «об обращении заблудших и о врачевании расколов», которые служатся в православных приходах.

«Перспектив сохранения канонического православия» в таких условиях, с человеческой точки зрения, практически нет, отметил архиепископ Сергий. То, что «православие выжило», он считает «духовным феноменом» и проявлением особой «милости Божьей». Он также неоднократно подчеркивал в своем выступлении роль православного народа. «Священники под сильным давлением в большинстве своем не устояли, но народ явил удивительную стойкость. Народ хочет жить литургической православной жизнью», – заключил иерарх.


27-28 июля в Киеве прошли торжества по случаю празднования годовщины Крещения Руси и 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Важнейшим событием торжеств стал многотысячный крестный ход. О том, в чем значимость этого крестного хода, как и чем мы можем отблагодарить Господа, как следует относиться к претерпеваемым нами скорбям, говорит митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий).

- Владыка, в Киеве состоялся крестный ход. Православные смогли увидеть и поддержать друг друга. Каковы Ваши впечатления от этих двух дней?

Есть милость Божия, которую мы еще не очень осознаём. Вернее, мы даже не можем осознать. Но что-то особое Господь и Матерь Божия явили нам в эти дни. Крестный ход, чтимые иконы Божией Матери... Православный народ смог собраться вместе и почувствовать радость молитвенного общения.

Люди, прежде чем приехать на торжества, претерпевали некоторые лишения - преодолели далекий путь, затем - сам крестный ход, дождь!.. Но дождь - это же Божия благодать! Он нужен, чтоб напоить наши иссохшие сердца. И то, что люди стояли под дождем, - это величайший подвиг!

Этот праздник укрепил людей в убеждении, что Господь с нами, что Матерь Божия с нами. И этим единением, которое произошло, молитвенным единением Господь показывает, что нам надо делать. Во все времена бедствий и испытаний совершали крестные ходы. Крестный ход - это торжество Православия! Это особое умилостивление Бога. Господь показывает, что Он готов всё нам дать, если мы будем стараться жить богоугодной жизнью, если будем укрепляться во всякого рода благочестии.

Господь показал: вот настоящий праздник, вот торжество, вот единение! И действительно - ощущение было радостное, ощущение единства, Пасхальная радость, чувство, что с нами Высшие Силы. Не только люди объединились, чувствовалась особая благодать, особая милость. Помоги нам, Господи, в этом укрепиться. Сила наша - в уповании на помощь Божию, на Матерь Божию.

Каждому из нас осознать грехи свои - именно свои, а не чужие. Не осудить кого-то, не обвинить кого-то, а увидеть себя - грешника

За это надо благодарить, надо радоваться тому, что Господь всё может. Дай Бог, чтобы мы не забывали своего Творца и Спасителя, помнили, что проблема наша главная - это наш грех, это наше нераскаяние. Помоги, Господи, всем нам покаяться, помоги каждому из нас осознать грехи свои - именно свои, а не чужие. Не осудить кого-то, не обвинить кого-то, а увидеть себя - грешника. Этот момент есть начало спасения человека, начало спасения общества. Если мы поодиночке начнем каяться, в мире прибавится благодати Божией. В этом - начало нашего спасения.


Как каждый из нас может отблагодарить Бога? Вот такой детский вопрос...

Это очень существенный вопрос. Мне вот такую своеобразную притчу рассказали. Сидят два ангела на небесах. Один ангел всё время летает - то на земле побывает, то на небе - туда-обратно, туда-обратно... А другой сидит на тучке и редко куда слетает. Спрашивают у первого: «Почему ты так мотаешься? Что такое?» Он отвечает: «Я просьбы Богу передавать не успеваю». «А ты?» - спрашивают у другого, который на месте сидит. «А я жду благодарения - редко кто благодарит Бога».

Мы должны как можно чаще благодарить Его. И словами, и действиями.

Лучшая благодарность Богу - наша измененная жизнь

А самая лучшая благодарность Богу - это восприятие благодати Божией, наша измененная жизнь, совершенно иная жизнь, отличная от мирской, духовная жизнь. Нужно благодарить Бога за то, что у нас есть такая возможность, за то, что мы знаем, как исправиться.

Нужно Господа благодарить за всё, особенно - за скорби, за испытания, в этом и покорность Богу, и милость Божия. Благодарного Господь всегда милует, благодатствует ему.


А как научиться радоваться скорби?

А откуда мы знаем, за что она нам? Может, это наказание за прошлое, а может - предостережение от будущего. Но, в любом случае, мы должны понимать, что она на пользу. Если мы противимся - это уже непослушание. А так дождь - слава Богу! Солнце - слава Богу! В этом есть что-то такое, что нам не дано знать. Мы ведь не знаем, что нам лучше. Ведь сколько раз в нашей жизни мы что-то просили, не получали по просьбам нашим - и роптали. Проходило время, и мы понимали: как это хорошо, что не получилось то, о чем мы просили.

Благодарность Богу - это доверие Богу, это самый легкий послушный путь.

Если нам даны испытания - значит, мы этого достойны. Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко зашли, уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время - золотое время для покаяния, для укрепления благочестия, веры, для укрепления истины Православия.

Учиться каяться, учиться себя побеждать, не просто избегать греха, а учиться доброделанию. Будем начинать с малого и стараться, чтобы всё было с Божией милостью. Чтобы жить по Божией воле, а не по нашему человеческому грешному рассуждению. Чтобы мы могли видеть свои собственные недостатки. Чтобы мы могли чувствовать душой опасность наших поступков. Нужно спешить укрепляться в доброделании, благочестии, чтобы наша жизнь изменилась, - тогда мы будем успешны. В труде, в обществе - благодать Божия будет вместе с нами. Если станем уклоняться от этой благодати, то наши дела и достижения добра не принесут, а принесут только разрушения. Следует тянуться к Богу! Нужно поспешить, пока есть у нас драгоценное, спасительное время! Самое сложное - довериться Богу! И здесь наш ум должен прислушаться к нашей душе: ереси и расколы - они не от ума и не от сердца. А мы должны смиряться и надеяться на помощь Божию...

С митрополитом Сергием Тернопольским и Кременецким
беседовала Наталья Горошкова

«Для настоящего христианина скорби в радость и во спасение, “ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10: 13), – эти слова утешения говорил митрополит Сергий пастве отобранного раскольниками храма в селе Куты Шумского района Тернопольской области в августе 2017 года в шатре палатки, где совершалась Божественная литургия. – Если человек страдания принимает с терпением, то ничто не может дать ему такой радости, которую дарует ему Господь. Это та радость, которую ничто в этом мире не может отнять от нас…» К терпению, мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению не устает призывать многострадальную тернопольскую паству их правящий архиерей – один из авторитетнейших и почитаемых в народе иерархов Украинской Православной Церкви.

В конце 1980-х и начале 1990-х

Вот уже 27-й год возглавляет эту западноукраинскую кафедру митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). Он принял ее сразу после епископской хиротонии в 1991 году, в 40-летнем возрасте, будучи иеромонахом Почаевской Лавры, когда по Западной Украине уже покатилась волна захватов храмов униатами и автокефалистами, а затем и раскольниками лжепатриарха Филарета Денисенко. Удивительно, что молодой иерарх в числе двух других – епископа Онуфрия, нынешнего Предстоятеля УПЦ, и епископа Алипия (ныне архиепископ Краснолиманский) – не побоялся дезавуировать свою подпись под требованием Филарета предоставить УПЦ статус автокефалии, что неминуемо привело бы Украинскую Церковь к расколу. Собственно, это и произошло через год, когда отпавший от Церкви Филарет провозгласил создание так называемой «УПЦ Киевского патриархата», породив кровоточащий раскол, за что был лишен сана и предан анафеме. Но тогда, в конце 1991-го, еще законный митрополит Филарет был в бешенстве, издал указ о смещении с кафедр Онуфрия, Сергия и Алипия, но боголюбивая паства не пожелала отпускать своих иерархов.

Гонения на православных Тернопольщины начались еще до распада СССР. В 1989 году, после встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане, на Украине была возрождена Греко-католическая церковь и при попустительстве властей начались массовые захваты православных храмов. Решением облсовета Тернопольский кафедральный собор был передан униатам, и православные перебрались в храм Рождества Христова на ул. Русскую, 22. Сюда и прибыл новоназначенный владыка Сергий в феврале 1991 года. Но на храм уже положили глаз «автокефалы» УАПЦ, выплывшие из-за океана также на волне «перестройки». Организовывал захваты и грабежи церковного имущества инициатор создания Народного Руха Украины, нардеп и активный национал-патриот Василий Червоний, в политической программе которого была идея «ликвидации УПЦ Московского Патриархата на Украине».

Кстати говоря, Червоний трагически-печально закончил свою жизнь: он умер от удара молнии на рыбалке в 2009 году.


Отобранный храм Рождества Христова был передан раскольникам УАПЦ, и епископ Сергий с паствой вынужден был перейти молиться в епархиальный дом на храмовой территории, который неоднократно подвергался грабежам и нападениям.

Владыка долго и безрезультатно ходатайствовал перед областной администрацией о выделении места под строительство нового кафедрального собора. Инициативу верующих канонической Церкви всячески поддерживал Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан; † 2014), прибывший в Киев в июне 1992 года после исторического Харьковского архиерейского собора УПЦ, на котором он был избран Предстоятелем вместо ставшего на путь раскола Филарета.

В связи с нарушением прав верующих на Украине посылались обращения в ООН, Всемирный совет церквей и другие международные организации. Наконец православным Тернополя выделили место под строительство храма в Восточном массиве областного центра, и после передачи епархиального дома УПЦ автокефальной общине владыка Сергий с паствой перешел молиться в подземную часть строящегося собора.


Удивительно также, что во все периоды политических обострений в стране, во времена «майданов» (в 2004 и 2014 годах), когда активизировались радикальные националистические силы и умножались нападки на каноническую Церковь с захватами православных храмов, владыка Сергий ни разу не призвал паству к ответным силовым действиям, но лишь к мужественному стоянию в вере, преданности Православию, молитве и смирению. «Господь пришел нас всех исцелить, объединить.

Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере?»

Вера, надежда и любовь владыки Сергия


Золотыми куполами взметнулся к небу построенный красавец-собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В новом епархиальном доме разместился духовно-просветительский центр, воскресные школы для детей и взрослых, редакции епархиальных СМИ. В воскресные и праздничные дни собор переполнен, а на Пасху и Рождество, в день престольного праздника всё храмовое подворье заполнено людьми: паства, верная канонам и своему любимому архиерею, внимает его наставлениям, остается верной Православию, несмотря на тяжелую атмосферу неприязни и враждебности. «В Тернополе сейчас такое соотношение конфессий: 70 храмов имеют различные религиозные общины, – рассказывал журналистам владыка Сергий. – А в распоряжении верующих Украинской Православной Церкви – наш единственный построенный собор.

Мы просили участки для новых приходов УПЦ, но для нас нет места. Получается, что мы на своей земле, на своей родине – чужие. Конечно, Бога благодарим за то, что есть. В советское время тоже был один храм, дело не в этом, главное – чтобы была живая литургическая жизнь. И Господь наш постоянно показывает, что Он с нами. Но жаль народ в целом, исторически православный, который пребывает в таком заблуждении…»

Как в условиях нового всплеска агрессии сохранить душевный мир? Как не ожесточится и не прибегнуть к справедливому мщению? Как спасаться в этих условиях и находить силы для молитвы? Эти и другие вопросы намеревались мы задать митрополиту Сергию во время недавней встречи в Тернополе – 13 ноября сего года.

Владыка вышел уставшим. И все же краткая беседа состоялась.

Его каждый будничный день начинается в 7:30 молитвой в алтаре собора, где он вынимает частички о многочисленных духовных чадах, о скорбящих, болящих, терпящих гонения, о почивших и здравствующих служителях Церкви Христовой. Затем следует длительный прием духовенства и мирян в епархиальном управлении. К владыке можно попасть без всякой записи, прямо с улицы, у него нет личного секретаря, который бы предварительно опрашивал посетителей о цели прихода. Люди размещаются в комнате ожидания, и митрополит сам выходит к ним и только по ему ведомому правилу приглашает тех или иных прихожан и священников.

Когда последний посетитель ушел, и мы дождались встречи с ним.

– Как спасаться, спрашиваете? – тихим голосом заговорил владыка. – Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает… И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись.

Господь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам. Ведь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.


– Владыка, сейчас люди очень политизированы, ежедневно на них обрушивается поток политической информации, часто необъективной и агрессивной. И люди верят в то, что говорят СМИ. Как быть, чтобы не стать заложником такой информационной блокады?

– Наверное, доверие должно быть не к средствам массовой информации. Ведь еще Антоний Великий услышал глас: «Внимай себе! А то суды Божии, и тебе нет пользы их исследовать». А мы говорим и оправдываемся: мол, доверчивые мы и хорошие! Кому мы доверяем? Чей голос мы слушаем? Церкви Христовой, святых отцов? Или голос немощных людей, которые сами заблудились?.. Поэтому нужно серьезно отнестись и ответить на вопрос: кому отдаем свое внимание, кого мы слушаем, на кого надеемся? Откроем Священное Писание, хотя бы Псалтирь – что там сказано? «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3). А наши церковные молитвы о чем говорят? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия… Сохрани мя под кровом Твоим».

Если мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что там в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир.

– То есть для того, чтобы как-то исправлять окружающий мир и достигать взаимопонимания и любви, необходимо начинать с себя, с работы над собой?

– Безусловно. Ведь если мы живем покаянной жизнью, молимся, сострадаем грешникам, каемся сами, благодать Божия укрепляет нас и помогает и действует на тех, которые заблудились. И меняется, образно говоря, духовный климат и вокруг нас, и внутри нас, и в обществе, и в государстве. Мы знаем, что благодать Божия меняла и гонителей Церкви и преобразовывала их. Поэтому от нас требуются и терпение, и смирение, и молитва. У святых отцов можно найти примеры, когда даже самые ярые гонители Церкви, видя стойкость христиан, в глубине души их уважали и почитали. А многие и сами становились в ряды мучеников.

Может, наши современники, чинящие зло Церкви, не могут быть такими, но искорка уважения к нам в них все же остается. Они видят, что православные верующие не подчиняются духу времени, не повторяют политические лозунги, а жизнью своей проповедуют любовь, твердость и стойкость в вере, и в глубине души они уважают нас. Поэтому дай Бог нам быть примером и для ближних, и для тех, кто восстает против нас. И чтобы этот пример был примером любви к ближним нашим и к недругам нашим. И чтобы этой любовью, растворенной любовью Христа, мы желали всем спастись.

С митрополитом Сергием (Генсицким)
беседовал Сергей Герук





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.