Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую. Презентация на тему "ода как жанр лирической поэзии" - скачать презентации по литературе Ведё








Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Анне Иоанновне; Анне Иоанновне; Иоанну Антоновичу; Иоанну Антоновичу; Елизавете Петровне; Елизавете Петровне; Петру III; Петру III; Екатерине II. Екатерине II.


Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели.






Ода 1750 г. посвящена точным наукам. «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…» «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…»




Важное место отводит поэт так называемым украшениям: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам: «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг» «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений". Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений".


Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных". "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных".



Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 )


Открытый урок по русской литературе в 8 «Б» классе

Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.


Краткий план урока I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний II.Историческая разминка. III.Литературный парад IV. «Понятийная разминка» V. Сообщения. VI. «Литературное лото». VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …» IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» . XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». XIII. Домашнее задание. XIV.Самооценка активности на уроке. Приём «Зигзаг »: 1-2 ; 1-6 ; 4- 6 -12 ; 4-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная



II . Историческая разминка . XVIII век


II . Историческая разминка . XVIII век


Пётр I 1682-1725гг.- время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война , 1703г .- основание Петербурга, 1707-1708гг .- крестьянская война под предводительством К.Булавина , 1725г - смерть Петра I, основание Академии наук в России.


Елизавета Петровна 1741-1761гг. - время правления Елизаветы, 1755г. - основание Московского университета, 1756-1763гг - Семилетняя война, 1756-1761гг .- основание публичного театра в России, 1757г .-основание Академии художеств в России


Екатерина II

  • 1762-1796гг .-

правление Екатерины II,

  • 1768-1774гг .-

Русско- турецкая война

  • 1773-1775гг. -

крестьянская война

под предводительством

Е.Пугачёва

  • 1787-1791гг.

война Турции с Россией.


Павел I 1796-1801гг.- время правления Павла I , 1799-1815гг- Наполеоновские войны


III. Литературный парад

Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.

А.Н.Толстой


Прокопович Кантемир (1681-1736) (1709-1744)


Тредиаковский Ломоносов (1703-1769) (1711-1765 )


Сумароков Херасков (1717-1777) (1733-1807 )


Майков Фонвизин (1728-1778) (1744-1792)


Державин Радищев (1743-1816) (1749-1802)


Крылов Карамзин (1768-1844) (1766-1826)


Как эти понятия связаны

с литературой XVIII века?

  • Обличение пороков
  • Древнерусская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература

Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»

Традиции

классицизма

Новаторство

классицизма

  • Обличение пороков
  • Герой – русский, православный человек
  • Новая русская сатира, драма, проза.
  • Идеи государственности и просвещения
  • Древнерусская литература
  • Западноевропейская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература

Назовите это литературное направление. Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. » В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).


Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.


Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?

  • 1.Природа.
  • 2.Античное искусство.
  • 3. Простота композиции.
  • 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
  • 6.Подчинение жанрам.
  • 7. «Три штиля».
  • 8. Положительные и отрицательные герои.
  • 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».

Эстетические принципы классицизма

1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».


  • Высокие :
  • Средние :
  • Низкие :

Высокие - Средние – Низкие.

Основные жанры классицизма

  • Высокие : трагедия, ода, эпопея.
  • Средние : научная поэзия, элегия, послание.
  • Низкие : комедия, басня, сатира.

«Система амплуа». Герои классицизма .

Герои классицизма


«Система амплуа». Герои классицизма.

Служанка (помощница героини)

Идеальная героиня

Обманутый отец

Резонёр

Герои классицизма

Второй любовник

(неудачник)

Герой- любовник


  • Действие развивается …
  • Автор не должен переносить действие из…
  • …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10).

Правило трёх единств

  • Действие развивается не более суток
  • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
  • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).

Время 1 день

Место 1

Действие 1 конфликт


Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное,

давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли.

Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути

М.В.Ломоносова .


1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания.

Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства ».



Три группы слов

I (высокий) II (средний) III (низкий )

  • Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
  • Слава взываю (зову) говорю
  • Ныне десница (рука) ручей
  • I – о делах важных, событиях значительных
  • II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
  • III – комедии, песни, дружеские послания.

Теория «трёх штилей»

Лексика

Жанры

Высокий: церковнославянизмы

Средний: общеупотребительные слова

Высокие

Средние

Низкий: разговорные, простонародные слова

Редко, не нарушая стиля

Низкие


2.Реформа стихосложения

Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века.

В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением .

Ломоносов описал все

слогом чистым и внятным”

А. Н. Радищев.


Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится

  • . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»

Те-рек во-ет дик и зло-бен

(хорей)

М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб )

«Открой мне бывшие, о древность, времена »


3.Ода как жанр героической гражданской лирики .

Строгие нормы:

  • высокий стиль речи”,
  • много церковнославянизмов,
  • строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм - абабввгддг
  • Ода торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды - оды-рекомендации.

  • Каково творческое наследие Ломоносова?
  • Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры .
  • Назовите основные темы од Ломоносова.
  • Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора?

  • 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение:
  • вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»


  • 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета . Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
  • Тези с:Елизавета- просвещённая монархиня.
  • Д оказательство : сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
  • Вывод: «Сия тебе единой слава…».


  • 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему : проблема- тезис- развитие доказательства – вывод . Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела .
  • 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
  • Композиция оды в целом
  • очень цельная и продуманная.

План анализа текста

по предложенным фрагментам

  • Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
  • Тема в предложенном фрагменте
  • Лирический сюжет
  • Проблемы
  • Композиция.
  • Лирический герой. Основные образы.

VIII. Работа с текстом. Анализ оды

План работы групп:

1.Анализ с первой строфы по 13-ю строфу .

2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.

3. Анализ финальной строфы


IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы»

Тонкие вопросы- тонкие ответы

  • 1. Как построена ода?
  • 2.Какой предстала Россия?
  • 3.Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?
  • 4.Что воспевает автор?

Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы

  • 5. Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое?

7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?

  • 8.Как бы вы определили главную тему оды?

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”) ;
  • эпитеты ( в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).

  • 3. «Издание иллюстраций оды»(отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы:
  • Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
  • Что тебя удивило, заставило задуматься?
  • Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
  • 5.Написание своей оды.


1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.

Образы

Лексическая цепочка

Елизаветы

Ассоциации

Душа её зефира тише,

взвела с собою доброт своих прекрасный лик!

«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.

Елизаветы

Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»

твоей великодушной воле»,

Труженик

Спопокойствие

Великодушие

«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,

Реформатор

Полководец

«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»

Щедрость


  • 1-3. Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня . 4-6. Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.
  • 7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
  • 10-13 .глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
  • 14-21. Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
  • 22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
  • 24 .Щедроты ангела мирных лет.






  • XII .Итог урока .
  • «Плюс- минус- интересно
  • Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
  • XIII. Домашнее задание . Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова.

XIV.Самооценка активности на уроке

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был
  • понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно

краткое содержание других презентаций

«Роды художественной литературы» - Функция языка. Лирика. Объективное содержание реальной действительности. Роды художественной литературы. Назвать предмет. Литературное произведение. Структура художественной речи. Эпос. Субъективный внутренний мир. Драма.

«Жанр басни в литературе» - Двуплановость структуры басни. Голубушка. Знакомство с Эзопом в России. Персонажи. Ворона. Невкусный виноград. Иллюстрация к басне. Стихотворный размер. Жанр басни в русской литературе. Сатирические басни. Прозаические переводы. Фигура басенного рассказчика. Лисица и виноград. Лисица. Восточная басня. Цапля и журавль. Басенная мораль. Голодная кума. Время и пространство. Притча и басня. Современник Сумарокова.

«Анекдоты про эстонцев» - Вместо эпилога. Незвонкость. Русские анекдоты. Сидит эстонец в кафе. Латышские существительные. Этнические объекты в русских анекдотах. Выражение «горячие парни». Заходит русский покупатель в эстонский магазин. Эстонский сын. Грузинский акцент. Небольшая эстонская деревушка. Общие числовые параметры. Фольклорист. Отрывки речи эстонцев. Дюжина лучших позиций. Гипотетическое первое приближение. Три неоспоримых тенденции.

«Частушки» - Частушки. Звуковые особенности. Вариативная постановка ударения. Утрата конечных гласных в словах. Накопайте, девки, глины. Изобразительно-выразительные средства. Параллелизм. Художественное своеобразие частушек. Толенька, не стой на льду. Лексический состав частушек. Исполнение. Окказионализмы. Жизнь частушки на селе. Диалектизмы. Языковые особенности.

«Рождественский рассказ» - Люди, способные сочувствовать. Эпическое произведение. Время публикации рассказа. Рождество. Кто помогает детям. Главный герой рассказа. Рождество Христово. Что происходит с героями. Русский композитор. Действие в рассказе. Рождественский рассказ. Рассказ. История о тапере. Рождественский (святочный) рассказ. Критерии сравнения. Счастливый конец. Тапёр. Обездоленные, несчастные дети.

«Были и небылицы» - Определите ошибки. Максим Горький. Маршак. Большой театр в Москве. Тест по произведению К.Г.Паустовского. Краб. Букет из тонкого стекла - папин подарок. Сепия. Словарь. Катаев. Семейство беспозвоночных. Актинии. Морская черепаха. Осьминог. Какие «открытия» сделал для себя Евсейка. Морской еж. Были- небылицы. Творчество для детей. Креветка. «Случай с Евсейкой». «В людях». Лангуст.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.