Органы управления образованием. Система образования в российской федерации и органы управления образованием Местный орган управления образованием

Развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Российской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что означает как совместные действия федеральных и региональных органов, так и распределенную ответственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постановлением в настоящее время в Российской Федерации сформирована следующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.



Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национальных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладное™ и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Последнее имеет непосредственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

Создания региональной законодательной и нормативной правовой базы для функционирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития и трудностями в обучении, создания условий для развития данной категории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

Целенаправленной работы по подготовке кадров специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, повышению их квалификации;

Разработки методических и организационных основ выявления детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных проектирования развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

Создания предпосылок для развития системы психодиагностики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с младенческого возраста (раннего вмешательства);

Управленческих решений, способствующих перемещению коррекционной психолого-педагогической работы в систему дошкольного образования;

Организации условий для планомерного развития системы профессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями развития, создания условий для их трудоустройства, интеграции в общество;

Контроля за качеством специального образования, содействия развитию инновационных форм деятельности в системе специального образования, поддержки реабилитационных учреждений нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и передового опыта;

Поиска и отработки моделей интегрированного обучения детей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

Привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллектуальном развитии, региональных органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, трудоустройства и занятости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специальное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалистов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические факультеты педагогических вузов и университетов, организация курсовой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в соответствии с потребностями региона, создание и координация деятельности региональных методических объединений учителей-дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности регионального органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Российской Федерации в значительной степени характерны нестабильность и большие качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам, по размещению и т.д.). Годами складывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регионах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреждения в последние годы потеряли статус федеральных, Министерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управления образованием должен на практике обеспечить каждому ребенку с проблемами в развитии его право на получение доступного образования, своевременную коррекцию психофизиологических и познавательных процессов. Это достигается путем совершенствования и развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, комплектования их детьми только в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий и согласием родителей, решения вопросов обучения детей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования становятся главными организаторами и координаторами методической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и становления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образовательных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка экспериментальной деятельности, реализация региональных образовательных программ и стандартов и т.д. Поэтому такую работу - на региональном уровне - можно сделать целенаправленной, научно обоснованной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специального образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаях совершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных партнерских связей между специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и учреждениями начального профессионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является прерогативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных органов управления образованием в соответствии с их структурой создаются специальные отделы (управления): специального образования, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой защиты детства и т.д. Положения о них, функциональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа управления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативными правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой специального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка» (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты регионального органа управления образованием, курирующие вопросы специального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным образованием в частности. К ним относятся:

руководство - постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специального образования в регионе;

организация - обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

администрирование - конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление - прогнозирование новых рамок системы специального образования, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные услуги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать государственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать выполнение федеральных и региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осуществлять развитие региональных систем социальной и психолого-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.

На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодательный орган администрацией региона), постановлений и распоряжений администрации субъектов Российской Федерации, норма-1вных правовых документов регионального управления образования, определяющих основные подходы к реализации целей специального образования в регионе и устраняющих пробелы федерального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законодательства в области специального образования объектами образовательного процесса, выполнением нормативных правовых доцентов, учебных планов, государственных образовательных стандартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) «учении управленческой деятельности муниципальных органов травления образованием, аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удовлетворением потребностей населения региона в специальных (коррекционных) образовательных услугах на основе данных психолого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, обращений отдельных граждан, итогов работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений (реабилитации системы образования, а также по подготовке предложений для рассмотрения на коллегиях регионального управления образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений специального образования, научно-методических советах по специальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления образованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, внедрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регионального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

проведения работы по комплектованию государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учителей-логопедов и координации на этой основе работы педагогических институтов и университетов региона, института повышения квалификации работников образования по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов узких специальностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии государственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную категорию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие службы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилитационных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управления образованием занимает контроль как одно из четырех главных управленческих действий (наряду с планированием, организацией, руководством). Какому бы толкованию ни подвергались те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль делает управление развитием специального образования в регионе осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управления: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении любой части из этого цикла, из системы последняя разрушается, перестает существовать, так как управление (из-за отсутствия контроля) становится слепым, а процесс развития - неуправляемым.

На практике контроль осуществляется в ходе инспектирования, аттестации образовательных учреждений.

Под инспектированием понимается проведение региональным управлением образования проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальным управлением образования, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования.

Целями инспектирования являются:

реализация принципов государственной политики в области образования;

обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, на образование;

соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;

исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;

защита прав и свобод участников образовательного процесса;

совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов обучения);

проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации и ее составляющих.

При инспектировании в форме надзора проверяется деятельность руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия или соответствие издаваемых нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования вообще и специального образования в частности.

При инспектировании в форме контроля прослеживаются результаты деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятия управленческих решений в области специального образования. Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы усвоения образовательных программ и т.д.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с планом работы отдела специального образования, соотнесенного с планами работы других отделов регионального управления образования, что обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, при возникновении конфликтных ситуаций и т.д.

Особую актуальность для специалистов регионального управления образования представляет инспектирование в виде" мониторинга, которое предполагает постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сбор, систематизацию, анализ, накопление и обновление информации о деятельности системы специального образования, без чего невозможно принятие своевременных, правовых и эффективных управленческих решений.

Как правило, инспектирование осуществляется специалистами регионального управления образования, которые должны обладать соответствующей квалификацией в области коррекцией -ной педагогики и управления, а их должностные обязанности должны предусматривать инспекционные функции. Однако в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты.

Инспекционные проверки могут быть комплексными (изучается два и более направлений деятельности), тематическими (изучается одно направление деятельности), фронтальными (проверяется вся нормируемая деятельность). По продолжительности тематические, комплексные проверки не должны превышать 5- 10 дней, фронтальные - двух недель.

К компетенции управления образования субъекта Российской Федерации при осуществлении инспектирования в области специального образования относится:

1. Контроль за исполнением имеющих нормативное значение положений:

Закона Российской Федерации «Об образовании», законов субъекта Российской Федерации в области образования;

указов Президента Российской Федерации в области образования и создания условий, среды жизнедеятельности для детей, нуждающихся в особой поддержке государства и детей-инвалидов;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, главы администрации региона в области образования детей с особыми нуждами и их социально-правовой защиты;

нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

2. Контроль за соответствием федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации:

нормативных правовых актов руководителей муниципальных образований и их органов управления образованием;

учредительных документов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации детей и подростков системы образования;

локальных актов муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений по вопросам специального образования.

3. Контроль за результатами деятельности муниципальных органов управления образованием по вопросам:

соблюдения прав граждан на образование и создания необходимой коррекционно-развивающей среды для детей и подростков в соответствии с их нуждами;

реализации положений региональной программы развития образования и целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др.), участником которых является региональный орган управления образованием;

соблюдения подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, указанных в приложении к лицензии;

соблюдения нормативных требований по вопросам охраны здоровья учащихся, санитарных правил содержания образовательных учреждений;

обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства.

Управление образования субъекта Российской Федерации как учредитель государственных учреждений специального образования вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:

использования финансовых средств, выделяемых управлением образования субъекта Российской Федерации на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

сохранности и эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;

результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;

соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами образовательного учреждения.

По итогам инспектирования, оформленного в виде аналитической справки, служебной записки, доклада, в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственных и рабочих совещаний с педагогическим составом, совещания руководителей специальных (коррекционных) (образовательных учреждений, издаваться приказы, направляться письма и иные материалы инспектирования в компетентные органы, приниматься решения о повторном инспектировании или (привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и т.д.

Формой государственно-общественного контроля за качеством образования является и аттестация образовательных учреждений. Не раскрывая в данной главе саму процедуру и содержание аттестации, отметим еще раз, что в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» она проводится государственным (региональным) управлением образования один раз в пять лет. В соответствии с этим вопросы организации аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений требуют постоянного внимания со стороны регионального управления образования и его специалистов в форме планирования этой деятельности, разработки специальных тестовых заданий, контрольных и квалификационных работ, обобщения материалов аттестации, выявления складывающихся тенденций и проблем в области специального образования, принятия адекватных управленческих решений, поощрения и распространения выявляемого педагогического опыта и прогрессивных педагогических технологий. Немаловажное значение в этой связи имеет проблема подбора и подготовки соответствующего круга экспертов (в зависимости от вида коррекционных образовательных учреждений), так как при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений наряду с общими вопросами аттестации (полнота выполнения основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным образовательным стандартам и т.д.) должны изучаться и сугубо специфические вопросы: организация коррекционной и лечебно-профилактической работы, трудовой и социальной подготовки, соответствие реализуемых образовательных программ возможностям психофизического развития и состоянию здоровья воспитанников.

Одна из характерных особенностей состояния образования в Российской Федерации в настоящее время заключается в том, что многие образовательные учреждения переходят в режим развития, организуют экспериментальные площадки, научно обоснованной практикой возмещают пробелы в педагогической теории, ищут новые эффективные пути организации образовательного процесса. Эти тенденции характерны и для специального образования. С одной стороны, с новых позиций анализируются сложившиеся подходы к развитию детей с особыми нуждами, с другой - идет поиск более совершенных на данный момент системных решений.

Появляются образовательные учреждения нетрадиционного типа, в которых организаторы образования пытаются решить проблему гарантий прав и координации мероприятий по улучшению социального, организационного и культурного окружения детей и подростков с ограниченными возможностями. В функции специалистов этих нетрадиционных коррекционно-образовательных учреждений входят: диагностика, разработка методических пособий для педагогов, мониторинг, консультирование, психологический тренинг, работа с родителями детей-инвалидов и т.д. Конечный результат их деятельности - создание условий для развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

С точки зрения пересмотра предметоцентристской ориентации специального образования, вносятся изменения в учебные планы и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Предметом изучения становятся не только базовые понятия, но и нравственные понятия, нравственные отношения как психолого-педагогический феномен.

Становление рыночных отношений усиливает значимость системы подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к труду. Поэтому процесс определения новых путей допрофессиональной и трудовой подготовки предполагает не только высокий уровень профессиональной компетенции, но и определенную степень адаптации подростка-инвалида в новой социально-экономической ситуации.

Все это заслуживает глубокого анализа, формирования новых направлений деятельности и со стороны региональных органов управления образованием, что региональные органы управления образованием имеют большие возможности для привлечения к работе ученых, занимающихся проблемами специальной педагогики и психологии, методистов-практиков, объединяя их в творческие группы, лаборатории для решения тех или иных задач, подключая к экспертизе инноваций, разработке путей развития и совершенствования системы специального образования.

Одной из форм участия общественности в управлении развитием специального образования в регионах стали в последние годы научно-методические (методические) советы по коррекционно-педагогическим проблемам специального образования, создаваемые при региональных органах управления образованием.

В их состав могут входить ученые, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги-практики, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения, специалисты основных направлений специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. Состав данного совета и положение о нем утверждаются руководителем управления образования субъекта Российской Федерации. Правильная организация работы совета может оказать региональному управлению образования значительную помощь в вопросах:

Прогнозирования путей развития и совершенствования системы специального образования региона;

Планирования и координации разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в регионе в сфере дошкольного и школьного образования; разработки и апробации программ комплексного дифференцированного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, содержательного и организационного компонентов программ;

Экспертизы и поддержки экспериментальных площадок и авторских программ, авторов инновационных технологий в области специальной (коррекционной) педагогики;

Научно-методического консультирования руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии;

Содействия обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования детей с проблемами в развитии.

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Структура и принципы системы образования Российской Федерации

Термин «структура» означает совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого. Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций.

Принимая за основу определение понятия «система образования», данное в Законе РФ «Об образовании» в виде совокупности трех компонентов, рассмотрим каждый из них, а именно:

– преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

– сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

– органы управления образованием и подведомственные учреждения и организации.

Последний из указанных составляющих мы раскроем в следующем параграфе.

Преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования (т. е. то, чему учат) определенных уровня и направленности. Для объективной оценки уровня образования используются государственные образовательные стандарты, устанавливаемые в порядке, определенном федеральным законом. Следует знать, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования и отсутствие в ней так называемых тупиковых образовательных ветвей.

Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относят программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Например, по данным программам в общеобразовательных учреждениях школьники изучают такие учебные предметы, как физика, математика, русский язык, литература и т. д.

К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Например, в вузе по соответствующим программам идет изучение студентами таких дисциплин, как философия, общая физика, педагогика и пр.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ГОС).



Государственный образовательный стандарт – основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Являясь основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, ГОСТы устанавливаются федеральным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Они включают в себя федеральный и национально‑региональный компоненты. Федеральные компоненты ГОСТов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, действующие на всей территории России, в то же время национально‑региональные компоненты ГОСТов определяют содержание образования, отражающее национальную или региональную специфику и действующее только на территории конкретного субъекта РФ. Например, география России, зарубежных стран как предмет входит в федеральный компонент, а география Республики Татарстан входит в национальный компонент ГОСТов и изучается во всех школах, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Для обучающихся с отклонениями в развитии устанавливается специальный государственный образовательный стандарт.

Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего профессионального образования и призванный обеспечить необходимое качество обучения, сохранение единого образовательного пространства России. Он включает в себя: общие требования к системе высшего образования, его структуре; общие требования к основным образовательным программам и условия их реализации; другие нормы и требования в сфере высшего образования; классификатор направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка в высших учебных заведениях; государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому из направлений и специальностям соответствующего профиля. ГОС ВПО предусматривает различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы, дополнившие традиционную российскую систему подготовки специалистов новыми профессиональными образовательными программами подготовки бакалавров и магистров.

России необходимо новое качество образования с постоянным повышением образовательного уровня населения, с сохранением лучших традиций отечественного образования, достигнутых успехов в математической, проектно‑конструк‑торской, технологической, исследовательской подготовке специалистов. Это качество требует, по мнению многих ученых, перехода России к всеобщему высшему образованию.

Сеть образовательных учреждений. Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательными учреждениями являются такие, в которых:

– осуществляется образовательный процесс;

– реализуется одна или несколько образовательных программ;

– обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Государственный статус ОУ, т. е. его тип, вид и категория, устанавливается при его государственной аккредитации.

Одним из основных документов, определяющих порядок функционирования ОУ, является его устав, в котором, в частности, должны содержаться такие позиции, как наименование, местонахождение, статус ОУ, кто является учредителем; организационно‑правовая форма ОУ; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения профессионального (начального, среднего, высшего и послевузовского) образования;

4) учреждения дополнительного образования детей и взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные учреждения (ясли, детские сады) создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В них предусматривается: сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.

В современной России созданы различные типы государственных и муниципальных учебных заведений, дающих общее среднее образование: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др. Они отличаются своими концепциями обучения и развития, своеобразием построения учебных планов и программ, спецификой организации воспитательного процесса и т. д. Кроме того, созданы первые государственные школы, которые финансируются общественными организациями, частными лицами. Они существуют как одна из возможностей получения образования и гаранта свободы личности в реализации права на образование.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три ступени, которые соответствуют уровням образовательных программ, о которых мы говорили выше.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.

Основная школа призвана закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования или включения в трудовую деятельность на благо общества. Для более глубокого усвоения основ наук, помимо обязательных предметов, охватывающих 75–80 % учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведения различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы обучающихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации в школе вводятся один или несколько профилей обучения (гуманитарный, физико‑математический, химико‑биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.).

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования в соответствующих учебных заведениях.

В целях обеспечения взаимосвязи разных ступеней образовательного процесса, создания прочных основ профессиональной ориентации и осмысленного выбора будущей профессии общеобразовательное учреждение может быть преобразовано в школу нового типа (гимназию, лицей, многопрофильную школу и др.).

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно‑производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально‑технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ОУ среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) или на первой ступени вуза.

Высшее профессиональнее образование (ВПО) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

ВПО ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России оно может быть получено в высших учебных заведениях (гуманитарных, педагогических, медицинских, технических институтах и университетах). За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Как сказал академик Д.С. Лихачев: «Университет – будь он для химиков, физиков, математиков, юристов – учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Напомним, что аспирант – это человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а докторант – человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Дополнительное образование реализуется по соответствующим программам:

– в общеобразовательных учреждениях и ОУ профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

– в ОУ дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

– посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные): школы для слабовидящих, глухих воспитанников, а также для воспитанников, имеющих отклонения в развитии, обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучающихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого‑медико‑педагогической комиссии.

Учреждения для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома, – решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей от трех до семи лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от семи до восемнадцати лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно‑лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико‑социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Сегодня непрерывное образование рассматривается как система, а не как очередное звено в образовательной траектории личности. Вместе с рыночными отношениями в наше общество пришла безработица, которую можно сократить именно с помощью развитой системы непрерывного образования. По данным статистики, более 40 % выпускников вузов не работают по полученной специальности. Данное положение может исправить система непрерывного образования, предоставляющая широкий спектр различных путей совершенствования имеющейся профессии.

По состоянию на 01.01.2004 сеть государственных федеральных организаций системы образования, подведомственных Министерству образования и науки России, включает более 4 тыс. организаций, в том числе: учреждений высшего профессионального образования – 335, учреждений среднего профессионального образования – 616, учреждений начального профессионального образования – 2767, научно‑исследовательских организаций – 158, учреждений дополнительного профессионального образования – 63, федеральных государственных унитарных предприятий – 88.

В целом сеть федеральных государственных образовательных организаций выполняет задачу обеспечения прав граждан на образование, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ.

Принципы системы образования в Российской Федерации. Основой для построения и функционирования российской системы образования являются следующие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации.

Гуманистический характер образования основывается на принципах гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект‑субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу.

Единство федерального культурного и образовательного пространства предполагает через реализацию государственных образовательных стандартов защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно‑исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания.

Светскийхарактер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства.

Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового воспитания в школе.

Государственно‑общественный характер управления образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – Совета учебного заведения.

Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

Управление образованием является одним из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально‑экономическом отношении период, каким является конец XX – начало XXI в.

В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

– обеспечение конституционных прав граждан на образование;

– интеграция высшего образования и науки;

– вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;

– обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;

– ориентация на обеспечение прогресса в экономике;

– содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления:

– федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации);

– федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере образования, научной, научно‑технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В последнее время при Минобрнауки России созданы два органа федерального уровня: Служба по надзору в сфере образования и науки и Агентство по образованию, основным назначением которых является обеспечение деятельности по определенным, зафиксированным в соответствующих документах (положениях) направлениям. Например, Федеральная служба осуществляет, кроме других функций, контроль за исполнением законодательства РФ в области образования.

На субъектном уровне управления образованием функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ. В 89 субъектах РФ созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т. д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ «Об образовании» отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и пр.

Характеризуя основные направления развития управления образовательными системами различного уровня, необходимо отметить, что произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

– повышение уровня автономности;

– появление возможности формулировать свою миссию, стратегию; переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;

– высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

– развитие плюрализма мнений;

– привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

– получение дополнительных источников финансирования;

– изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно‑методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента будет содействовать процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий - то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого - минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне государственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

Федеральные ведомственные органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

Министерство образования Российской Федерации;

Министерства образования республик в составе Российской Федерации;

Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

Комитеты (департаменты) образования городов.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем.

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации.

К третьему , местному, уровню относятся районные и го­родские органы управления образованием.

Функции федеральных органов управления :

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международ­ных программ развития образования (в том числе Федераль­ной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государствен­ных образовательных стандартов;

4)разработка и утверждение типовых положений об обра­зовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5)установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессио­нальное образование;

6)установление порядка лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений;

7)установление порядка аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональ­ных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорга­низации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федера­ции в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

Формы получения образования:

1) вформе очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что входе образова­ния постоянно существует связь «обучаемый - преподава­тель».

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы.

Для современной СО характерны такие признаки : вариативность (организационно-правовых форм, типов ОУ, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типа и вида ОУ, организации пед. процесса в ОУ), интегративность (СО входит в единое мировое пед. пространство), инновационность (нововведения: в общественном положении образования и уровне финансирования системы, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы, в отношениях «учитель-ученик», в методах обучения,в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании, в строительстве зданий и помещений для учебных заведений).



Принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) светский характер образования в государственных, муни­ципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Органы управления образованием пpoвoдят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача органов управления образованием состоит в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для_ последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские и т.д.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительс­кого и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управ­ления образованием является деятельность коллективного орга­на управления - совета школы. Функции и coдepжaние работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира­ются совет школы, его председатель, определяется срок их дея­тельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения . О бщая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. В период между конференциями в роли высшего руководяще­го органа выступает совет школы. Совет шко­лы организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защи­ту учащихся, уста­навливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наря­ду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Диверсификация об­разовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, коллед­жей и т.д.


Вопрос7: Сотрудничество школы с семьей в воспитании детей и подростков.

Воспитание всесторонне развитой личности может быть успешно, если оно осуществляется в сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития и воспитания ребенка.

Семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношением взаимопомощи, взаимной моральной поддержкой и ответственностью.

В настоящее время школа и семья развиваются в сложных противоречивых условиях. С одной стороны наблюдается поворот общества к нуждам и проблемам семьи. Разрабатываются целевые комплексные программы поддержки семьи. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: это рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; падение жизненного уровня большинства семей; увеличение числа неполных семей; семей, имеющих одного ребенка. Значительная часть детей отдаляется от родителей.

В настоящее время изменяется сфера занятости родителей. Большая часть из них заняты в негосударственной сфере. Появилось большое количество матерей-домохозяек.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, с медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям. Следствием этого являются: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материальной обеспеченности богатых семей, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, половой распущенности, рост фактов подросткового и юношеского суицидов, резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Характеризуя современную семью, можно выделить такие ее особенности :

1. разница в социальном укладе городской и сельской семьи

2. столкновение разных методов воспитания детей в семье

3. разный уровень материального достатка

4. разукрупнение семей – выделение молодой семьи, обособление от старшего поколения

5. сокращение рождаемости детей.

Выделяют следующие функции семьи:

1. по отношению к обществу

Физическое воспроизводство населения

Воспитательная

Производственно-хозяйственная

Организация досуга

2. по отношению к человеку

Супружеская

Родительская

Организация быта.

Основные задачи совместной работы школы и родителей:

1. формирование жизненно-важной активной педагогической позиции родителей

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

3. изучение, обобщение лучшего семейного опыта воспитания.

Система совместной работы школы и семьи складывается из таких направлений :

1. повышение психолого-педагогических знаний родителей

Формы работы: педагогические семинары, практикумы, открытые уроки и внеклассные занятия, индивидуальные тематические консультации.

2. вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс

Формы работы: родители могут организовывать кружки, студии, спортивные секции, оказывать материальную помощь в укреплении материально-физической базы школы, осуществляют индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками, организуют родительские патрули.

3. вовлечение родителей и общественности в управление школой

Формы работы: участвуют в работе совета школы, в работе классных родительских комитетов, организуют советы содействия семье и школе.

Для того, чтобы успешно осуществлять работу с родителями, важно знать и уметь определять тип семьи по нравственному потенциалу.

Выделяют 5 типов таких семей:

1. семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера. Дети получают правильное воспитание, поэтому частое вмешательство школы в такую семью не нужно.

2. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при это не обеспечивающие правильную направленность в воспитании детей. Дети находятся в центре особой заботы родителей и у них формируются эгоистические потребительские качества. Это должно вызывать тревогу педагогов.

3. конфликтные семьи. В таких семьях родителям не до детей. Они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек, нет никакого разумного воспитания. Поэтому активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в нем человека.

4. внешне благополучные семьи, в них процветают бездуховность, отсутствуют эмоциональные связи между поколениями, отсутствуют истинные нравственные ценности. Работа с такими семьями требует особого внимания.

5. неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания школы, административного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Можно выделить следующие правила установления контактов с семьей школьника:

1. в основе работы школы, классного руководителя с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. педагогический такт в общении и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

3. доверительность к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

4. жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества в ребенке, посильные стороны семейного воспитания.

Основной формой работы классного руководителя с родителями является родительское собрание. Оно проводится 3-4 раза в год.

Виды собраний: организационное, тематическое, итоговое, собрание-диспут, собрание-диалог и т.д.

Положения о классном родительском собрании:

1. классное родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе, созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.

2. классное родительское собрание: определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, избирает классный родительский комитет и делегатов на школьную родительскую конференцию, слушает отчеты, информацию о работе классного родительского комитета, рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей,утверждает порядок оказания материальной помощи нуждающимся семьям.

3. правила проведения собраний: классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию по теме. Каждое собрание требует своего «сценария». Родители приглашаются на собрание не позднее, чем за 3 дня до даты проведения. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня, не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители.

4. Принципы проведения родительского собрания: родители на собрании должны чувствовать уважение к себе,быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет, родительское собрание – место получения важной педагогической информации. Задача родителей и учителей – искать совместные пути решения разных проблем, касающихся детей.

Вопрос 8: Сущность и движущие силы обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Мотивы учения. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.

Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.

Исходя из определения, можно выделить такие признаки процесса обучения: целенаправленный, специально организованный, двусторонний, управляемый.

В процессе обучения в комплексе реализуются 3 основные функции обучения :

1. образовательная – предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков

2. развивающая – предполагает формирование интеллектуальных умений, направлена развитие мышления, речи

3. Воспитывающая – направлена на формирование базовой культуры личности.

Методологической основой процесса обучения является философская теория познания. Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, ученые, педагоги, психологи раскрыли мировоззренческое значение процесса обучения, показали значение единства исторического и логического в педагогических процессах.

Диалектический путь познания объективной реальности идет «…от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности возникают определенные представления о тех или иных предметах, явлениях. Эти представления дают основу для обобщений.

Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, установить, усвоить понятия, суждения, умозаключения, вывести определенные законы.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.