Святой василий павлопосадский в чем помогает. Праведный василий павлово-посадский. Искушения и исправление

(ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому .

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири . Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост .

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя "Грязным", это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова : «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15 -16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн , памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу , стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом , ни священником , ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Почитание

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В - годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

  • "Василий Грязнов", сайт Павловопосадской платочной мануфактуры:
  • Святой праведный Василий (Василий Иванович Грязнов) родился в 1816 г. в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В детские годы он отличался глубоким религиозным чувством, кротостью и благонравием. В юности Василий поступил работать на фабрику и под влиянием ветреных неблагочестивых сверстников сам стал склоняться на путь порока, стал пить вино. Промысел Божий помог юноше вернуться к добродетельной жизни. Однажды один из товарищей Василия в его присутствии кощунственно, оскорбительно отозвался об иконе Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Устрашенный происшедшим, Василий стал на путь исправления своей жизни, стал подолгу молиться и оплакивать в покаянии перед Богом грехи юности. За советом о том, как ему устраивать свою дальнейшую жизнь, Василий обратился к настоятелю Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаху Венедикту и получил наставление, продолжая жить в миру, заниматься молитвенным деланием и служить Церкви, защищая ее от нападок расколоучителей. Подвижническая жизнь святого праведного Василия привлекла к нему сердца многих старообрядцев, и благодаря его наставлениям значительное их количество вернулось в лоно Православной Церкви. Василий Иванович пользовался особым расположением митрополита Московского Филарета, который называл его ревнителем Православия. В 1858 г. святитель поручил праведному Василию вместе с иеромонахом Парфением (Аггеевым) наблюдать за устроением Спасо-Преображенской Гуслицкой обители. С 1860 по 1869 гг. Василий Иванович состоял старостой Воскресенского храма города Павловский Посад и много потрудился для его благоукрашения, за что в 1862 г. от епархиального начальства был награжден золотой медалью. В 1860-х гг. по благословению митрополита Филарета праведный Василий основал в Павловском Посаде мужское общежитие, для которого самим святителем были составлены правила монашеского жития. В октябре 1868 г. праведный Василий и его родственник и сподвижник Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении устроить на свои средства в Павловском Посаде мужской монастырь, но в то время их чаяниям не суждено было осуществиться. Святой праведный Василий отошел ко Господу в воскресный день 16 февраля 1869 г. после того, как причастился Святых Христовых Таин.

    Еще при жизни Господь наделил святого праведного Василия дарами прозорливости и исцелений. Когда в 1848 г. в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам святого праведного Василия никто из обращавшихся к нему за помощью не умер от этой болезни. По молитвам праведного Василия получали исцеление одна девушка, с детства страдавшая глухотой, больной человек, которого везли с ярмарки, горбатая девочка. После смерти святого праведного Василия еще более стало расти его почитание. По молитвам к нему, по совершении панихид на его могиле и помазания маслом от лампады, висевшей над гробницей Василия Ивановича, люди получали исцеления от своих недугов. В 1874 г. стараниями Я. И. Лабзина был построен Покровско-Васильевский храм и тело праведного Василия было перенесено в склеп придела во имя преподобного Василия Исповедника. В 1880-х гг. Лабзин основал в Павловском Посаде женское общежитие, впоследствии преобразованное в монастырь, и Покровско-Васильевский храм стал обительским. Многие православные жители имели в своих домах портреты праведного Василия и его краткое жизнеописание, составленное протоиереем Сергием Цветковым. В предреволюционное время готовились материалы к его прославлению. В 1920 г. новая безбожная власть устроила в Павловском Посаде показной «суд» над почившим праведником, чтобы опорочить его имя, но память о святом праведном Василии, его почитание сохранялись и в советское время. 7 августа 1999 г. состоялось прославление святого праведного Василия в лике местночтимых святых Московской епархии. Были обретены его мощи, которые ныне почивают в Покровско-Васильевском храме Покровско-Васильевского мужского монастыря. С именем святого также связана деятельность Павлово-Посадской платочной мануфактуры, принадлежавшей Якову Лабзину. Святой не только оказывал благотворное влияние на фабричных рабочих, участвуя по просьбе родственника в управлении фабрикой, но и способствовал развитию платочного производства, которое впоследствии принесло всероссийскую известность городу Павловскому Посаду. В настоящее время также совершаются исцеления по молитвам к святому праведному Василию и растет его почитание.

    Тропарь праведного Василия Павлово-Посадского

    Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

    Кондак праведного Василия Павлово-Посадского

    Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.

    Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Я. И. Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность В. Грязнов получил от Московской Епархии золотую медаль. Став купцом 1-й гильдии, В. Грязнов не изменил своему образу жизни - служению Богу и ближнему. Он сумел в себе соединить высокое духовное и богатое материальное. В. Грязнов считал своим долгом помогать бедным людям. При фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.

    В. И. Грязнов был знаком с митрополитом Московским Филаретом, состоял с ним в переписке, по его просьбе участвовал в устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители (в Куровском). Василий Грязнов сам хотел уйти в монастырь - в разгар своего торгово-промышленного дела. Устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. Василий Грязнов написал монастырский устав и предполагал стать игуменом в сей обители.

    Этим планам не суждено было осуществиться. 16 февраля (1 марта) 1869 года В. И. Грязнов умер. На похороны его стеклись тысячи людей. Спустя непродолжительное время в окрестностях распространяется почитание его как святого, на его могиле происходят исцеления… При жизни Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а местное духовенство надеялось, что после смерти мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников Православной церкви, но свершилась Октябрьская революция 1917 года.

    Фабрика Лабзина-Грязнова была национализирована. В стране развернулись пропагандистские компании. В 1920 году в городе по решению московских властей состоялся показательный суд над «святошами» и «эксплуататорами» - бывшими владельцами фабрики. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

    Много пересудов будет вызывать впоследствии имя Василия Грязнова, появится несколько газетных и журнальных статей об этом человеке, снимут фильм, напишут житие. Безусловно одно: этот человек оказал огромное влияние на жизнь города - не только в ХIХ веке, но и в последующем времени.

    В. И. Грязнов совместно с Я. И. Лабзиным создал уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию. И сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа.

    В августе 1999 г. В. И. Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

    СТАРЕЦ-ФАБРИКАНТ

    Год назад, 7 августа (24 июля по ст. стилю) 1999 года, был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов).

    Василий Иванович Грязнов родился в 1816 году в пяти верстах от города Павловский Посад Московской губернии. Рядом он был из государственных крестьян. В середине XIX века Василий Грязнов, став купцом 2-й гильдии, одним из первых в Павловском Посаде завел набивное дело - производил шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а знавшие его представители местного духовенства полагали, что, возможно, мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников нашей Православной Церкви, но революционные события 1917 года помешали осуществлению этого благого начинания. Вся жизнь Василия Ивановича была посвящена служению Богу и ближнему. Старец умел соединить в себе и высокое духовное, и богатое материальное.
    Начало своего общественного служения Василий Иванович положил как миссионер. По благословению духовника Берлюковской пустыни отца Венедикта он вступает в борьбу с раскольниками разных толков и согласий, которые во множестве населяли эту местность. Немало скорбей и гонений претерпел он на этом поприще. Был неоднократно оклеветан, не раз призывался на следствие в тайную полицию. Здесь он претерпел мучения: у него выбили два зуба и "учинили пролом головы". Господь не оставлял Своего страдальца, и правда всегда торжествовала. Следствие писало: "Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин". По статистике того времени, им было обращено из раскола 7000 человек.
    Не ограничиваясь полученным по благословению общественным служением, душа Василия Иванович а искала жизни иноческой. Он собирает вокруг себя общину с монашеским уклоном. Все члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали богослужения в церкви.
    Впоследствии он, по частному совету и благословению святителя Московского митрополита Филарета (Дроздова), организовал мужской монастырь (11 человек) и женскую общину (60 человек). Но официально их утвердить помешала его скорая кончина. Сам святитель Филарет с большим уважением и любовью относился к Василию Ивановичу. По его архипастырскому благословению, старец наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Кроме всего прочего, Василий Иванович был церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который он украсил и расширил. За эту свою деятельность он получил от епархиального начальства золотую медаль.
    Сестра Василия Ивановича, Акулина, вышла замуж за известного своим благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Ивановича Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединиться. Учреждается торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов" - предприятие, поставившее на промышленную основу производство знаменитых павлопосадских шалей и платков. Ставши купцом 1 гильдии, Василий Иванович не изменил своему образу жизни. В этом ему виделась новая возможность помогать бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на хлеб. Блаженный старец получил благословение свыше на то, чтобы щедрою рукой помогать всем, просящим его помощи. Однажды явился ему святой священномученик Харалампий и сказал: "Есть воля Божия тебе продолжать наблюдение за всеми врученными тебе Богом людьми, тобой обращенными в лоно Православной Церкви". Это укрепило его в новом звании.
    Вскоре со всех сторон стали стекаться к нему люди за духовной и материальной помощью. Всякий проходящий видел, как искренне любил его старец, как он принимал его душевную боль. Поистине, Василий Иванович следовал по стопам Спасителя: был милостив, любил плачущих, коих непрестанно утешал, привечал сирот и обиженных. Бывало, когда дает советы, то сам плачет и у других слезы невольно вызывает.
    А благотворительность его была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Блаженный старец помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. При фабрике Лабзина и Грязнова имелись богодельня на 60 человек и больница на 20 кроватей. За счет фабрики содержались и несколько школ, в которых училось 400 человек.
    Старец почил в Бозе 16 февраля (1 марта) 1869 года. За свою богоугодную жизнь Василий Иванович получил и благодарные дары от Господа: прозорливость и дар исцеления различных недугов. Сохранилось описание его чудес-исцелений, как при жизни, так и после его преставления. Господь сподобил старца и нетлением его многоцелебных мощей, о чем сохранился акт судебно-медицинской экспертизы, проведенной в 20-х годах нашего столетия.
    Мощи блаженного старца почивают в крипте Покровско-Васильевского храма Павловского Посада. Святый праведник отче Василие, моли Бога о нас!

    Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

    Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивъш отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост,

    В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя грязным, это прозвище и осталось за ним навсегда.

    То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он.

    Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

    Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, Памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Шор. 14,40), сторонились увеселительных народных сборищ.

    Местный милионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь.

    В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован.

    Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Однако возведенное на Василия Ивановича обвинение впоследствии было опровергнуто, смущение, произведенное клеветой, изгладилось, и противление дьявольское хотящим «благочестно жити» (2 Тили 3,12) было побеждено.

    Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священно.мученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

    С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

    Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

    В 1840 годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва.

    Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдет за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

    «Все скорби мира сего еще не беда переносить, - говорил он, - а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, - это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

    Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Он помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся. Никто не уходил от него без щедрого подаяния и доброго совета.

    Василий Иванович Грязное пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского , который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

    В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь.

    Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича.

    Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

    Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1919 - 1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича.

    16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание, однако эти планы не осуществились.

    В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель , где почивают мощи святого и не прекращается его почитание.



    

    Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.