Владислав Кетов. Путешествие по краю земли. Интервью с владиславом кетовым Творчество и остальное

Владислав Кетов. Путешествие по краю земли

Meeting place - Montreal_ Bi-weekly newspaper. Выпуск 28(70)

Поистине, Монреаль - город встреч.
Я столько лет рассказывала студентам и ученикам о кругосветных путешествиях Магеллана и Дрейка, o замечательных русских путешественниках Миклухо-Маклае и Пржевальском, о наших современниках - Хейердале и Уемуру. А сколько лет жизни прошло у экранов телевизоров с "Клубом кинопутешествий"! И вот передо мной настоящий путешественник. Бодрый. Энергичный. Его завораживающие рассказы переносят из одного уголка планеты в другой.
Знакомьтесь - Владислав Кетов. За плечами девять лет путешествий, более 200 тысяч километров, 90 стран мира... Свои путешествия он совершает на велосипеде. Он не любит, когда его называют велосипедистом. Он путешественник, а еще - художник. Его пронзительные портреты запечатлели прекрасных парижанок, висят в квартирах Кейптауна и Мадраса, Буэнос-Айреса и Сан-Франциско...
О Владиславе Кетове писала пресса всего мира. В его портфолио - газетные вырезки на десятках языках и, пожалуй, самая большая в мире коллекция фотографий указателей дорог.

Владислав, когда вы отправились в это путешествие?
- 14 мая 1991 года.
- Так прямо сели и поехали?
- Нет, конечно.
- С чего все началось?
- В 33 года пришел в секцию велосипедного туризма. Некоторые журналисты прозвали меня велосипедистом. Мне это не нравится. Велосипедисты - это гонки, это серьезный спорт. Я же путешественник, художник. И велосипед выбрал как экологически чистый транспорт. Кроме того, я люблю велосипед. За 8 лет я объездил почти весь Союз, за исключением Средней Азии, - Саяны, Алтай, Карельский перешеек, Карпаты. По велотуризму у меня звание кандидата в мастера.
- А в каком возрасте вы отправились в путешествие?
- В 42 года. Кстати, велосипед мне помог решить мои проблемы со здоровьем. У меня был инфаркт. И после него я "серьезно сел на велосипед". Я считаю, что велосипед - один из самых лучших видов спорта для сердечников. Круговые движения ногами снимают нагрузку с сердца.
Так вот, первая моя поездка была из Ленинграда через Куйбышев в Свердловск. Теперь это Петербург, Самара, Екатеринбург...
Доехал я до Волги. Увидел, что могу! Тут стали вспоминаться самые крутые путешествия - Алена Бомбара через Атлантику, японца Наоми Уемуру, который погиб на Аляске. Вспомнил нашего Глеба Травина, который в 30-е годы объехал на велосипеде вдоль границ Советского Союза, в том числе вдоль северных границ. О нем сейчас почти забыли.

А ведь по тем временам это было фантастическое путешествие! Один из капитанов, что вел корабль в Северном Ледовитом океане был настолько изумлен, когда увидел человека, едущего навстречу во льдах на велосипеде! Во льдах на велосипеде!
Когда я вспомнил Глеба Травина, я загорелся путешествием. Но почему путешествие должно проходить вдоль забора, спросил я себя? Граница государственная - это забор. Одни люди ставят заборы. Другие гуляют вдоль него.
- И вы решили поехать, пересекая все границы?
Не совсем так. Мне вообще не нравится идея что-либо пересекать, например континенты, как это происходит во многих кругосветках. Мне пришла в голову более простая идея. А что будет, если я поеду вдоль моря. Море справа или море слева?
Слава богу, у меня с географией было хорошо. Я мысленно проследил эту картину. И чуть с велосипеда не упал. Оказывается, если двигаться вдоль берега, то можно обойти почти всю сушу кроме Австралии и Антарктиды, не пересекая океаны - один пролив и два канала. Но пролив - это не океан. Берингов пролив - это всего 90 километров, а посередине еще два острова - русский Большой Диомид и американский - Малый Диомид. Каналы - Суэцкий и Панамский - тоже не проблема.
Вся суша обходится! Береговая линия - это единственная линия, которую не надо даже рисовать. Естественный контур, знакомый нам еще по школьным картам.
Ведь все путешествия с чего начинаются? Каждый ломает голову, какой бы оригинальный маршрут ему изобрести. Думают годами. Никто ведь не хочет повторять другие путешествия. И каждый путешественник рисует на карте свою, как ему кажется, оригинальную линию маршрута.
Я же ничего не рисую. Я двигаюсь по той естественной линии, которая у всех перед глазами с детства и которую создала природа. Она единственная в мире, второй такой нет. Естественная граница между сушей и морем - реально существующая береговая линия. Посмотрите телевизионную заставку - контур континентов, и все ясно - речь идет о Земле.
Так вот этой единственной линией никто никогда не проходил!
- Все гениальное просто!?
- Все гениальное просто! Согласен с вами. Точнее говорили древние: "Труднее всего придумать простую вещь".
- Итак, линия маршрута созрела, и вы поехали? А как с идеей самого путешествия. Одни стремились быть первыми на полюсах, другие на высочайших вершинах мира, третьи покоряли непроходимые пустыни... А что хотели покорить вы?
- Я ничего не хотел покорять или доказывать. Я это не люблю. Я хотел показать, именно показать людям, что мир прекрасен без границ!
- Однако первая же граница вас остановила?
- Вот именно. Я застрял уже в Польше на три месяца, на все лето. Германия не хотела меня впускать, пришлось ждать визы. Кстати, на получение виз у меня ушло почти половина времени. Я шесть раз обращался по поводу визы в Китай. Один раз на уровне МИДа. Отказали даже МИДу! Хотя к тому времени у меня уже были за плечами Европа, Африка, Западная и Южная Азия.
- Так как же вы оказались в Китае? Нелегально пересекли границу или женились на китаянке?
- Ну, так вам все и расскажи... Маленькая тайна. Мне помог один бизнесмен, кстати, из восточных немцев. В целом же, поразительно, сколько ушло сил, времени, нервов на получение бумажек, которых во многих странах даже и не спрашивают. Обидно. Для чего служит граница? Прежде всего, чтобы ее не пересекали всякие криминальные элементы. Так вот, криминальные элементы ее пересекают! Спокойно и свободно. А простому путешественнику это стоит многих проблем!
-А можно границу пересечь без визы? И вообще, всюду ли границы существуют реально? Например, в Африке?
- И не только в Африке. В Европе вы можете спокойно их пересекать. Например, я двигался из Германии в Голландию. Граница проходит по каналу. Там сам бог велел границу обустроить.
- Вышки, проволока, контрольная полоса, КПП?..
- Вот именно. Сам был пограничником, помню. Ничего этого нет и в помине. Вижу - через канал по мостику пошла дорожка. Соображаю, что перехожу границу. Так вот, единственный запрещающий знак там был, что нельзя ехать на велосипеде, что это дорожка для пешеходов. Я, естественно, спешился, перешел на другую сторону и потом только в небольшом магазинчике по деньгам понял, что нахожусь уже в Голландии.

На этом наша беседа с Владиславом Кетовым не закончилась. Думаем, что мы сможем опубликовать продолжение. А к нашим читателям просьба. Владислав путешествует на те средства, которые заработает сам. Он - профессиональный художник-график, портретист. Рисовал в Польше и во Франции, в Южной Африке и Индии. Если вам не понравится портрет (что маловероятно), художник оставит его себе. Графический портрет Владислав выполняет за 20-25 минут, цветной (пастель) - за 45-50 минут.
Монреальцы всегда отличались отзывчивостью. Вспомните, мы писали о том, как отправляли в дальний путь путешественника Джорджа Бэка (см. МВ № 46). Может, среди наших бизнесменов найдутся спонсоры?! Владиславу остался самый трудный маршрут его необычной кругосветки - северное побережье Канады и России...

Ирина Лапина

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов - Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Биография

Путешествие

Путешествие Владислава Кетова является уникальным по нескольким параметрам: по способу передвижения (разными видами экологически чистого транспорта, большая часть на велосипеде), по идее маршрута (вдоль единственной естественной линии, которая есть на любой карте мира - контуру континентов), и по протяженности (более четырёх экваторов).

Впервые один человек, совершенно автономно, без всякого сопровождения, объехал на велосипеде Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки (кроме арктического побережья), преодолев 144 000 километров .

Пройдено 93 страны, 8 зон боевых действий (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия).

На пути преодолены пустыни: Синайская, Западная Сахара, пустыня Намиб, Восточная Сахара, Аравийская пустыня, Наска, Атакама и другие аридные зоны; горные районы: Пиренеи, горное побережье Южной Европы и Малой Азии, горы Атлас, береговые нагорья Намибии и Южной Африки, Береговые хребты тихоокеанского побережья Северной Америки, горы Гватемалы и Никарагуа, Анды, в том числе в последних 5 раз горные перевалы выше 3 000 м.

Проект «ЭДЕМ»

Название проекта «ЭДЕМ» - сокращение слов Этическое Экологическое Движение на русском и английском языках. Проект утверждает этическое и экологическое ценности как определяющие для сохранения и развития жизни на земле. Организация ООН по проблемам окружающей Среды - (англ.) в 1995 году присвоила Владиславу Кетову статус своего представителя UNEP globetrotter .

Этапы путешествия

Основной этап

Совершенно автономно, на велосипеде объехал по контуру: Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки…

  • Европа и Малая Азия: (14 мая - апрель )

Россия - Польша - Германия - Дания - Германия - Голландия - Бельгия - Франция - Испания - Португалия - Испания - Франция - Монако - Италия - Словения - Хорватия - Венгрия - Югославия - Албания - Греция - Турция - Сирия - Ливан - Кипр - Израиль

  • Африка и Аравийский полуостров: (апрель -ноябрь )

Египет - Тунис - Алжир - Марокко - Западная Сахара - Мавритания - Сенегал - Гамбия - Гвинея Биссау - Гвинея - Кот Де Ивуар - Гана - Того - Бенин - Нигерия - Камерун - Экваториальная Гвинея - Габон - Конго - Кабинда - Ангола - Намибия - ЮАР - Мозамбик - Танзания - Кения - Эфиопия - Джибути - Йемен - Оман - ОАЭ

  • Азия: (декабрь -октябрь )

Иран - Пакистан - Индия - Бангладеш - Мьянма(Бирма) - Таиланд - Малайзия - Сингапур - Малайзия - Таиланд - Кампучия - Вьетнам - Гонконг - Китай - Россия

  • Америка (26 сентября -14 ноября )

Канада - США - Мексика - Гватемала - Сальвадор - Гондурас - Никарагуа - Коста Рика - Панама - Колумбия - Эквадор - Перу - Чили - Аргентина - Уругвай - Бразилия - Гвиана - Суринам - Гайана - Венесуэла - Колумбия - Белиз - Мексика - США - Канада

Этап «Сканди-невия»

  • 14 июня - 13 сентября .

Россия - Норвегия - Швеция - Финляндия. Дистанция - 9200 км.

Этап «Аляска-Ванкувер»

  • 3 июля - 13 августа

Города: Гомер - Солдотня - Анкоридж - Гленналлен - Ток - Клюкван - Хайнес - Джуно - Петербург - Принц Руперт - Террас - Принц Джордж - Лиллует - Ванкувер. Дистанция - 3350 км.

Напишите отзыв о статье "Кетов, Владислав Степанович"

Примечания

Ссылки

В статье использована информация с с согласия владельца.

Отрывок, характеризующий Кетов, Владислав Степанович

– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.

Несколько дней назад, 10 февраля, был день рождения выдающегося путешественника России – Владислава Кетова. Ему исполнилось 64 года. Наверное, немногие о нем знают. Но стыдно не знать своих героев. У Кетова нет ни менеджеров, ни пиарщиков, ни спонсоров, его опыт пока не попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но факты говорят сами за себя. Владислав Кетов совершил первое в истории человечества путешествие вокруг Земли. За 21 год и 21 день он преодолел 167 000 км, проехав на велосипеде вдоль береговой линии континентов.

Оказывается, двигаясь вдоль берега океана, можно обойти всю сушу, кроме Австралии, Антарктиды и островов, не пересекая морей и океанов. Достаточно для этого пересечь Суэцкий, Панамский каналы и Берингов пролив.
Эта уникальная идея родилась у Владислава в 1983 году: «На любой карте мира есть одна единственная линия, которая охватывает все континенты, и никто никогда ее не рассматривал в качестве маршрута». Он решил запатентовать идею и воплотить ее в жизнь.

Фото: ketov.ru

На тот момент Кетов жил в Ленинграде и был инструктором в школе велотуризма. В 1988 году он официально зарегистрировал свою идею.
Но в реальность его путешествия почти никто не верил. Владислав Кетов стартовал 14 мая 1990 г. на велосипеде без поддержки, спонсоров, связи, страховки и т.п. В кармане у него было 10 долларов и 260 рублей. Но и эти деньги не были использованы. Через пару месяцев после начала путешествия Владислав Кетов отправил их семье в Питер. Путешествуя, он еще и зарабатывал, рисуя портреты (художественное образование пригодилось). На эти деньги жила его семья. Жена на тот момент растила детей и не работала.

Фото: ketov.ru

Основной этап путешествия длился 9,5 лет. За это время Кетов объехал контуры Европы, Африки, Азии, двух Америк. Всего 90 стран. Половину времени путешествия было убито на получение виз.

Фото: ketov.ru

Еще 6 стран было охвачено за несколько последующих этапов:
2005 г. Скандинавия,
2006 г. Аляска – Ванкувер.
В 2012 г. пройден контур Прибалтики.

Фото: ketov.ru

Помимо официального статуса выдающегося путешественника и художника, Владислав Кетов является философом и ученым-исследователем по жизни. «Мир абсолютно гармоничен, в нем нет проблем, кроме тех, что создают люди» – так он утверждает.

Фото: ketov.ru

В ближайших планах Кетова – продолжить путешествие: облететь север вдоль моря на автожире (винтокрылом летательном аппарате). Пока никто в истории человечества такой полет не совершил. Но реализацию проекта тормозит отсутствие денег. В настоящий момент Владислав Кетов пишет книгу о своем уникальном путешествии и все-таки надеется на всенародное признание.

Фото: автожир, wikimedia.org

Официальный сайт.

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов — Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Имеет звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1).

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1968 — 1971 г. служил в погранвойсках на Амуре на советско-китайской границе.

В Свердловске работал художником-оформителем, художником-скульптором, декоратором, техником-конструктором и зав.постановочной частью кукольного театра, занимался дизайном интерьеров. В 1977 году закончил отделение искусствоведения Уральского государственного университета. Диплом писал о портретном рисунке, которым занимается всю жизнь.

В 1979 году переехал в Питер и пошел вольнослушателем в Мухинское художественное училище, или «Муху». Год активно посещал сразу три группы подкурсов и факультатив по рисунку обнажённой натуры. Затем поступил в Академию художеств тоже вольнослушателем, там занимался ещё два года.

В 1983 году создал творческое объединение «ОБРАЗ» и руководил им до 1991г. С 1986 года организовывал первые свободные выставки-ярмарки в Ленинграде, работал по договору в Павловском дворце — рисовал графические портреты.

1983-1990. Инструктор велотуризма — штурман и руководитель более 10 велопоходов (от первой до пятой категорий сложности): Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Совершил свой первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград — Куйбышев — Уфа — Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли — то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

С 14 мая 1991 года по настоящее время осуществляю первое в истории путешествие действительно вокруг земли — вдоль береговой линии континентов.

1995. Организация ООН по проблемам окружающей Среды — UNEP присвоила статус своего представителя — UNEP globetrotter.

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1) «за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов». К настоящему времени преодолено 155 000 км по территории 93 стран .

За время путешествия нарисовал многие сотни портретов, и теперь они висят в домах у людей со всех континентов, кроме Антарктиды. За десять лет пути больше всего портретов нарисовано в Польше, Париже, испанском Кадисе, в Риме, Афинах, Дакаре, Кейптауне, в Найроби — в штаб-квартире UNEP, в Сан-Франциско и Монреале. За последние годы самая значительная серия портретов создана на русском севере от Мурманска до Ямала.

2010. Преподавательская деятельность в StArtАкадемии — Центре графики, живописи и дизайна. Проводил мастер-классы по графическому портрету и рисунку обнажённой натуры.

C 13 мая по 13 сентября 2010 года прошёл российский этап проекта от Оленегорска Мурманской области до Советской Гавани Хабаровского края. Таким образом, контур Старого Света замкнул вариантом «В» — на велосипеде, проехал за 105 ходовых дней 10620 км.

С 5 мая по 30 августа 2011 года осуществил Североамериканский этап, вновь по варианту «B» — bicycle. По аналогии с российским этапом проехал на велосипеде по северу Америки от Атлантического океана (Блан-Саблон, Канада) до Тихого океана (Сьюард, Аляска, США) и замкнул контур Нового Света. Пройдено 10 086 км через восемь провинций Канады и Аляску (США).

С 13 мая по 03 июня 2012 года завершил велосипедную часть проекта этапом «Балтия» от Бранево (Польша), где начинал проект в 1991 году, по береговой линии Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской области с финишем у Медного Всадника в Петербурге. Пройдено 1750 километров.

Итог проекта — за 21 год и 21 день пройдено 4 континента, 96 стран, свыше 167 000 километров.

По 4 континентам и 96 странам

Описание фотографии

- Владислав Степанович, как вы придумали этот маршрут - вдоль естественной линии, которая есть на любой карте мира?

Я его не придумал, а однажды увидел. Вспомнил путешествие Глеба Травина, который в 1929–1930 годах проехал по периметру Советского Союза, и спросил себя: почему человек должен гулять вдоль забора - государственной границы? А что, если просто ехать вдоль берега? Ведь береговая линия континентов - это уникальный маршрут, созданный Творцом! Так можно объехать практически всю сушу по одному непрерывающемуся контуру (кроме Австралии, Антарктиды и островов), не пересекая морей и океанов - достаточно пересечь Суэцкий, Панамский каналы и Берингов пролив.

В итоге я проехал вдоль береговой линии 4 континентов, по территории 96 стран, преодолев 169 тысяч километров. Но путь этот довольно сложен. Думаю, что еще не скоро кто-то решится повторить мое путешествие, которое по расстоянию в 4 с лишним раза больше длины экватора, то есть равно 4 кругосветкам.

- И довольно долгое… 21 год и 21 день - это впечатляющая цифра.

Я не все эти годы был в пути - случались большие перерывы. Чистое время в дороге, в седле, - около 7 лет. Первый и основной этап (132 тысячи километров) длился с 14 мая 1991 года до 14 ноября 2000 года. Тогда не удалось проехать по берегу лишь Север. Понял, что по арктическому побережью нужно пролететь, а для этого требовалась серьезная материальная поддержка, которую в своей стране я не нашел. В другом государстве меня, наверное, уже давно раскрутили бы, следя за моим странствием. Но это иная и немного печальная история.

После долгого перерыва, в 2005 году, я стал добавлять северные кусочки, которые смог проехать, - Скандинавия и Аляска. Затем замкнул контур по варианту В - bicycle - по ближайшей к северу дороге, которую можно преодолеть на велосипеде.

В 2010 году проехал Россию от Оленегорска до Тихого океана, замкнув периметр Старого Света - Евразии с Африкой. В 2011 году - по Северной Америке замкнул Новый Свет от Атлантики до Аляски. В 2012 году этапом от Польши до Питера окончательно очертил контур, финишировав у Медного всадника в Санкт-Петербурге.

Нордкап - мыс на острове Магерё на севере Норвеги, самая северная точка Европы, 2005 г.

- Ваше путешествие началось в мае 1991 года. Как тогда удалось пробраться за железный занавес СССР?

Сама идея путешествия возникла еще в 1983 году, когда теоретически никаких шансов поехать не было. Но если человек сильно и непрерывно чего-нибудь хочет, то действительность постепенно меняется в нужном направлении. Ведь не только бытие определяет сознание, но и сознание влияет на бытие. У меня почему-то не было никаких сомнений в том, что все получится, несмотря на обстановку в стране. А он была, мягко говоря, нерасполагающей.

В 1991 году сложились такие обстоятельства, что можно было буквально выскочить из СССР. На сборы - лишь несколько часов. Я воспользовался этим шансом, а дальше начались чудеса… В аэропорту велосипед взяли в багаж без доплаты и без скандала, хотя в те годы это было невероятно. А после прилета в Калининград грузчик, который доставал мое средство передвижения из багажного отсека, увидев меня, спускающегося по трапу, мистическим образом определил, чья это вещь, и предложил забрать багаж. Прямо от самолета я поехал на велосипеде.

Санкт-Петербург, 2012 г.

Красота - в глазах смотрящего

- Проехав тысячи километров, какой уголок Земли считаете самым-самым?

Меня впечатлил мир в целом. Он прекрасен. Везде есть своя гармония, которую нужно почувствовать, увидеть. Красота - в глазах смотрящего. Но есть уголки Земли, которые мне особенно близки внутренне, где я мечтал бы пожить.

Я проехал практически по всем побережьям мира, и мне кажется, прибрежные зоны наиболее интересны в плане природы. Одна из самых предпочтительных - район Северо-Западной Америки, от Аляски до Сиэтла, и, прежде всего, Британская Колумбия в Канаде. Это потрясающие места! Природа, кстати, один в один наша, но намного лучше сохранившаяся.

Нравятся также побережье Страны Басков, Адриатика… А когда я побывал в Коста-Рике, то у меня промелькнула мысль: если где-нибудь и снимать фильм про Рай, то непременно в этих местах.

- А какие кусочки нашей планеты оказались самыми сложными для прохождения маршрута?

Северное побережье. Это очень непростые для путешествий районы, очень суровые для жизни, но обладающие особой, магической красотой и притягательностью! Люди, которым довелось там обосноваться, навсегда больны Севером...

Еще одна непростая зона - пустыни. Сначала я немного побаивался их, но после того, как пересек парочку, понял, что это идеальное место для размышлений. Нигде так классно не думается, и нигде вы не увидите таких шикарных звезд! За время пути удалось пересечь 8 пустынь.

Южная Ангола 1994г.

- Я читала историю про одну такую пустыню, а точнее, концлагерь в Анголе, из которого вы чудом выбрались…

Да, пришлось непросто. Во-первых, в Южную Анголу я попал в разгар сухого сезона. Во-вторых, за 20 лет непрекращающейся войны местность перестала соответствовать картам. Поэтому через 40 километров после города Намибе дорога практически исчезла, хотя карта говорила об обратном, и я планировал доехать до места, где можно было пополнить запасы. В итоге, добравшись до запланированной точки, увидел руины. Жара 40 градусов, вокруг - пустыня, и дальше на 130 километров воды и населенных пунктов нет… Спасла небольшая «лужа», оставшаяся от реки.

Вообще, основная проблема в пустыне - вода. У меня было несколько емкостей общей вместимостью 17 литров. Этого запаса хватало на 3–4 дня, потом нужно было искать новый источник. Пришлось стать следопытом - ведь животные тоже стремились на водопой.

Однажды следы пошли не вниз, а вверх - и оборвались на камнях. Хотел уйти, но внутренний голос говорил: «Ищи!» А потом услышал птичий щебет, что было совсем уж невероятно. Пошел на звук и чуть не рухнул в… колодец, выдолбленный прямо в скале. Вода была сказочно чистой, холодной и вкусной. Увидеть его можно было, только подойдя вплотную. Вдоволь напившись и пополнив запасы, я заметил змею: около метра в длину и сантиметров 7 в диаметре. Ядовитое пресмыкающееся стало в тот день моим обедом.

Когда позже приехал в Кейптаун, на встрече в консульстве меня спросили, в каком месте я выходил из Анголы. Показал. Один из сотрудников очень удивился. На этом участке у Ангольского правительства раньше располагался концлагерь. Без забора. Ведь все и так знали, что выйти оттуда невозможно. Хорошо, что я этого не знал.))

Умом понимал, что шансов на выживание действительно было очень мало. Но, странное дело, я тогда совсем не ощущал страха. Просто делал все возможное и невозможное для своего спасения. Считаю, что человеку бояться в этом мире нечего, кроме собственной дурости. Многие люди, оказавшись в экстремальных ситуациях, погибают именно из-за страха. Ученые это выяснили давно.

- Посоветуйте путешественникам, как себя вести в сложной ситуации.

Совет на все случаи у меня один: не полагайтесь на чужие советы. Все проблемы нужно решать творчески, исходя из конкретной ситуации. Если начнете действовать в соответствии со стереотипами, то, скорее всего, усугубите проблему.

Хотя один совет все же дам: слушайте себя! Я всегда с большим доверием относился к внутреннему голосу. Но его можно услышать лишь в расслабленном состоянии. Если вы напряжены, то подсказку получить вряд ли сможете.

Маршрут

Жизнь - велосипед в движении

- Велосипед - одиночный транспорт, можно все время оставаться наедине со своими мыслями. Как внутренне вы изменились за время пути?

Сложно заметить какие-то перемены в самом себе. Но если говорить полушутя, то, мне кажется, я стал мудрее. Не умнее, а именно мудрее. Получил ответы на некоторые личные вопросы из разряда вечных.

Важно понимать, почему эти вопросы считаются таковыми. Марксизм учил: вечные они потому, что нерешаемые, и нечего заморачиваться. Меня этот посыл никогда не устраивал. Я разобрался и понял: суть в том, что каждый человек снова должен сам для себя их решить.

- И какие ответы удалось получить?

Спрашивал себя: почему у человечества столько проблем? Размышлял над этим несколько десятков лет и пришел не к самому простому для понимания ответу. Попробую объяснить.

Материя противостоит хаосу (энтропии), организуясь. Живая материя защищается путем организации в открытую систему. Она обменивается с окружающим миром информацией и энергией, размножаясь, повторяя свои элементы. Но есть и другой способ сопротивления хаосу - организация материи в закрытые системы. Как пример - кристаллы, которые, сформировавшись, сохраняются за счет максимальной закрытости от внешних воздействий.

Когда общество стремятся организовать по модели пирамиды (все государства так устроены), то пытаются превратить его в закрытую систему. Ни к чему, кроме разрушения и гибели, это привести не может…

Об этом в аллегорической форме сказано во всех древних источниках. К примеру, в Библии описан райский сад - Эдем. То есть общество не нужно строить, изолировать - его важно возделывать, как сад, сохраняя максимальное количество разнообразных элементов. А задача каждого человека - оставлять сознание открытой системой, уважая чужое разнообразие и не навязывая свои убеждения.

Политика - грязное белье человечества

Автопротрет

- Каков главный вывод вашего путешествия?

Убежден, что сейчас мы переживаем последние времена политического устройства. Ведь человечество еще «младенец», а каждому новорожденному приходится менять пеленки. И недаром говорят, что политика - грязная штука. Получается, что она - грязное белье человечества.

Мне один полковник в Йемене сказал: «Без политики жизни нет!» А я ему ответил: «Без нее она только начинается!» Однажды грязные пеленки заканчиваются, а ребенок продолжает развиваться и обучается необходимым действиям по уходу за собой. Обходиться без политики - это есть простейший гигиенический навык для общества.

- Следуя вашей логике, границы между странами, с которыми у вас, кстати, было много проблем, не нужны?

Считаю, что мир един. Если его и можно как-то условно разделить, то на континенты, географические зоны. А межгосударственные границы - это абсурд. В большинстве случаев с обеих сторон - люди, часто родственники.

Все это нужно политикам, которые живут в столицах и между собой договариваются: «До забора мы стрижем этих баранов, а после забора - вы». Все время что-то делят… Границы могут быть нерушимы только в одном случае: если они станут символическими.

Дом мужчины - мир

Сибирь

- Что такое для вас дом?

Есть хорошая фраза на этот счет: «Мир женщины - дом, дом мужчины - мир».

Так сложилась жизнь, что я много переезжал. Родился на Урале, в селе Карлыханово, потом отправился с родителями в Свердловск, где за 20 лет мы поменяли 15 адресов. С 1989 года живу в Питере, успев сменить место жительства пять-шесть раз. Существует на свете уголок, который я считаю своим родовым гнездом, - дом бабушки в деревне, но, увы, сейчас это, по сути, руины.

Очень часто ловлю себя на ощущении, что нигде на этой планете не чувствую себя вне дома. Конечно, чиновники мне все время пытались объяснить, что я чужак. Меня всегда это удивляло. Ведь сотрудник, скажем, посольства - такой же, как и я, один из 7 миллиардов человек, живущих на Земле, не более. И все люди в этом огромном доме просто постояльцы. От их совести и интеллекта зависит, какой они после себя оставят «квартирку» потомкам. То место, где мы живем, хорошо бы сохранять и поддерживать. Судя по состоянию природы, не всем это понятно.

- А как же дом - семейный очаг? У вас была семья, когда вы путешествовали?

Да, и все 10 лет основного этапа путешествия моя жена была домохозяйкой. В пути я зарабатывал рисованием портретов и отправлял деньги домой. Правда, после окончания основного этапа, в Монреале, где прожил почти полгода, некоторое время торговал мороженым с тележки.

Когда вернулся домой, денег стало совсем мало, и та семья разрушилась. Сейчас у меня другой (счастливый) брак, но со своими сыновьями я не перестаю общаться.

- Как считаете, чему важному вам удалось научить сыновей?

Стараться жить по законам этого мира, сохранять свое сознание открытым.

Владислав Кетов

Досье

Владислав КЕТОВ, путешественник, художник, действительный член Русского географического общества.

Образование: факультет искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета (УрФУ).

Интересы: путешествие, искусство, бильярд, охота, стрельба.

Псевдоним: Аскетов.

Патент: 30 сентября 1988 года в Советско-Американском фонде «Культурная инициатива» был зарегистрирован патент № 3101 «Одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов на экологически чистом транспорте».

Название проекта путешествия: «ЭДЕМ». Сочетание русской и английской аббревиатур - этическое и экологическое движение. Эмблема - два переплетенных сердца.

Высказывание: Каждый человек - это вектор, часть огромной системы под названием Жизнь. Сумма всех векторов дает сдвиг системы в ту или иную сторону. Усилия любого из нас меняют будущее.

Дети: три сына.

Текст: Марина Чайка. Фото: архив Владислава Кетова.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.