Внеклассное мероприятие в библиотеке «День согласия и примирения. Сто лет Великой Октябрьской социалистической революции». Педразвитие Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Миронова Валентина Борисовна
Должность:
Учебное заведение: МКОО "Просекская основная школа"
Населённый пункт: Костромская область, Антроповский район, д. Просек
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами Октябрьской революции"
Дата публикации: 25.04.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

"Просекская основная школа"

Антроповского муниципального района Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 100-летию Великой российской революции.

«Дорогами Октябрьской революции»

учитель истории и обществознания

Просек 2017

Цель: познакомить обучающихся с историей Великой октябрьской революции 1917

Задачи:

воспитание интереса к историческому прошлому России;

воспитывать понимание и уважение к историческим событиям нашего

государства.

Ведущий.

исполняется

Октябрьской

российской

революции. Столетняя история этого события связана с героическими страницами

независимость

становление

Российского

государства. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это

событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Президент

В.В.Путин

кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

И алые знамёна, и оркестры,

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни».

(Л.П. Масловский)

российская

революция

навсегда

останется

важнейших

событий XX века. Октябрьская революция решающим образом изменила

пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов

всей планеты.

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции и узнаем,

как это было.

В.И.Ленин

возвратился

Петроград.

Финляндского вокзала солдаты тесным кольцом окружили Владимира Ильича Ленина,

который просто и понятно говорил о том, что волновало в те дни каждого рабочего и

крестьянина, - о земле и свободе, о том, как покончить с войной.

Учитель истории.

Н.К.Крупская вспоминала: «Солдаты становились на лавки, чтобы лучше видеть

и слышать того, кто так понятно говорил о насущных проблемах. И с каждой минутой

росло их внимание, напряженнее делались их лица».

Из воспоминаний Н.И.Подвойского: «Ветер, врывающийся на площадь с Невы,

подхватывает

полотнища

плакатов,

покрывается багровым пламенем. Спустившись на первую ступеньку вагона, Ленин

взглядом

встречающих,

поднимает

радостно

Непередаваемый энтузиазм охватывает встречающих. По всему перрону гремит буря

оваций, приветственных лозунгов. Когда В.И.Ленин сказал слово «Товарищи!», то

каждый почувствовал в нём глубину и силу любви его к народу.

Ведущий.

От Финляндского вокзала началось грандиозное ночное шествие на Петроградскую

сторону. В эту В.И.Ленин ещё несколько раз говорил с рабочими, жадно ловившими

каждое его слово.

Учитель истории.

А.А.Андреев писал: «Ленин гениально, с необыкновенной убеждённостью, которая

чувствовалась в каждом его слове и жесте о революции, которая должна была победить

через несколько месяцев».

Ведущий.

В.И.Ленин

выступил

совещании

Таврическом

докладом, где изложил свои знаменитые Апрельские тезисы. Так, едва вернувшись на

Родину, Владимир Ильич стал у руля революции.

Наступил май 1917 года. Трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали

Первомай. В июле в Петрограде прошли демонстрации. Рабочие, солдаты и матросы

шли с лозунгами, их приветствовал В.И.Ленин.

подготовке Великого Октября. Ленина в Петрограде не было, он находился недалеко от

Петрограда

приезжали

Дзержинский,

Орджоникидзе,

В.И.Ленин передавал указания и советы.

которых призывал создавать отряды Красной гвардии и готовить экипажи кораблей.

квартире в Выборгском районе. На следующий день Ленин написал статьи, в которых

вождь ещё раз подчеркнул, чтобы все готовились к вооружённому восстанию.

Наступили решающие дни революции. На заводах и фабриках прозвучали сигналы к

красногвардейцев.

отправлялась

Смольный,

занимали

правительственные

учреждения,

руководства

сходились

Владимир

внимательно

событий, отправлял в Смольный указания, как действовать. Революционный штаб в

Смольном с величайшей энергией и решимостью готовил выступление.

сил. В тот же день красногвардейцы заняли Финляндский вокзал.

Смольный

В.И.Ленин.

революции

непосредственно у штурма восстания.

История навсегда сохранит неповторимую картину, которую являл собой в эту

ночь великий русский город на Неве. Дул сырой холодный ветер. В тумане мигали

редкие фонари. В ночном мраке сверкал огнями Смольный – штаб восстания, центр

разразившейся

революционной

надеждой

обращались

исстрадавшихся рабочих и солдат, жаждавших мира, земли, справедливости и свободы.

Учитель истории.

Измождённый, в изорванной одежде рабочий остановился перед Смольным,

Революция!»

бросился

смешался с толпой. Это был один из делегатов II Всероссийского съезда Советов,

которые прибывали со всех концов страны в Смольный, чтобы сказать о рождении

новой России.

Ведущий.

Смольный гудел, как взбудораженный улей. Всё в эту ночь двигалось или от

Смольного,

Бесконечным

представители

Петроград находился в руках восставших. На заводах и фабриках, в казармах и на

улицах ликующие рабочие и солдаты читали первый документ, в котором были слова:

«Да здравствует революция!» В Смольном собирались депутаты. Экстренное заседание

Совета открылось в 2 часа 35 минут дня.

Учитель истории.

Н.И.Подвойский вспоминал: «Когда на трибуне после четырёхмесячного перерыва

появился

депутаты

любимого

разразился бурными аплодисментами. Все встали с мест. Никогда Ленин не был таким

торжественным и взволнованным, как в этот момент. Вдохновенно и просто прозвучали

его слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё

время говорили, свершилась».

Ведущий.

Для завершения революции оставалось взять Зимний дворец. Невдалеке от дворца, у

Николаевского моста, стоял крейсер «Аврора». В 9 часов 45 минут вечера раздался

орудийный

сознании

человечества

исторический залп «Авроры», возвестивший миру о начале новой эры.

Учитель истории.

Н.И Подвойский так рассказывал об этом историческом моменте: «Во тьме

ночной, озарённые бледным, затуманенным дымом, светом, со всех прилегающих улиц

и из-за ближайших углов неслись цепи красногвардейцев, матросов и солдат. В воздухе

стояло сплошное победоносное «Ура!», захватывающее, объединяющее».

Ведущий.

Смольном

открылся II Всероссийский съезд Советов. Он представлял всю трудовую

Россию. Здесь были делегаты от провинций и национальных районов. На съезде Ленин

говорил о мире, о земле.

Учитель истории.

Делегат II

Всероссийского

С.А.Аралов

рассказывает

выступлении В.И.Ленина с докладом о мире: «Сердца исстрадавшихся людей рвались к

миру. «Что ж, братец ты мой, будет замирение или нет?» - спрашивали часто делегаты.

Наконец настал момент, когда поднялся и заговорил об этом Ленин. Первые

слова сразу всех захватили: «Вопрос о мире есть жгучий вопрос, больной вопрос

современности. О нём много говорено, написано, и вы все, вероятно, немало обсуждали

его». Кто-то воскликнул: «Только думаем, и говорим о мире. Правда, твоя, товарищ

Ленин!» И когда В.И.Ленин оглашал декрет о мире, стояла такая тишина, будто люди

даже дышать перестали. А потом, как будто весь зал вздохнул облегчённо – и вслед за

этим вихрь и гром аплодисментов, радостных криков.

Ведущий.

II Всероссийский съезд Советов выполнил волю народа – он принял историческое

знаменосцем

Ленинская

определила внешнюю политику нового государства. Огромное значение имело решение

вопроса о земле.

Наше мероприятие я хочу закончить такими словами:

«Когда-то так оно и было:

Был красный день календаря,

Но почему-то всё забылось

С годами, а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник

И для людей, и для страны».

Я думаю, что пройдёт ещё немало времени, и всё встанет на свои места, и день 7

ноября, как и прежде, станет одним из главных праздников страны.

В.В.Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так

давайте не забывать уроки прошлого.

Материалы для внеурочной деятельности

Презентации к урокам

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, приуроченного к столетию Великой российской революции, позволяет школьникам оценить причины социального взрыва, почувствовать проблемы предреволюционной обстановки на конкретных примерах и свидетельствах современников эпохи.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Класс: 6-7.

Форма : путешествие в прошлое.

Цель : понять причины, приведшие население Российской империи к революции и сформировать у учащихся представление о ней, как об одном из важнейших событий российской и мировой истории.

Задачи :

Познавательные:

  • выяснить причины революции и отношение к революционным событиям разных слоев населения Российской империи;
  • выявить их ожидания, связанные с революцией и сменой власти;
  • оценить с разных позиций итоги революционных событий.

Воспитательные: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; способности всесторонне оценивать изучаемый материал.

Развивающие: развиватьумение извлекать информацию из различных источников; учитывать разные мнения, сотрудничать со сверстниками; грамотно выстраивать речевые конструкции.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска или экран, презентация Power Point «100 лет Великой революции»; конверты с указанием следующих слоев населения: «Крестьяне», «Рабочие», «Интеллигенция», «Царская семья», «Солдаты», «Дворяне».

Оформление : Для проведения мероприятия необходимо подготовить рабочие места и комплекты материалов на 6 групп обучающихся.

На каждом столе должен быть номер группы, конверт с указанием слоев населения, которые будет представлять группа (вскрывается в ходе мероприятия); комплекты с заданиями. Отдельно 6 шляп разного цвета.

Выбрать выступающих (3-х), раздать слова.

Сценарий внеурочного мероприятия

1. Организационный момент

Обучающиеся входят в класс под звуки 1-й части «Симфонии № 12» Д. Шостаковича (Революционный Петроград. Moderato. Allegro). Слайд №1

Ребята, давайте подумаем над теми эмоциями и чувствами, которые вызвала у Вас «Симфония» Дмитрия Шостаковича. Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе смятение, страх, неуверенность, опасение. Займите места в группах справа.

Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе подъем, восторг, радостное предчувствие перемен. Займите места в группах слева.

2. Основная часть.

Вступительное слово учителя: В этом году исполняется ровно 100 лет со дня Великой революции 1917 года.

1917 год – год великих потрясений. События 1917 года не только изменили историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.

Слайд №2

Выступающий №1. Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.

Слайд № 3

Слово учителя: Великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов о событиях февраля 1917 года писал: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

Как Вы считаете, что мы должны выяснить в ходе мероприятия?

Сегодня нам с Вами предстоит перенестись на сто лет назад, перевоплотиться в представителей разных групп населения нашей великой Родины и понять, почему они поднялись на восстание и какие чувства испытывал в этот переломный момент каждый из них.

Вскройте конверты, которые лежат у Вас на столах и узнайте в кого Вам предстоит перевоплотиться.

Представьтесь, пожалуйста.

(Один представитель объявляет название своей группы. Табличка с названием ставится вместо номера. На экране транслируется Слайд №3)

Инструкция к работе групп: На столах у каждой из групп лежат конверты с заданиями (Приложение 1). Сейчас Вам предстоит вскрыть конверты, поработать с заданиями, составив из ответов на вопросы текст выступления, который нужно начать словами «Мы, крестьяне…», «Мы, солдаты…» «Мы, интеллигенция…», «Мы, члены царской семьи…», «Мы, рабочие…» и «Мы, дворяне…».

Группы вскрывают конверты, знакомятся с материалами, отвечают на вопросы и готовят выступление.

Итак, Вы познакомились с отрывками из произведений отечественных писателей и воспоминаниями современников о Великой революции 1917 года. От имени той части населения, которую представляла группа, выскажитесь о вашем отношении к революции.

Выступления представителей групп.

(На фоне выступлений демонстрируются слайды № 4 - 9, где последовательно автоматически транслируются по 5 сцен из жизни каждой из представленных групп.)

Слово учителя. Итак, мы с Вами увидели, чтобыли в то время в Российской империи и дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

Выступающий №2 В России всегда находились думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.

В 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго. Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

Выступающий №3. Революционеры во главе с Лениным готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Большевики сказали уставшим солдатам: «Солдаты, возвращайтесь домой, хватит сидеть в окопах, прогоняйте своих хозяев капиталистов!», они говорили: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это было понятно для людей, многие из которых были неграмотны, жили в бедности, голодали, а мясо впервые попробовали в армии. Эти было понятно простым людям, которые не имели прав, ничего не знали о законах, а другую, светлую, чистую, сытую жизнь видели издалека.

Ради такой жизни для себя и своих детей, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.

Таким образом, 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание. Оно закончилось провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

(Во время выступлений, учитель меняет таблички на столах на шляпы разного цвета)

Слово учителя. Спасибо, ребята, за интересный рассказ об этом важном событии, изменившем ход истории и решившем судьбы не только отдельных людей, но и всего народа в целом, всей мировой истории.

3. Рефлексия

Вы уже заметили, что на столах вместо табличек появились разноцветные шляпы. Нам с Вами предстоит оценить произошедшее событие с разных сторон. Каждая «шляпа» имеет свое значение.

(Значение шляп выводится на слайд №. 10)

  1. «Белая шляпа» – учащиеся, работающие в данной группе, должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения, главные факты.
  2. «Красная шляпа» – учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции по поводу событий в любой выбранной ими форме.
  3. «Черная шляпа» – группа выделяет негативные последствия изученных исторических событий.
  4. «Желтая шляпа» – учащиеся обобщают все положительное.
  5. «Зеленая шляпа» – группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.
  6. «Синяя шляпа» – формулирует общие выводы, рефлексивные мысли.

Выступления групп не более 1 минуты.

Учитель благодарит группы за работу.

4. Заключительный этап.

Великая революция 1917 года была надеждой многих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, пообещала им это, но далеко не всегда надежды оправдывались.

Закончить же наше мероприятие хочется словами поэта Валерия Яковлевича. Брюсова (читает сам учитель под звуки «Симфонии № 12» Д. Шостаковича ):

«Революция»

Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним,
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция - буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ

100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Разработали:

И.В. Сергеева, преподаватель русского языка и литературы,

И.Д. Анисимова, преподаватель истории

Калуга, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка приурочена к 100-летию российской революции 1917 года, содержит рекомендации и материал для проведения следующих мероприятий:

    внеурочное открытое историко-литературное мероприятие «100 лет Октябрьской революции»,

    викторина , посвященная 100 - летию Октябрьской социалистической револ юции ,

    беседа со студентами «Личности в истории. Взгляд из XXI века».

Данные мероприятия предназначены для студентов Калужского кадетского многопрофильного техникум а .

Изучение Октябрьской революции не утратило своей актуальности и в наши дни, так как оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира. Обобщённые материалы способствуют изучению и объективной оценке сложных и неоднозначных страниц истории нашего Отечества, сохранению исторической памяти о событиях и людях тех лет. Современная политика нашего государства направлена на повышение уровня нравственного и патриотического воспитания молодёжи. В распоряжении Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19.12.2016 N 412-рп «О подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России» даны рекомендации по подготовке и проведению юбилейных мероприятий .

Целью этих мероприятий является обеспечение осмысления студентами событий Великой российской революции. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач :

    создание условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру;

    создание воспитательно - образовательной среды, способствующей формированию у студентов гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

События 1917 года имеют глубокие корни в истории Российского государства. Всестороннее и объективное изучение Октябрьской революции 1917 года помогает осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны.

СЦЕНАРИЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « 100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ »

Звучит музыка (Сборник революционных песен)

Слайд 1

«Варшавянка» звучит как фон

Ведущий 3 (за сценой): Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может… (Д. Самойлов)

КЛИП «Лента истории»

Ведущий 1: Более 70 лет годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была главным праздником Советского Союза. День 7 ноября на протяжении всей советской эпохи был «красным днём календаря».

Ведущий 2: Этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты. Как же всё это было?

Ведущий 1 : Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно. 16 октября Центральный Комитет большевиков принял решение о подготовке восстания. В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

КЛИП «Залп «Авроры»

Ведущий 3 (за сценой): Началось триумфальное шествие советской власти по стране.

ПЕСНЯ «СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ» (Слова и музыка Леонида Радина)

Одновременно с песней – видеоролик

Слайд 2

Ведущий 2 : Тема революции не могла не звучать в произведениях поэтов и прозаиков серебряного века. К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое. Маяковский восторженно отнесся к революции.

«Ода революции»

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъязвленная злословием штыков,

Восторженно возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное

«О!»

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Слайд 3

Ведущий 1 : А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся к революции.

Стой, солнце!

Летят, блестят мелькающие спицы,

Тоскую и дрожу,

А все вперед с летящей колесницы,

А все вперед гляжу.

Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

Кровавый след зари?

О, если б власть и властный крик Навина:

«Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 2 : Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни». Писателя обвиняли и в ненависти к России. В «Окаянных днях» он пишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Слайд 4

Ведущий 1: Писатель Максим Горький Октябрьскую революцию воспринял неоднозначно. В своих дореволюционных произведениях он выразительно воспроизводил темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти. Он пытался (хотя и не очень убедительно) найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей – босяков, потом в среде революционного пролетариата.

Ведущий 2: А потом появились «Несвоевременные мысли». В этой книге Горький предстает как обличитель революции, советской власти, предсказатель грядущих народных бедствий, т.к. произошло столкновением идеалов, во имя которых Горький призывал к революции. «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны… главная цель революции нравственная – превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности октябрьский переворот спровоцировал выброс самых темных, низменных – зоологических инстинктов. И если первоначально я пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу, теперь же я считаю, что мы должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами».

Слайд 5

Ведущий 1 : Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Интеллигенция весь русский народ были поставлены по разные стороны баррикад, даже семьи. Молодая советская страна была в кольце фронтов

«Варшавянка» звучит как фон

Чтец: Нас водила молодость

В сабельный поход,

Нас бросала молодость

На кронштадтский лед.

Боевые лошади

Уносили нас,

На широкой площади

Убивали нас.

Но в крови горячечной

Подымались мы,

Но глаза незрячие

Открывали мы.

Возникай содружество

Ворона с бойцом –

Укрепляйся, мужество,

Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла. (Э Багрицкий)

ПЕСНЯ « КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА…» ( Музыка: Д. Васильев-Буглай Слова: Демьян Бедный)

Ведущий 2 : Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов - внутренних и внешних.

Ведущий 1 : В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. К сожалению, революция и насилие неразделимы. В ответ на белый террор большевики не молчали. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьева была уничтожена царская семья, а также доктор Боткин и слуги, находящиеся в доме.

ПЕСНЯ «МОЛИТВА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ» (автор – Юлия Славянская)

Одновременно с песней – слайд - шоу

Ведущий 2 : История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя. (Я.В. Смеляков)

КЛИП ЛЕНИН

Ведущий 1 : Великая Октябрьская революция победила. 7 ноября мы отмечаем 100-летие этой даты. Кто виноват, кто прав – рассудило время. Владимир Владимирович Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так давайте не забывать уроки прошлого.

Звучит «Варшавянка», все участники композиции выходят на сцену.

БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ

«ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА»

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть - Советам» , «Мир - народам» , «Земля - крестьянам» , «Фабрики - рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

    Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;

    Искоренение эксплуатации человека человеком;

    Равенство людей в правах и обязанностях;

    Борьба против войн;

    Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин. Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда». Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 г. – сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 г. – переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 г. – арестован и в 1897 году сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. – Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907, участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917 приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному правительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924).

3.03.1918 года, по предложению Ленина, был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»).

11.03.1918 года столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 года Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; оправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 г. – выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 г. – объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 г. – Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 г. – Ленин скончался в Горках под Москвой.

В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах». Но, действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство – СССР.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы, придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания», начали подвергать критике все, что происходило в стране в течение 70 лет, в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Император России Николай II

Российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейбмедик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.

Ввиду сокрытия фактов большевиками, появляется ряд альтернативных версий. Долгое время ходили слухи, превращавшие убийство царской семьи в легенду. Были теории о том, что кто-то из его детей спасся. Что же произошло на самом деле летом 1918 года под Екатеринбургом? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей статье. Предыстория Россия в начале двадцатого века была одной из наиболее экономически развитых стран мира. Пришедший к власти Николай Александрович оказался человеком кротким и благородным. По духу он был не самодержцем, а офицером. Поэтому с его взглядами на жизнь было сложно управлять рассыпающимся государством. Революция 1905 года показала несостоятельность власти и оторванность ее от народа. На самом деле было две власти в стране. Официальная – император, и реальная – чиновники, дворяне и помещики. Именно последние своей жадностью, распущенностью и недальновидностью уничтожили некогда великую державу. Стачки и митинги, демонстрации и хлебные бунты, голод. Все это свидетельствовало об упадке. Единственным выходом могло стать восшествие на престол властного и жесткого правителя, который смог бы взять управление страной полностью под свой контроль. Николай II же таким не был. Он был ориентирован на строительство железных дорог, церквей, улучшение экономики и культуры в обществе. Ему удалось добиться прогресса в этих сферах. Но позитивные изменения коснулись, в основном, только верхушки общества, при этом большинство простых жителей оставалось еще на уровне Средневековья. Лучины, колодцы, телеги и крестьянско-ремесленные будни. После вступления Российской империи в Первую мировую войну только усилилось недовольство народа. Расстрел царской семьи стал апофеозом всеобщего помешательства. После отречения императора Николая II и его брата от престола в государстве на первые роли начинают выдвигаться солдаты, рабочие и крестьяне. Люди, ранее не имевшие дела с управлением, обладающие минимальным уровнем культуры и поверхностными суждениями, получают власть. Мелкие местные комиссары хотели выслужиться перед высшими чинами. Рядовые же и младшие офицеры просто бездумно выполняли приказы. Смутное время, наступившее в эти бурные годы, выплеснуло на поверхность неблагоприятные элементы. Расстрел царской семьи до сих пор остается неразгаданной тайной русской истории. Ответственность за это зверство может лежать как на Ленине и Свердлове, которым Уралсовет просто обеспечивал алиби, так и непосредственно на сибирских революционерах, которые поддались всеобщей панике и потеряли голову в условиях военного времени. Тем не менее, сразу после свершившегося злодеяния правительство начало кампанию по отбеливанию своей репутации. В среде исследователей, занимающихся этим периодом, последние действия носят название «кампания по дезинформации». Гибель царской семьи провозглашалась единственной необходимой мерой. Так как, судя по заказным большевистским статьям, был раскрыт контрреволюционный заговор. Некие белые офицеры планировали напасть на Ипатьевский особняк и освободить императора с семьей. Вторым моментом, который яростно скрывался в течение многих лет, было то, что расстреляли одиннадцать человек. Императора, его жену, пятерых детей и четверых человек из прислуги. События преступления не разглашались в течение нескольких лет. Официальное признание было дано только в 1925 году. Такое решение было вызвано выходом в Западной Европе книги, где были изложены результаты расследования Соколова. Тогда же поручается Быкову написать о «настоящем ходе событий». Эта брошюра была выпущена в Свердловске в 1926 году. Тем не менее, ложь большевиков на международном уровне, а также сокрытие правды от простого народа поколебало веру во власть.

Вопросы к студентам:

    Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?

    Любая ли цель может оправдать средства?

    Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека. Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс.

Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем.

ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ

100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Условия викторины: студенты должны выполнить предложенные задания и сдать ответы преподавателю истории. Группа первая сдавшая ответы получает + 1 балл к полученному результату.

    Какое событие произошло в этот день?

    Кто осуществлял общее руководство вооруженным восстанием

    Кто руководил всеми действиями восставших

    Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца?

    Вооруженные силы пролетариата во время Октябрьской революции?

    Известно, как поступали с памятниками истории после Октябрьской революции. Но еще до нее один известный император хотел разрушить Храм Василия Блаженного в Москве. К то это был?

    Какое крупнейшее государство образовалась вместо Российской Империи?

    Какая война началась в результате революции?

    Первый декрет Советской власти .

    Высший орган государственной власти в России после Октябрьской революции?

    Укажите самый популярный лозунг в российском обществе в октябре 1917 года .

    В чем отличие Февральской революции от Октябрьской?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ,

ПОСВЯЩЕННОЙ 100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

    7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года .

    Этот день отмечался в СССР как главный праздник страны - День Великой Октябрьской социалистической революции .

    Общее руководство восстанием осуществлял В.И.Ленин из Смольного .

    Непосредственно всеми действиями восставших руководил Л.Д.Троцкий .

    Холостой выстрел с крейсера Аврора .

    Красна я гвардия .

    Наполеон .

    Военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции .

    СССР .

    Гражданская война .

    Джон Рид .

    Декрет о мире .

    Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов .

    Вся власть Советам .

    В отличие от Февральской революции 1917 года, которая началась стихийно, новое выступление больш евиков тщательно планировалось. В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков. Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Бердяев Н.А. Духи русской революции. М. 1992

    Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. М. 1992

    Бунин И. А.. Окаянные дни. М., 1991

    Горький М. Несвоевременные мысли. Журнал «Литература в школе» № 1, 1991

    Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987 царской семьи

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждения

«Рязанский колледж имени героя Советского Союза Н.Н. Комарова»

ПЛАН

внеклассного мероприятия

Варские 2017

План открытого внеклассного мероприятия.

Цель: - создать у обучающихся целостную картину событий февральской

революции;

Способствовать верному нравственному и этическому осмыслению

событий февраля 1917 года;

Развитие исторического мышления;

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому

прошлому нашей Родины;

Продолжать формировать информационные и коммуникативные

компетентности.

Задачи:

    способствовать сплочению студенческого коллектива через включение всех студентов группы в совместную творческую деятельность;

    способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей;

    развить инициативу, раскрыть творческие способности студентов.

Форма проведения: просветительское мероприятие

Сфера: - « Я и мир» - продолжать развивать потребности духовно - нравственных

качеств и творческих способностей;

- «Я - общество» - продолжать формировать гармонично развитую личность;

Социальная роль: общественная

Время и место проведения: читальный зал, 45 минут

Участники: студенты колледжа

Преподаватель: Г.Н.Вилкова, В.Г. Филатиков.

Оформление и оборудование: - презентация «Февраль 1917»

Музыкальное сопровождение;

Проектор, компьютер

Ожидаемый результат: положительные эмоции, сплочение коллектива,

желание студентов участвовать в других

мероприятиях колледжа.

Сроки реализации и этапы:

Деятельность

преподавателя

Подготовительный

1-2 недели

Обсуждают выбранную тему

Озвучивает тему и цель мероприятия

Определяют свою роль в подготовке мероприятия

Распределяет роли

и задания

Подбирают материал

Консультирует

Составляют план, сценарий

Организует работу

с текстом, корректирует записи

Проводят репетиции

Контролирует

Готовят презентацию

Проводит консультации по подготовке презентации

Реализация

1 день

Подготавливают, оформляют

читальный зал

Подготавливает оборудование

Выступают в роли ведущих, чтецов, артистов

Выступает в роли соведущего

Подведение итогов, рефлексия

День проведения открытого мероприятия

Участники обмениваются впечатлениями

Подводит итог мероприятия, благодарит участ-ников мероприятия

Возможные риски: выход из строя оборудования, низкий интерес

к проведению мероприятия со стороны обучающихся.

2. Сценарий открытого внеклассного мероприятия.

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию со дня Февральской революции. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. Более того такой любимый народом праздник как Масленица выпадал на те же дни, что и в этом году. И так я предоставляю слово ведущим.

Первый ведущий: В своем парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Второй ведущий: Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

Первый ведущий: « Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул .

Второй ведущий: февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счёту революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917 -го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Первый ведущий: Причин февральской революции было несколько.

Видеофрагмент « Кому была выгодна февральская революция»

Второй ведущий: Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.

Музыкальное сопровождение Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане… В Петрограде не стало хлеба, -транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля…Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти … И даже не в этом…Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает…Класс былых властителей сходил на нет…» (Вас. Шульгин «Дни»)

Первый ведущий: Город забурлил.

Видеофрагмент: Кровавая революция 1017 года Россия на крови.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий: 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Первый ведущий: 4 марта – в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николай II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

Музыкальное сопровождение студент группы 2 ЗЧС «Б» Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«Человек бросился к нам – Милые! – закричал он и схватил меня за руку – Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия. Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча…был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном. Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий. Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей. Во всех домах зажглись огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов. » (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Второй ведущий: Император вернулся домой и был взят под следствие. Очень переживал, когда узнал, что в общей массе на сторону революции ушел даже его конвой из 500 чел., каждого из которых он знал лично, и не только по именам. Вот так совершилась “общенародная, светлая и бескровная” революция. Между прочим, не такая уж бескровная. Только в столице в дни революции были убиты и ранены 1443 человека. Значительную долю погибших составили служащие Петроградской полиции. Потом ходили упорные слухи, что именно полицейских похоронили на Марсовом поле под видом "героев революции". Так это или нет, но в революционном хаосе они действительно стали одними из немногих героев, до конца исполнивших свой долг.

Первый ведущий: Стих «К Февральской революции» Сергея Момджи Читает Михачёв Данил.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Безвольный царь, бездарная война,
И миллионы недовольных,
Народ и генералы, вся страна,
Участники тех дней невольных.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

И безответственные болтуны,
Названье даже - Временные,
Разлад, грабеж, развал страны,
И новой революцией беременны!

Народу только пули и штыки,
Для них нагайки у казачьих сотен,
У капитала все рабы они,
И им народ всё так же обездолен.

Развал империи, конечно же, беда,
Свобода, ну, конечно - это благо,
Но только мощной стать должна страна,
И власть народу всю отдать бы надо!

И тот февраль - и благо, и беда,
Он показал: всё по плечу народу,
А либералы - болтуны всегда,
И жди беду, коль делают погоду!

Первый ведущий: Хороша или плоха была Февральская революция? Нужна или нет? Вряд ли этот вопрос имеет смысл. Февраль, в отличие от Октября, был стихийным явлением. Как в грозовой туче: накопилась разность потенциалов - и грянуло. Вряд ли можно выделить и правую сторону в данном социальном конфликте.

Второй ведущий: В заключении уместно процитировать русского историка Василия Осиповича Ключевского. "История, - отмечал он, - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Усвоили ли мы уроки событий столетней давности покажет время.

Первый ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.