Высокооплачиваемый педагог. Какие существуют стимулирующие выплаты для учителей. Порядок начисления и расчета

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

  • преподает в селе (0.25);
  • в коррекционном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • обладает навыками преподавания местных наречий, например, чеченского языка (0.15).

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

  • за наличие у учителя высшего образования;
  • квалификационную категорию;
  • почетное звание (до 0.2);
  • стаж работы;
  • наличие ученой степени (10% за кандидатскую и 20% за докторскую диссертации);
  • статус учебного заведения (лицей или гимназия), который дает надбавку 0.15.

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей . Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

Учителя — государственные служащие в системе общественного образования. Они представляют одну из самых массовых профессиональных групп и имеют право на страховое и пенсионное обеспечение. На сегодняшний день, учительский труд в России один из самых низкооплачиваемых.

Расчет заработной платы педагога

С 1 сентября 2013 года введена новая система начисления заработной платы учителей. До этого времени в расчеты были включены компенсационные и стимулирующие выплаты вместе с окладом. При этом оклады педагогов различались и зависели напрямую от стажа и квалификации. Теперь оклады всех педагогов равны и из них исключена категория учителя. Получается, что учителей со значительным стажем и высшей категорией приравняли к начинающим специалистам.

Доплаты учителям теперь зависят от начисления премий из специального фонда. Для этого формируется общая картина рейтинга из различных показателей:

  • Участие в региональных, общешкольных, межрегиональных учебных и социальных проектах. Здесь подразумевается участие в олимпиадах, соревнованиях, учебных проектах и экскурсиях.
  • Успеваемость учащихся и их достижения.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Работа с детьми из неблагополучных семей.
  • Оформление кабинета.

На основании оценки вышеперечисленных показателей будут начисляться баллы и, соответственно, премии. Также прямое влияние на заработную плату оказывает количество учеников, количество часов, разряд и районный коэффициент.

Средняя заработная плата на сегодняшний день по регионам разнится (для сравнения):

  • В Москве и близлежащих регионах она составляет от 35-37 тысяч рублей.
  • В Иркутске и Иркутской области заработная плата составляет около 18 тысяч
  • В Калининграде этот показатель колеблется на уровне 16 тысяч рублей.
  • В Ростове-на -Дону средняя заработная плата не превышает 20 тысяч рублей.
  • В республике Саха Якутия средний показатель равен 32 тысячам рублей.
  • В Тюменской области и Чукотском автономном округе средняя заработная плата составляет 50 — 54 тысячи рублей.

Конечно, все приведенные данные усреднены и не имею четких границ, поскольку зависят от различных факторов. Вышеприведенные показатели приоткрывают только край «занавеса». Надо сказать, что последняя индексация зарплата работников в сфере образования индексировалась несколько лет назад. Учитывая рост цен и уровень инфляции, можно смело говорить о том, что все повышения заработных платы учителей обесцениваются.

Заработная плата учителей в разных странах

Страна Минимальная зарплата учителя в месяц, руб.
США 143200
Великобритания 132500
Канада 206700
Бельгия 147800
Франция 100160
Швеция 278700
Германия 148500
Польша 34900

Если сравнивать мировые показатели заработных плат, то самая большая зарплата у учителя в Люксембурге (). Она составляет 4182 евро для начинающего педагога ежемесячно, а максимальная оплата — 7377 евро.

Если не брать в расчет показатели зарплаты российских педагогов, то самая низкая оплата труда в Польше и Словакии. Для начинающего специалиста она составляет 611 евро ежемесячно, а для педагога со стажем — 1015 евро.

Заработная плата российских учителей в цифрах

по поручению Президента Российской Федерации до конца 2013 года учителям должны повысить заработную плату до среднего по экономике. Считается, что этому будет способствовать новая методика расчета оплаты труда, о которой мы говорили выше.

Максимальное начисление баллов устанавливается органами местного самоуправления в каждом регионе отдельно. И говорить о том, насколько повысят зарплату учителей сложно, поскольку в 34 регионах просто не хватает средств на эти цели, в связи, с чем они вынуждены брать кредиты.

По данным Министерства образования и науки, повышение уровня оплаты труда педагогов составило ориентировочно 18,5% по России. Средняя заработная плата учителя теперь составляет около 25 тысяч рублей. При этом оклад учителя в среднем должен составить 26 тысяч рублей по стране, а денежные средства на выплаты местные органы власти должны искать самостоятельно.

Конечно, за прошедшее десятилетие заработная плата работников образования выросла, но с учетом редких индексаций сложно судить об уровне ее действительного повышения.

Средняя заработная плата в месяц
2003 год 3133 руб.
2004 год 3842 руб.
2005 год 4876 руб.
2006 год 6061 руб.
2007 год 7748 руб.
2008 год 8743 руб.
2009 год 12800 руб.
2010 год 17436 руб.
2011 год 20532 руб.
2012 год 21200 руб.
2013 год 25100 руб.

В России самую большую заработную плату получают учителя в Москве, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа (42300 рублей, 38200 рублей и 36800 рублей соответственно), самая низкая заработная плата в Карачаево-Черкесской республике — 11400 рублей.

Воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель) - специалист по воспитанию дошкольников.

Гувернёр - наёмный домашний воспитатель для детей.

Дефектолог — специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии

Инспектор отдела по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

Историк — ученый, специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам.

Коррекционный педагог

Коррекционный педагог работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера.

Коуч — это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем

Логопед - специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей.

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.

Методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики.

Олигофренопедагог - специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуальным развитием.

Педагог - организатор

Педагог - организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям.

Педагог - психолог

Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией.

Педагог дополнительного образования - это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача - раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

Преподаватель иностранного языка

Преподаватель английского языка — это специалист, находящийся в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа - на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.

Профориентолог — это специалист, помогающий людям определить профессию или сменить её.

Психолог — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов становления человека,его поведения, используя эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода психологических и житейских проблем, адаптации человека к окружающему миру, улучшению психологической среды человека дома и на работе.

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.

Социальный педагог

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью

Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.