Вытирать чередующаяся гласная. Корни с чередованием: правописание, примеры. Написание гласных, зависящее от значения слова
Правило проверки безударных гласных ударением не распространяется на корни с чередующимися гласными. Написание чередующихся гласных в корнях слов (е - и; о - а; а, я - им, ин) регулируется особыми правилами.
I. Корни с чередованием е - и.
В корнях с чередующимися гласными е - и буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-.
Например:
соберут - собирают
замереть - замирать
отпереть - отпирать
подстелить - подстилать
блестеть - блистать
выжечь - выжигать
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуются с -им-, -ин-. Сочетания -им-, -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а-.
Например:
пожать – пожимать
замять - заминать
начать – начинать
II. Корни с чередованием о - а.
1. В корнях лож- - лаг-, кос- - кас- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-.
Например:
положить – полагать
коснуться – касаться
2. В корнях клан- - клон-, твар - - твор- под ударением может быть и а, и о.
Например:
кланяться – поклон
тварь - творчество,
в безударном положении - только о.
Например:
склонение
наклонить
творец
затворить
Исключение: утварь
Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - - гор-.
Например:
загореть, загорать, загорелый
под ударением - а: гарь, загар
Исключение: выгарки («остатки сгоревшего»)
3. В корне зор - - зар- в безударном положении пишется буква а.
Например:
зори - заря, озарять, озарение
Исключение: зорянка (птица)
4. В корне плав - - плов- пишется буква а.
Например:
плавать, плавучий, поплавок
Исключениясоставляют слова пловец, пловчиха, а также плывуны («насыщенный водою грунт»)
5. В корне раст-, ращ - - рос- в безударном положении буква а пишется только перед согласными ст и щ, в остальных случаях пишется о .
Например:
возраст (но: вырос, выросла)
нарастание (но: наросли), наращение
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский
6. В корне скак - - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч.
Например:
скакать – вскочить
подскакать - подскочить, выскочка
Исключения: скачок, скачу (I л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение)
7. Написание а и о в корнях мак- и мок- и равн- и
ровн- основано на различении смысла слов.
Корень мак- пишется в словах, имеющих значение. «погружать, опускать в жидкость»
Например:
макать (хлеб в молоко)
обмакнуть (перо в чернильницу)
Корень мок- пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость».
Например:
сапоги промокают
непромокаемый плащ
промокательная бумага
Корень равн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный».
Например:
равносторонний (треугольник), равнозначные (величины), сравнить, все равно, а также в словах равнение, равняться (в строю), равняйсь, поравняться, равнина
Корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий, прямой»).
Например:
ровнять (дорожки), подровнять (клумбы), а также в словах уровень, ровня, ровесник, поровну.
Правописание звонких и глухих
Согласных
Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются.
Например:
ястреб
ястребки
бурав
буравчик
враг
склад
гараж
мороз
резкий и т.д.
Наоборот, глухие согласные л, ф, к, т, ш, с перед звонкими озвончаются.
Например:
косьба
молотьба
На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.
Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных вкорне, словонадо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л , м, н, р),
Например:
ястреб - ястребы
мороз - морозы, морозный
косьба - косить
мог - могли, мок - мокли
Слово свадьба пишется с д (хотя сватать) , слово лестница - с буквой с (хотя лезть).
Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, такие слова надо запоминать.
Например:
рюкзак
вокзал
анекдот
кувшин
кафтан
Непроизносимые согласные
При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (областной, ненастный) .
Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц) , необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится.
Например:
областной - область
счастливый – счастье
праздник - празден
солнце - солнечный
сердце - сердечный
Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в проверочном слове.
Например:
вкусный (вкус)
словесный (словеса)
Запомните написание слов: чувство, блеснуть (хотя блестеть), ресницы, ровесник, сверстник (от старинного слова съвьрсть - одинаковый возраст), яства (ку- шанья, от старинного глагола ясти, прежний (от древнерусского слова переже - раньше).
Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.
Понятие
Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар - угореть).
В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.
В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.
Правописание
Опишем правила выбора чередующихся гласных . К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:
- Корни, в которых гласная зависит от ударения:
гар - гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар - зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан - клон и твар - твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
- Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
бирА - бер, дирА - дер, тирА - тер, пирА - пер, мирА - мер, жигА - жег, стилА - стел, блистА - блест и блесн, читА - чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть - заберу, зажигАть - поджег, блистАть - блестки), касА - кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться - прикосновение);
- Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
раСТ, раЩ - роС (зараСТать - нараЩивать - подроСший), скаК - скоЧ (прискаКать - прескоЧить), лаГ - лоЖ (предлаГать - предлоЖение).
Исключения : отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
- Корни, в которых гласная зависит от смысла слова:
равн - ровн («а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение - ровный, выровнять), мак - мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).
Исключения : уровень, равнина, ровесник, поровну.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).
Сводная таблица
Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:
От чего зависит |
Список корней |
Ударение |
клан - клон твар – твор |
бирА - бер дирА - дер тирА - тер пирА - пер мирА - мер жигА - жег стилА - стел блистА - блест, блесн |
В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .
Исключения: сочетать, сочетание, чета .
II. Корни с чередованием а , я - им , ин
Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.
III. Корни с чередованием о - а
- В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
- В корнях клон
- клан
, твар
- твор
, под ударением может быть и а
, и о
. (кла
няться - покло
н, тва
рь - тво
рчество)
, в безударном положении только о
, например: скло
нение, накло
нить, тво
рец
. Исключение: утва
рь
.
Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки . - В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
- В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
- В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
- В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
- Написание а
и о
в корнях мак
- мок
, равн
- ровн
основано на различении смысла слов.
Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .
(5
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.
Корни с чередованием. Что это?
При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.
Чередование в корне «е» и «и». Правило
В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.
«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).
Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует.
Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры
Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.
- Основные морфемы «бер» / «бир».
Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.
- Основные морфемы «мер» / «мир».
Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.
- Основные морфемы «тер» / «тир».
Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.
- Основные морфемы «дер» / «дир».
Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.
- Основные морфемы «пер» / «пир».
Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.
- Основные морфемы «чет» / «чит».
- Основные морфемы «жег» / «жиг».
Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.
- Основные морфемы «стел» / «стил».
Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.
- Основные морфемы «блест» / «блист».
Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.
- Основные морфемы «леп» / «лип».
Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.
Примечания
Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.
После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр.
Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.
Прибирать - приберу - прибрать и пр.
Раздирать - раздерет - разодрать и пр.
Выжигать - выжег - выжгу и пр.
Умирать - умереть - умрет и пр.
Подпирать - подпереть - подопри и пр.
Перестилать - перестелить - перестлать и пр.
Протирать - протереть - протрешь и пр.
Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.
Употребление в речи
Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.
- К ним домой приходить прибираться прислуга.
- Ребенок сам застелил утром кровать.
- Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
- После еды необходимо протирать крошки со стола.
- Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.
Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.
Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-; о – нет суффикса -а- | касающийся соприкосновение | |
лаг/лож | предположение возлагать | полог | |
тер/тир в значении «трёт» мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил | и – присутствует -а-; е – отсутствует -а- | Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять | сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.