Женские образы в творчестве свиридова. Характеристика творчества и основные черты стиля г.Свиридова. Награды и премии

Творчество Г. В. Свиридова

Жизненный и творческий путь

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки – Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов – его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова – «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в этом цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего – серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса – это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа – молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора – создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» – это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог – яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.

Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова – Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) – своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Редактор Павел Вячеславович Мускатиньев

Корректор Марина Николаевна Сбитнева

© С. В. Венчакова, 2018

ISBN 978-5-4490-3341-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02. 03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной), в той или иной мере представляющей личность великого русского композитора XX века – Г. В. Свиридова.

Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого – подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также разбор значительного количества авторских сочинений. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы, что может послужить хорошим подспорьем для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора; а также в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков.

Цикл методических разработок, посвящённый творчеству

Г. В. Свиридова:

1. «Г. В. Свиридов. Некоторые черты творческого стиля» – иллюстрирует некоторые аспекты эволюции стиля, охватывает ключевые позиции относительно характеристики социальных и художественных предпосылок формирования музыкального языка композитора. Работа включает краткий обзор творческого наследия, а также важнейших направлений творческой деятельности Г. В. Свиридова. В «Заключении» сформулированы основные положения-выводы относительно художественного стиля. Многие факты, в том числе исследовательские и биографические, появились в последние годы в воспоминаниях современников, близко знавших композитора, а также после опубликования литературных «дневниковых» записей самого Свиридова. Эти фрагменты также включены в работу.

2. «Г. В. Свиридов. Вокальное творчество» – представляет важнейшие стилевые особенности вокальной музыки, рассматриваемой в контексте художественных традиций и жанровой специфики. Работа включает анализ некоторых сочинений композитора и разделы, раскрывающие отношение композитора к поэзии, прежде всего отечественной; работа с различными темами, а также осмысление феномена свиридовской интонации.

3. «Г. В. Свиридов. Патетическая оратория» – для раскрытия данной темы использован обширный художественно-культурный материал, включающий характеристику специфических черт поэтического стиля В. Маяковского; краткий исторический обзор развития жанра оратории, указывающий, что данное направление композиторской деятельности остаётся актуальным для музыкального искусства XX – XXI веков. Содержание разработки включает подробный анализ оратории, а также охватывает широкие социокультурные реалии, стилевые и образно-тематический приоритеты творчества Свиридова, специфику взаимодействия музыкальных традиций и инноваций и их воплощение в композиторском творчестве. Данный спектр даёт возможность осуществления полноценного анализа стихотворных текстов «Патетической оратории», определяющего его качественную и художественную интерпретацию.

4. «Г. В. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина» – представленная разработка посвящена одному из наиболее значительных произведений композитора, которое рассматривается в контексте важнейших ориентиров творчества – темам Поэта, Эпохи, Родины. Композитор первым из музыкантов представил личность Есенина как крупнейшего национального художника. Важный факт для всего свиридовского творчества – постоянное музыкально-художественное постижение русской природы. Эти специфические элементы творческого стиля композитора также представлены в работе.

5. «Г. В. Свиридов. Курские песни» – заявленная тема работы включает важнейшие вопросы, связанные с творчеством композитора: «Г. В. Свиридов и русский хор», «Г. В. Свиридов и русский фольклор». Кантата «Курские песни», созданная в 1964 году, явилась результатом работы автора в фольклорной экспедиции. Сочинение отражает одну из ведущих тенденций русского музыкального искусства второй половины XX века – появление стилевого направления «Новая фольклорная волна». В работе также проводятся художественно-эстетические параллели кантаты с другими произведениями композитора с целью выявления специфических стилевых закономерностей творчества Свиридова. Кантата проанализирована целостно – даётся последовательная характеристика частей с точки зрения их образного содержания и его воплощения в музыке.

6. «Г. В. Свиридов. Кантаты „Деревянная Русь“ на ст. С. Есенина, „Снег идёт“ на ст. Б. Пастернака, „Весенняя кантата“ на ст. Н. Некрасова» – содержание методической разработки отражает одну из наиболее актуальных проблем композиторского творчества – взаимодействие музыкальных форм и жанров фольклорной и академической музыкальных традиций. К каждому из поэтов Свиридов находит свой «ключ», видит индивидуальные стилевые черты (разделы «Свиридов и Есенин», «Свиридов и Пастернак», «Свиридов и Некрасов»). Кантаты наглядно демонстрируют свиридовское понимание явлений жизни, и, как следствие этого – их этический, идейный, философский смысл.

7. «Г. В. Свиридов. Произведения на стихи Блока «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» – осмысление композитором поэзии разных авторов выразилось в сочинениях, представляющих художника-мыслителя с философскими взглядами на проблемы жизни. Свиридов сумел почувствовать в стихах Блока особую, редкую музыкальность; его пристрастие к поэзии Блока было очень устойчиво. Главное объединяющее звено обоих гениев русской культуры – тема Родины, народность творчества. Искусство Блока, эпического поэта России, было созвучно Свиридову, характерной чертой национального стиля которого явилось взаимное проникновение и обогащение индивидуального и народного.

8. «Г. В. Свиридов. Поэма „Отчалившая Русь“ на сл. С. Есенина» – в этом сочинении представлены темы Родины и Поэта как ведущие в творчестве композитора. В центре этих сфер – Есенин, один из любимых поэтов Свиридова. Поэтическое слово Есенина и его свиридовское, музыкальное, «прочтение», погружает в глубинные области музыкально-поэтического синтеза.

9 «Г. В. Свиридов. Концерт для хора «Пушкинский венок» – содержание разработки охватывает важнейшие аспекты целостной характеристики концерта: общехудожественных и музыкальных традиций, питавших авторский стиль Г. В. Свиридова, краткий обзор хорового творчества композитора в 60 – 70-е годы прошлого века, продуктивность его обращения к поэзии А. С. Пушкина в контексте общероссийской тенденции русской и советской композиторской школы, а также собственно многостороннее рассмотрение изучаемого произведения с точки зрения его драматургии, специфики избранного жанра, музыкального языка.

10. «Эстетика последних сочинений Г. В. Свиридова „Песнопения и молитвы“ для смешанного хора (1980 – 1997) на слова из литургической поэзии» – работа раскрывает ряд ключевых моментов, необходимых для понимания художественной ценности изучаемого произведения: общая характеристика эстетических принципов Г. В. Свиридова, перечень произведений, написанных в последний период творчества, факты биографии, способствующие более глубокому пониманию музыкального содержания произведения. Глубокому раскрытию темы способствовала вступительная статья московского музыковеда А. Белоненко (племянника Г. Свиридова) к изданию «Песнопений и молитв» – эти фрагменты также включены в работу.

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова»

Введение

Программа курса «Музыкальная литература» направлена на формирование музыкального мышления учащихся, на развитие навыков анализа музыкальных произведений, на приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, специфики музыкального языка.

Предмет «Отечественная музыкальная литература ХХ века» является важнейшей частью профессиональной подготовки студентов теоретических и исполнительских отделений музыкальных училищ и училищ искусств.

В процессе изучения курса происходит процесс анализа и систематизации различных особенностей музыкальных и художественных явлений, знание которых имеет непосредственное значение для последующей исполнительской и педагогической практики студентов. Создаются условия для научно-творческого осознания художественных проблем и осмысления различных исполнительских интерпретаций современных музыкальных стилей. В целом создаётся гибкая система профильного обучения, без критерия «узкой специализации», способствующая углублению профессиональных навыков, активизации творческой заинтересованности студентов в работе.

Целостное изучение художественно-эстетических направлений, стилей базируется на интеграции знаний студентов в различных областях: истории зарубежной и русской музыки (до XX века), мировой художественной культуры, анализа музыкальных произведений, исполнительской практики, что обеспечивает формирование нового профессионально обобщённого знания.

Методическая разработка на тему: «Г. В. Свиридов. Некоторые черты творческого стиля»

«Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему ещё не оценен». Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры» (академик

Д. С. Лихачёв).

Задача искусства – открыть, раскрыть человеческую душу

(Г. В. Свиридов)

По словам исследователя А. Белоненко, «…Георгий Свиридов не нуждается в особом представлении для читателей, тем более для любителей музыки. Ведь не надо усилий, чтобы вызвать в памяти знакомую мелодию, известный с детства звуковой образ, ассоциацию. Музыка Свиридова воспринимается как некое природное явление, как неотъемлемая часть ландшафта России.

…Совсем недавно открылся новый Свиридов – автор своеобразных литературных произведений, записей, собранных в толстые тетради. Они приоткрывают дверь в потаённую жизнь свиридовской души и ума.

…Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главными событиями в ней были бесчисленные часы, проведённые за роялем или за столом, когда он писал партитуру.

…Именно в музыке отразилась подлинная биография композитора. Тайна преображения в гармонию – одна из самых величайших тайн на земле. Её вряд ли можно познать, к неё только можно прикоснуться» .

Цель урока – проследить эволюцию стиля и драматургических принципов на примере некоторых сочинений Г. Свиридова.

План урока:

1. Русский композитор XX века Г. В. Свиридов

В системе ценностей национальной музыкальной культуры России творчество Георгия Свиридова занимает особое место. Значение Свиридова состоит и в том, что его творчество не только представляет собой оригинальное стилевое направление. Вся его сущность и все особенности музыкального языка идут от мировоззрения композитора, высокой позиции художника, его понимания этической миссии искусства, неприятия облегчённого представления о нём. Творчество Свиридова – выдающееся явление духовной культуры нашего народа, органическая принадлежность композитора к русской культуре бесспорна.

Что делает художника национальным? Истоки творчества Свиридова находятся в русле национальных традиций – в фольклорных и индивидуальных, основанных каждым из крупнейших представителей русской школы. Принадлежность художника к национальной культуре определяет и участие её в дальнейшем прогрессивном развитии. По мнению музыковеда А. Сохора, «…Русская культура выросла на почве национальной жизни и полна отражений русской природы. Так, и творчество Свиридова, как достойного представителя этой культуры, уходит своими корнями не только в отечественное искусство (включая музыку), но и в историю нашей страны – от далёкого прошлого до современности – в жизнь русского народа, его духовный склад и характер, в природу России» .

Рассуждая о глобальности в национальном, Свиридов говорил: «Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли. Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного» [цит. по 3, с. 382]. Русская культура не отделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. Эти слова тоже принадлежат Г. Свиридову.

2. Некоторые произведения Г. В. Свиридова

Творческое наследие Свиридова огромно. Вот только некоторые из его сочинений:

Инструментальные произведения

Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944);

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1945);

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945);

Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946);

Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957);

Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957);

Музыка для камерного оркестра (1964);

Маленький триптих. Для симфонического оркестра (1964);

«Время вперёд!». Сюита из музыки к кинофильму. Для симфонического оркестра (1967);

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина. Для симфонического оркестра (1974);

Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1935);

Романсы на сл. М. Лермонтова (1938);

«Страна отцов». Поэма для тенора и баса с фортепиано. Сл. А. Исаакяна (1950)

«Песни на сл. Роберта Бёрнса» в пер. С. Маршака (1955);

«У меня отец – крестьянин», сл. С. Есенина. Цикл песен для тенора и баритона с фортепиано (1957);

«Слободская лирика». Семь песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского (1958);

«Петербургские песни», сл. А. Блока. Для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, в сопр. скрипки, виолончели и фортепиано (1961 – 1963);

«Отчалившая Русь», сл. С. Есенина. Поэма для голоса и фортепиано (1977);

Оратории, кантаты, хоры

«Поэма памяти Сергея Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора и симфонического оркестра (1956);

Пять хоров для смешанного хора без сопровождения (1958);

«Патетическая оратория», сл. В. Маяковского. Для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1959);

«Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964);

«Деревянная Русь». Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, сл. С. Есенина (1964);

«Снег идёт». Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра. Сл. Б. Пастернака (1965);

«Весенняя кантата». Памяти А. Т. Твардовского. Сл. Н. Некрасова. Для смешанного хора и симфонического оркестра (1972);

Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Для хора без сопровождения (1973);

Концерт памяти А. А. Юрлова. Для хора без сопровождения (1973);

«Гимны Родине», сл. Ф. Сологуба. Для смешанного хора без сопровождения (1978);

«Пушкинский венок», сл. А. Пушкина. Концерт для хора (1979);

«Ночные облака». Кантата. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1979);

«Ладога». Хоровая поэма, сл. А. Прокофьева. Для камерного хора (1980);

«Песни безвременья». Хоровой цикл. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1981);

Песнопения и молитвы. Для смешанного хора (1991 – 1994)

3. Смысловое выражение социокультурного пространства в творчестве Свиридова

Музыкальная культура играет особую роль в национальной политике, в гармонизации межнациональных отношений. Средствами музыкального искусства культура призвана донести до сознания каждого, что Родина являет собой государство, имеющее исторические, социальные и духовные традиции, каждое культурное явление способствует воздействию на национально-культурное развитие человека. Внутренняя логика этого процесса обуславливается прежде всего преемственной связью в создании ценностей русской национальной культуры и приобщению каждого человека к этим ценностям.

История родной страны всегда и всюду привлекала к себе внимание крупных национальных мыслителей и художников. Без этого не может сложиться и развиться необходимый и важный фактор сплочения людей в нацию – национальное самосознание . Виднейшие русские литераторы, поэты, музыканты посвящали свои произведения событиям из истории России. Именно эту традицию и подхватывает Свиридов. Во многих сочинениях он обращается к критическим, переломным эпохам истории страны, чтобы осмыслить её судьбы, понять путь развития России. Таковы «Песни о России» на сл. А. Блока, посвященные событиям Куликовской битвы; тема революции в «Поэме памяти Сергея Есенина», «Патетической оратории», многих хоровых сочинениях. В некоторых произведениях образ России приобретает символический смысл, поднимаясь до высшего обобщения. Таковы «Русь моя, жизнь моя» из «Песен о России», «Матушка Русь» из «Весенней кантаты» (из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Среди этих образов -символов особое место занимает «Наша земля» из «Патетической оратории».

Ещё одним источником разнообразных творческих впечатлений композитора служит повседневная жизнь народа, крестьянский труд и быт. Образы русской деревни особенно близки Свиридову – таковы эпизоды из «Поэмы памяти Есенина» («Молотьба»); из «Курских песен» и др.

Многогранно проявились и образы старинных народных обрядов – «Ночь под Ивана Купала» («Поэма памяти Есенина»), «В городе звоны звонют» из «Курских песен». К ним близки песенные образы повседневного быта семьи, где тоже подчёркнута красота и необыкновенная поэтичность сложившихся веками форм народной жизни: «Вечером» из цикла «У меня отец – крестьянин», «Ой, горе лебедоньку моему» из «Курских песен». Те же качества нашёл композитор в русском народном искусстве: вместе с дружной, спорой работой, исполненной по старинной русской традиции вместе с обрядовым действием, Свиридов изображает затейливые наигрыши рожка, свирели и гармоники («Смоленский рожок», «Вечером»), или скромный песенный напев («Как песня родилась»).

Следует особо отметить огромное значение русской природы для всего свиридовского творчества. Весь годовой круг, все времена года, разнообразный русский пейзаж «нарисован» в его музыке («Цикл романсов на стихи А. Пушкина», «Поэма памяти Сергея Есенина», цикл «У меня отец – крестьянин», кантаты «Курские песни» и «Деревянная Русь», «Весенняя кантата»; музыка к кинофильмам «Русский лес», «Метель»; симфоническом сочинении «Маленький триптих»; песни «Услышь меня, хорошая», «Свежий день», «Осенью», «Лесная сторона», «Эти бедные селенья» и многие другие сочинения. И всюду русская природа прочувствована сердцем и воспета с любовью, всюду она находит в душе композитора глубоко личный эмоциональный отзвук, точно так же, как в ней самой автор и его герои слышат отклик на свои самые сокровенные переживания.

Творчество Свиридова впитало лучшие традиции городской культуры. В русском дореволюционном искусстве с темой города ассоциировались обычно трагические мотивы. Капиталистический город – вместилище греха и порока, бесчеловечного гнёта и всевозможных преступлений, унижений и горя (символично, что эти образы современных мегаполисов во многом актуальны и в наши дни). Произведения Некрасова, Достоевского, Блока отражают эти мотивы. Свиридов продолжает эту тему в «Петербургских песнях» на стихи Блока (1961 – 1963), показывая идею общего неблагополучия, неустроенности. Свиридовский цикл – своеобразный фрагмент жизни великого города накануне грозных роковых событий. Тема цикла – трагическая судьба мужчины и женщины, не нашедшим своего места в большом городе. Композитор в каждом мгновении музыки пробуждает сочувствие к своим героям и их трудной доле, проясняет нравственную ценность их образов: верность, труд как суровая необходимость человеческого существования.

Следует отметить, что в период 60-х годов (предыдущее десятилетие особо отмечено масштабными ораториальными сочинениями с глобальной тематикой) Свиридов создаёт несколько камерных кантат с общей темой неустроенности с личной жизни, темой судьбы «маленького человека».

А. Белоненко отмечает: «…Главным поэтом свиридовского творчества становится в 1960-е годы Александр Блок, причём Блок 1910-х годов, с его обострившимся к тому времени чувством социальной несправедливости. На слова Блока Свиридов пишет «Петербургские песни», кантаты «Грустные песни», «Барка жизни», апокалиптический «Голос из хора» и многое другое. «Вновь богатый зол и рад…», «Похоронят, зароют глубоко…», «Барка жизни стала…», «Сиди да шей, смотри в окошко, людей повсюду гонит труд…» – строки Блока слились с музыкой Свиридова, образуя в этом синтезе страшную, чёрную картину мира. В это же время он создаёт кантату «Снег идёт» на слова Пастернака с её центральной песней-«похоронкой» «Душа моя печальница…». Неприятие действительности, осознание её неразумности – вот от чего улетит позднее в космические дали «Отчалившая Русь». В 1960-е годы композитор нигде не декларировал свои мысли относительно мимотекущей жизни – его оружием была музыка» .

Во многих произведениях русского искусства выявилось стремление запечатлеть человека в его связях со средой, с национальным и социальным целым, с природой и бытом. Свиридов также мыслит конкретными и зримыми образами, видит индивидуальные черты психологии своих героев. Поэтому многие его сочинения (прежде всего вокальные) представляют собой картинки, сценки, портреты, жанровые зарисовки, плакаты, лубки. По мнению музыковеда А. Сохора, «…после долгих лет господства в камерно-вокальном творчестве лирического романса как формы субъективного „самовыражения“ Свиридов первый вслед за Шостаковичем („Из еврейской народной поэзии“) возродил „объективную“ традицию Даргомыжского и Мусоргского и больше, чем кто-либо другой, сделал для её дальнейшего развития» .

В искусстве XX века Г. Свиридов является представителем эпической линии, связанной с именами многих деятелей русской культуры разных эпох. Эта почётная историческая миссия определяет его особое место в развитии национального искусства следующего тысячелетия.

4. Свиридов и живопись

Исследователь А. Белоненко отмечает: «…В свиридовской музыке большую роль играет изобразительный элемент. Композитор не любил мыслить абстрактными формулами, в творчестве он шёл от поэтического слова или от зримого образа. …В его музыке значительное место занимает пейзаж. Георгий Васильевич обладал не только цветным слухом, но и особенным даром звукового воплощения пространственных представлений, пластических образов. В его творчестве силён созерцательный элемент, много воздуха, открытого пространства. Есть и конкретные звуковые зарисовки, пейзажи, картины: «Наш Север», «Рыбаки на Ладоге». Композитор воспел Курскую землю, Подмосковье. В его произведениях на слова Пушкина и других поэтов воспет Петербург. Городу его юности более всего посвящено музыки у Свиридова. Петербургские зарисовки присутствуют в музыке к кинофильмам («Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Доверие», «Красные колокола»). А. Блок у Свиридова почти весь петербургский – «Петербургские песни», поэма для баритона с фортепиано «Петербург», кантата «Прощание с Петербургом», «Петербургская песенка», «Петроградское небо мутилось дождём…», «Пушкинскому дому». Есть маленькие, чисто лирические этюды: на слова Николая Брауна написана хоровая «акварель» «Зимняя канавка»; есть и величественная «Гробница Кутузова» (на стихи Пушкина «Перед гробницею святой…»), где в торжественном тихом гимне воспет Казанский собор.

…Свиридов был тонким знатоком живописи. Куда бы он ни приезжал, он обязательно шёл в музей или картинную галерею. В доме на Большой Грузинской хранится коллекция книг и альбомов по живописи. У него были свои постоянные привязанности, были и короткие, но сильные увлечения. Он великолепно знал древнерусскую икону, любил народный лубок, прикладное искусство, особенно всё, что сделано из дерева. Из русских художников выделял А. Иванова, Репина, Сурикова, Нестерова, Петрова-Водкина, Малявина, Григорьева, братьев Кориных и Дейнеку, ценил пейзажи Шишкина и Левитана, миниатюры С. Щедрина и психологические портреты Федотова, книжную графику Билибина и Лебедева, Петербург Добужинского и Остроумовой-Лебедевой. …Он очень хорошо знал в подлинниках и любил французских импрессионистов, что не мешало ему восхищаться испанцами Сурбараном и Эль Греко, Веласкесом и Гойей, голландцами Рембрандтом, Брейгелем и И. Босхом. Из современной живописи его привлекали монументальные полотна Диего Риверы, он обожал «Тайную Вечерю» Сальватора Дали. Он ценил любое проявление национального своеобразия в живописи, ему были близки Пиросманишвили и Марк Шагал, фантастичный Анри Руссо и югославские примитивисты. В более молодые годы он не был равнодушен к фантазиям Ж. Миро, к детскому миру Пауля Клее или суховатому геометризму Пита Мондриана. …Свиридов знал и ценил скульптуру, Родена и Микеланджело Буонарроти, Матвеева; «Рабочего и колхозницу» Мухиной считал выдающимся произведением искусства. Ему очень нравилась современная архитектура, он ценил функционализм…» .

5. Свиридов и поэзия

Свиридов много говорил о своей любви к русской поэзии и подчёркивал, что связан с нею всю свою жизнь. Он обращался к творчеству и зарубежных поэтов – Бёрнс, Шекспир, а из поэтов XX века особо отмечал такие имена, как Николай Рубцов, Велимир Хлебников, Владимир Соколов, Юрий Кузнецов, Владимир Костров, Анатолий Жигулин, Станислав Куняев, Глеб Горбовский, Виктор Боков, Василий Казанцев и многие другие. Именно они, по мнению Свиридова, навели мосты между нашим временем и Пушкиным, Лермонтовым, Баратынским, Тютчевым, Фетом, Блоком, Клюевым, Есениным. В этой области русской поэзии, считал Свиридов, есть особая тема, стоящая выше просто поэтического самовыражения. «Это тема Родины, ощущение Родины как …великого целого, как мира, как осмысление себя , как части этого мира. Это особенно важно именно в наше переломное время, эпоху рубежа веков… Нужно как никогда остро чувствовать своё родство с поколениями людей, живших когда-то… Ощущая свою связь с прошлым, тогда только и можно правильно думать о будущем» .

Исследователь А. Белоненко отмечает: «…Свиридов хорошо знал писательский мир. Здесь у него было много друзей, пожалуй, больше, чем среди композиторов. Он был в курсе всех событий в среде литераторов, пристально наблюдал за литературным процессом, за борьбой литературных направлений и журналов, внимательно следил за каждой новинкой…

Он познакомился с М. М. Зощенко, с поэтами Николаем Тихоновым, Н. В. Крандиевской, Александром Прокофьевым, Николаем Брауном, Вадимом Шефнером, позднее с М. Дудиным и Г. Горбовским. Песни на слова Роберта Бёрнса сблизили его с С. Я. Маршаком. Он был в дружеских отношениях с А. Т. Твардовским, который познакомил композитора с А. И. Солженицыным. Сочинения на слова Сергея Есенина и Владимира Маяковского привлекли внимание родных и близких людей великих поэтов. Он знал лично Екатерину и Александру Есениных, и Людмилу Маяковскую, Лилю Брик…

Свиридов был знатоком и ценителем современной русской прозы. Был знаком с Л. Леоновым, встречался с М. Шолоховым. Ф. Абрамов и В. Астафьев, В. Белов и В. Распутин, В. Крупин, Е. Носов и В. Лихоносов – книги этих писателей с дарственными надписями, также как и письма их, хранятся в библиотеке композитора… В писательском кругу он находил идейную поддержку, ибо в современной русской литературе ощущал важное для общества движение, в котором он видел и себя» .

Свиридов первым из музыкантов представил личность С. Есенина как национального художника, одного из крупнейших поэтов начала XX века. Фактически первым Свиридов представляет в музыке поэтов Б. Пастернака и В. Хлебникова. Композитор, обладая огромной художественной смелостью, создаёт сочинения на стихи В. Маяковского.

Музыковед А. Сохор отмечает: «…в песнях о России», «Петербургских песнях», «Голосе из хора» и некоторых других сочинениях последних лет Свиридов представляет нам не совсем обычного, но истинного Блока – эпического поэта России, трибуна и пророка и в то же время художника демократической темы, продолжателя некрасовских традиций. А в «Весенней кантате» свежо, необычно прозвучала и поэзия Некрасова, обернувшись не обличительной своей стороной, а утверждающей, отразившей светлые идеалы народа, его представления о добре и красоте .

Тема Поэта в свиридовском творчестве была одной из главных. Во многих сочинениях Поэт – главное действующее лицо, герой произведения. Это явление также принадлежит к традициям русского искусства. Для Свиридова художник, поэт, певец олицетворяется с голосом народа, его совести. Эта идеологическая позиция роднит Свиридова со многими великими именами русского искусства, размышлявшими о назначении Поэта.

6. Некоторые черты творческого стиля

Музыковеды – исследователи анализируя природу свиридовского гения, часто упоминают слово «символ». В этой связи уместно и поэтическое сравнение с силами самой природы и её родовым единством. Глядя на листок, упавший с дерева, можно понять и представить себе всю красоту и мощь самого дерева, его корней и кроны. Ведь листок – символ этого дерева. Так и у Свиридова – он мыслит и интонирует «по-родовому». Но в этом явлении он не уходит от настоящего, а старается найти некий идеал. Композитор ищет и в прошлом, ставшем легендой, и в настоящем, современном всем нам, изначальной близости человека к природе, гармонии человеческой души с окружающим миром. Только это, по его мнению, способно сохранить цельность личности, вызвать к жизни то гармоничное и доброе, что стало бы мечтой о будущем.

«Поэма памяти Сергея Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора и симфонического оркестра(I956)

Пять хоров. Для смешанного хора без сопровождения (1958)

«Патетическая оратория», сл. В. Маяковского. Для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1959)

«Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964) «Деревянная Русь». Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, сл. С. Есенина (1964)

«Снег идет». Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра. Сл. Б. Пастернака (1965)

«Весенняя кантата». Памяти А. Т. Твардовского. Сл. Н. Некрасова. Для смешанного хора и симфонического оркестра (1972)

Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Для хора без сопровождения (1973)

Концерт памяти А. А. Юрлова. Для хора без сопровождения (1973)

«Гимны Родине», сл. Ф. Сологуба. Для смешанного хора без сопровождения (1978) «Пушкинский венок», сл. А. Пушкина. Концерт для хора (1979)

«Ночные облака». Кантата. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1979)

«Ладога». Хоровая поэма, сл. А. Прокофьева. Для камерного хора (1980)

«Песни безвременья». Хоровой цикл. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1981) Песнопения и молитвы. Для смешанного хора (1991—1994)

Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1935)

Романсы на сл. М. Лермонтова (1938)

«Страна отцов». Поэма для тенора и баса с фортепиано. Сл. А. Исаакяна (1950) «Песни на сл. Роберта Бёрнса» в пер. С. Маршака (1955)

«У меня отец — крестьянин», сл. С. Есенина. Цикл песен для тенора и баритона с фортепиано(1957)

«Слободская лирика». Семь песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского (1958) «Петербургские песни», сл. А. Блока. Для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, в сопр. скрипки, виолончели и фортепиано (1961—1963)

«Отчалившая Русь», сл С. Есенина. Поэма для голоса и фортепиано (1977) «Петербург», сл. А. Блока. Поэма для голоса и фортепиано (1995)

Инструментальные произведения

Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1945)

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945)

Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)

Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)

Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)

Музыка для камерного оркестра (1964)

Маленький триптих. Для симфонического оркестра (1964)

«Время вперед!». Сюита из музыки к кинофильму. Для симфонического оркестра (1967)

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина. Для симфонического оркестра (1974)

Что читать о Г. В. Свиридове

Сохор А. Георгий Свиридов. М., 1972.

Георгий Свиридов: Сборник статей / Сост. и общая ред. Д. Фришмана. М., 1971. Георгий Свиридов: Статьи и исследования / Сост. и общая ред. Р. Леденёва. М., 1979.

Полякова Л Вокальные циклы Г. В. Свиридова. М., 1971.

Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей / Сост. А. Белоненко. М., 1990.

Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. М., 1983.

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Личная жизнь

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.