«Разобщенность человечества угрожает ему гибелью» (А. Сахаров) (ЕГЭ обществознание). Проблема важности международного сотрудничества в решении глобальных проблем. «Разобщенность человечества угрожает ему гибелью», — А. Д. Сахаров (эссе по философии) (ЕГЭ

Сколько ни учи человека любить людей, он покивает-покивает головой да и за старое. Выйдет на улицу — и не сдержится. И главное ведь, аргументация будет прелогичнейшая — «Разве вы не видите, какие они? И что делают?»

Видим. И никого не призываем брататься с тем, с чем брататься неприятно. Не получается, смотря на землю земными же глазами, любить людей. Это будет враньё. И знаете, Вы сколько угодно можете изучать жизнеутверждающие ролики на сервисе типа Ютьюб — это не поможет нам преодолеть главное наказание бытия — разобщенность, отъединённость людей друг от друга.

Так что же делать, чтобы преодолеть это проклятие потомков Адама, проклятие первородного греха?

(На всякий случай, объяснюсь с Дотошным Читателем — я не занимаюсь религиозной пропагандой. Просто мне очень удобно изъясняться в терминологии авраамических религий. Это — мифология нашей цивилизации, наш язык, всем понятные образы. То же самое и с античными цитатами. Когда историк и археолог сэр Мортимер Уилер пишет фразу «Такие симметричные в истории эпизоды нечасто дарит нам Клио », мы, разумеется, не думаем, что он «верит» в существование музы Клио, диктующей историкам их труды. Но мы думаем, что он превосходно владеет немного старомодным публицистическим слогом... Когда эллины-христиане говорили на базаре: «Клянусь Зевсом!», хлопая себя по коленям, это было ничто иное, как крепкое базарное словцо, а не символ веры, произнесённый вслух).

Итак, на земле, в земном измерении, любить людей трудно. Мы приговорены к разобщённости. Но этот же факт — и причина всех душевных тягот человека. Философы называют эту особенность своим термином — «экзистенциальная тоска», чувство «заброшенности» тебя в этот непонятный мир. Православные говорят в этом сулучае о «безблагодатности». Евреи о «галуте».

Но без единения невозможны ни любовь, ни чувство, что ты вообще не одинок. Без переживаемых, хоть изредка, моментов единения не будет человеку счастья. А для этого нужно вне-земное измерение, не-обычное чувствование. Нужно изменённое состояние сознания — изменённое против обычного, будничного, заставляющего нас подмечать в творении одни его недостатки. Заставляющего нас слепо не прозревать за плотью — томящийся Дух.

Нам нужна медитация. Как хотите, но медитация присутствует в любой религии, ошибка — полагать, что медитация — это нечто сугубо восточное.

Что происходит с умом человека при медитации? Почему она так ценна? Давайте разберёмся.

Когда человек медитирует, его ум перестаёт быть обособленным, освобождается из тюрьмы тела и сливается с другими умами. Он растворяется в Коллективном Бессознательном, которое можно словесно уподобить океану. Наш ум — тонкий ручеёк. В медитации ручеёк-капля соединяется с Мировым Океаном, испытывая при этом блаженство. Мистики-суфии говорят так: «Разбить свой кувшин. Позволить воде, заключённой в нём, соединиться с другими водами». «Взрыв ума» — говорят дзен-буддисты.

Есть отличный дзенский коан, притча о медитации, которая раз и навсегда объяснит, что это есть и чем это не является.

Как наполнить водой решето?

Учитель приказал своим монахам-послушникам наполнить водой решето и показать ему результат. Но сколько бы ни старались ученики — вся вода выливалась через крупные ячейки, тут же оставляя решето пустым...

Каждый ученик крепко держал в своих руках — пустой сосуд, а точнее — издевательство над сосудом ибо был он весь в дырах.

Тогда учитель зашёл по колено в воду, и бросил своё решето в океан. Оно тут же утонуло и аккуратно легло на песчаное дно.

«Теперь, сказал учитель, оно будет наполнено водой всегда ».

Когда мы не погружены в изменённое состояние сознания, мы не можем наполнить себя ни мудростью, ни благодатью, ни любовью ко Вселенной. Сколько бы нами ни зачерпывали проповедей и мудрых слов — всё выльется через прорехи. И мы выйдем на улицу такими же опустошёнными, какими пришли.

Не стоит себя корить за это — нормальный процесс.

А что нужно сделать, так это утопить своё «решето» в океане, получить то, что даёт медитация — единение с Вселенной и всеми её творениями.

Тот, кто возвратился из такого путешествия, сохраняет память о том, что единство, в принципе, возможно и становится от этого — мягче, терпимее, добрее, а всё потому что — счастливее.

Церковь, искусство и медитация

Как мы уже выяснили, медитация — это приведение своего ума в такое состояние, в котором он, преодолевая земные преграды, чувствует Единение. Добавлю маленькую деталь. Если это «правильное» единение, то результатом такого единения будет осознание принципа А-ХИМСА, принципа НЕ-НАСИЛИЯ по отношению ко ВСЕМУ. Ведь как можно навредить тому, с чем ты только что ощущал себя одним целым — Вселенной?

Поэтому, единение единению — рознь. Если объединение людей приводит к акту насилия, то это — неправильное единение.

Церковь по гречески — «еклессия». Еклессия означает не только «церковь», но ещё и «собрание». То есть, что такое церковь? Это место, где должно происходить то самое со-бирание разъединённых, со-единение, где люди должны прозревать своё не-одиночество.

За счёт чего это достигается в церкви? Не за счёт же формального собирания в одном месте большой толпы? Нет. За счёт атмосферы, которую создают: архитектура, изобразительный ряд, музыка, пение, размеренное чтение текстов, имеющих особую, ритмическую организацию.

Когда церковь хочет добиться того же, чего можно добиться в одинокой медитации, но другими средствами, она призывает на помощь... Искусство, Муз... Без них, церковь лишь ещё один бюрократический орган для держания в строгости масс.

Вы можете слушать Баха в концертном зале или в кирхе, созерцая Распятие. Вы можете овладевать восточными техниками погружения себя в транс, в частности — читать «иисусову молитву», завещанную нам исихастами.

Вы можете вообще не слушать Баха и не сидеть на коврике для йоги в позе лотоса. Вместо этого вы будете погружать себя в транс каким-то иным, личным способом. Например, созерцать Природу.

Главное — делайте это.


«Разобщенность человечества угрожает ему гибелью… Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций - безумие, преступление» Академик Сахаров Андрей Дмитриевич.

И теперь, с того уж света?
Он с тобою – говорит?
«Разобщённый, ты погибнешь!
Народ – трус, и инвалид?»

Да, народ: святой, и русский?
Православный: весь такой?
Почему он – разобщённый?
Иль на голову – больной?

Он – повержен: пред мощами?
Пред иконою – лежит?
Еле дышит – погибая?
Себя – он: едва звездит?

Что случилось вдруг с тобою?
Ты вчера – советским был!
И фашистскую – заразу?
На войне – ты победил!

Но теперь, ты словно зомби?
Ты – как робот: одинок?
Словно вошь ты: на верёвке?
За попами: прыг, да скок?

«Отойди – читай молитву!
Кайся, бей челом, молчи!
Грех – слова, и в осужденье!
Ты – молитвы: лишь твори!»

«За себя ответит каждый!»
Так ведь поп вам – говорит?
Хочет – чтоб вы не общались!
Хочет – вас: разъединить!

Управлять такими – легче!
Вести стадо – за собой!
Поп не Богу служит – власти!
Не Небесной, но – земной!

Ложь – уста попа глаголют!
Иисус – ведь не молчал!
Говорил: и днём, и ночью!
И народ – объединял!

Разделитель – только дьявол!
В людях сеет – он: вражду!
Не любили чтоб, друг друга!
Жили чтоб – по одному!

Но тогда – где Церковь Божья?
Если – «каждый за себя»?
Где плод веры – добродетель?
Где – духовная семья?

Где вы, братья – христиане?
Или вас давно уж нет?
Перекрасились вы, что ли?
Кто живой – тот дай ответ!

И евреи – подевались?
Неизвестно вдруг – куда?
Получили – метку зверя?
На любы: или – нет, пока?

Биопаспорт – получили?
И штрих – код: себе на лбе?
Тишина: молчат все дружно!
Солидарность: не в добре!

Вы друг другу – все чужие?
Друг для друга: вы – бревно?
Или всё намного хуже?
Друг для друга вы – говно?

Нет в добре – объединенья?
Есть, но только лишь во зле?
Там, где выгода – едины!
Одиноки все – в беде?

Всех вас выгода сгубила?
Каждый – только за себя?
Не народ тогда вы вовсе!
Но – предателей – страна!

Вам власть ясно сказала: в России против населения используется психофизическое оружие! Значит, против некоторых категорий граждан осуществляется геноцид со стороны государства? Или как это понимать? Все молчат! В СМИ эта тема не затрагивается. А почему? Да потому, что СМИ, политологи, и «общественные деятели» обслуживают власть. А власть им за это платит. Между ними как бы существует договор. Те, кто обслуживает государство, знают о том, что в стране идёт геноцид населения. Но ведь обслугу власти пока не трогают? Вот она и молчит! «Каждый – за себя: лишь бы мне было хорошо!» И это – интеллигенция? И это – «совесть нации»?

Но вскоре власть захочет отменить наличные деньги, и чипировать свою обслугу! Сделать вас бесправными и покорными рабами, и посредством электронного воздействия на вживлённые в ваши тела чипы, управлять вами, и причинять вам страдания! Что вы сделаете тогда? А ничего! Потому, что будет уже поздно! Власть от сатаны сначала уберёт всех честных людей из вашей среды, а потом возьмётся и з вас! И защитить вас будет уже некому! Понятно?

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать»

Вот и молчите! Промолчите сейчас, промолчите на Страшном Суде, и молча будете страдать, скрежеща зубами, и кусая свои языки – в вечном адском огне!

Сказание публичное об использовании психотронного оружия Росгвардией против граждан РФ: на ТВ!

Вопрос: есть ли еврейская, христианская, гражданская солидарность в РФ, или-мафиозная в вашей среде?
Вопрос: может ли быть «единство» у грабителя, и у ограбленного бедняка, у главы РПЦ, и у меня?
Сказание старца во сне о единстве во зле: на святой Руси, или даже в светской Российской Ф!
Сказание ко дню единства народа РФ, от члена ЕР: «русской нации более нетути в сей святой стране!»
Сказание о «единстве» в богатстве, и в нищете: элиты с холуями, и всего прочего населения в стране!
Сказание предрождественское Зюганова героя-богатыря: «русские вымирают, а богатства Россия продала!»

1. Обращение к виртуальному 2-му Международному Сахаровскому Конгрессу "Мир, Прогресс, Права человека", 2001

Почему бы нам не вспомнить человека, именем которого и делается этот Конгресс? Что говорил сам Андрей Дмитриевич о многих темах, поднимаемых здесь? Какова его позиция по проблеме взаимодействия, сотрудничества, партнерства, если угодно, между самими правозащитниками, а не только между обществом и властью.
К сожалению или к счастью, но я не нашел в трудах А.Д. оценки внутренних проблем правозащитного движения. Не время тогда было.
Но можно попытаться вспомнить стиль жизни А.Д., его публичных выступлений, книг и статей.
Я никогда публично не вспоминал случай его мгновенной реакции на прямое бытовое зло.
В 88 г. я горестно жаловался
Елене Георгиевне , что один из видных правозащитников, бывший политзек, открыл «общественную приемную» прямо на квартире другого политзека (мы все тогда только-только освободились). Прием населения шел на первом этаже жилой пятиэтажки. В двух комнатах и на лестнице с утра до ночи была толпа, вечером шли пьянки. Соседи подали в суд на безответного хозяина квартиры. Дело быстро шло к выселению. Все мои уговоры и упрашивания организатора прекратить все это безобразие, спасти квартиру, наталкивались на его недоуменное: мы же должны помогать людям!
Все это я рассказывал на кухне, в сахаровской квартире, когда зашел А.Д. и услышал обрывок нашей беседы. И, вдруг, так раскипятился и разошелся, что я испугался. Не хватало еще мне нагружать его такими проблемами, думал я с тоской. Да и Е.Г. метала молнии глазами. Но было поздно. А.Д. воспринял эту, в общем-то бытовую, историю о практически неизвестных ему людях так, как будто речь шла о грубом нарушении баланса стратегических вооружений или возрождении тоталитаризма в СССР. Его оценки были не только точны, как обычно, но крайне эмоциальны, чего я уж совсем не ожидал.
На следующий день я позвонил организатору приемной и передал ему, как мог точнее, оценку А.Д. Товарищ правозащитник все понял и довольно скоро перевел свою «приемную» в более подходящее место. Квартира была спасена! Суд мы выиграли.
Вот явный пример прямой, в лоб, работы А.Д. на конкретных людей, на отдельного человека, а не на «права человека» вообще. Вот пример его адекватной (я подчеркиваю это слово!) реакции, ныне многими утраченной.
Нет у нас сейчас такого человека, достаточно влиятельного, чтобы не только услышал, но сразу понял бы проблему и столь же быстро смог ее поправить. Нет С. В. Калистратовой, нет Г. С. Подъяпольского, нет П.Г. Григоренко – близких А.Д. людей, мнение которых могло бы усмирить, угомонить безумные действия и рассуждения т.н. «наследников» А.Д., людей, занимающихся как бы продолжением и развитием его дел и идей. Бывших политзеков могут послать далеко и надолго как в Мемориале, так и в Музее и Центре Сахарова. Из Конгресса Сахарова могут учинить совершенно непристойную помойку (см. «гостевую» книгу на первой же странице сайта Конгресса). В МХГ, на глазах и при молчаливом одобрении своего члена, православного священника, за пачку денег могут договориться с сайентологами-хаббардистами издать книгу о свободе совести (!). И т.д. и т.п.
«Чудны дела твои, Господи!». Много зла творится, и сам автор, конечно, не без греха.
Лишь по памяти могу привести еще один случай, когда, в одном из своих предсмертных интервью А.Д. ответил на вопрос о возможном будущем правозащитного движения (не знаю точно цитаты, но ручаюсь за смысл): «Вероятно, - сказал Сахаров, - нужны какие-то формы объединения».

Думал я почти год над этими словами. И в 92-м, с одобрения МХГ, создал «колхоз» – вытащил с кухонь первые наши правозащитные организации (Комитет солдатских матерей, «Тюремную реформу», Ассоциацию инвалидов, и т. д., всего – 15). Посадил их всех в помещении бывшего ЦК ВЛКСМ, назвал Центром по правам человека, посмотрел и подумал, что это хорошо… Мне казалось, что нашел какую-то форму объединения.
Трудно было выстоять против рядом находящейся администрации президента, против хозяев здания – бывших комсомольцев. Но самый страшный удар последовал, как всегда, в спину - я совершенно не ожидал той яростной и жестокой атаки, которая обрушилась на меня и на Центр с совершенно неожиданной стороны – от коллег-правозащитников (см. главу "Центр" на этом сайте)
.
Почему так случилось?
Может быть в этой статье что-то прояснится?

4. Давно я уверен, что и демократам и правозащитникам, да и вообще всем нормальным людям надо объединяться. Ибо зло - это сила, а поодиночке мы слабы.
С горечью наблюдаю все больший отрыв правозащитных организаций, да и самих правозащитников друг от друга. С тоской видим спекуляции правозащитных демагогов на тему «общество-власть». То ли гранты-деньги тому виной, то ли амбиции: я, мол, круче других, я элита – не суть важно.
Тем более надо объединяться или, как точно говорят на Западе – партнерствовать. К изучению всех наших внешних и внутренних проблем (хотя бы тех же советников, комиссий и уполномоченных по правам человека) надо привлекать общественные организации, хорошо знающие этих новоявленных комиссаров и уполномоченных. Ибо эти последние, как бы они ни притворялись - плоть от плоти того самого советского государства, убивавшего правозащитников.
Они не покаялись, ибо не было у нас покаяния сродни послевоенному немецкому или японскому. Довлеют старые грехи.
И справиться с ними, научить их чему-то толковому – можно только вместе, сообща, не подлизываясь, не применяясь к их пожеланиям и терминологии.
Всем я это говорю, но - не спешат к партнерству.

Эдакий неизжитый раннеперестроечный индивидуализм.
Или – расчет?
К теоретическим спорам о проблемах правозащитного движения я рискую привлечь и Андрея Дмитриевича.
Так что же говорил Сахаров о том, КАК мы должны действовать?
Крайне важно напомнить многим нашим правозащитникам (особенно новым, послеперестроечным), что говорил АД о правах человека, важно попытаться применить его подходы, и соображения к современности.
Главное, что я уяснил для себя из его работ, в данном контексте, что не только всему миру надо преодолевать разобщенность, но и нам, правозащитникам.
Кроме того, дело наше правозащитное – никакая не политика и нравственные ценности должны быть в нашей работе на первом месте.
На словах никто не против, но кто сейчас читает и помнит Сахарова? ...
Осталось найти первоисточники.
Лучше всего – в Интернете. Так легче выбирать цитаты.
Облазил весь Интернет в поисках размещенных там трудов А.Д.
Странное дело – их там почти нет! Сунулся на сайт «Мемориала» (может быть они сохранили память?), был на сайте Дома-Музея Самодурова, ходил в американский Фонд Сахарова…
Нигде нет! Только у этого самого зарубежного Фонда нашел ссылку на сайт… «Яблока», где были несколько статей АД. Оставил я недоуменный отзыв, да что толку, все равно не ответят, не отреагируют - утрачен стиль Сахарова.
Взял книги, стал перепечатывать вручную
Читайте, завидуйте… Все, что А.Д. Сахаров пишет о человечестве и опасностях в его развитии, применимо и для нашего общества. В том числе, для того общественного явления, которое называется «правозащитным движением». Оно тоже часть человечества
Применим же размышления Сахарова к текущему моменту, к себе:

1. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании
и интеллектуальной свободе

«…Разобщенность человечества угрожает ему гибелью...
Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций - безумие, преступление. Лишь всемирное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов социализма и труда, с устранением факторов догматизма и давления скрытых интересов господствующих классов отвечает интересам сохранения цивилизации…
(* Читатель понимает, что при этом не идет речь об идеологическом мире с теми фанатичными, сектантскими и экстремистскими идеологиями, которые отрицают всякую возможность сближения с ними, дискуссии и компромисса, например с идеологиями фашистской, расистской, милитаристской или маоистской, демагогии)...
…Для человечества отойти от края пропасти - это значит преодолеть разобщенность.
Необходимый шаг на этом пути - пересмотр традиционного метода в международной политике, который можно назвать "эмпирико-конъюнктурным". Попросту, - это метод максимального улучшения своих позиций всюду, где это возможно, и одновременно метод максимальных неприятностей противостоящим силам без учета общего блага и общих интересов.
Если политика - это игра двух игроков, то это единственно возможный метод. Но к чему такой метод приводит в современной беспрецедентной обстановке?..
…Международная политика должна быть всецело пропитана научной методологией и демократическим духом, со стремлением к бесстрашному учету всех фактов, взглядов и теорий, с максимальной гласностью точно сформулированных главных и промежуточных целей, с принципиальной последовательностью…»

2. Мир через полвека
«…Я считаю особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, процесс сближения…
…Очень большой должна быть роль международных организаций – ООН, ЮНЕСКО и др….
… «сверхзадачей» человеческих институтов… является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое…
…И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке..»

3. О стране и мире
«…Миру нужна демилитаризация, национальный альтруизм и интернационализм, свобода обмена информацией и перемещения людей, гласность, международная защита социальных и гражданских прав человека. Страны «третьего мира» должны получать всестороннюю помощь и со своей стороны полностью принять на себя свою долю ответственности за будущее мира, обратить большее внимание на развитие материального производства, прекратить спекуляцию нефтью…
…Все это – непременные условия преодоления разобщенности человечества, спасения его от опасности термоядерной гибели, голода, экологической катастрофы, дегуманизации»
Одна из международных опасностей существующих тенденций – это потеря единства Запада и ясного понимания неисчезающей глобальной угрозы со стороны тоталитарных стран. Запад не должен ни в коем случае допускать ослабления своих позиций перед лицом тоталитаризма. Внутренняя (для каждой страны) опасность – «сползание» к госкапиталистическому тоталитарному социализму..»

4. Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека»
«…Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества….
…Заключительный акт совещания в Хельсинки в особенности привлекает наше внимание тем, что в нем впервые официально отражен тот комплексный подход к решению проблем международной безопасности, который представляется единственно возможным; в акте содержатся глубокие формулировки о связи международной безопасности с защитой прав человека…
… защита прав человека провозглашена Всеобщей декларацией ООН международным, а не внутренним делом. Ради этой великой цели нельзя жалеть сил, как бы ни был долог путь…
…Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это - разрядка? конвергенция? - дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок.

5. Тревога и надежда
«…Всеобщая Декларация о правах человека, Пакты о правах человека, имеющие ныне силу международного закона, Заключительный Акт Хельсинки являются юридической и политической базой для борьбы с нетерпимыми нарушениями
Я приветствую… позицию президента США Д. Картера. Картер со всей силой своего авторитета, опирающегося на волю американского народа, провозгласил, что защита прав человека во всем мире основана на высших моральных обязательствах…
Я убежден, что можно и нужно пойти далее и принять работу за права человека во всем мире важнейшей составной частью всех международных отношений, гарантией их нравственной силы и практического, прочного успеха...
…Защита прав человека не носит политического характера. Она целиком исходит из нравственных принципов и ее связи с защитной мира на Земле. Поэтому все люди доброй воли, безотносительно к их «правым» или «левым» политическим убеждениям, могут и должны принять в ней участие...
…Концепция активной международной защиты прав человека, положенная в основу Всеобщей декларации прав человека… и многих других международных документов…, сейчас приобретает значение международной идеологии…»

6. Тревожное время
«…Объединение всех сил – одно из преимуществ тоталитаризма в его общемировом наступлении…
…Недостаточное единство западных стран – это оборотная сторона демократического плюрализма…
…Десятилетия тотального террора, старые и новые предрассудки.. – все это глубоко изуродовало сознание самых широких масс населения. Идеология советского мещанина… состоит из нескольких несложных идей
1. Культ государства…
2. Эгоистическое стремление обеспечить свое и своей семьи благополучие, «живя как все», с помощью блата, воровства.. и обязательного лицемерия
3. Идея национального превосходства..
…Люди в стране, конечно, с какой-то степени дезориентированы и запуганы, но очень существенны также сознательный самообман и эгоистическое самоустранение от трудных проблем..
…Но из этого же народа вышли защитники прав человека, ставшие против обмана, лицемерия и немоты, вооруженные только авторучками, с готовностью к жертвам и без облегчающей веры в быстрый и эффективный успех. И они сказали свое слово, оно не забудется, за ними моральная сила и логика исторического развития... Их деятельность будет продолжаться в той или иной форме, в том или ином объеме. Дело тут не в арифметике, а в качественном факте прорыва психологического барьера молчания".

7. Ответственность ученых
«…То, о чем я пишу…- не борьба за власть и поэтому не политика. Это борьба за сохранение мира и нравственных ценностей, выработанных всем развитием цивилизации…»

8. Опасность термоядерной войны. Открытое письмо доктору Сиднею Дреллу.
«… я еще раз подчеркиваю, насколько важно всеобщее понимание абсолютной недопустимости ядерной войны - коллективного самоубийства человечества. Ядерную войну невозможно выиграть. Необходимо планомерно -хотя и осторожно - стремиться к полному ядерному разоружению на основе стратегического равновесия обычных вооружений. Пока в мире существует ядерное оружие, необходимо такое стратегическое равновесие ядерных сил, при котором ни одна из сторон не может решиться на ограниченную или региональную ядерную войну. Подлинная безопасность возможна лишь на основе стабилизации международных отношений, отказа от политики экспансии, укрепления международного доверия, открытости и плюрализации…, соблюдения прав человека во всем мире, …»

9. Предвыборная платформа
«… Открытость данных об окладах. Обязательная регулярная (не реже раза в год) публикация финансовых отчетов всех общественных фондов, включая оклады сотрудников, представительские расходы, поездки…»

Дорогие читатели! Прежде чем приступить непосредственно к своему рассказу, я хочу объяснить, почему я решила написать именно такую статью. Дело в том, что я родилась, выросла и довольно долго жила в небольшом шахтёрском городке, который находится в Донецкой области (Украина). Сейчас я иногда приезжаю туда, чтобы навестить родителей и каждый раз, когда еду, думаю, чем же встретит меня родная земля, ведь буквально в 40 км от нас находится Донецк, где до сих пор периодически происходят военные действия.

И я задаю себе вопрос: что же случилось с прекрасными душевными людьми этой страны, которые сейчас взяли в руки оружие и в буквальном смысле слова убивают друг друга?! Уже несколько лет это является моей болью и так хочется сказать людям: очнитесь, посмотрите вокруг себя, убивать других – это не по-человечески! Данная статья является моей попыткой достучаться до сердец тех, кто считает, что война – это единственное средство для решения возникших в стране разногласий.

Так получилось, что мой город не входит в состав образованной ДНР, а принадлежит Украине, и там не взрывались снаряды, не летели пули, но жители очень хорошо слышали, как работали ракетные установки, когда война была в разгаре. Да я сама в один из приездов была этому свидетелем и скажу вам честно – было страшно.

Только представьте себе: утро, природа просыпается, ласково светит солнышко и вдруг в этой приятной тишине возникает гул и свист от ракетниц. Если вы смотрели фильмы о войне, где показывали, как стреляют «Катюши», это очень похоже. Разница только в том, что это не фильм, а реальность, поэтому меня буквально вдавило в кровать от этих звуков, потому что я понимала - в любой момент выпущенные снаряды могут оказаться там, где я нахожусь. Правда, я знала, что пока военные действия в нашем городе не ведутся, но невозможно предсказать, какие планы у обеих сторон, участвующих в войне.

Какое-то время страх меня не отпускал, и я эгоистично думала о том, что может быть со мной, моими родителями, друзьями, знакомыми. Но потом человеческие качества начали потихоньку проявляться, и я стала думать не о себе, а о тех людях, которые сейчас, вот в эту минуту, действительно попали под бомбёжку. Я попыталась прочувствовать их состояние и вот что я ощутила - страх возобновился с новой силой, но к нему добавилось ещё множество оттенков: боль, злость, желание отомстить. Эти люди испытывали очень мощные негативные эмоции, но чем же им можно помочь?

Прежде всего я решила посмотреть вглубь себя и разобраться, что меня привело в те жизненные сценарии, где в XXI веке идёт война, потому что люди не могут договориться между собой. А когда-то, будучи ещё ребёнком, я думала, что в 2010 году люди уже будут летать на другие планеты, общаться с представителями иных цивилизаций, сотрудничать с ними. Но пока мы не то, что с инопланетянами, мы даже друг с другом не можем найти общий язык. Мы убиваем подобных себе, поэтому о каких взаимодействиях с другими цивилизациями может идти речь?!

Да, разобщённость людей – это настоящий бич нашего общества, причём очень часто она является причиной возникновения агрессивности. Мы замыкаемся в лучшем случае в узком семейном кругу, и до других нам нет дела, хотя и между близкими людьми тоже, как правило, есть проявления непонимания, неприятия. Но неужели нас ничто не объединяет? Ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли и были счастливыми. Я уверена, что этого хотят все! Но как они могут вырасти и тем более хорошо жить, если само их существование ставится под вопрос, когда кто-то отдаёт приказ о начале военной операции? Получается, что люди, участвующие в войне, вообще об этом не думают. Что же ими руководит, что заставляет нажимать на курок автомата или на кнопку запуска ракет?

У меня есть ответы на эти вопросы, потому что я с 28 лет занимаюсь саморазвитием. Сейчас мне 49 и уже несколько лет я изучаю Ииссиидиологию – новое знание о том, кто же такой на самом деле человек, как устроено мироздание, по каким космическим законам мы все живём. Благодаря этому я могу не осуждать людей, потому что понимаю, какие уровни Самосознания в них проявляются в тот или иной момент. И если человек может убивать других, это говорит о том, что пока его Сознанием владеют очень низкие уровни. Именно владеют, то есть фактически он становится куклой в их руках, если не может противостоять натиску соответствующих желаний и представлений.

Собственно, в любом человеке есть разные уровни – от низких агрессивных и эгоистичных до высоких альтруистично-интеллектуальных. Именно поэтому в каждом из нас проявляется множество интересов, причём иногда прямо противоположных. Но у нас всегда есть выбор – каким из них отдавать предпочтение. Тем не менее, некоторые люди буквально отождествляются именно с низкочастотными уровнями, и винить их за это нельзя. Придёт время, и они сами ужаснутся содеянному, потому что в них обязательно проснётся что-то человеческое, например, сострадание, милосердие.

Знание о многоуровневости Самосознания человека помогает мне относиться к ситуации в Украине с приятием, то есть понимать людей, причём обе стороны конфликтных отношений. Тем не менее, принимать такую ситуацию, то есть соглашаться с ней, я не могу и не хочу, потому что моей мечтой с детства была жизнь в обществе, где созданы все условия для творческих проявлений людей, где отношения между всеми построены на взаимопомощи и сотрудничестве. Именно поэтому я сейчас нахожусь на Айфааре – центре интеллектуально-альтруистичного развития, где сама учусь такому образу жизни.

Но я живой человек и не могу равнодушно смотреть, как на глазах матери убивают её ребёнка. Ведь это не фильм с продуманным сценарием, а страшная правда нашей нынешней действительности. Я ставлю себя на её место, и у меня возникает вопрос: за что? Теоретически я на него могу ответить, потому что знаю о том, что существует множество сценариев развития, нас самих в других вариантах, различные кармические взаимосвязи. И кто знает, может быть в каких-то мирах происходят события с этими же людьми, но абсолютно противоположные, то есть сейчас идёт как бы воздаяние за содеянное.

Конечно, это только предположение, но в любом случае я знаю, что причина существует. Тем не менее, я не хочу быть в таких мирах, где агрессивность и насилие всё ещё могут свободно проявляться в людях. И это желание заставляет меня глубже смотреть в себя, потому что если во мне хотя бы в какой-то степени есть такие качества, я буду видеть подобные ситуации. Ведь не зря говорят, что нужно изменить себя, чтобы увидеть мир другим.

Но это не так просто, потому что работа с собой требует честности, открытости, а иногда так не хочется заглядывать в тёмные уголки собственной души и тем более рассказывать о них другим. А говорить о них нужно, потому что такие уровни не любят огласки. Поэтому на Айфааре существует методика, когда при всех человек может рассказать о том, какие непозитивные качества он в себе обнаружил и при этом он разотождествляется с ними, говоря, что не хочет таким быть.

Я выбрала именно этот путь, так как не хочу приезжать к родителям и слышать в разговорах людей такую фразу: «Помните, как было до войны?». Причём сейчас она произносится ими спокойно, потому что пришлось привыкать к той ситуации, в которую они попали, а иначе был бы постоянный стресс, которого человеческий организм не смог бы вынести. Мир, согласие, сотрудничество – такой я хочу видеть жизнь. Хотя воспитывалась я на фильмах, в которых часто показывали, что защита Родины – это благородно, но сопровождалось это различными военными действиями.

Взять только одну фразу: «Кто к нам с мечем придёт, от меча и погибнет!». Считается, что она принадлежит знаменитому русскому князю Александру Невскому и это показали в фильме Сергея Эйзенштейна, вышедшем в 1939 году. Речь идёт о событиях далёкого 1242 года, когда напавшие на Русь войска Ливонского ордена потерпели поражение, а фраза была сказана его представителям, просившим у князя мира. Таким образом он предупредил их о том, что любая новая провокация с их стороны будет пресечена.

Когда я смотрела этот фильм, то восхищалась мужеством и отвагой князя и его дружины. Также меня впечатляли и другие фильмы, где показывали события Великой Отечественной войны, в которой советские воины отважно сражались с фашистами. Но меня восхищали качества людей, а не события, в которых они проявлялись. Тогда я не думала, что агрессивность, пусть даже и ответная, то есть как бы оправданная, рано или поздно опять приведёт к агрессивности. Фактически это замкнутый круг, выход из которого – попытаться понять других и решить ситуацию мирным путём.

Конечно, в условиях, когда на страну уже произошло нападение, наверное, это сделать сразу невозможно, но я уверена, что в наше время и в той ситуации, что возникла в Украине, это реально. Да, ещё несколько лет назад я и предположить не могла, что сама соприкоснусь с военными событиями. Конечно, даже сейчас, имея другое понимание, возможно, я не смогу стоять в стороне, если увижу, что кто-то захочет причинить вред моим близким или друзьям. Но я очень хочу, чтобы слово «война» и всё, что с ним связано, стало для нас далёкой историей, и чтобы у людей полностью исчезли представления о насилии и агрессивности.

Что же я сейчас могу для этого сделать? Работать с собой, то есть честно выявлять в себе любые непозитивные моменты, разотождествляться с ними и в противовес культивировать доброту, отзывчивость и другие настоящие человеческие качества. А всех тех, кто также хочет жить мирно, я призываю помнить, что любое проявление агрессии в нашей обычной жизни – это шаг в те миры, где есть война. Агрессивность приводит к агрессивности, а нужно жить по-другому и это зависит от каждого из нас.

Писалось весной 1968 года в соответствующей международной обстановке (реформы в Чехии, молодежные бунты и рабочие забастовки во Франции и США).

Ниже конспект с большими выдержками. Следуя "научному" стилю Сахарова, пишу в стиле "замечания на диссертацию", то есть с обильным цитированием автора.

Резюмирую: текст не является антисоветским, наоборот, предназначен для пропаганды СССР и советских ценностей на Западе. Выдвигаемая же в тексте программа создания мирового социалистического правительства является попросту троцкистской, демагогия про свободу и демократию кстати и для Троцкого, и для Ленина была вполне характерна, он же сам тут и цитирует Ленина, рассуждающего про свободу. На самом деле, если шелуху отжать, предлагается подавить в СССР все нетроцкистские силы, после чего осуществить мировую революцию (как в развитых странах, так и в развивающихся), после чего якобы наступит максимальная свобода и научное развитие со "сглаживанием национальных противоречий" (москалей то есть из всех будут делать, запретят все народы).





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.