Существует ли закономерности существования и развития общества? Охарактеризуйте источники и движущие факторы развития общества. Раскройте основные позиции по этому вопросу. Чем отличается историческое развитие общества от эволюции в природе? Выскажите сво



ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

закон общественный, объективно существующая, повторяющаяся, существ. явлений обществ. жизни или этапов историч. процесса, характеризующая по-ступат. истории. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характера историч. процесса (Аристотель , идея детерминизма в истории Бодена, историч. круговорота Вико, географич. Монтескье, Кондорсе, Гердер) . Франц. , хотя и стоял в целом на идеалистич. позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошёл к признанию 3. о. В 19 в. проблемы 3. о. разрабатывались в трудах франц. историков эпохи Реставрации (Тьерри , Минье, Гизо) . Огромное для развития идеи 3. о. имели взгляды Гегеля, который, по выражению Ф. Энгельса, «...первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории...» (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 496) . К пониманию закономерного характера истории подошёл Сен-Симон; теорию трёх стадий историч. развития выдвинул основатель позитивизма Конт.

И с т о р и я в о п р о с а. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители подходили к идее закономерного характера историч. процесса. Уже в антич. философии, напр. в работах Аристотеля, содержалась идея о связи различных форм государства с определенными этапами развития общества, которые, в свою очередь, связывались с изменениями в условиях жизни того или иного народа (см. Polit., IV 3, 15;. V 3–9; рус. пер., СПБ, 1911). В средние века господствовал , насаждавшийся христ. теологами. В 16 в. Ж. Боден выступил с обоснованием принципа связи между обществом и география, средой, что было своеобразной попыткой решить проблему детерминизма в истории. В 1-й пол. 18 в. Вико создал теорию историч. круговорота, согласно к-рой каждый , воспроизводя ступени жизни отд. человека (детство, юность и зрелость), закономерно переживает 3 эпохи: божественную, героическую и человеческую, после чего начинается процесс деградации, возвращение к первобытному состоянию, и цикл развития возобновляется ("Основания новой науки...", 1725). Теория Вико представляла собой попытку рассмотреть историю общества как единый закономерный процесс. В то же бурж. по существу признавалось Вико высшей точкой развития человечества и т. о. отрицался поступат. характер развития.

Развитие общества как закономерный процесс совершенствования разума, культуры рассматривали представители . просвещения Монтескьё и Кондорсе. Монтескьё в своем осн. произведении "О духе законов" проводил о том, что "законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей" (Избр. произв., М., 1955, с. 163), и пытался решить о З. о. с позиций географич. детерминизма. Взгляды Монтескьё были направлены против господствовавшей теологич. концепции обществ. развития. В работах Кондорсе хотя и не ставился специально вопрос о З. о., но обосновывалась идея прогрессивного развития общества. Кондорсе связывал историч. с прогрессом разума, познания (см. "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", М., 1936, с. 100–01). Считая частную вечной, Кондорсе рассматривал прогресс по существу как прогресс бурж. общества. Идея развития и закономерности в истории была гл. идеей философии истории представителя нем. Просвещения Гердера. Он считал, что не есть действий разрозненных индивидов, но связный процесс деятельности народов, в к-ром можно проследить строго детерминированную цепь причин и следствий. Гердер стремился показать принципа историзма и закономерностей природы и общества и не сумел увидеть качеств, специфики З. о.

Франц. материалисты 18 в. в целом стояли на идеалистич. и метафизич. позициях в объяснении обществ, явлений. Вместе с тем в трудах Гельвеция была в своеобразной форме высказана идея З. о. Так, он предполагал, что общество проходит через определ. стадии: переход от бедности к богатству, далее к неравномерному распределению богатства и деспотизму, к-рый гибнет под ударами народа, и общества возобновляется (см. "О человеке...", М., 1938, с. 253–54). Гельвеций и др. франц. материалисты пытались установить связь и между человеком и средой, но не вышли при этом за пределы точки зрения взаимодействия. В развитии идеи З. о. важную роль сыграли взгляды Ж. Ж. Руссо, к-рый утверждал, что существует связь между возникновением частной собственности и неравенством, а также подчеркивал значение орудий труда для возникновения цивилизации. Франц. историки эпохи реставрации – Тьерри, Минье, Гизо, сумели увидеть значение классовой борьбы в развитии общества и рассматривали ее как определ. обществ. закономерность. Огромное значение для развития идеи З. о. имели взгляды Гегеля; "он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). Гегель утверждал, что в истории господствуют закономерность и , вся она есть единый закономерный процесс, в к-ром каждая , будучи неповторимо своеобразной, есть в то же время лишь необходимое звено в поступат. развитии человечества. Утверждая историч. необходимости, он пытался сочетать ее с признанием свободной человеч. деятельности. Историю он рассматривал как процесс познания идеи свободы, к-рая реализуется через людей, стремящихся к удовлетворению своих интересов. Необходимость выступает не непосредственно, а прокладывает дорогу через случайностей. Но исходным для Гегеля является саморазвертывание "мирового духа", как основа развития всех явлений истории. Содержание истории – последоват. торжество духа какого-либо определ. народа, к-рый на данном этапе и есть носитель "всемирного духа" (см. Соч., т. 8, М.–Л., 1935, с. 68–69).

К пониманию закономерного характера истории пытались подойти и представители утопич. социализма. Сен-Симон рассматривал историю не как фактов, а как определ. связь событий; он считал, что каждую обществ, форму надо изучать не изолированно, а в связи с предшествующей и последующей формами (см. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1948, с. 31). Родоначальник позитивизма Конт пытался открыть "всеобщие естественные законы в истории" и утверждал, что развитие общества соответствовало развитию форм мышления – т.н. закон трех состояний, согласно к-рому проходит три этапа: теологический, метафизический и позитивный. В значит, степени Конт заимствовал этот закон у Сен-Симона (см. "Курс позитивной философии", СПБ, 1912, с. 2). Т.о., законы у Конта выступали в виде определ. идеалистич. схемы, привносимой в историю.

Марксизм о закономерности о б щ е с т в е н н о й. Науч. решение вопроса о З. о. было дано впервые с позиций материалистич. понимания истории. Пока история и ограничивались изучением лишь идеологич. обществ. отношений, они не могли обнаружить закономерности в истории человеч. общества. Выделение производств. отношений, как отношений первичных и материальных, как экономич. основы обществ. жизни, позволило впервые применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это и явилось условием открытия З. о. Большинство бурж. социологов отрицает З. о., прежде всего основываясь на утверждении, что в истории нет и не может быть повторяемости явлений. Представители фрейбургской школы неокантианства (Виндельбанд и Риккерт) противопоставляли науки наукам о культуре. Науки о природе, по мнению неокантианцев, обобщают, генерализируют, потому что всякое естеств.-науч. понятие выражает . Науки о культуре (т.е. общественные) лишь индивидуализируют изучаемые ими объекты, потому что сами историч. понятия есть понятия индивидуальные (см. Г. Риккерт, Границы естественно-научного образования понятий, СПБ, 1904, с. 444–45, 260–61; В. Виндельбанд, Прелюдии, СПБ, 1904, с. 320). Поэтому в истории возможно только отд. фактов в их индивидуальности. В то время как естеств. науки есть науки о законах, обществ. науки есть науки о событиях. По мнению Риккерта, "понятие "исторического закона" есть ( в определении)" (указ. соч., с. 225). Такое об историч. процессе связано с идеалистич. и метафизич. противопоставлением общего и единичного. В действительности, события, имеющие место в истории, не являются только индивидуальными. Франц. бурж. 1789 или 1-я мировая – неповторимы в своем конкретном своеобразии. Но в сущности этих событий можно обнаружить черты, к-рые повторяются при известных условиях и в др. событиях. Существ. черты франц. бурж. революции в известной мере повторялись во всякой бурж. революции, нек-рые наиболее существ. черты 1-й мировой войны – во всяком вооруж. столкновении империалистич. гос-в. В действит. ходе историч. процесса имеется диалектич. единство индивидуального и общего, повторяемого и неповторимого.

Как установил марксизм, в обществ. жизни действие законов проявляется не всегда в "чистом" виде и непосредственно, а большей частью в виде тенденции вследствие противоречивого действия разных сил. Законы вообще "...не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции, в среднем..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 483; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 95). Проявление З. о. как тенденции и означает как раз то, что законы определяют осн. линию развития общества, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу как закон. При познании того или иного явления общественной жизни очень важно установить не только его индивидуальные черты, но и то общее, что лежит в основе ряда явлений такого рода. Критерием для выделения этого общего в общественном развитии является прежде всего понятие общественно-экономической формации, к-рое фиксирует общее, повторяющееся в различных странах, находящихся на одинаковой ступени история, развития. Так, развитие капитализма в Англии, несмотря на свои специфич. особенности, имеет много общих черт с развитием капитализма во Франции или в Германии. "Каково бы ни было своеобразие возникновения и развития капитализма в той или иной стране, всюду этот строй имеет общие черты и закономерности" (Программа КПСС, 1961, с. 7). Строительство социализма в СССР и в странах нар. демократии также, несмотря на ряд специфич. особенностей, имеет целый ряд общих черт, выражающих закономерность возникновения данного обществ. строя как определ. общественно-экономич. формации.

Повторяемость в истории выступает, т. о., или как воспроизведение сходных, общих черт в явлениях, относящихся к различным этапам истории (напр., при коммунизме "повторяется" уже имевшаяся при первобытнообщинном строе обществ. собственности), или как наличие общих, обязат. черт в жизни разных народов и стран, находящихся на одной и той же стадии историч. развития (напр., общие закономерности перехода от капитализма к социализму в разных странах).

Ни в первом, ни во втором случае марксизм не абсолютизирует повторяемости. В историч. развитии всякое "повторение" происходит каждый раз на новом, более высоком уровне, приобретает с точки зрения и содержания, и формы качественно новые черты, что связано с включением повторяющегося явления в новую систему отношений. "... События, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, – писал Маркс, – приводят к совершенно разным результатам" ("Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 223). Признание повторяемости поэтому не противоречит, а, напротив, предполагает необратимость историч. процесса. Этим марксистское отличается от всех теорий "цикличности", "круговорота" и т. д., где повторяемость в ходе развития всемирной истории понимается именно как повторение на новом этапе того, что уже было дано в прошлом.

Поэтому понимание З. о. не сводится только к признанию повторяемости обществ. явлений. Закономерный характер истории означает также , характер ее развития. Признание З. о. тесно связано с пониманием историч. прогресса.

Соотношение законов природы и общества. Открытие З. о. позволило представить развитие общества как естеств.-историч. процесс. Существует известное между законами обществ. развития и законами природы. Законы общества менее долговечны, они отличаются также от законов природы и по их сложности, как законы самой высокой . Несостоятельны попытки нек-рых бурж. философов и социологов перенести законы природы на обществ. явления. Наиболее характерной в этом отношении является органич. теория Конта и Спенсера, к-рая предлагала рассматривать общество как биологич. , где отд. социальные институты уподобляются органам животного. Другую попытку такого рода представляет , переносящий на общество ряд положений теории Дарвина, рассматривающий, в частности, такое как конкуренцию, с т. зр. "борьбы за существование". Наконец, такого же рода попытку представляет и теория "энергетического баланса" Богданова, к-рая рассматривает взаимоотношение общества и природы с т. зр. "теории равновесия", как нек-рый баланс энергии природы и общества. Все эти теории имеют методологич. порок, к-рый состоит в непонимании специфики обществ. жизни. Важнейшее отличие законов развития общества состоит в том, что они проявляются не как действия слепых стихийных сил, а только и исключительно через деятельность людей. Они есть законы этой деятельности. Поэтому применительно к законам обществ. развития встает весьма специфич. вопрос о соотношении объективного характера законов и соз-нат. деятельности людей.

Законы общества и сознательная деятельность людей. Объективный характер законов обществ. развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми, что они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали их люди или нет. Это объективные связи самой системы обществ. отношений, объективная обществ. развития. В истории действуют люди, одаренные волей и сознанием, к-рые сами творят свою историю. Каждый действует сознательно, ставя перед собой определ. . Но обществ. результат, к-рый получается при сложении всех индивидуальных действий, целей и т. д., не совпадает с намерением каждого. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, каждое , рождаясь, уже застает готовыми сложившиеся формы обществ. отношений и поэтому, по крайней мере на первых порах, люди должны действовать в этих уже сложившихся формах. Во-вторых, люди, совершая осознанные поступки, могут видеть в лучшем случае лишь ближайшие последствия, к к-рым они приведут, но не могут предвидеть отдаленных обществ. последствий своих действий. Это является существ. особенностью общества, где развитие осуществляется путем столкновения интересов антагонистич. классов. З. о. в таком обществе складывается как нек-рая равнодействующая совокупности действий всех членов общества (см. Письмо Энгельса И. Блоху 21–22 сент. 1890, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 422–24).

В домарксистской философии не было правильного решения вопроса о соотношении объективных законов истории и сознат. деятельности людей. В целом ряде теологич. концепций обществ. развития, напр. в трудах Августина, была сформулирована историч. фатализма, согласно к-рому историч. развитие предопределяется роком, судьбой, и деятельность человека ничего не может изменить в истории. Другое направление в социологии связано с волюнтаристич. концепцией (см. Волюнтаризм) обществ. развития (напр., Шопенгауэр, Ницше) и состоит в отрицании объективного характера законов и в признании решающего значения человеч. или божеств. воли в истории. Нек-рые бурж. ученые (Штаммлер) утверждали, что в марксизме содержится , ибо одновременно признается как роль объективных, законов, так и роль сознат. деятельности людей. Совр. бурж. критики марксизма идут по этой же линии: одни из них (К. Хант) обвиняют марксизм в том, что он, признавая историч. необходимость, обрекает человека на роль пассивного созерцателя событий. Другие (С. Хук) утверждают, что коммунисты своей практич. деятельностью опровергают детерминизм. Нападая на , они стремятся изобразить его как волюнтаристич. концепцию. Но в действительности марксизм-ленинизм дает подлинно диалектич. решение вопроса. Энгельс указывал, что люди творят историю при определ. обстоятельствах, поэтому успех их сознат. деятельности может быть обеспечен только в том случае, если эта деятельность совершается в соответствии с объективными законами. В этом случае деятельность людей приобретает огромную революц. силу. Опираясь на объективно существующую З. о., люди в самой действительности находят источники и силы для ее преобразования.

Общие и специфические законы развития общества. История, материализм различает разную степень общности законов, действующих в истории. С этой т. зр. можно выделить 3 группы законов. 1) Законы, действующие на протяжении всей человеч. истории, во всех обществ.-экономич. формациях. Это – т.н. "общесоциологические законы", к к-рым относятся, напр., закон соответствия производств. отношений характеру производит, сил, закон определяющей роли обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию и др. 2) Законы, действующие на протяжении большого отрезка истории – на всем этапе существования классовых обществ.-экономич. формаций. Это, напр., закон классовой борьбы как движущей силы обществ. развития, закон социальной революции как формы перехода от одной классово-антагонистич. формации к и т.д. 3) Законы, действующие на протяжении какой-либо одной обществ.-экономич. формации, называемые специфич. законами. Напр., специфич. законом капитализма является закон анархии производства и конкуренции, специфич. законом социализма является закон планомерного, пропорционального развития произ-ва. К специфич. законам наряду с законами отд. формаций относятся также и законы п е р е х о д а от одной общественно-экономич. формации к другой (напр., законы перехода от капитализма к социализму, законы становления коммунистич. формации). Исследование этих законов имеет огромное практич. значение. Становление коммунистич. формации отличается от становления любой другой формации именно тем, что здесь невиданно возрастает роль сознат. деятельности масс, а для успеха этой деятельности необходимо специфич. законов, лежащих в основе этого процесса. Следует также различать среди специфич. законов такие, к-рые действуют на протяжении всей формации, и такие, к-рые действуют на отд. этапах развития этой формации. Так, закон распределения по труду действует лишь на первой фазе развития коммунистич. формации – при социализме и в период перехода от социализма к коммунизму. Специфич. законы развития формаций являются вместе с тем общими законами для разных стран, проходящих одну и ту же историч. развития. Именно в этом смысле говорится об общих законах строительства социализма, об общих законах становления коммунистич. формации и т. д.

В этой связи вопрос о соотношении общих и специфич. законов имеет принципиальное значение в идеологич. борьбе междунар. коммунистич. движения с ревизионизмом и догматизмом. Методология, пороком концепции догматизма является переоценка общих законов обществ. развития; для ревизионистов характерно отрицание общих законов строительства социализма в различных странах. В Декларации (1957) и Заявлении (1960) Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, в Программе КПСС (1961) разоблачены взгляды ревизионистов, раскрыты общие закономерности строительства социализма и показано их значение.

Познание и использование законов общества. Так же, как законы природы, законы обществ. развития могут быть познаны, но в их познании есть ряд особенностей. Маркс указывал, что вообще во всякой науке любой процесс легче всего исследовать в точке его высшего развития. В обществ. науках познание законов обществ. развития зависит от степени зрелости обществ. отношений. Недоразвитость обществ. отношений порождает незрелость теорий обществ. развития (напр., социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна). Открытие сущности классовых отношений и законов классовой борьбы стало возможным лишь при капитализме, когда классовые отношения достаточно развились. Особенностью законов обществ. развития обусловливается специфика метода их исследования. Исследователь обществ. явлений лишен возможности воспроизвести явление, к-рое он изучает, или поставить . "... При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить абстракции" (Mapкс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 4). Наконец, при познании обществ. законов с особой силой проявляется классовая исследователя, к-рая определяет направление работы, подбор материала и решение проблем. Говоря о политич. экономии, Маркс указывал, что именно здесь в связи со своеобразным характером материала науч. встречается с такими врагами, как фурии частного интереса.

Познание законов обществ. развития открывает возможность их использования в практич. деятельности людей по преобразованию общества. Люди не могут создавать или отменять объективные законы истории, но они не являются бессильными в отношении действия этих законов. Изменяя условия, в к-рых действует тот или иной закон, люди могут видоизменять формы и результаты его действия, поставить его себе на службу. В условиях антагонистич. общества различные по-разному относятся к одному и тому же закону. Так, угнетенные классы антагонистич. формаций всегда заинтересованы в развитии классовой борьбы (объективного закона обществ. развития), в то же время эксплуататорские классы заинтересованы в ее развитии только до определ. этапа. Буржуазия возглавляла классовую борьбу против феодалов, но она "свертывала" и стремилась не допустить наиболее острых форм ее проявления, лишь только оказывалась направленной против нее самой. Всякая попытка игнорировать законы обществ. развития приводит к своего рода "возмездию" (так же, как нежелание считаться с объективными законами природы обрекает на неуспех практич. устремления человека).

В социалистич. обществе впервые в истории возникают благоприятные возможности для сознат. использования объективных законов. При социализме изменяется соотношение стихийности и сознательности в обществ. развитии, возрастает значение сознат. деятельности людей, возможность (для общества в целом) предвидеть отдаленные обществ. последствия действий людей. Частная собственность на средства произ-ва обусловливает стихийное в своей основе развитие общества; обществ. собственность на средства произ-ва, напротив, – объективную необходимость и возможность планомерного развития общества. Объективный закон планомерного, пропорционального развития требует, чтобы в соответствии с ним люди сознательно планировали развитие произ-ва. В планах развития народного х-ва выражается цель социалистич. произ-ва. При социализме впервые в истории экономич. законы не выступают как действия стихийных сил. Однако это не означает, что при социализме ликвидированы все препятствия для сознат. использования З. о. В условиях социализма нет реакц. социальных классов, но есть еще отд. отсталые , к-рые препятствуют успешному использованию объективных законов. Руководящая роль Коммунистич. партии проявляется в том, что партия своевременно и решительно, широко развертывая критику и самокритику, устраняет эти препятствия и, опираясь в своей политике на познанные объективные законы истории, направляет развитие общества. В период развернутого строительства коммунизма исследование осн. закономерностей экономич., политич. и культурного развития социализма и перерастания его в становится важнейшей задачей обществ. наук.

Законы развития общества и совр. бурж. и с о ц и о л о г и я. Вопрос о законах обществ. развития является одним из наиболее острых вопросов совр. борьбы двух мировоззрений: марксистского и буржуазного. Характерной чертой совр. бурж. философии и социологии является отказ от признания З. о., от возможности познания и использования объективных законов. Это связано с изменением социальной роли класса буржуазии в совр. эпоху. В то время, когда она играла прогрессивную историч. роль, в теориях ее идеологов содержалось признание идеи З. о. С сер. 19 в., начиная с неокантианцев, бурж. философы и социологи поворачивают вспять в этом вопросе. Совр. последователи неокантианства при анализе социология, явлений продолжают утверждать, что и история пользуются различными типами понятий и что все общие понятия истории – лишь "идеальные типы" (М. Вебер), к-рые не являются отражением объективно существующего общего, а есть лишь наиболее удобные для социолога инструменты систематизации фактов. Это – своеобразная форма отрицания З. о. В неопозитивизме также отрицается З. о. Провозглашая необходимость "позитивной" науки, опирающейся только на эмпирич. факты, О. Нейрат, напр., приходит к выводу, что историч. знание невозможно, ибо оно не допускает опытной проверки. К. Поппер ссылается на то, что поскольку в истории существуют не законы, но тенденции, постольку мы не можем получить точных выводов, ибо тенденции не дают для них оснований и, следовательно, теоретич. обобщения невозможны в истории. Социологи-неопозитивисты (Ландберг , Додд, Лазарсфельд) сводят по существу социологию к описанию форм человеч. поведения, ибо общие понятия, выражающие существ, социальные связи, кажутся им бессмысленными, т.к. их нельзя верифицировать. Отрицание З. о. имеет место и среди представителей др. филос. направлений. Исходя из филос. предпосылок экзистенциализма, Р. Арон приходит к выводу, что будто бы исследование и причинное истории невозможны на том основании, что "исторической науки, которой была бы обязательна для всех, не существует" ("Lá philosophie de l"histoire", в сб.: "L"actvite philosophique contemporaine en France et aux Etats-Unis", t. 2, P., 1950, p. 321). Понятия необходимости и закономерности он заменяет понятиями возможности и вероятности. Нек-рые представители бурж. историч. мысли в связи с разработкой общих проблем методологии истории пытаются поставить вопрос о З. о. метафизически и идеалистически. Так, напр., англ. историк Тойнби, признавая наличие З. о., трактует ее в духе старых теорий круговорота ("теория параллельных цивилизаций" – см. "A study of history", v. 9, 1955).

В работах большинства буржуазных социологов, как , не ставятся общие , проблемы. В буржуазной социологии господствует , важнейшим признаком к-рого является отказ от проникновения в обществ. явлений, от стремления раскрыть объективные законы их развития. Бурж. социология предстает как совокупность большого количества эмпирич. исследований отд. частных явлений обществ. жизни. И хотя иногда в этих исследованиях содержится ценный фактич. материал, они являются по существу простым описанием фактов. Ограниченность бурж. эмпирич. социологии очевидна и для нек-рых бурж. социологов, предпринимающих попытки выдвинуть какое-то теоретич. эмпирич. исследований (Лазарсфельд , Кениг). Сторонники микросоциологии (Гурвич) пытаются создать даже "новые философские основы" социологич. теории (т. н. "диалектический гиперэмпиризм"). Но никакой результатов эмпирич. исследований с посылками идеалистич. философии не открывает дороги науч. исследованию З. о. "Законы", признаваемые такой теорией, мало чем отличаются от априорных конструкций старой философии истории и традиционной социологии – они не есть объективные законы развития истории.

Идея отрицания З. о. имеет глубокие классовые корни. Признание объективно существующей З. о. означало бы для бурж. идеологов признание историч. необходимости краха капитализма и замены его социализмом. Вместе с тем ход истории опровергает теории бурж. социологии: объективно существующая З. о. опрокидывает теории, отрицающие ее.

Историч. развитие свидетельствует об истинности марксистской теории обществ. развития. "Марксизм-ленинизм, открыв объективные законы общественного развития, показал присущие капитализму противоречия, неизбежность их революционного взрыва и перехода общества к коммунизму" (Программа КПСС, 1961, с. 7). Возникновение и рост социалистич. лагеря, колониальной системы империализма, приближающийся неизбежный крах империализма – яркое действия познанных марксизмом законов истории.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 8–20; т. 3, М., 1955, гл. 9; его же, Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, гл. 6; его же, К критике политической экономии, [М.], 1952, с. 212–22 (Метод политич. экономии); его же, [Письмо] П. В. Анненкову – 28. XII. 1846 г., в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., [М.], 1951, с. 10; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, раздел 4; его же, Анти-Дюринг, М., 1957 (Введение. I. Общие замечания. Отдел третий. Социализм – II. Очерк теории); его же, [Письма]. Ф. А. Ланге – 29. III. 1865, И. Блоху – 21–22. IX. 1890, К. Шмидту – 12. III. 1895, К. Шмидту – 5. VIII. 1890, Г. Штаркенбургу – 25.I.1894, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Избр. письма, [М.], 1953; его же, Карл Маркс. "К критике политической экономии"; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 115–30; его же, Экономическое народничества и его в книге г-на Струве, там же, т. 1, с. 389–91; его же, Капитализм в сельском хозяйстве, там же, т. 4, с. 95; его же, Против бойкота, там же, т. 13, с. 21–22; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 6, с. 306–41; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 20, с. 179; его же, Карл Маркс, там же, т. 21, с. 38–41 (Материалистическое понимание истории); его же, Пророческие слова, там же, т. 27, с. 456; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Лафарг. П., Экономический детерминизм К. Маркса, 2 изд., М.–Л., ; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, М., 1956, с. 36–45; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–65 гг. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС, М., 1959; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его же, О Программе КПСС, М., 1961; Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, Москва, ноябрь 1960 г., М., 1960; Программа КПСС, М., 1961; Основы марксистской философии, М., 1959, ч. 2, гл. 9, § 3; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; Тугаринов В. П., О взаимоотношении объективных законов общественного развития, "Вестн. ЛГУ. Сер. Обществ. наук", 1954, No 9, вып. 3; Асатрян М. В., К вопросу о познании и использовании законов общественного развития, "Вестн. МГУ. Сер. экономики, философии, права", 1956, No 1; Биккенин H. Б., К проблеме соотношения общих и специфических законов развития, там же, 1957, No 3; Mомджян X. Н., Об идеологии социального пессимизма, "Вестн. истории мировой культуры", 1957, No 2; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной историч. мысли, М., 1959; Любошиц Л. И., Общие и специфические экономические законы, М., 1959; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; Исторический материализм и современной буржуазии. Сб. ст., М., 1960; Шафф Α., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Spengler О., Der Untergang des Abendlandes, Bd 1, 33–47 Aufl., Münch., 1923 (рус. пер., т. 1, 1923); Nеurath О., Empirische Soziologie, W., 1931; Воber. M. M., Karl Marx"s interpretation of history, Camb. – , 1948; Weber M., Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, 2 Aufl., Tübingen, 1951; Popper. К. R., The open society and its enemies, v. 1–2, , L., 1952; eго жe, Misère de l"historicisme, P., ; Ginsberg M., The idea of progress; a revaluation, L., ; Russel В., History as an art, Aldington (Kent), 1954; Aron R., L"opium des intellectuels, P., ; Hook S., Historical determinism and political in Soviet communism, "Proc. Amer. Philos. Soc", 1955, v. 99; Hunt R. N. С., The theory and practice of communism, 5 ed., L., 1957; Acton Η. В., The illusion of the epoch., Boston, .

Г. Андреева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


  • Энциклопедический словарь - см. Закономерность общественная. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
  • Закономерность - (общественная) повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса … Исследовательская деятельность. Словарь

    История рум. народа характеризуется беспрерывной борьбой за нац. независимость, к рая особенно усиливается с конца 14 в. в связи с частыми тур. нашествиями и впоследствии – с установлением ига Османской империи. Эта борьба сливается с… … Философская энциклопедия

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

    Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь… …

    I Закон необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая … Большая советская энциклопедия

1

Дудник Ю.Д. Курков А.А. Рогальская Н.А.

Данная статья представляет собой введение к программе поиска эмпирических закономерностей развития цивилизации. Первая закономерность получена по результатам научных оценок возраста Вселенной данным с момента зарождения науки до настоящего времени. Замысел программы и первая закономерность из этой программы появилась благодаря полученным физическим результатам. Современная физическая теория показывает, что предсказуема и поддаётся расчёту вся цепочка эволюции от образования Вселенной и Солнечной системы до эволюции планет земной группы. В данной статье в популярной форме излагаются основы физической теории, позволяющей описывать физические характеристики каждой из планет земной группы. Эволюция физических характеристик планет показывает условия возникновения и направление развития жизни на Земле. Если вся эта цепочка поддаётся расчёту, то можно допустить предсказуемость эволюции цивилизации и существование строгих социально-экономических законов.

Представленная статья служит введением к задуманному циклу статей, в котором предполагается рассмотреть общие температурные и физические закономерности на планетах земной группы, условия возникновения и эволюции жизни на Земле, «законы» эволюции человекоподобных обезьян и человека, как естественного продолжателя всей этой эволюционной цепочки. Цель задуманного цикла статей состоит в том, чтобы показать предопределённость всей цепочки событий от возникновения Вселенной до наших дней и рассмотреть некоторые аспекты эволюции цивилизации на Земле.

Эта цепочка событий протянулась по времени на 10 млрд лет, а возможность контакта с другими цивилизациями, например, у человечества появилась лет 100 назад. За это время других цивилизаций земляне пока не обнаружили, но наши наблюдательные возможности растут очень быстро. Не исключено, что существуют цивилизации, которые «старше» землян и они обладают колоссальными возможностями, пока не достигнутыми нами, но эти цивилизации не вышли на контакт из-за его нецелесообразности.

Кроме того, вся эта цепочка событий воссоздавалась миллионами учёных в течение нескольких сотен лет, в ней нет места Богу, но и нужна она только самим учёным, так как обычный человек не увидит разницы между творением Божьим и законом Вселенной.

Сначала рассмотрим эволюцию научных взглядов на возраст Вселенной T . Для этого собраны сведения различных оценок возраста Вселенной, Солнечной системы и Земли, данные учёными с различных позиций в разное время t (дата). Исходные данные собраны в таблице.

Поскольку научные оценки возраста Вселенной изменялись достаточно быстро, то в таблице приведена ещё одна величина - логарифм возраста (учитывая законы накопления информации - ln T ) для которой построен рисунок. Рисунок представляет собой зависимость логарифма возраста Вселенной от даты ln T = f (t ), когда эта оценка произведена учёным.

На рисунке представлены также две горизонтальные линии. Линия, помеченная цифрой 1, соответствует возрасту Вселенной по Библии (точка № 0 в таблице), а помеченная цифрой 2 соответствует общепринятому современному возрасту Вселенной (точка № 15 в таблице).

Эволюция научных оценок возраста Вселенной. Тёмные кружки - исходные данные. Горизонтальная линия 1 - возраст Вселенной по Библии. Горизонтальная линия 2 - современная общепринятая оценка возраста Вселенной

Эволюция научных оценок возраста Вселенной

Возраст T ,
тыс. лет

Р. Декарт, Библия

Сохранилась по Библии

М. Бюффон, горение угля или др. органики

Ч. Лайель, геологические процессы осадконакопления

Г. Гельмгольц, потенциальная энергия сжатия Солнца

У. Кельвин, остывание Земли

У. Кельвин, новые оценки

Э. Резерфорд, радиоактивный распада

А. Холмс, возраст пород по радиоактивному распаду

Э. Хаббл, разбегание галактик

К. Паттерсон, Pb изотопный анализ 5 метеоритов

А. Сандедж, расширение Э.Хаббла

Д. Ламбер, эволюция Солнца

Х. Арп, шаровые скопления

А. Курков, Эмпирическая Теория Вселенной

Общепринятое современное значение

На рисунке не помечена дата основания современной науки, в качестве которой можно принять дату публикации трактата «О движении» Галилео Галилеем (1564-1642) в 1590 году. Как известно Г. Галилей - итальянский физик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

По точкам таблицы с номерами 1-13 (на рисунке тёмные кружки) проведена линейная регрессионная зависимость (наклонная линия на рисунке). Коэффициент детерминации R 2 = 0,89 свидетельствует о высоком качестве полученной регрессии. Как видно из рисунка линия регрессии пересекает линию 1 и линию 2 в 1695 и 1956 годах соответственно.

Из проведённого небольшого исследования следует, что с момента возникновения науки в 1590 году, ей потребовалось:

    Примерно сто лет на совершенствование наблюдательной техники, изучение ближайших к Земле окрестностей и на победу над религией (заметим, что параллельно шло формирование светских государств, то есть наука является социально - экономическим процессом);

    Около 260 лет на однозначную оценку возраста Вселенной;

    И около 55 лет на создание физической теории и обоснования наблюдаемого возраста и всей структуры Вселенной (Эмпирическая Теория Вселенной, точка № 14 в таблице и светлый квадратик на рисунке).

В последующих статьях рисунок послужит математической моделью анализа социально - экономических процессов. А сейчас вернёмся к светлому квадратику (№ 14 в таблице) на рисунке, точнее к физическим основам, которые привели к этому результату.

В основу науки Г. Галилей положил опыт (эмпиризм), обобщение результатов которого приводит к теории. Теория в свою очередь требует проверки опытом границ применения. Установление таких диалектических рамок (нижней - опыт, верхней - теория) позволило человеку целенаправленно и объективно не только познавать окружающий мир, но и преобразовывать его в своих интересах.

На первых порах использовалось простое наблюдение в опыте и очевидное (аксиомы) при формировании теорий. Ограниченность очевидных аксиом обнаружилась сначала в абстрактных науках. В философии диалектика послужила следующим шагом развития этой науки, а идеи Д. Гильберта, изменившие аксиомы Евклида, в математике. В физике также наметился кризис, но выход из него всё ещё не состоялся. Подсознательно физики осознают, что проблема заключается в понимании пространства, но в микромире проблему подменили «квантовым пространством», а в макромире, несмотря на закон расширения Вселенной Э. Хаббла, добавили тёмную материю и тёмную энергию.

Проблема физики объективно сложна, так как пространство для человека настолько «очевидно», что не вызывает каких-либо подозрений. Оно настолько вне подозрений, что нет идей по его регистрации или измерению как физической величины. Более того, время существования «научной» цивилизации не позволяло обнаружить какие-либо изменения связанные с пространством, даже гипотеза А. Вегенера о расколе общего материка и расширении Атлантического океана не подвинула физическую мысль в сторону изучения пространства.

В физике уже достаточно долго существует теория, построенная не на аксиомах, а на эмпирических соотношениях (аналог идей Д. Гильберта). В 1864 г. Дж. Максвелл создал теорию, в которой электрическое и магнитное поля объединены в единое целое - электромагнитное поле. Из неё следует, что изменения электромагнитного поля порождают электромагнитные волны, распространяющиеся с постоянной, конечной скоростью, зависящей от свойств среды. Эта теория ещё при своем создании разрешила ряд проблем, предсказала новые эффекты (впоследствии полностью подтвердившиеся) и до нашего времени сохранила свою работоспособность.

Попытки распространить теорию поля Дж. Максвелла на гравитацию предпринимались с момента её создания. Теория предсказывает, что в этом случае, в дополнение к закону Всемирного тяготения необходимо:

    Найти «магнитную» составляющую гравитационного поля и вычислить соответствующую константу;

    Зарегистрировать гравитон и измерить скорость его распространения.

Такие попытки также предпринимались самым традиционным способом - непосредственным опытом, совершенно не задумываясь о физическом смысле экспериментов.

В Эмпирической Теории Вселенной предполагается, что гравитон является пространством. Такой гравитон невозможно зарегистрировать или измерить его скорость в каком-либо эксперименте, но его свойства должны проявляться в Солнечной системе, за существование которой он ответственен. По хорошо известным данным Солнечной системы как раз и вычислены недостающие константы, показан их физический смысл и приложение в этой единственной изученной гравитационной системе.

Эксперимент показал следующие значения новых констант:

Физический смысл «магнитной» гравитационной константы G K состоит в том, что она однозначно определяет пространство вокруг тела (массы) и это пространство одновременно является переносчиком гравитационного взаимодействия. Если массу Солнца разделить на константу G K , то получим длину волны основного гравитона Солнца - м; период волны - лет. И длина (радиус орбиты), и период волны (период обращения планеты) соответствуют главной планете Солнечной системы - Юпитеру .

Следовательно, и макромир и микромир обладают корпускулярно-волновыми свойствами. Кроме того, не только масса определяет пространство, но и пространство определяет массу. То есть масса Солнца определяет не только пространство вокруг себя, но и массы и свойства всех объектов, входящих в Солнечную систему (также как заряд ядра определяет оболочки атома) .

Если граница Вселенной определяется фронтом света, то есть радиусом R = C T (здесь T - возраст Вселенной), то пространство «растягивается» вместе с этим фронтом. При этом Вселенная представляет собой внутреннюю часть чёрной дыры и описывается соответствующим уравнением. Из теории поля Дж. Максвелла следует, что скорость света (и гравитона) не зависит от системы отсчета, а значит, линейно и пропорционально растут линейные размеры пространства (и размеры всех тел) во Вселенной и линейно растет масса всех космических тел (поскольку масса и пространство однозначно связаны между собой). Итак, наша Вселенная изнутри замкнута фронтом света и ограничена собственным пространством.

Зная закон изменения радиуса Вселенной R = C T , получим закон расширения Вселенной:

Этот закон получен в общем виде и в отличие от закона Хаббла распространяется на все космические тела. Более того, константа расширения H зависит от возраста Вселенной.

Принцип относительности движения, учитывающий расширение и малую скорость гравитона по сравнению со скоростью света, приводит к обоснованию наблюдаемой крупномасштабной структуры Вселенной и иерархии Солнечной системы .

Зная наблюдаемое приращение радиуса орбиты Луны вокруг Земли и закон расширения, вычислен возраст Солнечной системы. Этот возраст позволяет вычислить «аномалии» планет земной группы: скорость удаления каждой из планет от Солнца, скорость увеличения радиусов планет и скорость увеличения их масс.

Венера, Земля и Марс имеют атмосферы и бинарные гипсометрические распределения. Дополнением к ним служат Луна и Меркурий. Таким образом, имеется статистическое количество планет для того, чтобы получить законы эволюции этих планет, и вычислить эволюцию каждой из них, не прибегая к построению моделей. Основанием этому замыслу служат предопределённость всей Вселенной и простые законы её устройства и эволюции.

Итак, имеется возможность на основе открытых универсальных законов вычислить и проследить эволюцию требуемых параметров (физических, химических и других) на Земле для того, чтобы понять причины, условия и весь ход биологической эволюции на планете.

Такое впечатляющее вступление вдохновляет на поиск аналогичных универсальных законов социально-экономической эволюции цивилизации.

Список литературы

    Курков А.А., Дудник Ю.Д., Рогальская Н.А. Закон Мура - социально-экономический закон // Человек и Вселенная. - 2010. - № 4(75). - С. 63-69.

    Курков А.А. Теория устройства солнечной систе- мы // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 9. - С. 85-88.

    Курков А.А. Новые фундаментальные константы // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 104-105.

    Курков А.А. Теория максвелла описывает солнечную систему // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 106-107.

    Курков А.А. Пространство - переносчик гравитационного взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 10. - С. 35-37.

    Курков А.А. Гравитация в микромире // Современные наукоёмкие технологии. - 2011. - № 5. - С. 58-62.

  1. Курков А.А. Относительность движения, учитывающая электромагнитные и гравитационные взаимодействия // European Journal Of Natural History. - 2011. - № 3. - С. 105.

Библиографическая ссылка

Дудник Ю.Д., Курков А.А., Рогальская Н.А. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 8. – С. 102-105;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30641 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1. Процесс развития личности.

4. Развитие и воспитание.

5. Деятельность как фактор развития.

1.Процесс развития личности.

Процесс – движение вперед, изменение. Процесс развития личности – это целый ряд количественных и качественных изменений происходящих под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Результат развития - становление человека, как биологического вида и как социального существа. Для того, чтобы разобраться в проблемах развития личности необходимо выяснить сущность некоторых понятий, в частности таких, как «человек» и «личность».

Человек – величайшее произведение природы, замечательный результат социо-культурной эволюции. Только человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира.

Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим педагогам – предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его создании. что потребует от вас изучения Человека.

В процессе изучения педагогики мы не раз встретим такие лексические конструкции, как развитие человека, социализация личности, образование человека и т.д.

Проведя небольшой анализ мы придем к выводу, что приведенные понятия не тождественны. Рассмотрим определения приведенных понятий.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, пользоваться ими в процессе труда, представляющего собой единство физического и духовного, природного и социального. наследственного и приобретенного.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:



· развивающимся самосознанием

· активностью

· наличием «Я- образа»

· направленностью – устойчивой системой мотивов

· способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности

· характером;

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему присущи от рождения, тогда как личностные качества – психические и социальные – формируются и развиваются прижизненно, можно сделать следующие выводы:

объектом и предметом пед. теории и пед. деятельности могут и должны быть:

· личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

· процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

По этой причине нам необходимо знать как происходит развитие личности. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В советской педагогике и психологии этот вопрос изучали П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Рубинштейн, А.Р.Лурия; в Европе Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

Ученые искали ответ на вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от чего зависит этот процесс и его результат?

Исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека зависит от ряда внешних и внутренних условий.

Внутренние условия:

Физиологические свойства организма;

Психические св-ва человека;

Внешние условия:

Окружение человека:

Среда обитания в которой он

живет и развивается;

2. Наследственность и развитие.

Наследственность – один из факторов влияющих на развитие человека, иначе данный фактор еще называют природным.

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них со всем окружающим миром.

Отражение биологического – наследственность .

Под наследственность понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.

Наследственная программа развития включает устойчивую и переменную части.

Устойчивая часть обеспечивает продолжение человеческого рода и предполагает передачу от родителей к детям таких качеств, как речь, прямохождение, мышление; внешние признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос, кожи, сочетание различных белков, группа крови, резус. особенности развития нервной системы и т. д.

Переменная часть обеспечивает способность приспосабливаться к реальной жизни. Эта часть дает возможность для воспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В проблемах наследственности самыми актуальными для педагогики являются вопросы- передаются ли по наследству такие качества, как:

· уровень интеллекта,

· специальные качества,

· моральные качества.

По поводу передачи по наследству уровня интеллекта существует множество разных мнений, но одно из самых распространенных – ученые считают, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта но может быть неблагоприятная для развития интеллекта наследственность и среда.

Рассматривая проблему передачи специальных качеств необходимо сказать что специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие др.

Ученые утверждают, что по наследству могут передаваться специальные задатки, которые могут перерасти в способности в случае наличия специальных условий.

Самый сложный и спорный вопрос возникает по поводу наследования моральных качеств. Споры по поводу наследования моральных качеств имеют долгую историю и сегодня трудно с полной уверенностью говорить о верности одной или другой версии. Но сегодня все больше ученых приходят к утверждению о том, что моральные качества передаются по наследству.

3. Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общение, взаимодействие с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные.

По интенсивности влияний выделяют ближнюю и дальнюю среду.

К ближней среде относят влияния семьи, родственники, друзей. К влияниям дальней или социальной среды относят влияния общественного строя, системы производственных отношений, материальных условий жизни и т.д.

Как же среда влияет на развитие человека?

Конечно, человек достигает более высокого уровня развития, когда ближнее и дальнее окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия.

Наиболее интенсивным и действенным в жизни человека является влияние семьи, в которой закладываются основные моральные и нравственные нормы.

Кризис семьи о котором много говорят в современном обществе несомненно плохо отражается на воспитанности молодежи и развитии подрастающего поколения.

Ученые, представители различных течений- биогенетического и социогенетического пытаются доказать преобладание влияний наследственности или среды. Но никто с полной уверенностью не сможет сказать какой из факторов преобладает так как в каждом случае это соотношение будет индивидуальным.

4. Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание призвано помочь качественной социализации человека.

Эффективность воспитательного влияния в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия в то время, как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека невозможно. Воспитание призвано заполнить пробелы в программе развития человека. Одна из основных задач воспитания – выявить склонности и дарования человека и развивать их на максимальном уровне возможностей.

5.Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется очень важным фактором – деятельностью человека. Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированных результатов, ее нужно правильно организовать и направить.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и др. виды деятельности. особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть как активной так и пассивной. Для полноценного развития важна не просто деятельность сама по себе а активная, осознанная деятельность. Для того чтобы деятельность была активной необходимо, чтобы в основе ее лежали потребности.

6. Диагностика развития.

Проблема выявления уровня развития очень актуальна в современной педагогике, т.к. для эффективного обучения и воспитания необходимо знать исходный, первоначальный уровень.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Физическое развитие диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире используются специально разработанные тесты, измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

Духовное и социальное развитие диагностировать гораздо сложнее. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя используют методики для изучения отдельных качеств личности, но по результатам этих исследований сложно дать оценку общему развитию человека. Для будущего педагога очень важно овладеть простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых. Очень важно научится диагностировать особенности умственной деятельности обучаемых, мотивация поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развитие социального поведения и многие др. качества. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств – тестирование.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Подвергните анализу термины «человек» и «личность».

2. Проанализируйте биосоциальный путь развития человека.

3. Какова взаимозависимость факторов, влияющих на развитие человека?

Практические задания:

1. Проанализируйте собственное развитие и выявите факторы, влиявшие и влияющие на ваше развитие. Выполните работу в виде описательного сочинения или тезисно.

Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории , которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так, Платон и Аристотель , базируясь на фактах появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к началу её развития. При этом получалось, что развиваться могут только отдельные государства, а человечество вообще не развивается, так как по закону цикличности оно должно было бы, возникнув однажды, придти к упадку, апокалипсису.

Однако, исторические факты развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства, дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?

Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал К. Маркс, взяв за модель развития, как отдельного государства, так и всего человечества, образ спирали. В спирали возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу процесса развития человечества К. Маркс взял развитие способов производства материальных благ. Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической (общественно-экономической) формацией или строем, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом.

В этой последовательности пяти формаций коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, но на более высоком уровне развития производительных сил.

Однако то, что за капитализмом следует коммунизм, является «закономерным» только лишь с точки зрения спиральной модели развития, но эта модель является ошибочной, так как история знает случаи пропуска некоторых формаций в развитии государств, а главное, история не знает случая построения коммунистического общества после капитализма.

Тогда чем же является социализм, если это не переход к светлому будущему? В основе социализма лежит не общая собственность, а государственная, являющаяся «ничейной» с точки зрения её принадлежности какой-либо конкретной личности. Фактически, социализм является всего лишь завершением процесса концентрации всех средств производства в руках одного единственного, но абстрактного собственника - государства, поэтому социалистическая форма единовластия (монархии) является социалистической формой империи (СССР), которая, как и все прежние, рухнула в 1991 году. Распад СССР подтвердил, что судьба всех империй в истории человечества одинакова согласно циклической модели развития.

Распад СССР также окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому для объяснения процесса развития человечества предпринимались и предпринимаются попытки использовать вместо понятия «формация» другие понятия, например, цивилизация, этнос, нация и пр. Была создана даже специальная наука о будущем - «футурология», но ни она, ни альтернативные теории развития не смогли логично объяснить ни прошлую, ни будущую историю человечества, а тем более объяснить причины современного мирового кризиса.

Поэтому человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл, назвали текущий период (эпоха капитализма) «индустриальным» обществом, прошлое - «доиндустриальным», а будущее - «постиндустриальным» или «посткапиталистическим» периодом. В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, «постиндустриальный» период называют также «информационным» обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии, которую можно было бы использовать для оптимального управления обществом.

В такой ситуации, для выхода из экономического кризиса, основной упор делается на дальнейшее развитие экономической теории. Создаются новые экономические учения, например, информационная, кибернетическая, синергетическая и прочие экономики, так как считается, что «посткапитализм» должен быть основан уже на чём-то ином, а не на товарно-денежном обмене, исследованном К. Марксом ещё в эпоху становления капитализма.

Однако при этом совершенно не учитывается, что неизвестная закономерность развития человечества действовала, действует и будет действовать всегда независимо от воли и сознания людей. Она действовала даже тогда, когда ещё не было ни экономических теорий, ни денег вообще. Она же действует и сейчас, поэтому мы не сможем выйти из современного кризиса, если не поймём сущность закономерного процесса развития человечества.

К сожалению, ни одна из частных наук не может нам дать исчерпывающий ответ на самый общий вопрос нашей жизни. Но мы сможем предсказать закономерное будущее человечества, если выйдем за узкие рамки частных наук и будем считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты природы. При этом нам надо согласиться всего лишь с тем, что природа не так расточительна, чтобы для множества своих объектов иметь множество различных закономерностей их развития.

v Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).

v Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью .

В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.

Социальные изменения

v Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

v Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.

Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.

Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.

Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

Виды реформ:

v экономические реформы (напр., новая налоговая система);

v политические реформы (напр., новая избирательная система);

v социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).

Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными

Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:

v Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);

v Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);

v Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.



v Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.

Последствия глобализации.

Позитивные последствия:

v Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле ® снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).

v Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).

v Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).

Негативные последствия:

v Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).

v Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).

v Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.

v Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).

v Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).

Антиглобализм – политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста

Мировая система.

На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.

Принято делить мировую систему на три части:

v Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.

У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.

v Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.

Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.

v Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).

Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.

Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.

Глобальные проблемы .

Особенности глобальных проблем:

v имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;

v угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

v нуждаются в неотложных решениях;

v требуют коллективных усилий всех государств.

Глобальные проблемы :

● экологический кризис;

● демографическая проблема;

● угроза новой мировой войны;

● проблема «Север – Юг»;

● международный терроризм;

● энергетическая, сырьевая проблемы;

● продовольственная проблема;

● охрана здоровья и др.

Причины глобальных проблем:

● глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);

● активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.

Экологические проблемы

v Загрязнение атмосферы.

Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными

v Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).

v Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).

v Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).

v Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).

v Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).

Пути выхода из кризиса:

v экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);

v экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);

v экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);

Современная наука рассматривает природу и общество как единую системуНоосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).

v Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.

v Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.

v Перенаселение ряда стран мира.

Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.

Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.

Проблема «Север – Юг».

С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.

Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.

Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.

Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами

Проблема сохранения мира.

v Статистика:

Ÿ из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;

Ÿ сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;

Ÿ расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.

v Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.

v Современная война – это война против мирного населения.

Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:

Ÿ 1 мировая война – в 20 раз меньше;

Ÿ 2 мировая война – одинаково;

Ÿ Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;

Ÿ Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;

Ÿ Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.

v Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.

v Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.

. Международный терроризм.

Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.

Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.

Причины терроризма:

Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

v Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).

v Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).

v Духовные (кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей).

Субъекты терроризма: между-народные и национальные террористические организации, а также отдельные террористы, выступающие исполнителями решений этих организаций (в т.ч. самые опасные из исполнителей – террористы-смертники

Средства и методы террористов:

v прямое физическое причинение ущерба жизни, здоровью и ограничение свободы людей (убийства, телесные повреждения отдельных лиц; похищения людей и захват заложников);

разрушительное воздействие на различные материальные объекты (взрывы, поджоги, разрушение промышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения населения, объектов энергетики, коммуникации; теракты с использованием самолетов

v биологический и химический терроризм (напр., через систему снабжения водой, через метрополитен и др.);

v психологический террор (открытые или анонимные угрозы в адрес государственных и общественных деятелей, их родственников);

v электронный терроризм (хакерские атаки на серверы гос. учреждений, банков, платежных и биржевых систем).

Трудности борьбы с сетевым терроризмом заключаются в том, что террористические структуры:

v не имеют четкой географической локализации (какой-то единственной зоны базирования, их источники финансирование находятся в разных странах);

v лишены формальной структуры (они децентрализованы, лишены вертикальных иерархических связей);

v имеют определенную социальную поддержку (как борцы за свободу и справедливость; в некоторых странах эта социальная база очень широкая);

v не несут никакой ответственности (ни перед населением тех или иных стран, ни перед своими рядовыми членами);

v не ограничены в выборе целей и средств (отсутствуют как моральные ограничители, так и правовые).

Пути борьбы с терроризмом:

v тесная координация действий разных стран в борьбе с террором (объединение усилий правительств, служб госбезопасности и разведки, полицейских и армейских структур);

v лишение терроризма его финансовой базы;

v применение жестких силовых методов, вплоть до физического уничтожения террористов;

v никогда не идти на уступки террористам (выполнение требований террористов порождает новые террористические акты);

сужение социальной базы терроризма (с одной стороны, антитеррористической пропагандой, с другой – политическими методами, разрешая проблемы, толкающие людей на борьбу





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.