2 предложения с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными е, е, и, ю, я. Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сыновь я [в’й’ý]га вь юга
воро[б’й’и́] воробь и ру[жй’ó] ружь ё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья , жильё , братья , ручьи , бельё , крылья , стулья , копьё , друзья , скамья , колья , комья , семья , копья , хлопья , прутья .

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вь и, дру-зь я, обе-зь я-на, сви-нь я, пе-че-нь е, счас-ть е.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шь ю. Я одела всю семь ю.
2. Вызывает удивлень е прилежание тюлень е: целый день лежит тюлень , и лежать ему не лень .
3. Лягушачь я песенка ль ётся из пруда. Лягушонка слушают листь я и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Храбрый всадник

Сабля бь ётся на бо ку ,
Щит есть и ко пь ё .
Всаднику такому
Славное жи ть ё !
- Дайте нам доро гу !
Бе ре гись ! - кри чу . -
Я быстрее птицы
На ко не ска чу .

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бь ётся, копь ё, жить ё.
Безударный гласный в корне: (на) бо кý (бок), ко пьё (кóпья), бе ре ги́сь (бéрежно, берéчься), кри чý (крик), (на) ко не (конь), ска чý (скáчет).
Доро гу (сочетание -оро-)
Жи тьё (жи-ши пиши с и).

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье . Овсянóе печéнье . Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́ на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Дружба

Мура вь ишка занемог -
И бе дняж ка сразу слёг .
Жук пришёл его проведать :
- Друг , по ра бы поо бедать !
Мо ло чко па рное пей!
Выздо равливай ско рей!

В. Нестеренко

  • Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Уточнить представление второклассников о разных ролях мягкого знака в русском языке.
  • Учить детей различать мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме и разделительный мягкий знак.
  • Развивать фонематический слух учащихся, упражнять их в выполнении фонетического разбора слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма.
  • Расширять активный словарный запас учащихся.
  • Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  • Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, языковое чутьё.

Оборудование:

  • (У учеников ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), тетрадь, 2 рабочих листа (индивидуальный и для работы в парах).
  • (У учителя ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), доска, экран, проектор и компьютер (для демонстрации презентации).

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок ).

Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща. )

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока ).

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с "записями из тетрадки Кузи". <Приложение>.

Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал: "Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке".
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки. )

В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают. )

2) Постановка темы и задач урока.

Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.

СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши ).

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)

3. ПОВТОРЕНИЕ. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши

)

Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами ).

СЛАЙД 4. (схема)

Он очень вежлив, мягкий знак, не любит споров он и драк.

Чтоб никого не огорчить, он всё старается смягчить.

Всё ли правильно в этом стихотворении с точки зрения грамматики? (Ь ничего не смягчает, он обозначает мягкость согласного звука на письме. )

4. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Ь - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ.

Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й"] ).

СЛАЙД 7. (схема)

Физк.ультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок, получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

1) Лексическая работа.

Кто внимательно слушал текст физкультминутки и сможет назвать нам слово, в котором надо писать мягкий знак - показатель мягкости согласных и слово с разделительным мягким знаком? Почему в этих словах надо писать мягкий знак?

Вы сейчас были лёгкими нежными снежинками. А как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? Назовите слова, близкие по значению (синонимы) слову метель (снежная буря, вьюга.) Объясните значение слов. В каком из них надо писать букву Ь? Какая это буква? Почему?

Подберите родственные слова к слову ВЬЮГА.

Выполните фонетический разбор слова ВЬЮГА.

- "Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится", - говорится в пословице. И действительно, каждое образное выражение имеет свою историю, которая нередко уходит в глубокую древность. Узнавая происхождение таких выражений, мы знакомимся с интересными фактами из жизни нашего народа. Кто из вас знает, что означает выражение (на доске) БИТЬ БАКЛУШИ? (Бездельничать. ) Откуда появилось такое выражение? (Оказывается, первоначально оно обозначало "раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.п., т.е. выполнять очень несложную работу". ) Составьте предложение с этим фразеологическим оборотом. (Выслушать ответы детей, выбрать лучшее.) Запишите его в тетрадях. Какое оно по цели высказывания и по интонации?

Какую роль выполняет мягкий знак в слове БИТЬ? Почему? Измените форму слова так, чтобы мягкий знак стал разделительным. Что для этого надо сделать? (Надо добавить гласную букву е, ё, ю, и или я между согласной и мягким знаком. Получаем слова БЬЮ, БЬЁМ, БЬЁШЬ. )

2) Упражнение в распознавании роли мягкого знака.

Измените форму слов (ПРУТ, СТУЛ, КОМ, КРЫЛО, ЛИСТ). Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему? Чего больше в этих словах - звуков или букв? Почему?

Работа в парах (на рабочих листах). <Приложение>.

Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши ).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши ).

Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки буквы. Все слова пишутся с мягким знаком.

Ь 1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети вместе.

4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

Ь
Ь
Ь
Ь

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

Проверьте (по щелчку мыши ). Объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему?

Физк.ультминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

3) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 185 стр. 137 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)

Упр. 186 стр. 138. С последующей фронтальной проверкой. (Прочитайте слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком. Как различить в словах эти знаки?)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 187 стр. 139, правило стр. 139. По желанию - подготовить загадку, в отгадке которой надо писать разделительный мягкий знак.

7. ИТОГ УРОКА (Рефлексия. )

С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

Какие задания показались трудными?

Что вы получили от этого урока?

За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)

Вы молодцы, я благодарю вас за работу.

    Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ - только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).

    Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:

    1. Вьюга, деревья, угольки;
    2. Огоньки, коньки, перья;
    3. Приморье, бульон, яблонька;
    4. Большой, больница, возьми;
    5. Седьмой, восьмой, скользит;
    6. Беречься, стекольщик, письмо;
    7. Почтальон, медальон, шампиньон;
    8. Семья, бриться, видишься;
    9. Отрежьте, альбатрос, альтернатива;
    10. Фельдмаршал, пьедестал, бильярд.

    Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:

    1. Объявление, адъютант, разъезд;
    2. Объезд, объем, разъяснение;
    3. Подъезд, объяснить, подъехать;
    4. Съедобный, съежились, съел;
    5. Съемка, необъятный, подъем;
    6. Конъюнктивит, трансъевропейский, субъект;
    7. Дизъюнкция, инъекция, четырхъярусный;
    8. Сверхъестественный, отъезд, предъявить;
    9. Панъевропейский, межъярусный, контръярус;
    10. Отъявленный, разъяснил, разъединить.

    Итого: 60 таких слов.

    Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.

    Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.

    Примеры слов с разделительными мягким знаком:

    Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся

    Примеры слов с разделительными твердым знаком:

    Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян

    При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.

    Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;

    между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;

    между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;

    Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.

    Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.

    В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:

    субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.

    Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки - съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух - трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.

    Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.

    Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:

    веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.

    Теперь примеры разделительного твердого знака:

    Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.

    Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;

    разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.

    Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы

    письмо, больница, косьба, резьба.

    мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы

    варенье, до свиданья.

    твердый знак разделяет согласную и гласную буквы

    объявление, необъятный.

    Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.

    Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.

    Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Мягкий знак - особая буква русского языка. Несмотря на то, что он не даёт никакого звука, его роль в составе слова очень важна.

Функции мягкого знака

Как и твердый знак, мягкий используется по соседству с согласными, обозначая их мягкость. Однако это не единственный случай его употребления. Выделяют две главные функции этой буквы:

  • Смягчающая.
  • Разделительная.

Дополнительной функцией мягкого знака является обозначение конкретных грамматических форм, например, инфинитива глагола: беречЬ, испечЬ, привлечь.

Смягчающая функция считается основной для данной буквы. Поскольку согласные в некоторых случаях должны произноситься мягко, это нужно обязательно каким-то образом обозначить на письме. Примерами такого использования мягкого знака могут послужить слова: конЬ, банЬка, язЬ, легонЬко.

Разделительный мягкий знак пишется в нескольких ситуациях:

  • Всегда перед йотированными гласными Е, Ё, Ю и Я (печенЬе, солЬёт, выпЬю, копЬя).
  • В некоторых корнях слов после согласных (воробЬи).
  • В заимствованных словах перед гласной О (шампинЬоны).

Свое название он получил из-за выполняемой им функции. Такой мягкий знак "разделяет" между собой согласный и гласный, показывая, что их нужно произносить отдельно. Если данную букву изъять, то получится либо совершенно другое слово, либо бессмысленный набор звуков. Например, можно сравнить слова "семЬя" и "семя", "солЬю" и "солю".

Также существует несколько ситуаций, в которых разделительный мягкий знак никогда не используется. Это позиции:

  • В абсолютном начале слова.
  • После приставки.

В русском языке, в принципе, нет слов, которые начинались бы с мягкого знака, после приставок же обычно ставится не мягкий, а твердый знак.

Примеры слов с разделительным мягким знаком

Разделительный мягкий знак встречается во многих словах, приведем примеры наиболее используемых из них:

  • Обезьяна.
  • Вьюга.
  • Колье.
  • Ожерелье.
  • Бельё.
  • Свинья.
  • Муравьи.
  • Здоровье.
  • Семья.
  • Почтальон.
  • Бульон..
  • Медальон.
  • Веселье.
  • Счастье.
  • Вороньё.
  • Польет.
  • Побьёт.

В данном перечне приведены слова разных частей речи, написание которые следует запомнить.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.