Личность формируется на протяжении жизни человека. Личностное развитие человека. А5. В отличие от животного человек способен

А1 . Человека от животного отличает

А2 . К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

Отсутствие человеческого контакта в первые несколько месяцев жизни имеет решающее значение не только для умственного развития, но и для физиологического развития. Чтобы поддержать эту идею, Кардильо использует теорию «сосания» Фрейда, в которой ребенок получает удовольствие от «сосания самого сокровенного» его матери.

Тем не менее, есть много матерей, которые не кормят грудью по разным причинам, и их дети растут просто отлично; это говорит о том, что существуют другие факторы, связанные с развитием привязанности между матерью и ребенком, факторами, которые не связаны с грудным вскармливанием. Кардильо прекрасно объясняет стиль безопасного прикрепления. Однако мне хотелось бы увидеть больше эмпирических доказательств, подтверждающих существование такой привлекательности между людьми. Эти стили прикрепления также важны, и, похоже, это связано с тем, что два человека с разными стилями вложений пытаются установить отношения.

А3 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

А5 . Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

Более детальная информация могла быть предложена при описании характера взаимодействия детей-сверстников. Опять же, Кардильо только, кажется, описывает детей в континууме автономии, от «менее» автономных до «более» автономных, основанных на континууме «безопасности» в отношении стиля привязанности. Тем не менее, для безопасности это больше. Кардильо также описывает только два типа родителей - «воспитание» и «разрешительное». Очевидно, что существует гораздо больше видов родителей, таких как чрезмерные, оскорбительные, небрежные и т.д. небезопасные дети, очевидно, будут демонстрировать совершенно разные качества, чем их «безопасные» коллеги.

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

А7 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

А8 . Государственный бюджет - это планируемые государством на год

Тем не менее, нет никакого способа узнать это от чтения бумаги Кардильо, потому что у нее нет других описаний стиля прикрепления, с которыми можно сравнивать! Кардильо делает хорошую попытку объяснить, что происходит в подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте с точки зрения интимных отношений. Тем не менее, ее бумага, кажется, имеет резкое окончание, и оставляет меня интересно, думает ли она, что взрослые все это выяснили. Правда ли, что когда кто-то попадает в взрослую жизнь, человек перестает «искать себя»?

Предлагаемая теория личности: подчеркивание основных элементов

Верно ли, что человек перестает искать свою личность в людях? Действительно ли это одна из тех, кто стремится к состраданию от одной амбивалентной семьи? На протяжении всей жизни есть много взлетов и падений, и даже взрослые должны научиться справляться с новыми людьми и новыми ситуациями в своей жизни, сохраняя при этом контроль над старыми Мне хотелось бы увидеть некоторое закрытие в этой статье относительно процесса роста, который испытывают взрослые, поскольку они продолжают искать близость. Затем читатель мог понять, как теория привязанности опирается на теории безопасности и способ, которыми человек формирует связи на протяжении всей своей жизни.

А9 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

А11 . Что является характерным признаком нации?

А12 . В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

Разработать такие аспекты теории привязанности действительно было бы полезно, но цель этой статьи - просто заложить основу новой теории, объединив только некоторые аспекты старых. Пендри также утверждает, что развитие уникального межличностного стиля не является функцией только темперамента. Она говорит, что влияние обучения играет значительную роль в индивидуальном развитии. Эта «социальная среда» включает в себя учебные ситуации. Хотя обучение играет определенную роль в индивидуальном развитии, оно по-прежнему зависит от темперамента.

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

А14 . Что является отличительным признаком демократического режима?

Моя цель - рассказать о ранних взаимодействиях жизни и о том, как они составляют основу индивидуальной личности как взрослого, а не самих взрослых взаимодействий. Это суть теории, предложенной в «Интимные отношения: развитие личности посредством взаимодействия во время ранней жизни». Этиологические и отношения.

Непрерывность привязанности на протяжении всей жизни. Берман, Приложение к взрослым: Клинические и перспективы развития. Дружба и партнерские отношения. В соответствии с заявленной предпосылкой необходимо изучить, какие характеристики обладают людьми, которые могли бы повлиять на их среду, и, в свою очередь, по крайней мере частично определяли бы, как будет себя вести переменный набор своей среды. Естественно, одним из факторов, которые могут повлиять на ответы других людей, является личность. Очевидно, что если кто-то очень антиобщественный, например, люди не будут, по всей вероятности, открыто и тепло реагировать на этого человека.

А15 . В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Однако такие тенденции, как это происходит в личности людей, как правило, являются самовоспроизводящимися. Из-за этого, описывая, как черта влияет на реакцию среды, лучше всего описывать сам признак, и кажется, что не так много полезной информации можно почерпнуть от такого изучения цикла.

Самый многообещающий источник для понимания того, как естественные или существующие черты людей могут влиять на реакцию окружающей среды, заключается в изучении черт, с которыми люди рождаются, особенно в физическом облике. Точно так же, как люди влияют на то, как другие люди относиться к этим людям, так тоже выглядит. В некотором смысле некоторые элементы внешнего вида также являются функциями личности, но, по большей части, физическая внешность, как нечто генетически генетическое, не зависит от личности.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

А17 . Право в отличие от морали

А18 . Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

А19 . Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А20 . Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

Из-за этого можно сказать, что физический облик влияет на окружающую среду, которая, в свою очередь, влияет на личность. Много информации уже существует по таким темам, как то, как физический облик влияет на счастье, самоуважение и успех. Следующим логическим шагом является изучение того, как внешность управляет средой, в которой люди погружаются, влияя на мнения других.

По сути, двухэтапная причинно-следственная связь должна гипотетически описать взаимодействие между внешним видом и окружающей средой, а в свою очередь, средой и личностью. В раннем возрасте, возможно, до десяти лет, дети начали понимать, как другие реагируют на них. Естественно, люди реагируют с определенными предубеждениями на людей, которые так или иначе выглядят. Хороших детей считают социальными начальниками, потому что в обществе стереотип диктует, что популярные люди выглядят хорошо. И наоборот, дети, которые считаются не такими привлекательными, часто считаются уступающими другим детям.

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

СОДЕРЖАНИЕ: Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Результат очень благоприятен для студентов с более высокой физической привлекательностью, но очень неблагоприятным для тех, кто ниже физической привлекательности. В обоих возможных случаях дети начинают приспосабливать свои мнения к мнениям тех, кто с ними взаимодействует, и в конечном итоге даже изменить способы, которыми они одеваются, и заботиться о себе, чтобы соответствовать другим «предвзятым представлениям о них». Когда личность, наконец, соответствует и другим «понятиям», цикл повторяется бесконечно, с индивидуальностью и внешним видом, соответствующим мнениям, мнениям, формируемым индивидуальностью и внешностью.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Эта ситуация наглядно демонстрирует случай, когда окружающая среда воздействует на людей, но в которых сильно зависит от природы. Как появление влияет на другие «мнения». Недавние исследования показали, что в очень раннем возрасте дети стали выбирать, кого они хотели бы получить в друзьях по таким стандартам, как привлекательность лица и форма тела. Другое исследование показало, что в нескольких возрастных группах субъекты последовательно оценивали фотографии многочисленных людей, основанных на привлекательности с аналогичными результатами.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Корреляция между мнениями других и самооценкой несколько сложнее найти документально подтвержденные доказательства. В одном из исследований было установлено, что, когда испытуемые проходили примерно 20-минутное интервью с интервьюером, которое, по их мнению, имело низкое мнение о них, их самооценка была значительно ниже после интервью. Как было показано ранее, плохая внешность приводит к снижению мнения других, что логически ведет к снижению популярности и «Недостаток популярности может подорвать чувство собственного достоинства и уверенность в себе».

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Взаимосвязь самосознания с личностью была зафиксирована во многих экспериментах. В одном из экспериментов у самцов чувство собственного достоинства было преднамеренно поднято или опущено, получив ложные отчеты о тесте личности. Мужчины, чья самооценка была намеренно опущена, интерпретировали положительную оценку от женщины как привязанность чаще, чем у лиц с высшей самооценкой. Экспериментаторы интерпретировали этот результат, постулируя, что те люди с более низкой самооценкой более склонны цепляться за любой позитивный стимул, будь то реальный или воспринимаемый.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Эта интерпретация позволяет легко понять, почему люди с более низкой самооценкой более склонны принимать такие вещи, как наркотики. Также было обнаружено, что низкая самооценка имеет тенденцию увековечивать себя и в конечном итоге становится самоисполняющимся пророчеством. Один из экспериментов показал, что, когда, без ведома участников, была выполнена задача, в которой успех был гарантирован, те, у кого низкая самооценка, были настолько неудобны с их успешными результатами, что они умышленно провалили задачу в последовательных испытаниях, чтобы избежать дискомфорта.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Возможные эксперименты для дальнейшей поддержки

Очевидно, что существует сильная корреляция между самооценкой и личностью. Существует несколько способов измерения личности. Ради полноты, используя как анкеты, так и опросы других, которые объективно наблюдали за участниками личностных качеств. Затем нужно организовать какую-то настройку, где участники намеренно выглядят плохо. Затем субъекты будут представлены группе объективных участников в социальной ситуации. Экспериментаторы фиксировали реакцию этих объективных участников. Во время и после этого опыта экспериментаторы также следили за личностями участников и смотрели, как они меняются.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

И наоборот, этот эксперимент может быть также выполнен, когда участникам дается какой-то макияж и он выглядит очень благосклонно. Предположительно, участники «личностей» были бы изменены, чтобы выполнять роли, которые они воспринимают, как участники социальной группы ожидают их заполнения. Естественно, участники социальной группы воспринимали предметы в определенном свете, в зависимости от того, какая версия эксперимента и, скорее всего, ответят соответствующим образом. Этот тип эксперимента может очень легко показать, что привлекательность действительно играет важную роль в развитии личности, и что природа, как умственная, так и физическая, играет чрезвычайно важную роль в развитии личности, в конечном счете, «природа» определяет «воспитание».

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.



Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер пос¬ледовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка обще¬ственного мнения, его формирование. При этом в одинако¬ва степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя пере¬дачу социального опыта человечества, поэтому преемствен¬ность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от по¬вседневной жизни людей. При их посредстве новые поколе¬ния приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех граж¬данских отношений, которые существуют во всех сферах об¬щественной жизни.

Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему.

Останавливаюсь более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.

Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности.

Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.

Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс воспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника.

Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на формирование личности подростка.

Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка-это не только знаемая им объективная этическая категория, это-эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.

А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса оказывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии.

Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.

Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.

Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями - с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей?

Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

Перевоспитание подростков и старших школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

а). Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

б). Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

в). Асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

Особое значение в работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности»

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков. Подростки очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у трудного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Работая над темой: «Проблема индивидуального подхода в обучении детей» я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

1.Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968.

2. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост¬ков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967.

3.Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.