Украинская грекокатолическая церковь. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.: Глава VII. Католическая униатская церковь в Беларуси Что такое униатская церковь определение

УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ

Сразу хочу сказать, что мне все время было неясно, откуда же появилась такая ненависть к нам, русским, со стороны Западной Украины? Ну, присоединили их сначала в 1654г., потом в 1939г. И все жили тихо и спокойно, а эти вдруг к нам с такой лютостью...Знала я и при униатов, но все же не связывалось что-то, не все было понятно.

Я всегда считала и считаю, что наша цивилизация построена на религии, т.е. на христианстве, что религия и есть суть вопроса и ключ к пониманию исторических процессов. Поэтому хочу обратиться к истории. Может быть, все об этом давно знают и мой рассказ совсем не будет интересен. А может быть, и вы узнаете для себя что-то интересное. Если кому-то не понравится - возражайте. Или просто проходите мимо!

Я расскажу своими словами по возможности кратко обо всем, что удалось найти по данному вопросу.
После нападения татаро-монголов Киев был почти полностью разрушен и длительное время являлся городом, не игравшим уже никакого политического значения. Центр Руси переместился во Владимир и, пока русские князья были заняты своими междоусобицами, земли, теперь называемые Украиной, постепенно перешли под власть Польши и Литвы. Папа римский предпринимал атаку за атакой, чтобы силой или хитростью обратить население этих земель в католичество. Задача была - укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру у Католической Церкви была еще и очень земная цель: все католики обязаны были платить десятину. Но вредные "туземцы" никак не хотели продать свою веру! И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников - а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь, в миру называемая униатской (от слова "уния", т.е. союз).

Для завершения и провозглашения унии был созван специальный собор в Бресте. Главным организатором унии, т.е. исполнителем воли папы римского, был иезуит Пётр Скарга, его приспешником стал. митрополит Михаил Рагоза. Последний объявил, что собор начнётся 8 октября 1596 года, на самом деле он начался на два дня раньше. Этот манёвр был рассчитан на то, что униаты-епископы смогут закончить дело келейно ещё до того, как на собор съедутся противники унии – их решили поставить перед свершившимся фактом.

Униаты вместе с католическими епископами и королевскими представителями собрались в Николаевской церкви. За закрытыми дверями выработали тактику в отношении сторонников православия. Было решено пригласить их на собор только в том случае, если православные согласятся не выступать против унии. Эту задачу взял на себя Пётр Скарга. Однако священники отвергли какое бы то ни было соглашение с униатами и иезуитами. Униаты ответили репрессиями. Митрополит Рагоза в грамоте предал проклятию противников унии, лишил сана православное духовенство, отлучив его от церкви, и сообщил, что церковные должности будут переданы только тем, кто признает единение с католической церковью. По приказанию королевских представителей собор закончили быстро, митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули на верность папе римскому.

Заключив унию с епископами православной церкви, Ватикан потребовал от униатского духовенства соблюдения только главных положений католицизма: безусловного признания главенства папы над униатской церковью и поминовение его во время богослужений, а в части исповедания веры - признания, что Святой Дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. В обрядовом же отношении для привлечения широких масс верующих униатской церкви было разрешено придерживаться старой православной практики богослужения и обрядности при совершении религиозных таинств причащения, крещения, покаяния, миропомазания и т. д. Таким образом, униатская церковь признала основные догматы католицизма и власть папы римского, сохранив лишь православную обрядность. Эта уступка православию была продиктована необходимостью считаться с отрицательным отношением православных к католической церкви, проявить известную гибкость, а проще говоря – хитрость, чтобы добиться подчинения православной церкви Ватикану.
Вся территория современной Западной Украины попала в духовный плен римских первосвященников…Воинствующие католики решили окончательно уничтожить православие путем жестоких гонений и преследований православных верующих и духовенства. В селах, где паны католики самовластно распоряжались в приходских церквах, они силой принуждали священников переходить в унию, а непокорных изгоняли. Если прихожане защищали своего священника и не принимали униатство, паны отдавали церковь в аренду евреям, которые хозяйски владели ключами от церкви и брали плату за каждую службу, хозяйничали грубо и кощунственно. Православные, лишенные своих храмов, принуждались ходить в униатские, т.е. в свои бывшие православные. Православных священников угрозами и хитростью вынуждали переходить в унию.

В конце XVI - первой половине XVII в. в ответ на усиление национально-религиозного и социального гнета в Юго-Западной Руси прокатилась широкая волна казацко-крестьянских восстаний. Они в результате привели к проведению 8 января 1654 г. Переяславской Рады, которая приняла единодушное решение о воссоединении двух частей Руси. После этого на большей части малороссийских земель очаги униатства были ликвидированы, причем ликвидация была, мягко говоря, без сантиментов. Россия всегда отличалась веротерпимостью и не насаждала православие на завоеванных землях силой. Более того, православие по своей сути не агрессивно и миролюбиво, в отличие от католицизма, который свою веру насаждал огнем и мечом. Вспомним крестовые походы, инквизицию с охотой на ведьм и истреблением коренных народов на завоеванных территориях! В обозримом прошлом ни одна из православных стран не начинала войн и не воевала друг с другом, в отличие от стран католических. Но в случае с униатами все было иначе: православные рассматривали униатов как вероотступников, как предателей своей исконной веры. Вероотступничество – грех, который не может быть прощен.

Теперь становится понятным, откуда ненависть и злоба у униатов к "москалям" и полякам: и те, и другие преследовали и гнобили их еще 400 лет назад, запрещали их церкви, их религию. А ведь религиозность на Западной Украине чрезвычайно сильна! Вспомните хотя бы частые кресты вдоль дорог с иконами и фигурками Божьей Матери! Для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом - не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.

Вот откуда брались дивизия Галичина, Бандера, полицаи, а теперь фашисты, вот откуда это остервенение... Им было лучше с кем угодно, только не с русскими!

Есть и еще одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов: эти земли давным-давно «еврроинтегрировались»! На территории Западной Украины с 14 века существовало магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного.

Так, Владимиру-Волынскому это право было даровано польским королем в 1324г., Львову в 1356г., Каменец-Подольску – в 1374г., Ровно - в 1492г., Мукачево – в 1445г., Луцку – в 1432г. и т.д. Киеву это право было даровано в 1494 – 1497г. и было отменено только в 1835г. указом императора Николая 1.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

Безусловно, такая форма городского самоуправления в те времена была наиболее прогрессивной и в корне отличной от того, что существовало на остальной части Украины. Следует заметить также, что магдебургское право вводилось на этих территориях задолго до принятия унии, сам уклад жизни и жизнь среди католиков способствовали в дальнейшем, как я полагаю, переходу в униатство. Получается, что жители этих западных украинских территорий жили в иных условиях, нежели остальная часть народа Украины, они еще в те века восприняли культуру и идеологию европейских католических стран, хотя формально оставались православными.

Подавляющее большинство греко-католиков проживают в трех областях западной Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. Наибольший подъем и расцвет Греко-католическая церковь Украины пережила в период между 1917 и 1946 годами. В 1946 году, уже в составе СССР и естественно под давлением, все греко-католические приходы Украины перешли в Православие принудительно, что униаты считают (и со своей точки зрения - вполне справедливо) трагедией. Вспомним, что Бандера был сыном униатского священника! Поражает недальновидность такой политики Сталина и ужасают ее последствия...
После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украине существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.

Несчастный, настрадавшийся народ, который по воле нескольких негодяев оказался насильно оторванным от своей веры, от остальной части народа Украины. Они оказались гонимы как православными, так и католиками (хотя формально были уравнены в правах с католиками), вынуждены были любыми способами защищать себя и опять же веру, которая за века уже стала своей. Они немногочисленны и со всех сторон окружены. И от этого – очень агрессивны. По какой-то неведомой мне причине настоящими украинцами они считают только себя. Очевидно, для малой части народа срабатывает известный "комплекс Наполеона". И изменить в их отношении к нам ничего невозможно. К сожалению... Их можно было бы пожалеть, не будь они так по-звериному жестоки!

Немедленно после распада СССР униатство возродилось, а время как будто вернулось вспять, вновь вернулись средние века: Рим вновь тянет свои руки к Украине, Запад снова желает прибрать к рукам их души...и «десятину».

Что такое униатство сегодня? В первую очередь - самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм - и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри - иконостас, амвон, перед солеей - аналой с иконой и иногда - Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя: яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов - вкупе с верой она, видимо, дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма - обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях. К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя, вполне возможно, эта традиция характерна именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог - памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развевающимися.

Украинский журналист и писатель Олесь Бузина сказал как-то в программе Соловьева: Сталин в 1939г. допустил огромную ошибку, когда присоединил Западную Украину, но не сделал ее автономией, а оставил единой столицей Киев! Жили бы они себе отдельно и спокойно...

А по мне, так они действительно отрезанный ломоть, они – другие, чужеродное тело в теле православной Украине. Ведь вода и масло никогда не смешаются! Очевидно, их борьба есть борьба как раз-таки за свою, униатскую, самостийность. Только они, дорвавшись до власти, хотят взять реванш за все те невзгоды, что пришлось пережить, хотят подмять под себя всю Украину, и также ненавидят православных украинцев, как и нас, «москалей».

Украи́нская Гре́ко-Католи́ческая Це́рковь, УГКЦ (укр. Українська Греко-Католицька Церква, УГКЦ; православными верующими традиционно именуется униатской) — католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

УГКЦ отсчитывает свою историю со времени крещения Руси князем Владимиром в 988 году, когда была основана Киевская митрополия византийского обряда в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. В то время раскола Церкви на католическую и православную еще не было, поэтому Киевский митрополит пребывал в церковном общении также и с Римским престолом. Впоследствии, после раскола 1054 года, Киевская митрополия разорвала общение с Римом. Но, несмотря на формальный разрыв, киевские иерархи продолжали сохранять церковные отношения с латинянами. Так, посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году. В результате таковой, Киевская митрополия восстановила единство с Римской церковью и оставалась верной Флорентийскому собору вплоть до Брестской унии, когда в 1596 Киевская митрополия Константинопольского Патриархата целиком переподчинилась Римскому патриарху и воссоединилась с Римско-католической церковью. Условия Унии предусматривали при сохранении православными верующими и духовенством своих традиционных обрядов и церковнославянского языка богослужений, признание власти Папы Римского и католических догматов.

За прошедшие после унии столетия греко-католическая (униатская) церковь укоренилась в западных областях Украины, которые входили в состав католических государств (Австро-Венгрия, Речь Посполитая, Польша), и стала традиционной религией для большинства жителей этих регионов, в то время как на востоке Украины сохранилось православие. В современной греко-католической церкви богослужения проводятся в основном на украинском языке, который признан официальным литургийным языком вместе с церковнославянским.

К началу XIX века католичество восточного обряда на территории Российской империи было запрещено, а Киевская греко-католическая (униатская) митрополия — упразднена. Вместо неё основал в 1807 с центром во Львове Галицкую митрополию УГКЦ, которая стала правопреемницей ликвидированной Киевской униатской митрополии.

В XX веке в период между двумя мировыми войнами УГКЦ активно и быстро развивается, в частности благодаря деятельности митрополита Галицкого Андрея Шептицкого.

Во время Второй Мировой войны и после окончательного установления советской власти УГКЦ подверглась гонениям со стороны советского государства в связи с тем, что она оказывала поддержку украинским националистам, боровшимся против советской власти, за независимость Украины, и поддерживала контакты с центром мирового католицизма — Ватиканом, а митрополит Андрей Шептицкий одобрил направление каппеланов в подразделения украинских коллаборационистов (дивизия СС «Галичина»). Прямого отношения к формированию в 1943 дивизии СС «Галичина» Шепетицкий не имел, однако делегировал каппеланов для ведения пастырской работы в ней. В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В.Кубийовичем, призывал его обдумать политическкую целесообразность и моральную ответственность такого шага.

Ликвидация УГКЦ (Львовский Собор 1946)

В течение всей истории УГКЦ в её составе были группы духовенства и мирян, которые негативно относились к внедрению латинских обрядов и культов, и стремились к возвращению в православие. После окончания Великой Отечественной войны советское государство в лице НКВД способствовало созданию среди части греко-католического духовенства так называемой "инициативной группы", которая призвала к упразднению унии между Греко-католической церковью и Римом и за её слияние с Русской православной церковью. Решение об этом было принято на Львовском соборе 1946 г. проводившимся под председательством отца Гавриила Костельника, и при активном участии НКВД.

Советское правительство и НКВД рассматривало УГКЦ как центр националистического движения на Западной Украине, что и было одной из главных, но не единственной, причиной ее ликвидации. УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание независимого государства Украина, не только предоставляя ночлег и лечение воинам УПА в случае необходимости, но и оказывая значительную финансовую поддержку. По мнению руководства НКВД ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий, таких как УНДО, УРСП, клерикального объединения УНО ("Украинской национальной обновы") и др.

Уже в 1939 году, после прихода Советских войск и установления Советской власти на территории Западной Украины, УГКЦ стала объектом пристального внимания НКВД. В то время НКВД открыто не препятствовала ее деятельности при условии, что УГКЦ не будет проводить антисоветской агитации, однако уже в 1939 УГКЦ попала в разработку НКВД, когда было заведено несколько оперативных дел. Так в 1939 году в Станиславской (теперь Ивано-Франковской области) УНКВД завело оперативное дело "Чума", по которому проходило около 20 украинских греко-католических священнослужителей и верующих. Во Львовской области в 1939 году заведено оперативное дело "Ходячие", в рамках которого под разработку НКВД попали более 50 человек, в их числе руководство УГКЦ - митрополит Андрей Шептицкий, епископы Иван Бучко и Мыкыта Будка, прелаты Л. Куницкий и А.Ковальский, каноник В.Лаба и архимандрит ордена "Студитов" Клементий Шептицкий, архиепископ Иосиф Слипой и другие. Также был проведен ряд арестов священнослужителей, некоторые из которых были осуждены на срок 6 лет (Й.Яримовыч, Настасов, С.Хабурский, Кудинович, Н.Иванчук, Иванчан).

В начале 1939 года во Львовской епархии группа священников, во главе с Климентием Шептицким, обсуждала вопрос об отходе от унии и создании "украинской народной церкви". Членами группы были священники Ковальский, Костельник, Притма и другие. Согласно замысла, главой церкви должен был стать митрополит А.Шептицкий, который был информирован о работе группы. О работе группы было известно и НКВД, который использовал это в своих целях.

Делегат собора 1946 г. от Львовской епархии, священник Савчинский:

* "Словом кацапский шовинизм, ШЕПТИЦКИЙ первый порвал бы с Римом и создал бы самостоятельную украинскую автокефальную церковь, но не с Москвой, а без нее. Киев - центр, а не Москва, но не было возможности, а сейчас большевики уцепились за эту возможность, но в свою пользу. Патриарх всея Руси, а Украина - колония и политическая, и экономическая, а теперь к сожалению, и религиозная - после собора. Здесь фактически дело не в папе римском, а в политике.

Первоначальный план оперативной разработки и ликвидации УГКЦ был разработан НКВД еще в 1940-41 и 11.01.1941 утвержден Наркомом Внутренних Дел СССР Л.Берия. Первичной задачей был отрыв УГКЦ от Запада и в первую очередь от путем создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим ее присоединением к РПЦ. После войны от промежуточной фазы создания украинской церкви НКВД отказалось и приступило к непосредственной ликвидации УГКЦ через ее объединение с РПЦ. В целом план был частью общей деятельности направленной на борьбу с УПА и ОУН, и любыми проявлениями украинского сепаратизма.

Сотрудничество с НКВД Г.Костельник начал в 1941 году, когда после обыска и последующего ареста своего сына, проведенного НКВД под видом милиции, Г.Костельник был вынужден пойти на контакт с УНКВД. Зная о натянутых личных отношениях с митрополитом А.Шептицким и И. Слепым, представители НКВД обсуждают с Костельником возможность создания автокефальной украинской церкви независимой от Рима. По заданию НКВД, Г. Костельник пишет ряд статей и реферат на данную тему.

В рамках мероприятий НКВД 1940-1941, планировалось спровоцировать раскол внутри церкви (между сторонниками восточного и западного обрядов), всячески дискредитировать руководителей церкви фактами их личной жизни, обвинить в нарушении канонических законов и злоупотреблении церковным имуществом, активизировать православных церковников на борьбу за присоединение униатов к РПЦ, в Верховном Совете УССР поднять вопрос о назначении уполномоченных по делам культов при облисполкомах. Отдельным положением в рамках мероприятий НКВД по отношению УГКЦ, начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД, комисару госбезопасности 3-го ранга Федотову было поручено организовать вместе с Наркомфином СССР налоговую схему для использования против духовенства УГКЦ - налогообложение духовенства в Западных областях УССР должно проводиться "по согласованию с местным аппаратом НКВД".

Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путем создания украинской церкви с последующим присоединением ее к РПЦ, создавались НКВД в 1940-41, осуществлению планов помешала война. После 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировлось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви.

Из плана мероприятий НКГБ по ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 26-30.09.1945 года:

* "В целях стимулирования перехода греко-католических приходов в православие, использовать налоговый пресс, дифференцируя его с таким расчетом, чтобы православные приходы облагались нормально и не выше 25%, объединившиеся вокруг Инициативной группы греко-католической церкви по воссоединению ее с православием - 40%, греко-католические приходы и монастыри - 100% максимальной налоговой ставки.[...]
* Обеспечить возможность полной ликвидации греко-католической церкви путем воссоединения ее с русской православной церковью."

Для придания собору легитимности и каноничности НКГБ рекомендовало Центральной Инициативной группе разослать приглашения на собор наиболее видным деятелям оппозиции, в том числе и брату умершого метрополита Андрея Шептицкого - настоятелю Студитских монахов Клименту Шептицкому. Всего таких приглашений было разослано 13, однако, не информруя об этом Центральную Инициативную группу, НКГБ приняло меры, чтобы противники воссоединения получили эти приглашения к концу работы собора.

Все епископы УГКЦ, отказались участвовать в этом соборе. Большинство епископата УГКЦ впоследствии подверглись репрессиям.

Подготовка и проведение собора

Создание, так называемой Центральной Инициативной группы, во главе с д-ром Г.Костельником, по "воссоединению" греко-католической церкви с русской православной церковью было инспирировано НКГБ а рамках плана по ликвидации УГКЦ.

Из докладной записки П.Дроздецкого в НКГБ СССР о ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 16.02.1946:

* [...] После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили[...]
* Осуществляя этот план, в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете "Правда Украины", по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья "С крестом или ножем", которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви. Статья вскрывала антисоветскую деятельность верхушки униатского греко-католического духовенства и разоблачала ее перед лояльной частью духовенства и перед верующими.

* Подготовив, таким образом, общественное мнение, 11.4.45 г. нами были проведены аресты митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ХОМЫШИНА, БУДКИ, ЧАРНЕЦКОГО, ЛЯТЫШЕВСКОГО, а также ряда наиоблее скомпроментировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви. Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, нпарвленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью. С этой целью, нами 30.5.45 г. была создана "Центральная Инициативная группа по воссоединению грекозкатолической церкви с русской православной церковью", в которую вошли авторитетные священники: доктор КОСТЕЛЬНИК - от Львовской епархии, доктор МЕЛЬНИК, генеральный викарий - от Дрогобычской епархии и ПЕЛЬВЕЦКИЙ - проведенный впоследствии как председатель Станиславской епархии.

Финансирование, подготовка к проведению и непосредственное проведение собора в г.Львове в 1946 году, осуществлялось согласно плана по ликвидации УГКЦ, разработанного и утвержденного НКГБ СССР:

По рекомендации НГКБ, работа инициативной группы, подготовка и проведение собора УГКЦ финансировалось Наркоматом финансов СССР, через Совнарком УССР и экзархат русской православной церкви на Украине - в общей сумме было выделено около 500 тыс. рублей, из них на оперативные расходы НКГБ 75 тыс. рублей.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО УТВЕРЖДАЮ: НАРКОМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ УССР генерал-лейтенант Савченко

ПЛАН агентурно-оперативных мероприятий по проведению в городе Львове собора греко-католической униатской церкви западных областей Украины

В соответствии с указанием НКГБ СССР за № 854 от 25.1.46 года о созыве собора греко-католической униатской церкви западный областей Украины для ликвидации ее путем объединения с русской православной церковью, наметить следующий практический план агентурно-оперативных мероприятий:

1. Собор греко-католической униатской церкви для ликвидации унии и воссоединения этой церкви с русской православной церковью созвать через Центральную инициативную группу в г. Львове в помещении собора "Св. Юра" 7.3.46 года с таким расчетом, чтобы собор закончил свою работу в воскресенье, 10.3.46 года, т.е. в день "недели православия".

Для организации выполнения настоящего плана [...], командировать в г. Львов специальную оперативную группу во главе с Зам. наркома государственной безопасности УССР генерал-лейтенантом тов. ДРОЗДЕЦКИМ. Оперработников 2-го Управления НКГБ СССР, коммандируемых в г. Львов для участия в проведении агентурно-оперативных мероприятий по созыву собора, включить в спецопергруппу, подчинив их руководителю ее, генерал-лейтенанту тов. ДРОЗДЕЦКОМУ. .... 3. Доклад по основному вопросу - "Об истории Брестской унии православной церкви с Ватиканом, об отмене и возвращении в "лоно матери" русской православной церкви" - поручить председателю Центральной инициативной группы д-ру КОСТЕЛЬНИКУ.

4. На соборе греко-католической униатской церкви...провести принятие следующих документов:

А) текст телеграммы от имени собора к Правительству СССР на имя товарища СТАЛИНА; б) текст телеграммы текст телеграммы от имени собора к Правительству УССР на имя товарища ХРУЩОВА; в) текст телеграмм на имя Константинопольского вселенского патриарха, патриарха всея РУСИ АЛЕКСИЯ и экзарха Украины; г) текст декларации собора в адрес Верховного Совета УССР на имя председателя его тов. ГРЕЧУХА; д) текст резолюции собора об отмене Брестской унии 1596 года, разрыве с и о возвращении в "лоно матери" русской православной церкви; е) текст обращений собора к духовенству и верующим греко-католической церкви о разрыве с и о воссоединении с русской православной церковью.

5. Для разработки практического плана проведения собора, технической подготовки его и редактирования проектов документов, подлежащих принятию собором, узкое предсоборное совещание созвать в г. Львове 5.3.46 г. На предсоборное совещание разрешить Центральной инициативной группе вызвать от каждой епархии по 4 представителя из числа деканов - активистов воссоединения с православием.

6. Разрешение на собор греко-католической церкви и на узкое предсоборное совещание выдать Центральной инициативной группе через Львовский областной исполком.

7. Для того, чтобы придать собору греко-католической церкви правомочность и каноничность, до созыва его осуществить переход в православие и хиротонию в епископы членов Центральной инициативной группы - генерального викария Дрогобычской епархии МЕЛЬНИКА и представителя Станиславской епархии ПЕЛЬВЕЦКОГО. ... Для хиротонии третьего кандидата в епископы, предназначенного в качестве викария Львовской епархии, закончить проверку намеченного для этого декана Станиславской епархии ДУРБАКА. По окончании проверки, намеченную кандидатуру санкционировать в НКГБ СССР. Хиротонию провести в г. Львове в заключительной части собора.

11. После утверждения делегатов на собор Центральной инициативной группой, предложить УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям предоставить к 18.2.46 г. руководителю спецопергруппой в г. Львове списки делегатов на собор, на предсоборное совещание и для хиротонии в епископы МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО. Е спискам делегатов на собор приложить подробные характеристики каждого делегата в отдельности. [...]

Число делегатов на собор, согласно утвержденному НКГБ СССР основному плану, определить количеством имеющихся е епархиях (или областях) деканатов, исчисляя по 1-2 делегата от деканата - в зависимости от наличия в них активных сторонников воссоединения с русской православной церковью. Исключение могут представлять те греко-католические деканаты, в которых не имеется сторонников воссоединения... От таких деканатов делегатов на собор не выделять.

12. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской и Станиславской областям [...] выделить для участия на соборе в качестве гостей таких мирян, которые могли бы выступить на соборе за воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью. Число таки мирян по Львовской епархии не должно превышать 12 человек, по Дрогобычской - 10 человек и по Станиславской - 8 человек.... Списки выделенных мирян, с подробными характеристиками на них... предоставить одновременно со списками делегатов на собор в порядке, предусмотренном в пункте 11-м. 13. УНКГБ, после выделения делегатов на собор и утверждения их Центральной Инициативной группой, тщательно проверить [...] линию поведения каждого из них с тем, чтобы малонадежных делегатов отвести своевременно от участия в работе собора. [...]

17. УНКГБ Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областей через местные органы железнодорожного транспорта оказать полное содействие в выезде делегатов собора в г. Львов в назначенный срок, обеспечив предоставление им для этого проездных плацкартных билетов или отдельного вагона.

18. Через местные органы власти негласно обеспечить выделение для Центральной Инициативной группы греко-католической церкви и за ее счет необходимого количества номеров и коек в гостиницах г. Львова с организацией в одной из гостиниц питания для всех участников собора.

19. Войти с ходатайством в СНК УССР о выделении необходимых продуктовых лимитов для организации питания делегатов собора в г. Львове на период с 7 по 10.3.46 г. включительно.

20. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям к 12.2.46 г. представить на санацию в НКГБ УССР справки с компроментирующими материалами на активных противников воссоединения греко-католической церкви с православием, с тем, чтобы аресты их, согласно указаниям НКГБ СССР, могли быть произведены УНКГБ заблаговременно, до созыва собора, т.е. не позже 20.2.46 г.

21. Опубликовать 22-23 февраля с. г. в центральной, областной и районной прессе УССР проект извещения Прокуратуры СССР о составе преступлений арестованных бывших руководителей греко-католической униатской церкви митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ЧАРНЕЦКОГО, БУДКА, ХОМЫШИНА и ДЯТЫШЕВСКОГО. Проект извещения Прокуратуры предварительно направить на санацию в НКГБ СССР.

22. В связи с созывом собора УНКГБ [...] мобилизуют внимание [...] по линии греко-католиков, особенно в кругах противников воссоединения с православием и по линии ОУНовского подполья, на выявление настроений и возможных попыток срыва собора с тем, чтобы своевременно обеспечить пресечение таких попыток.[...] ...особо мобилизуют по указанным линиям, а также и по линии украинской интеллигенции по г. Львову, непосредственно перед собором и, и главным образом, в дни, когда собор будет проводиться. В целях конспирации, [...] озадачивать конкретно изучением настроений в связи с созывом собора только тогда, когда факт созыва станет общеизвестным.

23. В связи с созывом собора греко-католической церкви, а также в процессе работы его, принять гарантированные меры предосторожности и личной охраны членов Центральной Инициативной группы - КОСТЕЛЬНИКА, МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО, а также состава делегации православных епископов, которые будут присутствовать на соборе. В этих целях к 3.3.46 командировать в г. Львов в распоряжение специальной группы НКГБ СССР группу опытных разведчиков во главе с зам. начальника Оперода подполковником МИШАКОВЫМ, экипировав его так, чтобы часть из них для наблюдения могла присутствовать на заседаниях собора в качестве гостей.

24. На время работы собора в помещениях "Св. Юра" или в ближайшем удобной районе его, организовать для наблюдения закрытый пост наружной разведки, а также пункт быстрой связи с разведчиками, которые будут находиться в качестве гостей на соборе. [...] установить два наружных милицейских поста, подчинив их закрытому посту наружной разведки. [...] связать телефоном с опергруппой НКГБ СССР.[...]

26. Принять меры [...] к выделению экзархом Украины для участия в соборе греко-католической церкви делегации от русской православной церкви [...] Делегация от русской православной церкви в указанном составе должна иметь от экзарха Украины все необходимые полномочия для практического воссоединения участников собора с православием. 27 . По линии православного экзархата Украины принять меры к тому, чтобы денежные суммы, ассигнованные на проведение собора, поступали в распоряжение Инициативной группы [...] бесперебойно. [...] проследить за правильным расходованием сумм [...] и своевременной сдачей отчета по этим суммам.

30. Проводя подготовку к собору [...] и осуществляя созыв его, строго придерживаться указаний НКГБ СССР о соблюдении строжайшей конспирации нашего участия в нем.

31. [...] Кроме того, специальной опергруппе НКГБ УССР вменить в обязанность, соблюдая строгую конспирацию, проследить за окончательным редактированием всех документов, подлежащих принятию собором греко-католической церкви.

Все усилия специальной группы НКГБ УССР направить на бесперебойное проведение собора греко-католической церкви с целью вынесения постановления о ликвидации унии и воссоединения греко-католической церкви с русской православной церковью.

В остальном, выполняя задачи, поставленные при подготовке созыва собора греко-католической церкви и осуществляя созыв его, руководствоваться основным планом НКГБ УССР, утвержденным НКГЮ СССР, и указаниям его.

32. Информацию в НКГБ СССР о подготовке к собору направлять 10, 15, 20, 25, 30 февраля и 5 марта, о ходе собора - ежедневно - 7, 8, 9, и 10 марта с. г. Итоговый доклад о соборе направить НКГБ СССР 15.3.46 года.

НАЧ. 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР полковник Медведев ЗАМ.НАЧ. 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР полковник Карин

СОГЛАСЕН: ЗАМ.НАРОДНОГО КОМИССАРА ГОСПЕЗОПАСНОСТИ УССР генерал-лейтенант ДРОЗДЕЦКИЙ

После унии с РПЦ, начался катакомбный период УГКЦ, сопровождавшийся преследованиями духовенства и мирян УГКЦ, депортацией их в Сибирь и северные районы СССР. До 1990 г. епископы, священники и монахи УГКЦ, остававшиеся на Западной Украине, продолжали служить нелегально. По некоторым данным, число их прихожан насчитывало до 4 млн человек, которые были вынуждены совершать богослужения в частных домах и квартирах или посещать римско-католические храмы. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы Русской православной церкви.

В феврале 1990 г. после встречи в президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II был снят запрет на создание греко-католических общин и дано добро на их регистрацию и проведение богослужений. Большая часть храмов УГКЦ на Западной Украине, отданных после 1946 г. Русской православной церкви, вновь возвращена УГКЦ.

Сегодня по численности приходов на Украине УГКЦ уступает лишь Украинской православной церкви (Московского Патриархата) — УПЦ (МП). По состоянию на начало 2002 г., их было почти 3300. При этом подавляющее большинство приходов сосредоточены на Западной Украине.

29 августа 2005 г. начался новый период истории УГКЦ, ознаменовавшийся возвращением резиденции её главы из Львова в Киев. В этот день Папа присвоил Предстоятелю УГКЦ новый церковный титул — Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий. До этого, начиная с 23 декабря 1963 г., глава УГКЦ именовался Блаженнейшим Верховным Архиепископом Львовским; ещё перед этим, начиная с 1807 г., — Высокопреосвященнейшим Митрополитом Галицким; первоначальный же титул главы УГКЦ, начиная со времён Брестской унии, — Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский и всея Руси. Однако, начиная ещё с 1960-х гг., само духовенство и миряне УГКЦ именуют Предстоятеля своей Церкви Блаженнейшим Патриархом Киево-Галицким и всея Руси. Официальные ватиканские власти этого титула не признают, однако и не возражают против его использования. Одна из главных целей современного руководства УГКЦ — добиться официального признания патриархата Ватиканом.

УПЦ (МП) указывает на то, что украинское государство, по её мнению, специально поощряет рост влияния УГКЦ в стране, её экспансию на Восток[источник?]. Именно с этим, как считает руководство УПЦ (МП), связано решение синода епископов УГКЦ о переносе резиденции главы УГКЦ в Киев, где уже некоторое время ведётся строительство Святовоскресенского Патриаршего Собора УГКЦ, в то время как львовские власти не позволяют начать строительство кафедрального храма УПЦ у себя в городе. УПЦ (МП) также указывает на то, что чрезмерное количество греко-католических монастырей и их насельников, а также учащихся учебных заведений, при отсутствии мест для служения на западе Украины, свидетельствует о неизбежности миграции униатского духовенства на Восток (в том числе и за пределы Украины). С Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью УГКЦ поддерживает дружеские и тёплые отношения, реализует общие проекты и даже проводит совместные богослужения.

В начале 2006 года стало известно, что УГКЦ планирует провести учёт имущества, которое принадлежало церкви до её ликвидации в 1946 году, после чего планируется начать переговоры с нынешними владельцами этого имущества относительно его возвращения или возмещения его стоимости. Имущество, о котором идет речь,- это в основном храмы и помещения, которые принадлежали УГКЦ, а затем были частично национализированы либо переданы в собственность РПЦ. Часть этих помещений после 1990 уже была возвращена.

По мнению Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), эти планы могут привести к обострению конфликта между УГКЦ и православными конфессиями на Западной Украине, к «повторению ситуации начала 1990-х годов с насильственным захватом храмов, помещений и кровопролитием». По мнению УПЦ КП, «православные церкви тоже могут требовать возвращения храмов, которые им принадлежали до подписания Брестской унии, а теперь находятся в собственности УГКЦ», так что УГКЦ вправе проводить учёт своего имущества лишь «с целью моральной реабилитации и документального восстановления исторической справедливости».

Реакция на ликвидацию УГКЦ

О общем согласно донесений УНКГБ население восприняло "воссоединение" с РПЦ, в целом, нейтрально или положительно. Негативно к решению Львовского Собора отнеслась значительная часть украинской интеллигенции, которая понимала что ликвидация УГКЦ есть способ приблизить Западную Украину к тому положению в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, усилить связь с Москвой, некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.

Из донесений УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на публикацию извещения Прокуратуры СССР об обвинении И.Слепого и предстоящей ликвидации УГКЦ:

Академик Щурат:

* "Если они хотят уничтожить Слепого и епископов, так нужно было бы много крику о соборе и новых епископах. Большевики же, как будто что-то украли, а теперь по-воровски обделывают дела"

Доцент пединститута г. Львова Дзеверин:

* "Престоящее воссоединение - это новая уния. То была уния с Римом, а эта - с Москвой. Вместо одной унии будет другая.[...]"

Секретарь союза советских писателей г. Львова Д.Кондра:

* "Все то, что написано - неправда. Вина вся в том, что они - священники-украинцы и представители униатской церкви. Как священники они должны были молиться за власть, не входя в обсуждение, какая эта власть"

Писательница Дучемильская:

* "Большевики много себе повредили этим сообщением, крестьянство еще больше от них отстранится, арест и суд СЛЕПОГО и епископов равносилен тому, чтобы залезть в душу и потоптать святаясвятых".

Отношение ОУН, к ликвидации УГКЦ было резко негативным, хотя в целом и ОУН и УПА выступали за православие, однако в проведении собора они поддчеркивали политические мотивы мероприятия проведенного под патронатом НКГБ. В 1946 г. ОУН проводила активную агитацию против ликвидации УГКЦ и соединения церквей. Позиция ОУН сводилась к следующему:

* 1. "Нас, как политическую организацию, догматические вопросы католицизма и православия не интересуют.
* 2. Со стороны нашей революционной тактики, мы против перехода греко-католичесокй церкви по следующим соображениям:
o а) в этом заинтересована Москва, она в этом - инициатор и силой заставляет;
o б) это открывает енкаведистам - московским священникам вход во внутрь греко-католической церкви;
o в) это будет насильственное национальное объединение украинского народа с московским, что ведет к ликвидации украинства путем денационализации и русификации;
o г) это парализует кадры греко-католического украинского духовенства и вместе с этим ликвидирует еще одну возможность борьбы с Москвой;
o д) это, в конце-концов, выбивает из рук один из важных аргументов нашей закордонной пропаганды о политике большевиков в отношении церкви"

Зарубежная пресса и радио о ликвидации УГКЦ.

Рим, газета "Пополо" от 19.02.1946:

* "Сообщение Московского радио о присоединении западно-украинской церкви к православной является трюком самого низкого свойства"[...] Все епископы и духовенство Западной Украины были сосланы, заключены в тюрьму и заменены теперь кучкой отступников во главе с тем же самым Костельником, которому за его старания был обещан пост митрополита Львовского. Эти предатели паствы и веры ненавистны верующим.

* "В Закарпатской Руси, как и во всех восточных районах за линией Керзона, Советская политика направлена к тому, чтобы полностью уничтожить католицизм. Русские власти выслали из Закарпатской Руси 400 католических священников. В этой стране закрыты католические школы, а церковное имущество конфисковано. Проповеди подлежат цензуре.[...] На коммунистических митингах народ призывают переходить в православную веру."

Структура

УГКЦ является крупнейшей восточной католической церковью. По данным Annuario Pontificio за 2007 год численность верующих — 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежит 4 175 приходов.

Территориальная структура УГКЦ:

* Киево-Галицкая митрополия (охватывает территорию Украины за исключением Закарпатья, где функционирует автономная Мукачевская епархия с центром в Ужгороде, которая находится в непосредственной юрисдикции Папы Римского и входит в состав Русинской греко-католической церкви, а не Украинской греко-католической церкви):
o 2 архиепархии (Киевская, Львовская),
o 7 епархий (Ивано-Франковская, Тернопольско-Зборовская, Коломыйско-Черновицкая, Самборско-Дрогобычская, Стрыйская, Сокальская, Бучачская);
o 2 экзархата (Донецко-Харьковский, Одесско-Крымский);
* Перемышльско-Варшавская митрополия (Польша):
o 1 архиепархия (Перемышльско-Варшавская)
o 1 епархия (Вроцлавско-Гданьская);
* Филадельфийская митрополия (США):
o 1 архиепархия (Филадельфийская);
o 3 епархии (Чикагская, Стемфордская, Пармская);
* Виннипегская митрополия (Канада):
o 1 архиепархия (Виннипегская);
o 4 епархии (Торонтская, Эдмонтонская, Нью-Вестминстерская, Саскачеванская)
* 3 епархии (Куритибская в Бразилии, Буэнос-Айресская в Аргентине, Мельбурнская в Австралии), которые не входят в состав митрополий и находятся в непосредственной юрисдикции Верховного Архиепископа (Патриарха) Киево-Галицкого;
* 3 экзархата (Германско-Скандинавский, Французско-Швейцарско-Бенилюкский, Великобританский), которые не входят в состав митрополий и находятся в непосредственной юрисдикции Верховного Архиепископа (Патриарха) Киево-Галицкого;

Патриарший собор Воскресения Христова, источник: Сайт прихода УГКЦ г. Камъянского

Патриарший собор Воскресения Христова, источник: Сайт прихода УГКЦ г. Камъянского

Собор святого Юра во Львове, главная святыня УГКЦ, источник: http://openlviv.com/

Собор святого Юра во Львове, главная святыня УГКЦ, источник: http://openlviv.com/

Блаженнейший Святослав Шевчук, источник: сайт УГКЦ.

Блаженнейший Святослав Шевчук, источник: сайт УГКЦ.

Украинская Греко-Католическая Церковь

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), - одна из четырех традиционных украинских Церквей, насчитывает более 5,5 миллионов верующих во всех регионах Украины и на шести континентах мира, является крупнейшей Восточной Католической самоуправной Церковью (Ecclesia sui juris). Синонимичные названия УГКЦ: униатская Церковь, Украинская Католическая Церковь, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Киевская Католическая Церковь.

Название Греко-Католическая Церковь ввела императрица Мария-Тереза ​​в 1774 году для того, чтобы отличить ее от Римо-Католической и Армянской Католической Церквей. В официальных церковных документах для обозначения УГКЦ употребляли термин Ecclesia Ruthena unita.

В 988 году князь Владимир Великий ввел христианство восточного (византийско-славянского) обряда как государственной религии Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и являлась частью Константинопольского патриархата. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и Константинополя под турецким господством, Церковь в Москве получила статус патриархата.

Как результат длительного процесса униатских соревнований Синод епископов Киевской митрополии под руководством митрополита Михаила Рогозы принимает решение возобновить общение с Римским престолом, обеспечив при этом сохранение восточной христианской традиции и собственной церковной и этно-культурной самобытности. Такая модель церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, от которого и начинается институционное существование Греко-католической церкви в Украине. Идея унии была обусловлена как внешними политическими обстоятельствами, так и внутренним стремлением верующих к церковному единству: православные верующие на территории Речи Посполитой и Венгрии испытывали притеснения от представителей господствующего римо-католицизма как схизматики - и были склонны уравнять сторонников греческого обряда перед лицом Ватикана. Правда, далеко не все православные присоединились к унии: произошло разделение украинских и белорусских верующих на униатов (сторонников унии) и православных.

Согласно соглашениям Брестской унии, в греко-католической церкви богослужения, церковная организация и обряды остались такими, как они были в греко-православной церкви. Церковь подчинялась Папе Римскому и приняла как католический догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque), так и католический догмат о чистилище - которые в те времена являлись главными разногласиями между православной и католической церквями.

В 1620 году, через внутренний раскол в среде иерархии и верных Киевской митрополии, иерусалимский патриарх Феофан III рукоположил на Митрополита Киевского Иова Борецкого и шестерых епископов. В 30-40-х годах XVII века попытки митрополитов Иосифа Вельямина Рутского и Петра Могилы примирения «Руси с Русью», созыв общего Собора и провозглашение Киевского Патриархата закончились неудачей. Вскоре православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (1686) и превращена в обычную епархию в процессе последовательной, жесткой унификацийнои и русификаторской политики царизма. Украинской осталася лишь Униатская церковь.

От 1729 до 1795 резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль. 5 марта 1729 года во владение Радомышля вступил номинат и администратор Киевской униатской митрополии епископ Анастасий Шептицкий, который позже, в этом же году становится митрополитом. После третьего раздела Польши (1795) униатская митрополия и ее резиденция в Радомышле были ликвидированы, а сам город в составе правобережной Украины был присоединен к Российской империи.

Расцвет Украинской греко-католической церкви приходится на ХІХ век, когда она стала сильнейшим солидаризуючим фактором украинства в Галичине, с которого и начался процесс украинского культурного возрождения.

С установлением советской власти на западноукраинских землях УГКЦ была распущена властями - и церковь существовала лишь в подполье. Вплоть до 1989 года - за горбачевской перестройки церковь вышла из подполья.

И западнорусский письменный язык .

Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь , образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.

История

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, о чём свидетельствовало в частности, то, что крупнейшие грекокатолические иерархи не были включены в состав сената .

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .

Посвящение в 1620 году Патриархом Иерусалимском Феофаном III новой православной иерархии в Речи Посполитой (до того православные епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел грамотой Владислава IV в 1635 году культовых учреждений между православными и униатами утвердили разделение на 2 легальные киевские митрополии (униатскую и православную) и закрепили раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но были проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью, и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .

C 1729 года (официально с 1746 года) по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %) .

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .

Предстоятели

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

Как государственную религию в Древнерусском государстве . Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата . Однако Киевская Церковь также оставалась в полном литургическом общении с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским .

Часть духовенства и мирян в Великом княжестве Московском отказалась признать Флорентийскую унию и отделилась от Киевской митрополии, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 году и образовав отдельную митрополию с центром в Москве. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и нахождением Константинополя под турецким господством, Церковь в Москве получила статус патриархата.

Униатская церковь на территории Речи Посполитой была образована после заключения Брестской унии в 1596 году .

Большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой поддержали Брестскую унию, в результате чего митрополия была переподчинена папе римскому, сумев сохранить все епархии в своём составе. В то же время противниками унии была сохранена и православная церковная организация, что обусловило параллельное существование двух Киевских митрополий: греко-католической и православной. Протесты православных против перевода церквей и монастырей в унию выражались в форме литературной полемики , дебатов на сеймах , братского движения , а также открытых выступлений вплоть до восстаний, среди которых выделяют Могилёвское 1618 года и Витебское 1623 года . В свою очередь Униатская церковь для увеличения влияния среди населения создала собственную систему учебных заведений и церковных братств, активно участвовала в литературной полемике, занималась книгоизданием.

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, чему свидетельствовало в частности не включение крупнейших грекокатолических иерархов в состав сената .

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .

Посвящение Патриархом Иерусалимском Феофаном III в 1620 году новой православной иерархии в Речи Посполитой (до этого епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел в 1635 году культовых учреждений грамотой Владислава IV между православной и униатской церквями утвердили разделение восточной церкви на 2 легальные киевские митрополии - униатскую и православную и закрепили конфессиональный раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .

C 1729 - и по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %)

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .

Предстоятели

  • Михаил Рогоза (27 июля 1589-1599)
  • Ипатий Поцей (26 сентября 1599 - 18 июля 1613)
  • Иосиф Рутский (5 апреля 1614 - 5 февраля 1637)
  • Рафаил Корсак (1637 - 28 августа 1640)
  • Антон Селява (18 марта 1641 - 5 октября 1655)
  • Гавриил Коленда (24 апреля 1665 - 11 февраля 1674)
  • Киприан Жоховский (11 февраля 1674 - 26 октября 1693)
  • Лев Слюбич-Заленский (22 сентября 1695 - 24 августа 1708)
  • Юрий Винницкий (7 мая 1710 - 22 сентября 1713)
  • Лев Кишка (17 сентября 1714 - 19 ноября 1728)
  • Атанасий Шептицкий (18 августа 1729 - 12 декабря 1746)
  • Флориан Гребницкий (16 декабря 1748 - 18 июля 1762)
  • Филип Володкович (18 июля 1762 - 12 февраля 1778)
  • Лев Шептицкий (1778-1779)
  • Ясон Смогожевский (1780-1788)
  • Феодосий Ростоцкий (1 ноября 1788 - 25 января 1805)

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская , Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска, король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

  • Полоцкая архиепархия be-tarask
  • Смоленская архиепархия
  • Перемышльская епархия

Напишите отзыв о статье "Русская униатская церковь"

Примечания

Литература

  • Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 1: Абаленскі - Кадэнцыя. - С. 114-116. - 684 с. - ISBN 985-11-0314-4 . (белор.)
  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996
  • Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej - Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. - 518 p. - P. 211. (польск.)
  • Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ - пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119. (белор.)
  • Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII-XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 124-136.
  • Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII стст.). Т. 3. - Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302-303 (белор.)
  • Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. - Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
  • S. Senyk, The Ukrainian Church and Latinization. - Orientalia Christiana Periodica, 56, 1990. C. 165-187.
  • Marian Radwan. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. - Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. - ISBN 839176155X .
  • Włodzimierz Osadczy. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. - ISBN 9788322726723 .

Отрывок, характеризующий Русская униатская церковь

– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.