Аккредитация врачей и медицинских работников на смену сертификации. Аккредитация на смену сертификации Новый закон об аккредитации врачей

22 декабря утверждены новые сроки вступления медицинских работников в систему аккредитации. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 №1043н внес ряд изменений в сроки и этапы аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Этим же документом отменятся раннее действовавший Приказ Минздрава РФ №127н от 25.02.2016.

Сроки аккредитации медицинских работников

В 2018 году процедуре первичной аккредитации будут подвергнуты выпускники специалитета (высшее образование) и получившие среднее профессиональное образование. При этом указывается, что к аккредитации не будут допущены те выпускники ВУЗов, которые завершили обучение по образовательным программам, не имеющим государственной аккредитации.

С 2019 года аккредитацию будут проходить и те лица, которые после 1 января 2019 года завершат обучение в ординатуре и на курсах профессиональной переподготовки.

Также аккредитация в 2019 году ждет лиц, освоивших программы бакалавриата, магистратуры по направлениям группы «Здравоохранение и медицинские науки».

В 2020 году - лица, получившие образование в иностранных государствах, а также те, кто получил иное высшее образование (осуществляющих медицинскую деятельность, например, биологи).

Прошедшие сертификацию в период с 2016 по 2020 г. проходят аккредитацию по истечении срока действия сертификата специалиста, т.е. начиная с 2021 года. Можно скачать Приказ от 22.12.2017 №1043н

Пройти переподготовку с сертификацией без аккредитации

Необходимо отметить, что многие специалисты путают сертификацию с переподготовкой. Напоминаем, что медработники и фармспециалисты, которые получили сертификаты до 2016 года, могут еще 1 раз пройти курсы повышения квалификации по старой системе и еще раз однократно получить сертификат государственного образца.

Если специалист желает пройти переподготовку по новой специальности, то ему нужно успеть ее пройти до 1 января 2019 года, т.к. после упомянутой даты им придется сдавать экзамен в аккредитационном центре (то есть проходить аккредитацию)

Что нового в этом Приказе?

Он полезен для тех, кто заканчивает курсы переподготовки или ординатуру в 2018 году. Они не будут в этом году проходить аккредитацию, а просто пройдут сертификацию. То есть получат с дипломом и сертификат. Раньше по старому Приказу они должны были проходить аккредитацию в этом (2018) году. Как видитие, им отсрочили эту процедуру. То есть можно смело завершить обучение по данным программам. Но сделать это нужно до 1 января 2019 года.

P.S. Рассмотрим ситуацию Специалист прошел курсы повышения квалификации 27 января 2016 года. Согласно правилам, он уже не сможет вновь получить сертификат по этой специальности и ему придется вступать в систему НМО и впоследствии проходить аккредитацию.

Вопрос: Может ли этот же специалист получить сертификат до 1 января 2018 года, если пройдет курсы профессиональной переподготовки по новой специализации?

Ответ: Да, может получить диплом и сертификат специалиста государственного образца.

Внимание!

Вышел новый приказ Минздрава от 26 апреля 2018 года №192 "Об изменениях в Положении об аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов" (изменения в Приказ 334. В новой версии Приказа 334 от 02 июня 2016 года). Внесены правки, уточнения.


Приглашаем медицинских специалистов и фармацевтических работников посетить наши семинары. Часть семинаров аккредитовано на сайте Минздрава, и за них можно получи баллы НМО. Часть семинаров проходит в режиме вебинара. То есть их могут освоить специалисты из отдаленных регионов России. Также принимаются групповые заявки на семинары от юридических лиц. Специально для юридических лиц наши специалисты подготовят учебную программу, пригласят преподавателей, зарегистрируют курс на портале НМО, выдадут документы и начислят баллы НМО

Минздрав выделяет три вида аккредитации , которые действуют в системе непрерывного медицинского образования:

  • первичная;
  • специализированная;
  • повторная.

Сегодня все выпускники медицинских специальностей проходят первичную аккредитацию – этот экзамен по сути является допуском к профессии . Этот шаг обязателен для ступени среднего медицинского образования, для специалитета, магистратуры и бакалавриата.

Специализированная аккредитация специалистов с медицинским образованием необходима только тем врачам, которые завершили обучение в ординатуре или прошли профессиональную переподготовку с целью освоения нового направления работы. Также эту процедуру аккредитации должны проходить работники, которые получали образование за рубежом.

Повторная аккредитация медицинских работников имеет периодический характер и проводится с целью подтверждения квалификации специалистов. В полном объеме ее будут проходить все медработники с 2021 года. Кроме того, повторная аккредитация специалистов здравоохранения интегрирована в систему НМО.

В течение 5 лет до аккредитации медработники набирают часы обучения в количестве не менее 150. Ранее Минздрав предлагал определять объем баллов, которые необходимо набрать медработнику, однако, на законодательном уровне этот механизм не закреплен. Минздрав обещает, что те врачи, которые уже начинали набирать баллы, их не потеряют.

Документы для аккредитации

  • 1. Заявление о допуске к аккредитации специалиста.
  • 2. Копия документа, удостоверяющего личность.
  • 3. Отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого специалиста за последние пять лет (портфолио) - для периодической аккредитации.
  • 4. Копия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, если такие документы имеются.
  • 5. Копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии.
  • 6. Копия трудовой книжки, если есть.
  • 7. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Для иностранцев и неграждан - если есть.

Какие задания входят в аккредитацию

Экзамен по аккредитации включает в себя три последовательных этапа :

  • Решение заданий теста
  • Оценка навыков специалиста на симуляторе
  • Ситуационные задачи

Рассмотрим эти этапы более подробно для всех трех видов аккредитации, поскольку они одинаковы для каждого из них.

Аккредитационный тест: особенности прохождения

  • 1. Задания тестов для каждого теста формируются путем автоматической выборки60 заданий из единой базы оценочных средств. Эту базу формирует Методологический центр аккредитации на базе университета им. Сеченова.
  • 2. Специалист должен ответить на вопросы теста за 60 минут. Но медработники с нарушениями зрения вправе выполнять тестовые задания 120 минут. Это одноиз дополнений к базовому положению об аккредитации.
  • 3. Каждый тест содержит 4 варианта ответа, среди которых только один правильный ответ.
  • 4. Оценка ответов происходит автоматически, в процентах правильных ответов от общего количества заданий теста. Тест сдан, если медработник правильно ответил на 70% и более вопросов, не сдал - если правильных ответов 69% и менее.

Оценка знаний врача на симуляторах

Прохождение симулятора - задание, которое есть в первичной и первичной специализированной аккредитации. На данный момент оценивается не менее 5 практических навыков и умений врачей, и один навык - у медработников со средним образованием. Задания формирует методический центр аккредитации. Оценка проводится либо в симуляционном центре, либо с помощью подготовленных статистов. На выполнение одного задания одному врачу отводится 10 минут, среднему медперсоналу - 30 минут. Для оценки результатов членами комиссии применяются оценочные листы. Результат выполнения практических заданий формируется автоматически в процентах правильно выполненных практических заданий от общего количества практических действий. Сдано – 70% и более верных ответов, не сдано - 69% и менее.

Решение ситуационных задач

Это задание только для первичной и первичной специализированной аккредитации врачей и провизоров. Средний медперсонал такие задачи не решает. Комплект задач для испытуемого генерируется автоматически путем отбора нужного количества заданий из базы. Врач должен подготовить и оформить ответ в течение 60 минут. Количество задач – 3, в каждой из задач представлено 5 практических вопросов. Решение оценивают члены комиссии, не менее 3 человек. Они одновременно заслушивают ответ врача и оценивают его правильность. На это отводится не более 30 минут. Затем происходит подсчет результатов. Для того, чтобы успешно пройти этот этап, врач должен правильно ответить на 10 и более вопросов. 9 и менее верных ответов – этап не сдан.

Новый формат ситуационных задач

Недавно были анонсированы грядущие изменения в решении ситуационных задач. Сейчас проходит апробация этой новой системы и даже были планы в конце 2018 года, что какая-то часть специальностей будет сдавать аккредитацию с новыми задачами.

Особенности нового формата ситуационных задач:

  • множественные кейсы изменена навигация по условиям задания; использование изображений для визуализации условий задачи (например, кожа);
  • 12 заданий множественного кейса располагаются последовательно в 4 блоках – лабораторное и инструментальное обследование, диагноз, лечение и вариативная часть;
  • врач не видит следующих заданий, не ответив на текущий вопрос (исключаются возможные подсказки). Кроме того, система контролирует количество ответов (не пускает дальше, если выбрано меньше или больше заданного числа ответов);
  • раздел лабораторных исследований:
    • при выборе правильных ответов система предоставляет подготовленные результаты лабораторных исследований и выдает соответствующее сообщение;
    • аналогично предоставляются подготовленные результаты инструментальных исследований.

Вопрос о диагнозе является ключевым вопросом множественного кейса. В случае выбора неправильного ответа система выдаст предупреждающее сообщение и предоставит информацию о правильном диагнозе. после завершения ответов на все задания система проведет оценку и выдаст ее результат: например, вы ответили верно на 9 из 12 вопросов, а затем даст возможность посмотреть на правильные ответы к каждому вопросу из 4-х разделов и на их обоснования.

Если в обосновании приводится ссылка на источник, система дает возможность посмотреть на этот источник с подсветкой соответствующих мест в документе (например, клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи больным болезнью …… ). Сейчас новый формат решения задач апробируется по двум специльностям - педиатрия и терапия.

Оценка результатов аккредитации

Если оценка за каждый этап "сдано", то аккредитации считается пройденной. Решение об этом отражается в протоколе заседания специальной комиссии, его подписывают в течение двух календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации. Итоговый протокол в течение 5 календарных дней со дня подписания ответственный секретарь аккредитационной комиссии направляет в Минздрав РФ. Заседания аккредитционной комиссии проводятся после каждого этапа аккредитации. По итогам каждого заседания оформляется протокол, то есть количества протоколов за одну процедуру аккредитации соответствует количеству его этапа. В случае первичной специализированной аккредитации - 3 этапа, 3 протокола. Сведения о лицах, признанныз прошедшими аккредитацию ответственный секретарь комиссии вносит в Федеральный регистр медицинских работников.

Когда аккредитация не пройдена

Аккредитируемый признается не прошедшим этап медицинской аккредитации, если он:

  • не явился для прохождения этапа аккредитации специалиста;
  • получил оценку «не сдано»;
  • нарушил требования о запрещении иметь при себе и использовать средства связи.

Если это произошло, необходимо представить в аккредитационную комиссию в течение недели заявление, в котором указать не пройденный этап.

Комиссия рассмотрит это заявление и примет решение, может ли специалист пройти этап повторно. Если трижды не удалось пройти этап аккредитации, то комиссия признает специалиста не прошедшим аккредитацию. Повторно можно пройти процедуру через месяц со дня признания аккредитуемого не прошедшим аккредитацию.

Какова процедура аппеляции

Процедура апелляции также предусмотрена в положении об аккредитации.

  • Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию полностью или отдельный ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение в апелляционную комиссию.
  • Это нужно сделать в течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа медицинской аккредитации на официальном сайте и информационных стендах аккредитующей организации.
  • Для рассмотрения жалоб председатель комиссии формирует апелляционную комиссию. При этом члены апелляционной комиссии не вправе рассматривать жалобы в отношении решений, которые они принимали сами.

Апелляционная комиссия рассматривает жалобу в течение 5 рабочих дней со дня ее подачи (п. 57) и принимает одно из двух решений:

  • удовлетворить жалобу и аннулировать решение АК, на которое подана жалоба;
  • отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение АК без изменения.

О своем решении апелляционная комиссия уведомляет аккредитуемого, подавшего жалобу, в день рассмотрения жалобы. Если решение комиссии аннулируется, то аккредитуемый вправе продолжить прохождение процедуры аккредитации специалистов начиная с этапа, который он не прошел. Если же в удовлетворении жалобы отказано, аккредитуемый вправе обжаловать решения аккредитационной и апелляционной комиссий в Минздрав.

Сколько раз медработники могут пересдавать экзамен по аккредитации

Если с первого раза пройти успешно тестирование на аккредитацию медработнику не удалось, то он имеет право на пересдачу.

Регламент разрешает три раза подряд пройти этап аккредитации. После третьей попытки комиссия признает его «не прошедшим аккредитацию специалиста».

Если медработник не согласен с решением, он вправе подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней.

Жалобу рассмотрят в течение пяти дней (приказ Минздрава от 26.04.2018 No 192н <О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов...>).



Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

На текущей странице, предоставлен тренажёр, так сказать репетиционный экзамен, в который входит 60 вопросов, на них необходимо ответить за 60 минут, сформированных из перечня тестовых заданий первого этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием по специальности сестринское дело (34.02.01). Положительная оценка выставляется при правильном ответе на 70% тестовых заданий, в ином случае выставляется оценка - неудовлетворительно. Вопросы выбираться в случайном порядке. Всего в перечень тестовых заданий входит 1898 вопрос с 4 вариантами ответов. Данные вопросы 2018 года, взяты с сайта методического цента аккредитации специалистов fmza.ru .

Так же предлагаем вам ссылки для тренировки по всем тестовым заданиям предназначенным для проведения аккредитации медсестер. Каждая ссылка включает в себя тест состоящий из 400 вопросов, при необходимости можно посмотреть правильный ответ.

Тесты для медсестер

Данный способ подготовки к аккредитации медсестер очень эффективен и даёт возможность качественно изучить и знать ответ на все вопросы входящие в программу подготовки по специальности сестринское дело.

Всего согласно приказу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" существует три формы аккредитации медицинских сестер :

  • качественную подготовку фармацевтов, способных качественно и в полной мере предоставлять свои услуги населению, в области медицины;
  • сбор информации об уровне подготовки фармацевтов.

Виды аккредитации

  • Первичная - необходимость которой возникает после окончания специалиста медицинского учебного заведения;
  • Первичная специализированная аккредитация - данную аккредитацию медсестер проводят с работками прошедшими программы подготовки кадров высшей квалификации или профессиональной переподготовки;
  • Периодическая аккредитация медицинских сестер проводиться с работниками которые постоянно повышают свои знания и профессионализм, в течении всей своей профессиональной деятельности, подготовившимися по профессионально образовательным программам обучения в области медицины

Издан Приказ МЗ РФ № 926 от 21.11.2017 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического в Российской Федерации на период до 2021 года»

Правила проведения аккредитации медицинских работников

утверждены Приказом Минздрава России N 334н от 02.06.2016 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями на 26.04.2018)

Термины и определения

НМО – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. Это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Формы аккредитации

Три формы аккредитации медицинских работников: первичная, первичная специализированная и периодическая аккредитация.

Первичная аккредитация - для медработников, завершивших высшее или среднее медицинское образование.

Первичная специализированная аккредитация - для медицинских работников, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также медработников с дипломами, полученными за рубежом.

Периодическая аккредитация – для медицинских работников, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Аккредитационная комиссия

Аккредитационная комиссия формируется Минздравом РФ по специальностям, по которым проводится аккредитация. Персональный состав по каждой специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (см. Приказ от 7 октября 2015 года №700н – для лиц, имеющих высшее образование, и Приказ от 16 апреля 2016 года №176н – для лиц, имеющих среднее образование) утверждается Минздравом РФ ежегодно.

В состав комиссии входят представители профессиональных некоммерческих организаций (им посвящена ст. 76 ФЗ №323-ФЗ), представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и/или медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и/или профсоюзов, представители образовательной и/или научной организации, реализующей программы медицинского образования.

Этапы прохождения аккредитации

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 898н "О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденных Приказом № 1043н Министерства здравоохранения РФ от 22.12.2017".

Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов

с 1 января 2019 года , изложить в следующей редакции:

лица, получившие после 1 января 2019 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень ординатуры), требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень ординатуры) к результатам освоения образовательных программ по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2020 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах

лица, получившие после 1 января 2020 года иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов

Позицию, касающуюся аккредитации специалистов с 1 января 2020 года , дополнить следующими категориями лиц, подлежащих аккредитации специалистов:

лица, получившие после 1 января 2020 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры)

лица, получившие после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ

иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов

Перечень документов для прохождения первичной аккредитации:

Заявление

- копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии

Перечень документов для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации:

Заявление
- копия документа, удостоверяющего личность
- портфолио
- копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
- копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
- копия трудовой книжки (при наличии)
- копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Для прохождения периодической аккредитации необходимо:

1. Подготовить портфолио

Портфолио - созданный самостоятельно отчет о профессиональной деятельности работника за последние 5 лет, где перечислены: сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации , обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации. Эти сведения подаются с подтверждающими документами.

2. Пройти тестирование

Для успешного прохождения тестирования необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.

Как проходит аккредитация

Аккредитуемый проходит этапы строго в указанной последовательности. Переход на следующий этап возможен лишь при прохождении предыдущего
- запрещается использование любых средств связи
- осуществляется записи видеоизображения и аудиосигнала. При этом качество видеозаписи должно обеспечивать возможность обзора всего помещения, а аудиозапись должна содержать речь аккредитуемого.

Что получает аккредитуемый

Те, медработники, кто успешно прошел все этапы аккредитации (по каждому получил «Сдано»), признаются прошедшими аккредитацию. Им не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации .

Портфолио оценивается комиссией с результатом «сдано/не сдано». Для прохождения этапа тестирования при аккредитации дается три попытки. В случае, если все они оказались неудачными, соискатель признается не прошедшим этап. Отсутствие без уважительной причины приравнивается к несдаче аккредитации. Не прошедший аккредитацию соискатель может вернуться к сдаче спустя 11 месяцев. Если специалист не сдал аккредитацию, он может подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии в течение двух рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации. Жалоба рассматривается в течение пяти дней.

Об аккредитации медработников и новой системе НМО С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов. Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года? Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты – выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников. Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач. Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 – по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена – его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут. Все, но не сразу Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года. Повышение квалификации по-новому Еще одна важная реформа 2016 года – внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, – уверен Залим Балкизов. – При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза». Как изменится дополнительное образование медработников? Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, – поясняет Залим Балкизов. – Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д. Где совершенствовать знания – на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации – специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu.rosminzdrav.ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, – продолжает Залим Балкизов. – Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным». Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации. Нет баллов – нет аккредитации? Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года – следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех. – Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации. Следовательно, не сможет дальше работать, – подчеркивает Балкизов. – Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом. А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов – за 5 лет и не меньше 50 часов – в год». «Подводные камни» новой системы Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет – система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения – по 18 часов, т.е. всего по два дня, – говорит Залим Балкизов. – За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять». Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому – первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три. Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, – комментирует Залим Балкизов. – В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.