Здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное. Основным заданием современной системы здравоохранения остается сохранение и укрепление здоровья населения, улучшения качества медицинской помощи, разработка конкретных лечебных и профилактических ме

Введение

Здоровье – один из важнейших объектов гуманитарных исследований. На протяжении столетий главным способом профилактики заболеваний считалось оздоровление окружающей среды, однако в XX в. основное внимание стало уделяться поведению человека, его личностным характеристикам.

Как самостоятельное направление психология здоровья сформировалась в 1970-х гг., когда были созданы соответствующие подразделения в национальных психологических ассоциациях. Первая статья по психологии здоровья на русском языке вышла в свет в 1991 г. в Вестнике Ленинградского государственного университета; в конце 1990-х гг. защищаются докторские и кандидатские диссертации.

Согласно Библии, человек был создан, чтобы быть с Богом, который включал полное здоровье. Библейская болезнь рассматривается прежде всего как результат непослушания Адама и Евы. Их первоначальный грех означал падение человечества, отделение от Бога, тщеславие и сломанный мир, где преобладают смерть, грех и болезнь.

Если грех является причиной болезни, следует различать грех как состояние и грех как поступок. Грех как состояние связан с первичным грехом, и это всегда является причиной болезни. Грех как акт может и не должен быть причиной болезни, как доказывает Писание. В Ветхом Завете есть прямая связь между конкретным грехом и болезнью. Бог обещал Израилю, что он не понесет болезни, если он будет подчиняться ему. Больной Джоб рассматривает в этом контексте, но Диллард и Лонгман подчеркивают, что страдания Иова конструктивны, потому что он должен быть свободен от этой убежденности.

Здоровье является многозначным понятием, включающим в себя биологические, психологические и социальные компоненты, поэтому описать все его факторы в рамках одной работы крайне сложно. В данном тексте анализируются те факторы здоровья, которые чаще всего обсуждаются в научной литературе – социальная среда и межличностные отношения, поведение человека, его познавательная сфера. Однако содержание пособия не ограничивается исключительно психологическими подходами, поскольку современные исследования здоровья всегда носят междисциплинарный характер.

Что касается Нового Завета, Бломберг указывает на два исцеления, расположенные бок о бок, которые противоречат друг другу в связи с отношением болезни и греха. Иисус исцелил мужчину с 38-летней недееспособностью, и когда он говорит, что больше не грешит, он защищает общий еврейский взгляд. С другой стороны, когда ученики спрашивают его, почему человек родился слепым, он отрицает связь болезни с грехом. Если христианин решает конфликт причины своей болезни, то несомненно, что болезнь всегда является результатом первичного греха, но если не ясно о болезни и конкретном грехе, тогда лучше воздержаться от обвинения в себе и сосредоточиться на лечении и Боге.

Пособие состоит из двух разделов: в первом представлены теоретические основы, во втором – цели, методы и направления психологической практики в сфере здоровья. В приложениях даются методики оценки безопасного поведения человека, приводятся сведения об ученых, которые внесли значительный вклад в развитие психологии здоровья.

Путь исцеления с помощью альтернативной медицины как этическая дилемма

Определение диагноза на основе посещения врача начинается с общей процедуры лечения. Пациент проходит экспертные консультации и, благодаря послушанию, стремится, в частности, к качеству физического состояния, чтобы он мог выполнять нормальную жизнь, быть полезным и участвовать в жизни общества. Только когда научные методы лечения терпят неудачу или вердикт врача находит неизлечимую болезнь, пациент обращается к другим возможностям. Часто внутренне борется с возможностью существования Бога или надеется на альтернативную медицину.

Раздел I
Теоретические основы психологии здоровья

Глава 1. Здоровье как объект научного исследования

1.1. Основные подходы к определению здоровья

Здоровье является важнейшей жизненной ценностью. Однако люди по-разному понимают ключевые признаки и способы его сохранения. Например, некоторые стремятся достичь душевного равновесия; другие полагают необходимым поддерживать оптимальную физическую активность, полноценно питаться и отдыхать, регулярно обследоваться у врача; третьи думают, что здоровье в основном определяется наследственностью. Понятие здоровья является многозначным. Оно связано с различными состояниями и способностями человека и отражает одновременно биологические, психологические и социальные аспекты его существования. Неудивительно, что на сегодняшний день в литературе можно встретить более трехсот вариантов его определения . Ниже приводятся некоторые из них.

Дилемма, которая открывается здесь, связана с общим отказом от этого обращения, особенно наукой. Хашковкова пишет, что вопрос об альтернативной медицине не является прежде всего этическим, но содержание является этическим балансом, необходимо ли понимать альтернативные процедуры как враждебную научную медицину. Автор ищет критерии включения определенных методов в сферу здравоохранения, когда видит, что некоторые из них уже приняты. Он также показывает хорошие результаты лечения целителей и их полезность, в отличие от негативных медицинских установок.

Здоровье – это:

Состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (Всемирная организация здравоохранения ) ;

Полноценная самореализация человека (А.Е. Созонтов ) ;

Непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза1
Гомеостаз – совокупность приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия факторов, нарушающих относительное внутреннее постоянство его внутренней среды.

Учитывая существование этого явления, они видят необходимость в необходимости уважения и диалога. Согласно Ондко, термин альтернативная медицина используется для набора терапевтических методов, отличных от обычных врачей, основанных на научных знаниях, системе культурных ценностей и социальных правилах. В качестве критерия классификации Ондок видит, что эмпирическое правило в медицине «процветает и не вредит». С одной стороны, обычная медицина использует множество вредных наркотиков и агрессивных методов, исцеление дорогостоящее, лечение безлично по природе, а мужчину пренебрегают как психосоматическую единицу.

… в соответствии с фенотипическими2
Фенотип – совокупность характеристик, присущих живому существу на определенной стадии развития. Обусловлен генетическими характеристиками и характеристиками окружающей среды.

Потребностями (В.В. Колбанов ) ;

Динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой… при свободном осуществлении всех присущих человеку биологических и социальных функций (Д.Д. Венедиктов )

Альтернативная медицина, с другой стороны, основана не на научном знании медицинских и биологических исследований, она пренебрегает проверкой эффективности методов и основана на философских и религиозных идеях. Известны также случаи, когда целители пытались лечиться с отказом от медицинской помощи, некоторые из них искали прибыль. Сегодня мы сталкиваемся с подходом к питательному лечению, особенно для онкологических заболеваний, которые исключают своевременную химиотерапию. Однако признанным преимуществом является связь целителя с пациентом.

Определения здоровья бывают обобщенными и частными (основанными на отдельном критерии). Например, определение Всемирной организации здравоохранения носит обобщенный характер, а определение здоровья как отсутствия симптомов болезни – частный. Основной проблемой при использовании обобщенных определений здоровья (как правило, имеющих абстрактный характер) является необходимость соотнесения его различных аспектов и уровней. В них фиксируется скорее конечная цель усилий отдельного человека и общества в целом по сохранению и укреплению здоровья.

Понятно, что процесс исцеления на основе науки можно описать. Во время обследования врач выясняет причину болезни и работает над научно обоснованными методами для ее удаления. Однако этого нельзя сказать о некоторых альтернативных методах лечения. Что-то происходит во время этого процесса, но целитель и пациент часто не знают, что. Обычно говорят о какой-то энергии, которая действует, раскрывает и лечит болезни. Является ли эта энергия человеческой верой или эффектом плацебо или чем-то еще? Войтишек, в отличие от многих противников, не только признает эффект плацебо, потому что он воспринимает в человеке пространство духовности, которое во время посещения целителя удовлетворено из-за целостного подхода.

Норма как мера здоровья… не исключает и даже предполагает различия в проявлении здоровья. В.Д. Жирнов

В практике обычно используются частные определения здоровья, например такие:

Анатомическая сохранность и нормальная работа всех органов и систем, определяемая на основе конкретных индикаторов: уровне артериального давления, температуре тела и т. д.;

Пищевые методы - лишение опухоли, ограничивая ее питание, макробиотическую диету

Человек - это не только часть тела, но и конкретный человек и весь человек, которого он слушает. Его внутренние духовные силы начинают давать оптимизм для исцеления.

Методы обработки - рефлексология, остеопатия, иглоукалывание

Медицинские и диагностические приборы - устройства, которые захватывают космическую энергию, регулируют геопатогенные зоны, деполяризуют магнитные домены, концепции создают впечатление науки для мирян.

Естественное лечение - герабилизм, цветочное лечение Баха - чаепитие

Исцеление магнетизмом и камнями - браслеты, каменные камни. Лечение - гомеопатия, вообензим, капли березы, хрящ акулы и многое другое. Особая глава - лечение травами, когда христиане получают травы в качестве подарка от Бога как часть творчества Творца, но отказываются от терапии в связи с суевериями или песнопениями. Похоже, что решение конфликта между альтернативной и традиционной медициной поможет укрепить сотрудничество между врачом и целителем.

Отсутствие симптомов болезни;

Уровень и гармоничность физического развития;

Способность адаптироваться к условиям среды, а также к саморегуляции соматических и психических состояний. Определяется имеющимися у человека физическими, психологическими и социальными ресурсами. Критериями адаптированности могут выступать как биологические (например, показатели работы иммунной системы), так и социально-психологические характеристики человека (доступность социальной поддержки, разнообразные копинг-стратегии);

Вероятно, не будет объединения в этой области из-за двух источников лечения, но взаимное уважение к примирению непризнания лечения может быть сделано таким образом, чтобы пациент не боялся признаться в посещении целителя. Если пациент просит одно из альтернативных методов лечения, врач должен сообщить ему правду. В любом случае пациенту необходимо объяснить, что в дополнение к выбранному альтернативному лечению он должен пройти обычное лечение. Строгий запрет не рекомендуется, поскольку он может привести пациента и его родственников в стрессовую ситуацию и избавиться от чувства, что он «сделал все, что было доступно». Если целитель работает с врачом, его консультация или естественная медицина могут помочь улучшить общее состояние и качество жизни пациента. Отношение к целителям не должно быть априорным отрицательным. . Влияние отдельных методов альтернативной терапии научно необъяснимо, невидимо и объясняется оккультными силами.

Способность к полноценному функционированию, к выполнению стоящих перед человеком задач;

Внутренняя гармония и гармония с окружающей средой;

Субъективное благополучие, хорошее самочувствие .

Можно заметить, что определения 1–3 и частично 4 основаны на использовании биологических показателей здоровья. Валеолог Э.Н. Вайнер считает наиболее важными из них частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление в состоянии покоя, жизненную емкость легких, время восстановления ЧСС после интенсивной физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд), общую выносливость (время, за которое человек пробегает 2 км), ловкость и скоростно-силовые качества (дальность прыжков с места). На основе данных показателей человека можно отнести к более или менее высокой группе здоровья.

Библия предупреждает о такой практике. Эта запись показывает, что не каждое чудесное исцеление от Бога. Сроки использования древесины и использование палки считаются блудными. Новый закон свидетельствует о реакции верующих в Бога, которые, поверив, сожгли книги, содержание которых было связано с магией. Для христианина это означает, что, когда он обращается к моральной дилемме с использованием какой-то альтернативной медицины, то либо он имеет ясное отношение к отказу, либо даже более глубокую внутреннюю борьбу с желанием исцеления, научного и библейского знания.

Фактически мы почти никогда не можем установить, что есть среднее в применении к соматической сфере человека… «Норма» для нас – это лишь идея. Овладеть <ею> – значит, познать жизнь до конца. К. Ясперс

Использование определений здоровья, основанных на понятии среднестатистической нормы, не всегда оправдывает себя. Э.Н. Вайнер полагает, что человека необходимо ориентировать не на достижение идеального здоровья, а на повышение уровня актуального здоровья с учетом индивидуальных свойств и потребностей . Кроме того, само понятие «биологическая норма» является неоднозначным, поскольку для обеспечения выживания необходимо значительное биологическое разнообразие .

Христианин в Библии находит ответ на вопрос о том, где берется энергия космического пространства или биоэнергетики, поскольку она может различать воздействие сил этого падшего мира и мира, искупленных, приносящее реальное обновление через жертву Иисуса Христа. В этой перспективе нельзя согласиться с Хашковеком и его утверждением, что вопрос об альтернативной медицине не носит в основном этический характер, потому что для христиан суть альтернативной медицины - этическая проблема. Однако это не для нехристиан, потому что тайна этой проблемы несколько затенена, и поэтому решает этическую дилемму только с точки зрения содержания, стоящего в конфликте и науке.

Вместо призыва к достижению утопического максимального здоровья более разумным для человека представляется стремление к достаточному здоровью. И.А. Гундаров, С.В. Матвеева

Несмотря на очевидное расхождение с реальностью, визуальный образ здоровья (который распространяется среди широкой публики посредством средств массовой информации) – это классический идеал юного греческого атлета . Понятие здоровья как некоего идеального состояния недостижимо в силу своей заданности, так как подобный подход предполагает, что у любого человека на протяжении всей его жизни артериальное давление должно оставаться постоянным (но в таком случае мы игнорируем тот факт, что значительная часть популяции мужчин старше 60 лет имеет более высокие показатели давления, чем молодые, и тем самым автоматически рассматриваем пожилых людей как больных). Можно заметить усиливающуюся тенденцию современной медицины к перфекционистским определениям здоровья. В результате болезнь и смерть перестают рассматриваться как естественные феномены. Данный подход является недостаточно эмпиричным, неэкономичным и самое главное неадаптивным с точки зрения будущего человечества .

В этой работе анализируются понятия здоровья и болезни, так что ясно, что ценность человека лежит не только в физическом плане, но и в ментальном и социальном плане. Кроме того, библейский взгляд добавляет духовный план. Его игнорируют в светском взгляде, но, с другой стороны, его существование находит свое отражение в поиске скрытых таинственных сил, которые принесут пользу человеку. Такое пособие люди находят в альтернативной медицине. Он выполняет человеческую потребность исполнять духовные ценности - принятие, слушание, понимание себя с точки зрения целостности.

Корректное и практически применимое определение здоровья подразумевает разграничение идеальных и реальных параметров функционирования как человеческого организма (соматическое здоровье), так и человеческой психики (психическое здоровье).

В последние годы появляется необходимость выделения и других видов здоровья – психологического, духовного, социального. Это связано со стремлением преодолеть ограниченность биомедицинского подхода, в котором здоровье рассматривается либо как состояние человеческого организма в целом, либо как состояние нервной системы.

Обычная медицина относится к альтернативе как ненаучной, но признает, что многие люди получают пользу от надежды на улучшение своего здоровья. По этой причине он стремится сотрудничать в рамках благополучия пациента и в конечном итоге может помочь уменьшить внутренний конфликт решения этической дилеммы для участия в целителе. Принятие альтернативных дисциплин как профессионального компонента медицины является источником обсуждения и критики. Кажется невозможным объединить эти две дисциплины в двойной источник научной и ненаучной концепции, хотя обе имеют одну и ту же цель исцеления больных.

Введение понятий психологического и социального здоровья предполагает уровневый подход к его определению. Одна из первых в отечественной науке концепций уровней здоровья была разработана российским психологом Б. С. Братусем. Он выделял личностный, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. Личностный уровень здоровья отражает качество смысловых отношений человека, индивидуально-психологический – степень адекватности их реализации, а психофизиологический – состояние нервной системы, обеспечивающее психическую деятельность. При этом возможны различные варианты сочетаний показателей развития данных уровней .

Основы христианской веры, Возвращение дома, Прага

Уже ядро ​​содержания альтернативной медицины является этической проблемой для христиан, в то время как для нехристиан эта этическая проблема - это только конфликт научных фактов и необоснованные последствия лечебных форм. Это принципиальное отличие, которое было указано в этой работе.

Здоровье и поиск альтернативного исцеления. 1

Путь исцеления с помощью альтернативной медицины - этическая дилемма. 3. Вот почему отставка симптомов болезни не дает пациентам чувство здоровья.

Люди, которые психически больны при выходе из больницы, к сожалению, далеко от положительной стороны континуума. Среди факторов, которые могут помочь больным в движении к здоровью, безусловно. Наличие эффективных социальных навыков, наличие социальных сетей вне семейных отношений, обеспечение самостоятельности и независимости от семьи, возможность активного участия в самолечении, наличие возможностей для дальнейшего развития, образования, проведение работы в максимально возможной степени. Оснащение человека такими навыками и развитие возможностей дальнейшего развития не касается больниц или клиник психического здоровья.

Личностный уровень здоровья в современных публикациях часто отождествляется с психологическим здоровьем и психологическим благополучием. Психологическое здоровье это состояние, отражающее такой уровень развития личности, который характеризуется принятием других и самопринятием, спонтанностью, автономностью, адекватностью и гибкостью восприятия окружающего мира, духовностью, креативностью, ответственностью за свою жизнь, осознанностью существования, способностью к саморегуляции. Психологическое здоровье позволяет человеку адаптивно функционировать на различных уровнях жизнедеятельности .

Сходным с понятием психологического здоровья является понятие психологического благополучия. Благополучие в целом имеет физические, когнитивные, эмоциональные и социальные показатели. Человек с высоким уровнем психологического благополучия удовлетворен собственной жизнью и реализацией своего потенциала. Он адекватно оценивает себя, способен к продуктивной социально значимой активности, полноценным межличностным отношениям, преодолению стресса, он автономен, имеет жизненные цели . Наиболее известной из адаптированных на сегодня шкал психологического благополучия является шкала, разработанная К. Рифф. Ее русскоязычный вариант был предложен H. Н. Лепешинским .

Критериями социального здоровья являются способность индивида к полноценному выполнению своих социальных функций, степень его участия в жизни общества, количество и качество межличностных связей. Социально здоровая личность обладает необходимыми ресурсами для адаптации в обществе и способна конструктивно взаимодействовать со своим окружением. При этом социальное здоровье определяется не только личными усилиями индивида по саморазвитию, но и теми возможностями, которые предоставляет ему среда. Социальное здоровье, например, зависит от того, насколько социальный статус человека позволяет ему удовлетворять свои потребности и реализовывать жизненно важные цели .

Состояние здоровья человека и качество его жизни взаимосвязаны. Чем выше показатели здоровья, тем выше качество жизни и наоборот: низкое качество жизни не позволяет достичь оптимального уровня здоровья из-за недостатка экономических, материальных и социальных ресурсов. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как «оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации» . Таким образом, в понятии качества жизни можно выделить объективный и субъективный аспекты. Если ранние исследования качества жизни были основаны на оценке его объективных показателей (распределение доходов, образование, здоровье, питание, доступность и качество жилья, безопасность и стабильность физической и социальной среды), то в настоящее время более принятыми являются комплексные оценки качества жизни, учитывающие субъективную позицию респондента.

Качество жизни, основанное на самооценке пациента, активно изучается в современной медицине. Эмпирически подтверждено, что оно является независимым от текущего соматического статуса фактором выживания и продолжительности жизни больных . К параметрам субъективного качества жизни, связанным со здоровьем, относятся:

Самооценка состояния здоровья;

Влияние здоровья на возможность переносить физические и психологические нагрузки;

Влияние уровня физического и эмоционального благополучия на продуктивность труда и повседневную деятельность человека,

Самооценка настроения;

Самооценка физических симптомов здоровья (например, болевых ощущений).

С русскоязычной версией опросника качества жизни можно ознакомиться на сайте межнационального исследования качества жизни (www.Quality-life.ru).

Таким образом, в современных концепциях здоровья подчеркивается важность не только объективных показателей, но и субъективной оценки человеком своего состояния. Согласно Ю.И. Мельнику, такая оценка позволяет человеку активно приспосабливаться к меняющимся требованиям среды и именно «субъективное здоровье» должно стать предметом психологического исследования . Автор выделяет поведенческий, когнитивный и аффективный уровни субъективного здоровья (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Уровни субъективного здоровья (по Ю.И. Мельнику)

Уровни субъективного здоровья взаимосвязаны. Например, негативные эмоции вкупе с соматическим состоянием могут изменить оценку здоровья и стимулировать человека к самосохранительному поведению.

Согласно данным лонгитюдных исследований3
Лонгитюдные исследования – наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени.

Проводимых в течение последних десятилетий в различных странах мира, самооценка здоровья позволяет не только предсказать продолжительность жизни, но и преждевременный выход на пенсию, скорость выздоровления после тяжелой болезни, необходимость помещения человека в дом престарелых. Связь самооценки с показателями дожития4
Дожитие – здесь вероятность того, что человек доживет до определенного возраста.

Сохраняется и при статистическом контроле биологических факторов .

Для самооценки здоровья человеку необходимо интегрировать различные сведения о своем здоровье: соматические признаки, функциональные изменения, а также эмоциональное состояние. Количество всех показателей здоровья и их соотношение определяют конечный результат. Ученые провели исследования и на основе полученных данных выделили шесть основных критериев самооценки здоровья человеком:

1) биомедицинский (респондент указывает на наличие (отсутствие) симптомов болезни);

2) критерий физического функционирования организма (например, респондент, определяющий свое здоровье как хорошее, говорит, что способен пройти пешком значительное расстояние);

3) критерий, основанный на оценке поведения (респондент считает себя здоровым, если ведет здоровый образ жизни);

4) критерий, отражающий социальную активность (количество занятий «по интересам», посещение клубов, встречи с друзьями);

5) критерий «социального сравнения» (респондент сравнивает свое здоровье со здоровьем другого человека – обычно, по мнению респондента, не такого здорового, как он сам);

6) критерий, отражающий психологическое, эмоциональное, духовное состояние (основан на целостных, всеобъемлющих определениях здоровья. Данная группа в своих оценках указывает на значительные соматические проблемы, но при этом не теряет оптимизма и рассчитывает на лучшее ).

Самооценка здоровья может быть общей (изучается при помощи вопроса анкеты типа «оцените состояние своего здоровья по шкале…») или сравнительной («ваше здоровье по сравнению со здоровьем людей вашего возраста: лучше, хуже, такое же…»).

Предполагается, что на самооценку здоровья влияют культура, ценности, убеждения, представления о приоритетных компонентах здоровья социальное окружение, экономический статус, гендерные показатели и возраст. В целом люди стремятся дать своему здоровью позитивную оценку, для чего неосознанно выбирают более выигрышную для себя группу сравнения.

Российский социолог И. В. Журавлева проанализировала данные о самооценке здоровья жителей СССР и далее Российской Федерации в период с 1970 по 2002 год. Она обнаружила, что свое здоровье как хорошее оценивают 20–30 % респондентов, как удовлетворительное – 50–60 и как плохое – 10–15 %; при этом самооценка здоровья у мужчин выше, чем у женщин; у горожан выше, чем у жителей села; у представителей обоих полов она начинает снижаться с 35-летнего возраста .

Аналогичные исследования были проведены сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Беларуси в октябре 2002 г. Полученные данные существенно не отличаются от показателей, приводимых И. В. Журавлевой . В ходе социологического опроса, проведенного в Минске в 2005 г., свое здоровье как хорошее и отличное оценили 25,2 % горожан, как среднее – 59,2, как плохое и очень плохое – 15,7 %; также обнаружено снижение самооценки здоровья с возрастом . Исследования в других странах позволяют сделать такие же выводы: женщины и пожилые люди чаще дают низкие оценки своему здоровью по сравнению с мужчинами и молодежью .

Использование самооценки в качестве критерия здоровья позволяет приблизить содержание данного понятия к реальности человеческого существования, но одновременно создает ряд проблем: сложность психометрической оценки субъективного благополучия (особенно если речь идет об исследованиях на уровне популяции), проблему лжи и социально желательных ответов, проблему необъективной оценки своего состояния.

Российский психолог Б. Г. Юдин отмечает, что сегодня многие люди, которых раньше общество считало больными или обладающими ограниченными возможностями, больше не хотят, чтобы их оценивали лишь на основе диагноза. Определяя себя как здоровых, они исходят из наличия способности к полноценному выполнению социальных функций. Свое психическое и духовное здоровье такие пациенты рассматривают как приоритетное по сравнению с соматическим благополучием. И. Ялом пишет об одной из своих пациенток: «Я заинтересовался ею, как только она произнесла первые слова: «…у меня терминальная стадия рака, но я не раковый больной»«.

Здоровье можно рассматривать как состояние, процесс, способность, ценность или ресурс. Понимание здоровья как состояния подразумевает, что в определенный момент времени человек находится на определенной точке континуума «здоровье – болезнь». Соответственно, кроме состояний здоровья и болезни, есть и промежуточное состояние. В медицине для его обозначения чаще всего используется термин «предболезнь».

Предболезнь (преморбидное состояние ) – состояние организма на грани здоровья и болезни, которое в зависимости от действия различных факторов может либо перейти в состояние болезни, либо закончиться нормализацией его работы.

Во время предболезни гомеостаз поддерживается за счет мобилизации всех доступных механизмов регуляции, что ведет к их чрезмерному напряжению и возрастанию энергетических затрат организма . Клиницисты рассматривают предболезнь как опасное для здоровья состояние. Например, Ю.А. Ефимов, Д.Н. Исаев считают его психовегетативным синдромом, выражающимся в функциональном расстройстве внутренних органов и систем. Он включает в себя симптомы головной боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, сна и во многих случаях по своим проявлениям отличается от основного соматического синдрома, который разовьется впоследствии . Однако состояние предболезни может рассматриваться и как ступенька на пути к достижению более высокого уровня здоровья. В связи с этим Э.Н. Вайнер пишет, что это «подаренная» человеку возможность воспользоваться в течении некоторого времени имеющимися у него ресурсами саморегуляции, чтобы не заболеть, а, напротив, улучшить свое здоровье . Таким образом, здоров не тот, кто не болеет, а кто способен, заболев, полностью выздороветь.

Индивид не находится изначально в состоянии предустановленной гармонии, но должен постоянно к нему стремиться. В связи с этим здоровье связано с чувством уверенности в жизни, для которой не существует никаких ограничений и витальные нормы для которой устанавливаются самим здоровым человеком .

Определение здоровья как ресурса означает, что здоровье понимается как некий запас прочности, которым обладает каждый человек с момента рождения и который пополняется благодаря его усилиям. Следует отметить, что такое определение типично не только для научных концепций, но и для обыденного сознания. Наконец, здоровье может считаться социальной и индивидуальной ценностью , обладание которой характеризует потенциал отдельного человека или государства, причем стремление к ее сохранению является обязательным для каждого сознательного индивида. Понимание здоровья как ценности типично для современной культуры.

Большинство приведенных в данном параграфе критериев здоровья пригодны лишь для оценки состояния отдельного человека. Если же мы хотим исследовать закономерности, определяющие здоровье больших групп людей, нам необходимо обратиться к концепциям общественного здоровья.

© Фролова, Ю.Г., 2014

© Оформление. УП «Издательство “Вышэйшая школа”», 2014

Введение

Здоровье – один из важнейших объектов гуманитарных исследований. На протяжении столетий главным способом профилактики заболеваний считалось оздоровление окружающей среды, однако в XX в. основное внимание стало уделяться поведению человека, его личностным характеристикам.

Как самостоятельное направление психология здоровья сформировалась в 1970-х гг., когда были созданы соответствующие подразделения в национальных психологических ассоциациях. Первая статья по психологии здоровья на русском языке вышла в свет в 1991 г. в Вестнике Ленинградского государственного университета; в конце 1990-х гг. защищаются докторские и кандидатские диссертации.

Здоровье является многозначным понятием, включающим в себя биологические, психологические и социальные компоненты, поэтому описать все его факторы в рамках одной работы крайне сложно. В данном тексте анализируются те факторы здоровья, которые чаще всего обсуждаются в научной литературе – социальная среда и межличностные отношения, поведение человека, его познавательная сфера. Однако содержание пособия не ограничивается исключительно психологическими подходами, поскольку современные исследования здоровья всегда носят междисциплинарный характер.

Что касается Нового Завета, Бломберг указывает на два исцеления, расположенные бок о бок, которые противоречат друг другу в связи с отношением болезни и греха. Иисус исцелил мужчину с 38-летней недееспособностью, и когда он говорит, что больше не грешит, он защищает общий еврейский взгляд. С другой стороны, когда ученики спрашивают его, почему человек родился слепым, он отрицает связь болезни с грехом. Если христианин решает конфликт причины своей болезни, то несомненно, что болезнь всегда является результатом первичного греха, но если не ясно о болезни и конкретном грехе, тогда лучше воздержаться от обвинения в себе и сосредоточиться на лечении и Боге.

Пособие состоит из двух разделов: в первом представлены теоретические основы, во втором – цели, методы и направления психологической практики в сфере здоровья. В приложениях даются методики оценки безопасного поведения человека, приводятся сведения об ученых, которые внесли значительный вклад в развитие психологии здоровья.

Путь исцеления с помощью альтернативной медицины как этическая дилемма

Определение диагноза на основе посещения врача начинается с общей процедуры лечения. Пациент проходит экспертные консультации и, благодаря послушанию, стремится, в частности, к качеству физического состояния, чтобы он мог выполнять нормальную жизнь, быть полезным и участвовать в жизни общества. Только когда научные методы лечения терпят неудачу или вердикт врача находит неизлечимую болезнь, пациент обращается к другим возможностям. Часто внутренне борется с возможностью существования Бога или надеется на альтернативную медицину.

Раздел I
Теоретические основы психологии здоровья

Глава 1. Здоровье как объект научного исследования
1.1. Основные подходы к определению здоровья

Здоровье является важнейшей жизненной ценностью. Однако люди по-разному понимают ключевые признаки и способы его сохранения. Например, некоторые стремятся достичь душевного равновесия; другие полагают необходимым поддерживать оптимальную физическую активность, полноценно питаться и отдыхать, регулярно обследоваться у врача; третьи думают, что здоровье в основном определяется наследственностью. Понятие здоровья является многозначным. Оно связано с различными состояниями и способностями человека и отражает одновременно биологические, психологические и социальные аспекты его существования. Неудивительно, что на сегодняшний день в литературе можно встретить более трехсот вариантов его определения . Ниже приводятся некоторые из них.

Здоровье – это:

Состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (Всемирная организация здравоохранения ) ;

Полноценная самореализация человека (А.Е. Созонтов ) ;

Непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза1
Гомеостаз – совокупность приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия факторов, нарушающих относительное внутреннее постоянство его внутренней среды.

Учитывая существование этого явления, они видят необходимость в необходимости уважения и диалога. Согласно Ондко, термин альтернативная медицина используется для набора терапевтических методов, отличных от обычных врачей, основанных на научных знаниях, системе культурных ценностей и социальных правилах. В качестве критерия классификации Ондок видит, что эмпирическое правило в медицине «процветает и не вредит». С одной стороны, обычная медицина использует множество вредных наркотиков и агрессивных методов, исцеление дорогостоящее, лечение безлично по природе, а мужчину пренебрегают как психосоматическую единицу.

… в соответствии с фенотипическими2
Фенотип – совокупность характеристик, присущих живому существу на определенной стадии развития.

Обусловлен генетическими характеристиками и характеристиками окружающей среды.

потребностями (В.В. Колбанов ) ;

Динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой… при свободном осуществлении всех присущих человеку биологических и социальных функций (Д.Д. Венедиктов )

Определения здоровья бывают обобщенными и частными (основанными на отдельном критерии). Например, определение Всемирной организации здравоохранения носит обобщенный характер, а определение здоровья как отсутствия симптомов болезни – частный. Основной проблемой при использовании обобщенных определений здоровья (как правило, имеющих абстрактный характер) является необходимость соотнесения его различных аспектов и уровней. В них фиксируется скорее конечная цель усилий отдельного человека и общества в целом по сохранению и укреплению здоровья.

Понятно, что процесс исцеления на основе науки можно описать. Во время обследования врач выясняет причину болезни и работает над научно обоснованными методами для ее удаления. Однако этого нельзя сказать о некоторых альтернативных методах лечения. Что-то происходит во время этого процесса, но целитель и пациент часто не знают, что. Обычно говорят о какой-то энергии, которая действует, раскрывает и лечит болезни. Является ли эта энергия человеческой верой или эффектом плацебо или чем-то еще? Войтишек, в отличие от многих противников, не только признает эффект плацебо, потому что он воспринимает в человеке пространство духовности, которое во время посещения целителя удовлетворено из-за целостного подхода.

Норма как мера здоровья… не исключает и даже предполагает различия в проявлении здоровья. В.Д. Жирнов

В практике обычно используются частные определения здоровья, например такие:

Анатомическая сохранность и нормальная работа всех органов и систем, определяемая на основе конкретных индикаторов: уровне артериального давления, температуре тела и т. д.;

Отсутствие симптомов болезни;

Уровень и гармоничность физического развития;

Способность адаптироваться к условиям среды, а также к саморегуляции соматических и психических состояний. Определяется имеющимися у человека физическими, психологическими и социальными ресурсами. Критериями адаптированности могут выступать как биологические (например, показатели работы иммунной системы), так и социально-психологические характеристики человека (доступность социальной поддержки, разнообразные копинг-стратегии);

Способность к полноценному функционированию, к выполнению стоящих перед человеком задач;

Внутренняя гармония и гармония с окружающей средой;

Субъективное благополучие, хорошее самочувствие .

Можно заметить, что определения 1–3 и частично 4 основаны на использовании биологических показателей здоровья. Валеолог Э.Н. Вайнер считает наиболее важными из них частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление в состоянии покоя, жизненную емкость легких, время восстановления ЧСС после интенсивной физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд), общую выносливость (время, за которое человек пробегает 2 км), ловкость и скоростно-силовые качества (дальность прыжков с места). На основе данных показателей человека можно отнести к более или менее высокой группе здоровья.

Фактически мы почти никогда не можем установить, что есть среднее в применении к соматической сфере человека… «Норма» для нас – это лишь идея. Овладеть <ею> – значит, познать жизнь до конца. К. Ясперс

Использование определений здоровья, основанных на понятии среднестатистической нормы, не всегда оправдывает себя. Э.Н. Вайнер полагает, что человека необходимо ориентировать не на достижение идеального здоровья, а на повышение уровня актуального здоровья с учетом индивидуальных свойств и потребностей . Кроме того, само понятие «биологическая норма» является неоднозначным, поскольку для обеспечения выживания необходимо значительное биологическое разнообразие .

Христианин в Библии находит ответ на вопрос о том, где берется энергия космического пространства или биоэнергетики, поскольку она может различать воздействие сил этого падшего мира и мира, искупленных, приносящее реальное обновление через жертву Иисуса Христа. В этой перспективе нельзя согласиться с Хашковеком и его утверждением, что вопрос об альтернативной медицине не носит в основном этический характер, потому что для христиан суть альтернативной медицины - этическая проблема. Однако это не для нехристиан, потому что тайна этой проблемы несколько затенена, и поэтому решает этическую дилемму только с точки зрения содержания, стоящего в конфликте и науке.

Вместо призыва к достижению утопического максимального здоровья более разумным для человека представляется стремление к достаточному здоровью. И.А. Гундаров, С.В. Матвеева

Несмотря на очевидное расхождение с реальностью, визуальный образ здоровья (который распространяется среди широкой публики посредством средств массовой информации) – это классический идеал юного греческого атлета . Понятие здоровья как некоего идеального состояния недостижимо в силу своей заданности, так как подобный подход предполагает, что у любого человека на протяжении всей его жизни артериальное давление должно оставаться постоянным (но в таком случае мы игнорируем тот факт, что значительная часть популяции мужчин старше 60 лет имеет более высокие показатели давления, чем молодые, и тем самым автоматически рассматриваем пожилых людей как больных). Можно заметить усиливающуюся тенденцию современной медицины к перфекционистским определениям здоровья. В результате болезнь и смерть перестают рассматриваться как естественные феномены. Данный подход является недостаточно эмпиричным, неэкономичным и самое главное неадаптивным с точки зрения будущего человечества .

В этой работе анализируются понятия здоровья и болезни, так что ясно, что ценность человека лежит не только в физическом плане, но и в ментальном и социальном плане. Кроме того, библейский взгляд добавляет духовный план. Его игнорируют в светском взгляде, но, с другой стороны, его существование находит свое отражение в поиске скрытых таинственных сил, которые принесут пользу человеку. Такое пособие люди находят в альтернативной медицине. Он выполняет человеческую потребность исполнять духовные ценности - принятие, слушание, понимание себя с точки зрения целостности.

Корректное и практически применимое определение здоровья подразумевает разграничение идеальных и реальных параметров функционирования как человеческого организма (соматическое здоровье), так и человеческой психики (психическое здоровье).

В последние годы появляется необходимость выделения и других видов здоровья – психологического, духовного, социального. Это связано со стремлением преодолеть ограниченность биомедицинского подхода, в котором здоровье рассматривается либо как состояние человеческого организма в целом, либо как состояние нервной системы.

Введение понятий психологического и социального здоровья предполагает уровневый подход к его определению. Одна из первых в отечественной науке концепций уровней здоровья была разработана российским психологом Б. С. Братусем. Он выделял личностный, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. Личностный уровень здоровья отражает качество смысловых отношений человека, индивидуально-психологический – степень адекватности их реализации, а психофизиологический – состояние нервной системы, обеспечивающее психическую деятельность. При этом возможны различные варианты сочетаний показателей развития данных уровней .

Основы христианской веры, Возвращение дома, Прага

Уже ядро ​​содержания альтернативной медицины является этической проблемой для христиан, в то время как для нехристиан эта этическая проблема - это только конфликт научных фактов и необоснованные последствия лечебных форм. Это принципиальное отличие, которое было указано в этой работе.

Здоровье и поиск альтернативного исцеления. 1

Путь исцеления с помощью альтернативной медицины - этическая дилемма. 3. Вот почему отставка симптомов болезни не дает пациентам чувство здоровья.

Люди, которые психически больны при выходе из больницы, к сожалению, далеко от положительной стороны континуума. Среди факторов, которые могут помочь больным в движении к здоровью, безусловно. Наличие эффективных социальных навыков, наличие социальных сетей вне семейных отношений, обеспечение самостоятельности и независимости от семьи, возможность активного участия в самолечении, наличие возможностей для дальнейшего развития, образования, проведение работы в максимально возможной степени. Оснащение человека такими навыками и развитие возможностей дальнейшего развития не касается больниц или клиник психического здоровья.

Личностный уровень здоровья в современных публикациях часто отождествляется с психологическим здоровьем и психологическим благополучием. Психологическое здоровье это состояние, отражающее такой уровень развития личности, который характеризуется принятием других и самопринятием, спонтанностью, автономностью, адекватностью и гибкостью восприятия окружающего мира, духовностью, креативностью, ответственностью за свою жизнь, осознанностью существования, способностью к саморегуляции. Психологическое здоровье позволяет человеку адаптивно функционировать на различных уровнях жизнедеятельности .

Сходным с понятием психологического здоровья является понятие психологического благополучия. Благополучие в целом имеет физические, когнитивные, эмоциональные и социальные показатели. Человек с высоким уровнем психологического благополучия удовлетворен собственной жизнью и реализацией своего потенциала. Он адекватно оценивает себя, способен к продуктивной социально значимой активности, полноценным межличностным отношениям, преодолению стресса, он автономен, имеет жизненные цели . Наиболее известной из адаптированных на сегодня шкал психологического благополучия является шкала, разработанная К. Рифф. Ее русскоязычный вариант был предложен H. Н. Лепешинским .

Критериями социального здоровья являются способность индивида к полноценному выполнению своих социальных функций, степень его участия в жизни общества, количество и качество межличностных связей. Социально здоровая личность обладает необходимыми ресурсами для адаптации в обществе и способна конструктивно взаимодействовать со своим окружением. При этом социальное здоровье определяется не только личными усилиями индивида по саморазвитию, но и теми возможностями, которые предоставляет ему среда. Социальное здоровье, например, зависит от того, насколько социальный статус человека позволяет ему удовлетворять свои потребности и реализовывать жизненно важные цели .

Состояние здоровья человека и качество его жизни взаимосвязаны. Чем выше показатели здоровья, тем выше качество жизни и наоборот: низкое качество жизни не позволяет достичь оптимального уровня здоровья из-за недостатка экономических, материальных и социальных ресурсов. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как «оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации» . Таким образом, в понятии качества жизни можно выделить объективный и субъективный аспекты. Если ранние исследования качества жизни были основаны на оценке его объективных показателей (распределение доходов, образование, здоровье, питание, доступность и качество жилья, безопасность и стабильность физической и социальной среды), то в настоящее время более принятыми являются комплексные оценки качества жизни, учитывающие субъективную позицию респондента.

Качество жизни, основанное на самооценке пациента, активно изучается в современной медицине. Эмпирически подтверждено, что оно является независимым от текущего соматического статуса фактором выживания и продолжительности жизни больных . К параметрам субъективного качества жизни, связанным со здоровьем, относятся:

Самооценка состояния здоровья;

Влияние здоровья на возможность переносить физические и психологические нагрузки;

Влияние уровня физического и эмоционального благополучия на продуктивность труда и повседневную деятельность человека,

Самооценка настроения;

Самооценка физических симптомов здоровья (например, болевых ощущений).

С русскоязычной версией опросника качества жизни можно ознакомиться на сайте межнационального исследования качества жизни (www.Quality-life.ru).

Таким образом, в современных концепциях здоровья подчеркивается важность не только объективных показателей, но и субъективной оценки человеком своего состояния. Согласно Ю.И. Мельнику, такая оценка позволяет человеку активно приспосабливаться к меняющимся требованиям среды и именно «субъективное здоровье» должно стать предметом психологического исследования . Автор выделяет поведенческий, когнитивный и аффективный уровни субъективного здоровья (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Уровни субъективного здоровья (по Ю.И. Мельнику)

Уровни субъективного здоровья взаимосвязаны. Например, негативные эмоции вкупе с соматическим состоянием могут изменить оценку здоровья и стимулировать человека к самосохранительному поведению.

Согласно данным лонгитюдных исследований3
Лонгитюдные исследования – наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени.

Проводимых в течение последних десятилетий в различных странах мира, самооценка здоровья позволяет не только предсказать продолжительность жизни, но и преждевременный выход на пенсию, скорость выздоровления после тяжелой болезни, необходимость помещения человека в дом престарелых. Связь самооценки с показателями дожития4
Дожитие – здесь вероятность того, что человек доживет до определенного возраста.

Сохраняется и при статистическом контроле биологических факторов .

Для самооценки здоровья человеку необходимо интегрировать различные сведения о своем здоровье: соматические признаки, функциональные изменения, а также эмоциональное состояние. Количество всех показателей здоровья и их соотношение определяют конечный результат. Ученые провели исследования и на основе полученных данных выделили шесть основных критериев самооценки здоровья человеком:

1) биомедицинский (респондент указывает на наличие (отсутствие) симптомов болезни);

2) критерий физического функционирования организма (например, респондент, определяющий свое здоровье как хорошее, говорит, что способен пройти пешком значительное расстояние);

3) критерий, основанный на оценке поведения (респондент считает себя здоровым, если ведет здоровый образ жизни);

4) критерий, отражающий социальную активность (количество занятий «по интересам», посещение клубов, встречи с друзьями);

5) критерий «социального сравнения» (респондент сравнивает свое здоровье со здоровьем другого человека – обычно, по мнению респондента, не такого здорового, как он сам);

6) критерий, отражающий психологическое, эмоциональное, духовное состояние (основан на целостных, всеобъемлющих определениях здоровья. Данная группа в своих оценках указывает на значительные соматические проблемы, но при этом не теряет оптимизма и рассчитывает на лучшее ).

Самооценка здоровья может быть общей (изучается при помощи вопроса анкеты типа «оцените состояние своего здоровья по шкале…») или сравнительной («ваше здоровье по сравнению со здоровьем людей вашего возраста: лучше, хуже, такое же…»).

Предполагается, что на самооценку здоровья влияют культура, ценности, убеждения, представления о приоритетных компонентах здоровья социальное окружение, экономический статус, гендерные показатели и возраст. В целом люди стремятся дать своему здоровью позитивную оценку, для чего неосознанно выбирают более выигрышную для себя группу сравнения.

Российский социолог И. В. Журавлева проанализировала данные о самооценке здоровья жителей СССР и далее Российской Федерации в период с 1970 по 2002 год. Она обнаружила, что свое здоровье как хорошее оценивают 20–30 % респондентов, как удовлетворительное – 50–60 и как плохое – 10–15 %; при этом самооценка здоровья у мужчин выше, чем у женщин; у горожан выше, чем у жителей села; у представителей обоих полов она начинает снижаться с 35-летнего возраста .

Аналогичные исследования были проведены сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Беларуси в октябре 2002 г. Полученные данные существенно не отличаются от показателей, приводимых И. В. Журавлевой . В ходе социологического опроса, проведенного в Минске в 2005 г., свое здоровье как хорошее и отличное оценили 25,2 % горожан, как среднее – 59,2, как плохое и очень плохое – 15,7 %; также обнаружено снижение самооценки здоровья с возрастом . Исследования в других странах позволяют сделать такие же выводы: женщины и пожилые люди чаще дают низкие оценки своему здоровью по сравнению с мужчинами и молодежью .

Использование самооценки в качестве критерия здоровья позволяет приблизить содержание данного понятия к реальности человеческого существования, но одновременно создает ряд проблем: сложность психометрической оценки субъективного благополучия (особенно если речь идет об исследованиях на уровне популяции), проблему лжи и социально желательных ответов, проблему необъективной оценки своего состояния.

Российский психолог Б. Г. Юдин отмечает, что сегодня многие люди, которых раньше общество считало больными или обладающими ограниченными возможностями, больше не хотят, чтобы их оценивали лишь на основе диагноза. Определяя себя как здоровых, они исходят из наличия способности к полноценному выполнению социальных функций. Свое психическое и духовное здоровье такие пациенты рассматривают как приоритетное по сравнению с соматическим благополучием. И. Ялом пишет об одной из своих пациенток: «Я заинтересовался ею, как только она произнесла первые слова: «…у меня терминальная стадия рака, но я не раковый больной»«.

Здоровье можно рассматривать как состояние, процесс, способность, ценность или ресурс. Понимание здоровья как состояния подразумевает, что в определенный момент времени человек находится на определенной точке континуума «здоровье – болезнь». Соответственно, кроме состояний здоровья и болезни, есть и промежуточное состояние. В медицине для его обозначения чаще всего используется термин «предболезнь».

Предболезнь (преморбидное состояние ) – состояние организма на грани здоровья и болезни, которое в зависимости от действия различных факторов может либо перейти в состояние болезни, либо закончиться нормализацией его работы.

Во время предболезни гомеостаз поддерживается за счет мобилизации всех доступных механизмов регуляции, что ведет к их чрезмерному напряжению и возрастанию энергетических затрат организма . Клиницисты рассматривают предболезнь как опасное для здоровья состояние. Например, Ю.А. Ефимов, Д.Н. Исаев считают его психовегетативным синдромом, выражающимся в функциональном расстройстве внутренних органов и систем. Он включает в себя симптомы головной боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, сна и во многих случаях по своим проявлениям отличается от основного соматического синдрома, который разовьется впоследствии . Однако состояние предболезни может рассматриваться и как ступенька на пути к достижению более высокого уровня здоровья. В связи с этим Э.Н. Вайнер пишет, что это «подаренная» человеку возможность воспользоваться в течении некоторого времени имеющимися у него ресурсами саморегуляции, чтобы не заболеть, а, напротив, улучшить свое здоровье . Таким образом, здоров не тот, кто не болеет, а кто способен, заболев, полностью выздороветь.

Индивид не находится изначально в состоянии предустановленной гармонии, но должен постоянно к нему стремиться. В связи с этим здоровье связано с чувством уверенности в жизни, для которой не существует никаких ограничений и витальные нормы для которой устанавливаются самим здоровым человеком .

Определение здоровья как ресурса означает, что здоровье понимается как некий запас прочности, которым обладает каждый человек с момента рождения и который пополняется благодаря его усилиям. Следует отметить, что такое определение типично не только для научных концепций, но и для обыденного сознания. Наконец, здоровье может считаться социальной и индивидуальной ценностью , обладание которой характеризует потенциал отдельного человека или государства, причем стремление к ее сохранению является обязательным для каждого сознательного индивида. Понимание здоровья как ценности типично для современной культуры.

Большинство приведенных в данном параграфе критериев здоровья пригодны лишь для оценки состояния отдельного человека. Если же мы хотим исследовать закономерности, определяющие здоровье больших групп людей, нам необходимо обратиться к концепциям общественного здоровья.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.