Объяснение важных нюансов системы аккредитации специалистов с медицинским образованием. Аккредитация врачей и медицинских работников на смену сертификации Аккредитация лечебное дело

Е.А. Столярова, начальник юридического отдела ГБУЗ «ГП № 3 ДЗМ» г. Москва
27 июня 2016 года вступило в силу Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 года за № 334н. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Ключевые слова: аккредитация специалистов, медицинское образование, медицинская деятельность
Keywords: accreditation professionals, medical education, medical activities

Действующее Положение об аккредитации устанавливает порядок организации и проведения аккредитации специалиста, то есть процедуру определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет, с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» в отношении:

  • лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (первичная аккредитация );
  • лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (первичная специализированная аккредитация );
  • лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (периодическая аккредитация ).

Аккредитация 2016-2026

Сама процедура аккредитации внедряется поэтапно. В 2016 году к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 году освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Остальные категории лиц в 2016 году допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

Аккредитация касается всех медицинских и фармацевтических работников. Но в этом году через новую систему допуска к профессиональной деятельности - первичную аккредитацию - пройдут только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. Главное достоинство стандартов третьего поколения в том, что они практико-ориентированные. Благодаря этому выпускники сразу будут допущены к процедуре аккредитации, получат индивидуальные допуски к конкретным направлениям деятельности и смогут работать на определенных должностях.

С 2017 года допуск к работе через систему аккредитации будут получать выпускники лечебного и педиатрического факультетов, специалисты медико-профилактического дела. Далее, с 2018 года будет введена первичная специализированная аккредитация для выпускников ординатуры и врачей, которые получают новые специальности в рамках дополнительного профессионального образования. Начиная с 2021 года вводится периодическая аккредитация для всех остальных специалистов, которые не вошли в первые три этапа. Таким образом, к 2026 году все медицинские работники должны быть аккредитованы.

Изначально задумывалось, что процедура аккредитации будет отдана профессиональным сообществам. Однако профессиональные стандарты еще не до конца приняты, само профессиональное сообщество в целом не организовало в полном объеме, поэтому законодательно предусмотрена регулирующая функция Минздрава России.

С целью методического сопровождения процедуры аккредитации на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова был создан Методический центр аккредитации специалистов. Основная задача центра - уже в 2016 году развернуть подготовку фондов оценочных средств в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России. В разработке оценочных средств приняли участие Национальная фармацевтическая палата и Стоматологическая ассоциация России, российские вузы. К настоящему времени подготовлены материалы, включающие спецификации оценочных средств, фонды тестовых заданий, ситуационные задачи (мини-кейсы), оценочные рубрики. Оценочные средства прошли текстологическую и содержательную экспертизу, по результатам которой проводилась коррекция содержания и формы заданий с последующей апробацией их на определенной выборке. Выпускники пройдут аккредитацию на площадках своих вузов.

Таким образом, процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

  • тестирование;
  • решение ситуационных задач;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Интервал между этапами - 1-2 дня. Критерием перехода от одного этапа к другому является «сдано» или «не сдано». «Проходной балл» на каждом - первом и втором этапах -это не менее 70 процентов выполненных заданий, практических манипуляций. Если аккредитуемый не прошел один из этапов, то будут даны три новые попытки пройти этап.

Первый этап . Особенность этапа в том, что специальное программное обеспечение на основании сопоставления профессионального и образовательного стандартов формирует для каждого аккредитуемого индивидуальный вариант тестовых заданий с учетом спецификации оценочного средства. За 60 минут с помощью электронного доступа (через проксимити-карту либо логин и пароль) надо выполнить 60 тестовых заданий. Все это формируется в Федеральном методическом центре Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и передается вузам, которые проводят аккредитацию.

Второй этап - проверка навыков в симулированных условиях по принципу объективного структурированного клинического экзамена. Это необходимо для оценки подготовки выпускника к самостоятельной деятельности, понимания, достаточно ли у него компетенций для того, чтобы приступить к лечебной практике. Выпускнику предложено пройти цепочку из пяти симуляционных станций, где ему предстоит применить тот или иной практический навык. На каждой станции четко оговаривается время, электронное наблюдение, банк ситуаций и стандартизованные чек-листы. Одна из станций - оказание неотложной помощи пациентам.

Третий этап - это решение ситуационных задач. Здесь важная роль отведена аккредитационной комиссии. Формируется индивидуальный вариант из трех ситуационных задач, каждая задача имеет пять вопросов, и комиссия их трех человек заслушивает ответ выпускника. На третьем этапе члены комиссии заполняют оценочные листы.

Оценка результата прохождения каждого этапа аккредитации специалиста, решения аккредитационной комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста или отдельного этапа аккредитации специалиста отражаются в протоколах заседания аккредитационной комиссии, подписываемых в день завершения этапа аккредитации специалиста, и размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах.

При безуспешном прохождении аккредитации в целом попытку можно повторить через 11 месяцев. Аккредитационная комиссия каждого вуза работает год.

Аккредитация медицинских работников станет постоянной формой медицинского образования с внедрением допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов.

На официальном сайте Минздрава России и Методического центра аккредитации в открытом доступе размещена база тестов по специальностям «Стоматология» и «Фармация», из которых при проведении первого этапа аккредитации программным обеспечением автоматически путем случайного подбора будет осуществляться комплектование набора тестовых заданий. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» он-лайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Минздрав выделяет три вида аккредитации , которые действуют в системе непрерывного медицинского образования:

  • первичная;
  • специализированная;
  • повторная.

Сегодня все выпускники медицинских специальностей проходят первичную аккредитацию – этот экзамен по сути является допуском к профессии . Этот шаг обязателен для ступени среднего медицинского образования, для специалитета, магистратуры и бакалавриата.

Специализированная аккредитация специалистов с медицинским образованием необходима только тем врачам, которые завершили обучение в ординатуре или прошли профессиональную переподготовку с целью освоения нового направления работы. Также эту процедуру аккредитации должны проходить работники, которые получали образование за рубежом.

Повторная аккредитация медицинских работников имеет периодический характер и проводится с целью подтверждения квалификации специалистов. В полном объеме ее будут проходить все медработники с 2021 года. Кроме того, повторная аккредитация специалистов здравоохранения интегрирована в систему НМО.

В течение 5 лет до аккредитации медработники набирают часы обучения в количестве не менее 150. Ранее Минздрав предлагал определять объем баллов, которые необходимо набрать медработнику, однако, на законодательном уровне этот механизм не закреплен. Минздрав обещает, что те врачи, которые уже начинали набирать баллы, их не потеряют.

Документы для аккредитации

  • 1. Заявление о допуске к аккредитации специалиста.
  • 2. Копия документа, удостоверяющего личность.
  • 3. Отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого специалиста за последние пять лет (портфолио) - для периодической аккредитации.
  • 4. Копия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, если такие документы имеются.
  • 5. Копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии.
  • 6. Копия трудовой книжки, если есть.
  • 7. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Для иностранцев и неграждан - если есть.

Какие задания входят в аккредитацию

Экзамен по аккредитации включает в себя три последовательных этапа :

  • Решение заданий теста
  • Оценка навыков специалиста на симуляторе
  • Ситуационные задачи

Рассмотрим эти этапы более подробно для всех трех видов аккредитации, поскольку они одинаковы для каждого из них.

Аккредитационный тест: особенности прохождения

  • 1. Задания тестов для каждого теста формируются путем автоматической выборки60 заданий из единой базы оценочных средств. Эту базу формирует Методологический центр аккредитации на базе университета им. Сеченова.
  • 2. Специалист должен ответить на вопросы теста за 60 минут. Но медработники с нарушениями зрения вправе выполнять тестовые задания 120 минут. Это одноиз дополнений к базовому положению об аккредитации.
  • 3. Каждый тест содержит 4 варианта ответа, среди которых только один правильный ответ.
  • 4. Оценка ответов происходит автоматически, в процентах правильных ответов от общего количества заданий теста. Тест сдан, если медработник правильно ответил на 70% и более вопросов, не сдал - если правильных ответов 69% и менее.

Оценка знаний врача на симуляторах

Прохождение симулятора - задание, которое есть в первичной и первичной специализированной аккредитации. На данный момент оценивается не менее 5 практических навыков и умений врачей, и один навык - у медработников со средним образованием. Задания формирует методический центр аккредитации. Оценка проводится либо в симуляционном центре, либо с помощью подготовленных статистов. На выполнение одного задания одному врачу отводится 10 минут, среднему медперсоналу - 30 минут. Для оценки результатов членами комиссии применяются оценочные листы. Результат выполнения практических заданий формируется автоматически в процентах правильно выполненных практических заданий от общего количества практических действий. Сдано – 70% и более верных ответов, не сдано - 69% и менее.

Решение ситуационных задач

Это задание только для первичной и первичной специализированной аккредитации врачей и провизоров. Средний медперсонал такие задачи не решает. Комплект задач для испытуемого генерируется автоматически путем отбора нужного количества заданий из базы. Врач должен подготовить и оформить ответ в течение 60 минут. Количество задач – 3, в каждой из задач представлено 5 практических вопросов. Решение оценивают члены комиссии, не менее 3 человек. Они одновременно заслушивают ответ врача и оценивают его правильность. На это отводится не более 30 минут. Затем происходит подсчет результатов. Для того, чтобы успешно пройти этот этап, врач должен правильно ответить на 10 и более вопросов. 9 и менее верных ответов – этап не сдан.

Новый формат ситуационных задач

Недавно были анонсированы грядущие изменения в решении ситуационных задач. Сейчас проходит апробация этой новой системы и даже были планы в конце 2018 года, что какая-то часть специальностей будет сдавать аккредитацию с новыми задачами.

Особенности нового формата ситуационных задач:

  • множественные кейсы изменена навигация по условиям задания; использование изображений для визуализации условий задачи (например, кожа);
  • 12 заданий множественного кейса располагаются последовательно в 4 блоках – лабораторное и инструментальное обследование, диагноз, лечение и вариативная часть;
  • врач не видит следующих заданий, не ответив на текущий вопрос (исключаются возможные подсказки). Кроме того, система контролирует количество ответов (не пускает дальше, если выбрано меньше или больше заданного числа ответов);
  • раздел лабораторных исследований:
    • при выборе правильных ответов система предоставляет подготовленные результаты лабораторных исследований и выдает соответствующее сообщение;
    • аналогично предоставляются подготовленные результаты инструментальных исследований.

Вопрос о диагнозе является ключевым вопросом множественного кейса. В случае выбора неправильного ответа система выдаст предупреждающее сообщение и предоставит информацию о правильном диагнозе. после завершения ответов на все задания система проведет оценку и выдаст ее результат: например, вы ответили верно на 9 из 12 вопросов, а затем даст возможность посмотреть на правильные ответы к каждому вопросу из 4-х разделов и на их обоснования.

Если в обосновании приводится ссылка на источник, система дает возможность посмотреть на этот источник с подсветкой соответствующих мест в документе (например, клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи больным болезнью …… ). Сейчас новый формат решения задач апробируется по двум специльностям - педиатрия и терапия.

Оценка результатов аккредитации

Если оценка за каждый этап "сдано", то аккредитации считается пройденной. Решение об этом отражается в протоколе заседания специальной комиссии, его подписывают в течение двух календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации. Итоговый протокол в течение 5 календарных дней со дня подписания ответственный секретарь аккредитационной комиссии направляет в Минздрав РФ. Заседания аккредитционной комиссии проводятся после каждого этапа аккредитации. По итогам каждого заседания оформляется протокол, то есть количества протоколов за одну процедуру аккредитации соответствует количеству его этапа. В случае первичной специализированной аккредитации - 3 этапа, 3 протокола. Сведения о лицах, признанныз прошедшими аккредитацию ответственный секретарь комиссии вносит в Федеральный регистр медицинских работников.

Когда аккредитация не пройдена

Аккредитируемый признается не прошедшим этап медицинской аккредитации, если он:

  • не явился для прохождения этапа аккредитации специалиста;
  • получил оценку «не сдано»;
  • нарушил требования о запрещении иметь при себе и использовать средства связи.

Если это произошло, необходимо представить в аккредитационную комиссию в течение недели заявление, в котором указать не пройденный этап.

Комиссия рассмотрит это заявление и примет решение, может ли специалист пройти этап повторно. Если трижды не удалось пройти этап аккредитации, то комиссия признает специалиста не прошедшим аккредитацию. Повторно можно пройти процедуру через месяц со дня признания аккредитуемого не прошедшим аккредитацию.

Какова процедура аппеляции

Процедура апелляции также предусмотрена в положении об аккредитации.

  • Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию полностью или отдельный ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение в апелляционную комиссию.
  • Это нужно сделать в течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа медицинской аккредитации на официальном сайте и информационных стендах аккредитующей организации.
  • Для рассмотрения жалоб председатель комиссии формирует апелляционную комиссию. При этом члены апелляционной комиссии не вправе рассматривать жалобы в отношении решений, которые они принимали сами.

Апелляционная комиссия рассматривает жалобу в течение 5 рабочих дней со дня ее подачи (п. 57) и принимает одно из двух решений:

  • удовлетворить жалобу и аннулировать решение АК, на которое подана жалоба;
  • отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение АК без изменения.

О своем решении апелляционная комиссия уведомляет аккредитуемого, подавшего жалобу, в день рассмотрения жалобы. Если решение комиссии аннулируется, то аккредитуемый вправе продолжить прохождение процедуры аккредитации специалистов начиная с этапа, который он не прошел. Если же в удовлетворении жалобы отказано, аккредитуемый вправе обжаловать решения аккредитационной и апелляционной комиссий в Минздрав.

Сколько раз медработники могут пересдавать экзамен по аккредитации

Если с первого раза пройти успешно тестирование на аккредитацию медработнику не удалось, то он имеет право на пересдачу.

Регламент разрешает три раза подряд пройти этап аккредитации. После третьей попытки комиссия признает его «не прошедшим аккредитацию специалиста».

Если медработник не согласен с решением, он вправе подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней.

Жалобу рассмотрят в течение пяти дней (приказ Минздрава от 26.04.2018 No 192н <О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов...>).



Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Уважаемые коллеги! Наш материал будет полезен в первую очередь медработникам с высшим медицинским образованием, желающим . Мы расскажем, кто из медицинских работников должен проходить аккредитацию в этом и следующем 2020 году. Узнайте, как успешно пройти аккредитацию и получить свидетельство.

Этапы вступления в систему аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов

Осталось всего 2 года до того момента, как заработает новая система подтверждения квалификации медицинскими и фармацевтическими работниками. Начиная с 1 января 2021 года, все без исключения фармацевтические и медицинские работники будут обязаны проходить аккредитацию.

До этого момента систему аккредитации внедряли поэтапно. Напомним, что первыми, кто стал проходить аккредитацию, стали выпускники медицинских и фармацевтических вузов. Они сдают аккредитационный экзамен с 2016 года.

Поэтапное вступление в систему аккредитации предусматривает, что до 2021 года аккредитационный экзамен будут сдавать лишь некоторые категории специалистов:

  • выпускники вузов и сузов;
  • специалисты, прошедшие курсы профессиональной переподготовки или подготовку в ординатуре по некоторым специальностям и направлениям.

Внимание! С 2016 года меняется и сама система повышения квалификации (Приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н). С 2016 по 2021 год у медработников и фарм. специалистов есть последняя (всего лишь одна) возможность пройти повышение квалификации по старой схеме и получить вместе с удостоверением о повышении квалификации сертификат специалиста. После получения сертификата нужно будет ежегодно набирать баллы НМО. В свою очередь с 2021 года полностью заработает система непрерывного медицинского образования (НМО).

Какие категории медицинских работников должны получать свидетельство об аккредитации в 2016-2021

В этом году аккредитацию должны проходить не только выпускники медицинских учебных заведений, но и работающие специалисты, которые завершили курсы переподготовки по некоторым направлениям (специальностям).

Какие курсы профессиональной переподготовки требуют прохождения аккредитации врача в 2019 году

В январе этого года Минздрав утвердил Приказ от 21.12.2018 №898н. В этом нормативном акте внесены изменения сроков и этапов аккредитации на 2019 и 2020 годы. Соответственно этот приказ вносит изменения в ранее действовавший приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н.

Напомним, в 2019 году аккредитацию должны были проходить все медицинские специалисты, которые завершили курсы профессиональной переподготовки, а также обучение в ординатуре. Но согласно приказу № 898, аккредитацию проходят в 2019 году не все, а лишь некоторые медработники, завершившие обучение на курсах переподготовки и в ординатуре по шести направлениям.

Шесть медицинских специальностей, по которым проходит аккредитация в 2019 году

С 2019 года получать свидетельство об аккредитации медицинского специалиста должны будут те медики, которые завершат обучение на курсах профессиональной переподготовки по следующим 6 специальностям:

  • Неврология
  • Кардиология
  • Общая врачебная практика (семейная медицина)
  • Онкология
  • Педиатрия
  • Терапия

Таким образом, это требование распространяется на тех врачей, которые получили после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Кто из медицинских работников также будет проходить аккредитацию с 2020 года

В приказе Минздрава от 21.12.2018 №898н говорится, что уже с 1 января 2020 года аккредитацию будут проходить и те специалисты, которые завершат обучение на курсах переподготовки по всем остальным раннее не перечисленным специальностям и направлениям.

Другими словами, с 2020 года медработникам, которые пройдут курсы профпереподготовки, уже не будут выдаваться сертификаты медицинского специалиста . Вместо этого они должны получать свидетельство об аккредитации. Такое свидетельство можно получить по результатам специального экзамена в аккредитационных центрах.

С перечнем программ профпереподготовки можно ознакомиться в разделе

Как проходит аккредитационный экзамен медицинских специалистов

В мае 2018 года вышел новый приказ Минздрава от 26.04.2018 №192н. В этом нормативном акте внесли изменения в Положение об аккредитации медицинских специалистов (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.07.2016 №334).

В этом положении прописан порядок проведения аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов.

Средний медицинский персонал не будет решать ситуационные задачи

Для тех, кто получает свидетельство об аккредитации после курсов профпереподготовки и освоения других программ дополнительного профессионального образования, исключили из перечня ситуационные задачи.

А вот те специалисты, которые имеют высшее медицинское или фармацевтическое профессиональное образование, решать ситуационные задачи будут.

Этапы аккредитационного экзамена

В проведении процедуры аккредитации для медработников с высшим и со средним медицинским образованием есть различия.

Что делать, если врач провалил аккредитационный экзамен

Если аккредитуемый завалит экзамен, он узнает об этом на официальном сайте. Там будет указано, какой именно этап экзаменуемый не сдал. В течении 5 дней необходимо подать заявление на повторное прохождение заваленного этапа экзамена. Если не успеть, то врача или медсестру признают непрошедшими процедуру аккредитации.

Как медицинскому специалисту подать заявление на прохождение аккредитации

Ответственный секретарь аккредитационной комиссии может принимать документы на прохождение аккредитации 1 раз в квартал.

Врач, медицинская сестра (медбрат) или фармработник должны подать в аккредитационную комиссию следующий перечень документов:

  • Заявление
  • Копию паспорта
  • Портфолио, которое является отчетом за последние пять лет о профессиональной деятельности. В него входят сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации)
  • Копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
  • Копию документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
  • Копию трудовой книжки (при наличии)
  • Копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (для иностранных граждан и лиц без гражданства — при наличии)

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, в котором приняла участие глава Минздрава Вероника Скворцова. В интервью «Известиям» она рассказала об инвестпроектах в медицине, аккредитации врачей, а также о том, когда будут модернизированы все детские поликлиники страны, зачем сотрудники регистратур проходят курсы вежливости и кто уговорит россиян вести здоровый образ жизни.

Ваш проект «Реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге» стал лауреатом национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». Какие еще важные проекты государственно-частного партнерства удалось реализовать в последние годы?

Среди важнейших - запуск производственной площадки при научном центре травматологии и ортопедии в Новосибирске, создание учебного корпуса при Пермском медицинском университете. Вообще в регионах мы реализуем более ста проектов. Общий объем привлеченных негосударственных средств оценивается уже десятками миллиардов. Это все средства, направляемые на повышение доступности и качества именно бесплатной для самого человека помощи.

Хотела бы отметить отдельно ввод в строй протонного центра в Санкт-Петербурге. Это частный проект. Но технология - крайне важна для страны. В этом году у нас появляются три новые площадки с протонными технологиями. Одна из них - частная, две - государственные. Все эти площадки должны быть включены в систему оказания высокотехнологичной помощи. Сначала в рамках клинической апробации, т.к. эта технология новая для России, а затем, после просчета клинико-экономической эффективности, - в программу госгарантий.

Экзамен с трех попыток

- Расскажите о внедрении системы аккредитации медработников. Что вы ожидаете от этого нововведения?

Это для нас нововведение, а для всего мира такая система существует уже больше 20 лет. Аккредитация медработников - механизм допуска к профессиональной деятельности, который позволяет оценивать, во-первых, теоретические знания - с помощью беспристрастного тестового экзамена по типу школьного ЕГЭ. Во-вторых, умения и навыки - по международному экзамену ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен. - «Известия»). Он проводится с помощью компьютерных тренинговых программ, симуляторов, которые позволяют оценить, насколько человек может применить свои знания на практике. Третий экзамен, традиционный для России, - на клиническое мышление. То есть на возможность быстро и правильно принимать решения (стратегические и тактические) по диагностике, лечению и реабилитации.

Эта трехэтапная проверка позволяет оценить реальные знания медика.

Мы начали проводить ее в 2016 году. Первыми стали выпускники медицинских вузов по двум специальностям: фармация и стоматология. В 2017 году аккредитовали уже 32,5 тыс. выпускников всех медицинских и фармацевтических вузов по всем базовым специальностям.

- Какие медработники будут проходить аккредитацию в ближайшие годы?

- В этом году мы внедряем в систему аккредитацию выпускников медицинских колледжей. С 2019 года вводится аккредитация выпускников ординатур по узким медицинским специальностям. Меняется время обучения в ординатуре - оно будет варьировать от одного года до пяти лет, в зависимости от специальности. Структура ординатур станет модульной. Чтобы человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, мог пройти аккредитацию и приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. Но в то же время мог продолжить обучение в ординатуре в течение еще двух лет, чтобы стать специалистом экстра-класса - заниматься нейроонкологией, сложнейшими нейрососудистыми операциями. Каждый этап (модуль) обучения будет завершаться аккредитацией.

Наша задача - до 2021 года включить в систему аккредитации всех медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием. А далее внедрять повторную аккредитацию, которая должна проводиться не реже раза в пять лет на основе непрерывного профессионального образования. Мы создали специализированный портал, который уже сейчас содержит более 1 тыс. интерактивных образовательных модулей.

Он сопряжен с федеральным регистром медицинских работников. В течение двух лет мы внедрим самые современные подходы к электронным автоматизированным системам помощи для врача. Такое живое взаимодействие с компьютерными программами позволит поддерживать и развивать профессиональный уровень.

- Если врач не справился с экзаменами - он отстраняется от работы?

- Дается три попытки. Пока показатели, с учетом этих трех попыток, очень хорошие. По медицинским вузам самые высокие у педиатров - аккредитацию прошли более 99% выпускников. На втором месте стоматологи и терапевты - более 98%. Чуть ниже показатели у профилактологов - около 96%.

Если человек не справился за три попытки, он может повторить испытание через год - так работает весь мир.

Лечение по протоколу

- Как еще, помимо аккредитации, вы планируете поднять качество медуслуг?

- Мы подготовили законопроект, подробно описывающий систему управления качеством медицинской помощи. Он основывается на внедрении разработанных национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека - их сейчас уже разработано более 1,2 тыс. По сути, каждая рекомендация - это стандартизованный алгоритм действий врача, который позволяет лечить больных индивидуально и избежать возможных ошибок. Критерии качества медицинской помощи, вошедшие в структуру клинических рекомендаций, утверждаются приказом Минздрава и являются обязательными. На их основе разрабатываются регламенты экспертизы качества медицинской помощи, проводимой экспертами медицинских страховых организаций и Росздравнадзора, - вся система должна работать по единым требованиям.

Если медицинский работник повторно нарушает клинические рекомендации, его должны направить на внеочередную аккредитацию с тем, чтобы подтвердить его профессиональный уровень. Бывают случайности - совершил ошибку, например, из-за усталости или плохого самочувствия. Но если аккредитационная комиссия обнаружит бреши в знаниях специалиста, он должен быть направлен на дополнительное обучение или повышение квалификации. Таким образом система должна самоочищаться. И это очень важно, потому что врачи работают не с неодушевленным материалом, а с людьми.

Долгие годы поликлиники страдали из-за нехватки узких специалистов. Удалось ли что-то изменить в этой сфере?

- Традиционно первичному звену не хватало прежде всего участковых терапевтов и педиатров, а также и узких специалистов. С 2011 года внедрены новые государственные образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов. Теперь начиная с первого курса и в течение всего обучения студенты проходят практическую подготовку. По сути, шестой курс стал субординатурой по терапии или педиатрии. Благодаря этому, а также введению аккредитации мы впервые смогли сразу по окончании вуза выпускать терапевтов и педиатров в первичное звено. Уже в 2017 году более 5 тыс. выпускников пришли в поликлиники и сельские врачебные амбулатории.

Кроме того, нам очень помогла программа «Земский доктор». Сейчас в ней могут участвовать врачи до 50 лет. Это привлекло 29 тыс. медиков в удаленные районы. Поэтому ситуация начала выправляться.

Что касается узких специалистов, то по ним у нас сформировался выраженный дисбаланс начиная с конца 1990-х - начала 2000-х годов. Особенно выраженным был дефицит онкологов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов.

Благодаря внедрению механизма целевого приема в вузы ситуацию удалось переломить. За последние два года на 9,5% увеличилось число онкологов, это очень существенно. На 7% - анестезиологов-реаниматологов, на 4,5% - рентгенологов и т.д.

Сейчас в ординатуре уже 60% бюджетных мест - целевые. То есть регионы имеют возможность заказывать тех специалистов, которые им нужны. При этом эффективность целевого приема приблизилась к 90%, то есть практически все обучающиеся возвращаются на целевые рабочие места.

- Можно ли это сравнить с распределением советских времен?

Де-юре это разные вещи, а де-факто целевая подготовка замещает отсутствующее распределение. Единственное различие в том, что распределение было обязательным для всех. Я через него проходила, мои родители. Сейчас, если ты по открытому конкурсу поступил (а он по многим специальностям доходит до 32 человек на место), - пожалуйста, можешь дальше распоряжаться своей судьбой так, как считаешь нужным. Но если ты идешь по целевому конкурсу, ты обязан отработать в течение трех лет на том рабочем месте, для которого тебя направляли на целевую подготовку.

В регистратуру - с любовью

- Как Минздрав планирует решить проблему очередей в поликлиниках?

- С помощью устранения дефицита кадров и внедрения бережливых технологий. Родоначальниками таких технологий являются японские производители. К нам проект «Бережливая поликлиника»принесли эксперты «Росатома». Суть заключается в том, что в любом медицинском учреждении проводится не только жесткая инвентаризация материальных объектов, но и скрининг организационных и технологических процессов. Выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы - организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу. Уже во всех регионах страны внедрена электронная запись: через интернет и терминалы в поликлинике. Работают информаты. Но по-прежнему можно записаться по телефону или придя в регистратуру. Как кому удобнее.

Мы поменяли расположение кабинетов. Сделали элементарную вещь - линейную траекторию прохождения кабинетов в рамках диспансеризации.

Это позволило сократить время прохождения первого этапа диспансеризации до одного-двух визитов. Вход в лабораторию для взятия крови тоже изменили: люди, которые входят и выходят, не пересекаются. Усовершенствовали рабочее пространство врачей и медицинских сестер. Выясняется, что такими несложными действиями можно в два раза увеличить число пациентов, проходящих через лаборатории и процедурные кабинеты за одну смену.

Благодаря внедрению четкой предварительной записи, а также организации кабинетов доврачебного приема ушли очереди у кабинетов врачей. Теперь медицинские сестры заполняют анкеты, измеряют температуру.

Очереди в поликлинике и время на прохождение записи сократились в 3,5–7,5 раза.

- Где работает «Бережливая поликлиника»?

- Мы начали этот проект менее года назад в трех регионах, взяв в каждом по две поликлиники: одну - детскую, вторую - взрослую. Сейчас таких поликлиник уже более трехсот в 40 регионах. Этот проект оказался очень эффективным. Мы планируем в него включить все детские поликлиники страны в течение трех лет. Эту задачу поставил перед нами президент страны в рамках пакета демографических мер. Выделен ресурс на обновление детских поликлиник - по 10 млрд рублей федерального финансирования ежегодно. Регионы должны обеспечить его софинансирование.

Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, отсутствие информации об услугах. Будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

Да. Вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. Очень важно, чтобы эти специалисты любили других людей, чтобы посетители их не раздражали, не вызывали желания нагрубить. Для этой работы подбираются доброжелательные люди. Даже то, что им ввели дресс-код - одинаковые халаты, эмблемы, косынки, - создает иную атмосферу.

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация. В поликлиниках активно внедряются информационные медицинские системы, которые удовлетворяют единым для страны требованиям. Параллельно создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций, создающие централизованный архив цифровых изображений с приборов. Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами. Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро формировать медицинская сестра. Активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения. Врач может получать результаты анализов автоматизированно, вводить в компьютер название лекарства, которое он хочет выписать, и видеть все аптеки, где оно есть и в каких количествах. Может посоветовать пациенту ближайшую аптеку.

Там, где информатизация уже внедрена, мы видим реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и качественной.

Уговорят лечиться

- В 2016 году был создан институт страховых представителей. Зачем он нужен?

- Страховые медицинские организации - особые структуры. Они должны быть гарантом удовлетворения главного права каждого человека - на охрану жизни и здоровья. В 2016 году мы создали программу поэтапной подготовки и включения в работу страховых представителей трех уровней.

Первый уровень - это хорошо подготовленные операторы. Для их обучения разработали методические руководства, единые справочники наиболее частых вопросов и ответов. У операторов есть информационная база, графики работы всех учреждений, врачей. Они в состоянии ответить на любой вопрос, помочь в записи на прием к любому специалисту, на плановую госпитализацию, посоветовать, где меньше очередь.

Второй уровень страховых представителей - это специально обученная команда, которая занимается массовыми рассылками через SMS или звонками по телефону, приглашая застрахованных на профилактические осмотры, диспансеризацию. Они отслеживают, приходил ли человек на прием. Информируют пациентов о результатах диспансеризации.

Если по результатам диспансеризации человек оказывается во второй или третьей группе здоровья, он должен подлежать диспансерному наблюдению. Это позволяет предупредить ожидаемые патологические состояния. Например, если у пациента нарушена толерантность к глюкозе, но при этом диабет еще не сформировался, важно поставить на контроль все факторы риска. Их очень легко скорректировать, и в результате человек получает дополнительные годы здоровой жизни. Если выявляется хроническое заболевание, необходимо проводить лечение и вторичную профилактику. Здесь требуется опека со стороны страховых медицинских организаций. Она позволяет резко повысить приверженность пациентов к медикаментозной терапии. Так, за последние три года мы достигли максимальной за всю историю нашей страны приверженности людей с повышенным давлением к антигипертензивной терапии. Поэтому уже 40% гипертоников вышли на постоянные целевые значения артериального давления, то есть они застрахованы от гипертонических кризов, инсультов и инфарктов миокарда. Их правильно лечат.

Аналогичная ситуация и с лечением пациентов с ранним атеросклерозом, изменениями липидного спектра. Уже в 36% случаев у них полностью нормализуются уровни холестерина.

- Чем занимаются страховые представители третьего уровня?

- Они подключаются к работе с этого года - это специалисты, которые научены мотивировать людей к ответственности за свое здоровье, ведению здорового образа жизни, включению в профилактические программы.

Сейчас у нас в базе уже около 7 тыс. страховых медицинских представителей. Страховое сообщество очень консолидировалось за последнее время вокруг этой стратегии. Всероссийская ассоциация медицинских страховщиков стала настоящим нашим соратником и партнером по защите прав пациентов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.