Многообразие одноклеточных организмов презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему. Подготовьте сообщение о разнообразии одноклеточных животных Презентация на тему биологическое разнообразие одноклеточных эукариот

Одноклеточные организмы выполняют те же функции, что многоклеточные: питаются, двигаются и размножаются. Их клетки должны быть «мастером на все руки», чтобы делать все это, что другие животных делают особые органы. Поэтому одноклеточные животные настолько непохожи на остальных, что их выделяют в отдельные Подцарство простейших.

Тело простейших состоит только из одной клетки. Форма тела простейших разнообразна. Оно может быть постоянным, иметь лучевую, двустороннюю симметрию (жгутиковые, инфузории) или вообще не иметь постоянной формы (амеба). Размеры тела простейших обычно малы – от 2-4 мк до 1,5 мм, хотя некоторые крупные особи достигают 5 мм в длину, а ископаемые раковинные корненожки имели в диаметре 3 см и более.

Тело простейших состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма ограничена наружной цитоплазматической мембраной, в ней находятся органоиды - митохондрии, рибосомы, эндо-плазматическая сеть, аппарат Гольджи. У простейших одно или несколько ядер. Форма деления ядра – митоз. Имеется также половой процесс. Он заключается в образовании зиготы. Органоиды движения простейших – это жгутики, реснички, ложноножки; или их нет совсем. Большинство простейших, как и все прочие представители животного царства, гетеротрофные. Однако среди них имеются и автотрофные.

Особенность простейших переносить неблагоприятные условия окружающей среды – состоит в способности инцистироваться, т.е. образовывать цисту. При образовании цисты органоиды движения исчезают, объем животного уменьшается, оно приобретает округлую форму, клетка покрывается плотной оболочкой. Животное переходит в состояние покоя и при наступлении благоприятных условий возвращается к активной жизни.

Размножение простейших весьма разнообразно, от простого деления (бесполое размножение) до довольно сложного полового процесса – конъюгации и копуляции.

0

Kaif

Среда обитания простейших разнообразна – это море, пресные воды, влажная почва.

Четыре основных класса простейших

1 – жгутиковые;

2 – саркодовые;

3 – споровики;

4 – инфузории.

1. Около 1000 видов, преимущественно с вытянутым овальным или грушевидном телом, составляют класс жгутиковых. Органеллы движения – жгутики, которых у различных представителей класса может быть от 1 до 8 и более. Жгутик – тонкий цитоплазматический вырост, состоящий из тончайших фибрилл. Своим основанием он прикреплен к базальному тельцу или кинетопласту. Жгутиковые движутся жгутом вперед, создавая своим движением вихревые водовороты и как бы «ввинчивая» животное в окружающую жидкую среду.

Способ питания: жгутиковых разделяют на имеющих хлорофилл и питающихся автотрофно, и на не имеющих хлорофилла и питающихся, как прочие животные, гетеротрофным способом. Гетеротрофы на передней стороне тела имеют особое углубление – цитостом, через который при движении жгутика пища вгоняется в пищеварительную вакуоль. Ряд форм жгутиковых питается осмотическим путем, всасывая всей поверхностью тела, растворенные органические вещества из окружающей среды.

2. Представители класса саркодовых, или корненожек, двигаются при помощи ложноножек – псевдоподий.

Класс включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков. Среди амеб, кроме форм, не имеющих скелета или раковинки, встречаются виды, имеющие домик.

Большинство саркодовых являются обитателями морей, имеются также пресноводные, живущие в почве.

Саркодовые характеризуются непостоянной формой тела. Дыхание осуществляется всей его поверхностью. Питание – гетеротрофное. Размножение – бесполое, существует также половой процесс.

0

Kaif
22.05.2017 оставил(а) комментарий:

4. Представители класса Инфузорий имеют органеллы передвижения – реснички, обычно в большом числе. Так, у инфузории-туфельки число ресничек более 2000. Реснички (как и жгутики) представляют собой специальные сложно устроенные цитоплазматические выросты. Тело инфузорий покрыто оболочкой, пронизанной мельчайшими порами, через которые выходят реснички.

У всех инфузорий не менее двух ядер. Большое ядро регулирует все жизненные процессы. Маленькое ядро играет основную роль в половом процессе.

Пища в тело животного попадает через клеточный “рот”, куда она загоняется движением ресничек; на дне глотки образуются пищеварительные вакуоли. Непереваренные остатки выводятся наружу.

Простейшие-строители горных пород: Почти 600 миллионов лет назад произошла «скелетная революция». Большинство живых организмов «оделось» скелетами, защитивших их от врагов. С тех пор бесчисленное поколение простейших гибли, их раковины откладывались на дне морей, километровые толщи осадков спрессовались под собственной тяжестью, превращаясь в мел и известняк. Движение земной коры поднимали осадочные породы на поверхность, сооружая из них горы. Вода вымывала минеральные вещества обратно в море, где они снова использовались для построения раковин. Так, благодаря простейшим, совершался круговорот минеральных элементов в биосфере на протяжении её истории.

Простейшие-важное звено водных экосистем: Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие – первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания животноядных обитателей водных экосистем _ рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.

Без простейших не могут существовать растительноядные животные: Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку) - основу растительных тканей! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.

Тема: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ: ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ»

Урок 1 : Строение клеток эукариот».

Цель урока : дать учащимся общее представление о строении клеток эукариот, об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения эукариотической клетки; фотографии органелл, сделанные под световым и электронным микроскопом.

Базовые понятия и термины:

Концепция урока: показать строение клеток эукариот (позже в срав­нении дать информацию о более простых прокариотических клетках). Рассказывая об эукариотах, использовать уже име­ющиеся у школьников знания.На основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности :

    Какие органеллы характерны для клеток растений?

    Какие органеллы характерны для клеток животных?

    Какие функции выполняют хлоропласты?

    Что вы знаете о митохондриях?

    Для чего нужна клеточная стенка? У каких клеток она есть?

II . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово учителя.

ПРОКАРИОТЫ.

В зависимости от уровня организации клетки организмы де­лят на прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (от лат. про - перед, вместо и греч. карион - ядро) - надцарство организмов, к которому относятся царства Бактерии и Цианобактерий (устаревшее название - «сине-зеленые водоросли»).

Клетки прокариот характеризуются простым строением: они не имеют ядра и многих органелл (митохондрий, пластид, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, клеточного центра). Только у некоторых бактерий - обитателей водоемов или капилляров почвы, заполненных водой, имеются особые газовые вакуоли. Изменяя в них объем газов, эти бактерии могут переме­щаться в водной среде с минимальными затратами энергии. В со­став поверхностного аппарата клеток прокариот входят плазматическая мембрана, клеточная стенка, иногда - слизистая капсула.

(рис. 1).

В цитоплазме прокариот находятся рибосомы, разнообразные включения, одна или несколько ядерных зон (нуклеоидов), содер­жащих наследственный материал. Наследственный материал прокариот представлен кольцевой молекулой ДНК, прикреплен­ной в определенном месте к внутренней поверхности плазмати­ческой мембраны (рис. 1).

Рибосомы прокариот сходны по строению с рибосомами, рас­положенными в цитоплазме и на мембранах эндоплазматической сети клеток эукариот, но отличаются более мелкими размерами. Плазматическая мембрана клеток прокариот может образовы­вать гладкие или складчатые выпячивания, направленные в ци­топлазму. На складчатых мембранных образованиях могут рас­полагаться ферменты, рибосомы, а на гладких - фотосинтезирующие пигменты. В клетках цианобактерий обнаружены округ­лые замкнутые мембранные структуры - хроматофоры, в кото­рых расположены фотосинтезирующие пигменты.

Клетки некоторых бактерий имеют органеллы движения - один, несколько или много жгутиков. Жгутики прокариот состо­ят из одной молекулы специфического белка, имеющей трубча­тое строение. Жгутики могут быть длиннее самой клетки в не­сколько раз, однако их диаметр незначительный (10-25 нм), поэтому в световой микроскоп они не видны. Кроме жгутиков, поверхность бактериальных клеток часто имеет нитчатые и трубчатые образования, состоящие из белков или полисахаридов. Он обеспечивают прикрепление клетки к субстрату или принимаю участие в передаче наследственной информации во время полового процесса.

Клетки прокариот имеют небольшие размеры (не превышают 30 мкм, а есть виды, диаметр клеток которых составляет около 0,2 мкм). Большинство прокариот - одноклеточные организмы есть среди них и колониальные формы. Скопления клеток прокариот могут иметь вид нитей, гроздей и т. д; иногда они окружен: общей слизистой оболочкой - капсулой. У некоторых колониальных цианобактерий соседние клетки контактируют между собой через микроскопические канальцы, заполненные цитоплазмой.

Форма клеток прокариот разнообразна: шаровидная (кокки), палочковидная (бациллы), в виде изогнутой (вибрионы) или спирально закрученной (спириллы) палочки и др. (рис.2)

(рис.2)

***

(сообщение учащегося – выдержка из реферата- до 5 мин.)

Открытие вирусов и их место в системе живой природы. Су­ществование вирусов впервые доказал русский ученый Д. И. Ива­новский в 1892 г. Исследуя заболевание табака - так называе­мую листовую мозаику, он при помощи микробиологических фильтров пытался выделить возбудителя этой болезни. Но даже фильтры с наименьшим диаметром пор не могли задержать это­го возбудителя, и отфильтрованный сок больного растения вы­зывал заболевание здоровых. Ученый высказал предположение о существовании какого-то неизвестного организма, по размерам значительно уступающего бактериям. Позже было доказано су­ществование аналогичных частиц, которые вызывали заболева­ния у животных. Все эти невидимые в световой микроскоп час­тицы получили общее название вирусы (от лат. вирус - яд). Од­нако настоящее изучение вирусов стало возможным лишь в 30-х годах XIX ст. после изобретения электронного микроскопа. На­ука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Особенности строения и функционирования вирусов. Разме­ны вирусных частиц составляют от 15 до нескольких сотен, иног­да до 2 тысяч (некоторые вирусы растений) нанометров. (рис.3)

(рис.3)

Жизненный цикл вирусов состоит из двух фаз: внеклеточной и внутри­клеточной.

Каждая вирусная частица состоит из молекулы ДНК или осо­бой РНК, покрытых белковой оболочкой (соответственно их назы­вают: ДНК - или РНК-содержащие вирусы). (рис.4)

(рис.4)

Обе эти нуклеиновые кислоты несут наследственную информацию о вирусных частицах.

Вирусные нуклеиновые кислоты имеют вид одно- или двух-, цепочных спиралей, которые, в свою очередь, бывают линейны­ми, кольцевыми или вторично скрученными.

В зависимости от структуры и химического состава оболочки вирусы подразделяют на простые и сложные.

Простые вирусы имеют оболочку, состоящую из однотипных белковых образований (субъединиц) в виде спиральных или многогранных структур (напр., вирус табачной мозаики) {рис. 28). Они имеют различную форму - палочковидную, нитчатую, шаровидную и др.

Сложные вирусы дополнительно покрыты липопротеиновой мембраной. Она представляет собой часть плазматической мемб­раны клетки-хозяина и содержит гликопротеиды (вирусы оспы, гепатита В и др.). Последние служат для распознавания специ­фических рецепторов на мембране клетки-хозяина и прикрепле­ния к ней вирусной частицы. Иногда в мембране вируса содер­жатся ферменты, обеспечивающие синтез вирусных нуклеино­вых кислот в клетке-хозяине и некоторые другие реакции.

Во внеклеточной фазе вирусы способны существовать длитель­ное время и выдерживать воздействие солнечных лучей, низких или высоких температур (а частицы вируса гепатита В 1 - даже кратковременное кипячение). Вирус полиомиелита 2 во внешней среде сохраняет способность к заражению хозяина на протяже­нии нескольких дней, а оспы - многих месяцев.

Механизмы проникновения вируса в клетку-хозяина. Боль­шинство вирусов специфичны: они поражают только определен­ные типы клеток-хозяев многоклеточных организмов (клетки-ми­шени) или отдельные виды одноклеточных организмов. Проник­новение в клетку-хозяина начинается взаимодействием вирусной частицы с мембраной клетки, на которой расположены особые Рецепторные участки. В оболочке вирусной частицы содержатся особые белки (прикреплённые), «распознающие» эти участки, что и обеспечивает специфичность вируса. Если вирусная частица прикрепляется к клетке, на мембране которой нет чувствительных к ней рецепторов, то заражения не происходит. У простых вирусов прикрепительные белки находятся в белковой оболочке, у сложных - на игольчатых или шиловидных выростах поверхно­стной мембраны.

В клетку-хозяина вирусные частицы попадают разными путя­ми. Многие сложные вирусы - благодаря тому, что их оболочка сливается с мембраной клетки хозяина (напр., как у вируса грип­па). Часто вирусная частица попадает внутрь клетки путем пиноцитоза (напр., вирус полиомиелита). Большинство вирусов рас­тений проникает внутрь клеток-хозяина в местах повреждения клеточных стенок.

Она состоит из расширенной головки, белковая обо­лочка которой содержит ДНК, отростка, в виде чехла, напоми­нающего растянутую пружину, внутри которого находится по­лый стержень, и хвостовых нитей. При помощи этих нитей ви­рус соединяется с рецепторными участками клетки-хозяина и прикрепляется к ее поверхности. Затем чехол резко сокращает­ся, вследствие чего стержень проходит через оболочку бактерии и впрыскивает вирусную ДНК внутрь нее. Пустая оболочка бак­териофага остается на поверхности клетки-хозяина.

(обобщение учителя – до 1 мин.)

ЭУКАРИОТЫ.

(сообщение учащегося – выдержка из реферата - до 5 мин.)

Известно, что клетки очень разнообразны. Их разнообразие настоль­ко велико, что поначалу, рассматривая клетки в микроскоп, ученые не замечали в них сходных черт и свойств. Но позже было обнаруже­но, что за всем многообразием клеток скрываются их принципиаль­ное единство, общие, характерные для них проявления жизни.

Чем же клетки одинаковы?

Содержимое любой клетки отделено от внешней среды особой структурой - плазматической мембраной (плазмалеммой). Эта отделённость позволяет создавать внутри клетки совершенно особую среду, не похожую на ту, которая ее окружает. Поэтому в клетке могут идти те процессы, которые не протекают больше нигде. Их называют процессами жизнедеятельности.

Все содержимое клетки, за исключением ядра носит название цитоплазмы. Поскольку клетка должна осуществлять множество функций, то в цитоплазме имеются разнообразные структуры, обес­печивающие выполнение этих функций. Такие структуры называ­ются органеллами (или органоидами - это синонимы, но органел­лы - более современный термин).

Какие же основные органеллы клетки?

Самая крупная органелла клетки - ядро, в которой хранится и из которого переписывается наследственная информация. Это - центр управления обмена веществ клетки, он контролирует деятель­ность всех других органелл.

В ядре есть ядрышко - это место, где образуются другие важные органеллы, участвующие в синтезе белка. Их называют рибосомами. Но рибосомы только формируются в ядре, а работают они (т. е. синте­зируют белок) в цитоплазме. Часть из них находится в цитоплазме свободно, а часть прикрепляется к мембранам, которые образуют сеть, получившую название эндоплазматической. Эндоплазматическая сеть - это сеть канальцев, ограниченных мембранами. Существует два типа эндоплазматической сети: гладкая и шероховатая. На мемб­ранах шероховатой эндоплазматической сети расположены рибосомы, поэтому в ней идёт синтез и транспорт белков. А гладкая эндоплазма­тическая сеть - это место синтеза и транспорта углеводов и липидов.

Для синтеза белков, углеводов и жиров необходима энергия, ко­торую вырабатывают энергетические станции клетки - митохонд­рии. Митохондрии - двухмембранные органеллы, в которых осу­ществляется процесс клеточного дыхания. На мембранах митохонд­рий окисляются пищевые продукты и накапливается химическая энергия в виде особых энергетических молекул.

В клетке имеется также место, где органические соединения мо­гут накапливаться и откуда они могут транспортироваться. Это ап­парат Гольджи - система плоских мембранных мешочков. Он при­нимает участие в транспорте белков, липидов, углеводов, обновле­нии плазматической мембраны. В аппарате Гольджи образуются также органеллы внутриклеточного пищеварения - лизосомы.

Лизосомы - одномембранные органеллы, характерные для кле­ток животных, содержащие ферменты, которые могут разрушать белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.

Все органеллы клетки работают совместно, принимая участие в процессах обмена веществ и энергии.

В клетке могут быть органеллы, не имеющие мембранного строения.

Цитоскелет - это опорно-двигательная система клетки, кото­рая включает в себя микрофиламенты, реснички, жгутики, клеточ­ный центр,

продуцирующий микротрубочки и центриоли.

Есть органеллы, характерные только для клеток растений,- пла­стиды.

Пластиды бывают трех типов: хлоропласты, хромопласты и лей­копласты. В хлоропластах, как вы уже знаете, идет процесс фото­синтеза. В растениях есть также вакуоли - это продукты жизнеде­ятельности клетки, которые являются резервуарами воды и раство­ренных в ней соединений. (см.рис.6,7,8)

рис.6

рис.7

рис.8

(обобщение учителя – до 1 мин.)

(Работа а парах с дидактическими карточками и рисунками )

Итоги изучения эукариотической клетки можно объединить в таблицу.

Органеллы эукариотической клетки

Название органеллы

Особенности строения

Биологические функции

Самая крупная двухмембранная органелла клетки

Является информационным центром клетки, отвечает за процессы хранения, измене­ния, передачи и реализации наследственной информации

Рибосомы

Немембранные органеллы, сферические структуры диаметром 20 нм. Это самые мелкие клеточные органеллы

На рибосомах происходит синтез белка в клетке

Шерохова­тая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. На мембранах расположены рибосомы

Система синтеза и транс­порта белков

Гладкая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. Рибосом на этих мембранах нет

Система синтеза и транс­порта углеводов и липидов

Аппарат Гольджи

Состоит из окружённых мембранами полостей, уло­женных в стопку

Место накопления, сорти­ровки, упаковки и дальней­шего транспорта веществ по клетке

Лизосомы (характерны для клеток животных)

Одномембранные органеллы, мелкие пузырьки, содержа­щие ферменты

Способны расщеплять белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

Вакуоли (характерны для клеток растений)

Полости, окружённые мембра­ной

Резервуары воды и раство­ренных в ней соединений, поддерживают тургорное давление

Митохонд­рии

Двухмембранные органеллы

Обеспечивают процессы дыхания в клетке

Пластиды: хромоплас­ты, лейко­пласты, хлоропласты

Двухмембранные оргалеллы: лейкопласты - бесцветные, хлоропласты - зелёные, хромопласты - цветные (не зелёные)

В хлоропластах идёт процесс фотосинтеза, хромопласты обеспечивают различную окраску частей растений, а лейкопласты играют запасающую роль

Цитоскелет

Включает в себя немембранные органеллы: микрофиламенты, реснички и жгутики, клеточ­ный центр, продуцирующий микротрубочки и центриоли

Обеспечивает движение клетки, изменение формы клетки, изменение взаимо­расположения органелл внутри клетки

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

    укажите НА ДИДИКТИЧЕСКИХ КАРТОЧКАХ основные структурные элементы (органеллы) клеток растений и животных.

(работа в парах с дидактическими карточками)

(Образцы дидактических карточек:

V. Домашнее задание :

§ 25, 26 учебника (с. 100-107), - изучить; рисунки – рассмотреть.

§ 9, - повторить. Подготовиться к лабораторной работе.

УРОК 2 : «Строение прокариотической клетки».

Лабораторная работа : «Строение клеток прокариот и эукариот».

Цель урока : продолжить формирование у учащихся общего представления о строении клеток прокариот (в сравнении с эукариотами), об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения прокариотической и эукариотической клеток; постоянные препараты клеток эпидермиса лука, эпителиальной ткани. Для лабораторной работы: световой микроскоп, покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы.

Базовые понятия и термины: органеллы, эукариоты, прокариоты, ядро, рибосо­мы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохонд­рии, хлоропласты, плазматическая мембрана, мембранные органеллы, немембранные органеллы, клеточный центр.

Концепция урока: на основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА :

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:

    Какие органеллы есть в любой клетке?

    Во всех ли клетках есть ядро?

    Какие функции выполняет в клетке ядро?

    Могут ли быть безъядерные клетки?

II. Изучение нового материала :

    Работа с таблицей.

Прокариоты – одноклеточные организмы, у которых нет оформленного ядра и многих других органелл. Но поскольку это живые организмы, то они должны выполнять все функции живого. Как? С помощью чего? Если у них нет тех органелл, которые характерны для эукариот, то как они без них обходятся? Отличия в характеристиках прокариот и эукариот видны по следующей таблице:

(Работа а парах с таблицами)

Характеристика

ЭУКАРИОТЫ

ПРОКАРИОТЫ

Размеры клеток

Диаметр до 40 мкм, объем клетки в 1000-10000 раз больше, чем у прокариот.

Диаметр в среднем составляет 0,5 – 5 мкм

Форма

Одноклеточные и многоклеточные

Одноклеточные

Наличие ядра

Есть оформленное ядро

Есть ядерная зона, в которой расположена кольцевая молекула ДНК, выполняющая роль информационного центра

Наличие рибосом

Имеются в цитоплазме и на шероховатой ЭПС

Есть только в цитоплазме, но гараздо меньшие по размерам

Где идет синтез и транспорт белка

В цитоплазме и на мембранах ЭПС

Только в цитоплазме

Как протекают процессы дыхания

Процесс аэробного дыхания протекает в митохондриях

Аэробное дыхание протекает на дыхательных мембранах, специальных органелл для этого процесса нет

Как протекает процесс фотосинтеза

В хлоропластах

Спецорганелл нет. У некоторых форм фотосинтез протекает на фотосинтетических мембранах

Способность к фиксации азота

Не способны к фиксации азота

Могут фиксировать азот

Строение клеточных стенок

У растений – целлюлоза, у грибов - хитин

Основной структурный компонент – муреин

Наличие органелл

Много. Одни двухмембранные, другие - одномембранные

Мало. Внутренние мембраны встречаются редко. Если они есть, то на них протекают процессы дыхания или фотосинтеза

Лабораторная работа: «Особенности строения клеток прокариот и эукариот».

ХОД РАБОТЫ:

    Подготовить микроскоп к работе.

    При малом увеличении рассмотреть постоянный препарат клеток (растений, грибов, животных). Затем перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть препараты детальнее.

    Сравнить препараты между собой. Зарисовать увиденное.

Рассмотреть электронно-микроскопические фотографии клеток различных организмов. Найти на них клеточную стенку, плазматическую мембрану, ядро, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, вакуоли.

4. Сделать вывод.

III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся :

    В чем основные отличия клеток эукариот и прокариот?

    В чем их сходство?

    Какие из клеток являются более древними?

    Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты?

IV. Самостоятельная работа учащихся :

Назовите с помощью каких своих частей выполняют жизненные функции прокариотические клетки.

V. Домашнее задание :

§ 26, - учебника (с. 104-108), - повторить. Рисунок № 28 - рассмотреть и зарисовать.

Лекция: Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

Царства живых организмов


Живые организмы подразделяются по различным параметрам строения, жизнедеятельности, метаболизма на разные группы. По чертам строения и особенностям жизнедеятельности – на самые крупные группы – Царства. В настоящее время насчитывается 7 Царств живых организмов.


Отличительными чертами являются:

1. Наличие в мембранах клетки липидов с простой эфирной связью;

2. Не формируют спор;

3. Не синтезируют жирных кислот.

Клетки могут иметь необычную форму – например, быть плоскими и квадратными. Живут везде – в кишечнике теплокровных, горячих источниках, соленых озерах, океанах. Размножение бесполое.

Клетки мелкие, из органоидов в них найдены рибосомы, нуклеоид и цитоплазматическая мембрана. Нуклеоид – немембранная структура, в которой располагается одна кольцеобразная молекула ДНК. Имеют клеточную стенку из муреина.

Бактерии с более толстой клеточной стенкой называются грамположительными. У грамотрицательных стенка в 10 раз тоньше. Могут образовывать споры и цисты – формы покоя с замедленным метаболизмом, позволяющие пережить неблагоприятные условия. Полового размножения не имеют.


Протисты . К этому Царству относят организмы по остаточному принципу, которые сложно отнести определенно к какому-либо другому царству. Это грибоподобные организмы, некоторые из водорослей, простейшие. К ним относятся эвглена, фораминиферы, малярийный плазмодий, инфузории, трипаносомы. Одноклеточные и колониальные организмы, которые имеют очень много различных свойств, характерных для других царств, в неожиданных сочетаниях. Считается, что они относятся эволюционно к переходным формам. В настоящее время к ним отнесены и представители Царства Хромисты.

Растения. Общими для них признаками, отличающими от других Царств, являются:

1. Наличие целлюлозной клеточной стенки;

2. Особые органеллы – пластиды;

3. Образ жизни – прикрепленный;

4. Запасают крахмал;

5. Растут в течение всей жизни;

6. Регуляторную функцию выполняют фитогормоны.

Отличительными признаками Царства являются:

1. Оогамия – половой процесс, при котором гаметы мужского и женского пола очень отличаются друг от друга размерами и формой.

2. Наличие тканей;

3. Наличие стадий бластулы и гаструлы в эмбриональном развитии;

4. Запасным веществом клеток является гликоген. Нет целлюлозной клеточной стенки. Обладают ограниченным ростом – до определенного размера. Имеется сложная структура внутриклеточных мембран, внешняя оболочка – гликокаликс.


Отличительными особенностями Царства являются:

1. Геном по примитивности приближен к прокариотному;

2. Вегетативное тело – мицелий, обладает неограниченным ростом, неподвижно закреплено;

3. Размножение половое, спорами;

4. Имеют клеточную стенку из хитина;

5. Клетки многоядерные, возможно деление без разделения ядра, ядра могут перемещаться между клетками;

6. Могут, в отличие от животных, синтезировать лизин.

Запасным веществом является гликоген.

Типы питания


По типам питания все живые организмы подразделяются на две группы:

    Автотрофные. К ним относятся фототрофы – зеленые растения, и хемотрофы – некоторые протисты, грибы и бактерии. Это организмы, являющиеся продуцентами, производящие органические вещества из неорганических. Они располагаются схематично на первой ступени экологической пирамиды.

    Гетеротрофные. Это – организмы, питающиеся органическими веществами, произведенными другими их видами. В экологической пирамиде занимаются все уровни, кроме нижнего, на котором расположены автотрофы. В свою очередь гетеротрофные организмы разделяются на консументов – потребителей и редуцентов, разлагающих органику до простых органических и неорганических веществ. При этом, растительноядные животные являются гетеротрофами первого уровня, хищники, поедающие растительноядных – гетеротрофами второго уровня, хищники питающиеся хищниками – третьего и так далее.

Поскольку при переходах энергии с одного уровня экологической пирамиды на другой теряется до 90% запасенной в химических связях вещества энергии, гетеротрофия четвертого порядка и выше встречается довольно редко. Консументами 4-го порядка являются, например, хищные птицы.


По отношению к кислороду живые организмы делятся на четыре большие группы:

    Облигатных аэробов – тех, кто не может жить без кислорода, так как невозможными становятся процессы клеточного дыхания. К ним относятся большинство животных и зеленые растения.

    Микроаэрофилов – э то некоторые виды бактерий, которым для жизнедеятельности необходимо небольшое количество кислорода – около 2 %.

    Факультативных анаэробов – к ним относятся живые организмы, которые могут обходиться без кислорода, но способны переключиться на кислородное дыхание. Это маслянокислые и молочнокислые бактерии, дрожжи.

    Облигатных анаэробов – эти организмы гибнут в кислородной среде. К ним относятся хемосинтезирующие бактерии и археи.

Анаэробные бактерии играют важную роль в круговороте вещества, делая его доступным для других участников экологических систем. Биологически же, анаэробный способ получения энергии намного менее эффективен, чем кислородное дыхание. Так, например, при дыхании образуется из одной молекулы глюкозы 38 молекул АТФ, а при бескислородном ее сбраживании – 2 молекулы.




Подцарство Одноклеточные животные включает в себя животных, тело которых состоит из одной клетки . Эта клетка является сложным организмом с присущими ему физиологическими процессами : дыханием, пищеварением, выделением, размножением и раздражением.

Форма клеток у них разнообразна и может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) и непостоянной (амеба). Органоидами движения являются ложноножки, жгутики и реснички . Питание у простейших бывает автотрофным (фотосинтез) и гетеротрофным (фагоцитоз, пиноцитоз). Размножение у одноклеточных бесполое (деление ядра – митоз, а затем продольный или поперечный цитокинез, а также множественное деление) и половое : конъюгация (инфузории), копуляция (жгутиковые).

Около 30 000 видов одноклеточных объединены в несколько типов . Наиболее многочисленными являются типы Саркожгутиконосцы и тип Инфузории .

Тип Инфузории насчитывает более 7 500 видов. Это высокоорганизованные простейшие, которые имеют постоянную форму тела.

Типичным представителем типа является инфузория-туфелька . Тело инфузории покрыто плотной оболочкой. У нее два ядра: большое (макронуклеус ), которое регулирует все жизненные процессы , и маленькое (микронуклеус ), играющее основную роль в размножении . Инфузория-туфелька питается водорослями, бактериями, а также некоторыми простейшими. Реснички инфузории колеблются, что «продвигает» пищу в ротовое отверстие, а затем в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли , где и происходит переваривание пищи и всасыванием питательных веществ. Через порошицу – особый орган – удаляются непереваренные остатки. Функции выделения осуществляются сократительными вакуолями . Размножается инфузория-туфелька , как и амеба, бесполым способом (поперечное деление цитоплазмы, малое ядро делится митотически, большое – амитотически). Характерен и половой процесс – конъюгация. Это временное соединение двух особей, между которыми образуется цитоплазматический мостик , посредством которого они обмениваются разделившимися малыми ядрами. Половой процесс служит для обновления генетической информации.

Инфузории являются звеном в пищевых цепях. Обитающие в желудках жвачных, инфузории способствуют их пищеварению.

Типичным представителем является амеба обыкновенная.

Живет амеба в пресноводных водоемах. Форма тела ее непостоянная. Ложноножки служат также и для захвата пищи – бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших. Непереваренные остатки выбрасываются из любого места амебы. Животное дышит всей своей поверхностью тела: кислород, растворенный в воде, посредством диффузии проникает в организм амебы, а образующийся при дыхании в клетке углекислый газ выделяется наружу. Животное обладает раздражимостью. Размножается амеба делением : сначала митотически делится ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. При неблагоприятных условиях происходит инцистирование .

Типичный представитель Жгутиковых – эвглена зеленая – имеет веретеновидную форму. От переднего конца тела эвглены отходит длинный тонкий жгутик: вращая им, эвглена передвигается, как бы ввинчиваясь в воду. В цитоплазме эвглены ядро и несколько окрашенных овальных телец – хроматофоры (20 штук), содержащие хлорофилл (на свету эвглена питается автотрофно). Светочувствительный глазок помогает эвглене находить освещенные места. При длительном содержании в темноте эвглена теряет свой хлорофилл и переходит к питанию готовыми органическими веществами, которые она всей поверхностью тела всасывает из воды. Дышит эвглена всей поверхностью тела. Размножение осуществляется делением надвое (продольное).

Остались вопросы? Не знаете, кто такие « Простейшие» ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Одной из важной составной части здоровьесберегающей организации учебного процесса является рациональная организация урока. От того, как учитель соблюдает гигиенические, психолого-педагогические условия проведения урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При работе по данному направлению нужно учитывать:

1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:

  • t 0 = +18 0 С - + 20 0 С и свежесть воздуха (обязательное проветривание),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • не должно быть неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

2. Рациональную организацию урока:

  • плотность урока 60-80%,
  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО (учитывать гигиенические нормы),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • обязательно физкультминутки, желательно 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ошибочно многие педагоги считают, что урок по здоровьесберегающим технологиям, можно проводить только в основном в преподавании курса анатомии. Считаю, любой урок по любому предмету должен быть направлен на сохранение здоровья ученика, если будем учитывать данные требования.

Я предлагаю урок в 7 классе по теме “Многообразие и значение одноклеточных” с учетом здоровьесберегающих технологий.

I Актуализация знаний 2 мин Ответы на вопросы (устно)
II Работа по закреплению пройденного материала 5 мин Заполнение таблицы
2 мин Взаимопроверка
Физкультминутка 1 мин
III Изучение нового материала 29-28 мин.
1. Изучение инфузории-туфельки 7 мин Лабораторная работа
5-4 мин Заполнение таблицы, работа с учебником и иллюстрациями
2. Изучение споровиков 2 мин Сообщение ученика
2 мин Рассказ учителя
Физкультминутка 1 мин
3. Значение простейших в природе и для человека 6-7 мин Работа с учебником, составление схемы-опоры
4. Заболевания, вызванные простейшими и меры профилактики 3 мин Видеофильм
3 мин Составление правил профилактики
IV Закрепление пройденного 4 мин
V Подведение итогов

Задание на дом

2 мин

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.

Обобщающий урок

“Многообразие и значение одноклеточных животных”

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения:

Активный

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,

Самопознания и развития

  • взаимооценка,
  • развитие общения эмоций и интеллекта.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • составление схемы-опоры,
  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя (4):

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа с постановкой проблемы.

Личная значимость изученного на уроке для школьника:

Источник информации:

  • учебник (стр. 98-99),
  • микроскоп,
  • культура инфузорий,
  • готовые микропрепараты,
  • видеофильм,
  • таблицы,
  • дополнительная литература – С.А. Молис “Хрестоматия по зоологии.

Ход урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успеха себе и своим товарищам.

I. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Учитель Ученик
1. Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют? Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
2. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого Способность к размножению, обмену веществ и энергии, клетка как целостный организм способна дышать, питаться, расти, развиваться, выделать во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.
3. Как устроена клетка простейших? Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения
4. Есть ли отличия в основе строения клеток растений, животных, грибов? План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все организмы имеют единое происхождение.

II. Работа с учащимися по закреплению изученного материала – 8 мин.

Учитель Ученик
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (6-5 мин) Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

Признаки Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
Учитель следит за правильной осанкой учащихся
  1. Форма тела
  2. Органоиды движения
  3. Сократительная вакуоль
  4. Пищеварительная вакуоль
  5. Глазок
  6. Хлоропласты
  7. Способ питания
  8. Ротовое отверстие
  9. Порошица
Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин) Взаимопроверка в парах друг друга

Физкультминутка – 1 мин.

III. Изучение нового материала

1. Изучение строения типа инфузории.

Учитель Ученик
а) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы – 7 мин а) Лабораторная работа “Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки”
Рассмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие-то животные?

Чистая ли это вода?

Нет
2. Настройте микроскоп.
3. Приготовьте микропрепарат (ан предметное стекло поместите немного ваты и каплю воды из пробирки)
4. Рассмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили? Там есть живое существо, их несколько.
5. передвигается ли увиденное существо? Да
6. Какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька

Вытянутая, овальная “след, стопу, туфельку” и т.д.

Эмоциональная разрядка

7. Как вы думаете как она питается, дышит, размножается Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делится делением на 2 части.
Молодцы, ребята!
8. Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?
Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником(стр.(() и рисунками. Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.
Работа с учебником, заполнение таблицы – 4-5 мин.
Выводы по вопросу 8 и таблице Все одноклеточные организмы имеют сходства и различия

2. Изучение строения споровиков - малярийный плазмодий (4 мин).

3. Значение простейших в природе и жизни человека – 6-7 мин.

б) Схема-опора

4. Заболевания и профилактические меры. Просмотр видеофильма – 3 мин

IV. Закрепление изученного материала – 4 мин.

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. Эвглена зеленая всегда плавает из более темной в более освещенную часть водоема, инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?
  4. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

V. Подведение итогов – 1-2 мин.

Задание на дом.

Учитель благодарит активных учащихся за ответы (5-6 чел) и оценивает за правильное оформление таблицы (5 чел)

Что для себя вы взяли главное из урока?

На дом стр. 100-101 (Повтор правил профилактики) (Ответы на вопросы устно)





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.