Методика мониторинга по физическому развитию для воспитателя. Мониторинг по физическому развитию. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса - насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения. Педагогический мониторинг является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем. Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных учреждений. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства.

Развитие ребенка относится к последовательности физических, языковых, мыслительных и эмоциональных изменений, которые происходят у ребенка от рождения до начала взрослой жизни. Развитие ребенка сильно зависит от генетических факторов и событий во время пренатальной жизни. На него также влияют экологические факты и способность ребенка к обучению.

Что включает развитие ребенка?

Развитие ребенка можно активно активизировать посредством целевого терапевтического вмешательства и «правильной» домашней практики, рекомендованной профессиональными терапевтами и логопедами. Социальное взаимодействие и эмоциональное регулирование - взаимодействие с другими и овладение самоконтролем.

Почему важно развитие ребенка

  • Познание - способность учиться и решать проблемы.
  • Шесть и язык - понимание и использование языка, чтение и общение.
  • Физические навыки - мелкие двигательные навыки и грубые двигательные навыки.
  • Знание сознания - регистрация сенсорной информации для использование.
Наблюдение и мониторинг развития детей - важный инструмент, обеспечивающий соблюдение детьми своих «этапов развития».

Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

Цель методической разработки – механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников.

Задачи: Выявить содержание мониторинга физического развития и воспитания детей в ДОУ; Определить критерии оценки профессиональной компетентности педагогов по здоровью и физическому развитию детей в ДОУ; Определить технологию проведения мониторинга здоровья и физического воспитания в ДОУ.

Этапы развития являются полезным ориентиром для идеального развития. Проверяя прогресс развития ребенка в определенных возрастных маркерах против этих произвольных временных рамок, он позволяет «проверить», чтобы ребенок был примерно «на ходу» для своего возраста. Если нет, эта проверка этапов развития может быть полезна при раннем обнаружении любых икота в процессе разработки.

Самое раннее возможное выявление проблем, связанных с развитием, может быть полезно для минимизации влияния этих икота развития на развитие ребенка, а затем их уверенности или послужить индикатором возможного будущего диагноза. Контрольные перечни или диаграммы развития, используемые в качестве руководства, относятся к тому, что является «нормальным» для определенного возрастного диапазона, и могут использоваться для выделения любых областей, в которых ребенок может быть задержан. Тем не менее, важно знать, что в то время как развитие ребенка имеет предсказуемую последовательность, все дети уникальны в своем путешествии по развитию и временах, когда они соответствуют многим этапам развития.

Данная методическая разработка предполагает отследить механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников, принятие решений в необходимости его планирования, его действенности, совершенствования, как новейшего из достижений педагогической науки и передовой практики.

Характеристика педагогического мониторинга как метода контроля

Проблемы развития ребенка

Конкретная оценка профессионала, отвечающего самым лучшим требованиям, может обеспечить ясность в отношении проблем развития и степени беспокойства, а также может помочь сформулировать план по преодолению этой проблемы. Поскольку процесс развития ребенка предполагает одновременное развитие нескольких навыков, тогда может оказаться полезным консультирование нескольких специалистов.

Конкретная информация о развитии ребенка с помощью навыков развития и возрастной группы

Диаграммы. Следующие карты могут использоваться родителями для определения того, развивается ли развитие ребенка в нормальном диапазоне и возможных последствиях, если ребенок не достиг типичных этапов развития для своего возраста. Контрольные списки. Следующие контрольные списки могут использоваться родителями для выделения областей, в которых может быть отложено развитие ребенка, и определить, может ли оценка профессиональной терапии или речевой патологии быть полезной для их ребенка.

Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.

Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.

Растет осознание того, что развитие и благополучие детей, особенно в раннем детстве, имеют важное значение для построения здорового и здорового общества, что подтверждается научными доказательствами. Данные о детях, которые традиционно были наиболее доступны, связаны с их успеваемостью в школе, определяемой экзаменами, которые студенты принимают в начале начального образования.

Вместе с признанием важности первых лет жизни для здоровья и благополучия необходимо следить за результатами развития в раннем детстве надежным и надежным способом, исходя из численности населения и соответствующим образом здоровье детей. Инструмент оценки развития раннего детства был разработан докторами оффортов и магдалены Янус из Центра исследований детства в Университете Макмастера в Гамильтоне, Канада, в ответ на необходимость создания единой методологии для оценить уровень развития детей в первый год обучения.

Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее.

Исследователи трактуют, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки каченства и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

Этот период, в частности, от 4 до 6 лет, представляет собой один из важнейших этапов перехода; Многие культуры в мире признают это как переход к эпохе независимости. Оценка состояния развития детей на этом важном этапе служит как для оценки результатов первых лет, так и для точного прогнозирования развития и последующих достижений.

Инструмент завершен для каждого ребенка в классе, а затем отдельные баллы добавляются в школу, район, район или страну. Интерпретация проводится только на уровне группы, основываясь на анализе всех детей и со ссылкой на распределение всех баллов. Он может применяться в дошкольных учреждениях и детских садах, которые включены в школу. Для завершения содержимого инструмента требуется от 7 до 20 минут.

Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Для обеспечения целостности и обоснованности инструмента необходим тщательный перевод и адаптация, за которым следует экспериментальное исследование до его внедрения. В заключение: во-первых, вполне вероятно, что, сосредоточив внимание на развитии детей раннего возраста, ощутимые и измеримые позитивные изменения в жизни детей.

Развитие и психометрические свойства инструмента раннего развития: мера готовности детей к обучению, Канадский журнал поведенческой науки, 39, 1. Инструмент оценки развития в раннем детстве, ЮНЕСКО, организация объединённых наций в области образования, науки и культуры, рудаль, южно-сантьяго, сантьяго.

Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Выбор критериев и показателей во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности.

1 состояния здоровья детей

2 диагностика физической подготовленности дошкольников

3 профессиональная компетенция воспитателей

4 качество физкультурно - оздоровительной работы

5 преемственность в работе с родителями

создание условий для физического развития детей в ДОУ

Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОУ:

Повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

На первом этапе

Проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей; оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей; определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей; определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения. На втором этапе: спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);

разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;

разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;

определить эффективность проведенной работы.

На третьем этапе:

реализовать запланированные мероприятия;

осуществить коррекцию педагогического процесса;

устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.

На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):

сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;

сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;

сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;

принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.

На пятом этапе (итогово - диагностическом)

выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;

провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;

провести анализ методической работы (эффективность);

выявить результативность управленческих решений;

провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

Сбор данных для мониторинга физического воспитания

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь педагогам представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости. (На основании рекомендаций Минздрава РФ).

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;

Функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;

Степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др. Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни.

Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий. Оценка физического развития может производиться различными методами. Наиболее практикуемым является метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей проводят медицинские работники не менее двух раз в год.

Практики пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние и маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или иную сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;

Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы.

Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совещании. Данные позволяют разработать для детей, имеющих отклонения от нормы специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача. О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности. Желательно, чтобы родители поддерживали рекомендации врача и воспитателей.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост (см) – [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)]

Полученные данные сверяются с показателями.

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Возраст детей Мальчики Девочки 3 года

31,1 31,0 4 года

34,2 34,7 5 лет

36,5 37,0 6 лет

Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение. Вывод: используя показатели индекса Пинье, можно сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно – оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли, или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно – сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4 – 7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25 – 40 % от исходных данных.

2. Учащение дыхания на 5 – 6 единиц.

По этим показателям также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей. Если в начале года пульс детей учащался при нагрузке на 45 %, то в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Напрашивается вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию детей в данной группе или ДОУ в целом не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ – теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности.

подъем на ступеньку с частотой восхождения 22 раза в минуту;

подъем на ступеньку с частотой восхождения 30 рахз в минуту.

Длительность каждой нагрузки – 2 минуты, отдых между ними – 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывается по формуле: W = P x n x h,

где P – масса ребенка, n – число подъемов на ступеньку в минуту, h – высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15 – 20 % при первой нагрузке и на 45 – 60 % при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном уровне физкультурно – оздоровительной работы и ее правильной организации.

Вывод: функциональные пробы проводятся только в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ. По их результатам врачом рекомендуется режим интенсивности упражнений на физкультурном занятии.

Важным показателем состояния сердечно – сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле: КВ = П х 10/ПД, где П – пульс, ПД – пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением). По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются

Развитие дыхательной системы мускулатуры можно проследить с помощью пневмотометра. Он представляет собой U – образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф.Синякова.

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.Синякову)

Мальчики ДЖЕЛ = (31 х рост в см) = (32 х вес в кг) – (20 х возраст) = 2950 (15)

Девочки ДЖЕЛ = (25 х рост в см) + (26 х вес в кг) – (15 х возраст) = 2150 (15)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле: ЖИ = ЖЕЛ/Р, где ЖЕЛ – жизненная емкость легких, в мл; Р – масса тела, в кг. На эффективность физкультурно – оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Гибкость измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20-25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр - красный, второй - зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотягивается до края скамейки, не сгибая при этом коленей,- результат считается неудовлетворительным (пессимальным). Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки (например, на 0,5 см, 1 см, 2 см и т.д.). Критерии оценки-Р (пессимальный); N - номинальный; О-оптимальный (например, О, если кончики пальцев спустились ниже края скамейки на 1 см, и т.д.). Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Для детей дошкольного возраста используют следующие примерные показатели: 4 года - 100 м; 5 лет - 200 м, 6 лет - 300 м, 7 лет - 1000 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.

Вывод: если темпы прироста физических качеств составляют, например, не более 8 % в год, то никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного учреждения в данном случае является неудовлетворительной.

При приросте физических качеств от 9 до 10 % мы можем сделать вывод, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, то по крайней мере, педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка удовлетворительная. Если показатели прироста физических качеств составили от 11 до 15 %, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка - хорошо. Темпы прироста 15 % и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но также об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е.

закаливающих процедур. Оценка - отлично. Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова: W = 100 [ (V2 – V1), S x (V1 + V2) где W – темпы прироста физических качеств, V1 – исходные показатели,V2 – конечные показатели.

Например, результат ребенка по прыжкам в длину с места в начале года равнялся 75 см, а в конце года его результат был равен 79 см. По формуле В.И. Усакова получим результат: W = 100 [ (79 – 75), S x (75 + 79) произведем вычисления и получим 5 %. Проведем анализ результата.

Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростному бегу, метанию в вертикальную цель и прыжкам в длину с места. Этих показателей вполне достаточно, чтобы оценить уровень подготовленности детей, но вовсе не означает, что следует обучать детей только этим движениям. Если не учить детей лазанию, равновесию, медленному бегу и другим движениям, оптимальных результатов физической подготовленности получить не удается.

Более точную оценку физической подготовлености детей можно получить в ее соотнесении с коэффициентом двигательного развития детей, но можно воспользоваться и стандартными возрастными показателями. Дети одного возраста тем не менее различаются по росту и массе тела. Поэтому и показатели их физической подготовленности в пределах одного возраста могут быть разными. Как оценить показатели физической подготовленности в соответствии с коэффициентом двигательного развития. Например, Витя имеет рост 113 см, а Саша 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити будут выше. Но у кого из мальчиков показатели можно считать номинальными, а у кого оптимальными. Прыжок Вити – 102 см, прыжок Саши – 101 см.

В соответствии с коэффициентом двигательного развития оптимальным считается результат прыжка выше единицы. За единицу принимается длина тела. Номинальный результат – 0,8 – 1; пессимальный – ниже 0,8. Следовательно, результат прыжка Саши выше, чем длина его тела, а результат прыжка Вити – номинальный, поскольку его коэффициент равен 0,9.

Таким образом, результат Вити можно отнести к категории нормы, а результат Саши – к категории«оптимальный». Оценка качества освоения движений Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.

Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению - 0,5 балла, разбегу - 1 балл, толчку - 1 балл, полету - 1 балл, приземлению - 1 балл, возвращению в исходное положение - 0,5 балла. Контрольные занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе инструктор по физическому воспитанию. Выводится средний балл индивидуально, затем по группе мальчиков, по группе девочек, далее и средний балл по всей группе. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом. Данная работа позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. В конце года дается оценка по дошкольному учреждению в целом.

Оценка заболеваемости детей

Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками дошкольного учреждения и административными органами управления образованием. Главное, что должно быть сделано в дошкольном учреждении, - это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.

Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.

Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.

Но целью мониторинга заболеваемости является определение наиболее узких мест в обслуживании детей персоналом. Если, например, в дошкольном учреждении две параллельные группы, но заболеваемость детей в одной значительно выше, то этот факт вполне определенно указывает на недочеты в деятельности педагогов и обслуживающего персонала.Данные заболеваемости должны быть известны не только коллективу, но и родителям. Это дисциплинирует не только персонал, но и родителей. Например, в родительском уголке вывешивается экран заболеваемости детей. В нем разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным - простудные и т.д.). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а вот Вася Иванов из болезней, что называется, «не вылезает», то вина родителей значительна. И они, глядя на такой экран, это понимают, начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Но это вовсе не означает, что, перекладывая вину за плохое здоровье ребенка на родителей (что в данном случае вполне справедливо), воспитатели не должны заботиться об этом ребенке. Напротив, для него должна быть разработана индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в паспорте здоровья, оформленных в каждой группе.

Вывод: дается анализ здоровья и физического развития воспитанников, выявляются проблемы, намечаются пути управленческих решений.

Одно из направлений мониторинга – оценка профессиональной компетенции педагогов. Для оценки профессиональной компетентности можно использовать следующие методы:

анализ документации, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, игровые тестовые задания. Все результаты мониторинга должны быть представлены в технологической карте. Карта составлена в соответствии Приложением №1 к приказу Минобразования Р.Ф. от 22 августа 1996. «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Выводы: профессиональная компетентность педагогов проходит непрерывное исследование с целью поддержки их саморазвития и улучшения качества образовательной деятельности.

Ставятся следующие задачи:

1. Создать модель мониторинга по организации системы работы в ДОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитания у детей ценностных ориентаций на приоритетной значение здоровья; 2. Объединить усилия всех педагогических кадров вокруг задачи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. 3. Способствовать обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия воспитанников посредством повышения качества услуг в ДОУ.

Работа с родителями

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 3

Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся

«Самая трудная и благородная цель медицины –
не в лечении больных, а в стремлении научить людей сохранять здоровье».

А.Корнелий Целье

Эффективное управление процессом развития ребенка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Предлагаемая методика простых и эффективных техник самоконтроля при их регулярном и систематическом использовании обеспечит отслеживание в мониторинге важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «физическая культура». Она не требует отдельных пояснений для ее потенциальных адресатов (учителей, школьников, студентов, родителей, тренеров), несмотря на непохожесть их друг на друга по возрасту и образовательному уровню. Данная методика прошла апробацию в образовательных учреждениях г. Казани.

Вначале группа тестируемых знакомится с методикой и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность. Объясняется выполнение проб и тестов, работа с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчетные формулы и оценочные критерии.

Для комплексной оценки показателей здоровья могут быть использованы: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья, дополнительный час в неделю на спортивно-оздоровительные занятия (впервые введен с сентября 1998 г. во всех школах Республики Татарстан), уроки «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной подготовки», а также специально организованные Дни и часы здоровья, факультативные курсы или кружки внеклассной работы.

К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья, наряду с учителями физической культуры, тренерами, медработниками, могут быть привлечены учителя основ безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки, кураторы и классные руководители, учителя информатики (для внедрения компьютерных технологий) и учащиеся, имеющие склонность к активной творческой, экспериментально-исследовательской и научной работе.

Оценку показателей здоровья желательно начать с учета наследственности (генетический анамнез: история жизни, болезни родственников, первичная диагностика факторов риска), затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характеризующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого, потом – к расчетам должных значений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Измерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими (например, 2–3 раза в год), что будет способствовать поддержанию и повышению интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. Оптимальной может считаться оздоровительная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гимнастика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упражнения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости.

Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие приборы (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер и др.), в силе, жизненной емкости легких, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в развитии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживая динамику этих показателей в процессе обучения.

Физическую полноценность человека характеризуют:

    гармоничность развития;

    нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма.

Оценка показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания.

Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздоровления нации.

На состояние и перспективы здоровья детей серьезнейшее влияние оказывают содержание и формы организации учебной деятельности. Предполагается отслеживание динамики развития морфофункциональных систем организма ребенка в рамках нормы и упреждающее профилактическое воздействие, повышающее адаптивный потенциал детей. Создание и внедрение технологии функционального тестирования, включающего периодическое измерение функционально значимых параметров, предполагает наличие методической поддержки и аппаратного комплекса. Методическая поддержка включает детальное описание процедуры проведения тестирования (порядок обследования отдельного школьника и принципы организации массового обследования класса и всей школы). Особый раздел методики – интерпретация результатов тестирования для вмешательств корригирующего характера. Аппаратный комплекс должен обеспечивать возможность измерения функциональных параметров, быть достаточно компактным, надежным и обладать приемлемой стоимостью. Компьютер – важный элемент аппаратного комплекса, позволяющий осуществить учет результатов обследования и сформировать рекомендации для школьника, учителя физической культуры, классного руководителя по поводу текущего физического состояния школьника и его динамики.

Цель методики – дать знания, умения и привить навыки, необходимые для оценки показателей здоровья как занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, так и не занимающихся ими.

Задачи:

1. Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.
2. Обучение анализу полученных результатов.
3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.

Фактические измерения

Измеряемые на первом этапе величины заносятся в карту тестирования показателей здоровья, состоящую из общей части и трех разделов. В Таблице 1 представлена примерная структура карты тестирования показателей здоровья. Индивидуальная карта тестирования является комплексной и универсальной. Ее можно использовать в широком возрастном диапазоне для различных групп населения. Нами методика применена на практике для дошкольников, школьников, студентов.

Таблица 1

Структура карты тестирования

Некоторые пояснения к заполнению карты тестирования. Первый столбец общей части содержит номер по порядку, либо код тестируемого, если требуется анонимность. Особенностью общей части таблицы является то, что столбцы «ФИО», «Пол», «Дата рождения», заполненные один раз, могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни (с 1-го по 11-й класс и далее). Туда жзе можно внести столбец «Вид учреждения». Там указывается класс, литера (для школ), младшая, средняя, старшая группы (для дошкольных образовательных учреждений), курс, группа, факультет, специальность (для вуза). Информация этого столбца может быть показана в названии таблицы или непосредственно под ней. Продолжением общей части служат три автономных блока общеизвестных, стандартных, легко измеряемых показателей.

Программа компьютерной обработки исходной информации предусматривает автономное выполнение расчетов по показателям физического развития, физической и функциональной подготовленности, но не начнет работу без заполнения первых граф «ФИО», «Пол», «Дата рождения». Возраст тестируемого определяет компьютер по дате рождения. Например, 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5, 8 лет – от 7,5 до 8,5 и т.д. Такая точность является непременным условием корректности сбора антропологического материала в исследованиях, содержащих биомедицинские методы. На Рис. 1 показаны некоторые из контрольных испытаний.

Физическое развитие. Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

1) соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
2) физиометрических – жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;
3) соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включала для каждого протестированного:

    определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I группа – здоровые дети, II группа – «группа риска», III группа – дети со значительными отклонениями физического развития);

    определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме.

Суммируя индивидуальные значения показателей, компьютерная программа вычисляет рейтинговые значения для класса, школы, группы или курса, отвечая на вопросы: «Сколько процентов учащихся относятся к I, II, III группам? Сколько процентов учащихся имеют дефицит массы тела?» и т.д.

Рост измеряют при помощи деревянного ростомера или складного металлического антропометра. Человек стоит спиной к цифровым обозначениям и межлопаточной областью, ягодицами, пятками прикасается к вертикальной стойке ростомера. Голова его находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаются. Подвижную планку ростомера опускают на голову испытуемого (без надавливания).

Металлический антропометр ставится строго вертикально. Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15–20 см и располагается на самой высокой точке головы. Положение головы такое же, как и при измерении ростомером.

Массу тела определяют путем взвешивания на медицинских весах. Перед работой весы необходимо проверить.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди под сосками – у женщин, по соскам – у мужчин, а сзади – под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и выдохе. Окружность талии (живота) измеряется в самом узком месте (обычно на уровне пупка) при спокойном дыхании. Окружность кисти измеряется в запястье.

Сила кисти правой и левой руки измеряется кистевым динамометром. Прямая рука отведена в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь сжать без рывка с максимальным усилием. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторяют с интервалом 30 сек. три раза, наибольшая величина соответствует силе кисти.

Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Жизненная емкость легких является показателем подвижности легких и грудной клетки, сильно зависит от роста, возраста и пола.

Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя спирометром ССП. Перед замером рекомендуется отдых в течение 3–5 мин. После максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и делать равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из двух-трех измерений с паузами 15–20 сек. фиксируют наибольший результат.

Физическая подготовленность. Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:

1) скоростных (бег на 30 м или 100 м);
2) координационных (бег 3Ч10 м, прыжки через скакалку);
3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);
4) силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
5) выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м);
6) гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперед из положения стоя (ноги прямые) путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя (Рис. 1). Различают гибкость активную, когда движения выполняются за счет мышечных сокращений, и пассивную, когда движения выполняются с помощью отягощений.

Дополнительно с помощью простейших упражнений можно оценить прыгучесть (проба Абалакова), работу вестибулярного аппарата (проба Озерецкого), быстроту реакции (см. Рис. 1).

Создание единой универсальной формы для показателей физической подготовленности привело к увеличению количества тестовых физических упражнений с 6 (стандарт образования школьников) до 10. Теперь исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности мы предоставляем возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. На это ориентированы контрольные нормативы по шести физическим качествам (см. Табл. 2), вошедшие в Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Таблица 2

Требования по предмету «физическая культура» к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников (по выбору обучающихся)

Из проекта федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (части 1 и 2) МО РФ (Москва, 2002)

Физические качества

Физические упражнения

Основная школа

Старшая школа

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 60 м (сек.)

Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз)

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз)

Прыжок в длину с места (см)

Выносливость

Кроссовый бег на 2 км (мин., сек.)

Передвижение на лыжах 2 км (мин., сек.)

Плавание на 100 м (мин., сек.)
Кроль на спине
Кроль на груди
Брасс

без учета времени

1.45
2.00
2.05

без учета времени

2.05
2.25
2.40

Ловкость

Челночный бег 3x10 м (сек.)

6 бросков малого мяча в мишень 1x1 м с места на расстоянии:

– 12 м (кол-во попаданий в мишень);
– 10 м (кол-во непопаданий в мишень)

Профильный уровень

Быстрота,
выносливость

Бег на 100 м (сек.)
Бег на 1000 м (мин., сек.)
Бег на 500 м (мин., сек.)

13,0–14,3
3.20–4.15
1397059140

15,3–17,0

2.10–2.30

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

Подтягивание туловища из виса на руках (раз)

Прыжок в длину с места (см)

Особенностью новых требований к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников является свободный выбор из предложенных физических упражнений, характеризующих те или иные физические качества. Это касается в первую очередь дошкольников и школьников, которых необходимо увлечь разнообразной двигательной активностью, проявляемой на физкультурно-оздоровительных, спортивных и других занятиях. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года.

Функциональная подготовленность. Частота сердечных сокращений измеряется за 15 сек., и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер частоты сердечных сокращений рекомендуется делать за 1 мин. Частота сердечных сокращений в покое измеряется после 5–7 мин. отдыха лежа на спине или сидя. Исходное положение для замера частоты сердечных сокращений стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1–2 мин. Частота сердечных сокращений после 30 приседаний за 30 сек. измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер частоты сердечных сокращений выполняется после 1 мин. восстановления.

Артериальное давление измеряется тонометром по методу Н.С. Короткова на правой руке в положении сидя после 5–10-минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1–2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. Можно использовать современные тонометры полуавтоматического и автоматического типа.

Частота дыхания подсчитывается за 1 мин. в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета частоты дыхания ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) измеряют после 3–5-минутного отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Для определения времени задержки дыхания на выдохе технология замера аналогичная. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5–7 мин.

При проведении исследования используются следующие приборы и оборудование:

    секундомер – для замера частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, задержки дыхания, времени выполнения проб, тестов и физических упражнений;

    тонометр медицинский – для замера артериального давления (систолическое давление / диастолическое давление / пульсовое давление);

    спирометр ССП – для замера жизненной емкости легких;

    кистевой динамометр – для замера силы кисти правой и левой руки (шкала от 25 до 120 кг);

    ростомер – для измерения роста;

    сантиметровая лента – для измерения окружности грудной клетки, окружности талии, кисти, длины прыжка;

    метрическая линейка – для замера гибкости, выполнения теста на быстроту;

    весы – для определения массы тела;

    маты, скамейка гимнастическая, перекладина, брусья, мини-степпер – для выполнения упражнений, характеризующих физическую подготовленность;

    компьютер – для сбора, хранения и обработки полученных результатов.

Результаты фактических измерений заносятся в карту тестирования показателей здоровья (Табл. 3).

Таблица 4

Титульный лист к карте тестирования показателей здоровья


О методике расчета и оценки результатов фактических измерений будет рассказано в лекции 5.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какими параметрами характеризуется физическая полноценность человека?

2. С помощью каких тестов, проб, индексов можно измерить показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности?

3. Приведите примеры качественной и количественной оценки показателей здоровья.

1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2005.

2. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. – М.: Советский спорт, 2007.

3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

4. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (части 1 и 2) МО РФ. – М., 2002.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.