Питание в древнем египте. Кухня Египта. Что ели фараоны Что и чем ели древние египтяне

З ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ НУТРИЦІОЛОГІЇ

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
(Из книги "История питания")

В.И. Смоляр, доктор мед. наук, профессор

Национальный университет пищевых технологий, Киев

Ученые утверждают, что биологическая эволюция прекратилась около 100 тысяч лет тому назад на уровне кроманьонского человека. Это значит, что в организме современного человека в полной мере сохранились и действуют приспособительные механизмы, присущие кроманьонцу. Однако с тех пор существенным образом изменились условия жизни человека, изменился растительный и животный мир, пища его подверглась значительной эволюции. Древним жителям Европы и Африки не были известны картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, маниок, кукуруза, кокосовый орех, клубника. В настоящее время установлено, что 30% всех растений, произрастающих ныне на африканской земле, завезены столетия тому назад из Нового Света. Многие из них в настоящее время составляют основу питания целого ряда стран Европы, Азии и Африки.

В далеком прошлом у человечества не было золотого века. Жизнь наших предков была полна страданий и тревог за завтрашний день.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Использование огня дало возможность нашим предкам расширить ассортимент употребляемых в пищу растений, улучшить вкусовые качества многих пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения.

Развитие охоты способствовало снабжению первобытных людей мясной пищей. По выражению Ф. Энгельса мясная пища "содержит в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и сберегла этим много времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни". Мясная пища дала ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Дальнейшим крупным событием в жизни человека явилось возникновение земледелия. По мнению Дж. Бернала, окультуривание различных растений, особенно выведение новых сортов, сыграло в развитии человечества даже большую роль, чем приручение животных. С тех отдаленных времен, от первобытных людей до появления первых государств, прошел ряд тысячелетий. Как питались во времена Древней Греции и Рима можно узнать из работ древних ученых. О том, как питались древние египтяне в эпоху неолита, свидетельствуют рельефы, обнаруженные в гробницах египетских фараонов.

Настоящий небольшой очерк является одной из первых попыток систематизировать сведения о питании древних жителей нашей планеты.

Еще в эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-двузернянку. На протяжении всей древнеегипетской истории они служили для приготовления основной пищи - хлеба. В списках жертвоприношений мы находим около 20 наименований различных сортов и видов хлеба (островерхий, округлый, ячменный, свежий, маленький круглый каравай и т.п.).

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. На рельефе из гробницы Тии изображена работница, которая руками месит тесто в квашне. Две другие женщины, изображенные рядом, выливают закваску из сосудов в другую квашню. Дрожжи в Древнем царстве еще не были известны. Их стали приготовлять и употреблять в тесто со времен Нового царства.

До этого времени древние египтяне для закваски использовали кусок теста, оставленного впрок. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Ученые полагают, что земледелие в Древнем Египте развивалось самостоятельным путем. Считается, что земледельцы древнего Египта не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи древнего Египта с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Х.А. Кинк полагает, что дикорастущие злаковые культуры (ячмень и пшеница-двузернянка) могли произрастать в Северной Африке. Кстати, в эпоху неолита на территории Египта был более влажный климат, что способствовало выращиванию зерновых культур. Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем - только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

От эпохи неолита до эпохи Среднего царства (ХХII в. до н.э.) посевы ячменя, как более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера - пшеницы-двузернянки. Учитывая различное отношение этих культур к влаге, практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер).

Известны два сорта ячменя: шести- и двухрядный. Шестирядный ячмень имел большее распространение и употребление. Из него выпекались основные сорта хлеба. Во времена раннего царства египтяне из Передней Азии заимствовали голозерную пшеницу. Но этот вид пшеницы, более требовательный и истощающий почву, до греко-римского периода не получил большого распространения в Египте, хотя из нее изготовляли хлеб более высокого качества, чем из эммера и ячменя. Этот вывод сделан учеными на основании того факта, что голозерная пшеница редко упоминается в надписях, при раскопках ее зерна было обнаружены в очень небольшом количестве.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Огородничество в те времена настолько развилось, что превышало потребности некоторых хозяйств. Поэтому овощи стали одним из основных товаров, предлагавшихся на обмен. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. В Египет лук был завезен из Ирана при царях первой династии. Лук, лук-порей и чеснок в древнем Египте были обоготворены. Лук служил символом богини Изиды; его часто находили в саркофагах или на рельефах. Согласно утверждениям Геродота, чеснок входил в число продуктов, которые предлагались рабочим при постройке пирамид. Плиний Старший утверждал, что слава лука и чеснока в древнем Египте настолько возросла, что их стали боготворить. Одно время употребление в пищу чеснока и лука было запрещено. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, на стенах храма Карион XII династии, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

По Швейнфурту, дыни с древнейших времен встречаются в долине Нила и в верхнем Ниле. На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. По другим данным, дыня была занесена в Египет из Индии арабами. Капуста также была известна древним египтянам. Они считали ее хорошим средством против опьянения и всякую трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Сады в древнем Египте состояли из посадок дикой и культивированной смоковницы, искусственных водоемов, огородов и виноградников. Появление виноградников в древнем Египте относится к началу III тысячелетия до н.э. На печатях от винных сосудов Раннего царства и начала Древнего царства сохранилось название государственного виноградника. Виноградные лозы имели крепкие стебли и приносили урожай черного крупного винограда с синеватым отливом. Выращивали также виноград другого вида - низкий, который не нуждался в подпорках.

Для приготовления вина виноград давили ногами в большом чане. Сок стекал по желобу в большой сосуд, располагающийся ниже чана.

P. Moutet предполагает, что виноградари Древнего царства предпочитали после выдавливания оставлять сок на 1–2 дня для брожения, чтобы сахар перебродил на алкоголь. Среди других напитков было распространено пиво. Во времена Древнего царства египтяне выращивали особый вид полбы, употреблявшейся для приготовления пива. Процесс пивоварения был непосредственно связан с хлебопечением. Из ячменной муки грубого помола выпекали хлебцы, немного непропеченные внутри, помещали их в сосуды с водой для закваски и прессовали в чане. Во время приготовления пива использовали пряности и сок фиников. Полученную смесь процеживали и разливали в осмоленные изнутри глиняные сосуды, которые закупоривались пробками. Пивоварни располагались рядом с хлебопекарней. Поскольку для выпечки хлебцов требовались глиняные формы, а также были необходимы сосуды для разлива пива, рядом с пивоварней и хлебопекарней располагалось гончарное производство.

По свидетельству Плиния Старшего, египтяне выращивали и употребляли в пищу персики, даже посвятили их богу молчания Гарпократу.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление.

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов с почти горизонтально идущими рогами, которых называли гривистыми. По мнению В. Врежински, они могли произойти от северо-африканских диких овец, на которых продолжали еще охотиться во времена Древнего царства. При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Стада домашних коз изображены на додинастических сосудах и на нескольких рельефах в гробницах Древнего царства. Предполагают, что они были заимствованы древними египтянами из Передней Азии. Изображение процесса доения коз не сохранилось. Однако египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. В гробнице Сешеманхитаха изображены козерог, сабельная и коровья антилопы, оленебык, гривистая овца, которую пастухи ведут за рога. Все эти животные названы молодилком. П.Н. Савелова предполагает, что в отдельных случаях попытки приручения газелей и антилоп все же удавались, потому что на нескольких изображениях более поздних эпох показаны самки, которые кормят своих телят. Египтяне Древнего царства, как и их предки, ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве "живого мяса".

В ту пору в Египте водились следующие дикие животные: зубры, муфлоны и козлы, газели двух видов, козероги, сабельные антилопы, мендесские антилопы, коровьи антилопы, оленебыки, а также львы, волки, шакалы, гиены, гиппопотамы, крокодилы. Встречались страусы, жирафы, зайцы, ихневмоны, ежи.

Охотой на гиппопотамов египтяне занимались с доисторических времен, используя их мясо в питании.

В больших хозяйствах Древнего царства (царских, храмовых и царских вельмож) имелись большие птицефермы, в которых откармливалось огромное количество птицы разных пород и видов: гусей, уток, журавлей, лебедей, голубей и пеликанов. Необычный состав птиц, содержащихся на птицефермах, объясняется тем, что они поступали от охотников. Это был не съеденный остаток добычи птицеловов. Доставленных в больших клетках птиц оставляли в вольерах и откармливали колобками из муки. Хорошо откормленных птиц специальные работники закалывали, ощипывали и подавали господам для еды.

Уже во времена Древнего царства делались попытки приручения диких птиц. Б. Брентьес полагает, что попытка одомашнивания гусей была предпринята только в середине II тысячелетия до н.э., когда уже стали разводить кур. От этого и более позднего времени до нас дошли изображения гусят рядом с гусями. Брентьес считает попытку приручения диких гусей в Египте неудачной, поскольку домашний гусь произошел из породы серых гусей. Древние египтяне пытались приручить также пеликанов. Об этом свидетельствует изображение в гробнице Харемхета (середина II тысячелетия до н.э.).

Охота во времена Древнего царства не утратила еще своего значения. Охотники, поставляя убитую дичь, значительно увеличивали запасы мяса в стране и обеспечивали крупные хозяйства животными и птицей для приручения и одомашнивания.

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы (ржавые гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами - жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов).

Наиболее продуктивно ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано - уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Во всяком случае, рельеф в солнечном Храме царя Ниусерра в Абусире (ХХVI век до н.э.) изображает храмовую паcеку и свидетельствует о том, что египтяне Древнего царства умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Суммируя, необходимо отметить, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания. Древние египтяне не знали сахара, поэтому в их питании преобладали сложные углеводы.

То, чем питались древние египтяне, стало нам известно благодаря Городу мертвых, на западном берегу Нила. Здесь, в гробницах бывших жителей города Фивы находится множество свидетельств того, что в гробницы своих родных, как при захоронении так, и после него египтяне приносили жертвы в виде пищи. Это делалось потому, что они искренне верили, что после смерти мумифицированное тело покойника ждет возвращения ка или аху – мифологической сущности египтянина, которая стремится вернуться в мир живых. (При этом душа человека являет собой совсем другое – она отправляется в царство мертвых). Еда и одежда нужны были для того, чтобы ка по возвращении не разгневалось и не нанесло вреда живым. В гробницу приносили пищу, которую человек с удовольствием ел при жизни.

Пища древних египтян

Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы?

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи , так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила . Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

Косметика и аромотерапия в Древнем Египте

Задолго до Клеопатры прекрасные жительницы Фив умели украшать себя и наводить порчу на соперниц

Из картин и барельефов в храмах нам хорошо известно, что древние жители Фив вне зависимости от пола и возраста не просто любили украшать себя декоративной косметикой, но прямо таки стыдились показаться на глаза без макияжа. Вот только была ли эта косметика сугубо декоративной?

Скорее всего, в седой древности косметические ухищрения египтян носили мистический и защитный характер. Во-первых, летняя жара и ночной холод, слепящие дали пустыни и ослепительный блеск разлившегося Нила неблагоприятно воздействовали на глаза людей. Это воздействие эффект хорошо знаком бедуинам и полярникам, которые стараются защитить свои глаза не только от световых эффектов, но и от больших перепадов температур. Так и древние египтяне страдали от глазных болезней, которые могли привести к полной слепоте и лечить которые египтяне не умели. Поэтому в самые разные эпохи Древнего Египта как мужчины, так и женщины смазывали веки различными целебными мазями, поверх которых наносили сурьму (Б. Уоллис). Ее привозили из стран востока. Лучший сорт сурьмы, который назывался месдемт или месетемет, стоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай до сих пор существует у некоторых народов Африки, где часто встречаются глазные болезни (А. Эрман). Дополнительно такая окраска позволяла защититься от сглаза и злых духов.

Впоследствии египетские женщины стали использовать мазь и сурьму не только для защиты зрения, но и для выделения естественной красоты глаз – белизны белков и яркости зрачков. Для декорации глаз в основном использовали два цвета – черный и зеленый, при этом зеленым проводили черту под глазами, а черным окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярко блестели. Существовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела, например, храмовые певцы и фараоны делали татуировки на плечах и предплечьях.

Широко использовали египтяне масла, благовония и их смеси. Масло применяли не только для натирания тела, но и для укрепления и ароматизации волос. Делалось это следующим образом: в чашу с маслом клали шар размером с кулак, сделанный из гигроскопичного материала, возможно хлопка или шерсти, который впитывал приличное количество масла, смешанного с благовониями. Затем главный умаслитель дома клал этот шар в специальный каркас и укреплял его на голове у хозяина и его гостей – масло из шара стекало на волосы в течение всего пира. А. Эрман: «Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить его Кеми (специальный сорт драгоценного благовония) и надеть на него прекрасные одежды и украшения». Нет, правда, данных о том, оставались ли эти дары у человека навсегда.

Вообще одним из развлечений на пиру считалось заняться туалетом – своим и своего соседа. Египтяне прямо во время еды натирали себя и друг друга благовониями, примеряли новые наряды и ожерелья, дарили или просто давали нюхать друг другу цветы.

Египтянам были известны духи многих видов, самым популярным из которых был состав кифи, состоящий из мирты, ракитника, ладана и других компонентов. Эти духи употребляли при натираниях, а также клали в огонь, чтобы пропитать ароматом помещение и одежду. Чем не ароматические палочки и аромолампы, которые, видимо, использовались не только в Древней Индии, но и в Древнем Египте? Здесь же лежат корни современной жевательной резинки – в духи египтяне добавляли мед и делали из смеси шарики, которые жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным».

В медицинской литературе египтян большое место занимает тема ухода за волосами. Например, для борьбы с сединой голову нужно было смазывать кровью черного теленка или кровью из рога черного быка или просто кровью черного быка, прокипяченной с растительным маслом. Египтяне верили, что черный цвет шерсти животного перейдет таким образом на волосы человека. В то же время есть данные о том, что египтяне умели красить волосы в черный цвет. Египтянки заботились не только о красоте собственных волос, но и об ее отсутствии у своих соперниц. Так, ревнивым дамам советовали: «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червя анарт или цветок сегет, свари червя или цветок в растительном масле и положи на голову сопернице». Здесь же давался рецепт противоядия от такого «подарка» – вареный в воде и затем измельченный панцирь черепахи, смешанный с жиром бегемота.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Фреска из гробницы Нахта в Долина царей, астронома, писца и священника при Тутмосе IV.

Растительная пища
Самыми главными элементами в рационе питания египтян были белый хлеб и пиво. Технологический процесс готовки у этих двух продуктов начинался идентично: ячменной или пшеничное тесто замешивали на воде с небольшим добавлением соли. Стоит отметить, что в стране фараонов дрожжи были не просто известно, но ими пользовались очень многие, это не было роскошью. Когда тесто поднималось, его ставили в печь - получался хлеб.

Картинки Древних Египтян Пекут Хлеб


Для получения пива тесто делили на куски и заливали водой - получалась закваска.
Пиво в Египте в Древнем Египте


Она бродила несколько дней, затем её процеживали и разливали по кувшинам и настаивали ещё какое-то время. Такой напиток, называемый «буза», изготавливают и в наше время. Он содержит примерно 7% алкоголя.
Пиво в Древнем Египте

Помимо хлеба нескольких не слишком замысловатых рецептов простые египтяне кушали чеснок, лук, чечевицу, бобы.В позднем Древнем Египте стали выращивать баклажаны.Основной сладостью и одновременно сырьём для кондитерских изделий служил мёд. Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Ели так же финики, гранаты, груши, виноград, персики. Кроме цельных фруктов египтяне любили фруктовые соки - свежие или сброженные. Жречество и знать любили различные коктейли из соков разных фруктов и специй.

Рисунок с фрески в гробнице Эхнатона, с трапезой фараона и его семьи.


На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представитель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Сбор урожая злаков в Древнем Египте

Охота и рыбная ловля. Роспись из гробницы Менны в Шейх Абд эль-Курне

Трапеза в Древнем Египте. Роспись из гробницы Нефертари


Животная пища
Основу рациона состоятельных слоёв населения составляло мясо. Африканские быки занимали ведущее место в животноводстве. На мясо выращивали также коз, свиней, овец, домашнюю птицу (утки и гуси). Часть мяса добывали охотой - газели, антилопы, дикие птицы. Из баранины, говядины, дичи готовили разнообразные сытные кушанья, обильно снабжая их специями. На сохранившихся барельефах есть сцена, где царская семья употребляет в пищу свёрнутые рулетом кусочки мяса и жареных целиком гусей и уток. Широко использовали сливочное масло, гусиный или говяжий жир. Мясо обычно отваривали или обжаривали и подавали кусками на больших блюдах, либо тушили, как рагу. Рыбу, птицу и мясо употребляли в вареном или печёном виде. На столе бедняков мясо появлялось только на праздниках, но в рыбе ограничений не было. Молочные продукты тоже употреблялись – сливки, масло, творог.

Молоко считалось деликатесом лакомством.
разведение коз в Древнем Египте. Гробница Хнумхотепа II

Доение коров в Древнем Египте

Дикие гуси. Роспись в гробнице Нефермаата. Древнее царство

Кухня
У египтян в жилище было сравнительно мало мебели. В общей комнате горожанина располагались деревянные столы, стулья, табуреты. Простолюдины же ели на полу либо на глиняных возвышенностях. Пищу готовили прямо на земле или полу - кухонных столов не было. Хозяйки или их слуги молотили ячмень или зерно, замешивали тесто, чистили и резали овощи и мясо, просто сидя на корточках. Печь сооружалась из глины. Она была примерно метровой высоты и имела металлическую дверцу для разведения огня на уровне земли и крышку наверху. В зависимости от блюда готовить можно было внутри печи или на верхней её части. Огонь разводили при помощи дров и древесного угля. В стенах обнаруженных кухонь устроены ниши для утвари. Посуду изготавливали, в основном, керамическую - самых разнообразных форм – горшки, миски, кувшины, чашки с ручками. Керамические изделия были красновато-коричневыми, так как глина, к которой имели доступ египтяне, имела красный цвет. Посуда искусно изготовлена, но выглядит просто из-за того, что её не принято было украшать росписью, как это делали жители других стран Ближнего Востока. Посуду для богатых вельмож и знати вырезали из камня. Столовых приборов почти не было, использовали в основном небольшие ножи. Царственные особы и высшее жречество обедали на серебре. В гробницах встречаются небольшие ёмкости из мутного стекла для особо ценных специй.

Тихомирова Анастасия Павловна

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным материалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, использовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, отправлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всяческую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло оставлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пища древних египтян

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи, так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила. Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

В прошлом номере «АиФ» уже рассказывал . Вместе с медовыми мазями для заживления ран и зубной пастой из пальмовой коры ведущие каирские клиники предлагают клиентам «диетический курс по рецепту фараонов», гарантируя потерю 20-25 килограммов за полгода. Между тем исследования учёных показывают — в Древнем Египте благодаря правильному питанию дольше всех жили именно цари и... самые обычные крестьяне. Занесённый в Книгу рекордов Гиннесса за самое долгое в истории царствование фараон Пиопи II , как считается, правил 94 года (2279-2185 гг. до н.э.), Рамсес II Великий сидел на троне 67 лет, 54 года страной управлял Тутмос III , а Ментухотеп — почти полвека. Простолюдины также иногда доживали до 70 лет, несмотря на тяжёлую работу. А вот жрецы, одни из богатейших людей Древнего Египта, едва достигали возраста в 45 лет. Интересно, почему?

Чеснок для мыслей

— Разумеется, тут всё зависит от качества еды, — объясняет египтолог Абу-Хамид аль-Маджид .

— Жрецы умирали от закупорки кровеносных сосудов и инфаркта, поскольку ели откровенно нездоровую пищу — ту, которую «посвящали» богам. Самых жирных свиней в Древнем Египте всегда резали на алтаре злого бога Сета : во время религиозных празднеств мясо свиньи вообще считалось табу, его нельзя было вкушать никому, кроме храмовых слуг. Еда жрецов состояла из свинины, сала, яиц, масла и сладостей с обильным добавлением жиров. Они ели больше, чем могли (ведь подношения богам нельзя было выбрасывать в отходы), и игнорировали овощи и фрукты. А вот фараоны питались иначе — им разрабатывали специальную диету для «ловкости мыслей». Как правило, на столе царей присутствовала варёная и тушёная говядина (самое дорогое мясо в Египте), свежий инжир, и обязательно мёд. Проживший 101 год фараон Пиопи II ежедневно ел зелёный лук, чеснок и активно... угощался пивом. Удивительно, но тогда пиво считалось диетическим продуктом и даже использовалось для лечения в египетской медицине.

Пиво для похудения

Действительно, около 4000 лет назад пиво в Египте считали важной частью питания людей, решивших сесть на диету. Тогдашнее пиво верхового брожения сильно отличалось от современного — оно являлось источником витаминов, минералов и протеина, в его приготовлении использовали ячмень, корни различных растений и семена лилии. Ещё в 2580 г. до н.э. пиво (с целью придания бодрости и силы) входило в рацион строителей «Великой пирамиды Хуфу» в Гизе — не меньше, чем по 3 (!) литра в день на человека. По мнению врачей-египтологов, крайне важен и факт, что древние египтяне не ведали о таком «ужасе» для сердца, как жареная в масле картошка а-ля «Макдоналдс» (Америку ещё не открыли), а также не знали сахара, заменяя его мёдом. В меню фараонов обязательно наличествовал сельдерей, дыня, огурцы, чечевица и зелёный горошек. Скажем, фараон Аменемхет III , правивший 47 лет (1853-1806 гг. до н.э.), ежедневно ел салаты из овощей с оливковым маслом и дважды в сутки поглощал виноград. Не гнушались правители и физическими упражнениями. Если смотреть псевдоисторические фильмы, складывается впечатление, что в Древнем Египте царей исключительно носили на плечах рабы с опахалами, но в реальности фараоны довольно много ходили пешком.

Молоко для молодости

Получается, в рецептах потери веса и долголетия с точки зрения Древнего Египта нет ничего суперволшебного (кроме разве что неожиданной полезности пива). Это говорят и современные диетологи: ешьте поменьше жира, больше ходите, кушайте фрукты и овощи, не налегайте на жареное, иначе вам грозят аналогичные неприятности, что и у слуг бога Сета. На древнеегипетских кухнях не было картошки-фри, шоколада, гамбургеров и сосисок — тех продуктов, от коих толстеют, а свинина поедалась лишь жрецами. Соблюдать древнеегипетскую диету можно и сейчас: в клиниках Каира гарантируют, что «рецепты действенны». Правда, лучше обойтись без мышей.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.