ОВЗ - что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ. материал на тему Система дополнительного образования дети овз

Никитина Наталья Васильевна

Сфера-не имеющая границ !

На базе Центра детского творчества с 2011по2013 год функционировал семейный клуб «Росток» для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями . Мне довелось поработать с особыми детьми с их семьями. В обществе бытует мнение, что если ребёнок инвалид значит он ненормальный, но столкнувшись один на один с особыми детьми, я поняла, что так думают невоспитанные люди, не умеющие ставить себя на место других. Дети занимались с разными диагнозами заболеваний : ДЦП, аутисты, дауны, с нарушением речи, слуха, зрения, был мальчик, у которого на руке частично отсутствовали пальцы, да может быть такие дети не сильны в математике, физике, в гуманитарных науках, но творчество для особых детей это огромная доступная сфера деятельности , где не существует никаких ограничений .

Ежемесячно проводились заседания семейного клуба «Росток» , где оказывалась информационно - консультативная, психологическая поддержка семьям. Тематика была разнообразная : «Коммуникативное развитие детей » , «Моя семья - моя радость» , Воспитание в христианских традициях», «Сюжетно-ролевые игры в воспитании детей » . В работе клуба обсуждали темы : «Иппотерапия-путь к здоровью» , «Как проводить массаж в домашних условиях» , «Познаю себя и других» где выступали специалисты ГУЗ «Николаевская ЦРБ» , знакомили с новыми методами и приёмами в технике массажа, показывали лечебную оздоровительную гимнастику.

В ходе занятий по развитию творческих способностей дети учились через средства художественной выразительности контролировать и выражать своё эмоциональное состояние, создавать самим себе положительное настроение. Наблюдалась положительная динамика в развитии детей , дети преодолевали психологические барьеры замкнутости и отчуждённости, учились быть более самостоятельными, организованными.

С детьми проводились игры на знакомство, на снятие эмоционального напряжения, конкурсы, викторины. Дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие, преодолевали социальное отчуждение через взаимопомощь и взаимовыручку.

Творчески дети развивались, делая различные поделки из природного и бросового материала, принимали участие в культурно – досуговых социальнозначимых мероприятиях : «День матери» , «Осенние посиделки» , «Новогоднее представление» , «Рождественские посиделки» , «Рождественская ёлка» . Интересно и разнообразно проходила декада инвалидов с 1 по 10 декабря, дети вместе с родителями участвовали в праздничных, спортивно - развлекательных мероприятиях : «Пожелаем друг другу добра » , «Если хочешь быть здоров – с нами занимайся» , «День именинника» , «Игротека» в викторинах «Волшебный мир сказок» . Дети участвовали в конкурсе рисунков : «Природа и мы» «Птицы наши друзья» , мастер – классах, по изготовлению поделок из солёного теста, где были отмечены грамотами Куркин Илья, Буртаев Данил, Ларина Наталья, Аширов Ильдар.

Проводились районные и областные агитпоезда «За здоровый образ жизни » , для участия приглашали специалистов с ГУЗ «Николаевская ЦРБ» , на которых проводились тренинги с родителями, конкурсно - познавательные мероприятия, благодаря которым, дети получали положительные эмоции, чувство сплочённости.

Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами , самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки» , создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) в сенсорной комнате оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека : как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Большое внимание уделялось проведению социокультурных мероприятий : «День защитника Отечества» , «Международный женский день» , «Международный день семьи» , «День защиты детей » , «День знаний» , «Осенние посиделки» , «День матери» , «Декада инвалидов» , «Новогоднее представление» , «Масленица» , «День именинника» .

Дети посещали цирк, кукольные спектакли.

В летний период с июня по август проходило оздоровление детей в лагере дневного пребывания под названием «Парус надежды» . Лагерь посещали дети с ограниченными возможностями , дети из малообеспеченных и многодетных семей.

Направление смен :

Культурно - досуговое;

Художественно - эстетическое;

Эколого-краеведческое;

С детьми проводились конкурсы на лучшую отрядную газету, игры на знакомство и снятие эмоционального напряжения. В течение всех смен дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие. С целью изучения и сохранения природы родного края проводились экскурсии в лес, в сквер, к реке в парковую зону, где дети сочетали отдых с трудом, очищая территории от мусора. Дети посещали местный краеведческий музей, изучая историю Николаевского района, историю образования села Николаевка .

В целях повышения культуры воспитания, дети посещали детскую библиотеку, культурно - досуговый центр МКДЦ. С детьми проводились познавательные викторины о природе, животном мире, о птицах, об истории родного края. Дети принимали активное участие в конкурсных программах и праздниках «Гинес- шоу» , «Уроки вежливости» , «Судари и сударыни» , «Праздник русской берёзки» , «Русский сувенир» , «Прощальный карнавал» . Забавляли ребят игры- эстафеты «Там на неведомых дорожках» , игры- путешествия «Земля наш общий дом» , игры на внимание «Весёлые мартышки» , «Бананы» , «Скачки» , «Рыбки» и др. Для развития двигательной активности проводились подвижные игры «Северные олени» , «Гусеница» , «Карусель» , «Кошки- мышки» и др.

Педагоги центра детского творчества проводили с детьми мастер-классы по изготовлению объёмных поделок из природного и бросового материала, аппликаций из цветной и гофрированной бумаги, рисовали рисунки в разных техниках исполнения : «монотипия» , «по мокрому листу, цветными мелками на асфальте, пальцами руки по листу, благодаря которым развивается мышление, память, мелкая моторика пальцев рук.

В дополнительном образовании могут найти себя как обычные дети, так и дети особые с ограниченными возможностями , а также их родители, бабушки и даже дедушки. Особые дети очень способные, у них доброе сердце и большая открытая душа, надо только почувствовать это, увидеть, и соприкоснуться. Надо научиться видеть в каждом человеке божественную сущность, тогда мнение о ненормальных детях, людях раствориться.














Мы можем факелом гореть тепло и свет, даруя, людям,а можем пнем трухлявым тлеть,если себе служить лишь будем.

В. Николаева

Специфика реализации рассмотренных в параграфе 2.2. теоретических положений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в сфере дополнительного образования проявляется в нескольких вариантах включения их в процесс освоения дополнительных образовательных программ.

Целесообразность реализации того либо иного варианта зависит от ряда факторов, наличие или отсутствие которых обусловливает его выбор ребенком, родителями или специалистами сферы дополнительного образования. Чтобы подобрать наиболее подходящий для обучающегося способ включения в процесс освоения дополнительной образовательной программы, стоит ответить на ряд вопросов.

  • 1. Насколько ограничены возможности ребенка? В параграфе 2.1 мы рассмотрели основные группы, на которые можно разделить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Безусловно, категория, к которой относится обучающийся в зависимости от своих психофизиологических особенностей, имеет определенное значение при выборе варианта получения дополнительного образования. Но, как показывает анализ опыта, наиболее значимой является степень выраженности имеющихся у ребенка ограничений. С этой точки зрения возможны три варианта освоения обучающимся дополнительной образовательной программы:
  • 1) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации общего или дополнительного образования, т.е. вместе с детьми, не имеющими ограничений возможностей здоровья. Данный вариант реализуется в том случае, если отклонения в развитии ребенка не накладывают существенного отпечатка на его возможности и позволяют ему освоить дополнительную программу при условии помощи со стороны педагога дополнительного образования и других специалистов. Примером реализации данного варианта может служить описанная выше ситуация с девочкой, успешно занимавшейся в студии «Глиняная игрушка» вместе со здоровыми детьми;
  • 2) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации дополнительного образования, коррекционного класса или образовательного учреждения для детей, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии, не позволяющие им получать дополнительное образование вместе со здоровыми сверстниками. В качестве примера можно привести занятия в коррекционной разновозрастной группе «Юный парикмахер», созданной на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 82 г. Ярославля. Посещать занятия могут учащиеся с пятого по одиннадцатый класс во внеурочное время, педагог работает с ними и в группе, и индивидуально, используя технологию проектной деятельности, которая позволяет обучающимся, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, успешно осваивать основы парикмахерского искусства;
  • 3) в процессе индивидуальной образовательной деятельности, организованной педагогом дополнительного образования. Этот вариант выбирается тогда, когда ребенок в силу имеющихся проблем не может осваивать дополнительную программу, систематически посещая групповые занятия, и находится на домашнем обучении. Основой для работы с детьми данной группы может стать индивидуальное проектирование, организуемое педагогом в процессе индивидуальных занятий на дому или в рамках дистанционного общения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но даже в этом случае не стоит пренебрегать организацией социального взаимодействия ребенка, для чего следует периодически включать его в ситуацию общения с другими людьми, например в рамках презентации или выставки проектов, создаваемых другими детьми.

Стоит отметить, что обозначенные варианты могут быть интегрированы. Например, часть дополнительной образовательной программы ребенок может осваивать в группе, а часть - в рамках индивидуальной образовательной деятельности. Также возможно совместное проведение некоторых занятий объединений, в которых занимаются дети с ограниченными возможностями, с участием их сверстников, не имеющих проблем со здоровьем.

  • 2. Каковы возможности образовательной организации, в которой ребенок получает основное образование? Рассматривая выше варианты получения дополнительного образования, которые могут быть выбраны ребенком или родителями в зависимости от степени ограничения возможностей здоровья, мы упоминали, что реализовываться они могут на базе общеобразовательной или специальной (коррекционной) школы или организации дополнительного образования. Исходя из этого, можно выделить следующие варианты освоения дополнительной образовательной программы:
  • 1) обучающийся и родители могут выбрать одну из программ, реализуемых педагогами дополнительного образования, на базе школы, в которой учится ребенок. Например, специальная (коррекционная) школа-интернат № 82 г. Ярославля предлагает своим ученикам следующий перечень дополнительных образовательных программ: «Домашний парикмахер», «Студия анимационных фильмов “Оживляй-ка, поживей”», «Компьютерные игры», «Компьютерный контроль», «Театральная студия» и т.п. Указанные программы реализуются в разновозрастных группах для детей, интересующихся определенным видом деятельности;
  • 2) ребенок и родители выбирают дополнительную образовательную программу, реализуемую во взаимодействии организаций общего и дополнительного образования. Данный вариант возможен в том случае, если в школе, где обучается ребенок, нет интересующей его и родителей программы, но администрация образовательного учреждения, заинтересованная в удовлетворении потребностей обучающихся, устанавливает контакт с педагогами дополнительного образования и организует (на своей базе или на базе находящегося рядом учреждения дополнительного образования) занятия для своих учеников. Например, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 77 VIII вида администрацией совместно с педагогами центра дополнительного образования организованы занятия по программам «Спортивные игры», «Прикладное искусство», «Оригами», «Музыка», «Танцкласс», «Семейный досуг». Указанный перечень определялся в рамках проведенного педагогами опроса детей и родителей ;
  • 3) детям и родителям предоставляется возможность выбора дополнительной образовательной программы, реализуемой в рамках сетевого взаимодействия нескольких общеобразовательных организаций. Указанный вариант может быть использован школами, находящимися в сельской местности. В данном случае для удовлетворения интересов ребенка и оптимизации работы с детьми с ОВЗ на базе каждой школы, включенной в систему взаимодействия, специалистом реализуется определенная дополнительная образовательная программа, осваивать которую могут желающие из числа обучающихся во всех образовательных организациях района. Таким образом, даже при отсутствии в школе интересующей обучающегося дополнительной образовательной программы и невозможности овладения ею на базе организации дополнительного образования в силу территориальной удаленности создаются условия для удовлетворения потребностей ребенка и организации работы с ним специалиста, а кроме того, значительно расширяется круг его общения.

Хотя чаще встречается описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями в сфере дополнительного образования, организованной на базе центров дополнительного образования, следует отметить, что организации общего образования обладают не меньшими возможностями для реализации дополнительных образовательных программ и могут удовлетворять потребностям обучающихся, привлекая педагогов дополнительного образования для проведения занятий на своей базе.

  • 3. С какой целью будет осваиваться дополнительная образовательная программа? Если, отвечая на первые два вопроса, мы рассматривали по большей части организационные варианты реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, то данный вопрос напрямую связан с содержательной составляющей возможного варианта работы с обучающимися данной категории в сфере дополнительного образования. Анализ опыта включения детей с ограниченными возможностями в процесс освоения дополнительных образовательных программ позволяет выделить следующие варианты:
  • 1) дополнительные образовательные программы, нацеленные прежде всего на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ОВЗ. Данный вариант дополнительного образования реализуется в большинстве специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций. Например, в специальной (коррекционной) школе-интернате № 82 г. Ярославля обучающиеся могут выбрать и освоить (если позволяют имеющиеся проблемы в развитии) любую из пяти профессий: швея, столяр, обувщик по ремонту обуви, художник росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий;
  • 2) дополнительные образовательные программы, ориентированные на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования и предполагает развитие творческого потенциала обучающегося в рамках доступной ему деятельности и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в коллективе (в том числе и во взаимодействии со здоровыми людьми). Также стоит отметить и компенсаторную составляющую указанного варианта, поскольку возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком- либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть весь спектр его возможностей, тем самым отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
  • 3) коррекционные дополнительные образовательные программы, предназначенные в первую очередь для компенсации слабых сторон ребенка, оказывающие ему помощь в формировании определенных, значимых для успешного личностного развития качеств.

Пример

На базе центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаев- ского муниципального района Республики Мордовия создана школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». В рамках учреждения реализуется коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих общеобразовательные организации (в силу ограниченных возможностей) и специальные учреждения (поскольку в районе они отсутствуют). В школе с обучающимися работают педагоги дополнительного образования, психолог, педагог-дефектолог, логопед.

Обозначенные выше варианты предполагают наличие у педагога дополнительного образования компетенций, позволяющих ему в полной мере реализовывать содержание определенной дополнительной образовательной программы: первый вариант требует владения навыками в рамках какой-либо профессии, второй предполагает сформированные умения в творческой сфере, третий предусматривает наличие специальных логопедических, дефектологических, психологических знаний.

Стоит отметить, что выделение обозначенных выше вариантов достаточно условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями, обязательно содержат и коррекционную составляющую.

Таким образом, ответив на три обозначенных выше вопроса, можно конкретизировать характеристики оптимального варианта получения дополнительного образования ребенком, исходя из его возможностей, желаний и интересов, а также особенностей образовательного пространства.

Однако перечень возможных вариантов организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования может быть дополнен вариантами интеграции ребенка данной категории в образовательное пространство школы или центра дополнительного образования.

Опираясь на предлагаемые Л. В. Байбородовой варианты организационного решения проблем обучения детей с ограниченными возможностями, можно выделить следующие способы реализации дополнительных образовательных программ для детей данной категории на базе образовательной организации :

  • 1) организация реализует дополнительную образовательную программу для всех детей с ОВЗ, проживающих в муниципальном районе (пример реализации такого варианта был приведен выше);
  • 2) дополнительная образовательная программа, реализуемая для группы детей одного возраста с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
  • 3) дополнительная образовательная программа, реализуемая в разновозрастной группе детей с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
  • 4) дополнительная образовательная программа, реализуемая образовательной организацией как для здоровых детей, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при этом для последних разрабатываются индивидуальные планы ее освоения;
  • 5) индивидуальные проекты в сфере дополнительного образования, реализуемые детьми с ОВЗ под руководством педагога дополнительного образования на базе школы, где они обучаются, или организации дополнительного образования.

Описанные варианты организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования иллюстрируют наличие достаточно широкого спектра возможностей реализации дополнительных образовательных программ для рассматриваемой категории обучающихся.

Вместе с тем специфика работы педагога дополнительного образования с ребенком с ОВЗ обусловлена не только выбранным вариантом реализации образовательной программы: на организацию работы в дополнительном образовании также оказывает влияние модель включения в образовательную деятельность.

Авторы и разработчики проекта Департамента образования г. Москвы «Разработка педагогических технологий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования» на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе организаций дополнительного образования, выделяют три таких модели :

  • а) модель интеграции, опирающаяся на концепцию нормализации;
  • 6) модель инклюзии, основанная на социальной модели инвалидности;
  • в) культурологический подход к включению детей с ОВЗ, опирающийся на концепцию реабилитации детей с ОВЗ творческими видами социокультурной деятельности.

Реализуемая модель накладывает отпечаток на характеристики условий, которые должны быть созданы для обучающихся данной кате-

гории в образовательной организации (в том числе с помощью программ сопровождения). В табл. 2.2 представлена характеристика условий, создаваемых в рамках той или иной модели.

Таблица 2.2

Модели специальных образовательных условий

Культурологический подход

Модель

интеграции

Модель

инклюзии

Философско- методологический базис

На основе развития культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

Концепция нормализации

Социальная

Включение в собственное культурное развитие и формирование основ активного участия в социальной среде

Нормативная социализация на основе культурной ассимиляции индивида

Успешная социализация в муль- тикультурной социальной среде на основе принципа уважения культурных отличий

Результаты

(качество,

индикаторы)

Создание включающей социокультурной развивающей среды (один из индикаторов включения - длительность пребывания в программе; индикаторы развития подбираются индивидуально для каждого включаемого ребенка)

Достижение результатов, ориентированных на общие социальные и культурные нормы, всеми детьми, включенными в программы

Формирование толерантного отношения к особенностям другого человека, готовности к межкультурной коммуникации

Специальные образовательные условия

Специфика специальных образовательных условий определяется результатом, планируемым в рамках каждой модели. Специальные образовательные условия:

  • 1) программы (адаптированные, авторские, комплексные и др.);
  • 2) подходы;
  • 3) методы;
  • 4) методики;
  • 5) формы (проекты, исследования, экскурсии, кейс-стади и пр.);
  • 6) материально-технические условия;
  • 7) психолого-педагогическая поддержка и сопровождение

Окончание табл. 2.2

Модели специальных образовательных условий

Культурологический подход

интеграции

инклюзии

Функция образовательных программ

Программы дополнительного образования проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования

Дополнительное образование определяется как средство достижения внешних по отношению к процессу образования целей

Участие в образовательных программах ставит целью включение в создаваемую с их помощью социальную среду обитания и культурное развитие личности

Участие в образовательных программах является средством получения профессии, средством достижения субъективного жизненного благополучия

Участие в образовательных программах является средством формирования социальной компетентности в муль- тикультурной среде (толерантности, принятия другого и т.п.)

Реализуемые

ценности

Ценность развития

Ценность нормы

Ценность различий

Приоритеты образовательного процесса

Направленность на создание комплекса жизни; поливариантность, разноуровневость используемых программ

Единство требований к освоению учебных дисциплин ко всем участникам образовательного процесса

Приоритет качества отношений участников образовательного процесса

Способ социальной организации образовательной среды

Совместное творчество социокультурной общности участниками интегративного коллектива

Адаптация ребенка к системе образования, культурная ассимиляция

Адаптация системы образования к ребенку, культура толерантности

Авторы моделей специальных условий, представленных в табл. 2.2, отмечают, что определяемые для моделей характеристики обозначены по признаку приоритетности проявления при их использовании, но могут быть реализованы в рамках любой из моделей при условии приспособления их под ее цели и задачи . Покажем на примерах реализацию описанных моделей в практике дополнительного образования.

  • См.: Девяткова Т. А. Эффективные способы повышения мотивации овладениядетьми с умственной отсталостью видами дополнительного образования, значимымидля их успешной социализации и социальной адаптации // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / подред. А. Ю. Шеманова. С. 57-74.
  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / под ред. А. Ю. Шеманова. С. 18.

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Калиман Наталья Адамовна

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях «особого ребёнка» привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

4 года назад- Была закрыта коррекционная школоа Голицинская в Рузаевском районе.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе учреждений дополнительного образования, в частности в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР». При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми –с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и методист - Пихиенко О.Ю.

Слайд3-4

Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015.

Слайд 5

На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна. Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Слайд 6-10

В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии.

Слайд 11-17

Слайд 18

Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

Слайд 19-21

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Слайд 22

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Слайд 23

Задачи:

Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МОУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» создаются условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.

Приведу несколько примеров:

Слайд 24-33

Обучающиеся с ОВЗ - Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами Международного детского экологического форума «Зеленая планета», дипломами 8 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами Республиканского конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», победителями муниципальных конкурсов «Вторая жизнь отходов» и «Дорога безопасности».

За 4 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района- 20обучающимся «Надежды, трём- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники:

Слайд 33-40

«Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье «Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Социально-позитивная деятельность организация

дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:

  • воспитание и обучение;
  • социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г . №1-2

«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача , стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.

Коллегия, в частности, решила обратить особое внимание на:

  • интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  • допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;
  • разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
  • усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
  • активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Для детей, которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях (т.к. отсутствует на территории нашего района) на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласованием Зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ, была создана группа детей кратковременного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Группа осуществляет свою деятельность на основе плана работы, утвержденного администрацией Центра по согласованию с директором ЮНИТЭР.

Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному директором Центра. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая.

Обучение проводится по следующим направлениям:

Дефектология

Развитие речи;

Занятия по формированию ЗОЖ.

Занятия проходят на основе разработанных программ.

  1. «Учимся говорить»
  2. «Человек и его здоровье»
  3. «Доброе слово»

Реализация образовательных программ в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

Игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);

Физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация);

Психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).

Формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)

Работа ведётся в течение 3 лет.

Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. Система школьного образования при этом является более жесткой системой, так как сама организация школьного обучения предполагает следования обязательному ряду правил, помогающих педагогу выстроить отношения по принципу «учитель – класс». Но процесс объединения одноклассников, в числе которых находятся дети с ОВЗ в единую, цельную общность детей происходит иначе. Дети остро и непосредственно реагируют на «непохожесть» другого, и при малейшем изменении отношения взрослого к такому ребенку, начинается изоляция и отторжение «гадкого утенка». В системе внешкольной работы эта проблема решается двумя способами. Во- первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется

В Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»» накопился небольшой опыт работы с детьми с ОВЗ. Но прежде чем появился реальный результат, коллективу образовательного учреждения пришлось немало потрудиться.

Вначале были намечены задачи работы с данной категорией детей, определившие впоследствии приоритетные направления деятельности.

Особый вопрос - расширение социального партнерства. При эффективном сотрудничестве с другими учреждениями, в том числе медицинскими, происходит формирование контингента детей. Осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

В настоящее время в нашем Центре занимаются 16 обучающихся. Это -дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым Центром «ЮНИТЭР» в работе с детьми, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии: «Птицы вестники весны», «Как хлеб на стол пришёл». Также обеспечивается психологическая поддержка и членов его семьи. Стало уже традиционным на Пасху посещение воспитанниками «Надежды» Рузаевского храма Николая Чудотворца. На занятиях дети приобретают опыт социализации, адаптируются в обществе сверстников, пробуют определить собственное место и роль в окружающем мире. Снова касаясь темы создания ситуации успеха для детей данной категории, следует подчеркнуть острую необходимость предоставления им возможности демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей. Для этого проводятся праздники, творческие конкурсы, фестивали:.«Рождественские посиделки», «День матери», «Масленница» и др.. Организована экскурсия на хлебокомбинат.

Воспитанники «Надежды» активно участвует во Всероссийских, республиканских и муниципальных фестивалях, конкурсах и выставках и награждаются грамотами и дипломами различного уровня.. За 3 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района-12 обучающимся «Надежды, двум- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Хотелось бы, чтобы для более полной работы с детьми данной категории была оказана помощь в:

  1. Оформлении и оказании нормативно - правовой базы
  2. Разработке образовательных программ.
  3. Осуществлении финансирования в достаточном объеме.

Система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации: состояние и развитие

УДК 376(470+571):303.448

В. С. Садовская, М. В. Карпычева

московский государственный университет культуры и искусств

Б статье анализируется материал всероссийского мониторинга состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской федерации, проведённого коллективом московского государственного университета культуры и искусств. в статье обобщены данные о формах, средствах и методах работы с детьми данной категории в системе дополнительного образования. отмечаются тенденции и перспективы развития системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, инклюзивное образование, психологическое заболевание, формы и направления дополнительного образования, технологии дополнительного образования, образовательное пространство, индивидуально-личностный подход к обучению детей, содержание и формы образования.

V. S. Sadovskaya, M. V. Karpicheva

Moscow State University of Culture and Arts

SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND DEVELOPMENT

The article presents the results of Russia - wide monitoring of trends and conditions in the system of further education of children with disabilities. It analyses data about forms, means and methods of education used for this group of children under the programs of further education. It highlights trends, problems and discusses opportunities for further development in this area of education.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, further education for children, content and forms of inclusive further education, regional educational policy, child-based methods of education.

С целью проведения анализа региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья был проведён Всероссийский мониторинг состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории

Российской Федерации. Приглашение к участию в мониторинге были разосланы всем руководителям субъектов Российской Федерации. Информация была представлена 58 субъектами Российской Федерации из 8 федеральных округов России (не участвовали в мониторинге 25 субъектов РФ).

декабрь 2013 94 - 99

Участники временного научного коллектива МГУКИ считают определяющим объективным фактором в понимании состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья социально-экономическое и финансово-экономическое положение субъектов РФ, которое остаётся одной из актуальных проблем России. Так, например, в Ханты-Мансийском АО ведётся разработка залежей нефти. Небольшая численность населения и высокие доходы в данном автономном округе позволяют успешно решать социальные проблемы. В других регионах нет сырьевых ресурсов, отсутствует развитая промышленность или сельское хозяйство, а численность населения высокая. Экономическое неравенство регионов влечёт и социальное неравенство. С целью выравнивания возможностей, согласно информации Минэкономразвития РФ, в данной ситуации работают механизмы компенсации через межбюджетные трансферты, через расщепление налогов между уровнями бюджетной системы, через делегирование полномочий.

Указы Президента Российской Федерации по увеличению зарплат в бюджетной сфере увеличили нагрузку на региональные бюджеты. Регионы вынуждены переориентировать часть средств на решение данных задач. И это хорошая новость для системы дополнительного образования, поскольку привлечёт в исследуемую сферу более молодых специалистов-педагогов дополнительного образования.

Вторая сторона указанной проблемы состоит в том, что, возможно, регион свои бюджетные средства частично выводит из строительства новых объектов социальной или образовательной сферы.

Здесь следует говорить о «субъективной» роли губернатора (руководителя) региона и о качестве бизнес-элиты региона. Наглядный пример - Калужская область, которая стала депрессивной в постсоветском пространстве, а в настоящее время создаёт промышленный кластер. Здесь появляются современные производства и растут доходы.

К сожалению, прогноза относительно того, когда произойдёт сокращение показателей неравенства регионов, на сегодняшний день нет. Можно предположить, что ещё длительное время в России будут сохраняться дотационные регионы.

Среди 58 регионов РФ на первое место по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья вышла Чеченская республика. В рейтинге по объёму доходов эта республика занимает одно из последних мест. Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья в этой республике молено объяснить последствиями военных действий на её территории.

Следующими регионами идут крупные мегаполисы: Санкт-Петербург и Москва; за ними следуют республики Башкортостан и Дагестан.

Однако если количество детей с ограниченными возможностями здоровья отнести к общему количеству населения в этих регионах, то в рейтинге на первом месте останется только Чеченская республика, а последующие места займут республика Марий Эл, Костромская и Калужская области, а также Забайкальский край.

Следует отметить тот факт, что во всех регионах среди детей с ограниченными возможностями здоровья лидируют дети с психическими заболеваниями. В некоторых регионах их процент составляет до 50 процентов от общего количества больных детей. В этом случае говорить о полной социальной адаптации таких детей не приходится, и дополнительное образование только частично может компенсировать социализацию ребёнка в обществе. Данная ситуация является отражением общей картины с психическими заболеваниями в стране. Так, в 1990 году, например, за помощью к психиатрам в России обратились 628 тысяч человек, а через десять лет уже 1,6 миллиона, то есть в два с половиной раза больше .

Наиболее точные данные приводит директор Центра социальной судебной психиатрии имени Сербского. По его данным, помощь психиатров получает ежегодно более

7,5 миллиона россиян.

Речь идёт только о тех, кто обратился в специализированные медицинские учреждения, лечился или наблюдался там. Однако многие пациенты идут в поликлиники общего типа и получают там рецепты на успокаивающие препараты. В результате у нас 75-80% больных с психическими расстройствами оказываются вне официальной статистики.

В 13 регионах России, и в сельской местности, и у городских жителей, заболеваемость психозом существенно превосходит общероссийский уровень. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на важном моменте: в 11 регионах достоверно установлена связь между алкоголизмом и психозами, а также умственной отсталостью (хотя, конечно, не только беспробудное пьянство вызывает психические расстройства). Так, показатели заболеваемости психозами, а также численности умственно отсталых (в расчёте на 100 тысяч населения) превышали в 2000 годы средние данные по России в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская, Ивановская, Тульская, Липецкая, Кемеровская, Омская, Сахалинская области, Марийская и Чувашская республики, Алтайский и Хабаровский края1.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, доля совершенно здоровых ребятишек в различных регионах России составляет только от 4 до 10 процентов. То, что наши дети от года к году не здоровеют, не является новостью, об этом последние лет десять неустанно и на всех уровнях твердят педиатры.

Около 40% российских детей рождаются больными и требуют лечения, подчас дорогостоящего. Около 10 миллионов россиян - инвалиды от рождения, которым нужно выплачивать пожизненные пособия . Исследования показали, что при вступлении в брак больные шизофренией, не подозревающие о своём недуге, в 60-70% случаев интуитивно ищут невесту (жениха) с та-

кой же психикой. Если один родитель болен, то вероятность шизофрении у будущего ребёнка 40-60%, но если оба, то она превышает 80%. Так появляются дети с «плохой» наследственностью. Но с уровня 30% рождаемости детей в обществе с генетическими нарушениями начинается необратимое генетическое вырождение нации .

Другой важный показатель в нашем мониторинге - количество детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительным образованием.

Сразу оговоримся, что данные, представленные некоторыми регионами, вызывают сомнения. Например, в Вологодской области на общее количество больных детей - 4403 - приходится 5133 ребёнка, занимающихся дополнительным образованием. Далее если кто-то занимается по двум направлениям, в этом регионе 1344 имеют психические нарушения. Среди них есть тяжёлые больные, которые вряд ли способны освоить те направления дополнительного образования, которые представили специалисты: естественнонаучное, математическое, художественно-эстетическое, филологическое, общеинтеллектуальное и другие.

Высокий процент (100%) показала и Липецкая область.

Не полные сведения по данному показателю представили Ненецкий АО, республика Ингушетия, Смоленская область, Удмуртская республика и Ханты-Мансийский АО.

Среди направлений дополнительного образования по количеству охваченных обучением детей с ограниченными возможностями здоровья явным преимуществом пользуются: художественно-эстетическое (в том числе декоративно-прикладное творчество) и спортивно-оздоровительное направления. Последнее весьма показательно .

Молено предположить, что победы на Па-раолимпийских играх наших спортсменов способствовали привлечению и развитию спортивно-оздоровительного направления среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примерно одинаковое количество детей

распределяется по следующим направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, филологическое, научно-техническое, в том числе информационное.

3,6% детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены дополнительным образованием по общепринятому направлению. Эта работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии.

Более 3% детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются по направлениям: физико-математическое, туристско-краеведческое (в том числе историческое).

Менее 2% детей с ограниченными воз-

можностями здоровья охвачены обучением по направлениям: эколого-биологическое, культурологическое, военно-патриотическое.

Следующим показателем состояния дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются применяемые формы, способы, технологии в работе с ними.

В приведённых ниже таблицах систематизируются содержание программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и формы такой работы.

Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественно -эстетическое Музыкальная информация. Декоративно-прикладное творчество: Весёлый карандаш; Чудеса из солёного теста. Живая кисть (китайская живопись)

Научно-техническое Робототехника на основе конструктора Перворобот МХТ. Я исследователь

Информационно-технологическое Информатика и ИКТ. Мир мультимедийных технологий. Б^Ь-дизайн. Цифровое видео. SD-графика и анимация. А^еЬ-мастерская. Компьютерная графика. Музыкальная лаборатория «Тараж-бэнд»

Лингвистическое Русский язык в вопросах и ответах. Волшебные страницы. Занимательный русский язык. Русская письменная речь (проекты) Служба консультаций по русскому языку. Уроки сочинительства. Английский язык с нуля. Литературный перевод с английского языка. Служба консультаций по английскому языку. Немецкий язык

Физико-математическое Служба консультаций по математике. Занимательная математика. Математика - проекты. физика для любознательных: Оптика, Молекулярная физика. Коллекция физических опытов - Механика. Я - исследователь

Эколого-биологическое Биология. Служба консультаций по биологии. География: Планета Земля и земляне; Природа и население России. Естествознание. В удивительном мире химии. Служба консультаций по химии

Туристско-краеведческое Историческое краеведение: История западной России; Древнерусское государство; Средневековье; Древний мир

Направление Содержание направления: дистанционные курсы

Социально-педагогическое В мире профессий. Психология. Основы медицинских знаний. основы обществознания. Подготовка к школе: Азбука; Класс Малышей

Культурологическое История мировых религий. История русской культуры. Мировая художественная культура

Таблица 2

ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В образовательных учреждениях Игры, конкурсы, викторины, тренинги, индивидуальные творческие задания, комплексы общеукрепляющих упражнений, разработанные с учётом групп здоровья, спортивные клубы, секции, превентивные программы, кружки, занятия по программам объединений дополнительного образования, проектная деятельность, участие в выставках, фестивалях, конкурсах, экскурсии, акции, декады, внеурочная деятельность индивидуальная и групповая формы работы, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания и другое.

В учреждениях дополнительного образования Творческие объединения, секции, кружки, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, акции, декады самостоятельная работа, пленэр, тренинг, лекция, учебные игры, ролевые игры, деловые игры, репетиция, тренировка, практическая работа, зачёт и др.

В учреждениях социальной поддержки Творческие объединения, кружки.

В учреждениях культуры Клубная деятельность, класс ремесла, творческие объединения, кружки школа искусств, музыкальное, художественное, хоровое отделения, творческие коллективы, Театр «Жест» и другое.

На дому Превентивные программы.

С помощью моделей дистанционного образования Проектная деятельность, занятия по программам мультипликации и робототехники, участие в конкурсах, виртуальные экскурсии, выставки, дистанционные курсы и другое.

Подводя итоги состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что важнейшей составляющей образовательного пространства Российской Федерации является именно дополнительное образование детей и молодёжи, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одарённых детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Во многих регионах реализуются долгосрочные целевые программы по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этих мероприятий направлена на обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных и муниципальных заданий на реализацию досу-говых и образовательных программ по месту жительства, формирование модели республиканских и межшкольных муниципальных ресурсных центров дополнительного образования, разработку модельных программ по социализации обучающихся средствами программ дополнительного образования, повышение квалификации работников дополнительного образования, а также на расширение спектра конкурсов продуктивного образования и иных мероприятий всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней для выявления одарён-

ных и талантливых детей в различных сферах деятельности.

Реализуются также программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепляющие межпредметные связи, которые одновременно являются коррекционными, так как способствуют развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Программы составлены таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.

С учётом индивидуально-личностного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья каждому ребёнку предоставляется право выбора вида и содержания творческой деятельности .

В течение последних нескольких лет в Российской Федерации делается ставка на развитие адаптационного потенциала и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством иппо-канис, эко-терапии. В целом региональная образовательная политика в Российской Федерации в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении программ дополнительного образования различных направленностей; воспитание качеств личности, востребованных в условиях современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

Примечания

1. Авдеев Р. Ф. философия информационной цивилизации. Москва, 2004.

2. Китов Ю. В., Смирнов А. Н. Стандартизация деятельности руководителя организации культуры: основные подходы к решению проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. - № 4 (54). - С. 192-195.

3. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность: педагогические ресурсы. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Молодёжь 07: Надежды и разочарования. Москва, 2008.

5. ремизов в. а. Социальная экология личности. Москва, 2004.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.