Психическое здоровье - материалы i республиканской научно-практической конференции. Психологическое благополучие и социальные представления о жизни в мегаполисе. семейное общение и взаимопомощь

Упоминание здоровья у человека ассоциируется с физическим здоровьем, но не стоит забывать, что человек состоит не только из физической оболочки, но и из других оболочек или тел (ментального, астрального и т.д.), нездоровье которых проявляется на физическом уровне — называется психосоматика. Психосоматика — говоря простым языком: внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в телесные и физиологические симптомы. Он может быть осознанным и бессознательным. Во втором случае потребности и желания настолько запретны, что они даже не осознаются. Такой человек не может понять, чего же он на самом деле хочет, но испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт. Благодаря переносу из области психического в область телесного, тревога и беспокойство уходят, человек начинает заниматься тщетным лечением своих «болячек». Поскольку основа болезни — не физиологическая, а психическая.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов ». В этом определении ценным является то, что оно учитывает не только биологический, но и социальный фактор.

Что такое физическое здоровье?

Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Каждый из нас хочет быть богатым, успешным, счастливым, не задумываясь, что всё это не достижимо без крепкого здоровья (немалая часть которого уйдёт на приобретение этих благ). Обладание же отменным здоровьем, хоть и не гарантирует успеха в жизни, но повышает вероятность достижения отличных результатов в любой сфере жизнедеятельности.

Дискуссии специалистов о том, что же такое здоровье длиться до сих пор, на бытовом уровне мы понимаем, что здоровье ― это отсутствие болезней, но с научной точки зрения ― этого недостаточно, человек, существо социально-биологическое, следовательно, состояние здоровья необходимо рассматривать не только с точки зрения биологии, но и с учётом социального благополучия.

Что такое психическое здоровье?

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Психическое здоровье — состояние, желательное и необходимое. Каковы его основные составляющие? Здоровый человек в не заставляет страдать ни себя, ни окружающих, в отличие от больного. Это, безусловно, один из основных внешних критериев психического здоровья, который свидетельствует об адекватной социальной адаптации человека и приспособленности его к реальности. Это существование для него комфортно, оно приносит удовлетворение, человек способен получать наслаждение от жизни и приносить радость и удовлетворение окружающим. Особенно, если эти возможности реализованы.

С другой точки зрения, психическое здоровье — когда человек не делает несчастными других и не разрушает свою жизнь негативными переживаниями. Но что же это такое?

Наличие гармонии, состояние гармонии во всех сторонах жизни человека невозможно, это приводит к стрессам, а с другой стороны, дискомфорт побуждает нас к развитию. Психически здоровый человек преодолевает трудности жизненного пути, развивается.

Наличие таких атрибутов как:

  • семья, дети, родные,
  • друзья, любимая интересная работа, хобби,
  • привязанности, адекватная социальная активность

являются положительным индикатором психологического здоровья.


Необходимое условие психологического здоровья это способность переносить испытания, стрессы и переживания, но не выходящие за определенные рамки, характерные для человека.

Психическое здоровье - это не абсолютно предопределенное явление, а вопрос профилактики чрезмерных стрессов, выходящей за рамки внутренней дисгармонии, а также вопрос активного, заинтересованного, осознанного отношения и заботы о здоровье собственной психики, разуме и уме.

Что такое социальное здоровье или социальное благополучие?

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни – трудная задача.

Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а практически соблюдать его – совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %.

Что же такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?

Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Соблюдение несложных принципов ЗОЖ позволяет иметь прекрасную физическую форму на протяжении всей жизни, что является немаловажным фактором в конкурентной борьбе за место под солнцем в современном мире. Повысить продолжительность жизни не только количество, но и качество (действительно, зачем стремиться прожить лишнюю четверть века и провести их немощным и больным стариком). Что примечательно, заботой о своём здоровье более заняты обладатели приличного капитала, видимо оставлять богатство «на этом свете» им не хочется, а «на тот свет» его не унесёшь.

Человек, ведущий здоровый образ жизни - это, прежде всего, человек, принимающий активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности.

Так из чего складывается ЗОЖ?

Общепризнанными считаются:

В многочисленных медицинских центрах и лабораториях мира исследуется влияние различных факторов и их сочетаний на организм человека, но почти все они по своей сути направлены на изобретение лекарств от болезней, приобретённых несоблюдением таких простых правил.

Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья.

К этим правилам относят:

  1. умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;
  2. умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;
  3. умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;
  4. умение правильно строить взаимоотношения в обществе. Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни.

Общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:

  1. иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  2. знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
  3. стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
  4. выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;
  5. развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  6. постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;
  7. соблюдать правила и гигиену питания;
  8. соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;
  9. быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  10. радоваться успехам во всех человеческих начинаниях – успех порождает успех.

В современном мире увеличилось влияние на здоровье: экологического, техногенного, психологического и ряда других факторов, характер нагрузок на организм также изменился, и нагрузки постоянно повышаются. Это приводит к неблагоприятным изменениям в состоянии здоровья: появились новые, до этого неизвестные болезни, старые стали более опасными, с появлением антибиотиков и прочих сильнодействующих лекарств иммунитет современного человека слабеет и скоро организм, быть может, совсем отучится лечиться самостоятельно…

Основные составляющие здорового образа жизни

Психологическая уравновешенность

Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

  1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.
  2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.
  3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
  4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.
  5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.
  6. Правильно питайтесь.
  7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.


Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.

Закаливание

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора.

При проведении закаливающих процедур нужно выполнять следующие условия:

  • необходим позитивный психологический настрой (желание) на выполнение закаливающих процедур;
  • выполнение процедур должно носить системный характер, проводить их необходимо регулярно, а не от случая к случаю;
  • закаливание должно быть комплексным, сочетаться с физическими упражнениями, что обеспечивает наиболее благоприятное влияние на состояние здоровья;
  • продолжительность процедур должна увеличиваться постепенно и не ухудшать общего самочувствия;
  • необходимо правильно подбирать средства закаливания (водные процедуры, загорание, прогулки, босохождение), ориентируясь на свое самочувствие;
  • процедуры следует выполнять с учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий региона проживания;
  • все процедуры должны проводиться на «грани удовольствия», необходимо помнить, что закаливание осуществляется не для установки рекорда, а с целью укрепления своего здоровья.

Рациональное питание

Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека.


С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также, сколько едим, когда и в каких сочетаниях.

Человечество выработало ряд правил рационального питания.

Главные из них заключаются в следующем:

  1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.
  2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.
  3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10-15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.
  4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.
  5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см 3 .
  6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.
  7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.

Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.

Почему ЗОЖ является индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

http://www.moscom-psy.com
  • http://nazdor-e.ru
  • Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

    Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к

    Бочарова Елена Евгеньевна, Тарасова Людмила Евгеньевна

    Данная статья посвящена изучению социально-психологических особенностей проявления субъективного благополучия и социальной активности личности в различных социокультурных условиях. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке представителей студенческой молодежи России и Франции (г. Саратов и г. Корбей-Эссонн Иль-де-Франс; n=60, возраст 18-20 лет). В качестве диагностического инструментария применялись методики: «Шкала субъективного благополучия» (М.В.Соколова), «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). Представлены результаты кросскультурного исследования характеристик субъективного благополучия и социальной активности у студентов России и Франции. Обнаружены существенные различия в структурных характеристиках субъективного благополучия, направленности социальной активности российской и французской молодежи. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ молодежной политики.

    Скачать PDF

    Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессиональног

    Ященко Елена Федоровна

    Описаны результаты исследования характеристик самоактуализации и субъективного благополучия как социально-психологических факторов при получении профессионального образования, представлены результаты анализа взаимосвязей самоактуализационных, смысложизненных и личностных характеристик с показателями эмоционального компонента субъективного благополучия, а также их различий у студентов с разным уровнем самоактуализации и у разновозрастных преподавателей университета.

    Скачать PDF

    О субъективном благополучии личности в аспекте социально-психологической адаптации

    Бочарова Елена Евгеньевна

    В статье рассматривается проблема субъективного благополучия личности в аспекте социально-психологической адаптации. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов адаптированности и субъективного благополучия. Показано, что с одной стороны субъективное благополучие выступает как внутренний критерий адаптированности, с другой является одним из факторов, детерминирующим процесс социально-психологической адаптации личности.

    Скачать PDF

    Психологические аспекты социальных рисков и проблема субъективного благополучия личности

    Шамионов Раиль Мунирович

    В статье анализируются психологические аспекты социальных рисков во взаимосвязи с проблемой субъективного благополучия личности и групп; раскрываются характеристики социализации личности с точки зрения риск-порождающего и риск-потенциального поведения; обсуждаются вопросы социальной активности личности с разным уровнем и содержанием субъективного благополучия.

    Скачать PDF

    Этнопсихологические характеристики взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия ли

    Бочарова Елена Евгеньевна

    В статье приводятся результаты эмпирического исследования этнопсихологических характеристик взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности.

    Скачать PDF

    Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов

    Шадрин Алексей Александрович

    В статье рассмотрены социально-психологические предикторы субъективного эмоционального благополучия курсантов, построена регрессионная модель, позволяющая содержательно интерпретировать предикцию субъективного благополучия в процессе профессиональной социализации, выявлена предикция эмоционального благополучия свойствами личности, ценностно-смысловой сферой и базовыми убеждениями личности.

    Скачать PDF

    Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику?

    Фесенко Павел Петрович

    The author examines C. Ryff"s theory of psychological well being and its main method, the Well Being Scale, the latter with the help of factorial analysis. He suggests a new content and structure of the same concept.

    Скачать PDF

    Психологическое благополучие и социальные представления о жизни в мегаполисе

    Емельянова Татьяна Петровна

    Статья посвящена изложению результатов исследования содержания и структуры социальных представлений учащейся и работающей молодежи о жизни в мегаполисе в связи представлений с психологическим благополучием. В исследовании приняли участие 103 человека: 61 женщина и 42 мужчины в возрасте от 19 до 30 лет. Опрос проводился в Москве весной 2014 г. Были использованы следующие методики: эссе на поисковом этапе; на основном этапе опросник для изучения структуры социальных представлений, разработанный на основе контент-анализа, проведенного на поисковом этапе исследования. Опросник состоит из 26 утверждений, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале; методика психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой; вопросы о возрасте, семейном положении, поле и уровне дохода респондента. Были получены следующие результаты. Социальные представления о качестве жизни в мегаполисе у респондентов в основном положительно окрашены, причем превалируют элементы, связанные с качественной инфраструктурой мегаполиса, богатством культурной жизни, возможностями потребления товаров и услуг (в том числе медицинских), комфортом, возможностью получить качественное образование. Примечательно, что на этом фоне столичную молодежь беспокоят экологические проблемы города, вероятно, связанные с угрозами их комфортной жизни. При помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена была выявлена взаимосвязь между элементами социальных представлений о качестве жизни в мегаполисе и показателями психологического благополучия. Выделенные эмпирическим путем типы респондентов: «Позитивно ориентированный тип», «Активный тип, ориентированный на карьеру», «Тревожный тип, ориентированный на потребление» были соотнесены с данными по методике психологического благополучия. Результаты исследования позволяют говорить о том, что, несмотря на общий позитивный фон, существует неоднородность восприятия города молодежью, связанная как с акцентами в репрезентации мегаполиса (возможностями потребления, карьеры, обустройством жизни и т. д.), так и с уровнем и аспектами психологического благополучия.

    Скачать PDF

    Социально-психологическое благополучие детей в условиях мегаполиса: методологические основы исследов

    Дробышева Татьяна Валерьевна, Войтенко Мария Юрьевна

    В статье изложено теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования социально-психологического благополучия детей, проживающих в условиях мегаполиса. Сформулирована проблема исследования. Она связана с выявлением совокупности макро и микросоциальных факторов мегаполиса, значимых для изучения благополучия детей, среди них: объективные условия проживания (район, тип застройки, уровень комфортности жилья и т.п.), социальные и социально-психологические характеристики семьи и родителей (экономический статус семьи, время проживания семьи в мегаполисе и т.п.). Характеристики самого ребенка изучаются в роли детерминант его социально-психологического благополучия. Определены показатели социально-психологического благополучия дошкольников. Анализ исследований обнаружил существование связи между автономностью, наличием самоконтроля у детей и условиями их проживания в мегаполисе. Сформированность самоконтроля является психологической предпосылкой формирования позитивных отношений ребенка с родителями, сверстниками, значимыми взрослыми на этапе его первичной социализации.

    Скачать PDF

    Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия

    Шамионов Раиль Мунирович

    В статье обсуждается проблема субъективного благополучия личности как субъекта социального бытия. Рассмотрены различные бытийные пространства личности и со-бытие как сфера порождения критериально-нормативной основы благополучия. Анализируются ценностно-смысловые основания, опыт как источник переживания благополучия. Отмечается, что соотношение характеристик личности и субъекта обусловливает качественное содержание субъективного благополучия. Важная роль в формировании субъективного благополучия личности отводится процессуальности бытия. Сделан вывод о необходимости анализа стабильных и ситуативных характеристик субъективного благополучия личности, соотнесенных со временем жизни человека.

    Скачать PDF

    Социально-психологические аспекты безопасности образовательной среды и субъективное благополучие спе

    Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна

    Статья посвящена изучению составляющих психологической безопасности. Представлены объективные характеристики и условия психологической безопасности организации, выделены факторы психологической безопасности на индивидуальном и внутриорганизационном уровне, субъективные характеристики и группы работников, требующих психологического сопровождения. В работе представлены результаты обследования педагогов, менеджеров образования, психологов и социальных работников, их оценки организационной среды и личных целей деятельности.

    Скачать PDF

    Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов

    Шадрин А.А.

    В данной статье изложены результаты изучения взаимосвязи характеристик социальной фрустрированности и субъективного эмоционального благополучия курсантов, выявлены основные фрустраторы, определены наиболее значимые из них. Раскрыты особенности взаимосвязи показателей социальной фрустрированности и субъективного благополучия на разных этапах обучения в военном вузе. Обнаружен рост и снижение взаимосвязей на разных этапах профессиональной социализации.



    В МБОУ Греково-Степановской СОШ

    на 2013-2014 учебный год

    Пояснительная записка.

    Здоровье - это состояние полного физического, духовного

    и социального благополучия, а не только отсутствие

    заболеваний или физических дефектов.

    "Есть только два сорта людей: настоящие - они сами заботятся

    о себе, и не настоящие - заботу о себе они взваливают на плечи

    окружающих и врачей. К какому сорту вы относите себя?"

    Поль Брег

    "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее короля", – писал А. Шопенгауэр. В нашей республике снижается продолжительность жизни, наблюдается постоянный рост общей заболеваемости населения, увеличивается количество инфекционных заболеваний и, особенно, венерических. К сожалению, эта тенденция к заболеваемости напрямую коснулась школьников. В школе, особенно в старших классах, почти нет практически здоровых детей.
    Учеными давно установлено, что состояние здоровья человека на 50% определяется его образом жизни, питанием и привычками. Наш век - это век стрессов и неврозов, агрессивности и эмоциональной напряженности, век глобального распространения таких вредных привычек как курение, злоупотребление спиртными напитками, увлечение наркотиками.
    Изменить положение можно только путем обучения и приобщения к здоровому образу жизни детей, начиная с дошкольного возраста. Детям можно привить основные знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые в дальнейшем могут превратиться в важные компоненты общей культуры человека и оказать влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

    З доровый О браз Ж изни

    Социальное поведение

    Отказ от разрушителей здоровья.

    Личная гигиена

    Уход за кожей тела, полостью рта, гигиена одежды и жилья.

    Рациональное питание

    Белки, жиры, углеводы.

    Оптимальный двигательный режим

    Закаливание, утренняя гимнастика, бассейн, спортивные секции.

    Психокоррекционные мероприятия

    Борьба со стрессом.

    Здоровье человека

    15% - медицина

    15% - наследственность

    15% - экология

    55% - образ жизни

    Цели курса: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и состояние общества, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся к здоровому образу жизни.

    Задачи курса:


    • Улучшение показателей физического и психического здоровья школьников.

    • Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

    • Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов;

    • Помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.

    • Улучшение материально-технической базы школы для формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников.
    Пути решения

    • Оптимизация воспитательно – образовательного процесса.

    • Осуществление медико–психолого – педагогического мониторинга за состоянием здоровья и адаптацией школьников.

    • Выполнение санитарно – гигиенических норм образовательного процесса;

    • Повышение двигательной активности школьников;

    • Соблюдение режима рационального труда и отдыха.

    • Организация режима питания;

    • Проведение инструктажей по предупреждению травматизма.

    • Проведение физкультурно – оздоровительных и просветительских мероприятий.
    Ожидаемые результаты

    • Улучшение показателей здоровья и учащихся по всем анализируемым формам;

    • Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья;

    • Повышение информированности школьников в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;

    • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;

    • Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;
    Структура программы:

    Программа предполагает ежемесячное проведение занятий с детьми и подростками от 6 до 17 лет. Время реализации программы – 2013 - 2016 у.г.
    Период и этапы реализации программы
    I этап – организационный (2013-2014 г.)

    IIэтап – практический (2014-2015 г.)

    III этап – обобщающий (2015-2016 г.)

    Этапы реализации программы.

    1 этап – организационный:

    На организационном этапе осуществляется анализ образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. С этой целью мы планируем изучать:

    Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);

    Базовые характеристики инфраструктуры школы (качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы);

    Элементы здоровьесберегающей деятельности (используемые в образовательно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии, средства и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников);

    Обучение и воспитание в области здоровьесбережения (перечень используемых в школе форм и методов формирования ценности здоровья и обучения здоровому образу жизни)

    Учебная нагрузка (организация учебного процесса - расписание уроков, продолжительность уроков, объем дополнительной нагрузки);

    Организация и формы физического воспитания (объем физических нагрузок различных форм в рамках расписания)

    Физкультурно-оздоровительная работа (структура и объем физкультурно-оздоровительных нагрузок вне расписания);

    Динамика текущей и хронической заболеваемости.

    Ожидаемые результаты:

    Изучены факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников;

    Определены базовые характеристики инфраструктуры школы;

    Выделены элементы здоровьесберегающей деятельности;

    Определена оптимальная учебная нагрузка;

    Организованы организация и формы физического воспитания;

    Исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, об условиях обучения и характере школьной среды формулируется основная цель работы по здоровьесбережению. Происходит осмысление путей ее достижения, в результате чего определяются основные задачи, планомерное решение которых позволит создать единую здоровьесберегающую среду в школе.

    2 этап - практический этап

    На практическом этапе осуществляется выполнение поставленных задач. Происходит апробация выбранных технологий и форм работы. На этапе реализации сотрудники гимназии имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые были определены ранее.

    Ожидаемые результаты:

    Улучшились показатели здоровья учащихся;

    Снизились поведенческие факторы риска среди учащихся, опасных для здоровья;

    Повысилась информированность школьников в области здоровьезбережения и мотивация к ведению здорового образа жизни.

    Повысился уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьезбережения;

    3 этап – обобщающий.

    На этом этапе проводится анализ полученных результатов. Осуществляется оценка эффективности программы, для чего результаты здоровьесберегающей деятельности по итогам сопоставляются с целями и задачами, сформулированными на организационном этапе. Происходит обобщение проведенной работы.

    Ожидаемые результаты:

    Повысилась квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;

    Сформирована система знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

    Повысился уровень грамотности родителей;

    Регулярно проводятся мероприятия по здоровьезбережению;

    Стабильно функционирует медико – физиологический, социальный и психологический контроль за состоянием здоровья обучающихся;

    Улучшена материально – техническая база школы для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся школьников;

    Улучшены показатели физического и психического здоровья школьников;
    Общая схема программы по направлениям


    1. Физкультурно-оздоровительное направление
    Цели и задачи: Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам

    Учащиеся:


    1. Занятия (уроки по физическому воспитанию)

    2. Физкультурные паузы на уроках (с учётом возрастных, физиологических, психологических особенностей учащихся)

    3. Проведение Дней здоровья

    4. Работа школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, легкая атлетика)

    5. Работа оздоровительного лагеря при школе

    6. Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации)

    7. Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях.

    8. Гимнастика до начала учебных занятий, подвижные игры на переменах для младших школьников

    9. Участие в спортивных соревнованиях (районных, областных)

    Учителя:


    1. Оказание помощи классным руководителям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы

    2. Дни здоровья

    3. Организация спортивных секций для учителей (волейбол), групп здоровья

    4. Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления.

    5. Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики.

    6. Создание условий для посещения тренажёрных залов.

    Родители, социум:


    1. Проведение Дней здоровья

    2. Привлечение родителей к участию в турпоходе.

    3. Организация спортивных секций для родителей и детей (секции выходного дня)

    4. Проведение спортивных игр среди детей, родителей, учителей

    5. Консультации по итогам диагностик физического развития детей

    6. Семинары по обмену опытом формирования ЗОЖ и физической активности в семье.

    7. Разработка индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье (физические упражнения)

    1. Реабилитационно-профилактическое
    Цели и задачи: Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников

    Учащиеся:


    1. Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям

    2. Выделение классов здоровья и "нездоровья" (по наблюдениям врача). Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года

    3. Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности

    4. Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание)

    5. Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции

    6. Психологический тренинг для учащихся

    7. Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся

    8. Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем

    9. Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели)

    10. Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся

    Учителя:


    1. Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики

    2. Создание и работа кабинета психологической разгрузки в школе.

    3. Организация работы по вопросам психотерапии учителей, регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.

    4. Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах

    5. Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)
    6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация группы здоровья для учителей. Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма

    7. Ежегодный профосмотр учителей узкими специалистами, заключения догово ра о сотрудничестве с медицинскими учреждениями.
    Родители, социум:


    1. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой с целью решения медико-психологических проблем развития детей

    2. Проведение медицинской службой консультаций для родителей по итогам медицинских осмотров и наблюдения за здоровьем детей

    3. Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.

    4. Привлечение родите к участию в создании интерьера школы, классов, облагораживанию пришкольной территории

    1. Культурно-просветительское
    Цели и задачи: Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов

    Учащиеся:


    1. Включение в содержание образования школьной валеологии, интегрирующей
      возрастную анатомию, физиологию и психологию, школьную и коммунальную гигиену за счёт введения спецкурсов.

    2. Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.

    3. Школьные валеологические семинары, конференции, выпуск школьной газеты "Здоровье - залог оптимизма".

    4. Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.

    5. Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.

    6. Внедрение валеологических знаний в учебные дисциплины.

    7. Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ

    Учителя:


    1. Валеологическое образование педагогов и школьного персонала. Внедрение валеологических технологий в учебно-воспитательный процесс.

    2. Разработка системы критериев и введение валеологического анализа урока.

    3. Оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.

    4. Проведение практикумов, лекториев для учителей по вопросам школьной валеологии, информирование учителей об адапционных изменениях психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации школьников в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д.

    Родители, социум:


    1. Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение для выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)

    2. Вооружение родителей основами психологопедагогических, медицинских знаний (конференции, семинары, психологические тренинга, мед. консультации для родителей.

    3. Индивидуальная работа с асоциальными семьями

    1. Экологическое
    Цели и задачи: Формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе

    Учащиеся:


    1. Включение в учебный план школы экологических спецкурсов

    2. Деятельность экологического клуба.

    3. Создание экологической библиотечки школы, работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.

    4. Выпуск экологических газет или постоянно действующая экологическая рубрика в школьной газете.

    5. Активизация внеурочной деятельности (проведение экологических игр, конкурсов, викторин).

    6. Природоохранная деятельность учащихся на территории школы и микрорайона (рейды экономии, экологические десанты, сбор тревожной информации).

    7. Привлечение учащихся к облагораживанию пришкольной территории (создание школьного парка, реконструкция клумб и т.д.).

    8. Экологизация учебно-воспитательного процесса на основе внедрения проектной
      технологии природоохранительной направленности

    Учителя:


    1. Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.

    2. Проведение ежегодных семинаров - практикумов по пропаганде экологических знаний для учителей.

    3. Организация временных творческих групп учителей по экологическому воспитанию.

    4. Проведение конкурсов методических разработок по организации природоохранительного просвещения
    Родители, социум:

    1. Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города

    2. Привлечение родителей к планировке и облагораживанию пришкольной территории.

    3. Работа по пропаганде логических знаний среди жителей села (выпуск плакатов, экологические десанты в домах, индивидуальные беседы и лекции для родителей силами творческих групп учителей и членов экологического клуба)

    4. Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями
    Содержание курса обуславливает необходимость использования разных форм обучения:

    • Беседа

    • Беседа-опрос

    • Анкетирование

    • Диспут

    • Дискуссия

    • Ролевая игра

    • Тренинговое занятие

    • Тренинг

    • Деловая игра

    • Интегрированное занятие

    • Акция

    • «Мозговой штурм»

    При преподавании курса необходимо широко использовать наглядность, кино- и видеоматериалы. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, выходить на их личные конкретные проблемы, широко использовать данные периодической печати. Использование активных методов обучения: тестирование, обсуждение в творческих группах, ролевые игры, создание проблемных ситуаций, свободный обмен мнениями по теме повысит интерес учащихся к данному курсу.

    Предлагаемые формы работы по реализации программы.


    1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

    • Работа спортивных секций;

    • Открытые уроки учителей физического воспитания;

    • Разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.
    2. Соревнования и спортивные праздники:

    • Спортивные турниры;

    • Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

    • Товарищеские встречи по различным видам спорта;

    • Подготовка сборных команд школы для участия в районных соревнованиях.
    3. Краеведение:

    • Общешкольные Дни здоровья;

    • Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;

    • Походы выходного дня;

    • Прогулки на свежем воздухе.
    4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

    • Беседы и лекции;

    • Встречи с медработниками;

    • Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, куриного гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
    5. Исследовательская работа. Мониторинг.

    • Анкетирование;

    • Диагностика;

    • Подведение итогов внутришкольных соревнований.
    Список литературы:


    1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.


    2. Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт,1997 - 247 с.

    3. Адаптация и здоровье: Учебное пособие/ Отв. редактор Э.М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 302 с.

    4. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников// Физиология человека, 1997. – Т.23. - №1.

    5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002, - 120 с.

    6. Ковалько В.И. Зоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

    7. Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М., 2001. – 343 с.

    8. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждений: Научно-методическое пособие / Отв. редактор Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 169 с.

    9. Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 142 с.

    10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

    11. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

    12. Шаханова А.В. Влияние различных двигательных режимов на онтогенетическое развитие мальчиков // Валеология. 2001. №2. С.56-66.

    13. Дереклеев Н. И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. - 233 с.

    14. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.

    15. Хотянова Г. В. Если хочешь быть здоров. - М.: Физкультура и спорт,1997. - 247 с.

    План работы по здоровьесбережению на 2013-2014 у.г.


    Ступени

    Мероприятия

    Сроки

    Все ступени

    Изучение физического и психического здоровья школьников

    В течение года

    Все ступени

    Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, предотвращение перегрузки, дозирование домашний заданий, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим).

    В течение года

    Все ступени

    Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям, витаминизация третьих блюд).

    В течение года

    Все ступени

    Медосмотр обучающихся. Ведение мониторинга здоровья.

    Сентябрь, в течении года

    Все ступени

    Организация деятельности психологической службы школы:

    • диагностика;

    • психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей по организации ЗОЖ;

    • коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания;

    • индивидуальные консультации психолога для учащихся, учителей, родителей;

    • психологический тренинг для учителей.

    Сентябрь-май

    Начальная

    Средняя


    Декада по охране зрения (зарядка для глаз, витаминотерапия)

    январь

    Все ступени

    Работа по профилактике травматизма, вредных привычек, простудных заболеваний.

    В течение года

    Все ступени

    Инструктажи по предупреждению травматизма

    Конец четверти

    Все ступени

    Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

    В течение года

    Все ступени

    Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих снижению психо – эмоциональных и умственных перегрузок обучающихся;

    В течение года

    Совершенствование материально – технической базы учреждения (оснащение зоны отдыха для группы продленного дня, приобретение разноуровневых парт, приобретение учебных досок, оснащенных подсветкой, оснащение спортивных площадок учреждения).

    Август-

    сентябрь


    Оказание методической помощи педагогам по реализации здоровьесберегающего подхода к урокам.

    В течение года

    Все ступени

    Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

    В течение года

    Начальная

    Средняя


    Работа танцевальных кружков.

    В течение года

    Средняя

    Старшая


    Работа экологического клуба

    В течение года

    Работа лектория для родителей. Темы лекций: "Режим дня школьника", "Питание и здоровье", "Профилактика простудных заболеваний", "Профилактика острых кишечных заболеваний", "Закаливание детей", "Культура питания", "Профилактика детского травматизма", "Профилактика вредных привычек", "Влияние конфликтов в семье на здоровье детей", "Организация досуга детей в семье" и пр.

    В течение года

    Все ступени

    Продолжить работу над межпредметным проектом "Планировка пришкольной территории".

    Все ступени

    Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

    В течение года

    Старшая

    Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом (конкурсное сочинение, конкурс плакатов, рисунков, тестирование, беседа врача). Акции «Нет – наркотикам!», «Мы – за здоровый образ жизни!». Игра «Суд над вредными привычками».

    декабрь

    Начальная

    Старшая


    Участие в международном дне борьбы с курением. Воспитательное мероприятие: «Курить – себе вредить!». Беседы, лекции.

    ноябрь

    Начальная

    Старшая


    Пропаганда ЗОЖ:

    • Конкурс рисунков

    • Конкурс плакатов

    • Лектории о ЗОЖ, по профилактике употребления ПАВ

    ноябрь

    Все ступени

    Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

    В течение года

    Все ступени

    Школа здоровья:

    • Дни здоровья

    • Спортивные олимпиады

    • Утренняя гимнастика

    В течение года

    Все ступени

    Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью

    по плану диагностических мероприятий

    Начальная

    Средняя


    Работа летнего оздоровительного лагеря

    июнь

    Использование инновационных технологий
    Проведение классных часов рекомендуется по методу социального взаимодействия, который основан на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.

    Приложение 1

    Темы педагогического семинара


    1. Создание санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий для нормального психолого-физиологического развития детей.

    2. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей.

    3. Формы и методы работы по профилактике вредных привычек.

    4. Детский травматизм и его предупреждение.

    5. Освоение практических навыков проведения упражнений для снятия зрительного напряжения, по профилактике нарушений осанки; знакомство с простейшими методами психической саморегуляции и предупреждения неврозов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • 2. Виды благополучия
    • Заключение
    • Библиографический список

    Введение

    В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества

    Согласно Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальной политикой государства понимают деятельность, ориентированную на человека, его благополучие. Социальное благополучие можно рассматривать с нескольких сторон, как интегральную оценку, отражающую реальную ситуацию в стране, или как субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

    1. Сущность понятия " благополучие", его виды

    Понятие "благополучие" - wellbeing активно используется сегодня в зарубежной и отечественной науке и практике. Русский язык содержит много слов, корень которых "благо". В зарубежной науке также наряду с термином "благо" используются термины "благополучатель", "благодаритель" и другие.

    Данное понятие можно рассматривать в разных смыслах. В широком смысле, благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь, культурных, экономических, социальных, психологических, физических и духовных факторов жизнедеятельности, обеспечивающих определенное качество жизни человека.

    В узком смысле благополучие - это совокупность определенных условий, которые обеспечивают человеку способность жить полноценной жизнью (быть социально и биологически здоровым, и удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни).

    Согласно ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Качество жизни - это мера социального благополучия.

    Уровень жизни - это мера социального благосостояния

    Благосостояние - достаток, обеспеченность, богатство, то есть это совокупность имеющихся у человека материальных благ.

    Благодаритель - субъект и источник социального благополучия.

    Благополучатель - объект, адресат социального благополучия.

    Существуют объективные стандарты (нормы и оценки) благополучия самим человеком. Оценивание собственной жизни с точки зрения благополучия может происходить в двух системах измерения:

    1. Официально признанная для данной культуры на данном временном историческом отрезке система измерения.

    2. Субъективная система измерения, которая опирается на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном социальном благополучии.

    2. Виды благополучия

    1. Социальное благополучие - это характеристика социального окружения человека, его социальных отношений, связей и взаимодействий. Социальное благополучие также включает в себя систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов. Социальное благополучие зависит от социального статуса человека.

    Основные элементы социального благополучия :

    социальные контакты;

    социальная комфортность;

    социальная безопасность;

    социальная удовлетворенность.

    2. Экономическое благополучие - это совокупность материальных благ, возможность удовлетворять материальные потребности, обеспеченность и стабильность материального достатка.

    Основные элементы экономического благополучия :

    жилье, питание, обувь и одежда;

    движимое и недвижимое имущество.

    3. Духовное благополучие - это ощущение причастности или идентификации себя с духовной культурой общества, осознание возможности приобщиться к достижениям духовной культуры, наличие веры и возможность свободно проявлять свою приверженность к ней.

    Основные элементы духовного благополучия :

    ценности;

    смысл жизни;

    вера;

    счастье;

    удача.

    4. Физическое благополучие - наличие хорошего физического самочувствия, телесный комфорт, здоровье и физический тонус, то есть естественное состояние организма, характеризуется полной удовлетворенностью с биосферой и отсутствием болезней.

    Основные элементы физического благополучия :

    активность;

    рациональное питание;

    соблюдение правил личной гигиены;

    оптимальное сочетание умственного и трудового развития;

    вредные привычки.

    5. Профессиональное благополучие - наличие возможности реализовать свои склонности, способности, ЗУН, через профессиональную деятельность.

    Основные элементы профессионального благополучия :

    профессия;

    занятость;

    работа;

    трудовая занятость;

    профессиональная идентификация;

    профессиональные контакты;

    профессиональная реализация.

    6. Средовое благополучие - это совокупность компонентов окружающей среды в которой функционирует человек.

    Основные элементы средового благополучия :

    безопасность;

    комфортность среды обитания;

    качество воздуха и воды;

    жилье, которое соответствует санитарно - гигиеническим нормам и. т.д.

    7. Семейное благополучие - это наличие ближайшего социального окружения, состоящего как из нуклеарной, так и из расширенной семьи, обеспечивающей душевный комфорт, единение, чувство заботы, понимания, уверенности и стабильности жизни, ее наполненности смыслом.

    Основные элементы семейного благополучия :

    супруг (а);

    дети;

    родители;

    близкие родственники;

    семейное общение и взаимопомощь.

    Таким образом, виды благополучия представляют собой компоненты взаимовлияющие друг на друга. Это объясняется тем, что в жизнедеятельности человека все сферы тесно взаимосвязаны между собой. Изменение содержания и качества одного из компонентов обязательно влечет за собой изменение других. Нередко происходит компенсирование одного компонента, который развит в меньшей степени, другим - более развитым. При этом страдает

    возможность гармоничной реализации жизнедеятельности во всем ее многообразии. Поэтому изучение различных видов благополучия имеет принципиальное значение для науки и практики.

    3. Уровень жизни и оценка благосостояния

    Актуальность и значимость регулирования социально-экономических процессов и решения проблем роста динамики социального благополучия населения резко возрастает в периоды сложных, кризисных социально-экономических ситуаций.

    Рассматриваемые концептуальные основы динамики социального благополучия имеют ряд новых положений, поскольку ориентированы на дальнейшую адаптацию и последующее практическое применение в решении конкретных управленческих задач. Дальнейшая разработка конкретных методических материалов и их практическая реализация, позволяет по новому рассмотреть регулирование социальных процессов и способствовать решению управленческих задач значительно большей размерности и степени адаптации.

    Уровень жизни и оценка благосостояния, основанные на статистических показателях, традиционно рассматривается как главная характеристика эффективности социально-экономической политики. Однако, на наш взгляд, они несколько односторонне отражают социальное состояние и результаты экономической и социальной политики. Повышение общественного благосостояния в настоящее время рассматривается, как рост потребления материальных благ населением. Однако зачастую эти потребности искусственно навязываются и отражаются в соответствующих показателях экономического роста. Более достоверно реальную ситуацию отражает оценка социального благополучия.

    Социальное благополучие представляет субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Помимо традиционных факторов, затрагиваемых при оценке уровня жизни и благосостояния, в данном случае могут рассматриваться такие как:

    потребности в общественном престиже;

    в уважении;

    в социальной защищенности;

    в изменении статуса;

    в общении;

    в свободе социального выбора;

    в "ассортименте" социальных альтернатив, благ и. т.д.

    А также в реализации социальных ожиданий и притензий. Иначе говоря, социальное благополучие, это субъективная оценка уровня жизни и уровня социального здоровья общества, складывающаяся у социума.

    Непосредственно для населения во многих случаях представляется не правомерным отождествление социальной и экономической политики (как, например, социально-экономической), хотя бы в силу того, что основные их цели чаще всего не совпадают. В условиях рынка целью экономической политики является получение максимальной прибыли. Социальная политика направлена, прежде всего, на другие цели - рост благосостояния, развитие прогрессивных изменений в социальной структуре, обеспечение социальной справедливости.

    Социальное благополучие характеризуется системой различных показателей. Эта система дополняет показатели уровня жизни и благосостояния населения, и при необходимости может использоваться для анализа их достоверности. Использование уровня жизни в качестве основного показателя эффективности экономической и социальной политики в условиях современной России, не всегда дает достоверную рельную социальную картину.

    Так, например, по результатам социологических опросов, доля респондентов относящих себя к категории с низким уровнем жизни, более чем наполовину превышает значение этого показателя, полученного из статистических данных.

    Добавим к этому, что в сложных социально - экономических условиях увеличивается доля теневой экономики, которая не попадает в статистические данные. Также необходимо отметить то обстоятельство, что в экономической и социальной политике в России до сих пор измерение бедности по восприятию социума, не рассматривается как ведущий показатель их эффективности.

    В целом использование оценки социального благополучия позволяет значительно расширить число рассматриваемых факторов, определяющих ход социальных и экономических процессов. Причем, эти факторы о многих случаях, значительно лучше отражают суть таких процессов и социальные и экономические последствия. Показатели, характеризующие социальное благополучие могут выступать, как самостоятельно в роли альтернатив ной оценки, отражающей мнение социума, так и использоваться при определении других показателей и формировании оценок эффективности…

    Все вышесказанное в итоге требует определение основных концептуальных положений по оценке социального благополучия населения.

    4. Концептуальные положения управления благополучием населения

    Концептуальные положения управления благополучием населения, создающие основу для последующего формирования решений, следующие.

    1. Социальное благополучие необходимо рассматривать как одну из основных характеристик социального и экономического развития, тем более что социальное неблагополучие всегда свидетельствует о неудовлетворительном уровне жизни, то есть о недостатке каких - то благ. Вместе с тем падение уровня жизни может иногда сопровождаться ростом социального благополучия. Социальный комфорт может быть не связан с высоким благосостоянием и компенсироваться другими факторами.

    2. Число критериев эффективности экономического и социального развития (в том числе и регионального) должно быть увеличено, за счет использования показателей характеризующих социальное благосостояние. Обеспечивается существенное увеличение числа рассматриваемых показателей, в том числе таких нетрадиционных, характеризующих социально - политические предпочтения населения, состояние массового сознания и социальной психологии. В качестве одного из ведущих критериев эффективности экономического и социального развития России в настоящее время и в обозримом будущем целесообразно рассматривать изменение масштабов абсолютной и относительной бедности.

    3. Оценку динамики социального благополучия следует начинать с мониторинга основных социальных и экономических процессов. Особое место здесь занимает диагностика благосостояния и его отражение в общественном мнении (в массовом сознании) по основным характеристикам, таким как:

    заработная плата, доходы;

    собственность, имущество;

    жилье;

    доступность образования;

    обеспеченность работой;

    здоровье и состояние медицинского обслуживания;

    преступность;

    жилищно-коммунальные услуги;

    общественный транспорт и другие;

    В итоге система показателей для анализа и оценки динамики социального благополучия должна объединять показатели полученные на базе отчетных и статистических данных, а также информацию, отражающую субъективное восприятие собственного состояния, полученную в ходе опросов по представительным выборкам всех основных групп и слоев населения.

    Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

    Результаты периодического мониторинга могут дополняться выборочными материалами. Так, важное значение в оценке изменения территориальной дифференциации социального благополучия населения, представляют результаты анализа социально - политических предпочтений по результатам выборов в органы государственной власти.

    4. Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

    В целях обеспечения управления благополучием населения необходимо оценивать эффективность работы власти с населением, по основным направлениям реализации экономической и социальной политики и ее способности содействовать повышению благосостояния. Также необходимо создание специализированных информационных систем и соответствующее внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие процедуры принятия управленческих решений.

    Помимо традиционных путей реализации экономической и социальной политики в управлении социальным благополучием населения следует использовать ведущий канал формирования общественного мнения - средства массовой информации.

    Дальнейшая разработка методических материалов на базе приведенных концептуальных положений затрагивает решение большого числа задач управления региональными социальными процессами.

    Изучение динамики благополучия дает возможность значительно более детально и точно определить цели и критерии при реализации региональной социально - экономической политики.

    При этом, разработка конкретных методических материалов с ориентацией на использование в управленческой деятельности, позволяет рассмотреть решение ряда задач управления на качественно новом уровне.

    Таким образом, вопрос об оценке социального благополучия всегда остается актуальным, так как ответ на него позволяет делать однозначные выводы относительно достигнутого уровня благополучия на отдельно взятой территории, в регионе и в стране в целом, а также на уровне отдельного гражданина.

    социальное благополучие население

    Заключение

    И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи.

    Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше п о требностей они порождают"

    Библиографический список

    1. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие/ Г.А. Ахинов. - М: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

    2. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования, № 1, Январь 2009, С.33-42;

    3. Берендеева А.Б. Предмет исследования - социальное благополучие населения // Социол. Исследования. 2006. №5.

    4. Переславский В.Т. Ценностные характеристики жизни человека: благополучие и благо: Монография. СПб., 2007.

    5. Россия в цифрах. 2009; Крат. Стат. Сб. /Росстат-М., 2010.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Социальная работа как особая форма общественной деятельности. Технологии социальной работы и их место в формировании социального благополучия людей. Анализ влияния церковных технологий социальной работы на социальное благополучие через молодежную работу.

      курсовая работа , добавлен 30.03.2014

      Анализ статистической информации о месте России на мировой карте благополучия. Определение уровня благосостояния страны по характеру ее социального и экономического развития. Изменение степени витальности общества и его резкого снижение в 90 годы.

      статья , добавлен 25.03.2012

      Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2013

      Понятия семьи, брака и супружества в психологической науке. Любовь и финансовое благополучие как факторы удовлетворенности браком. Результаты исследования удовлетворённости браком супругов в семьях с различным уровнем выраженности любви и благополучия.

      дипломная работа , добавлен 17.03.2014

      Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2011

      Соблюдение интересов государства, общества и социально незащищенных слоев населения как главная цель государственного регулирования. Показатели уровня жизни населения, социальное партнерство как система регулирования социально-трудовых отношений.

      реферат , добавлен 16.08.2011

      Уровень и качество жизни социальных и демографических групп населения. Подходы к оценке его общественного состояния. Проблемы бедности, измерение и пути ее преодоления. Оценка благосостояния и бедности населения на примере Республики Саха (Якутия).

      курсовая работа , добавлен 21.10.2010

      Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

      контрольная работа , добавлен 11.11.2008

      Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии, минимальные социальные стандарты. Критерии качества жизни. Тенденции в социально-экономическом развитии России. Политика правительства России по повышению качества жизни населения.

      курсовая работа , добавлен 27.10.2003

      Определение понятий воспроизводства населения. Характеристика репродуктивной установки в демографии. Процессы и показатели, отражающие качество жизни населения. Организация регулирования социально-экономических процессов в демографических целях.



    

    Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.