Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости. Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное

Начало второй половины 2004 г. было ознаменовано рядом форумов, на которых обсуждалось здоровье детей и молодежи России. Это, прежде всего, 2-й Международный конгресс “Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке” (июнь 2004 г.) и Круглый стол, посвященный этим же проблемам, проведенный Комитетом по охране здоровья ГД РФ (июнь 2004 г.) и др. На этих совещаниях была озвучена весьма неблагополучная статистика о состоянии здоровья нашего молодого поколения. Согласно этой статистике 60% учащихся в целом в РФ имеют ту или иную патологию. 60% детей были отнесены к категории “нервные дети”. Причем у 64,8% старшеклассников зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства. К этим расстройствам относятся: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютеро-зависимость. Последнее явление - новая нозологическая единица. О ее реальности говорят следующие цифры: из общего числа компьютерных клубов Москвы 23% работают круглосуточно, при этом 80% постоянных клиентов круглосуточного посещения - подростки. Педиатры проинформировали общественность о том, что 70%-ая патология беременности и родов дает 70%-ое снижение адаптационного ресурса у детей. И еще одна страшная цифра. В 2003 г. 7,8 тысяч подростков покончили жизнь самоубийством. Статистические материалы о социально-демографической характеристике населения Государственной областной думы 2004 г. свидетельствуют, что среди юношей призывного возраста самая распространенная патология - нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной, наркотической или токсикологической зависимостью.

Каковы же с точки зрения медицины факторы, влияющие на данное весьма неблагополучное положение? В отечественном медицинском сообществе признание получили исследования академика Ю.П.Лисицина. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций - это образ жизни человека.

Что же такое образ жизни человека? Из чего он складывается? Как формируется? От чего зависит? Долгие годы под влиянием марксистско-ленинской философии в социальные науки внедрялось понимание образа жизни, выражением которого можно рассматривать определение образа жизни, как “понятия, применяемого в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни охватывает типичные для данного общества, класса, социального слоя условия, и формы жизнедеятельности людей” . Данное определение ориентирует прежде всего на характеристику материальных условий и форм жизнедеятельности людей. Конечно же эта ориентация имеет свое определенное значение. Зависимость между условиями труда, быта, формами проведения досуга, с одной стороны, и здоровьем человека, с другой - очевидна. Но можно ли считать данный подход безупречным? По-видимому, нет, так как этот подход ориентирован на материальные условия и потребности, не учитывая личностные характеристики человека, его духовные потребности, ценностно-мировоззренческие ориентации, духовно-нравственные мотивы поведения. Очевидно, что в немалой степени именно ценностно-мировоззренческие ориентации, ставшие для человека личностно значимыми, определяют его целесообразное поведение. Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или “праведного” (в терминологии нравственной христианской философии) образа жизни. Концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: “В здоровом теле - здоровый дух”, где психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Данная “максима” является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: ”Orandum est utsit mens sana in corpore sano”, что в переводе с латинского означает: “Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух”. Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке.

Не умоляя влияния соматического уровня здоровья на психический, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Полезно помнить и другую, древневосточную, максиму: ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела. Воспитание молодежи, и призвано обеспечить качественное и бесперебойное “питание духа” молодого человека. Сбои в “питании духа”, в немалой степени влекут за собой такие заболевания, как наркомания, алкоголизм, неврозы и др. Вряд ли кто будет отрицать, что, например, наркомания в конечном счете связана с бездуховностью, с отсутствием ясных морально-нравственных установок.

В согласии с этими суждениями оказывается и следующее истолкование самого понятия “образ жизни”. Понятие “образ жизни” состоит из двух слов - “образ” и “жизнь”, объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий “существование”, ”бытие”, ”жизнедеятельность” оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой прежде всего определенную духовно-нравственную, ценностно-мировоззренческую, целесообразную упорядоченность жизни личности. Такое понимание образа жизни фиксирует наличие двух силовых линий человеческого существования - смысло-целевую, духовно-нравственную, с одной стороны, и материальную, с другой.

Почему же игнорировалась первая “силовая линия” человеческого образа жизни в еще недавно господствующей идеологии? Ответов на этот вопрос несколько. Обратим свое внимание на один из них. Отрицание роли духовно-нравственной “силовой линии” в жизни человека было связано с общей атеистической сутью идеологии, одним из оснований которой был принцип релятивизма, утверждающий относительность, изменчивость моральных ценностей, отрицающий их абсолютное значение. В традиции нравственной христианской, в частности, русской философии противоположная позиция. Моральные ценности и принципы Библейского Декалога (10 заповедей) - имеют абсолютное значение потому, что несоблюдение этих моральных правил приводит к разрушению психо-эмоциональной жизни, затем к потере физического здоровья и в итоге жизни в целом. Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Они являются внебиологическим “кодом”, обеспечивающим наследование тех принципов отношения между людьми, которые необходимы для сохранения каждой индивидуальной человеческой жизни и человеческого общества в целом. Духовно-нравственные ценности ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они - необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.

В тоже время, очевидно, что между той или иной духовно-нравственной ценностью, или моральной заповедью и реальной жизнью человека существует весьма значительный зазор. Так, между любой заповедью Библейского Декалога, например, “не лжесвидетельствуй”, и конкретной несовершенной практикой человеческого общения - большая дистанция. Преодолеть эту дистанцию и призвана такая работа, которая называется воспитанием. Такая работа, от которой, как мы убедились, зависит не только благополучие, но и само физическое существование общества, не может носить случайный, произвольный характер. Она требует продуманного, выверенного, программного обеспечения. Работа по созданию подобных программ уже началась. Появились “Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра), Москва, 2003г.” Фонда духовной культуры и образования “Новая Русь”, Программа Московской областной Думы “Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи Московской области на 2005-2010г.г.”. Так например, являясь конкретным вариантом нового подхода, Программа “Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи Московской области на 2005-2010г.г.”подчинена цели “создания и развития системы духовно-нравственного образования детей и молодежи Московской области на основе традиций и ценностей отечественной культуры, с учетом современных условий и потребностей социального развития российского общества”. Особенностью данной Программы является внимание к национальной культуре, духовно-нравственным традициям российского общества, к опыту духовно-нравственного воспитания православия.

В связи с этими ориентациями могут возникнуть вопросы о соответствии подобных программ реальному мировоззренческому состоянию и духовным потребностям молодежи. Не будут ли данные ориентации некой формой насилия? Будут ли они “стрелой, бьющей в цель”? Ответы на эту вопросы мы можем найти в конкретных социологических опросах.

Сами за себя говорят данные социологического опроса, проведенного среди сегодняшних студентов-медиков.

На вопрос “Ваши религиозные убеждения” - 70,7% студентов ответили - православие. На вопрос “Какое место занимает религия в вашей жизни?” последовали следующие ответы - главное - 4,7%, значительное - 45,5%, незначительное - 35,5%, никакое - 7,4%.

Данный опрос свидетельствует, что духовно-нравственное состояние нашей молодежи - это скорее состояние поиска и пробуждения, нежели твердой осознанной позиции. Такое состояние в принципе характерно для молодежного, по сути своей “поискового” сознания, когда вопросов и исканий больше, чем стойких убеждений. Тем не менее, данный опрос выявил существование мощного интереса молодых людей к духовно-нравственным традициям. И здесь как никогда важна позиция и поддержка старшего поколения, особенно учителей, политиков, ученых, преподавателей, законодателей, писателей, научной и художественной интеллигенции, консолидация сил которых действительно может способствовать духовно-нравственному и физическому здоровью наший детей, что, безусловно, является основанием духовно-нравственного возрождения российского общества.

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое здоровый образ жизни, и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

Социальное здоровье или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

Формирование нравственного и духовного здоровья

как профилактика девиантного поведения подростков

Девиантным принято называть нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение (от латин. «deviatio» - отклонение, уклонение).

Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:

1) делинквентное (от латин. «delinquens» - правонарушитель, преступник) поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;

2) аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);

3) скрытые формы неблагополучия , например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:


    социально-педагогической запущенностью , когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;


    глубоким психологическим дискомфортом , вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

    отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития , возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

    отсутствием условий для самовыражения , незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

    безнадзорностью , отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Вывод: значит, в происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как подросток проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье.

Основная задача , стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе.

Существует множество способов профилактики девиантного поведения подростков, но одним из главных методов профилактики девиантного поведения является формирование нравственного и духовного здоровья.

Духовное здоровье - это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человека как естественная нравственность. Духовное здоровье включает в себя социальное развитие – освоение культуры, развитие познания и самопознания, способности к возрастанию гражданской, национальной, религиозной и профессиональной ответственности. На этой основе произрастает политическое, религиозное, идеологическое и культурное самоопределение личности.

Проблема духовно-нравственного здоровья сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. СМИ становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность – это проблема обретения смысла. Духовность – показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Образование без воспитания К.Д. Ушинский сравнивал с безголовым уродом и обоснованно утверждал, что надлежащим подходом «можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке». Каждый учебный предмет должен по-своему с присущей ему спецификой реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека.

Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми.

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Особенно подростки переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры подростка.

Найти ответы на свои вопросы подростки могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ученик усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

На уроках литературы стремимся научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.

Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать в себе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы подросткам помогают ответить герои литературных произведений.

Информационное пространство, в котором зачастую в одиночестве оказывается подросток, насыщая ум ребёнка, эмоционально заряжая его, в меньшей степени затрагивает духовный мир. Родители современного школьника занимаются чаще всего зарабатыванием денег, не думая подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего.

И формировать, взращивать детскую душу помогают такие произведения, как стихотворения в прозе Н.А. Тургенева «Два богача», «Воробей», рассказы Н.А. Носова, А.Платонова, В.П. Астафьева.

Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания.

Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе «Муму» И.С. Тургенева - это глаголы действия. Ведь именно эти глаголы и позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника Герасима.

Внимательное прочтение текста и его анализ необходимы для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А потом прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Школьники, проникая в эмоциональный мир героев, выявляют авторское отношение к ним, а затем вырабатывают собственные оценки персонажей. А мы, учителя-словесники, объединяем задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.

Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. И для этого мы даем такие задания, как написание письма герою или автору произведения, с тем, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Всегда помните совет Святого праведного Иоанна Кронштадского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце. На сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

Басова Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.