Структура, основные характеристики социального здоровья

Изучая основные характеристики и структуру социального здоровья, будем учитывать определение понятия социального здоровья данное в заключении параграфа 1.1.

Главным показателем состояния структурных частей общества, его уровня жизни является социальное здоровье общества. Согласно О. Рагимовой личностные, индивидуальные, и социальные компоненты – это важные части здоровья, развитие которых происходит при взаимодействии трех начал – психологического, физического и социального.

Существуют количественные и качественные показатели социального здоровья. Количественные показатели заключаются в отсутствии хронических болезней, расшатанной нервной системы, проявления активности на работе населением различных социальных слоев. Качественными показателями выступают позитивная или негативная адаптация в обществе, степень активности в социуме, отношение к своему здоровью, социальное самочувствие общества. Многие ученые утверждают, что позитивное отношение к своему здоровью, а это означает соблюдение культуры здоровья, определяет основное направление развития общества.

Понятие социальное здоровье можно применить к различным социальным группам, как пример - молодёжь. Уровень социального здоровья молодежи можно определить, через описание различных ветвей её жизни, а именно стиль и образ жизни. Еще можно определить через изучение состояния самого молодого человека, в этом помогут показатели физического и психического здоровья. Так же через условия жизни, выявив жизненный уровень молодежи.

Существует определенный ряд поведенческих черт, которые характерны для социально здорового человека. У человека должны быть нравственные проявления к себе и окружающим. Он должен обладать духовными ценностями, соблюдать общественные нормы и нормы морали, быть бескорыстным, ответственно относиться ко всем важным делам, иметь чувство юмора, уметь справляться с неприятностями.

Далее можно выделить характеристики социально здорового человека. Социально здоровому человеку характерно: адекватное восприятие действительности; интерес к окружающему миру; согласие во взаимоотношений человека с другими людьми; соответствие поведения условиям в которых человек находится; способность к адаптации и высокий уровень социализации в жизни и обществе; социальная активность, проявления интереса человека к миру; высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность; положительная обстановка в семье; наличие взаимопонимания, психологической поддержки.

Социальное здоровье для человека является очень значимой категорией. Значимость заключается в том, что, благодаря ему человек способен выполнять свои социальные функции. Если человек не сможет выполнять данные функции, то у него могут возникнуть проблемы различного характера в обществе. К социальным функциям можно отнести: соблюдение законов в обществе; соответствие социумом правилам и нормам, ведь только при выполнении социальных функций общество будет бесконфликтным и благоприятным для жизни. Сегодня жизнедеятельности человека характерна определенная зависимость от частоты и качества связей между индивидами, уровня его участия в жизни социума.

Таким образом, социальное здоровье человека проявляется в особенностях его поведения и в его характерных чертах. Только при условии высокого уровня социального здоровья человек может выполнять все свои социальные функции, тем самым создавая благоприятное для жизни общество.

Процесс социальной адаптации и социализации личности должным образом определяют уровень социального здоровья человека. Благодаря социальной адаптации человек способен освоиться или приспособиться к новым социальным изменениям. Социализация личности помогает человеку успешно состояться в обществе, из-за усвоения им стандартов ожидаемого поведения, социальных норм и ценностей, приобретения навыков в эффективном взаимодействии с членами общества.

Для положительного состояния социального здоровья необходимо владеть навыками личностного общения. Если человек не способен на такое общение, значит он социально не здоров. Как пример, отсутствие личного общения в жизни человека характерно для эгоистов, аутистов, социопатов. Эгоисты, как правило, думают и заботятся только о себе, до других людей им нет дела. Аутисты очень замкнутые люди, они часто сидят дома, личностное общение дается им с большим трудом. Социопаты ведут себя опасно для окружающих, к личностному общению часто относятся с агрессией. Отсутствие личного общения является отклонением от социальных норм, а, следовательно, нарушением социального здоровья. Чаще всего данный феномен является угрозой в большей степени для самого человека, нежели для общества.

Итак, к ранее выделенным характеристикам социально здорового человека можно добавить владение навыками личностного общения, успешную социальную адаптацию и социализацию личности.

Здоровая психика – это важная составляющая социального здоровья. Лишь люди со здоровой психикой могут принимать активное участие в жизни общества, быть полезным для него. Если человек в детстве был неправильно воспитан или жил в неблагоприятных условиях, то есть вероятность что его поведение в обществе приобретет неадекватные формы. Так же психика человека может нарушиться или измениться, если изменятся его взгляды на жизнь. Как утверждает Т. Ручкина: «лишь устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и
достигать, в конечном счете, поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.»

Существует связь между физическим и социальным здоровьем. Многие факторы социального здоровья на него влияют, так как одних биологических факторов недостаточно для обеспечения качественного здоровья
человека на протяжении всей жизни. Из факторов социального здоровья, в наибольшей степени на физическое здоровье влияет образ жизни человека. Благодаря здоровому образу жизни, человек способен качественно выполнять свои профессиональные, общественные и бытовые функции в максимально не опасных для физического здоровья условиях. На физическое здоровье отрицательно может сказаться отсутствие достойных социальных условий для жизни, подверженность отклоняющемуся поведению, что способствует низкому уровню социального здоровья.

В итоге можно сказать, что психическое и физическое состояние являются важными составляющими социального здоровья. Только люди со здоровой психикой могут достойно реализовать себя в обществе, а человек, который ведет здоровый образ жизни - имеет хорошее физическое самочувствие.

К части социального здоровья относят и социальное благополучие. Социальное благополучие - это показатель уровня и условий жизни в обществе. При нём появляются возможности для удовлетворения различных потребностей и желаний.

Показателями социального благополучия являются: уровень комфорта и социальные условия; отсутствие или наличие социальных болезней; состояние физического здоровья; активность в жизни социума; социально-экономические показатели, туда входит размер заработанной платы, уровень и качество жизнедеятельности, наличие стабильной работы, жилья; развитость институтов образования и здравоохранения, рынка потребительских товаров и услуг; на сколько хорошо государство оказывает социальную защиту, социальную помощь и поддержку населения, поддерживает безопасность (следит за уровнем преступности и качеством работы правоохранительных органов). По уровню рождаемости и смертности так же можно судить о социальном благополучии.

К показателям социального благополучия на областном уровне, можно отнести: качество и уровень жизни семей; соотношение работающего и безработного населения; количество платных услуг, предоставляемых населению; уровень финансирования социальной сферы; количество действующих внебюджетных фондов и негосударственных предприятий; действия организаций направленных на сохранение и развитие социальной сферы; целенаправленное использование финансов на социальную сферу и количество достигнутых успехов в этой области. Позитивные показатели развития институтов образования, здравоохранения, культуры, то же являются характеристиками социального благополучия на областном уровне. Так же можно учитывать качество социальной защищённости населения, состояния условий и охраны труда на работе.

Другая важная составляющая часть социального здоровья населения – это социальная стабильность. Она показывает, как прочно люди находятся в социальных отношениях друг с другом. Социальные отношения могут существовать как внутри социальной группы, так и общества.

Обязательным условием социальной стабильности является состояние социального баланса внутри общества. Здоровое общество может существовать лишь в условиях баланса социальных структур и институтов. Т. Парсонс утверждал, что серьезная проблема социологии состоит в удержании социума в стабильном состоянии. Для него понятие социального баланса являлось центральным в науке. Т. Парсонс считал, что общество всегда пытается добиться абсолютного баланса, а социальные конфликты постоянно этому препятствуют.

К показателям социальной стабильности относится: наличие в социальных институтах устойчивых социальных связей; факторы, способствующие сохранению обществом своей уникальности, посредством равновесия интересов различных социальных групп; метод решения появляющихся социальных проблем и противоречий; уровень одобрения людьми решений и инициатив государственных органов различных уровней; одобрение всех общественных ценностей.

Изучив социальную стабильность и социальное благополучие можно отметить, что они являются важными составляющими социального здоровья общества, еще они определенно находятся в зависимости друг от друга, ведь без социальной стабильности находиться в социальном благополучии невозможно и наоборот.

Из всего вышесказанного видно, что значение социального здоровья
огромно как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Значимость социального здоровья заключается в том, что оно определяет уровень социальных взаимоотношений, влияет на психическое и физическое здоровье человека, сказывается на всем здоровье. Оно является необходимым условием для нормальной и полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, экономической, культурной, научной деятельности и социальной жизни.

Подводя итог, можно сказать что в структурные компоненты социального здоровья входят количественные и качественные показатели, наличие определенных поведенческих черт, которые характерны социально здоровому человеку, стиль и образ жизни, показатели физического и психического здоровья, процесс социальной адаптации и социализации личности, социальное благополучие и социальная стабильность. К наиболее важным характеристикам социального здоровья относятся: позитивное отношение к своему здоровью, высокий жизненный уровень (условия жизни), умение приспособиться к социальным изменениям, прочность социальных отношений (высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность), интерес к окружающему миру, благоприятная обстановка в семье (наличие взаимопонимания, психологической поддержки), социальная активность (активная жизненная позиция), адекватный уровень самооценки.

В следующем параграфе изучим особенности социального здоровья современной молодежи.

Козлова Н.В., Зуева Д.Е., Богомаз С.А., Левицкая Т.Е.,
Малкова И.Ю. (Томск, Российская Федерация)

Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: [email protected]

Магистр кафедры генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: [email protected]

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: [email protected]

Кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск).

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической, поскольку много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными. Можно констатировать противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения. Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные.

Целью данной статьи является изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей.

В исследовании использованы психодиагностические методики: вопросник жизненного стиля и уровня здоровья, адаптированный Г.В. Залевским; Томский опросник ригидности Г.В. Залевского; опросники «Культурологические стремления», «Самооценка способностей» и «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова.

Результаты исследования . Для социально-психологического здоровья детей-сирот характерно: низкая самооценка своих способностей и как результат — низкий интерес к различным видам деятельности, несформированность позитивного образа собственного Я, отсутствие абсолютного принятия самого себя с осознанием своих сильных и слабых сторон; низкий уровень освоения навыков продуктивного общения, отношения с окружающими имеют поверхностный характер, высокий уровень конфликтности, сложность установления доверительных отношений со сверстниками и со взрослыми; сложность понимания и описывания своих эмоциональных состояний и состояний других людей, невозможность свободно и открыто проявлять свои чувства, говорить о них.

Выводы: при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо изучение особенностей социально-психологического здоровья (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей, использовать творческие методы социальной работы, суть которых состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Ключевые слова: социально-психологическое здоровье, жизнедеятельность, способы самопознания, система ценностей, социальная среда.

Здоровье — это абсолютная и непреходящая жизненная ценность всего человечества. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных), социальных факторов. Актуальность темы здоровья подтверждается существованием программ федерального и муниципального уровня по поддержанию здоровья человека. В частности, речь идет о физическом, психическом здоровье граждан (Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Проект Федерального закона РФ «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» 13.01.2013 г.). Основываясь на существующих определениях , здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Составными элементами здоровья выступают:

Психическое здоровье, включающее в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций;

Психологическое здоровье как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности ;

Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру, отражающая социальные связи, ресурсы, межличностные контакты .

Мы используем понятие социально-психологического здоровья. Под социально-психологическим здоровьем понимается стабильное функционирование психики, обеспечивающее гармонию между различными сторонами личности человека (наличие позитивного образа Я, владение рефлексией как способом самопознания, наличие потребности в саморазвитии), а также сформированность продуктивных форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой и сформированность системы ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи . В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья населения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации» , проводятся Всероссийские форумы (2007—2013) и т.д.

Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической , поскольку еще очень много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными .

Неумолимая статистика свидетельствует о росте числа «болезней цивилизации» , а также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеют, а некоторые из них — это вообще болезни молодых . В то же время остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, места здоровья в системе ценностных ориентаций молодежи и, в том числе, молодых предпринимателей .

Анализ научной литературы позволили выявить противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения.

Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные . Кроме сиротства «учтенного», в последнее время все более серьезной становится проблема «скрытого» социального сиротства, обусловленного фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он оказывается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным . Психическая депривация затрудняет гармоничное развитие личности — нарушение социальной активности, произвольной регуляции собственного поведения, рефлексии, распознавания эмоций другого человека, формирования первичного образа другого . Ребенок не осваивает навыки продуктивного общения, его отношения с окружающими приобретают характер поверхностных, они нервозны, поспешны, часто ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. По мнению некоторых авторов, нарушения доверительности отношений ребенка с взрослым приводят к развитию застенчивости, неуверенности, высокого уровня тревожности. Как крайнее выражение последствия нарушения взаимодействия взрослого и ребенка наблюдаются в ситуации социального сиротства .

Особенности социально-психологического здоровья детей-сирот изучались по следующим характеристикам:

Наличие позитивного образа собственного Я, т.е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном самоосознании, а также позитивного образа Другого — принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п., а следовательно, глубокое убеждение в ценности человеческой жизни — как своей, так и чужой.

Владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия своего поведения и действий окружающих.

Наличие потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, способствующий его дальнейшему развитию.

Сформированность и совершенство форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция), высокий уровень коммуникативных способностей.

В нашем исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 11—13 лет, оставшихся без попечения родителей (14 из них временно проживают в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Луч» г. Томск, 9 — воспитанники Детского дома № 4 г. Томска, участвующих в социально-реабилитационных программах центра «Луч») — экспериментальная группа, а также 21 ученик 6 класса средней общеобразовательной школы г. Томска — контрольная группа. Численность экспериментальной группы определена в соответствие с количеством детей, находящихся в реабилитационном центре на момент исследования. Соответственно экспериментальной группе представлена выборка контрольной группы детей.

Анализ исследуемого детского контингента экспериментальной группы показал, что у 40% детей сиротство обусловлено фактором лишения родителей родительских прав, у родителей 25% детей решался вопрос о лишении родительских прав. Родители 22% детей скрывались от социальных служб, и только у 13% детей не было родителей.

Диагностическое обследование детей экспериментальной группы проводилось с целью осуществления «входной» диагностики для определения актуального уровня социально-психологического здоровья детей.

Для выявления особенностей социально-психологического здоровья были использованы следующие психодиагностические методики:

Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья , адаптированный Г.В. Залевским . Нами были использованы шкалы «Психологическое здоровье» (отражает способность испытуемого справляться с препятствиями, видеть позитивный образ будущего и позитивный образ собственного Я) и «Социальное здоровье» (отражает способность испытуемого выстраивать доверительные отношения, выражать собственные эмоции и быть эмпатийным к другим людям).

Томский опросник ригидности Г.В. Залевского. Направлен на диагностику психической ригидности. Используется для выявления психической ригидности как трудности корректировки отдельных элементов или программы поведения в целом в соответствии с объективными требованиями ситуации при различной степени их осознанности и принятия. Нами были использованы «Шкала общей ригидности» (дает представление о склонностях к широкому спектру фиксированных форм поведения, персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности) и «Шкала сенситивной ригидности» (отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобия. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности).

Опросник «Культурологические стремления», разработанный О.И. Мотковым. Определяет степень выраженности у обследуемого культурных и акультурных стремлений. Включает с себя шкалы «Нравственное стремление», «Эстетическое стремление», «Творческое стремление», «Психорегулятивное стремление», «Телеснорегулятивное стремление».

Опросник «Самооценка способностей» О.И. Моткова. Определяет уровень самооценки испытуемых, оценку ими своих способностей. Включает в себя следующие шкалы: «Способности к разным видам деятельности», «Коммуникативные способности», «Волевые способности».

Опросник «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова. Целью методики является изучение широты сфер интересов испытуемых, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству. Включает в себя такие шкалы, как «Общение», «Развлечение», «Творчество», «Деятельность, требующая активных действий».

Результаты исследования

Анализ особенностей культурологических стремлений (рис. 1) в младшем подростковом возрасте показал, что культурные стремления как обобщенный показатель по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 6 до 10 баллов). В целом, среднем показатели культурных стремлений по всем шкалам у группы детей из центра «Луч» выше, чем у группы детей из школы. Это означает, что дети-сироты в нашем исследовании проявляли большее стремление к творчеству, красоте, нравственности, желанию контролировать свои телесные и психоэмоциональные проявления. И, несмотря на то, что достоверность различий в показателях контрольной и экспериментальной групп не была подтверждена статистической проверкой сравнения средних по t-критерию для независимых выборок, мы можем наблюдать некую тенденцию к таким различиям.



Рис. 1. Сравнение результатов методики «Культурологические стремления»
сирот из социально-реабилитационного центра «Луч» и подростков из общеобразовательной школы № 11.

Полученные нами результаты не совпадают с результатами исследований других психологов, в которых говорится о том, что дети-сироты обладают неразвитым воображением и отсутствием интереса к творческой деятельности, искаженные представления о нравственности . Вероятней всего, результаты, полученные нами, связаны с тем, что в рамках социально-реабилитационного центра «Луч» с ребятами проводится активная психологическая и социальная работа как сотрудниками центра, так и волонтерскими организациями. В центре регулярно проводятся творческие мастер-классы в различных областях прикладного искусства, в том числе, современных направлений. Кроме того, активно ведется пропаганда здорового образа жизни и профилактика аддитивного поведения. Этим направлениям работы уделяется много внимания, и ребята с удовольствием участвуют в подобных занятиях центра.

Анализ самооценки способностей подростков (рис. 2) выявил, что в целом, показатели детей из семей по всем шкалам методики выше, чем показатели детей-сирот. Заниженная самооценка указывает на неуверенность детей-сирот в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности.

Как показано Е.Т. Соколовой, главной причиной становления заниженной самооценки детей-сирот, отрицательного отношения к себе выступает отсутствие доверия к социальному миру, неразвитость отношений привязанности между матерью и ребёнком, которые в дальнейшем преобразуются в стабильное отвержение личностью собственного «Я» .



Рис. 2. Сравнение результатов методики «Самооценка способностей» сирот из социально-реабилитационного центра «Луч» и подростков из общеобразовательной школы № 11.

Это положение вполне можно отнести к отсутствию связи ребёнка с матерью или заменой этой связи связью с другим лицом.

Показатели коммуникативных, волевых способностей и способностей к различным видам деятельности детей-сирот ниже показателей детей, воспитывающихся в семье. Статистический анализ по t-критерию для независимых выборок выявил значимые различия по шкалам «Способности к разным видам деятельности» и «Коммуникативные способности».

Стоит отметить, что показатели коммуникативных способностей детей-сирот находятся ниже установленной нормы (60—100 баллов). Это означает, что детям-сиротам сложнее идти на контакт и устанавливать крепкие доверительные отношения со сверстниками и со взрослыми. Нарушения коммуникативного уровня проявляются в конфликтности, неумении находить общий язык с другими людьми, неумении понимать другого, принимать иные точки зрения, смотреть на проблему глазами других людей.

Результаты методики «Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья» выявили, что социальное и психологическое здоровье подростков обеих групп находится в пределах нормы (от 16 до 32 баллов).



Рис. 3. Сравнение результатов методики «Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья» сирот из социально-реабилитационного центра «Луч» и подростков
из общеобразовательной школы № 11.

В то же время, мы видим, что показатели детей-сирот по обеим шкалам ниже, чем показатели детей из семей (рис. 3). Это говорит о том, что уровень психологического здоровья и социального здоровья детей-сирот ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях. И несмотря на то, что показатели находятся в пределах нормы, они не достигают высокого уровня и находятся в пределах нижней нормы. Таким образом, подтверждается необходимость осуществления психологической помощи детям-сиротам, которая была бы направлена на работу с коммуникативными способностями ребенка, работой с уровнем его самооценки, способности к рефлексии и к эмпатии.

Шкала сенситивной ригидности представляет нам совсем другие данные. Показатели шкалы сенситивной ригидности обеих групп находятся на границе умеренной ригидности и высокой ригидности (умеренная ригидность: 20—38 баллов, высокая ригидность: 39—57 баллов). Эти показатели отражают эмоциональную реакцию подростков на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что для социально-психологического здоровья детей-сирот характерно:

1. Низкая самооценка своих способностей и как результат — низкий интерес к различным видам деятельности. У детей-сирот не сформирован позитивный образ собственного Я, отсутствует абсолютное принятие самого себя с осознанием своих сильных и слабых сторон. Ребенку сложно определить свои сильные стороны и с помощью них компенсировать или развивать слабые.

2. Дети-сироты не освоили навыки продуктивного общения, их отношения с окружающими приобретают характер поверхностных, они нервозны, поспешны, часто дети занимают по отношению к другим негативную позицию. Они часто конфликтны, не умеют находить общий язык с другими людьми, понимать другого, принимать иные точки зрения, смотреть на проблему глазами других людей. Сиротам сложно устанавливать доверительные отношения со сверстниками и со взрослыми.

3. Подросткам, воспитывающимся без родителей, сложно понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять свои чувства, говорить о них. Эмоционально они остаются либо закрытыми ото всех, либо проявляют свои эмоции лихорадочно, не адекватно ситуации и чувствам, которые они на самом деле испытывают в данный момент.

Специалисты по социальной работе и психологи учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от выполненной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной .

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо использовать творческие методы социальной работы, например, такие как музыкотерапию, сказкотерапию, танцетерапию, которые входят в одно направление — арт-терапии. Основная цель арт-терапии в социальной работе с детьми-сиротами состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания .

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МГППИ, 2004. - 240 с.

2. Березина Т.А., Воронина О.И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

4. Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 5-17.

5. Вассерман Л.И., Трифонова К.Г., Фоломеева К.Г. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание // Ценностные основания психологии и психология ценностей: материалы 4 Сиб. психол. форума. - Томск, 2011. - С. 14-19.

6. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Идея системности в определении понятия здоровья // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 3. - С. 25-27.

7. Дубровина И.В. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.

8. Жиляев А.Г. Разработка психологического сопровождения национального проекта «Здоровье здоровых» // Психология в вузе. - 2010. - № 5. - С. 128-132.

9. Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в совеременной россии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2008. - № 2. - С. 3-9.

10. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни // Сиб. психол. журнал. - 2009. - № 35. - С. 6-11.

11. Испулова С.Н., Шулаева И.А. Арт-терапия как метод социальной работы с детьми-сиротами // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2010 г. — СПб.: СПбГИПСР, 2010.

12. Козлова Н.В., Гуляев А.С. Психологическая безопасность как критерий профессионального здоровья студентов старших курсов инновационных университетов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4(15) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru.

13. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф. дис. … докт. психол. наук. - М., 2003. - 58 c.

14. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

15. Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: монография / пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 228 с.

16. Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. - 278 с.

17. Соловьев А.В. Социальное сиротство: грани проблемы // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С 86-89.

18. Тхостов А.Ш. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации / А.Ш. Тхостов, Г.К. Сурнов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 16-24.

19. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.

20. Шувалов А.В. Гуманитарно-психологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 18-33.

21. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.

22. Buhr E.J. Risk factors associated with care for orphaned children: a case-control study of orphans in orphanages and orphans in family care in kinshasa (Congo). - 2006.

23. O"Donnell K., Murphy R., Ostermann J. A brief assessment of learning for orphaned and abandoned children in low and middle income countries //AIDS and Behavior. - 2012. - Vol. 16, № 2. - P. 480-490.

24. Straub R. Health Psychology. - N.Y.: Worth Publishers, 2002. - 705 p.

25. Zalevskiy G., Kuzmina Y. Internal picture of actual state of person in the total score of his health state // International Journal of Psychology. - 2008. - Vol. 43, №. 3\4. - P. 80.

УДК 159.922.767

Социально-психологическое здоровье детей-сирот / Н.В. Козлова, Д.Е. Зуева, С.А. Богомаз и др. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 2 (25) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Здоровье, издавна с этим понятием люди связывали и продолжают связывать свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей. Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье - это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.
Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. С этих позиций деятельность по обеспечению высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных проблем социального характера, что и нашло свое отражение в документах ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе в XXI столетии».
Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека. Эти три компоненты являются мерилом здоровья человека.
Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии. Поэтому донозологическая диагностика должна занять важное место в профилактических мероприятиях.
Духовно-психическое здоровье - это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности (физического, психического и экологического благополучия) в соответствии с биоритмами и для развития всей биосферы. Духовность и нравственность - это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовно-психическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжелых заболеваний.
Социальное здоровье - это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.
Таким образом, здоровье - это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе.

    1.1 Физическое здоровье

Физическое здоровье - это полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Признаками физического здоровья являются:
- устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
-функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
- наличие резервных возможностей организма;
- отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития.
Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.
Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:
- генетические факторы – 15-20%;
- состояние окружающей среды – 20-25%;
- медицинское обеспечение – 8-10%;
- условия и образ жизни людей – 50-55%.
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

    1.2 Социальное здоровье

Социальное здоровье современного человека - это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Каждый человек делает это по-своему, и способ самореализации зависит от того, что он ценит более всего и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Как правило, общественное здоровье складывается из состояния здоровья каждого из членов общества. Большое влияние на его уровень оказывают политические, социальные, экономические и природные условия. Можно сказать, что общественное здоровье является общественным достоянием, общественным богатством страны.
Общественное здоровье относится к разделу медицины, который изучает влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Обязательной дисциплиной в медицинских ВУЗах является «Общественное здоровье и здравоохранение» и изучается она как наука.

    1.3 Психическое здоровье

Психическое здоровье, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    2 Оценка индивидуального здоровья

Уровень здоровья человека в валеологическом аспекте этого понятия заметно отличается от взгляда на здоровье с медицинских позиций, т.е. как противопоставление болезни. Уровень здоровья должен отражать тот резерв адаптации, которым обладает организм в каждый данный период времени. Поэтому в его оценке желательно определить максимально возможное количество функций, хотя есть попытки выделить какие-либо интегративные показатели состояния организма, отражающие состояние жизнеспособности организма в целом. Так, система К. Купера предполагает, что резервы адаптации преимущественно связаны с кислородтранспортными системами, максимальные возможности которых проявляются при выполнении околопредельных нагрузок. Отсюда и предложенный ученым 12-минутный (как разновидность – 1,5-мильный) тест. В системе К. П. Бутейко за основу оценки уровня здоровья принимается длительность произвольной задержки дыхания на спокойном выдохе – контрольная пауза, которую рассматривают как показатель степени совершенства течения обменных процессов в организме.
Наиболее объективными следует считать, однако, такие системы оценки уровня здоровья, в которых учитывается широкий круг морфологических, функциональных, психологических, поведенческих и др. показателей состояния организма.
В настоящее время широко применяются комплексные методы оценки индивидуального здоровья как динамического состояния, разработаны соответствующие паспорта здоровья. В таких подходах оценка уровня здоровья включает ряд этапов:
На первом этапе исследуются анализ образа жизни человека в настоящее время, условий работы (учебы), вредных и полезных привычек, факторы риска здоровья и т.д. В беседе выясняются личностные особенности, уровень представлений о здоровье, мотивация и поведение по отношению к собственному здоровью, к имеющемуся заболеванию, характер медицинской активности, семейный генетический анамнез и др.
На втором этапе проводится изучение физического развития и дается его оценка с позиций конституционального типа данного человека и гармоничности признаков физического развития.
На третьем этапе оценивается функциональное состояние организма по результатам проб с индивидуально подобранной или стандартной дозированной физической нагрузкой. Полученные результаты позволяют провести количественную оценку функциональных резервов организма преимущественно на основании оценки состояния кардиореспираторной системы.
На четвертом этапе определяется тип реактивности организма – «стайер» или «спринтер», что позволяет судить об индивидуальных биологических особенностях долговременной адаптации.
На пятом этапе проводится оценка состояния иммунитета и неспецифической резистентности (устойчивости) организма путем выяснения количества простудных заболеваний в течение года и обострений имеющегося хронического заболевания, метеолабильности, закаленности, наличия аллергических нарушений и др.
Описанные средства и методы оценки уровня здоровья достаточно просты для использования и не требуют значительной специальной подготовки. Вместе с тем, полученные количественные данные позволяют проследить за их динамикой и оценить во временном аспекте относительную силу той или иной функции у данного человека.

    2.1 Наследственная предрасположенность

Болезни с наследственной предрасположенностью - большая нозологически разнообразная группа заболеваний, развитие которых обусловлено взаимодействием определенных наследственных факторов (мутации, сочетания генов) и факторов среды. В основе наследственной предрасположенности лежит широкий полиморфизм человеческой популяции по ферментам, структурным и транспортным белкам, антигенам, обеспечивающий генетическую уникальность каждого человека. Это генетическое разнообразие выражается не только в физических отличиях, но и в реакциях организма на патологические факторы окружающей среды. Болезни с наследственной предрасположенностью возникают у лиц с соответствующим "предрасполагающим" генотипом при провоцирующем действии факторов среды. Наследственная предрасположенность к болезни может иметь моногенную и полигенную основу. Генетическая основа моногенно обусловленных форм наследственной предрасположенности составляют мутации отдельных генов. Но для патологического проявления этих мутаций обязательно необходимо действие внешнесредового фактора (или нескольких факторов), который обычно можно точно идентифицировать. Учитывая важную роль среды в проявлении таких заболеваний, их рассматривают как патологические реакции на различные внешние воздействия, в основе которых лежит наследственная недостаточность некоторых ферментов (цитохром Р450, холинэстераза сыворотки, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа, лактаза, ингибиторы протеаз). Например, у человека описана мутация, обусловливающая патологическую реакцию на загрязнение атмосферы, которая проявляется в раннем развитии эмфиземы легких (в возрасте 30-40 лет). Нежелательные реакции у генетически предрасположенных индивидов могут вызывать определенные пищевые продукты. Известна непереносимость молочного сахара - лактозы. У лиц с этим дефектом после употребления молока возникает ощущение дискомфорта в кишечнике и понос. Суть дефекта сводится к отсутствию выработки лактазы в кишечнике, в результате чего не расщепляется лактоза, что создает условия для размножения гнилостной микрофлоры. Мутантные формы гена лактазы широко распространены у восточных народов, среди американских индейцев и афроамериканцев. Некоторые дети страдают целиакией - синдромом нарушения полостного пищеварения в связи с непереносимостью глютена (белок пшеницы и других злаков). Дети начинают тяжело болеть, как только начинается прикорм манной кашей. Без продуктов из пшеницы такие дети развиваются нормально. Моногенные формы наследственной предрасположенности наследуются, как правило, по аутосомно-рецессивному или по Х-сцепленному рецессивному типу.
На основе анализа индивидуального паспорта здоровья и данных о заболеваниях родственников, выявлена предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, в частности, к гипертонии и близорукости. Риск, рассчитанный по формуле, составляет 0,6 (средний риск).

    2.2 Оценка физического здоровья

На основе анализа данных индивидуального паспорта здоровья, можно сделать вывод о том, что все показатели физического здоровья находятся на должном уровне. Показатели роста, веса, окружности головы, окружности грудной клетки, окружности запястья, динамометрии рук, становой силы и т.д. находятся в допустимых пределах. Физическое развитие гармоничное и соответствует возрасту.
и т.д.................



Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.