Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья. Участковая медсестра организует посещение матерей с грудными детьми в специальные дни и часы. ретроспективная информация учетных документов лечебно-профила

Отражение отношения к здоровью детей младшего школьного возраста в графических и вербальных образах

Камакина О.Ю.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня является особенно актуальной на фоне современных условий социальной неопределенности, политических и экономических преобразований, усугубления экологических проблем, морально-нравственной дестабилизации российского общества, кризисных тенденций института семьи и ухудшающихся показателей здоровья детского населения. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В связи с этим значимым становится вопрос диагностики отношения к здоровью детей. Отношение – система временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами (В.Н. Мясищев, 1960). Отношение к здоровью – система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния (Г.С.Никифоров, 2006). Отношение к здоровью содержит следующие компоненты: 1.Когнитивный компонент характеризует знания ребенка о своем здоровье, осознание его роли и влияния на основные функции и жизнедеятельность человека в целом, понимание основных факторов риска и антириска; 2.Эмоционально-волевой компонент характеризует чувства, эмоции и особенности переживания состояния здоровья и ситуаций, с ним связанных, стремления человека; 3.Деятельностный компонент показывает особенности поведения, способствующие адаптации или дезадаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды, а также выработку стратегии поведения, связанной с изменением состояния здоровья; 4.Ценностный компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека. Для исследования особенностей отношения к здоровью необходимо применять комплекс методик, направленных на изучение всех компонентов отношения. Одним из направлений диагностики, помогающих изучить особенности когнитивного и эмоционально-волевого компонентов, является применение проективных рисуночных методов. Любой детский рисунок является проективным по отношению к внутреннему психическому состоянию личности (К.Маховер, 2003). Графические методы дают возможность человеку самому не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Большинство психологов и терапевтов склоняются к мнению о незаменимости диагностики, основанной на анализе изобразительной деятельности, для работы с разными возрастными группами, но наиболее адекватно использование проективных рисуночных тестов для исследования детей (А.Л.Венгер, 2003, Е.С.Романова, 2001, Н.Самоукина, 1996, Г.М.Ферс, 2000 и др.). Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом об изображаемом и, по существу, не отличается от словесного рассказа. В рисунках на заданную тему содержится значительно больше информации о представлениях и переживаниях рисовавшего их человека, чем в простом рукописном тексте, при этом само задание адресуется не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, смыслу графического изображения, в котором в общей форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживания субъекта. Для исследования некоторых особенностей отношения к здоровью детей младшего школьного возраста мы использовали графический и вербальный контент-анализ. Для анализа текстовых и графических образов нами была разработана схема категорий контент-анализа индивидуальных представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста. При анализе материала принимали участие три эксперта-психолога высшей категории. В эмпирическом исследовании нами были использованы 360 рисунков детей 1 и 4 классов школ №42, 90 г. Ярославля на тему «Здоровье». Были изучены особенности характера рисунков, опираясь на типологию Г.Рида. Дадим ее краткое описание. 1.Эмфатический рисунок, характеризует стремление передать эмоциональную атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений (38,61% от общего количества рисунков); 2.Гаптический – характеризует изображение каких-либо болезненных ощущений (4,16%); 3.Ритмический – изображает движение (36,94%); 4.Структурный – отражает структуру целого, как оно есть (4,72%); 5.Органический – отображает живую природу (11,38%); 6.Перечисляющий – содержит много отдельных деталей или предметов, которые трудно объединить одной связью (0,27%); 7.Декоративный – подчинен передача цвета (0%); 8.Имажинарный – содержит какой-то сюжет из книги, персонаж, фантазии автора рисунка (3,88%). Как видно из таблицы, подавляющее число рисунков носит эмфатический или ритмический характер, что свидетельствует об эмоциональной насыщенности переживаний детей по поводу своего здоровья, об ощущении зависимости собственного самочувствия от той эмоциональной атмосферы, в которой находится ребенок; актуально также у детей представление о взаимосвязи здоровья и двигательной активности, что отражается в рисунках изображением разнообразных подвижных игр, занятий спортом, физкультурой. Достаточно высокий процент также и у органического характера изображений, что свидетельствует об эмоциональном восприятии детьми живой природы и представлении, что здоровье невозможно без благополучного окружения: природы, растений, животных, людей. Образ позитивный представлен у 65 (18,05%) авторов, негативный – 90 (25%), нейтральный – 205 (56,94%). Присутствие признаков тревоги, напряженности было отмечено у 185 (51,39%) детских рисунков, признаков агрессии у 32 (8,9%). Спектр эмоциональных переживаний достаточно широк, преобладают нейтральные образы, но достаточно большое количество детей ощущают сферу здоровья, как сферу, в которой есть определенные трудности, в связи с чем ребенок испытывает тревогу, внутреннее эмоциональное напряжение, проявляет агрессию. Каждый рисунок несет определенную семантическую нагрузку, в связи с чем были выделены особенности представлений детей о здоровье.

Вредоносные программы

Здесь основное внимание уделяется образованию женщин в отношении вариантов защиты. С одной стороны, женская сторона связана с разделением профессий на занятие женщин и мужчин, что не только приводит к снижению платы за так называемые женские занятия, но и к значительно меньшему количеству исследований и оценке риска для здоровья. Таким образом, термин «тяжелая работа» сомнительный, один думает только о физическом стрессе только через уход за пожилыми людьми, который обычно является женской работой.

Все последние стрессовые исследования определяют стресс в результате несамостоятельной деятельности, и это в гораздо большей степени относится к работе женщин, чем мужчин, вопреки предыдущему клише стрессового менеджера. Ожидаемая продолжительность жизни в Тироле в прошлом веке выросла более чем на 80%.

Характеристики, отражающие представления детей о здоровье.

Количество характеристик

1.Образ человека. 279
2.Окружающая среда. 191
3.Двигательная активность. 170
4.Отдых. 149
5.Гармония. 78
6.Красота. 66
7.Друзья. 59
8.Собирательный образ (фантазия автора). 55
9.Образ дома. 49
10.Сказочный персонаж. 47
11.Физиология. 46
12.Проблемы со здоровьем. 38
13.Питание. 35
14.Животные. 31
15.Медицина. 25
16.Техногенность. 19
17.Вирусы. 13
18.Образ семьи. 9
19.Отказ от вредных привычек. 4
20.Средства массовой информации. 3
21.Уважение людей. 2
Мы видим, что представления детей о здоровье разнообразны, включают представления о физическом, психологическом, социальном благополучии, преобладают такие способы сохранения и укрепления здоровья, как: благоприятная окружающая среда, двигательная активность, полноценный отдых. Ученые признают, что цвет может выражать определенные чувства, настроения, передавать эмоциональную окраску отношений. Мы попытались оценить особенности цветовой экспрессии в рисунках детей.
Цвет Использование цвета (количество рисунков) Преобладание цвета (количество рисунков/% от общего количества рисунков)
1.Желтый. 263 26 (7,22%)
2.Синий. 259 53 (14,72%)
3.Красный. 250 22 (6,11%)
4.Зеленый. 238 46 (12,78%)
5.Черный. 178 32 (8,89%)
6.Коричневый. 168 19 (5,28%)
7.Фиолетовый. 124 7 (1,94%)
В 155 (43,06%) детских рисунках отсутствует преобладание цвета, т.е. используется несколько цветов. Более часто в качестве преобладающего используется синий и зеленый цвет, что можно интерпретировать, как выражение потребности детей в снятии мышечного напряжения, восстановлении сил, иметь чувство защищенности, оградить себя от опасности (Г.Э.Бреслав, 2000, М.Люшер, 1996, Е.С.Романова, 2001, Л.Штейнхардт, 2001). Есть вербальное сопровождение у 318 рисунков из 360, это связано с объективными особенностями младшего школьного возраста, не все дети могут выражать свои мысли письменно. Тем не менее полученный лингвистический материал достаточно информативен. По характеру самого текста можно выделить следующие виды комментариев:

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Средняя продолжительность жизни женщин в Тироле составляла 43 года в начале века. К концу века ей уже исполнилось 80 лет. Аналогичное, хотя и несколько меньшее, увеличение было обнаружено у мужчин с ожидаемой продолжительностью жизни около 40 лет в начале века и 74 года в конце века. Однако благодаря дальнейшему увеличению потребления никотина этот послужной список можно было бы ограничить, поскольку, как ожидается, курильщики сократят продолжительность их жизни примерно на 8 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Австрии

Как думать о здоровье и духовности вместе в современном мире? И стало очевидно, что, когда все указывает на то, что духовность будет все больше отдаляться от науки, эта сама наука, - квантовая физика, по мнению Фриджот Капра в отношении здоровья, - чувствует себя обязанным относиться к духовности.

Говоря о здоровье, нужно знать, что физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

Говорить о здоровье не удивительно, потому что это отношение, которое подразумевает привлечение правительств к ответственности за их бдительность и поддержку. Однако духовность вызывает недоумение и противоречие. И противоречие еще больше, когда мы связываем эти два понятия.

Как же тогда понимать духовность? В западном мире есть культурная традиция, которая отделяет дух от материи и делит человека на тело и душу. Исторические исследования показывают, что духовная категория присутствует во всех культурных, духовных и философских традициях посредством дыхания, изначального дыхания. Слово «дух» - это Руа, от иврита, Пнейума, от греческого и Спиритус, от латинского, как оригинальный источник, где все пьют.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

Дух во всех языках является женским, материнским, креативным принципом, который парит над примитивным хаосом, который шокирует святое яйцо, возникшее из жизни в нескольких культурах. Поэтому необходимо понять и подтвердить дух как женское измерение в Боге. Есть два понятия духа: один древний и один современный. Старое понятие говорит о трансцендентной, божественной, вечной и другой телесной, земной части, считающейся самым глубоким человеческим опытом. Две части разделены смертью. Современная концепция феноменологии духа появляется после Канта и Гегеля.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Говорят, что дух - это не что-то, а способ свободы. И что человек строит свое существование из космического духа. Дух принадлежит человеку, равно как и земле, и космосу, и жизни. Противоположность духу - это смерть как отрицание жизни. Космический дух, всевозможное празднование жизни в здоровье. Хорошее здоровье обеспечивает полноценную жизнь, и наше здоровье зависит от здоровья целого.

Исследования показывают, что врачи, занимающиеся вопросами духовности, как правило, являются лучшими профессионалами, чем другие. Понятно, что более приспособленное человеческое существо с лучшим пониманием боли и страданий других, несомненно, будет более внимательным к себе и своим пациентам. Таким образом, он будет гуманизировать медицинскую практику.


Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

К сожалению, на большинстве медицинских курсов в Бразилии нет дисциплины духовности. Движение во главе с более чем 740 студентами и 50 учителями отвечало за создание нового факультативного курса. Духовность более широкая и более открытая, чем религия. Духовность подразумевает всеобщее; религии, личности. Символично, что религии можно воспринимать как второстепенные сферы, переплетенные друг с другом, окруженные духовностью. Вот почему религии находятся в центре духовности, и их невозможно отделить. На самых архаических уровнях культуры жить как человек - это само по себе религиозный акт, поскольку еда, сексуальная жизнь и работа имеют сакраментальную ценность.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Другими словами, бытие или, скорее, становление - человек означает быть религиозным, - учит румынский интеллектуал Мирча Элиаде. Насколько мы хотим унитарного взгляда на человека в мире, нет выхода из его трех различных, глубоких аспектов: физического, ментального и духовного. Между ними существует динамическая взаимосвязь. В общем, доминирующий, более поверхностный аспект более явно временный. Короткое путешествие по истории человечества, от предыстории до современности, позволяет нам понять, какие пропорции связаны с каждым моментом преобладания одного из элементов этой триады.


Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Для объединения духовности и здоровья достаточно объединить современные и современные методы лечения с тысячелетней и многолетней терапией. Это приближение способствует росту и развитию человека, работая с правым полушарием головного мозга, с интуицией вместе с левым полушарием анализа. И как в чуде, ощущение и интуиция, чувство и мысль, интеллект и дух кажутся едиными.

В тысячелетней терапии есть сложное предложение, модель здоровья и духовности. Терапевты, терефы, развязанные нами, были людьми, которые исцелялись духовными средствами, развивали тесный контакт с больными, способствуя их целительной силе через их связь с открытым, священным.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Наиболее распространенные дефектные ферменты имеют лизосомальное происхождение, поэтому эта группа заболеваний также известна как лизосомальные заболевания. Отсутствие специфического фермента приводит к нарушению метаболической цепи с последующим накоплением в клетках и тканях неполностью деградированных и нерастворимых промежуточных продуктов. Они нарушают нормальную жизнь клетки. Такие сверхнормальные скопления метаболитов наблюдаются в клетках различных органов или активно фагоцитируются клетками моноцитарно-макрофаговой системы в селезенке, лимфатических узлах и костном мозге.

Социальное здоровье

Напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Это болезни, которые происходят в основном в младенчестве. В зависимости от типа метаболического продукта, который накапливается в клетках. Гликогенозимикополисахаридозидипидазы, связанные с нарушением метаболизма аминокислот и нуклеопротеинов. Каждая из этих больших групп включает различные заболевания в зависимости от специфического дефекта фермента. Большинство из них очень редки. Кумулятивные заболевания являются наследственными и передаются преимущественно аутосомно-рецессивным типом. В зависимости от степени дефекта или полного отсутствия фермента варианты одного и того же заболевания различаются.


Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

В отсутствие фермента развивается инфантильная форма заболевания. Многие из них могут иметь морфологический диагноз с биопсией прямой кишки, кожи, лимфатических узлов, внутренних органов, скелетных мышц, костного мозга. Накопление нерастворимых промежуточных соединений увеличивает размер клеток, которые их содержат. Их цитоплазма становится бледной или оптически пустой. Поэтому наличие клеток с аналогичной характеристикой «аккумулятивной клетки» имеет большое значение для диагностики - «тезауризма».

Крайне важно также иметь электронно-микроскопическое исследование, позволяющее точно определить локализацию аномального вещества в виде определенных структур. Например, характерный электронный микроскопический субстрат липидаз представлен как мембранные слоистые структуры.


Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Критическим для диагноза, который определяет тип кумулятивного заболевания, остается обнаружение ферментативного дефекта и типа осажденного вещества биохимическими методами. Определение дефекта фермента у пациентов и носителей возможно в клеточных культурах кожных фибробластов. В пренатальном периоде такое исследование возможно путем анализа амниотической жидкости, полученной амниоцентезом или клеточной культурой из амниотических клеток.

Кумулятивный гликогенез - аутосомно-рецессивные заболевания. У них есть наследственное отсутствие ферментов, которые разрушают или синтезируют гликоген. В результате чрезмерные уровни нормального гликогена или его аномальных аналогов накапливаются в различных органах.

Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

Гликоген представляет собой сильно разветвленный полисахарид, состоящий из глюкозных остатков. Гликоген содержится в цитоплазме клеток в виде гранул. Гранулы также содержат ферменты гликогеногенеза и гликогенолиза. Наибольшие запасы гликогена находятся в печени и мышцах. В гликогенгенезе под действием гликогенсинтазы глюкозные остатки связаны α-1, 4-гликозидными связями в неразветвленной части молекулы. В гликогенолизе ферменты фосфорилазы атакуют α-1, 4-гликозидные связи и последовательно разрушают полисахаридную цепь.

Если этого не хватает, развивается постгликогенная лизосомальная болезнь. Известно 12 типов гликогенов. Некоторые из них крайне редки. У каждого из них было обнаружено отсутствие фермента. В зависимости от отсутствия специфической печени, мышц или энзимов, присутствующих во многих органах, различаются печеночные, мышечные или генерализованные формы гликогеноза. Может быть расстройство гепатоцитов связано с отложением гликогена и липидов. Не существует печеночного фиброза и цирроза. Гистологические данные в почках включают очаговый клубочковый склероз, интерстициальный фиброз, атрофию опухоли или вакуолизацию и значительный атеросклероз.


С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

Значительная гломерулярная гипертрофия возникает, и редко, множественные липидные отложения происходят в клубочковых мезангиях, трубчатых эпителиальных клетках и интерстициальных. Электронная микроскопия может выявить диффузионное уплотнение клубочковой мембраны и липидных капель в мезангиуме. «Кружевной узор» можно идентифицировать в мышечной биопсии с помощью светового микроскопа и окрашивания гематоксилином и эозином. Под электронным микроскопом мышечные биопсии показывают вакуолярную миопатию с хранением гликогена в лизосомах и свободным гликогеном в цитоплазме, но неспособность идентифицировать этот факт не может исключить диагноз.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).


Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.