Воспитательные внеклассные мероприятия-беседы "здоровый образ жизни". Беседа о здоровом образе жизни с подростками.

Цели : воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье; убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек; приобщать к чтению книг по этой теме.

Ход беседы

Ребята, перед вами несколько социальных факторов, выберите для себя самое важное из нижеперечисленного:

Богатство Карьера Уважение Любимая работа

Семейное благополучие Здоровье

Здоровье является ключевой характеристикой человека. Почему, встречаясь с близкими и знакомыми вам людьми, вы говорите им: «Здравствуйте»? Потому что в самом приветствии заложено пожелание — быть здоровым. Ведь здоровье - было, есть и будет особой ценностью для каждого человека, каждого народа и человечества в целом.

Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Обычно молодые люди не склонны всерьёз задуматься о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют.

Да, в молодости всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье, как и честь, нужно беречь смолоду.

Здоровье каждого из нас зависит от многих факторов: и от наследственности, и от состояния окружающей среды, но самое главное действие оказывает на него наш образ жизни. То, насколько серьезно мы относимся к себе, к своему телу, к своим желаниям, порой не совсем разумным, и зависит наше здоровье.

К основным компонентам здорового образа жизни относятся:

Рациональное питание;

Культура движения;

Периодическая смена ближайшего окружения (туризм, экскурсии, путешествия);

Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе;

Активная творческая жизнь;

Негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Вот и поговорим об этом поподробнее.

С чего всё началось?

А началось с шампанского, с бокала,

Когда судьба улыбкой обласкала,

А после поскакала вкривь и вкось.

Теперь один и тот же тусклый круг,

Где все друзья друг друга «уважают»

И всякий раз нетрезвый свой досуг

Бездарно в неизвестность провожают.

До недавнего времени курение считалось относительно безобидной привычкой. Однако исследования последних лет показали, что оно наносит большой вред здоровью людей. Решающее значение в изучении проблемы курения сыграли химические и гигиенические исследования.

Благодаря этим исследованиям было выявлено свыше 3 тысяч токсических веществ, присутствующих в табачном дыме.

Суммарный показатель токсичности дыма составляет 384000 ПДК. Именно во столько раз следовало бы разбавлять табачный дым чистым кислородом, чтобы он был безвредным для дыхания.

Составляющие табачного дыма:

Никотин - 29 % - влияет на нервную систему, сердечнососудистую систему, на желудочно-кишечный тракт, ухудшает зрение.

Оксид углерода - 20 % - приводит к кислородному голоданию.

Синильная кислота - снижает интенсивность обменных процессов, резко ухудшает самочувствие.

Бенз(а) пирен и другие ароматические углеводороды вызывают раковые заболевания полости рта, дыхательных путей, лёгких.

Курящий не только отравляется табачным дымом, но и лишает себя и окружающих возможности дышать свежим воздухом. Таким образом, курящий сокращает себе и окружающим продолжительность полноценной жизни. В соответствии с прогнозами, если отношение людей к этой проблеме не изменится, к 2020 году число случаев смерти от употребления табака может составить 20-25 % всех смертей. Бросить курить никогда не поздно. Чем раньше вы это сделаете, тем больше здоровья останется у вас в запасе на дальнейшую жизнь.

Люди боятся болезней, несчастных случаев, но далеко не все отчётливо представляют себе, сколько бедствий, страданий и горя приносит пристрастие к алкоголю самому пьющему, его семье и обществу.

«Если бы не существовало алкоголя, мир, несомненно, был бы счастливее!» - сказал виднейший немецкий психиатр Э. Крепелин.

Алкоголь, проникая в организм, постепенно поражает все органы и системы тела, но быстрее и тяжелее всего он действует на головной мозг, на нервные клетки, на кровеносные сосуды.

Особенно губителен алкоголь для детского организма: болезненные изменения в крови, нарушение обмена веществ, малокровие, задержка роста и развития. Он вызывает серьёзные заболевания внутренних органов, в частности, органов пищеварения, поражает головной мозг, печень.

Тысячу раз подумайте и отведите руку, предлагающую выпить. Пусть то будет водка, вино и даже пиво. Дети, да и взрослые, должны пить: воду, соки, компоты, нектары. От вас зависит ваше здоровье и здоровье ваших будущих детей. Только у здоровых родителей могут быть здоровые дети.

Очень хорошо об этом сказал Л. Н. Толстой: «Вино губит телесное здоровье, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего опаснее, губит души людей, их потомство... Вино не приносит ни здоровья, ни сил, ни тепла, ни веселья, а приносит людям только большой вред».

Обзор литературы.

1. Книга под названием «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» автора В. Н. Ягодинского, выпущенная в Москве в издательстве «Просвещение» в 1985 году, посвящена предупреждению курения и употребления алкоголя среди подростков.

В ней приводятся данные о химическом составе табачного дыма и спиртных напитков, их вредных свойствах, патологических реакциях организма на поступление в него никотина и этилового спирта. Даются яркие картины тех зол, которыми грозят курение и пьянство: ущерб здоровью, болезненные изменения психики, снижение работоспособности, преступность.

На страницах книги доказывается, что счастье материнства и отцовства легко разрушается под воздействием табака и алкоголя. Автор книги старается убедить юного читателя, что по- настоящему культурный человек не может злоупотреблять табаком и вином.

2. В одной семье, где отец систематически употреблял спиртные напитки, а мать и тётка тоже нередко забавлялись вином, произошёл такой случай. Шестилетняя девочка и четырёхлетний мальчуган нашли десять бутылок из-под водки и стали играть в «аптеку». Слив в бутылку остатки водки и разбавив её водой, девочка-«аптекарша» стала «продавать микстуру» братишке, который исполнял роль больного. В течение двух часов ребёнок выпил всю разбавленную водку. Вскоре после этого у мальчика началась рвота, затем судороги, и он погрузился в глубокий сон. В семье началась паника, испуганные родители вызвали врачей. Ребёнка удалось спасти. Когда взрослые узнали, что водка была причиной тяжёлого отравления ребёнка, они были буквально ошеломлены. «Не может быть, - сказал отец мальчика, - ведь в бутылках могло остаться не больше чайной ложки спиртного». «Да как же так? - изумилась мать пострадавшего. - Ведь все же пьют, и ничего. Да и малышам нашим иной раз мы давали попробовать вина или водочки. Разве в водке яд?»

Итак, эти люди не подозревали, что в этих «живительных», веселящих жидкостях таится яд.

Люди боятся болезней, несчастных случаев, но далеко не все отчётливо представляют себе, сколько бедствий, страданий и горя приносит пристрастие к алкоголю.

Часто приходится слышать, читать в газетах, журналах: «Злоупотребление спиртными напитками гибельно, алкоголь - яд, алкоголь - враг будущих поколений». Но откуда и как появился этот враг? С чего началось влечение людей к алкоголю, и каким образом это зло стало распространяться по всему свету?

Как предохранить от этого зла, от этой страшной опасности, уберечь себя?

Обо всём этом расскажет книга «Алкоголь и дети» автора Е. М. Лубоцкой-Россельс, изданная в Москве в издательстве «Медицина» в 1965 году.

3. Представьте себе человека с небритым, одутловатым, синюшным лицом, в неопрятной одежде, который хрипловатым голосом рассказывает какую-нибудь неправдоподобную историю и назойливо обращается к случайным прохожим с просьбой дать несколько копеек, которых, якобы, не хватает на железнодорожный билет. Получив, наконец, деньги от кого-либо из прохожих, он тут же скрывается за дверью магазина, торгующего вином.

Такие спившиеся, потерявшие человеческий облик люди встречаются около винных магазинов, вызывая у окружающих чувство сожаления и брезгливости.

В брошюре, напечатанной в Московском издательстве «Медицина» в 1978 году, автор А. В. Капустин, «Алкоголь - враг здоровья» рассказывается об изменениях, происходящих в организме при хроническом алкоголизме: в обмене веществ, желудочно-кишечном тракте, печени, мочеполовой, сердечно-сосудистой и центральной нервной системе; прилагаются основные положения законодательства о принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц.

4. В противостоянии дурным привычкам вам очень поможет сила воли. Если вы считаете, что у вас её нет или она слаба, попробуйте её воспитать. В этом вам поможет книга JI. И. Рувинского и С. И. Хохлова «Как воспитать волю и характер», вышедшая в Московском издательстве «Просвещение» в 1986 году.

Популярным языком, привлекая обширный фактический материал, авторы рассказывают о возможностях человеческого организма, о значении самовоспитания, нравственного самосовершенствования. Основная идея книги - воля, как и мускулы, развивается в работе. Книга содержит конкретные рекомендации по самосовершенствованию.

Спасибо за внимание.

Приложение

Анкета «Как я отношусь к своему здоровью»

1. У кого, на твой взгляд, больше шансов стать долгожителем?

2. Какие факторы могут отрицательно повлиять на твоё здоровье?

3. Ты соблюдаешь режим дня?

4. Ты часто пропускаешь уроки физической культуры?

5. По каким причинам?

6. Как ты считаешь, способен ли ответственно относиться к своему здоровью алкоголик или наркоман?

7. Каждое ли утро делаешь зарядку?

8. Закаляешься ли ты?

9. Куришь ли ты?

10. Употребляешь ли спиртное?

Цель проведения:


План проведения:






(Ответы учащихся).



Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
- О чём мечтал Петя?
- Мечтаете ли вы об этом?




-Чем человек питается?


- Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».

- Что вы посоветуете ей?

4. Помоги себе сам.


б) Есть полезную пищу.
в) Чистить зубы.
г) Мыть руки.



Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано

Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.




6. Как помочь больному?

При ознобе:
1. Укутать:
2. Дать тёплое питьё.
3. Положить грелку.
При высокой температуре:
1. Чаще проветривать комнату.
2. Давать часто питьё.

4. Сделать обтирание.
6. О вредных привычках.

Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Петя Рыбкин
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок
Вот что значит – табачок!
-Каковы последствия курения?




Чтобы сохранить здоровье: НИКОГДА НЕ НАЧИНАЙ КУРИТЬ, НЕ ПРОБУЙ СПИРТНОГО, НЕ ПРИКАСАЙСЯ К НАРКОТИКАМ!
7. Подведение итога.
-Чтобы улучшить и сохранить своё здоровье, вам необходимо вести здоровый образ жизни.


Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!


к здоровому образу жизни





5.Одевайся по погоде!


Скачать:


Предварительный просмотр:

«Беседа о здоровом образе жизни»

Цель проведения:

Учиться быть здоровым душой и телом;

Стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье);

Расширение кругозора учащихся.

План проведения:

1. Сообщение темы, целей занятия.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя сыновья часто и подолгу болели.

Правитель приглашал во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старший из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведение и умение помочь себе и другим во трудных ситуациях».

Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. Наш классный час посвящён тому, как быть здоровым, как закаляться, соблюдать личную гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать.

2. Беседа по теме «Личная гигиена человека».

Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены.

(Ответы учащихся).

Правильно, ведь чистота – залог здоровья! (Лексическое значение пословицы).

Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.

Подумайте, среди вас есть такие? (Ответы детей) Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала,

Говорить, что я лентяй!

О чём мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Почему чистота и здоровье связаны между собой? Запомните: Чистота - лучшая красота.

Кто аккуратен – тот людям приятен.

3. Беседа о правильном питании.

Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами.

Чем человек питается?

Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения).

Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Продолжите сказку : «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».

Какая случилась беда с принцессой?

Что вы посоветуете ей?

Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?

4. Помоги себе сам.

Как вы думаете, что необходимо делать, улучшить или сохранить своё здоровье?

а) Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

б) Есть полезную пищу.

в) Чистить зубы.

г) Мыть руки.

д) Выполнять утреннюю физкультуру.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

4. Беседа о сочетании труда и отдыха.

Учёба в школе,серьёзный труд. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом, соблюдать режим дня.

5. Игра - соревнования «Кто больше».

Назовите, какие болезни вы знаете, назовите признаки болезней.

6. Как помочь больному?

Что надо сделать, если заболел твой брат (сестра) или сам? (Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному).

При ознобе:

1. Укутать:

2. Дать тёплое питьё.

3. Положить грелку.

При высокой температуре:

1. Чаще проветривать комнату.

2. Давать часто питьё.

3. Положить на голову холодный компресс.

4. Сделать обтирание.

6. О вредных привычках .

Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. Курение очень вредно для лёгких и всего организма. Очень плохо, когда курить начинает ребёнок. Он хуже растёт, быстрее устаёт при работе, плохо учится, часто болеет.

Разве что-то есть на свете,

Что надолго можно скрыть?

Пятиклассник Петя Рыбкин

Потихоньку стал курить.

У парнишки к сигаретам

Так и тянется рука.

Отстаёт по всем предметам,

Не узнать ученика!

Начал кашлять дурачок

Вот что значит – табачок!

Каковы последствия курения?

Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (вдыхаем часть дыма).

Что нужно сделать в таком случае? (отойти).

Алкоголь при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.

Наркотики – вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – НАРКОМАНИЯ, вылечить которую очень трудно. Распространение наркотиков – преступление, за которое строго наказывают.

7. Подведение итога.

Если вы заболели, вы должны обязательно прийти на приём к врачу.

И чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми, помните слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Памятка для учащихся по формированию привычки

к здоровому образу жизни

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

1.Вставай всегда в одно и то же время!

2.Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

3.Утром и вечером тщательно чисти зубы!

4.Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

5.Одевайся по погоде!

6.Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

7.Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

8.Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.


Беседа “Твое здоровье”

Цели:

  • Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.
  • Сформулировать понятие “Здоровье человека”.
  • Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

1. Начнем нашу беседу с вопросов:

  • Что такое здоровье человека?
  • Какие факторы определяют здоровье человека
  • Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?

А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках?

Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?

Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.

Зачем здоровье необходимо?

Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.

Что такое здоровье?

Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:

Здоровье – это отсутствие болезни.

Болезнь – это нарушение здоровья.

Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”

Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.

Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

2. А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл:

Пословицы:

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Паршивому поросенку и в петровки холодно.
  • Праздная молодость – беспутная старость.
  • Голова седая, да душа молодая.

А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья

Признаки физического здоровья Признаки психического здоровья Признаки нравственного здоровья.
  1. Чистая гладкая кожа.
  2. Здоровые зубы.
  3. Блестящие чистые ногти.
  4. Блестящие, крепкие волосы.
  5. Подвижные суставы.
  6. Упругие мышцы.
  7. Хороший аппетит.
  8. Здоровое сердце.
  9. Ощущение бодрости в течение дня.
  10. Работоспособность.
  1. Уверенность в себе.
  2. Эмоциональная стабильность
  3. Легкая переносимость климатических изменений
  4. Легкая адаптация к новому сезону.
  5. Уверенность в преодолении трудностей.
  6. Оптимистичность
  7. Отсутствие страхов.
  8. Умение нравиться окружающим.
  1. Умение делать выбор между добром и злом.
  2. Доброта и отзывчивость
  3. Справедливость и честность.
  4. Цель в жизни – образование и саморазвитие.
  5. Умение отвечать за совершенные поступки.
  6. Гуманные отношения с людьми
  7. Стремление помочь людям.
  8. Патриотизм.

3. Ролевая игра “Специалист”.

Ребята, сейчас вы будете по очереди выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один – специалист по антиникотиновой пропаганде, другой – антиалкогольной, третий – антинаркотической. Теперь каждый специалист напишет тезисы своей беседы с

  • Курильщиком,
  • Употребляющим алкоголь,
  • Употребляющим наркотические вещества.

Вам нужно убедить фактами и личным примером, что курение, например, вредно.

Затем вы меняетесь ролями.

4. Выводы. Итог занятия.

Беседа: “ Здоровый образ жизни и привычки человека”

Цели:

  • Уточнить полезные и вредные привычки человека.
  • Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
  • Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”

1. Давайте обсудим и найдем ответы на следующие вопросы:

  • Что такое привычка?
  • Какие бывают привычки?
  • Какие ценностные установки человека, его воля, разум способствуют укоренению в человеке потребности в полезных привычках и способности отказаться от вредных?
  • Каким образом могут повлиять привычки на судьбу человека?

2. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека:

Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.

  • К каким последствиям могут привести полезные и вредные привычки?

Последствия полезных и вредных привычек

3. Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. В них пропущены некоторые слова. Вы должны эти слова вставить в соответствии со смыслом этой фразы:

  • Привычка – это…., ставшее для кого-то…. действием.

(постоянное, склонность, поведение)

  • Полезные привычки – образ действия, который…. здоровье человека

(сохраняет, укрепляет, ухудшает)

  • Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека.

(сохраняет, разрушает)

Наполеон I по поводу привычек сказал следующее:

Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать ее рабом привычки.

Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем. (Вольтер)

Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными.

4. Теперь давайте поговорим о ваших привычках:

  • Какие у вас есть вредные и полезные привычки?
  • Что повлияло на формирование ваших привычек?
  • В чем мешают вам вредные привычки?
  • Каковы последствия ваших вредных привычек?
  • От каких привычек вы хотели бы избавиться?
  • Что для этого необходимо?

В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой.

Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие.

Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие.

При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие.

В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210.

Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.

5. Сформулировать выводы:

  • Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным.
  • Привычки бывают полезные и вредные.
  • Власть привычки над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию
  • Привычки меняют характер и судьбу человека.
  • Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.

6. Итог занятия.

Беседа: “Привычка – вторая натура?”

Посейте поступок – и вы пожнете привычку,
посейте привычку – и вы пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу.

У.Теккерей – англ. писатель

Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.

Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”.

1. Начать занятие с беседы:

  • Как вы поняли эпиграф занятия?
  • Каким образом привычки могут повлиять на судьбу человека?
  • Хотели ли вы избавиться от вредных привычек?
  • Пробовал ли кто это сделать?
  • Если получилось, хорошо, а если нет, – что стало причиной?
  • Какие качества необходимы для избавления вредных привычек и приобретения полезных? (воля, разум)
  • Что такое воля? (способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели)
  • Что такое разум? (способность человека логически и творчески мыслить).
  • Можно ли все-таки менять привычки?
  • Что для этого нужно?
  • Был ли случай, когда вы изменили свою привычку?
  • Как вы понимаете высказывание: “Терпение – оружие самых слабых и самых сильных”. (Лешек Кумор)

Послушайте стихотворение “Привычки”.

Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие: пусть похрипят,
Так я воюю и с медициной и с утверждением курение – яд!
Выпали волосы, щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки,
Память “хромает”, спутались мысли,
Заметно дрожанье руки,
Но с ненавистным журналом “Здоровье”,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я:
Врач успокоил: недолго уже.

  • Стихотворение юмористическое, но есть ли в нем вымысел?

Прокомментировать высказывание У. Шекспира: “наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”

Обратить внимание учащихся на то, что вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха.

Обратить внимание на возможность выбора человека – нравственных ориентиров. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.

3. Составить индивидуальную характеристику полезных и вредных привычек каждого ученика.

4. Составление таблицы “Мой выбор”.

Мой выбор - не курить

Мой выбор – не употреблять алкоголь

Мой выбор – нет наркотикам

Положительные последствия Отрицательные последствия
Наличие работы.

Авторитет на работе, среди коллег.

Есть семья.

Забота о семье.

Хорошее здоровье.

Достижение поставленных целей.

Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды.

Наркотическая зависимость.

Отсутствие нравственных установок.

Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность

Отсутствие нормальной семьи.

Человек в постоянном поиске психоактивных веществ.

Постоянные материальные затруднения.

Отсутствие работы, постоянного заработка.

Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов.

Риск заболеть СПИДом

Снижение остроты зрения, слуха.

Ранний атеросклероз.

Ранняя смерть.

5. Послушайте пословицы о пьянстве и прокомментируем их смысл:

  • Пьяному море по колено, а лужа по уши.
  • Пьяному и до порога нужны подмога.
  • Пьяный скачет, а проспится – плачет.
  • Пьяному гуляке недалеко до драки.
  • Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.

6. Закончим наше занятий изречением китайского мыслителя Конфуция: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”. Что он имел в виду?

7. Хочу вас познакомить с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека:

  • 7 апреля – Всемирный день здоровья.
  • 1 июня – День защиты детей.
  • 27 июня – День физкультурника.
  • 31 мая – День борьбы с курением.
  • 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
  • 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
  • 21 марта – Международный день Земли.
  • 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
  • 9 сентября – Всемирный день красоты.

8. Обращение к эпиграфу занятия.

9. Итог занятия, выводы:

  • Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
  • Вредные привычки лучше не приобретать.
  • Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
  • В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
  • Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
  • Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
  • Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
  • Народ негативно относится к вредным привычкам.

10. Итог занятия.

Используемая литература:

  1. Журнал “Классный руководитель. №№ 1-10. 2000г.
  2. Журнал “Воспитание школьников. №№ 1-12. 2002г.
  3. Мороз О. Группа риска. М.: Просвещение, 1990
  4. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана – М.: Просвещение. 1989
  5. Чаклин А.В. Как сохранить здоровье смолоду – М., 1990

По вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1-4 классы

2. "Чтобы зубы не болели".

3. "Беречь глаз как алмаз".

4. "Да здравствует мыло душистое".

5. "О хороших привычках".

6. "Учимся отдыхать".

7. "Загадки доктора Неболита".

8. "Ты и телевизор".

9. "ТВ + здоровье".

10. "Твой режим дня".

11. "Не видать грязнулям счастья".

12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".

13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".

14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".

15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).

5-7 классы

1. Цикл бесед "Гигиена школьника".

2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".

3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".

4. "Кто наши враги".

5. "О спорт, ты - мир!".

6. "Режим питания".

7. "Вредные привычки и их преодоление".

8. "Пока горит свеча".

9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".

10. "Бросай курить - ты уже не маленький".

11. "Память: как ее тренировать".

12. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".

13. "Сотвори себя сам".

14. "Нет наркотикам".

15. "О ВИЧ-инфекции".

16. Занятия по профилактике наркомании.

8-9-е классы

1. Цикл бесед "Гигиена умственного труда".

2. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".

3. "Вредные привычки и здоровье человека".

4. "Здоровье человека XXI века".

5. Гармония тела и духа".

6. "Кушайте на здоровье".

7. "Прелести "свободной любви""

8. "Умение управлять собой".

9. "Крик о помощи".

10. "Прощайте, наркотики!".

11. Занятия по профилактике наркомании.

12. "Суд над наркоманией".

13. "Исцели себя сам".

14. "Экзамены без стресса".

15. "Сделай правильный выбор".

16. "Разговор на чистоту".

17. Акция "Внимание, СПИД!".

18. "Не оборви свою песню!".

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",

2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",

3. "На контроле здоровье детей",

4. "Режим труда и учебы",

5. "Физическое воспитание детей в семье",

6. "Алкоголизм, семья, дети",

7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",

8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",

9. "Вредные привычки у детей",

10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",

11. "Вопросы, которые нас волнуют",

12. "Эти трудные подростки",

13. "Взрослые проблемы наших детей",

15. "Курение и статистика",

16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",

17. "Наркотики в зеркале статистики",

18. "Социальный вред алкоголизма",

19. "Психология курения",

20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".

21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.

22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.

«Беседа о здоровом образе жизни»

Цель проведения: - учиться быть здоровым душой и телом; - стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье); - расширение кругозора учащихся.
План проведения:
1. Сообщение темы, целей занятия.
2. Приветствуем тех, кто время нашёл
3. и в класс к нам на занятие о здоровье пришёл!
4. Пусть зима улыбается в окно, но в классе светло и тепло!
5. Здоровье своё бережём с малых лет.
6. Оно нас избавит от болей и бед! - Здравствуйте, дорогие друзья!
7. Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья.
8. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

Наша беседа посвящёна тому, как быть здоровым, как закаляться, соблюдать личную гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать.
2. Беседа по теме «Личная гигиена человека». - Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота – залог здоровья! (Лексическое значение пословицы). Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.
- Подумайте, среди вас есть такие? (Ответы детей)
-Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».
Анализ содержания произведения: - О чём мечтал Петя? - Мечтаете ли вы об этом? - Почему чистота и здоровье связаны между собой?
Запомните: Чистота - лучшая красота.
Кто аккуратен – тот людям приятен
3.. Беседа о правильном питании.
- Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара.
Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
- Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? - Что вы посоветуете ей? - Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?
4. Беседа о сочетании труда и отдыха.
- Учёба в школе, выполнение доз – серьёзный труд. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом, соблюдать режим дня.
Чтоб прогнать тоску и лень, Подниматься каждый день Нужно ровно в 7 часов.
Отворив окна засов, Пообедав, можешь сесть Сделать лёгкую зарядку, Выполнять задания. И убрать свою кроватку! Всё в порядке, если есть Душ принять и завтрак съесть. Воля и старание. А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята, Соблюдаем мы всегда Очень важно это знать, Распорядок строго дня. Идя в школу, на дороге В час положенный ложимся Вы не вздумайте играть! В час положенный встаём Нам болезни нипочём!
На занятиях сиди После школы отдыхай, И всё тихо слушай. Только не валяйся. За учителем следи, Дома маме помогай, Навостривши уши. Гуляй, закаляйся!
5. О вредных привычках.
- Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. Курение очень вредно для лёгких и всего организма. Очень плохо, когда курить начинает ребёнок. Он хуже растёт, быстрее устаёт при работе, плохо учится, часто болеет.
- Каковы последствия курения?
- Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (вдыхаем часть дыма).
- Что нужно сделать в таком случае? (отойти).
Алкоголь при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
Наркотики – вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – НАРКОМАНИЯ, вылечить которую очень трудно. Распространение наркотиков – преступление, за которое строго наказывают.
Чтобы сохранить здоровье: НИКОГДА НЕ НАЧИНАЙ КУРИТЬ, НЕ ПРОБУЙ СПИРТНОГО, НЕ ПРИКАСАЙСЯ К НАРКОТИКАМ!
6. Подведение итога. - Чтобы улучшить и сохранить своё здоровье, вам необходимо вести здоровый образ жизни. - Если вы заболели, вы должны обязательно прийти на приём к врачу. - И чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми, помните слова:
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
Памятка для учащихся.
По формированию привычки к здоровому образу жизни Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни. Вставай всегда в одно и то же время! Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены! Утром и вечером тщательно чисти зубы! Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом! Одевайся по погоде! Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!  Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах! Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.