Родительское собрание "психологическое здоровье ребенка в условиях семьи". Методы индивидуального воздействия. Здоровье - состояние

психическое и физическое состояние, дающее возможность жить без болезни

10. Благополучие – это:

а) понятие, в рамках которого здоровье рассматривается как непрерывное самообновление

б) состояние, обеспечивающее индивидууму жить полноценно

11. Объекты мониторинга оценки здоровья:

а) индивидуум

б) семья

в) общество

г) власть

12. Укрепление здоровья - это:

а) мероприятия, направленные на повышение уровня общего благополучия и актуализации здорового потенциала индивидуума, семьи, населения и общества в целом

б) процесс, направленный на поддержание и восстановления здоровья

13. Охрана здоровья в молодом возрасте включает в себя:

а) профилактика травм

б) раннее выявление заболеваний

в) оказание помощи в вопросах репродуктивного здоровья

г) все перечисленное

14. Школы здоровья – это:

а) медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний

б) образовательное учреждение, где учат здоровому образу жизни

15. Формирование ЗОЖ, первичная и вторичная профилактика - гигиеническое воспитание:

а) по общим вопросам

б) по специальным вопросам

16. Гигиеническое воспитание по возрастам, гигиеническое воспитание по состоянию здоровья - гигиеническое воспитание:

а) по общим вопросам

б) по специальным вопросам

17. Гигиеническое воспитание родителей, учителей в школе - гигиеническое воспитание:

а) со специфическими потребностями

б) участвующего в проведении гигиенического воспитания

18. Принцип систематичности - принцип гигиенического воспитания:

а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления

б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц

19. Принцип стимулирования сознательности и активности - принцип гигиенического воспитания:

а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления

б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц

20. Принцип актуальности - принцип гигиенического воспитания:

21. Принцип последовательности - принцип гигиенического воспитания:

а) ориентирующий на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию

б) предусматривающий выделение основных этапов и его логической преемственности

22. Здоровье - состояние:

а) динамическое

б) статическое

23. Здоровье - благополучие:

а) духовное

б) социальное

в) физическое

г) творческое

24. Стратегия укрепления здоровья требует подхода:

а) межсекторального

б) междисциплинарного

в) индивидуального

25. Два основных элемента системы укрепления здоровья:

а) гигиеническое обучение, воспитание

б) профилактика заболеваний

в) создание окружающей среды обеспечивающей поддержание здоровья

26. ГОВ - восполнить:

а) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни

б) социальную политику по увеличению потенциала здоровья

27. Ведущими структурами в работе по ГВО и укреплению здоровья на основе популяционного, группового, индивидуального подхода являются:

а) центры медицинской профилактики

б) кабинет медицинской профилактики

в) участковая (семейная) служба

г) стационары

28. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:

а) рождаемости

б) средней продолжительности жизни

в) уровень физического развития

г) количества диспансерных больных

29. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:

а) заболеваемости

б) инвалидности

в) смертности

г) профессиональной заболеваемости

30. Методы индивидуального воздействия:

а) личная беседа

б) индивидуальный инструктаж

в) телефонная служба

г) лекция

31. Методы воздействия на группу лиц:

а) лекция

б) круглый стол

в) дискуссия

г) викторина

д) личная корреспонденция

32. Методы массовой коммуникации:

а) телевидение

в) выставка

г) викторина

д) все перечисленное

33. Виды амбулаторно-поликлинических участков:

а) терапевтический

б) хирургический

в) педиатрический

г) акушерско-гинекологический

д) общеврачебной практики

34. Анализ общей заболеваемости проводят на основании:

а) статистического талона или талон амбулаторного пациента

б) больничного листа

в) экстренного извещения об инфекционном заболевании

35. На санитарно-просветительную работу медсестре отводится:

а) 12 часов

б) 6 часов

в) 4 часа

36. Медсестрой по санитарному просвещению проводится следующие виды занятий:

а) лекции

б) беседы

в) кружковая подготовка

г) санбюллетень

37. Медицинская сестра по санитарному просвещению проводит:

а) лекции

б) беседы

в) кружковые работы

38. Выбрать главную задачу КЗР (кабинета здорового ребенка):

а) проведение профилактических прививок

б) пропаганда здорового образа жизни

в) проведение инъекций

39. Работа участковой медсестры состоит:

а) из лечебного раздела

б) из профилактического раздела

в) из санитарно-просветительной работы

г) все перечисленное

40. Патронаж к новорожденному - это:

а) лечебная работа

б) профилактическая работа

в) санитарно-просветительная работа


Психологические аспекты

Работы медицинской сестры

1. Возрастная психология – область знаний, изучающая психологические особенности людей в следующие периоды жизни:

а) в подростковом возрасте

б) в течение всей жизни

в) с рождения до 18 лет

г) с рождения до пенсионного возраста

2. На психическое развитии ребенка влияют следующие факторы:

а) наследственность

б) тип нервной системы

в) особенности внутриутробного периода жизни и родов

г) социальное окружение ребенка

д) все перечисленное верно

3. Нормальная бурная эмоциональная реакция ребёнка младенческого возраста при появлении близкого взрослого, свидетельствующая о потребности ребенка в общении называется:

а) комплекс ожидания

б) двигательная расторможенность

в) комплекс оживления

г) аффективная вспышка

4. Переходный период, кризис первого года жизни ребенка, в основном связан:

а) с возросшей потребностью ребенка в самостоятельности и считается нормальным

б) с патологическим всплеском самостоятельности ребенка

в) с появлением первых зубов у ребенка и физическим дискомфортом с этим связанным

г) с проведением плановых прививок ребенку

5. Максимальное психическое развитие в дошкольном возрасте ребенок поучает через:

а) рациональное питание

б) игровую деятельность

в) учебную деятельность

г) общение с мамой и папой

6. «Ведущей деятельностью» в подростковом возрасте является:

а) учебная деятельность

б) общение с родителями и учителями

в) интимно – личностное общение со сверстниками

г) построение первых любовных привязанностей с представителями противоположного пола

7. В реакции пациента на болезнь играют роль следующие факторы:

а) возраст

в) уровень образования

г) все вышеперечисленное

8. Наиболее значимыми для подростка являются заболевания:

а) ведущие к смерти

б) осуждаемые обществом

в) ведущие к изменению внешности

г) нарушающие репродуктивную сферу

9. К психосоматическим заболеваниям относят:

а) бронхиальную астму

б) дизентерию

в) шизофрению

10. Пациент полностью отрицает наличие у себя заболевания. Такой тип реакции на болезнь называется:

а) тревожный

б) ипохондрический

в) анозогнозический

г) гармоничный

11. Пациент стремится обратить на себя внимание, преувеличивать тяжесть заболевания, «живет в болезни»:

а) истерический тип

б) гармоничный тип

в) ипохондрический тип

г) эйфорический тип

Хранение лекарственных средств

1. Укажите принципы хранения лекарственных препаратов:

а) по токсикологическим группам

б) по фармакологическим группам

в) по срокам годности

г) по способу введения ЛС

д) по физико-химическим особенностям входящих ингредиентов

Е) все перечисленное верно

2. Укажите лекарственные средства списка «А»:

а) преднизолон, коргликон

б) пиридоксин, рибофлавин, кислота аскорбиновая

в) омнопон, строфантин, атропин

3. Укажите лекарственные средства списка «Б»:

а) адреналин г/хл, новокаин, лидокаина г/хл

б) кислота салициловая, кислота аминокапроновая

4. Условия хранения лекарственных средств списка «А»:

а) специально оборудованное помещение, сейфы, сигнализация

5. Запас наркотических лекарственных средств в отделении ЛПУ должен быть:

а) не более 10-дневной потребности

б) не более 3-дневной потребности

6. Запас наркотических лекарственных средств в приемном отделении ЛПУ должен быть:

а) 3-дневная потребность

б) 5 дневная потребность

7. Отпуск наркотических лекарственных препаратов медицинской сестрой пациенту должен производиться:

а) в присутствии врача

б) присутствие врача не обязательно

8. Хранение журналов учета наркотических лекарственных препаратов осуществляется в течение:

а) 10 лет

9. В требовании на получение лекарственных препаратов в аптечном учреждении должно быть указано:

а) штамп ЛПУ, круглая печать ЛПУ, подпись руководителя или его заместителя

б) круглая печать, подпись руководителя или его заместителя

10. Укажите условия хранения пахучих и красящих лекарственных средств:

а) отдельно от всех остальных лекарственных препаратов

б) нет особых условий хранения

11. Укажите условия хранения лекарственных препаратов, имеющих созвучные названия:

б) нет особенностей в хранении

12. Укажите условия хранения инсулина:

а) +4 0 - +10 0 С, в сухом, защищенном от света месте

б) +8 0 - +12 0 С, в защищенном от света месте

13. Укажите условия хранения гепарина:

а) +8 0 - +15 0 С, в защищенном от света месте

б) +10 0 - +20 0 С, в защищенном от света месте

14. Дайте понятия «термолабильные препараты»:

а) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием высокой температуры окружающей среды

б) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием комнатной температуры

15. Укажите условия хранения иммунобиологических препаратов:

а) в холодильнике

б) при комнатной температуре

16. Почему нельзя хранить иммунобиологические препараты вместе с другими лекарственными препаратами:

а) происходит обсеменение лекарственных препаратов микроорганизмами, входящими в состав некоторых иммунобиологических препаратов

б) разница в температурном режиме хранения

17. Укажите поведение пациента при приеме любого препарата «Альмагель»:

а) лежа, вращаясь с живота на спину

б) нет особенностей при приеме препарата

18. Железосодержащие лекарственные препараты рекомендуется принимать:

а) в течение дня

б) во второй половине дня всю дозу, можно запить кипяченной водой

19. Укажите побочные реакции при приеме препаратов нитроглицерина:

а) головная боль, головокружения, понижение АД, при передозировке – ортостатический коллапс

б) нарушение ритма, чувство нехватки воздуха

20. Лекарственные препараты содержащие панкреатические ферменты рекомендуется принимать:

а) за 10 – 15 минут до еды, или во время еды

б) после еды

21. Особенности приема препарата «Панангин», «Аспаркам»:

а) измельчить или разжевать для улучшения биодоступности калия и принимать после еды

22. Можно ли разжевывать таблетки, имеющие «кислотоустойчивые» оболочки:

б) нет

23. Таблетку ацетилсалициловой кислоты необходимо:

а) растворить в воде, принять до еды, запивая молоком (при переносимости такого сочетания)

б) таблетку запить кипяченой водой

Цели:

  • сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
  • показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
  • отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.

Участники : родители

Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы (столы и стулья заранее расставлены в 4 группы)

Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах

Продолжительность: 1 час

Рассматриваемые вопросы: Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…». Факторы здоровья. Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья. Взаимосвязь психики и здоровья. Психосоматические заболевания. Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка. Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка. Стили родительского воспитания.

Введение

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Задача школы – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.

Знакомство

«Давайте познакомимся. Вам необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс Вашего ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 а класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 б класса» и т.д.»

Мозговой штурм «Что такое здоровье?»

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Работа в группах «Компоненты здоровья»

Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.

Ведущий подводит итог:

  • здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
  • здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).

Информация ведущих «Психосоматические заболевания детей»

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания , когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте .

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу.

К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного «воспитания:

    • эгоцентрическое воспитание:
    • воспитание по типу неприятия:
    • сверхсоциализация ребёнка;
    • тревожно-мнительное воспитание. <Приложение1 >.

Что же следует предпринять родителям?

Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

Родители, например, говорят: "Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться..." Или: "Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится..." Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Информация ведущих «Психологический климат семьи»

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

«Типы семейного воспитания»

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные - эмоциональное принятие и контроль. <Приложение 2 >

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Работа в группах «Последствия стилей воспитания для ребёнка»

Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп. <Приложение 3 >

Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания»

«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. <Приложение 4 >, <Приложение 5 >

Групповая работа «Способы и средства поддержания здоровья семьи»

«В течение 5 минут определить, какие существуют средства и способы поддержания здоровья семьи как комплексного понятия».

Подведение итогов родительского собрания

Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.

Тема 5. Субъективное благополучие и настроение личности

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,

подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Разделы темы:

Тема 5. Субъективное благополучие и настроение личности 2

Здоровье и субъективное благополучие 2

Составляющие благополучия личности 2

Причины эмоционального дискомфорта 2

Настроение личности 2

Иерархия видов настроения по степени благоприятности 2

Здоровье и субъективное благополучие

Хотя важная роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются мало разработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний особенностями сознания личности: осознанием своих отношений с миром живой и неживой природы, осознанием отношений с миром людей (с обществом в целом, с отдельными группами, со значимыми другими), осознанием себя (восприятием, пониманием, оцениванием и принятием себя). Между тем, внутренняя жизнь личности, ее внутренний мир чрезвычайно богаты, занимают внимание человека не меньше, нередко больше, чем события и обстоятельства окружающего мира. Все это является сильной детерминантой психического состояния. С нашей точки зрения, центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе, на них должны быть в большей степени направлены усилия в теоретических и экспериментальных исследованиях.

Психическое здоровье - не только адекватность и целесообразность поведения, деятельности, последовательность в действиях и поступках, это еще и слаженность в протекании множества процессов, и, конечно, субъективная сторона здоровья, которая отмечена в упоминавшемся определении, то есть переживания благополучия, удовлетворенность жизнью. Во многих случаях психические и психосоматические расстройства возникают постепенно, причем в начале процесса часто нет оснований говорить о снижении работоспособности, неполной адекватности в реакциях, отдельных поступках или поведении в целом и других неблагоприятных моментах. Начало отмечено лишь усилением негативных чувств, снижением настроения, фиксацией сознания на большем, чем прежде, количестве причин, вызывающих досаду, раздражение, злость…

Для сохранения и укрепления саногенного потенциала личности особо важно переживание благополучия. Человек нередко встречается с трудностями, однако далеко не все они приводят к негативным последствиям и оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к напряжению, ощущению неудовлетворенности жизнью. Сохранять оптимистическое отношение к ситуации, ровное настроение позволяет психологическая устойчивость личности. Однако ее потенциал не беспределен, поэтому при выраженной дисгармонии личности или значительном ухудшении ситуации, драматических и, тем более трагических событиях, ощущение субъективного благополучия ослабевает.

Как было отмечено выше, определение здоровья во многом опирается на понятие “благополучие”. Благополучие, как и “позитивное здоровье”, предполагает реализацию физических и духовных потенций человека. Без сохранения психологической устойчивости реализация потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение процессом самореализации, невозможно ощущение благополучия. В принятой видными специалистами медицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъективно оцениваемого здоровья. Если допустить, что одного осознания отсутствия болезней или физических дефектов может быть достаточно, чтобы чувствовать себя благополучным, то мы возвращаемся к пройденному этапу - попытке определить здоровье посредством исключения негативного, уходя от конструктивного начала, затушевывая ключевые понятия.

Составляющие благополучия личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния - способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия.

Причины эмоционального дискомфорта

Сравнительный анализ причин эмоционального дискомфорта, сопоставление силы их неблагоприятного воздействия на индивида проведено нами с использованием авторской методики «Анкета Причин Эмоционального Дискомфорта (ПЭД)» (Куликов, 2003б). Методика предназначена для определения уровня эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых) и выявления наиболее значимых для него источников дискомфорта, действующих постоянно или относительно постоянно. Анкета включает перечень 34-х причин, нередко доставляющих человеку беспокойство. Респондента просили оценить по семибалльной шкале степень беспокойства, доставляемого каждой из перечисленных в перечне причин. Апробация методики показала, что с опорой на результаты факторного анализа причины можно разбить на две группы, которые условно можно считать шкалами. Это шкалы объективных и субъективных причин. В шкалу объективных причин с наибольшей факторной нагрузкой вошли такие пункты, как: «перегруженность семейными обязанностями», «нехватка времени для семьи», «проблемы с детьми», «проблемы с покупками» и ряд других. В шкалу субъективных причин с наибольшей факторной нагрузкой вошли такие пункты, как: «чувство одиночества», «неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятелями», «трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола», «проблемы с сексуальным партнером», «неудовлетворенность внешним видом» и ряд других. Некоторые пункты не включены ни в одну из шкал. Это причины, касающиеся здоровья, недостаточности отдыха, неприятностей из-за соседей.

Пункты, касающиеся здоровья оставлены в данном перечне, поскольку в иерархии ценностей и потребности все, что связано со здоровьем, занимает первые места. Но в структуре ценностей и потребностей эти феномены не имеют тесных связей с другими. Вероятно, их особое место обусловлено их особой значимостью. Пункты «неприятные соседи» и «недостаточность отдыха» выполняют функцию настройки респондента на работу с анкетой, снижая возможную настороженность.

Для анализа используем данные, полученные при обследовании 229 женщин. Были выделены две полярные по характеристикам состояний подвыборки. Количественные данные показывают, что в первую десятку по значимости причин дискомфорта вошли такие, как: финансовая ненадежность семьи, забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи, растущие цены, недостаточность отдыха, раздумья о смысле жизни, беспокойство по поводу обстановки в стране, перегруженность делами, нехватка времени для семьи, проблемы с покупками, физический недуг. В этой десятке мы находим причины как объективные, так и субъективные.

Анализ влияния различных причин беспокойства на психическое состояние индивида показал, что оно наиболее сильное у группы внутриличностных причин. Говоря несколько иначе, наиболее сильные причины дискомфорта, в сравнении со средовыми влияниями, находятся внутри самой личности. Заметно ухудшают психическое состояние различные трудности в межличностных отношениях. Происходит это, скорее всего, из-за того, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, в социальной адаптации личности. В трудных жизненных ситуациях именно межличностные связи могут выступить (но, могут и не выступить) механизмом эмоциональной поддержки, способствовать восстановлению личностной гармонии.

Анализ взаимосвязей в группе субъективных причин выявил, что стрессоры, входящие в эту группу довольно тесно связаны между собой. Центральное место в этой ней занимает “чувство одиночества”. Чувство одиночества можно рассматривать как связующую нить между дискомфортом во внутреннем мире и дисгармонией в межличностных отношениях. За внутриличностной локализацией таких причин дискомфорта необходимо видеть социально-психологические корни, влияние особенностей межличностных связей в микросоциуме.

Со всеми показателями доминирующих психических состояний связаны причины дискомфорта, касающиеся здоровья. Потребность сохранения и улучшения здоровья наиболее актуализирована и интенсивна, она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности.

Мы более детально оценили силу влияния факторов дискомфорта на параметры психических состояний. На уровень тревоги наибольшее влияние оказывают факторы внутреннего дискомфорта и семейные стрессоры. Устойчивость эмоционального тона больше всего зависит от стрессоров, связанных со здоровьем и работой. Напряженность более всего определяется социальными и экономическими стрессорами, причинами, связанными со здоровьем и с переживаниями внутреннего дискомфорта. Тонус в наибольшей степени зависит от стрессоров, связанных со здоровьем и коммуникативных стрессоров. Уныние возникает, прежде всего, из-за причин, связанных со здоровьем, из-за внутреннего дискомфорта и факторов, связанных с работой. На активное отношение к жизненной ситуации и готовность преодолевать препятствия более всего влияют социальные, экономические и семейные стрессоры.

Факторы беспокойства о здоровье, включая физические недуги, и компоненты внутреннего дискомфорта (трудности с возможностью выразить себя, заботы о смысле жизни, раскаяние по поводу прошлых решений) вносят наибольший вклад в снижение настроения и формирование устойчивых состояний дискомфорта.

Настроение личности

Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний –чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида (Куликов, 1997).

Настроение и психическое состояние. Для обозначения настроений различного временного масштаба нет устоявшейся терминологии, но такое разделение проводится часто. Например, в Педагогической энциклопедии (1966) отмечено, что настроение может быть связано с условиями определенного момента, а может быть более устойчивым, характеризующим общее отношение человека к жизни - одним людям свойственно по преимуществу бодрое, жизнерадостное настроение, другие склонны к грусти, подавленности. Настроение вызывается условиями жизни, достижениями и неудачами в деятельности, событиями в окружающей действительности, физическим самочувствием (состоянием здоровья, утомлением и т.п.).

Особенности личности обусловливают доминирующее настроение - важнейший, относительно устойчивый компонент психического состояния, в котором объединены многочисленные факторы личностной регуляции состояния. Влияние настроения значительно в любом конкретном состоянии. Его роль для состояния аналогична роли направленности для личности. Настроение, как вектор, обусловливает развертку и относительно устойчивых (доминирующих, преобладающих), и актуальных (текущих, пере­ход­ных) состояний, их формирование и динамику в конкретной ситуации.

Целесообразно различать настроение как компонент актуального состояния и относительно устойчивого состояния. В последнем случае речь идет о преобладающем настроении, характерном для индивида не только в актуальный момент, но и в более широком интервале настоящего времени личности. Устойчивое настроение в первую очередь связано с успешностью адаптации личности к окружающей социальной среде. Социальную адаптацию понимают как интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности устанавливать гармоничные отношения со средой, заботиться о других и себе, адекватно воспринимать социальное окружение и себя, обучаться и трудиться, изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и собственными потребностями.

Иногда настроение рассматривают как разновидность психического состояния. В большинстве случаев это встречается при попытке характеризовать состояние, выдвинув на передний план особенности настроения. Ошибочно считать настроение самостоятельным видом состояния - настроение является лишь частью психического состояния. Помимо него в состояние входят также физиологические, психофизиологические, социально-психологические и другие компоненты.

Настроение и удовлетворенность жизнью. Настроение во многом обусловлено удовлетворенностью жизнью. Для выявления и сравнительного анализа наиболее значимых факторов удовлетворенности жизнью используем данные проведенного нами исследования на достаточно репрезентативной выборке людей, принадлежащих различным социальным группам (около 500 человек). В исследовании использовалась анкета «Важность и удовлетворение потребностей» (Куликов, 2003а).

Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с характеристикой жилья (отдельная или коммунальная квартира). Удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. Мы это объясняем тем, что оценки значимости потребностей формируются в сфере самосознания и существуют как его когнитивные компоненты. Они слабее влияют на переживания удовлетворенности жизнью, являясь лишь элементом целостной картины жизненной ситуации.

Полученные результаты позволяют утверждать, что полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом.

Социальное положение, профессиональная занятость, специфика труда оказывают значительное влияние на характеристики доминирующего настроения личности. Основным фактором детерминации особенностей настроения является процесс самореализации личности, успешность его протекания, полнота раскрытия потенциалов человека.

Поддерживает настроение также: занятие любимым делом (хобби), удача, экономия денег, отдых, симпатия сотрудников. Особенно важно доброжелательное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем.

Для различных возрастных групп характерна неудовлетворенная потребность в общении, что в значительной степени определяет удовлетворенность жизнью в целом. У разных групп населения весьма высока потребность в улучшении отношений с людьми, изменении имеющихся межличностных отношений, что тесно связано с общей удовлетворенностью своей жизнью. Психологическая и организационная помощь названным категориям в расширении и структурировании общения, установлении межличностных связей является огромным ресурсом повышения удовлетворенность жизнью в целом. Особенно важно, что реализация помощи в этом направлении не требует больших материальных затрат, но позволяет ожидать достаточно быстрого эффекта.

Колебания настроения, редкие или частые повышения ипонижения в большей мере характерны для его невысокого уровня. Разумеется, изменение настроения может иметь не только внутренние причины, оно может быть вызвано изменениями значимых для человека обстоятельств. Причины того или иного настроения нередко не осознаются, и настроение в таких случаях может быть воспринято как беспричинное, хотя в действительности оно всегда вызывается определенными причинами.

Часто подавленное настроение возникает как эффект стрессового состояния, глубина которого не всегда достаточно точно осознается субъектом. В таких случаях психокоррекционное воздействие и психологическая поддержка должны быть направлены в первую очередь на преодоление стресса.

В определенной степени колебания настроения связаны с циркадными ритмами. Самооценка «хороших» и «плохих», «бодрых» и «унылых» часов в течение суток совпадает соответственно с высоким и низким уровнем энергетической активации и никак не связана с колебаниями уровня напряженности (Thayer, Takahashi, Pauli, 1988). Часы суток, отличающиеся высоким уровнем энергетической активации, характеризовались также повышенным настроением, высокой самооценкой, повышением интеллектуальных способностей, общительности, чувством комфортности общения. Однако, влияние циркадных ритмов на настроение не стоит переоценивать.

Иерархия видов настроения по степени благоприятности

Принцип деления настроений на виды

Настроение имеет трехмерный базис, три измерения в нем являются основными: активность, тонус, чувственный тон (Куликов, 1997). Активность и тонус обусловливают чувственный тон, но от него идет и встречное влияние. Уровень благополучия в целом (не только психологического благополучия), полнота личностной гармонии, психологическая устойчивость, успешность протекания основных жизненных процессов - все это является весомыми факторами, меняющими чувственный тон настроения и, тем самым, меняющими в определенных пределах активность и тонус.

На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом - торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos - напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, - стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

При поиске лучшего варианта классификации доминирующих настроений были проанализированы различные возможные основания для выделения видов настроений. Описываемый в этом разделе вариант классификации был оценен нами как наиболее конструктивный после сравнения его с другими вариантами. Основой классификации выступают две характеристики состояния (два базовых измерения бытия личности в настоящем): величина активности личности и величина актуальных ресурсов. Несколько иначе эти характеристики можно назвать так: первая - сила стремлений к достижению жизненных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону, вторая - возможности личности для осуществления желаемого. Соотношение выраженности этих двух измерений и служит основанием для выделения отдельных видов настроения.

Методически, величина активности личности оценивалась числовыми величинами по шкале Ак методики ДС - «Доминирующее состояние» (Куликов, 2003б): «активное–пассивное отношение к жизненной ситуации». А величина актуальных ресурсов оценивалась числовыми величинами по шкале То методики ДС:«тонус высокий–низкий».

Подробнее о шкалах данной методики

Вся выборка была разделена на семь подвыборок и для каждой подвыборки вычислены средние величины по шкальным показателям: Ср-ДС - средняя величина Т-оценок всех основных шкал «ДС»; Ср-тон - средняя величина Т-оценок шкал оси эмоционального тона «ДС». Соотношение между выделенными видами настроения проясняет следующая схема.

Схема расположения видов настроения

в прямоугольных координатах осей тонуса и активности

1. Благополучное

2. Воодушевленное

3. Созерцательное

4. Синтонное

активность

5. Деятельное

7. Дисфорическое

Примечание. Справа, в колонке под обозначением «Ср-тон» приведены средние величины эмоционального тона для каждого из семи видов настроений.

Как видно из схемы, квадранты, в которые попадают испытуемые с одновременно высокими показателями по шкале Ак (активное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (высокий тонус) и одновременно низкими показателями по шкале Ак (пассивное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (низкий тонус), разделены на две части. Это правый верхний квадрант и левый нижний.

Это сделано по следующим соображениям. Мы стремились найти вариант разделения на виды, при котором выборка разделялась бы по возможности равномерно по всем семи видам настроения. Поскольку в названные квадранты попадает заметно больше испытуемых, чем в два других, то в них необходимо проводить более дробную дифференциацию. По этим причинам они и разделены на две части. Это позволяет получить распределение всей выборки на подвыборки достаточно равномерное - в самой малочисленной 10%, в самой многочисленной 19%.

Почему в правом верхнем и левом нижнем квадрантах скапливается большая часть выборки? Это не следствие избранного методического подхода, причины здесь содержательные. Отношение к жизненной ситуации и тонус связаны: активное отношение к жизненной ситуации чаще встречается у людей с высоким тонусом, а высокий тонус - у людей с активным отношением к жизненной ситуации. Об этом говорит достаточно высокий положительный коэффициент корреляции между показателями шкал Ак и То. Данные корреляционного анализа не дают достаточных оснований для вывода о характере влияния одного фактора на другой, но, опираясь на многие результаты клинических наблюдений, самонаблюдений и другие, описанные в литературе и полученные нами в эмпирических исследованиях, вполне можно утверждать, что данная связь двунаправленная. А именно активное отношение к жизненной ситуации через ряд опосредований повышает тонус и наоборот.

На схеме настроения пронумерованы в порядке снижения уровня настроения: 1) благополучное, 2) воодушевленное, 3) созерцательное, 4) синтонное, 5) деятельное, 6) унылое, 7) раздраженное.

Численные критерии деления настроений по видам

Сравнение видов настроения

Обращает на себя внимание монотонное возрастание показателей эмоциональности от первого вида настроения к седьмому. Такая взаимосвязь позволяет говорить о наиболее значительном влиянии на уровень доминирующего настроения именно эмоциональности (среди прочих качеств темперамента). Данное влияние негативное - с усилением эмоциональности ухудшается настроение. Весьма сходна образом влияет на настроение импульсивность. Со стороны других свойств темперамента картина обусловливания выглядит сложнее: различные сочетания выраженности энергичности, темпа и пластичности предрасполагают к формированию разных видов настроений.

Разумеется, сами числовые величины здесь обусловлены параметрами той выборки, на которой они вычислены. Не все различия между средними величинами возрастов значимы. Однако тенденция увеличения с возрастом доли неблагоприятных настроений видна достаточно отчетливо. Причины этого, во-первых, в снижении активности и активного отношения к жизни, нарастании апатии. Во-вторых, с годами происходит вполне понятное снижение физического тонуса, уменьшение резервов организма, ограничение компенсаторных возможностей и увеличение количества неблагоприятных последствий перенесенных заболеваний.

Настроение является ведущим фактором, обусловливающим динамику психических состояний. Однако установить однозначное соответствие между видом настроения и видом психического состояния, актуализации которого оно способствует невозможно. Любая деятельность, любое поведение реализуются во вполне конкретной среде, ситуации с множеством обстоятельств, каждое из которых в определенной степени благоприятно или неблагоприятно для достижения индивидом своих целей, свершения своих желаний, удовлетворения потребностей. Разумеется, и всякая деятельность, и большинство видов поведения протекают во взаимодействии с людьми. Поэтому отношение с социальным макро- и микроокружением также выступает весьма значимым фактором, снижающим вероятность одного настроения и увеличивающим вероятность другого. Кроме того, как отмечалось, система межличностных отношений, их характер, удовлетворенность отношениями, оказывает сильное влияние на возникновение любого настроения.

Мы различаем несколько классов состояний: эмоциональные, активационные, тонические, тензионные состояния (Куликов Психические состояния. Хрестоматия, 2000). Какое конкретно психическое состояние, к какому классу относящееся, установится - зависит не только от вида настроения, но и от ряда других факторов. Приведем некоторые примеры, чтобы проиллюстрировать это положение.

При повышенном настроении любого вида (благополучном, воодушевленном, созерцательном) или настроении среднего уровня (синтонном, деятельном) и удовлетворении важнейших духовных и материальных потребностей, отсутствии опасностей и причин для тревоги много шансов для возникновения эмоций радости, удовольствия и т.п. Это, скорее всего, приведет к установлению состояния радости, удовлетворения, релаксации или спокойствия. Другими словами, к появлению одного из положительных состояний класса эмоциональных состояний. Появление опасности для физического, психологического или социального благополучия, встреча с агрессией: физической или вербальной, прямой или косвенной - все это приводит к быстрому или постепенному развитию негативных эмоциональных состояний.

При повышенном или среднем уровне настроения и отсутствии удовлетворения (или неполном удовлетворении) важнейших духовных и материальных потребностей, вполне возможно возникновение состояний возбуждения, вдохновения, подъема или сосредоточенности. При пониженном уровне настроения неудовлетворение потребностей и неблагоприятные жизненные обстоятельства, дисгармония межличностных отношений приведут к состояниям рассеянности, скуки или апатии. Первые и вторые - активационные состояния, но принадлежащие разным полюсам, имеющие различную степень благоприятности, прежде всего в аспекте ожидаемой конструктивности поведения, продуктивности и производительности труда.

При одних и тех же жизненных целях, доминирующих потребностях и схожих межличностным связям, при разных настроениях состояние зависит от характера и условий деятельности. Длительная непрерывная деятельность или монотонная деятельность с неизбежностью вызывают состояние утомления, а при частых повторениях и - переутомления. Суточный ритм предстает как феномен не только биологический (физиологический), но - и психологический. Этот ритм является естественным модулятором самочувствия любого живого существа. Разумеется, это в полной мере относится и к человеку. Периоды повышенного и пониженного тонуса чередуются. Весь уклад жизнедеятельности и трудовой деятельности отражает эту временную организацию активности в масштабе суток. Перечисленные феномены и другие, значимые в этом аспекте, в совокупности обусловливают возникновение определенного тонического состояния: бодрствования, монотонии, утомления, переутомления, вялости, сонливости или сна.

Встреча с препятствиями и непреодолимыми преградами, повышенные нагрузки, испытания, экстремальные ситуации, отсутствие приемлемых физических, психологических или социальных условий жизнедеятельности и деятельности приводит к развитию тензионных состояний. Одиночество или публичность, информационный голод или информационное пресыщение, отсутствие работы или перегруженность работой - все это примеры выхода условий жизнедеятельности и деятельности за границы диапазона, приемлемого для субъекта с учетом его индивидуальности (индивидуальности в организмическом, психическом и социальном аспектах). Этот класс охватывает широкий спектр состояний: от предельного напряжения, грозящего возникновением болезней или смертельным исходом, до состояний разрешения, расслабления, раскованности и эмоционального комфорта, возникающих как закономерное продолжение активизации ресурсов разного уровня, повышения адаптивного потенциала, использования эффективных способов преодоления стресса, изменения приемов поведения и деятельности адекватно ситуации. Тензионные состояния могут появиться при разных видах настроения. Стоит заметить, что вероятность благоприятного исхода существенно больше при настроениях повышенного уровня. Чем ниже уровень настроения, тем больше вероятность затягивания состояния напряжения, появления разного рода психических и физических расстройств.

Таким образом, между видами настроений и состояний нет однозначного соответствия. При одном настроении могут возникнуть разные состояния и, наоборот, одно состояние может возникнуть при разных настроениях. Какое именно состояние возникнет - эмоциональное, активационное, тоническое, тензионное - зависит от взаимодействия индивидных и личностных качеств, настроения, жизненных целей, доминирующих потребностей, с одной стороны, и особенностей ситуации, социального окружения, жизненных обстоятельств, условий жизни и деятельности, факторов предметной и физической среды - с другой стороны.

Диагностика и анализ настроения принципиально важны для оценки уровня психологической устойчивости индивида и прогноза динамики его психического здоровья, оценки степени актуальности психогигиенических усилий в направлении предупреждения психических и психосоматических расстройств. Описанные в этой части факторы повышения или снижения уровня субъективного благополучия дают ориентир для оздоровления образа жизни, более активного оздоравливающего поведения, устранения или ослабления причин эмоционального дискомфорта, поиска средств, уменьшающих раздражение, напряжение, тревогу.

Контрольные вопросы

Перечислите составляющие благополучия личности.

Опишите структуру психологического благополучия личности.

Удовлетворение каких потребностей наиболее сильно влияет на переживания субъективного благополучия?

Раскройте основные черты влияния субъективного благополучия субъекта на настроение.

К следующей теме

К словарю терминов

На главную страницу





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.