Минутка здоровья зеленая аптечка о лекарственных травах. Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека. Рассматривание растений и чтение текста

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 с.Прикумского Минераловодского района Ставропольского края

Методическая разработка

урока окружающего мира

«Зелёная аптека»

для учащихся 1-го класса

Цели урока :

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах, группах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать.

Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.

Ход урока.

!.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы, откроем одну интересную, важную для человека страницу За работу на уроке вы будете получать фишки. В конце урока увидим, кто из вас набрал больше фишек.

А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они - лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Беседа.

О чём это стихотворение?

А какие вы знаете лекарственные растения?

Тема урока окружающего мира «Зелёная аптека».

А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей)

2. Вызов.

Игра «Верители вы, что…»

На парте у каждого из вас таблица с номерами вопросов и под ними пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на второй линии будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны.

3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?

Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

3. Осмысление .

Вводная беседа.

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?

Откройте учебник на с.61. Назовите лекарственные растения.

Объяснение задания учителем.

Сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте лежит растение – гербарий или живое растение. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении, а затем рассказать всему классу о нём. Можно рассказать так: один ребёнок описывает растение, другой рассказывает о его назначении.

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

«страшной силой» - косит всякое зверь направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

Аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство

Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

Одуванчик -растет на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.

Пастушья сумка -встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.

Чистотел -встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьем служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бародавки.

Липовый цвет - используют кору- для лечения ожогов; плоды используют- для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта, (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях .

Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.

Слайды: ромашка, подорожник, тысячелистник, чистотел, зверобой, пастушья сумка, одуванчик, цветы липы.

Рассказ о растениях.

Микроитог.

Физкультминутка.

Беседа

А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

Для чего они нужны? Почему вы так думаете?

Объяснение задания учителем.

В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите флажок и сядите ровно.

Групповая работа.

Обсуждение в группах.

Высказывание правил представителем группы .

Объяснение задания.

Прочитайте текст на с. 61 и сравните с тем, что вы уже знаете. В учебнике карандашом сделайте пометки.

Чтение текста с. 61.и анализ текста.

Микроитог.

3.Рефлексия.

Региональный компонент.

Фронтальная беседа.

Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

А сейчас мы поиграем в игру «Меткий стрелок».Для этого вспомните всё что мы изучали на уроке. Вам нужно соединить название растения с его назначением для лечения

Индивидуальная работа.

Работа с таблицей «Что лечит растение»

.Проверка на интерактивной доске.

Игра «Веришь ли ты…»

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

Беседа.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.

Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:
Я познакомился с...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...
Мне запомнилось....

Что понравилось на уроке? Давайте посмотрим, кто из вас работал лучше всех. Посчитайте фишки и расскажите, кто сколько заработал фишек.

Домашнее задание . Дома ещё раз прочитаете учебник на с.60-61. Сделаете задание в тетради с.38.

Итог урока.

Используемая литература:

1.Учеб ник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 1 класс(Москва, Академкнига/Учебник,2011г.)

2.Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (Москва, Академкнига/Учебник, 2011 г.)

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Интеренет ресурсы:

1. www .medicalplant.ru/20.shtml

, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»

Класс: 2

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
  • расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать лекарственные растения и их свойства,
  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;
  • описывать лекарственные растения и их свойства;
  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осваивать способ решения проблем;
  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • осуществлять совместную работу;
  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)

Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>

Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)

Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)

Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)

Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)

О чём пойдёт речь на нашем занятии?

Что называют аптекой?

Свободные высказывания детей.

Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.

Толковый словарь.

Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.

Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.

Что называют зелёной аптекой”?

Дети высказывают предположения.

Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.

Как можно объяснить значение слова травник?

Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.

Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

2. Практический этап. Работа в группах.

Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.

Карточка 1

Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.

Карточка 2

Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.

После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.

Карточка 3

Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.

Карточка 4

Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.

Карточка 5

Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.

Карточка 6

На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.

Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.

Карточка 7

Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.

Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.

Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)

Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.

Игра “Одуванчик”

1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)

2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)

3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)

4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)

5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)

3. Постановка проблемного вопроса.

- “Зелёная аптека” может закрыться?

Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.

Как мы можем помочь растениям весной?

Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?

Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>

Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?

Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.

Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.

5. Итог занятия.

Что узнали нового и чему научились на занятии

Выводы:

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.

Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Закончить занятие хочется словами

Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Тихвина Ленинградской области

2014 год

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

  • закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
  • развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края;
  • воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: плакаты для оформления класса, презентация

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций лекарственных растений;
  • беседы о лекарственных травах и их использовании;
  • подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями;
  • подготовка альбома «Лекарственные растения»;
  • схемы правил сбора и использования лекарственных растений,
  • подготовка рассказов о лекарственных растениях
  • подготовка чая с лекарственными травами.

Подготовка к классному часу.

Класс разбит на экипажи, каждый экипаж получает задание.

Учащиеся заранее готовят материал о лекарственных травах.

Представленный материал примерный, ученики могут воспользоваться этим материалом, могут приготовить другой. Каждый экипаж может приготовить рассказ об одном или нескольких растениях.

Плакаты для оформления класса.

Здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ

Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Артур Шопенгауэр

Пословицы

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить - долго жить.

Станции:

Станция «Лекарственная»

Станция «Игровая»

Станция «Первая помощь».

Станция «Рецепты моей бабушки»

Станция «Собери пословицу»

Жюри:

5 человек - родительский комитет

  1. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, (Слайд 2).

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

  1. Введение в тему классного часа

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит

Эта травка исцелит! (лекарственные растения) (Слайд 3).

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, вспомним всё, что мы узнали о них.

Мы вспомним:

  1. Что такое лекарственные растения?
  2. Какие бывают лекарственные растения?
  3. Какую пользу приносят лекарственные растения?
  4. Как оказать первую помощь с лесу.
  1. Стихотворение Лесная аптека (Е.Трутнева) читает ученик

Вместо строгих, белых полок –

Ветки старых, мшистых ёлок.

Вместо стен и потолка –

Тёмный лес да облака.

Не бутыль с одеколоном…

Пахнет так в лесу зелёном –

Это белые цветочки

Расцвели на мягкой кочке.

Не с лекарствами паекты

Тронул ветер над травой –

Золотые горицветы

Закивали головой.

Подорожник или мята,

Зверобой и вересок –

Каждый где–нибудь припрятал

Свой лесной, целебный сок.

Кроме старых двух ежей,

Нет в аптеке сторожей.

Ночью ходят светляки,

Носят в травах огоньки.

Мы придём туда гурьбой.

По мешку возьмём с собой

И в больничные палаты

Отнесём наш клад богатый,

Чтоб лесной, целебный сок

Тем, кто болен – всем помог!

Учитель. (Слайд 4).

Лекарственные растения , обширная группа растений, используемых в медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Существуют разные способы лечения.

Траволечение - это один из способов. Лечебные травы (растения) применялись издавна, и лечение травами имеет глубокие корни, уходящие в историю человечества. На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него.

Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. В некоторых случаях будут предпочтительны другие методы лечения.

  • Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)
  • Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
  • В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
  • Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
  • Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
  • Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
  1. Путешествие по станциям
  1. Станция «Лекарственная». (Слайды 5-14).

Дома вы готовили материал о лекарственных растениях по экипажам. Предоставляется слово каждому экипажу.

I ЭКИПАЖ

Крапива

Загадка:

Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня (крапива)

Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств.

Крапива используется в народной медицине для лечения многих болезней, применяется при различных кровотечениях, болезнях печени, отеках, запорах, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос.

Крапива - растение, в котором много витаминов. Аскорбиновой кислоты в ней вдвое больше, чем в плодах черной смородины и лимоне, содержание каротина выше, чем в ягодах облепихи, моркови и щавеле, а всего лишь 20 листьев крапивы обеспечивают наш организм суточной нормой витамина А. Помимо этого, крапива богата витаминами К, Е и В и микроэлементами: среди которых железо, магний, медь, кальций.

Крапива обладает общеукрепляющими свойствами: она повышает сопротивляемость организма многим бактериям, токсинам, вредным воздействиям радиации, укрепляет иммунитет, а также обеспечивает высокую степень защиты организма от кислородной недостаточности, повышает свертываемость крови и обладает противовоспалительным действием, что позволяет использовать крапиву как ранозаживляющее средство, снижает количество сахара в крови, что безусловно необходимо людям, страдающим сахарным диабетом.

II ЭКИПАЖ

Подорожник

Загадка:

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

Состав и лечебные свойства подорожника

Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами. В листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота.

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством.

Настой из листьев подорожника используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких.

Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов.

А водный настой свежих листьев способствует быстрому очищению и лечению ран, порезов, кожных язв, свищей, нарывов и фурункулов.

Свежие истолченные листья подорожника применяются для остановки кровотечения из ран. широко использовать его в уходе за кожей лица и тела. Используется подорожник и в косметологии. Из него готовят настой, лосьоны и кремы. Очень полезны ванночки для рук из листьев подорожника. Если ноги устали, а также при потертостях и трещинах на ногах рекомендуются ванночки из настоя подорожника.

Подорожник ценен в свежем виде как противовоспалительное и болеутоляющее средство. Прикладывать размятые или целые листья к ушибленным местам.

III ЭКИПАЖ

Мать-и-мачеха

Учитель.

Загадка:

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое лекарственное растение. Высота не более 30 см. Листья крупные, округло-сердцевидные, зубчатые. Цветки мелкие желтые, собранные в корзинки.

Старинное русское предание .

В одной деревне, еще при царе Берендее, счастливо жила семья. Однажды заболела, а потом умерла мама. Осунулся хозяин дома, затихли радостные игры у ребятишек. Но шло время и отец женился во второй раз. В семье началась другая жизнь. С виду все было хорошо: дети ухоженные, пироги на столе и муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам - словно репьев насажает.

Только пригрело весеннее солнышко, младшая дочь, Марьюшка, от тоски стала бегать к речке, слезы выплакивать. Сжалилась над ней Весна и муж ее - Ярило. Подняла голову Марьюшка, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот же день навсегда пропала злая мачеха, неизвестно куда делась. А цветок теперь появляется каждую весну: поглядит, хорошо ли деткам живется, и снова пропадет до будущего года…

В каждой сказке есть доля правды. Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи греет, а верхняя - холодит, отчего и произошло русское название этого растения. О его полезных и целебных свойствах было известно еще в Древней Греции и Риме. Растет цветок почти по всей территории России, а также на Кавказе и в Средней Азии по берегам рек и в оврагах.

На Руси мать-и-мачеху обыкновенную еще называли «двуличник», «подбел» и «водяной лопух». Свежим соком с сахаром (по 4 ст. ложки в день) успешно лечили больных туберкулезом легких . Отваром из листьев мать-и-мачехи русские красавицы мыли голову, что бы волосы были крепкими и без перхоти А кашицу из свежих листьев использовали для выведения мозолей.

В народной медицине настой из листьев мать-и-мачехи применяют при сухом затяжном кашле , охриплости голоса, бронхите, ларингите, трахеите, бронхиальной астме, ангине. Отвар (в виде примочек и компрессов) применяют при воспалении вен, опухолях, язвах и воспалении кожи. При воспалительных заболеваниях желудка, кишечника, мочевого пузыря и почек.

IV ЭКИПАЖ

Липа

Загадка:

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

Большая раскидистая крона липы дает тень во время жары. В период цветения разносится приятный душистый нежный аромат.

По преданиям славянских народов липа считается священным деревом. По легенде липа прикрывала своими ветвями Богородицу и маленького Христа во время бегства в Египет. Так же считается, что это дерево Богородицы, спускаясь на землю с небес, она отдыхает на липе.

Липа защищает человека во время грозы, защищает дом, скот, ею, как и березой украшали дома в Троицу и Юрьев день. В далекие годы липу не принято было срубать, считалось, что это принесет несчастье срубившему или членам его семьи.

Липа положительно влияет на энергетику человека: снимает депрессию, успокаивает, полезна при заболеваниях сердца.Посиди под раскидистой кроной липы- усталости как не бывало.

Полезные свойства липового цвета применялись нашими бабушками при лечении гриппа и простуды, заболеваниях горла и дыхательных путей, отлично снимали нервное напряжение, дарили тепло и покой. Липовый чай помогает при гипертонии, воспалении кишечника.

Липовый цвет полезен для ухода за кожей: снимает угревую сыпь, зуд, раздражение, убирает шелушение, омолаживает кожу. Полезно умываться липовым настоем. Липовый цвет не только успокаивает, но и дает глубокий, безмятежный сон, если вы наполните высушенными душистыми цветами холщевый мешочек и поместите его в изголовье кровати или в наволочку подушки.

V. ЭКИПАЖ

Можжевельник

Загадка:

У маленькой елочки

Колкие иголочки,

Шарики сизые,

Словно бы в инее. (Можжевельник)

Можжевельник относится к целебным растениям.

Свойства можжевельника нашли отражение в его символическом значении. В греко-римской мифологии можжевельник означает защиту, уверенность и инициативу, он посвящен Гермесу (Меркурию ).

На русском Севере можжевельник считается символом долголетия. У многих народов, как христианских, так и нехристианских, можжевельник – символ преодоления смерти и вечной жизни.

По башкиpским повеpьям , можжевельник выгоняет из дома злых духов и пpедохpаняет от наговоpов.

У эстонцев запpещалось с можжевельника дpать лыко или делать колья, ибо это деpево Хpиста. Хpистос под ним во вpемя гpозы спасался. Тепеpь, если кто во вpемя гpада или гpозы под можжевельник спpячется, то молния его не тpонет. В стаpину, когда кpестьяне pаботали в лесу, они оставляли малых детей спать под можжевельником. Считалось, что из-под можжевельника черт не посмеет украсть ребенка.

Существовало поверье, что если дым тлеющего можжевельника направить в сторону уходящего врага, то он не вернется.

В древнегреческой и римской мифологии упоминается о том, что ароматом можжевельника Язон и Мелея усыпили змея, охранявшего в Колхиде золотое руно.

Употребление плодов можжевельника в пищу связано не только с их вкусовыми достоинствами, но и с ароматическими свойствами. В некоторых северных странах их употребляли как приправу к кушаньям. В одном старом документе сообщается, что среди многочисленных торговцев старого Новгорода были и вересовики (можжевельник называли еще вересом), которые торговали можжевеловыми плодами. Новгородцы приготовляли из них душистый квас, морс. Из свежих плодов можжевельника готовят сиропы для конфет, желе, киселей. Нуждается в плодах можжевельника и рыбоконсервная промышленность: они придают рыбе особый вкус и аромат. Плоды можжевельника для запаха добавляют в тесто (пряники, пироги), повара приправляют ими мясо, дичь, рыбу. Веточки можжевельника, подобно лавровому листу, кладут в соления, маринады. С давних времен в дыму сжигаемого можжевельника люди коптят мясо, окорока, сало.

Давнюю историю имеет применение можжевельника в бытовой санитарии и народной медицине. Наши предки для изгнания из жилья дурного запаха сухими плодами можжевельника окуривали избы. Если в семье был больной, полы протирали хвоей можжевельника, а во времена Дмитрия Донского в баню было принято ходить не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками, в которые вплетали еще и сухие ветви крапивы.

Знали наши предки и о том, что можжевельником можно обеззараживать посуду. В феврале, в Великий четверг, женщины запаривали можжевельником молочные крынки, отчего молоко о долго не скисало. Перед летне-осенним заготовительным сезоном шло в деревнях массовое запаривание и чистка можжевельником кадок и бочек под капусту, огурцы, грибы. Называлось это мероприятие «душить кадки». Сильное дезинфицирующее действие свойственно не только можжевеловому пару, но и дыму. Уже сотни лет назад об этом знали многие народы. Скандинавы окуривали горящими можжевеловыми ветвями склады с пушниной. В старых русских карантинах существовали особые служители - окурщики, которые дымом дезинфицировали одежду больных и помещения.

I ЭКИПАЖ

Ромашка лекарственная

Загадка:

Он "любит - не любит" ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)

Наверно, нет семьи у нас, где бы не знали о ромашке. Многие её применяют её для здоровья и красоты. Ромашка - средство номер один почти от всех болезней. Для желудка, горла, при простуде, для красоты. Название ромашки произошло от латинского «romana» , что в переводе обозначает римская. А потом уже образовалась и уменьшительная форма.

Легенда о ромашке

Давным-давно жила на свете Девушка. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек - Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе.

Однажды принес он своей любимой цветок - нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился.

Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок?

Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов.

Царь снов предложил ему обмен - Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит - не любит?»

Полезные свойства ромашки

Настой ромашки помогает от головных болей, болей в желудке, снимает воспаления, обладает успокоительным действием, благотворно влияет на нервную систему, обладает противовирусной активностью, поэтому может быть с успехом применяться и при гриппе, прекрасное жаропонижающее средство, помогает при кашле. Также ромашку применяют в виде полосканий при ангинах, при болях в горле, ангинах, фарингитах.

Широко применяется в косметологии. Снимает раздражения, воспаления, неслучайно входит в состав многих кремов и масок по уходу за сверхчувствительной кожей лица. Также хорошо заботится о здоровье волос.

II ЭКИПАЖ

Шиповник

Загадка.

Зеленые кусточки, алые цветочки,

Когти-коготочки стерегут цветочки:

А плоды - в красной рубашечке,

Брюшко камешками набито. (Шиповник)

Легенды о шиповнике

Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Пленяет нас своей красой
Н. А. Холодковский

Давным-давно, когда человек ещё не называл себя царём природы, он посвящал дикой розе стихи и легенды. Одна такая легенда - о цветущем шиповнике - дошла и до нас: богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом. Колючие кустарники царапали её кожу. Капельки крови падали на ветки и превращались в алые бутоны. Так появился шиповник, куст которого в период цветения похож на огромный букет роз.

С тех пор, как человек начал собирать и употреблять в пищу и для лечения дикие плоды, он стал одним из самых известных и привычных растений. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты.

У многих народов шиповник - любимое бытовое, ритуальное и священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Древние греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты.

У славянских народов шиповник - символ красоты, молодости, любви. Одновременно он символизирует и крепкую мужскую стать.

В медицине используют все части растения: корни, ветви, цветки, плоды, семена.

III ЭКИПАЖ

Смородина

Загадка:

Ведь не зря в лесу хвален витаминный чемпион

С красным боком, с черным боком. (Смородина)

В России красная смородина упоминалась издревле в старинных песнях и былинах и, согласно летописям, ее разводили при монастырях уже в XI веке. Монастырские садоводы и аптекари уже тогда ценили ягоды и листья смородины не только как вкусный продукт, но и как природное лекарство.
Давно было замечено, что концентрированное желе, чай из сушеных плодов и листьев помогает при сердечных приступах, предупреждает свертываемость крови и инфарктов. Листья и ягоды чёрной смородины использовались для лечения почечных камней, болезней печени и дыхательных путей.
IV ЭКИПАЖ

Зверобой

Загадка:

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

В давние времена крестьяне по традиции клали зверобой между двумя кусками хлеба и давали скотине съесть, чтобы предохранить ее от болезней.

Чай из зверобоя применяют при всяких поражениях нервной системы при сильных ушибах,

втирать в больное место зверобойное масло. Настойку из зверобоя успешно использовали при расстройствах и воспалении нервов, при неврозах, бессоннице и нервной слабости. Зверобой позволяет справиться с нарушениями речи, беспокойным сном, депрессиями, как средство для ухода за огрубевшей кожей, как эффективное растирание при болях в спине, прострелах, ревматизме. Это хорошее домашнее средство и для лечения всяких ожогов, если цветки зверобоя положить в льняное масло. Им пользуются, если обгоришь на солнце. Чёрная смородина превзошла все остальные ягодные культуры по количеству и концентрации находящихся в ней витаминов, минералов и других полезных веществ. Всего их было исследовано 20. Её употребление препятствует возникновению раковых заболеваний, болезни Альцгеймера, предохраняет от болезней сердца, сосудов, диабета, сохраняет остроту зрения, предотвращает ослабление умственных способностей у людей преклонного возраста.

V ЭКИПАЖ

Малина

Загадка:

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Малина одна из самых любимых и вкусных ягод, обладает мощными полезными и лечебными (целебными) свойствами. Малина широко применяется в народной медицине для лечения многих заболеваний. Она содержит множество полезных и необходимых организму веществ, витаминов и элементов.

Настой сухих ягод малины используется в виде чая при простуде. Малина обладает потогонным свойством, поэтому сбивает температуру. Очень полезна она при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при атеросклерозе, болезнях почек, гипертонии. Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего средства при простудах и лихорадках. Сок малины с сахаром - хорошее освежающее средство для больных с высокой температурой.

Кроме жаропонижающего свойства малина обладает кровоостанавливающим и антитоксическим действием, улучшает аппетит. благотворно влияет на цвет кожи. Малина содержит большое количество меди, поэтому малина полезна людям, работа или жизнь которых связана с большим нервным напряжением.

В отличие от других ягод, малина не утрачивает свои целебные (лечебные) свойства после термической обработки. Поэтому варенье из малины - лучшее средство при простудных заболеваниях.

Настойки и отвары из малины широко используют при гриппе, кори, простуде. Настоем можно полоскать горло. Отвар из листьев и настой малины применяются при лечении бронхита, ларингита и как отхаркивающее средство.

  1. Станция «Игровая»
  1. Игра «Узнай меня» (Слайд № 15-16)

Узнай лекарственное растение и назови полезные свойства.

  • клюква

(снижать жар, если пить теплый морс, сок с медом прекрасно помогает избавиться от кашля, улучшает память

(отвар из листьев брусники применяется как мочегонное средство)

  • малина

(используют при простуде – в виде настоев и чаев. А также настой из листьев малины хорошо помогает при ангине, стоматите и ларингите – им рекомендуется полоскать горло)

  • калина

(Напиток прекрасно тонизирует организм, снимает усталость и помогает при лечении неврозов, способствует скорейшему выздоровлению при простудах, а также обладает потогонными и мочегонными свойствами. Сок калины прекрасно снимает головную боль , С помощью сока калины также можно вылечить бессонницу .)

  1. Игра «Собери растение» (пазлы)

Ученикам выдаётся 3 комплекта разрезанных картинок лекарственных растений. Задание: собрать картинки. Побеждает команда, которая раньше всех соберёт картинки и даст название.


  1. Станция «Первая помощь» (слайды 17-19)

Ситуация №1.

Вы в лесу и поранили ногу, кровь льёт из ранки. У вас нет ни бинта, ни ваты, ни каких лекарств. Ваши действия?

Ответ.

  • Если кровотечение сильное

Нужно наложить жгут выше раны и максимально перетянуть, чтобы кровотечение прекратилось или было бы минимизировано. Рану следует прикрыть. Если нет под рукой резинового жгута, то можно попробовать разорвать одежду и из нее сделать что-то наподобие жгута. Но помните, что жгут накладывается на определенное время, так как ткани через длительное время начинают отмирать.

  • При минимальном кровотечении

Если в лесу вы нечаянно напоритесь на сук или еще как поранитесь, то можно к ранке приложить растертый в кащицу зверобой. Также можно воспользоваться мхом (им в войну обрабатывали раны). Также хорошо приложить лист подорожника или ромашки. По приходу домой нужно обратится к медработнику.

Ситуация №2.

Вы в лесу и сломали ногу. Ваши действия?

Ответ.

Если у вас перелом можно использовать любые, держащие форму, предметы: палки, дощечки, металлические прутья, крепкие ветви деревьев, толстый картон, фанеру. Вместо бинтов можно использовать одежду. Наложить жгут, обязательно запомнить время. Прекращение кровотока более одного часа может вызвать омертвение конечности.

Ситуация №3.

Что делать, если вам понадобилась вода в лесу?

Ответ.

Воду нужно обязательно обработать. Отрезаем у пластмассовой бутылки горлышко. Берем ватный диск, в крышке делаем несколько отверстий. Вставляем в бутылку. Достаем активированный уголь. Можно взять уголь из костра. Кладем в горлышко и ставим ватный диск. Заливаем воду. Если у вас нет угля, можно использовать песок . Уголь лучший сорбент. песок менее эффективен. Можно капнуть в воду марганцовки. Вода из водоемов очень опасна, поэтому воду нужно кипятить.

  1. Станция «Собери пословицу» (слайд 20) .

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Чеснок да лук от семи недуг.

Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
В здоровом теле - здоровый дух.

  1. Станция «Рецепты моей бабушки» (рецепты чая).

Каждый экипаж готовил свой рецепт, с которым их познакомили бабушки.

Экипаж №1.

  • Чай витаминный.

Приготовление: две чайные ложки смеси заваривают 2 стаканами кипятка, настаивают 1 час, процеживают, добавляют по вкусу сахар. Пьют лечебный витаминный чай по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Экипаж №2.

  • Чай земляничный.

Приготовление: 10 граммов сушеных листьев земляники, 2 грамма зверобоя, 2 грамма мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №3.

  • Чай с чабрецом.

Приготовление: 20 граммов сушеных листьев чабреца, 20 граммов зверобоя, 4 грамма сушеных листьев брусники, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №4.

  • Чай из мяты перечной

Является прекрасным бодрящим и одновременно лечебным средством

Приготовление: 1 чайную ложку мяты залить стаканом кипятка, накрыть и настаивать 15 минут.

Экипаж №5.

  • Чай из липы

Приготовление: 1 ст. ложку сушеной липы заливают 1 стаканом кипятка и держат на водяной бане 20 минут. Затем настаивают еще полчаса, после чего процеживают и доводят отвар до 200 мл. Для усиления действия и вкуса можно добавить мед. Это количество нужно выпить за целый день. Увлекаться им нельзя, ведь липа оказывает воздействие на сердце.

  1. Чаепитие
  1. Подведение итога классного часа

Слово для подведения итогов предоставляется председателю родительского комитета.

Итоги игры.

Учитель.

В течение месяца вы много узнали о лекарственных растениях: об их пользе, использовании, о сроках и местах сбора. Скажите, а всегда ли пользу приносят лекарственные растения?

Нет. Обращаться с растениями нужно осторожно. Прежде чем принимать, проконсультируйтесь со специалистами, не перебарщивайте, и тогда растения принесут вам пользу.


Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом.

Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия .

Задачи: обучить детей к бережному отношению к своему здоровью, ознакомить с приемами сохранения здоровья.

Проблема: снижение показателей здоровья учащихся начальных классов .

Введение.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Наши уроки необычны, их можно назвать школой - уроками здоровья. На этих уроках мы даем младшим школьникам знания о том, как надо заботиться о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое. Также даем ответы на простые вопросы:

Что такое здоровье?

От чего зависит здоровье?

Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?

Доктор природа подарила людям докторов: доктор вода, доктор Свежий воздух, доктор Упражнение, доктор Красивая Осанка, доктор Здоровая пища, доктор Отдых, доктор Любовь ит. д. т. Все эти доктора учат детей активную оздоровительную деятельность, а также учат любить себя, людей, жизнь. В путь дорогу собирайся,!

Советы доктора Воды

1. Раз в неделю мойся основательно.

2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

3. Каждый день мой ноги и руки перед сном.

4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

5. Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку.

6. Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета.

Как надо правильно мыть руки?

1. Сильно намочите руки.

2. Пользуйтесь мылом.

3. Намыливайте руки с обеих сторон.

4. Намыливайте руки между пальцами.

5. Полощите руки чистой водой.

6. Вытирайте руки насухо полотенцем. Полотенце расправить и положить на одну руку. Тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.

Как попадают микробы в организм?
Если человек:

при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы раз­ летаются на 10 метров);

не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой);

пользуется чужими вещами;

не моет овощи и фрукты;

не закаляется и т. д.

Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим - все нипочем? (Они закаляются.)

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемах , контрастные процедуры. Начинают проводить водные процедуры водой нейтральной температуры 32-34 градуса, постепенно снижая ее до 14 градусов .

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши те­плой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной тем| пературы.

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Практикум «Чистка зубов»

1. Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зуб­ной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки - снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки - вперед-назад.

4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык

Доктор Красивые руки и ног

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое и со стопами.

Как беречь ноги

2.Носить удобную обувь.

3.При плоскостопии – выполнять специальные упражнения (катать валик, ходить босиком), делать массаж стопы и др.)

Уход за ногтями

Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах - раз в 2-3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруг­лым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.

Доктор Здоровая кожа

Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Правила ухода за кожей

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

4. Носить свободную одежду и обувь.

5. Закаляться (обтирания, душ).

Доктор Здоровая пища

9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.

10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Правила для поддержания правильной осанки

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться!

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки,[

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет какая у вас осанка.

Доктор ЗОЖ

Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите много ли двигаетесь? Все это составляющие здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входят:

Отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т. д.);

Двигательный режим (подвижные игры на воздухе во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки
на уроках и т. д.);

Правильное питание;

Закаливание;

Выполнение правил личной гигиены;
« хорошее настроение.

Это те доктора, о которых мы говорили: доктор Здоровая Пища, доктора Вода и Мыло, доктор Свежий Воздух, док тор Красивая Осанка, доктор Упражнение, доктор Отдых.

Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречени гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

Лучше будь активным и здоровым, чем пассивным и больным!

Лучше идти по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли!

Изучай спортивные достижения других и сам становись сильным и непобедимым!

Сохраняй данное тебе природой здоровье!

Борись с собой, своей леностью и своими недугами!

Знакомься со спортивными достижениями других и сам станешь сильнее!

ПРАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1.Не тревожиться о завтрашнем дне.

2.Не волноваться и не сердиться.

3.Каждый день - новая жизнь.

4.Владеть своими мыслями и поступками.

5.Принимайте свою семью и окружающих такими, какие они есть.

6.Не быть лентяйкой по отношению к себе, к своему организму, именно сегодня и каждый день заниматься зарядкой, своим телом, наладить правильное питание, избегая всего, что приносит вред своему здоровью.

7.Делать только полезное, хорошее для себя, родных, близких, друзей, просто для людей.

8.Выглядеть как можно лучше, моложе, разговаривать тихим голосом и любезно вести себя, быть щедрой на похвалы.

9.Разумно сочетать работу с отдыхом. Не перенапрягаться и не спешить, хотя бы полчаса провести в покое и одиночестве, постараться расслабиться.

10. Больше наслаждаться красотой, любить и верить, что те, которых ты любишь, любят тебя.

0КОУ «Обоянская школа - интернат

Игра – путешествие

Подготовила: Лунева М.А.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
Задачи:
организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;
создать условия для развития логического мышления, памяти;
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
Приёмы : объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
Средства обучения:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Зеленая аптека»;
- выставка книг «Лекарственные растения»;
- иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
- засушенные лекарственные растения;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
- бинокль и корзина (для сценки)

Ход занятия

Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук. И тысячи ладошек. (Лес.)
Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
А вот и наш друг Лесовичок, - хозяин леса.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
- Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
- Не ломай зеленые ветки и деревья;
- Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
- Не рви цветов в природе для букетов;
- Не забирай из лесу диких животных.
Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
Ну а теперь добро пожаловать в лес.
- Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три.

Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.
Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)
А можно лес назвать зеленой аптекой? .
(В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать. И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.
1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит.
Кто это? (Крапива.)
Рассказывают заранее подготовленные дети:
Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
Лесная поляна
Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
2. Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)
Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Лесная поляна
А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
3. Каждый лист
Разбит на дольки
Посчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)
Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
Запомните название этого растения.
Лесная поляна с ягодами
4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)
Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» - объясните, как вы ее понимаете?
Физкультминутка. Землянику ищем
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)
Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
Лесная поляна
Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
Маша и Витя идут по лесу.
Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
Витя: - Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
Говорят о нем в народе
Добрые слова
Тебе поможет подорожник
Скромная трава.
Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
А почему его называют подорожником?
А почему подорожник растет у дороги?
Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.
Педагог. Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
Коллективная работа.
Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения, выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
Задание 2. Игра «Найди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.
(Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник . Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) (Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.) (Подорожник. Это растение растет около тропинок. Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)(Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток. В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).
(Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.) Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
И сегодня мы, друзья
Изучили их не зря.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
Подведение итогов.
Закончи предложение:
Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
Почему душица получила такое название? (из-за душистого аромата)
Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
Рефлексия.
Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.