Профилактика вич-инфекции в школе сборник практических материалов. Психологические аспекты работы в школе по профилактике вич-спид заболеваний среди учащихся. Профилактика распространения вич в школе

Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов

«Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».

Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области Карцева Людмила Сергеевна.

Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Основные понятия : ВИЧ, СПИД, вирус, «период окна», наркомания, группа риска, права человека, ответственность, безопасный секс, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

Ход беседы.

1.Вступительное слово педагога.

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка… Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом – страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то – длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД – это далеко, СПИД – это не у нас, СПИД – все же редкость…

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, - человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

2. Разберемся в понятиях.

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы ВИЧ попал в кровь.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме. ВИЧ живет и размножается в клетках, которые называются Т-лимфоцитами и являются частью иммунной системы.

СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) – смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Характеризуется снижением функции иммунной системы до критического уровня и сопровождается тяжелыми поражениями различных органов и систем организма.

Таким образом, ВИЧ и СПИД – не одно и тоже.

ВИЧ приводит к развитию СПИДа. ВИЧ постепенно разрушает иммунную систему и, когда организм уже практически не способен противостоять самым простым болезням, ставится диагноз СПИД.

С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека (питание, привычки и прочее).

3. Вирус иммунодефицита и его происхождение.

Единого мнения о месте и времени возникновения ВИЧ на современном этапе нет. Наиболее вероятным местом происхождения ВИЧ считают тропическую Африку, где живет много видов обезьян, пораженных похожим вирусом. Во время разделки тушек убитых обезьян охотники повреждали собственные кожные покровы и через эти раны в организм проникал вирус. Затем при половых контактах вирус передавался половым партнерам охотников. Передаваясь от человека к человеку, вирус приспосабливался к клеткам человека и через определенное время превратился в самостоятельный вирус иммунодефицита человека.

Первые сообщения о заболевании, которое впоследствии получила наименование ВИЧ-инфекция, появились в США в 1981 году. В 1982 году была установлена инфекционная природа заболевания, а в 1983 году французские ученые под руководством Люка Монтанье в результате электронно-микроскопических исследований препаратов из лимфатических узлов больного выделили вирус, ставший причиной развития ВИЧ. С 1996 года это возбудитель носит название вируса иммунодефицита человека.

4. Где распространена ВИЧ-инфекция?

Эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся в 80-х годах и захватившая страны Северной Америки, Европы, Австралии и Латинской Америки, распространилась к началу 90-х годов на все страны мира. Болезнь не останавливается у границ государств, а перемещается беспрепятственно из одной страны в другую.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан. Сначала отмечался рост ВИЧ инфицированных в крупных городах. В настоящее время ВИЧ-инфицированные выявляются на всей территории РФ.

5. “Мозговой штурм”.

(Учащимся раздаются листки с таблицей “Можно ли заразиться СПИДом?», где они самостоятельно отмечают любым знаком, от чего можно заразиться, а от чего нет)

(Таблицу “Можно ли заразиться СПИДом…?” см. Приложение 1)

6. Пути передачи ВИЧ-инфекции .

ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

    Половым – во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

    Парентеральный (при попадании в кровь) :

При переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

При использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей) Вертикальный (от матери к плоду) – во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

СПИД – тяжелое и опасное заболевание. Его лечение предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

При дружеских объятиях и поцелуях;

Через рукопожатия;

При пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

Через предметы производственной и домашней обстановки;

Через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

В общественном транспорте;

Насекомыми, в том числе и кровососущими;

Воздушно-капельным путем.

7. Группы риска.

До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а «обычным людям» якобы можно не беспокоиться о заражении. «Групп риска» не существует, существует «рискованное поведение». Миф о «группах риска» не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к «группам риска» (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как «разносчики заразы», а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что «группы риска» придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех – независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.

8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса?

Можно с уверенностью сказать, что практически на сто процентов гарантированы от заражения ВИЧ-инфекцией люди, которые не имеют сексуальных контактов и не вводят себе наркотики внутривенно грязными шприцами. Однако в равной мере избежит заражения ВИЧ-инфекцией и тот человек, который ведет нравственно здоровый образ жизни и имеет единственного полового партнера, в свою очередь соблюдающего взаимную верность. Каждый сам ответственен за свое здоровье. Необходимо отказаться от рискованного сексуального поведения до брака, избегать беспорядочных и случайных половых связей, сохранять взаимную верность, использовать барьерные средства защиты (презервативы), не употреблять наркотические средства, а также использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.

Следует помнить, что :

Из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Наличие в организме заболеваний, передающихся половым путем увеличивает риск передачи ВИЧ почти в 6 раз, поскольку инфекции создают дополнительные пути проникновения вируса или способствуют его размножению.

СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабее, чему способствует курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение.

9. Зачем человеку знать свой ВИЧ-статус?

Иметь представление о состоянии своего здоровья.

Планировать рождение здоровых детей.

Вовремя начать применять специальные препараты, поддерживающие иммунную систему и останавливающие развитие болезни, и не допустить развитие СПИДа.

Чтобы быть более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения.

Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

Единственный способ выяснить присутствие ВИЧ в организме – сдать специальный анализ крови на ВИЧ.

Сдать кровь на ВИЧ следует через 3-6 месяцев после предполагаемого заражения, поскольку в течение этого срока в организме вырабатываются антитела к вирусу, которые обнаруживаются при лабораторном исследовании. Период после заражения до появления антител к ВИЧ в крови называется «периодом окна», и он опасен тем, что человек не может узнать, что он инфицирован, но при этом может передать инфекцию другому человеку.

Поскольку ВИЧ относится к разряду «медленных» вирусов, он долго будет находиться в организме, практически не проявляя себя. Обычно заражение ВИЧ происходит бессимптомно, однако вирус продолжает распространяться в организме. У большинства инфицированных людей самочувствие может оставаться хорошим в течение многих лет.

10. Что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным?

Нужно обратиться к врачу центра СПИД, чтобы узнать, в каком состоянии находится иммунная система, как укрепить здоровье, когда нужно принимать противовирусную терапию, как исключить риск передачи ВИЧ другим людям.

Следует подумать, кому нужно сказать о своем ВИЧ-статусе, а кому – нет.

Подробно узнать о своих правах и не позволять другим людям нарушать их.

Получить полную информацию о жизни с ВИЧ.

Определить, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой.

ВИЧ-инфицированный по-прежнему остается полноправным членом общества. Но так как ВИЧ-инфицированный представляет для окружающих определенную угрозу (заражение ВИЧ-инфекцией), 122 статья Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

11. Выводы.

Сейчас уже многим ясно, что СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД – это сложнейшая научная проблема. Для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны многое знать о СПИДе.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек вправе выбирать сам свой жизненный путь, свои ценности и идеалы, но помните: лекарств и прививок от СПИДа - нет! Никогда и ни при каких обстоятельствах не забывайте о том, что единственный «рисковый» случай может стать роковым! Относитесь ответственно к собственному здоровью!

12.Подведение итогов.

Ответы на индивидуальные вопросы.

Список используемой литературы.

    Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. - Л.: Медицина, 1991.

    Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А., Лозовская А.С., Романенко Г.Ф. Профилактика ВИЧ/СПИд и других инфекций, передающихся половым путем. – М., Медицина для Вас, 2003

    Азбука СПИДа: Пер. с англ. / Под редакцией. М. Адлера. – М. : Мир, 1991

    Профилактика ВИЧ-инфекции среди населения. Вопросы и ответы. – Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

Приложение 1.

Можно ли заразиться СПИДом…?

    При рукопожатии, объятиях?

    При совместном использовании общей посудой?

    При переливании крови?

    При пересадке органов и тканей?

    Через школьные и письменные принадлежности?

    При незащищенном половом контакте (без использования презерватива)?

    Через воздух при кашле, чихании, разговоре?

    В плавательном бассейне?

    При использовании нестерильных медицинских инструментом?

    Через документы, деньги, книги?

    При использовании общественным туалетом?

    При нанесении татуировки?

    При сдаче крови?

    При пользовании совместным постельным бельем, полотенцем?

Приложение2.

Контрольные вопросы.

К каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте ответы, которые вы считаете правильными.

    Для сохранения здоровья необходимо:

А – соблюдать правила личной гигиены;

Б – употреблять алкогольные напитки, курить;

В – заниматься физической культурой;

Г – начинать раннюю половую жизнь.

    ВИЧ и СПИД – это:

А – одно и то же;

Б – два разных заболевания;

В – ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД;

Г – СПИД – это последняя стадия ВИЧ-инфекции.

    ВИЧ не передается через:

А – кровь;

Б – грудное молоко;

В – сперму;

Г – вагинальный секрет.

    Человеку необходимо знать свой ВИЧ-статус, чтобы:

А – вовремя начать лечение;

Б – получить путевку на курорт;

В – устроиться на работу;

Г – укрепить свое здоровье.

    Чтобы защититься от ВИЧ, необходимо:

А – регулярно менять постельное белье;

Б – воздерживаться от случайных сексуальных контактов;

В – иметь сексуальные отношения с разными партнерами;

Г – использовать презерватив при каждом сексуальном контакте.

    ВИЧ передается:

А – при сексуальных контактах без презерватива;

Б- при использовании общей посудой;

В – при рукопожатиях;

Г – через укусы комаров.

    ВИЧ не передается при:

А – дружеских поцелуях, объятиях;

Б – использовании нестерильных игл и шприцев;

В – плавании в бассейне;

Г – пользовании общественным туалетом.

    Пройти анонимное обследование на ВИЧ/СПИД можно:

А – в аптеке;

Б – в СПИД-центре;

В – в поликлинике.

только

ФАКТЫ

ВИЧ - инфекция сегодня реальность в России.

СЕЙЧАС В МИРЕ ЗАРАЖЕНО ВИЧ БОЛЕЕ 40 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК; ПРИ ЭТОМ 70% ВСЕХ ВИЧ - ИНФИЦИРОВАННЫХ - МОЛОДЫЕ ЛЮДИ В ВОЗРАСТЕ ДО 25 ЛЕТ; И ТРИ МИЛЛИОНА - ЭТО ДЕТИ 15 ЛЕТ.

______________

В 13, 15, 17 лет трудно поверить, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто кажется, что болеют и умирают только старые люди. Но со СПИДом всё обстоит по - другому. СПИД - это самая серьёзная болезнь, с которой приходится сегодня сталкиваться твоим ровесникам во всём мире. Поэтому очень важно знать, как избежать заражения. Получив необходимые знания, ты сумеешь оградить себя от многих серьёзных проблем сейчас и в будущем.

СПИД И ВИЧ

СПИД - СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА . Синдром - это набор определённых проявлений болезни - симптомов.

СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ - инфекцией, и является конечной стадией этой болезни.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, он поражает разные клетки организма человека, в первую очередь - иммунной системы.

Люди заражённые ВИЧ, называются «ВИЧ - инфицированными». С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 5 до 15 лет. Пока ВИЧ - инфекция не перешла в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что заражён. Только врач при помощи специального анализа крови может определить, что человек заражён ВИЧ.

Вызывается болезнь вирусом Т - лимфоциты иммунной системы человека, попадает в здоровую клетку и внедряется в её генную структуру. Человек, у которого появился этот вирус, теряет способность к борьбе с любыми инфекциями. Убить вирус можно нагреванием кровеносной системы до +56°С в течение 50 минут. Так как эту процедуру не сможет выдержать ни один человек, можно говорить о том, что вылечить это заболевание невозможно.

КАК ПРОИСХОДИТ

ЗАРАЖЕНИЕ

ВИЧ?

________________________________________

ВИЧ - инфекция распространяется:

  1. При попадании заражённой крови в кровь и на повреждённые покровы и слизистые здорового человека:
  1. через загрязнённые шприцы, иглы и другой инструментарий;
  2. при прокалывании ушей, пирсинга, нанесения татуировок;
  3. во время обряда братания, драк;
  4. через загрязнённое кровью лезвие бритвы, маникюрные принадлежности;
  5. через чужие зубные щётки;
  6. при переливании крови;
  7. при попадании любой биологической жидкости от ВИЧ-инфицированного на кожу и слизистые при наличии на них микротравм.
  1. При незащищённых половых контактах
  2. От инфицированной матери ребёнку во время беременности, при родах и во время кормления грудью .

Уберечься от СПИДа может тот, кто ведёт нормальную половую жизнь, соблюдает элементарные правила личной гигиены, не употребляет спиртные напитки и наркотики.

__________________________________________

  1. лихорадка невыясненной этиологии более 1 месяц (~38°C);
  2. общая слабость;
  3. головная боль;
  4. повышенная утомляемость;
  5. длительная диарея (более 1-2 месяцев);
  6. ночной пот;
  7. анемия;
  8. необъяснимая потеря массы тела на 10% и более;
  9. пневмония, устойчивая к стандартной терапии;
  10. затяжное, повторяющееся или не поддающееся обычному лечению воспаление легких;
  11. бронхиальный и легочный кандидоз;
  12. постоянный кашель более 1 месяца;
  13. увеличение лимфоузлов 2-х и более групп свыше 1 месяца;
  14. слабоумие у ранее здоровых людей;
  15. лимфома головного мозга;
  16. абсцессы мозга (прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия, криптококковый менингит, подострый энцефалит, возможно, цитомегаловирусной этиологии.);
  17. очаговые поражения оболочек мозга, характеризующиеся самоограничиващимся менингитом.
  18. поражения сосудов мозга (церебральные геморрагии) и сердца (небактериальный тромботический эндокардит);
  19. и другие более тяжелые заболевания.

__________________________________________

Нельзя сказать точно, что у всех именно так будет протекать эта болезнь, но у большинства наблюдавшихся все было именно так…

  1. Инкубационный период этого заболевания может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
  2. Примерно через 2-3 недели после заражения у 76% инфицированных может наблюдаться кратковременные заболевания(2-10 дней): лихорадка, ангина, увеличение лимфатических узлов, печени, селезенки.
  3. К концу 4 недели могут обнаружиться антитела к ВИЧ.
  4. Заключающая стадия. СПИД развивается в среднем через 8 лет после заражения. Организм с ослабленной иммунной системой не может обеспечить защиту от грибков, бактерий, вирусов, которые вызывают различные заболевания.
  5. Средняя продолжительность жизни инфицированного около 12 лет.

Содержание проблемы и обоснование необходимости создания программы

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

Обоснование необходимости организации профилактической работы в школе

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.
  • Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи программы:

    • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
    • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
    • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
    • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
    • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
    • Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

      Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

      – Центр медицинской профилактики;

      – Центр по проблемам семьи – Кордея;

      – Центр Детского Творчества;

      Образовательные учреждения города.

      Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.

      – просмотр видеоматериалов, кинофильмов:

      а) с медицинскими работниками учреждений города;

      б) с работниками правоохранительных органов;

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Вмешательства на базе школ для профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций, передающихся половым путем, и беременности у подростков

      Предотвращают ли вмешательства на базе школ случаи ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и беременности? Вот вопрос, который задали исследователи из Йоркского университета, Совета по медицинским исследованиям Южной Африки и Стелленбосского университета в обзоре Кокрейн, опубликованном на этой неделе.

      Сексуально активные подростки в некоторых странах, особенно девочки, подвергаются высокому риску заражения ВИЧ и другими инфекциями, которые передаются половым путем (ИППП); в тоже время ранняя, нежелательная беременность может оказать существенное влияние на жизнь молодых людей. Программы в области сексуального и репродуктивного здоровья на базе школ широко распространены в качестве подхода, снижающего поведение высокого риска, с учетом того, что школьная среда играет очень важную роль в развитии молодежи. Программы сексуального воспитания, включенные в учебный план, популярны во многих странах и, в то время как есть некоторые доказательства того, что они могут улучшить знания и уменьшить самостоятельное принятие риска, этот обзор оценил число молодых людей, которые заразились ИППП, включая ВИЧ, а также число беременностей у подростков.

      Группа независимых авторов включила восемь кластер — рандомизированных испытаний с участием более 55000 человек в общей сложности, для оценки влияния вмешательств на базе школ. Авторы включили испытания, проведенные в странах Африки к югу от Сахары, в Латинской Америке и Европе; в шести испытаниях оценивали вмешательства на базе школ, в то время как в двух испытаниях оценивали программы, основанные на стимулировании, направленные на поощрение учеников оставаться в школе.

      «Образовательные программы сами по себе, в том виде, как они проводятся в настоящее время, вероятно, не оказывают влияния на число молодых людей, инфицированных ВИЧ, другими ИППП или на число беременностей», — сказала Доктор Amanda Mason-Jones из Йоркского университета, ведущий автор обзора, «особенно, если презервативы и противозачаточные средства или другие медицинские услуги находятся также не в свободном доступе для молодых людей».

      Этот обзор показал, что в тех исследованиях, в которых предусматривали стимулы (поощрения), такие как бесплатная школьная форма или небольшие денежные выплаты молодым людям, которые остаются в школе, не было определенных изменений числа случаев ВИЧ-инфекции, одно исследование показало снижение других ИППП, и, в целом, наблюдалось значительное снижение числа случаев беременности у подростков, хотя для подтверждения этого необходимы доказательства более высокого качества.

      «Предыдущие исследования были сфокусированы только на исходах, сообщаемых участниками исследований. Наш обзор — это первый обзор и мета-анализ, который включал только измеряемые биологические исходы», продолжила Доктор Mason-Jones. «Совершенно очевидно, что необходимо проводить в этой области дальнейшие исследования высокого качества, чтобы лица, принимающие решения, могли быть больше информированы относительно лучшего способа удержать молодых людей, особенно девочек, в образовании дольше. Школы или последующие образовательные и учебные заведения могут обеспечить благоприятную среду для информирования и рекомендаций в области здоровых отношений, но это должно сочетаться с соответствующими услугами в области здравоохранения, которые отвечают потребностям молодых людей и помогут улучшить их шансы в жизни».

      Обзор Кокрейн был скоординирован Группой Кокрейн по инфекционным заболеваниям (Cochrane Infectious Diseases Group, CIDG), базирующейся в Ливерпульской Школе тропической медицины. Группа Кокрейн по инфекционным заболеваниям работает с 1994 года под руководством профессора Пола Гарнера (Paul Garner) и поддерживается более чем 600 авторами из 52 стран.

      Прочитайте полный текст Кокрейновского обзора здесь.

      russia.cochrane.org

      Мероприятия по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции

      учреждения образования «Государственная средняя школа №3 г.п.Зельва»

      по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2013-2015 год в Гродненской области

      Организация участия школы в ежегодных социологических исследованиях для получения объективной информации о ходе эпидемического процесса по ВИЧ/СПИД, выявления условий и предпосылок распространения ВИЧ, оценки влияния профилактической деятельности на эпидемическую ситуацию ВИЧ-инфекции

      Организация и обеспечение работы консультативного телефона для учащихся школы по профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем

      Июнь, август, декабрь /Ежегодно/

      Освещение вопросов профилактики ВИЧ/СПИД во внеучебной деятельности в учреждении образования через сайт, газету «РИМТ», информационные стенды:

      — Пути передачи ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем

      — Ознакомление педагогов и родителей с итогами анкетирования, информирование родителей учащихся о возможности медицинского тестирования их детей в учреждениях здравоохранения на предмет употребления наркотических средств

      Специалисты СППС, классные руководители 1- 11 классов

      Обеспечение реализации программ по профилактике ВИЧ-инфекции в школе

      Заместитель директора по воспитательной работе,

      Заслушать отчет по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2013-2015 годы на педагогическом совете

      Организация работы в учреждении образования волонтерского молодежного отряда, работающего по программе «равный обучает равного», по профилактике ВИЧ-инфекции:

      — уточнение списков участников волонтерского отряда

      Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе

      Разработка и реализация комплекса мероприятий в рамках Всемирной кампании против СПИД и Всемирного дня профилактики СПИД:

      Информационно-культурная кампания «Послание», включающая акцию

      Проведение в учреждении образования информационных и классных часов по проблеме ВИЧ/СПИД

      С 29.11 по 03.12.2013;

      С 01.12 по 03.12.2014;

      Освещение вопросов профилактики ВИЧ/СПИД, инфекций, передаваемых половым путем, на:

      в ходе индивидуальных бесед

      Проведение акции «Здоровое лето» в пришкольном оздоровительном лагере, включающей вопросы профилактике ВИЧ-инфекции

      Начальник пришкольного лагеря

      Педагог-психолог, педагог социальный

      Обеспечение участия учащихся в информационно-образовательных кино-видео-мероприятиях по проблеме ВИЧ/СПИД

      Педагог-психолог, педагог социальный, Педагог-организатор

      Участие в областных мероприятиях:

      — онлайн-конференции «Знать, чтобы жить»

      — флеш-мобе «Твоя жизнь в твоих руках»

      sch3zelva.schools.by

      Программа профилактики вич инфекции в школе

      Минздрав России, Минобрнауки России и Минкомсвязи России провели Всероссийскую акцию «Стоп ВИЧ/СПИД», в которой принял участие и наш колледж. В рамках акции были проведены следующие мероприятия:

      1. Подготовка, выпуск и распространение среди студентов очной и заочной форм обучения:

      • памятки по профилактике ВИЧ-инфекций;
      • газеты «Студенческий вестник»;

      2. Классный час «Бояться не нужно – нужно знать!»;

      3. Тренинг по снижению вреда, профилактики ВИЧ.

      Памятка по профилактике ВИЧ-инфекции

      ВИЧ-инфекция – болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека – антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций (инфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами при поражении иммунной системы) и вторичных злокачественных новообразований.

      Как установить, что человек заражён ВИЧ?

      С третьего месяца от момента заражения у инфицированного ВИЧ в крови появляются антитела, защитные тельца, специально направленные только против ВИЧ. Эти антитела к ВИЧ сохраняются всё время, пока в крови есть ВИЧ, то есть до конца жизни. Тест на ВИЧ показывает наличие антител в организме.

      Как ВИЧ передаётся?

      1. Половым путём.

      – при совместном приготовлении и употреблении инъекционных наркотиков;

      – при использовании нестерильных хирургических инструментов, шприцев, игл;

      – при переливании инфицированной крови или её компонентов, пересадки донорских органов, не прошедших тестирование на ВИЧ.

      3. От матери к ребёнку:

      – во время беременности, родов и кормления грудью.

      Профилактика ВИЧ-инфекции должна проводиться комплексно в отношении источников вируса, механизмов, путей и факторов передачи, а также восприимчивого населения, включая лиц из уязвимых групп населения.

      1. Мероприятия, проводимые в отношении источника ВИЧ-инфекции:

      – своевременное выявление и установление диагноза ВИЧ-инфекции;

      – специфическая терапия антиретровирусными препаратами по назначению врача (в том числе профилактическая химиотерапия у беременных);

      – направление потребителей инъекционных наркотиков на лечение наркотической зависимости;

      – запрет на въезд и депортация ВИЧ-инфицированных иностранных граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сокращает число источников инфекции на территории страны.

      2. Мероприятия в отношении механизмов, путей и факторов передачи:

      – проведение дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и оборудования в медицинских учреждениях, а также оборудования и инструментария в парикмахерских, косметологических салонах, салонах, осуществляющих пирсинг и татуаж, применение одноразового инструментария;

      – обеспечение и контроль за безопасностью медицинских манипуляций;

      – применение барьерных методов контрацепции;

      – обследование доноров крови и любых других донорских материалов на наличие антител к ВИЧ при каждой сдаче донорского материала и выбраковка инфицированного донорского материала. Пожизненное отстранение ВИЧ-инфицированных и позитивных в ИФА (иммуноферментом анализе) при референс-исследовании от сдачи донорского материала.

      – предотвращение контакта ребенка с биологическими жидкостями матери должно сочетаться с назначением АРВ препаратов и достигается:

      во время родов при плановом проведении кесарева сечения у ВИЧ-инфицированных женщин;

      После родов путем замены грудного вскармливания ребенка ВИЧ-инфицированной матери на искусственное;

      По желанию инфицированной ВИЧ женщины ей может быть оказана помощь по профилактике нежелательной беременности.

      3. Меры в отношении восприимчивого контингента:

      – контактными лицами при ВИЧ-инфекции считаются лица, имевшие возможность инфицироваться исходя из известных механизмов, путей и факторов передачи возбудителя инфекции. Установление максимально полного круга лиц, имевших контакты с ВИЧ-инфицированным, позволяет информировать о методах и способах защиты от заражения ВИЧ в ходе дотестового консультирования и обследования на ВИЧ-инфекцию;

      – обучение безопасному поведению в плане заражения ВИЧ-инфекцией является основной мерой профилактики ВИЧ-инфекции среди контактных лиц и населения;

      – проведение превентивной химиопрофилактики. Для экстренной профилактики заболевания лицам, подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией, назначают антиретровирусные препараты, в том числе: новорожденным ВИЧ-инфицированных матерей; медработникам и другим лицам, пострадавшим при оказании помощи ВИЧ-инфицированным лицам; гражданам, в отношении которых имеются основания полагать наличие контакта, повлекшего риск инфицирования ВИЧ.

      xn—-9sbkadbi3ajaqkbfl0sxb.xn--p1ai

      Профилактическое занятие с учащимися 2-4 классов «Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа в начальной школе»

      Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа

      в начальной школе

      для учащихся 2-4 классов

      Цель: соответственно возрасту дать знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ- инфекции, контактах с ВИЧ- инфицированными;

      Формировать навыки ответственности за своё здоровье.

      Задачи: предоставить объективную информацию о ВИЧ/СПИДе;

      Научить детей контактировать с ВИЧ- инфицированными.

      Оборудование: карточки с надписями «ВИЧ/СПИД», «ВИЧ», «СПИД»

      Упражнение «Мозговой штурм»

      Цель : активизировать внимание, активность, восприятие, узнать об опыте

      дети (общие знания) о ВИЧ/СПИДе

      Посреди доски приклеена карточка №1.

      Ведущий : Скажите с чем у вас ассоциируется эта запись? Что вы чувствуете?

      Дети называют слова «болезнь, больница, вирус, горе, грусть, сожаление, смерть…», ведущий в хаотическом порядке записывает названные слова,

      Называет свои, если класс молчит.

      Ведущий: Молодцы! Я вижу, вы кое что знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту надпись и узнать больше о болезни, научиться предотвращать инфекцию и общаться с больными на СПИД людьми.

      Рассказ о ВИЧ/СПИД, историческая справка.

      На доске наклеены одна под другой карточки с первыми буквами слов: ВИЧ, СПИД, которые во время рассказа расшифровует ведущий.

      Если дети не понимают расшифрованных слов, то ведущий их истолковывает.

      В – вирус С -синдром

      И – иммунодефицита П -приобретенного

      Ч – человека. И- иммуно

      Ведущий: ВИЧ – это начальная стадия инфекции, а СПИД- это наличие нескольких хронических заболеваний- конечная стадия.

      Это заболевание впервые выявили в США, когда группа людей попала в больницу с воспалением лёгких, у них было выявлено несколько хронических заболеваний.

      В 70-тые года было выявлено новое инфекционное заболевание. Во многих странах земного шара СПИД принял характер эпидемии. Это заболевание способно за 10-20 лет поставить человечество под угрозу вымирания.

      СПИД –это смертельно опасное заболевание, которое современная медицина пока ещё не способна вылечить. Возбудитель заболевания-

      Специфический вирус, который называется ВИЧ.

      Вирусы, попадая в кровь, разрушают защитные силы организма человека, который делает его беззащитным перед другими заболеваниями. Диагноз, т.е. узнать болен человек или нет, может поставить только врач, по анализу крови.

      СПИД передаётся через кровь, через мужские и женские выделения организма, а также от беременной женщины ребёнку.

      В нашей стране складывается очень тревожная и опасная ситуация. Общее количество инфицированных составляет 1% населения страны (это 400000 лиц) и даль распространяется. Это вирус может поразить каждого. Не имеет значения, кто вы и где живёте.

      Лекарств от ВИЧ не существует. Единственный человек, который может уберечь вас от СПИДа,- это вы сами! Знания и осторожное поведение – наилучший защитник против распространения этого вируса.

      Игра «Факты и выдумки»

      Цель: проверка знаний от полученной информации.

      Ведущий: Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если, по вашему мнению, предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Внимание! начали.

      Можно ли определить по внешнему виду человека, определить болен он СПИДом. (-)

      Только мужчины могут заразиться СПИДом.(-)

      Дети не болеют СПИДом.(-)

      Пожав руку человека больного СПИДом, вы заразитесь этой болезнью.(-)

      Ничто не может убить вирус СПИДа, когда он попадает в организм.(+)

      Вы можете заразиться СПИДом через тетрадь, в которой писал ВИЧ-инфицированный человек.(-)

      Человек может заразиться СПИДом, сдавая кровь.(+)

      Можно заразиться СПИДом, прокалывая ухо.(+)

      Если здоровы, то не можете заразиться СПИДом. (-)

      Человек, который употребляет наркотики, может заразиться СПИДом. (пользуются шприцами)(+)

      Существуют лекарства от СПИДа. (-)(есть лекарства, которые поддерживают больного, но не вылечивают)

      Существует анализ крови, который определяет заражены вы вирусом СПИДа.(+)

      Передаётся ли СПИД через домашних животных. (-)

      Передаётся ли СПИД через посуду и еду? (-)

      Можно ли заразиться при укусах комаров.(-)(комары пьют вашу кровь, и долго не живут)

      Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, когда вам делают прививку, укол.(+)

      Можно ли заразиться если обнимать больного СПИДом.(-)

      Плавая в бассейне с инфицированным, можно ли заразиться.(-)

      Если больные СПИДом кашляют, чихают, можно ли от них заразиться СПИДом.(-)(в слюне больного маленькое количество инфекции, которая не угрожает нам)

      Можно ли дружить с инфицированными и не заразиться.(+)

      Советы Доктора Айболита

      Ведущий: Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который советует: «Чтобы обезопасить себя от заражения ВИЧ, выполняй такие правила:

      Придерживайтесь правил личной гигиены.

      Ни когда не берите в руки найденные на улице шприцы и другие медицинские приборы.

      Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализ крови только одноразовым шприцом.

      Если, играя на улице вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, лучше спиртом, помазать зеленкой. Расскажите родителям.

      Ни когда не контактируйте с кровью других людей.

      Игра «Закончи предложения»

      Цель: проверка усвоенного материала и отношение к больным СПИДом.

      Ведущий: Внимание! Начали!

      СПИДом можно заразиться через……..

      Зараженный ВИЧ определяется при помощи …….

      Чего не существует против ВИЧ……

      Заразиться болезнью можно….

      К больным СПИДом нужно относиться….

      ВИЧ это……, СПИД это…..

      Ведущий: Молодцы! Вы очень хорошо поработали! Ваши знания помогут вам защититься от распространения вируса. В старших классах вы узнаете намного больше о болезни СПИД. Желаю вам удачи!

      Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.

      В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.

      Просмотр содержимого документа

      «Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.»

      Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.

      ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района РТ

      Автор проекта: Соловьева Ангелина, ученица 8 класса ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Руководитель: Маканова М.М., воспитатель ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.»

      Рис.1 Модель внеклассной работы в старших классах……………..5

      Сроки реализации проекта ……………………………………………6

      План мероприятий по реализации проекта ……………………….7-10

      Ожидаемые результаты реализации проекта………………………..11

      Впервые об эпидемии инфекции ВИЧ и СПИД заговорили более 20 лет назад.

      Общее число ВИЧ-положительных граждан России к середине 2016 года достигло 1 062 476 человек. Почти 26 тысяч человек из них умерли.

      По данным Федерального Центра СПИД, на диспансерном учете в 2016 году состояло 628 тыс. инфицированных ВИЧ – 75% от общего числа живущих с ВИЧ россиян. 243 тыс. пациентов в этом году получали антиретровирусную терапию. При этом лишь 29% от числа зарегистрированных лиц с диагнозом ВИЧ были охвачены лечением.

      За первое полугодие 2016-го центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51,1 тыс. новых случаях ВИЧ среди граждан РФ, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан – на 3,9% больше, чем за аналогичный период 2015 г. С 2005 по 2015 год регистрировался ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в среднем на 10% в год.

      Также за 6 месяцев текущего года в Российской Федерации умерли 12,9 тысяч больных ВИЧ – на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

      Средний по России показатель заболеваемости в 2016 – 34,9 случаев на 100 тыс. населения. Больше всего новых случаев ВИЧ зафиксировано:

      В Кемеровской области (122,4 новых случаев ВИЧ-инфекции на 100 тыс. населения),

      Иркутской области (80,2),

      Свердловской области (78,6),

      Томской области (74,7),

      Челябинской области (73,0).

      Другой показатель – поражённость ВИЧ-инфекцией на середину года – составил 570,9 на 100 тыс. населения России. К числу наиболее поражённых относятся:

      Свердловская область (зарегистрировано 1592,6 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения),

      Иркутская область (1591,5),

      Кемеровская область (1568),

      Самарская область (1412,6),

      Оренбургская область (1183,7).

      Среди людей, которым в 2016 году впервые поставили диагноз, 52,8% инфицировались при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, 44,5% – при гетеросексуальных контактах, 1,5% – при гомосексуальных контактах, 1,1% инфицированные от матерей во время беременности, родов и при грудном вскармливании. При этом до сих пор регистрируются случаи заражения ВИЧ при оказании медпомощи. За первое полугодие было зарегистрировано 5 случаев с подозрением на заражение в российских больницах при использовании нестерильного медицинского инструментария.

      Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами на улице, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей со школьного возраста ценить,

      беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

      Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Задача, которая до сих пор

      решается слабо и бессистемно, — это пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем здоровье человека является непреходящей ценностью. Приоритетным направлением социально – педагогической помощи должно стать медико-педагогическое просвещение родителей, детей, с целью формирования здорового образа жизни.

      Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

      Именно для успешного будущего наших детей в школьном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

      Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье (совершенствование) подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.

      Проект ознакомления с человеческим организмом, здоровьем включает в

      себя следующие компоненты:

      Ценностный — формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью, мотивационно –

      Развивающий – формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие (на здоровье, на счастливую жизнь);

      Практический — практическое осуществление и применение познанного.

      Реализация проекта поможет воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.

      Цель и задачи проекта:

      Основной целью Проекта является стабилизация и снижение уровня инфицированности ВИЧ.

      — формирование у школьников знаний по проблеме ВИЧ/СПИД и навыков безопас-

      — воспитание у молодежи ценностных ориентиров и моделей поведения, способствующих профилактике заражения ВИЧ.

      -формирование у учащихся идей здорового образа жизни, предотвращение

      дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных

      профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения;

      -создание условий для формирования позитивного отношения к себе и

      -формирование у учащихся навыков ответственного поведения;

      -информирование учащихся о службах помощи для ВИЧ- инфицированных;

      организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции;

      Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

      Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние своего здоровья.

      Новизна и актуальность проекта заключается в разработке современной системы внеклассной оздоровительной работы в школе, объединяющая детей, их родителей и педагогов.

Первичная профилактика ВИЧ/СПИД в начальной школе .

Воспитательный час для учеников 2-4 классов

Кащеева М.В. практический психолог Рощинской общеобразовательной школы

Краткая аннотация к работе:

Тысячи людей живут с ВИЧ-инфекцией. Ходят по магазинам, на работу, в больницу, ездят в транспорте, дружат с нами, общаются. Задумайтесь! Мы работаем и учимся вместе. В школах так же учатся ВИЧ-инфицированные дети. Как уберечь своего ребенка от ВИЧ-инфекции, как научить его общаться с ВИЧ-инфицированными.

Этот вопрос есть н6аиважнейшим заданием профилактики ВИЧ/СПИДа.

В отличие от других инфекционных заболеваний, инфицированные ВИЧ, в большинстве, есть последствие собственного поведения человека.

Единственный человек в мире, который может нас спасти от эпидемии, - это мы сами.

Только знание про ВИЧ/СПИД есть важнейшим врагом этой болезни.

Поэтому мы остановились на профилактике ВИЧ/СПИДа в начальной школе. На этом этапе профилактика есть первичная.

Поскольку ведущая деятельность учеников младших классов игра, которая есть одним из способов освоения материала и приобретения опыта то лучше чередовать теорию с игрой. Теорию мы тоже решили представить в виде волшебной истории.

Цель: Соответственно возрасту дать знание о ВИЧ/СПИД, путях передачи, контакте с ВИЧ-инфицированными.

Задачи:

    Дать объективную информацию о ВИЧ/СПИД.

    Формировать навыки ответственности за свое поведение.

    Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, силу воли.

Ход занятия.

I .Упражнение «Мозговой штурм»

Цель : активизировать внимание, активность, восприятие, узнавать о знаниях детей о ВИЧ/СПИД.

Детям показана запись: ВИЧ/СПИД.

Ведущий. Скажите, с чем у вас ассоциируется эта запись? Что вы чувствуете? Что хотите сказать? (Как правило ученики называют слова «болезнь, больница, плохо, лекарства, вирус, горе, печаль, сочувствие, смерть…», ведущий в хаотичном порядке записывает слова, называет свои, если класс молчит)

Ведущий. Молодцы! Я вижу, вы уже что-то знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту запись и узнать побольше про болезнь.

II . Рассказ о ВИЧ/СПИД.

Ведущий расшифровывает надписи с объяснением. (Приложение 1)

В- вирус

И- иммунодефицита

Ч- человека

С- синдром

П- приобретенного

И- иммуно

Д- дефицита

Ведущий. Дети, а вы любите волшебные истории.

(Рассказ сопровождается иллюстрациями. Приложение 2.)

История, которую я вам расскажу, произошла с обычными детьми в обычном городе. Был летний солнечный день. Дина и Тимур катались во дворе на роликах. Вдруг Тимур подвернул ногу и упал. Ногу пронзила острая боль, и коленка покрылась капельками крови. Тимур почувствовал, как голова его закружилась. Через мгновение окружающий его мир исчез, а сам он оказался в неведомом царстве. Царство называлось «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА».
В этом царстве жили и работали мозг, сердце, лёгкие, печень, желудок и многие другие органы. Каждый орган выполнял свою работу, но не мог обойтись без помощи другого обитателя этого царства. Сердце не могло работать без лёгкого, печень без сердца, а мозг без желудка. Тимур знал, что органы человека связаны между собой множественными кровеносными сосудами, по которым течет кровь.
- А как же они слышат и чувствуют друг друга?- шёл и думал Тимур и не заметил, как добрался до того места, где были повреждены кровеносные сосуды.

Он узнал это место. Это была его разбитая коленка.
Что тут творилось! Здесь трудилась армия солдатиков в красной и белой формах. Одни солдатики были выше рангом - крупные, другие мелкие. Среди них было много раненных. Красные солдатики доставляли кислород, белые сражались и защищали организм от врагов- микробов, которые проникали через повреждённую кожу.
Когда закончилось сражение, Тимур подошёл к главнокомандующему армии и сказал восхищенно:
- Какая смелая и огромная армия! Расскажите, пожалуйста, про ваших солдат.
- Ну, хорошо, - ответил строгий генерал. – Вот эти красные солдатики- эритроциты, красные кровяные клетки. Они содержат в своих рюкзаках железо и доставляют кислород в организм. А вот те бравые солдатики - это белые клетки крови, и среди них есть самые смелые защитники организма

Т-лимфоциты.

Именно они создают щит от болезней, который называется иммунитет.
Как только появляются враги, наши защитники тут как тут.
-Но вот, несколько лет назад, нахмурив брови, продолжал генерал, появился грозный враг человеческого организма ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Когда этот злой враг попадает в организм человека, он проникает в

Т- лимфоциты, размножается там и повреждает их. Многие из Т- лимфоцитов прогибают. Так как организм человека без защиты, то микробы и бактерии, попавшие в него, могут быть смертельными.
- Неужели нет лекарств против ВИЧ?–испугался Тимур.
- Как не печально, но до сих пор нет лекарств, которые могли бы уничтожить ВИЧ. Хитрый ВИЧ может жить в организме тихо, не делать своё злое дело, не выдавать себя несколько лет. Когда иммунитет становится настолько слабым, что организм не может больше бороться с различными болезнями, наступает СПИД -синдром приобретённого иммунодефицита.
- Если я разбил коленку до крови, я могу заразиться ВИЧ?- спросил Тимур.
- Нет, для этого нужно, чтобы заражённая ВИЧ кровь другого человека попала в твою рану.
- Я знаю, как чужая кровь может попасть в организм человека, воскликнул маленький собеседник, через загрязнённые медицинские инструменты, а ещё, когда переливают чужую кровь при различных заболеваниях.
- Всё правильно, молодой человек, ответил главнокомандующий. К сожалению, некоторые люди принимают наркотики – это вещества очень вредные для организма. При употреблении наркотиков часто люди используют общие шприцы и иглы, поэтому они заражаются.
Е сть ещё несколько важных правил, которые надо соблюдать, чтобы уберечь себя от заражения ВИЧ. Никогда не поднимайте в подъезде, на улице, в парке выброшенные иглы, шприцы, лезвия и другие предметы, которыми можно уколоться или порезаться. Этими предметами

мог пользоваться ВИЧ- инфицированный человек, и вы, поранившись, занесете вирус иммунодефицита в кровь.

А у детей бывает ВИЧ? – поинтересовался мальчик.
- У некоторых детей действительно может быть ВИЧ. Если у мамы есть ВИЧ, то, иногда, он передаётся ребёнку при рождении, при кормлении грудным молоком.

А можно заразиться ВИЧ от животных?

- ВИЧ не может передаваться человеку от животных. У кошек, собак, обезьян и других животных обнаружены свои вирусы иммунодефицита, но они не опасны для людей. Ведь вирусу иммунодефицита человека для жизни, питания и размножения нужны только клетки организма человека. Поэтому не бойтесь ! От животных вы никогда не заразитесь ВИЧ-инфекцией. Заразиться ВИЧ можно только от ВИЧ-инфицированного человека . - Как можно понять, что у человека ВИЧ?
- Ты не сможешь сразу узнать это. Долгое время после заражения человек чувствует себя хорошо. Только специальные анализы крови могут показать наличие ВИЧ. Заразиться ВИЧ может любой человек, и это не значит, что он плохой или какой-то особенный.

Есть способы защитить себя от ВИЧ, и у тебя тоже это получится.

Я тебе советую:
-остерегайся попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена, или в глаза.
-не трогай чужие шприцы и иглы, валяющиеся на улице.
-помни, что все медицинские инъекции (уколы) должны быть сделаны одноразовыми инструментами.

Пришло время расстаться. Прощай мой друг! И будь здоров! – сказал добрый командир.
Через несколько секунд Тимур открыл глаза и увидел перед собой Дину, которая обрабатывала его ранку зелёнкой.
- Дина, я хочу рассказать тебе об одном царстве,- воодушевленно предложил Тимур.

Ведущий. Вам понравилась история? А теперь давайте поиграем с вами в игру «Дождик».

III . Игра «Дождик».

Цель: снятие напряжения, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

IV .Игра «Правда-неправда».

Цель: проверить знания о полученной информации.

Ведущий. Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если по вашему мнению предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Готовы? Внимание! Начали!

1.Смотря на человека можете ли вы сразу определить есть ли у него ВИЧ? «-»

2.Дети не болеют СПИДом? «-»

3.Пожавши руки ВИЧ-инфицированного человека , вы заразитесь этой болезнью? «-»

4.Ничто не может убить ВИЧ когда он попадает в организм. «+»

5.Вы можете заразиться через тетрадь, в которой писал ВИЧ-инфицированн ый человек . «-»

6.Человек может заразиться ВИЧ прокалывая уши. «+»

7.Есть лекарства от СПИДа. «-»

8.Существует анализ крови, который определяет, заражены ли вы ВИЧ. «+»

9.ВИЧ передается через домашних животных. «-»

10.ВИЧ передается через посуду и еду. «-»

11.Можно заразиться при укусах комаров. «-»

12.Можно заразиться если обнять ВИЧ-инфицированного человека «-»

13.Люди, которые употребляют наркотики могут заразиться. «+»

14.Можно заразиться плавая в бассейне с ВИЧ-инфицированн ым человек ом. «-»

15.Можно заразиться если ВИЧ-инфицированн ые кашляют, чихают. «-»

16.Если вы здоровы, то вы не можете заразиться ВИЧ. «-»

17.Можно дружить с ВИЧ-инфицированн ым человек ом и не заразиться «+»

Ведущий. Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который рекомендует:

Чтобы защитить себя от ВИЧ, выполняй такие правила.

1. Придерживайся правил личной гигиены. (Дети должны сказать правила)

4.Если,играя на улице, вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, медицинским спиртом, зеленкой. Сообщите родителям.

(Детям раздаются памятки. Приложение 3)

V . Игра « Волшебные конфеты "

Цель: развитие чувства эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Дети берут конфеты съедают их и говорят пожелания.

Примеры высказывания детей:

    пусть они избавятся от болезней

    пусть никогда не умирают

    пусть все долго живут

    пусть у всех будет дом

    пусть все хорошо живут

    пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Литература.

1. Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.

2. Трафимова Г.В. Девочке Даше, Мальчику Саше о беде по имени СПИД. Издательство: Тесей, 2005 г.

3. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.

Интернет-ресурсы

http://collegy.ucoz.ru

http://mirrosta.ru/

Приложения

Приложение 1

В - вирус

И - иммунодефицита

Ч - человека

Приложение 1

С - синдром

П - приобретенного

И - иммуно

Д - дефицита

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Советы доктора Айболита

Чтобы защитить себя от ВИЧ, выполняй такие правила

1. Придерживайся правил личной гигиены.

2.Никогда не берите в руки найденные шприцы и другое медицинское оборудование.

3. Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализы крови только одноразовыми шприцами.

4.Если, играя на улице, вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, медицинским спиртом, зеленкой. Сообщите родителям.

5.Никогда не контактируйте с кровью других людей.

Приложение 3

Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа

в начальной школе

для учащихся 2-4 классов

Цель: соответственно возрасту дать знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ- инфекции, контактах с ВИЧ- инфицированными;

Формировать навыки ответственности за своё здоровье.

Задачи: предоставить объективную информацию о ВИЧ/СПИДе;

Научить детей контактировать с ВИЧ- инфицированными.

Оборудование: карточки с надписями «ВИЧ/СПИД», «ВИЧ», «СПИД»

Ход занятия

    Упражнение «Мозговой штурм»

Цель : активизировать внимание, активность, восприятие, узнать об опыте

дети (общие знания) о ВИЧ/СПИДе

Посреди доски приклеена карточка №1.

Ведущий : Скажите с чем у вас ассоциируется эта запись? Что вы чувствуете?

Дети называют слова «болезнь, больница, вирус, горе, грусть, сожаление, смерть…», ведущий в хаотическом порядке записывает названные слова,

Называет свои, если класс молчит.

Ведущий: Молодцы! Я вижу, вы кое что знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту надпись и узнать больше о болезни, научиться предотвращать инфекцию и общаться с больными на СПИД людьми.

    Рассказ о ВИЧ/СПИД, историческая справка.

На доске наклеены одна под другой карточки с первыми буквами слов: ВИЧ, СПИД, которые во время рассказа расшифровует ведущий.

Если дети не понимают расшифрованных слов, то ведущий их истолковывает.

В – вирус С -синдром

И – иммунодефицита П -приобретенного

Ч – человека. И- иммуно

Д – дефицита

Ведущий: ВИЧ – это начальная стадия инфекции, а СПИД- это наличие нескольких хронических заболеваний- конечная стадия.

Это заболевание впервые выявили в США, когда группа людей попала в больницу с воспалением лёгких, у них было выявлено несколько хронических заболеваний.

В 70-тые года было выявлено новое инфекционное заболевание. Во многих странах земного шара СПИД принял характер эпидемии. Это заболевание способно за 10-20 лет поставить человечество под угрозу вымирания.

СПИД –это смертельно опасное заболевание, которое современная медицина пока ещё не способна вылечить. Возбудитель заболевания-

Специфический вирус, который называется ВИЧ.

Вирусы, попадая в кровь, разрушают защитные силы организма человека, который делает его беззащитным перед другими заболеваниями. Диагноз, т.е. узнать болен человек или нет, может поставить только врач, по анализу крови.

СПИД передаётся через кровь, через мужские и женские выделения организма, а также от беременной женщины ребёнку.

В нашей стране складывается очень тревожная и опасная ситуация. Общее количество инфицированных составляет 1% населения страны (это 400000 лиц) и даль распространяется. Это вирус может поразить каждого. Не имеет значения, кто вы и где живёте.

Лекарств от ВИЧ не существует. Единственный человек, который может уберечь вас от СПИДа,- это вы сами! Знания и осторожное поведение – наилучший защитник против распространения этого вируса.

    Игра «Факты и выдумки»

Цель: проверка знаний от полученной информации.

Ведущий: Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если, по вашему мнению, предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Внимание! начали.

    Можно ли определить по внешнему виду человека, определить болен он СПИДом. (-)

    Только мужчины могут заразиться СПИДом.(-)

    Дети не болеют СПИДом.(-)

    Пожав руку человека больного СПИДом, вы заразитесь этой болезнью.(-)

    Ничто не может убить вирус СПИДа, когда он попадает в организм.(+)

    Вы можете заразиться СПИДом через тетрадь, в которой писал ВИЧ-инфицированный человек.(-)

    Человек может заразиться СПИДом, сдавая кровь.(+)

    Можно заразиться СПИДом, прокалывая ухо.(+)

    Если здоровы, то не можете заразиться СПИДом. (-)

    Человек, который употребляет наркотики, может заразиться СПИДом. (пользуются шприцами)(+)

    Существуют лекарства от СПИДа. (-)(есть лекарства, которые поддерживают больного, но не вылечивают)

    Существует анализ крови, который определяет заражены вы вирусом СПИДа.(+)

    Передаётся ли СПИД через домашних животных. (-)

    Передаётся ли СПИД через посуду и еду? (-)

    Можно ли заразиться при укусах комаров.(-)(комары пьют вашу кровь, и долго не живут)

    Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, когда вам делают прививку, укол.(+)

    Можно ли заразиться если обнимать больного СПИДом.(-)

    Плавая в бассейне с инфицированным, можно ли заразиться.(-)

    Если больные СПИДом кашляют, чихают, можно ли от них заразиться СПИДом.(-)(в слюне больного маленькое количество инфекции, которая не угрожает нам)

    Можно ли дружить с инфицированными и не заразиться.(+)

    Советы Доктора Айболита

Ведущий: Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который советует: «Чтобы обезопасить себя от заражения ВИЧ, выполняй такие правила:

    Придерживайтесь правил личной гигиены.

    Ни когда не берите в руки найденные на улице шприцы и другие медицинские приборы.

    Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализ крови только одноразовым шприцом.

    Если, играя на улице вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, лучше спиртом, помазать зеленкой. Расскажите родителям.

    Ни когда не контактируйте с кровью других людей.

    Игра «Закончи предложения»

Цель: проверка усвоенного материала и отношение к больным СПИДом.

Ведущий: Внимание! Начали!

    СПИДом можно заразиться через……..

    Зараженный ВИЧ определяется при помощи …….

    Чего не существует против ВИЧ……

    Заразиться болезнью можно….

    К больным СПИДом нужно относиться….

    ВИЧ это……, СПИД это…..

Ведущий: Молодцы! Вы очень хорошо поработали! Ваши знания помогут вам защититься от распространения вируса. В старших классах вы узнаете намного больше о болезни СПИД. Желаю вам удачи!





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.