Социально психологическое здоровье. Структура, основные характеристики социального здоровья
Козлова Н.В., Зуева Д.Е., Богомаз С.А., Левицкая Т.Е.,
Малкова И.Ю. (Томск, Российская Федерация)
Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск). E-mail: [email protected] |
|
Магистр кафедры генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск). E-mail: [email protected] |
|
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск). E-mail: [email protected] |
|
Кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск). E-mail: [email protected] |
|
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск). E-mail: [email protected] |
Аннотация. Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической, поскольку много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными. Можно констатировать противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения. Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные.
Целью данной статьи является изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей.
В исследовании использованы психодиагностические методики: вопросник жизненного стиля и уровня здоровья, адаптированный Г.В. Залевским; Томский опросник ригидности Г.В. Залевского; опросники «Культурологические стремления», «Самооценка способностей» и «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова.
Результаты исследования . Для социально-психологического здоровья детей-сирот характерно: низкая самооценка своих способностей и как результат — низкий интерес к различным видам деятельности, несформированность позитивного образа собственного Я, отсутствие абсолютного принятия самого себя с осознанием своих сильных и слабых сторон; низкий уровень освоения навыков продуктивного общения, отношения с окружающими имеют поверхностный характер, высокий уровень конфликтности, сложность установления доверительных отношений со сверстниками и со взрослыми; сложность понимания и описывания своих эмоциональных состояний и состояний других людей, невозможность свободно и открыто проявлять свои чувства, говорить о них.
Выводы: при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо изучение особенностей социально-психологического здоровья (актуальный уровень) как основания разработки медико-социально-психологических практик в работе с данной категорией детей, использовать творческие методы социальной работы, суть которых состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Ключевые слова: социально-психологическое здоровье, жизнедеятельность, способы самопознания, система ценностей, социальная среда.
Здоровье — это абсолютная и непреходящая жизненная ценность всего человечества. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных), социальных факторов. Актуальность темы здоровья подтверждается существованием программ федерального и муниципального уровня по поддержанию здоровья человека. В частности, речь идет о физическом, психическом здоровье граждан (Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Проект Федерального закона РФ «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» 13.01.2013 г.). Основываясь на существующих определениях , здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Составными элементами здоровья выступают:
Психическое здоровье, включающее в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций;
Психологическое здоровье как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности ;
Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру, отражающая социальные связи, ресурсы, межличностные контакты .
Мы используем понятие социально-психологического здоровья. Под социально-психологическим здоровьем понимается стабильное функционирование психики, обеспечивающее гармонию между различными сторонами личности человека (наличие позитивного образа Я, владение рефлексией как способом самопознания, наличие потребности в саморазвитии), а также сформированность продуктивных форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой и сформированность системы ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи . В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья населения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации» , проводятся Всероссийские форумы (2007—2013) и т.д.
Проблемы состояния здоровья людей сегодня — это и вызов науке, в том числе и психологической , поскольку еще очень много проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня нерешенными .
Неумолимая статистика свидетельствует о росте числа «болезней цивилизации» , а также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеют, а некоторые из них — это вообще болезни молодых . В то же время остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, места здоровья в системе ценностных ориентаций молодежи и, в том числе, молодых предпринимателей .
Анализ научной литературы позволили выявить противоречия между высокой социальной значимостью здоровья молодого человека как интеллектуального и экономического потенциала нации и реально фиксируемой его тенденцией ухудшения.
Особо актуальным представляется изучение особенностей социально-психологического здоровья детей-сирот, поскольку проблема социального сиротства в нашей стране приобретает все большую актуальность, о чем свидетельствуют различные статистические данные . Кроме сиротства «учтенного», в последнее время все более серьезной становится проблема «скрытого» социального сиротства, обусловленного фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он оказывается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным . Психическая депривация затрудняет гармоничное развитие личности — нарушение социальной активности, произвольной регуляции собственного поведения, рефлексии, распознавания эмоций другого человека, формирования первичного образа другого . Ребенок не осваивает навыки продуктивного общения, его отношения с окружающими приобретают характер поверхностных, они нервозны, поспешны, часто ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. По мнению некоторых авторов, нарушения доверительности отношений ребенка с взрослым приводят к развитию застенчивости, неуверенности, высокого уровня тревожности. Как крайнее выражение последствия нарушения взаимодействия взрослого и ребенка наблюдаются в ситуации социального сиротства .
Особенности социально-психологического здоровья детей-сирот изучались по следующим характеристикам:
Наличие позитивного образа собственного Я, т.е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном самоосознании, а также позитивного образа Другого — принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п., а следовательно, глубокое убеждение в ценности человеческой жизни — как своей, так и чужой.
Владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия своего поведения и действий окружающих.
Наличие потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, способствующий его дальнейшему развитию.
Сформированность и совершенство форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция), высокий уровень коммуникативных способностей.
В нашем исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 11—13 лет, оставшихся без попечения родителей (14 из них временно проживают в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Луч» г. Томск, 9 — воспитанники Детского дома № 4 г. Томска, участвующих в социально-реабилитационных программах центра «Луч») — экспериментальная группа, а также 21 ученик 6 класса средней общеобразовательной школы г. Томска — контрольная группа. Численность экспериментальной группы определена в соответствие с количеством детей, находящихся в реабилитационном центре на момент исследования. Соответственно экспериментальной группе представлена выборка контрольной группы детей.
Анализ исследуемого детского контингента экспериментальной группы показал, что у 40% детей сиротство обусловлено фактором лишения родителей родительских прав, у родителей 25% детей решался вопрос о лишении родительских прав. Родители 22% детей скрывались от социальных служб, и только у 13% детей не было родителей.
Диагностическое обследование детей экспериментальной группы проводилось с целью осуществления «входной» диагностики для определения актуального уровня социально-психологического здоровья детей.
Для выявления особенностей социально-психологического здоровья были использованы следующие психодиагностические методики:
Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья , адаптированный Г.В. Залевским . Нами были использованы шкалы «Психологическое здоровье» (отражает способность испытуемого справляться с препятствиями, видеть позитивный образ будущего и позитивный образ собственного Я) и «Социальное здоровье» (отражает способность испытуемого выстраивать доверительные отношения, выражать собственные эмоции и быть эмпатийным к другим людям).
Томский опросник ригидности Г.В. Залевского. Направлен на диагностику психической ригидности. Используется для выявления психической ригидности как трудности корректировки отдельных элементов или программы поведения в целом в соответствии с объективными требованиями ситуации при различной степени их осознанности и принятия. Нами были использованы «Шкала общей ригидности» (дает представление о склонностях к широкому спектру фиксированных форм поведения, персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности) и «Шкала сенситивной ригидности» (отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобия. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности).
Опросник «Культурологические стремления», разработанный О.И. Мотковым. Определяет степень выраженности у обследуемого культурных и акультурных стремлений. Включает с себя шкалы «Нравственное стремление», «Эстетическое стремление», «Творческое стремление», «Психорегулятивное стремление», «Телеснорегулятивное стремление».
Опросник «Самооценка способностей» О.И. Моткова. Определяет уровень самооценки испытуемых, оценку ими своих способностей. Включает в себя следующие шкалы: «Способности к разным видам деятельности», «Коммуникативные способности», «Волевые способности».
Опросник «Сферы интересов учащихся» О.И. Моткова. Целью методики является изучение широты сфер интересов испытуемых, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству. Включает в себя такие шкалы, как «Общение», «Развлечение», «Творчество», «Деятельность, требующая активных действий».
Результаты исследования
Анализ особенностей культурологических стремлений (рис. 1) в младшем подростковом возрасте показал, что культурные стремления как обобщенный показатель по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 6 до 10 баллов). В целом, среднем показатели культурных стремлений по всем шкалам у группы детей из центра «Луч» выше, чем у группы детей из школы. Это означает, что дети-сироты в нашем исследовании проявляли большее стремление к творчеству, красоте, нравственности, желанию контролировать свои телесные и психоэмоциональные проявления. И, несмотря на то, что достоверность различий в показателях контрольной и экспериментальной групп не была подтверждена статистической проверкой сравнения средних по t-критерию для независимых выборок, мы можем наблюдать некую тенденцию к таким различиям.
Рис. 1. Сравнение результатов методики «Культурологические
стремления»
сирот из социально-реабилитационного центра
«Луч» и подростков из общеобразовательной школы № 11.
Полученные нами результаты не совпадают с результатами исследований других психологов, в которых говорится о том, что дети-сироты обладают неразвитым воображением и отсутствием интереса к творческой деятельности, искаженные представления о нравственности . Вероятней всего, результаты, полученные нами, связаны с тем, что в рамках социально-реабилитационного центра «Луч» с ребятами проводится активная психологическая и социальная работа как сотрудниками центра, так и волонтерскими организациями. В центре регулярно проводятся творческие мастер-классы в различных областях прикладного искусства, в том числе, современных направлений. Кроме того, активно ведется пропаганда здорового образа жизни и профилактика аддитивного поведения. Этим направлениям работы уделяется много внимания, и ребята с удовольствием участвуют в подобных занятиях центра.
Анализ самооценки способностей подростков (рис. 2) выявил, что в целом, показатели детей из семей по всем шкалам методики выше, чем показатели детей-сирот. Заниженная самооценка указывает на неуверенность детей-сирот в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности.
Как показано Е.Т. Соколовой, главной причиной становления заниженной самооценки детей-сирот, отрицательного отношения к себе выступает отсутствие доверия к социальному миру, неразвитость отношений привязанности между матерью и ребёнком, которые в дальнейшем преобразуются в стабильное отвержение личностью собственного «Я» .
Рис. 2. Сравнение результатов методики «Самооценка способностей» сирот из социально-реабилитационного центра «Луч» и подростков из общеобразовательной школы № 11.
Это положение вполне можно отнести к отсутствию связи ребёнка с матерью или заменой этой связи связью с другим лицом.
Показатели коммуникативных, волевых способностей и способностей к различным видам деятельности детей-сирот ниже показателей детей, воспитывающихся в семье. Статистический анализ по t-критерию для независимых выборок выявил значимые различия по шкалам «Способности к разным видам деятельности» и «Коммуникативные способности».
Стоит отметить, что показатели коммуникативных способностей детей-сирот находятся ниже установленной нормы (60—100 баллов). Это означает, что детям-сиротам сложнее идти на контакт и устанавливать крепкие доверительные отношения со сверстниками и со взрослыми. Нарушения коммуникативного уровня проявляются в конфликтности, неумении находить общий язык с другими людьми, неумении понимать другого, принимать иные точки зрения, смотреть на проблему глазами других людей.
Результаты методики «Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья» выявили, что социальное и психологическое здоровье подростков обеих групп находится в пределах нормы (от 16 до 32 баллов).
Рис. 3. Сравнение результатов методики «Вопросник жизненного
стиля и уровня здоровья» сирот из социально-реабилитационного
центра «Луч» и подростков
из общеобразовательной школы
№ 11.
В то же время, мы видим, что показатели детей-сирот по обеим шкалам ниже, чем показатели детей из семей (рис. 3). Это говорит о том, что уровень психологического здоровья и социального здоровья детей-сирот ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях. И несмотря на то, что показатели находятся в пределах нормы, они не достигают высокого уровня и находятся в пределах нижней нормы. Таким образом, подтверждается необходимость осуществления психологической помощи детям-сиротам, которая была бы направлена на работу с коммуникативными способностями ребенка, работой с уровнем его самооценки, способности к рефлексии и к эмпатии.
Шкала сенситивной ригидности представляет нам совсем другие данные. Показатели шкалы сенситивной ригидности обеих групп находятся на границе умеренной ригидности и высокой ригидности (умеренная ригидность: 20—38 баллов, высокая ригидность: 39—57 баллов). Эти показатели отражают эмоциональную реакцию подростков на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что для социально-психологического здоровья детей-сирот характерно:
1. Низкая самооценка своих способностей и как результат — низкий интерес к различным видам деятельности. У детей-сирот не сформирован позитивный образ собственного Я, отсутствует абсолютное принятие самого себя с осознанием своих сильных и слабых сторон. Ребенку сложно определить свои сильные стороны и с помощью них компенсировать или развивать слабые.
2. Дети-сироты не освоили навыки продуктивного общения, их отношения с окружающими приобретают характер поверхностных, они нервозны, поспешны, часто дети занимают по отношению к другим негативную позицию. Они часто конфликтны, не умеют находить общий язык с другими людьми, понимать другого, принимать иные точки зрения, смотреть на проблему глазами других людей. Сиротам сложно устанавливать доверительные отношения со сверстниками и со взрослыми.
3. Подросткам, воспитывающимся без родителей, сложно понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять свои чувства, говорить о них. Эмоционально они остаются либо закрытыми ото всех, либо проявляют свои эмоции лихорадочно, не адекватно ситуации и чувствам, которые они на самом деле испытывают в данный момент.
Специалисты по социальной работе и психологи учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из семей. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от выполненной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной .
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при работе с детьми-сиротами для решения их психологических проблем необходимо использовать творческие методы социальной работы, например, такие как музыкотерапию, сказкотерапию, танцетерапию, которые входят в одно направление — арт-терапии. Основная цель арт-терапии в социальной работе с детьми-сиротами состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания .
Литература
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МГППИ, 2004. - 240 с.
2. Березина Т.А., Воронина О.И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
4. Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 5-17.
5. Вассерман Л.И., Трифонова К.Г., Фоломеева К.Г. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание // Ценностные основания психологии и психология ценностей: материалы 4 Сиб. психол. форума. - Томск, 2011. - С. 14-19.
6. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Идея системности в определении понятия здоровья // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 3. - С. 25-27.
7. Дубровина И.В. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.
8. Жиляев А.Г. Разработка психологического сопровождения национального проекта «Здоровье здоровых» // Психология в вузе. - 2010. - № 5. - С. 128-132.
9. Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в совеременной россии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2008. - № 2. - С. 3-9.
10. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни // Сиб. психол. журнал. - 2009. - № 35. - С. 6-11.
11. Испулова С.Н., Шулаева И.А. Арт-терапия как метод социальной работы с детьми-сиротами // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2010 г. — СПб.: СПбГИПСР, 2010.
12. Козлова Н.В., Гуляев А.С. Психологическая безопасность как критерий профессионального здоровья студентов старших курсов инновационных университетов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4(15) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru.
13. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф. дис. … докт. психол. наук. - М., 2003. - 58 c.
14. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
15. Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: монография / пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 228 с.
16. Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. - 278 с.
17. Соловьев А.В. Социальное сиротство: грани проблемы // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С 86-89.
18. Тхостов А.Ш. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации / А.Ш. Тхостов, Г.К. Сурнов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 16-24.
19. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.
20. Шувалов А.В. Гуманитарно-психологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 18-33.
21. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.
22. Buhr E.J. Risk factors associated with care for orphaned children: a case-control study of orphans in orphanages and orphans in family care in kinshasa (Congo). - 2006.
23. O"Donnell K., Murphy R., Ostermann J. A brief assessment of learning for orphaned and abandoned children in low and middle income countries //AIDS and Behavior. - 2012. - Vol. 16, № 2. - P. 480-490.
24. Straub R. Health Psychology. - N.Y.: Worth Publishers, 2002. - 705 p.
25. Zalevskiy G., Kuzmina Y. Internal picture of actual state of person in the total score of his health state // International Journal of Psychology. - 2008. - Vol. 43, №. 3\4. - P. 80.
УДК 159.922.767
Социально-психологическое здоровье детей-сирот / Н.В. Козлова, Д.Е. Зуева, С.А. Богомаз и др. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 2 (25) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Здоровье, издавна с этим понятием люди связывали и продолжают связывать свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей. Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье - это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. С этих позиций деятельность по обеспечению высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных проблем социального характера, что и нашло свое отражение в документах ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе в XXI столетии».
Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека. Эти три компоненты являются мерилом здоровья человека.
Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии. Поэтому донозологическая диагностика должна занять важное место в профилактических мероприятиях.
Духовно-психическое здоровье - это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности (физического, психического и экологического благополучия) в соответствии с биоритмами и для развития всей биосферы. Духовность и нравственность - это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовно-психическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжелых заболеваний.
Социальное здоровье - это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.
Таким образом, здоровье - это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе.
1.1 Физическое здоровье
Признаками физического здоровья являются:
- устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
-функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
- наличие резервных возможностей организма;
- отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития.
Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.
Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:
- генетические факторы – 15-20%;
- состояние окружающей среды – 20-25%;
- медицинское обеспечение – 8-10%;
- условия и образ жизни людей – 50-55%.
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
1.2 Социальное здоровье
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Каждый человек делает это по-своему, и способ самореализации зависит от того, что он ценит более всего и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Как правило, общественное здоровье складывается из состояния здоровья каждого из членов общества. Большое влияние на его уровень оказывают политические, социальные, экономические и природные условия. Можно сказать, что общественное здоровье является общественным достоянием, общественным богатством страны.
Общественное здоровье относится к разделу медицины, который изучает влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Обязательной дисциплиной в медицинских ВУЗах является «Общественное здоровье и здравоохранение» и изучается она как наука.
1.3 Психическое здоровье
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
2 Оценка индивидуального здоровья
Наиболее объективными следует считать, однако, такие системы оценки уровня здоровья, в которых учитывается широкий круг морфологических, функциональных, психологических, поведенческих и др. показателей состояния организма.
В настоящее время широко применяются комплексные методы оценки индивидуального здоровья как динамического состояния, разработаны соответствующие паспорта здоровья. В таких подходах оценка уровня здоровья включает ряд этапов:
На первом этапе исследуются анализ образа жизни человека в настоящее время, условий работы (учебы), вредных и полезных привычек, факторы риска здоровья и т.д. В беседе выясняются личностные особенности, уровень представлений о здоровье, мотивация и поведение по отношению к собственному здоровью, к имеющемуся заболеванию, характер медицинской активности, семейный генетический анамнез и др.
На втором этапе проводится изучение физического развития и дается его оценка с позиций конституционального типа данного человека и гармоничности признаков физического развития.
На третьем этапе оценивается функциональное состояние организма по результатам проб с индивидуально подобранной или стандартной дозированной физической нагрузкой. Полученные результаты позволяют провести количественную оценку функциональных резервов организма преимущественно на основании оценки состояния кардиореспираторной системы.
На четвертом этапе определяется тип реактивности организма – «стайер» или «спринтер», что позволяет судить об индивидуальных биологических особенностях долговременной адаптации.
На пятом этапе проводится оценка состояния иммунитета и неспецифической резистентности (устойчивости) организма путем выяснения количества простудных заболеваний в течение года и обострений имеющегося хронического заболевания, метеолабильности, закаленности, наличия аллергических нарушений и др.
Описанные средства и методы оценки уровня здоровья достаточно просты для использования и не требуют значительной специальной подготовки. Вместе с тем, полученные количественные данные позволяют проследить за их динамикой и оценить во временном аспекте относительную силу той или иной функции у данного человека.
2.1 Наследственная предрасположенность
На основе анализа индивидуального паспорта здоровья и данных о заболеваниях родственников, выявлена предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, в частности, к гипертонии и близорукости. Риск, рассчитанный по формуле, составляет 0,6 (средний риск).
2.2 Оценка физического здоровья
и т.д.................
Изучая основные характеристики и структуру социального здоровья, будем учитывать определение понятия социального здоровья данное в заключении параграфа 1.1.
Главным показателем состояния структурных частей общества, его уровня жизни является социальное здоровье общества. Согласно О. Рагимовой личностные, индивидуальные, и социальные компоненты – это важные части здоровья, развитие которых происходит при взаимодействии трех начал – психологического, физического и социального.
Существуют количественные и качественные показатели социального здоровья. Количественные показатели заключаются в отсутствии хронических болезней, расшатанной нервной системы, проявления активности на работе населением различных социальных слоев. Качественными показателями выступают позитивная или негативная адаптация в обществе, степень активности в социуме, отношение к своему здоровью, социальное самочувствие общества. Многие ученые утверждают, что позитивное отношение к своему здоровью, а это означает соблюдение культуры здоровья, определяет основное направление развития общества.
Понятие социальное здоровье можно применить к различным социальным группам, как пример - молодёжь. Уровень социального здоровья молодежи можно определить, через описание различных ветвей её жизни, а именно стиль и образ жизни. Еще можно определить через изучение состояния самого молодого человека, в этом помогут показатели физического и психического здоровья. Так же через условия жизни, выявив жизненный уровень молодежи.
Существует определенный ряд поведенческих черт, которые характерны для социально здорового человека. У человека должны быть нравственные проявления к себе и окружающим. Он должен обладать духовными ценностями, соблюдать общественные нормы и нормы морали, быть бескорыстным, ответственно относиться ко всем важным делам, иметь чувство юмора, уметь справляться с неприятностями.
Далее можно выделить характеристики социально здорового человека. Социально здоровому человеку характерно: адекватное восприятие действительности; интерес к окружающему миру; согласие во взаимоотношений человека с другими людьми; соответствие поведения условиям в которых человек находится; способность к адаптации и высокий уровень социализации в жизни и обществе; социальная активность, проявления интереса человека к миру; высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность; положительная обстановка в семье; наличие взаимопонимания, психологической поддержки.
Социальное здоровье для человека является очень значимой категорией. Значимость заключается в том, что, благодаря ему человек способен выполнять свои социальные функции. Если человек не сможет выполнять данные функции, то у него могут возникнуть проблемы различного характера в обществе. К социальным функциям можно отнести: соблюдение законов в обществе; соответствие социумом правилам и нормам, ведь только при выполнении социальных функций общество будет бесконфликтным и благоприятным для жизни. Сегодня жизнедеятельности человека характерна определенная зависимость от частоты и качества связей между индивидами, уровня его участия в жизни социума.
Таким образом, социальное здоровье человека проявляется в особенностях его поведения и в его характерных чертах. Только при условии высокого уровня социального здоровья человек может выполнять все свои социальные функции, тем самым создавая благоприятное для жизни общество.
Процесс социальной адаптации и социализации личности должным образом определяют уровень социального здоровья человека. Благодаря социальной адаптации человек способен освоиться или приспособиться к новым социальным изменениям. Социализация личности помогает человеку успешно состояться в обществе, из-за усвоения им стандартов ожидаемого поведения, социальных норм и ценностей, приобретения навыков в эффективном взаимодействии с членами общества.
Для положительного состояния социального здоровья необходимо владеть навыками личностного общения. Если человек не способен на такое общение, значит он социально не здоров. Как пример, отсутствие личного общения в жизни человека характерно для эгоистов, аутистов, социопатов. Эгоисты, как правило, думают и заботятся только о себе, до других людей им нет дела. Аутисты очень замкнутые люди, они часто сидят дома, личностное общение дается им с большим трудом. Социопаты ведут себя опасно для окружающих, к личностному общению часто относятся с агрессией. Отсутствие личного общения является отклонением от социальных норм, а, следовательно, нарушением социального здоровья. Чаще всего данный феномен является угрозой в большей степени для самого человека, нежели для общества.
Итак, к ранее выделенным характеристикам социально здорового человека можно добавить владение навыками личностного общения, успешную социальную адаптацию и социализацию личности.
Здоровая психика – это важная составляющая социального здоровья. Лишь люди со здоровой психикой могут принимать активное участие в жизни общества, быть полезным для него. Если человек в детстве был неправильно воспитан или жил в неблагоприятных условиях, то есть вероятность что его поведение в обществе приобретет неадекватные формы. Так же психика человека может нарушиться или измениться, если изменятся его взгляды на жизнь. Как утверждает Т. Ручкина: «лишь устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и
достигать, в конечном счете, поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.»
Существует связь между физическим и социальным здоровьем. Многие факторы социального здоровья на него влияют, так как одних биологических факторов недостаточно для обеспечения качественного здоровья
человека на протяжении всей жизни. Из факторов социального здоровья, в наибольшей степени на физическое здоровье влияет образ жизни человека. Благодаря здоровому образу жизни, человек способен качественно выполнять свои профессиональные, общественные и бытовые функции в максимально не опасных для физического здоровья условиях. На физическое здоровье отрицательно может сказаться отсутствие достойных социальных условий для жизни, подверженность отклоняющемуся поведению, что способствует низкому уровню социального здоровья.
В итоге можно сказать, что психическое и физическое состояние являются важными составляющими социального здоровья. Только люди со здоровой психикой могут достойно реализовать себя в обществе, а человек, который ведет здоровый образ жизни - имеет хорошее физическое самочувствие.
К части социального здоровья относят и социальное благополучие. Социальное благополучие - это показатель уровня и условий жизни в обществе. При нём появляются возможности для удовлетворения различных потребностей и желаний.
Показателями социального благополучия являются: уровень комфорта и социальные условия; отсутствие или наличие социальных болезней; состояние физического здоровья; активность в жизни социума; социально-экономические показатели, туда входит размер заработанной платы, уровень и качество жизнедеятельности, наличие стабильной работы, жилья; развитость институтов образования и здравоохранения, рынка потребительских товаров и услуг; на сколько хорошо государство оказывает социальную защиту, социальную помощь и поддержку населения, поддерживает безопасность (следит за уровнем преступности и качеством работы правоохранительных органов). По уровню рождаемости и смертности так же можно судить о социальном благополучии.
К показателям социального благополучия на областном уровне, можно отнести: качество и уровень жизни семей; соотношение работающего и безработного населения; количество платных услуг, предоставляемых населению; уровень финансирования социальной сферы; количество действующих внебюджетных фондов и негосударственных предприятий; действия организаций направленных на сохранение и развитие социальной сферы; целенаправленное использование финансов на социальную сферу и количество достигнутых успехов в этой области. Позитивные показатели развития институтов образования, здравоохранения, культуры, то же являются характеристиками социального благополучия на областном уровне. Так же можно учитывать качество социальной защищённости населения, состояния условий и охраны труда на работе.
Другая важная составляющая часть социального здоровья населения – это социальная стабильность. Она показывает, как прочно люди находятся в социальных отношениях друг с другом. Социальные отношения могут существовать как внутри социальной группы, так и общества.
Обязательным условием социальной стабильности является состояние социального баланса внутри общества. Здоровое общество может существовать лишь в условиях баланса социальных структур и институтов. Т. Парсонс утверждал, что серьезная проблема социологии состоит в удержании социума в стабильном состоянии. Для него понятие социального баланса являлось центральным в науке. Т. Парсонс считал, что общество всегда пытается добиться абсолютного баланса, а социальные конфликты постоянно этому препятствуют.
К показателям социальной стабильности относится: наличие в социальных институтах устойчивых социальных связей; факторы, способствующие сохранению обществом своей уникальности, посредством равновесия интересов различных социальных групп; метод решения появляющихся социальных проблем и противоречий; уровень одобрения людьми решений и инициатив государственных органов различных уровней; одобрение всех общественных ценностей.
Изучив социальную стабильность и социальное благополучие можно отметить, что они являются важными составляющими социального здоровья общества, еще они определенно находятся в зависимости друг от друга, ведь без социальной стабильности находиться в социальном благополучии невозможно и наоборот.
Из всего вышесказанного видно, что значение социального здоровья
огромно как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Значимость социального здоровья заключается в том, что оно определяет уровень социальных взаимоотношений, влияет на психическое и физическое здоровье человека, сказывается на всем здоровье. Оно является необходимым условием для нормальной и полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, экономической, культурной, научной деятельности и социальной жизни.
Подводя итог, можно сказать что в структурные компоненты социального здоровья входят количественные и качественные показатели, наличие определенных поведенческих черт, которые характерны социально здоровому человеку, стиль и образ жизни, показатели физического и психического здоровья, процесс социальной адаптации и социализации личности, социальное благополучие и социальная стабильность. К наиболее важным характеристикам социального здоровья относятся: позитивное отношение к своему здоровью, высокий жизненный уровень (условия жизни), умение приспособиться к социальным изменениям, прочность социальных отношений (высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность), интерес к окружающему миру, благоприятная обстановка в семье (наличие взаимопонимания, психологической поддержки), социальная активность (активная жизненная позиция), адекватный уровень самооценки.
В следующем параграфе изучим особенности социального здоровья современной молодежи.