Понятие здоровья человека. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра физического воспитания

Реферат

На тему: «Здоровье и его составляющие»

Выполнил: студент группы БСОз 12-01 Баландина В.А.

Проверил: Греб А.В.

Введение

1. Понятие здоровья

2. Составляющие здоровья

2.1 Физическое развитие

2.2 Эмоциональное развитие

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

2.5 Профессиональное развитие

2.6 Духовное развитие

Заключение

Введение

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

1. Понятие здоровье

Понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье - это природное состояние человека в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков. Здоровый человек живет по Законам Природы и он знает эти Законы. Здоровье - это не условное понятие. Человек может пребывать только в двух состояниях: либо в природном (здоровом), либо в искусственном (больном) состоянии.

В нашем цивилизованном обществе большинство людей больны той или иной болезнью. Но существуют сегодня и здоровые люди, параметры их здоровья такие: "Объективно здоровый человек, как оказалось, совершенно не болеет. То есть у него нет шансов заболеть обычной хроникой или инфекцией, вызывающей воспаления. Далее: выносливость его такова, что пробежав несколько часов, он не утомляется. Пройдя 500 км по пустыне (жара до 50 ° С), потребляя в сутки 150 г сухофруктов и крупы и литр чая из трав, объективно здоровый (О.З.) человек не устает и не теряет массы тела. О.З. человек потребляет в среднем ВЧЕТВЕРО-ВПЯТЕРО меньше пищи и кислорода, чем мы. Его естественная норма - 4-5 дыхательных циклов и 15-18 ударов сердца в минуту. Когда он бежит, у него наши параметры покоя. Такова же умственная и эмоциональная выносливость. Сна хватает 5-6 часов. Ясность сознания кристальная. Тон - сильный интерес и энтузиазм. Постоянно ровное, радостное настроение. Высокая разумность и независимость. Неутомим: успевает за день сделать столько, сколько мы за неделю. Нет сонливости утром. Обладает качественно другими восприятиями тела: пищу, воду, внешнюю среду воспринимает не привычками, а непосредственно потребностью организма. В этом смысле высочайшая чувствительность на все неудобоваримое, вредное: оно противно. На порядок выше связь человека с телом - их взаимопомощь и взаимоуправление.

Хорошее здоровье -- это стиль жизни. Состояние здоровья зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы относитесь к своей жизни в целом, совершая различные поступки и принимая «судьбоносные» решения. Для того чтобы быть физически здоровым, необходимо активно улучшать каждый аспект привычного существования, добиваясь его продуктивной трансформации в здоровый образ жизни.

2. Составляющие здоровья

Существует шесть основных составляющих хорошего здоровья: физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, профессиональное и социальное развитие индивидуума. Личностные приоритеты в преимущественном развитии тех или иных категорий находят зеркальное отражение в образе жизни каждого конкретного человека. Знакомство с данными категориями -- это первый шаг на пути к достижению хорошего здоровья.

2.1 Физическое развитие

Физическое развитие -- это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль. Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.). Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

2.2 Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие -- это способность не только адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, но и сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи эмоционально уравновешенной личностью, вы поддерживаете стабильные отношения с другими людьми и сохраняете позитивный и оптимистический взгляд на свою собственную жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать в депрессивные и стрессовые состояния, культивировать здоровые чувства и изыскивать безопасные «выходы» для негативных эмоций.

Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

Учеными всего мира уже много лет проводится достаточно большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между эмоциональным (психологическим) здоровьем человека и его роли в сохранении здоровья всего организма.

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.

2.5 Профессиональное развитие

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.

2.6 Духовное развитие

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.

3. Общее значение составляющих здоровья

А теперь представим себе все вышеперечисленные категории в виде сегментов одного круга, символизирующего хорошее здоровье. Круг разделен на шесть равных частей, представляющих шесть составляющих хорошего здоровья. Каждая из частей-сегментов одинаково важна для всего круга в целом, поскольку он графически отображает хорошее здоровье «в разрезе». Проблемы, возникающие внутри одного из сегментов, влияют на общее состояние круга.

Например, вы упали и сломали себе лодыжку, чем нанесли ущерб своему физическому состоянию. Если ваша работа связана с активными физическими нагрузками, то из-за полученной травмы вы будете вынуждены взять больничный, и тогда пострадает профессиональная составляющая. А если вы испытали стресс, то травмированной окажется не только лодыжка, но и эмоциональная составляющая. И наконец, вследствие перелома ноги вы будете ощущать свою зависимость от близких или друзей, что затронет уже социальную составляющую. Таким образом, все составляющие настолько тесно связаны, что, воздействуя друг на друга, они переплетаются, создавая основу вашего здоровья.

Все люди разные, очень важно понять, что графическое изображение соотношения составляющих хорошего здоровья у разных людей будет различным. Например, у профессора университета сегмент интеллектуального развития будет значительно большим, чем у домохозяйки, для которой гораздо важнее социальная составляющая -- система взаимоотношений в семье, с друзьями, соседями. Сегмент физического развития у профессионального спортсмена, естественно, окажется большим, чем у служителя церкви, сущность бытия которого определяет духовная составляющая. Схема, отображающая взаимоотношение шести компонентов развития личности, определяет ее индивидуальность.

Работая над схемой собственного хорошего здоровья, следует обратить внимание на то, что является главным лично для вас. Сегменты, образовавшиеся в результате деления символического круга, будут четко отражать, как много времени вы уделяете и какое значение придаете той или иной категории вашего личностного развития. Оцените свою схему в процентном отношении. Исходя из 100%, определите, сколько процентов приходится на каждую категорию, в зависимости от ее значимости. Например: 30% -- физическое развитие, 20% -- профессиональное развитие, 13% -- социальное развитие, 13% -- эмоциональное развитие, 13% -- интеллектуальное развитие и 11% -- духовное развитие. Довольно трудно определить важность данных категорий в цифрах, но такой вариант самоанализа приведет вас к самопознанию.

Составив для себя «Схему хорошего здоровья», вы можете разработать еще и обстоятельную программу «Физического здоровья». Выполнение физических упражнений может принести вам много пользы: уменьшить вероятность стрессов, избавить от избыточного веса, укрепить сердечно-сосудистую систему и мускулатуру, повышая выносливость последней, и сделать ваше тело более гибким. Однако, чтобы достичь столь впечатляющих результатов, вам необходима всеобъемлющая программа физической тренировки, включающая в себя четыре основных составляющих: упражнения, укрепляющие сердечно-сосудистую систему; упражнения для развития силы мышц; упражнения для повышения выносливости мышц и упражнения на гибкость (стретчинг). Все четыре типа упражнений должны обязательно присутствовать в программе ваших тренировок.

Заключение

здоровье физический развитие программа

Сохранение здоровья - хорошее эмоциональное (психологическое) здоровье человека так или иначе влияет на состояние и сохранение здоровья организма в целом. Позиция многих медиков в этой области такова: на эмоциональное здоровье оказывают большее влияние не сами события и обстоятельства жизни (пусть даже негативные), а ответная реакция человека на эти события. Позитивный настрой, активная жизненная позиция чаще всего помогут преодолеть невзгоды и сохранить здоровье.

Ряд исследований доказали, что у людей, которые сами принимают серьезные решения, связанные с их жизнью, процент смертности и подверженности заболеваниям в два раза ниже, чем у людей, решения которым навязываются.

Периодически проходите медицинские обследование на общее состояние здоровья. Часто случается так, что ментальные расстройства являются результатом физического недомогания: хроническое чувство усталости, депрессия может быть следствием заболевания щитовидной железы. Чувство страха и резкая потливость - возможные симптомы гипогликемии.

Регулярно занимайтесь спортом. Физические упражнения способствуют ментальному и эмоциональному здоровью. Это связано с биохимическими процессами, происходящими в организме под влиянием физических нагрузок. Для женщин, регулярные занятия спортом, помимо внешней формы и хорошего настроения, помогут снять ещё одну проблему - предменструальный синдром.

Придерживайтесь принципов здорового питания. Они хорошо известны. Важно избегать употребления пищи, оказывающей сильное воздействие на настроение: у многих людей кофеин в кофе и чае, а также прохладительные напитки нарушают сон и создают побочные эффекты при приёме лекарств. Сахар ещё один продукт питания, требующий осторожности, так как влияет на уровень сахара в крови. Очень трудно полностью исключить сахар из дневного рациона, но максимально снизить его потребление желательно для всех возрастных категорий. Не предавайтесь праздности, но и не перегружайте себя заботами. Это лучший способ избежать депрессий. В повседневной суете не забывайте о прелестях жизни. В свободное время занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие, и обязательно расслабляйтесь. Прекрасным методом расслабления являются йога, медитация или техника биообратной связи.

Стремитесь к социальной значимости. Сбалансированная жизнь предполагает сочетание личных и социальных устремлений. В стремлении соединить эти два начала заложено некоторое противоречие. Но именно в его преодолении достигается гармония бытия.

Список используемой литературы

1. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005 г.

2. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. 304 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 480 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Культура здоровья в обществе. Проблема сохранения и укрепления здоровья: здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания, рациональное питание - его составляющие.

    презентация , добавлен 03.02.2010

    Причины возникновения болезней, основы самоконтроля за состоянием здоровья. Правила применения современных лекарственных средств. Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и его физической подготовленности.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

    презентация , добавлен 13.03.2014

    Индивидуальное здоровье, его сущность, проявление. Классические теории и концепции питания. Роль и функции белков, жиров и углеводов в организме человека. Оздоровительное действие физических упражнений. Этапы формирования физического здоровья ребенка.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ "Санитарно-лесная школа".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Понятие здоровья и основные влияющие факторы: его ресурсы, потенциал, баланс. Социально-гигенические аспекты здоровья молодежи, образ жизни. Распределение студентов на медицинские группы по физической культуре. Социальное здоровье, заболеваемость.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Понятие "здоровый образ жизни". Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Современное определение здоровья как состояния физического, психического, социального, в том числе нравственного благополучия. Роль семьи в воспитании и формировании здоровья у своего потомства. Правильное питание. Активный образ жизни. Правила гигиены.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Физическое развитие: общее понятие и основные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития. Группы здоровья и их характеристика. Возможности создания инновационной службы оценки количества здоровья и качества жизни. Прогноз риска смерти.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: 18.04.2012 г.

Составитель: Учитель ОБЖ Певнева О.В.

  1. Образовательная - познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
  2. Воспитательная - содействовать формированию положительной «Я- концепции».
  3. Развивающая - способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, дневники безопасности, учебник

Ход урока

I. Организационный этап - (1 мин.)

II. Основной этап.

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Почему здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от него самого?
  2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?
  3. Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?
  4. Почему здоровье человека связывают с непременным условием его эффективной жизнедеятельности?
  5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е -

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность».

Цель урока: познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.

  1. Изложение программного материала.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать её более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.

Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.

Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделён творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья всё больше выступает духовная его составляющая.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона. Вот что он написал в своём трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. своё тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе всё необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и будущем. Напротив, человек, наделённый разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причём предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с лёгкостью видит всё течение своей жизни и подготавливает себе всё необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».

Физкультурная пауза.

Упражнения для физкультминутки

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. (Cлайд 10)

Духовное, физическое и социальное здоровье - это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье - это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны жизни нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определённым заболеваниями или наличие врождённых физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.

В заключение отметим, что каждый человек ответственен за своё здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия - это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определённая жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это, прежде всего, осознанное стремление к соблюде6ию норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитания в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.

Необходимо переосмыслить своё отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

IV. Итог урока

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
  2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
  3. Какова роль физических факторов на здоровье человека?
  4. Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?
  5. Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?

Домашнее задание

Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя дея-тельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.

Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.

Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья все больше выступает духовная его составляющая.

В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона. Вот что он написал в своем трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».

Духовное, физическое и социальное здоровье - это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.


Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье - это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.

В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия - это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.

Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

Вопросы

  1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
  2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
  3. Какова роль физических факторов на здоровье человека?
  4. Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?
  5. Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?

Задание

Кратко сформулируйте свое понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.

Важнейших операция с понятием называется ОПРЕДІШЕНИЕМ. Когда термин нам незнаком, т.е. мы не знаем, что за предметы он обозначает, и нам неизвестен его смысл, мы порою так и говорим: ""понятия об этом не имею." Владеть понятием, безошибочно его применять к предметам и явлениям окружакнцего нас мира - это значит уметь рас­крыть содержание понятия.

Определение это операция, в которой раскрывается содержание поня­тий, т.е. перечисляются существенные признаки, его составляющие.

Определением принято называть не только операцию с понятием, но и результат этой операции - полученное высказывание. Вот примеры определения понятий, взятые из школьных учебников:

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются тек-

тр опитами.

Навык ~ это действие, в составе которого отдельные операции стали авто­матическими в результате упражнений.

Прямой речью называется точно воспроизведенная речь, переданная от лица того, кто ее произнес. *

Федерация государство, состоящее из объединившихся в единое государствен­ное целое отдельных самостоятельных государств. Различают два вида определений: РЕАЛЬНЫЕ и ІЮМШІАЛЬНЬЇЕ (в первых опре­деление дается предмету, а во вторых термину), причем один вид определения может быть переведен в другой изменением формулировки. Например: квадрат - это прямоу­гольник с равными сторонами. Термин "квадрат" обозначает прямоугольник с равными сторонами.

В структуре любого определения различают две составляющие: ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ (понятие, содержание которого требуется раскрыть) и ОГ1РЕДЕЛЯЮЩЕЕ (понятие, по­средством которого это содержание раскрывается).

Такая структура видна в ЯВНЫХ определения, которые дают прямой ответ на воп­рос "что такое предмет? " или "что называется термином?". Явные определения при меняются в научных трудах, в учебниках, нередко они выделяются в тексте или разъяс­няются в подстрочных сносках. Для публицистики и художественной литературы характерны НЕЯВНЫЕ определения, содержание которых не раскрывается прямо, но может быть воссоздано из контекста или дано в комментариях. В числе неявных определений сеть и такие, где предмет определяется не через отли­чительные свойства его самот, а через его отношение к другим предметам.

Это характерно для математических дисциплин. Например, нуль определяется в мате­матике как число, которое будучи сложено с числом А, дает А. Таковы все математичес­кие уравнения, решая которые и выяснив значение числа "X", мы неявное определение превращаем в явное.

Определения или дефиниции (definitio - лат. определение) принято разделять на а) ПРОСТЫЕ определения через перечисление признаков и б) 01IPEДЕЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ Ш"ШЖАЙІІІИЙ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ. Дело в том, что нередко дать полный перечень признаков (даже существенных) бывает очень непросто, и для того, чтобы рас­крыть содержание понятия, применяется известный еще древним грекам прием - ис­пользование других понятий.

В названии этого вида определения упомянуты те понятия, которые помогают в операции определения: ближайший род и видовое отличие. Ближайший род - это поня­ тие, с которым наше определяеиое находится в прямом подчинении. Ясно, что опреде­ление понятия имеет цель выделить и отличить предметы реального мира от сходных с ними, а не вообще ото всех других предметов. У:же поэтому берется ближайшее ро­ довое понятие, и весь комплекс существенных признаков его естественно входит в со­держание определяемого.

Так, например, отметив, что никель - это металл, мы по сути дела фиксируем нали­чие у никеля всех свойств металла. Нам нет надобности после такого включения никеля в группу металлов упоминать, что никель проводит электрический ток или перечис­лять отдельные свойства металлов. Факт принадлежности никеля к группе метамов вооружает нас знаниями об определенных признаках никеля. Точно так же в определе­нии квадрата, назвав ближайший род (понятие ""прямоугольник"), мы уже указали ро­довые признаки геометрической фигуры с равными сторонами, присущие также квад­рату. Теперь остается добавить отличительный видовой признак, выделяющий среди всех предметов рода в самостоятельный вид. Этот особый признак (deSnitio specifica) должен быть существенным. Для квадрата это признак равенства сторон, для никеля ■-атомный вес з 8,69.

Таким образом, структура рассмотренного вида определения из общей формулы (оп­ределяемое ~ определяющее) превращается в иную:

определяемое = ближайший род + видовое отличие.

Видовое отличие здесь может составлять просто любой существенный признак вида, а может указывать на способ образования или на происхождение предметов, обозначае­мых данным понятием. Тогда различаются две подгруппы определений "через ближай­ший род и видовое отличие": 1) АТРИБУТИВНЪЗЕ (attributum -лат. "необходимое свой­ство ") и 2) ГЕНЕТИЧЕСКИЕ (genesis ~ греч, "возникновение, происхождение "). Пример генетического определения: "тттар, это тело, образованное вращением полукруга вокруг диаметра".

Генетическое определение, как подчеркивается во всех учебниках, имеет большое по­знавательное значение, усиливает строгость и выразительность понятийного аппара­та науки. Однако, генетическое определение тю разновидность определения через ближайший род и видовое отчичие. В генетическом определении также берется бли­жайший род, а в качестве видового отличительного признака фигурирует указатель происхіУждения предметов. Операция определения понятия может быть представлена в виде АЛГОРИТМА или предписания, указывающего последовательность совершаемых действий:

К определяемому понятию найти через его обобщение ближайшее родо­вое понятие.

Выделить видовой отличительный признак определяемого понятия

К родовому понятию прибавить отличительный признак вида, т.е. при­менить прием ограничения понятия.

Осуществить проверку правильности определения понятия или путем графического обозначения тождества их объемов, или подстановкой опре­деления вместо определяемого в контексте.

Этот алгоритм имеет универсальный характер, он применим при всякой операции оп­ределения понятия.

Исключения составляют такие ситуации, когда с, качестве определяемого выступа­ет понятия предельно широкое по объему и потому не подводимое ни под какое родовое понятие. Например, понятие "материя".

Если определяется термин, обозначающий единичный предмет, то видовое отличие названо быть не может, т.к. один предмет виоа не составляет

Здесь вместо видового отличия, сочетаемого с термином рода, указывается соб­ственное имя. В строго научном смысле такие <>пре> )еления не Являютс я определениями, т.к. не раскрывают существенных свойств предмета, но они дают возможность отли­чить предметы друг от друга. Отсюда существуют "названия" собственные имена людей, улиц, городов, книг. Столица Украины город Киев. Автор поэмы "Кобзарь" -поэт Т. Шевченко.

Если индивидуальный предмет или индивид не характеризуется строго, а его требу­ется просто выделить и отличить от других, то применяется произвольный выбор вы­деляющих признаков:

Скажи мне. юи&ь, не знаешь ты. Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит! Так Онегин Пушкина выделяет встреченную им на палу Татьяну.

В числе близких к определению приемов выделим описание, характеристику и ос-тенсивное определена с

ОШтСАИИЕ- это указание на какие-то отличительные (не обязательно существен­ные) свойства, предмета.

ХАРАКТЕРИСТИКА - это перечень важных в каком-либо отношении свойств пред­мета, отмечаемых с определенной целью.

Так, например, М. Булгаков, описывая одного из своих гороев, отмечает, что он "был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке..." А в каче­стве характеристики этого героя подчеркивает, что он был председателем правления од­ной из крутшейтиих литературных ассоциаций и редактором толстого художественного журнала.

ОСТЕНСИВНЫЕ определения (osten.sio - лат. "показывание" 1 ) собственно мысли­тельной процедуры не представляют. Здесь разъяснение содержания понятия осуществ­ляется посредством пример;», чаще даже непосредственным, указанием на предмет.

В учебном процессе (особенно в начальной школе) остенсивные определения состав­ляют НАГЛЯДНО-предметную форму изложения материала с применением моделей предметов (муляжей, картин, графиков и проч.). При проверке знаний ребенка учителю также следует опираться на опыт повседневного общения, где прием "показывания" общеупотребителен.

Остенсивные определения имеют применение и в сфере научного знания. Известно, например, мнение А. Пуанкаре, который говорил, что исходные понятия физики надо просто раскрывать на примерах.

Создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.

Задачи:

Способствовать формированию положительной «Я- концепция».

Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;

Способствовать развитию творческих способностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 (из Устава ВОЗ) Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

2 Задание на ассоциации: на каждую букву данного слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. З- Д- О- Р- О- В- Ь Е -

Жизненные ценности Деньги Образование Высокооплачиваемая работа Семья Карьера Здоровье Недвижимость Престижное образование Престижная работа Спорт

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Духовное здоровье Физическое здоровье Социальное здоровье Все составляющие должны находится в гармоничном единстве.

Двигательной активностью Рациональным питанием Закаливанием и очищением организма Физическое здоровье обеспечивается: Исключением вредных привычек Сочетанием видов труда Временем и умением отдыхать

Процессом мышления Познанием окружающего мира Ориентацией в окружающем мире Духовное здоровье обеспечивается:

П редвидеть возникновение ЧС О ценивать последствия ЧС Принимать обоснованное решение Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальных средах. Оно достигается умениями: Действовать в ЧС

1.Что такое индивидуальное здоровье? 2.Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека? 3.Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

« Плюс-минус-интересно » . « Плюс-минус-интересно » . «П» «М» «И» « Плюс-минус-интересно » . « Плюс-минус-интересно ». В графу « П » - « плюс » записывается все, что понравилось на уроке. В графу « М » - « минус » записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание: § 7.2 Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.






Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.