Здоровый образ жизни и высокий духовность. «духовность. культура. здоровый образ жизни. Проект «Семейные ценности»

Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней. Аштанга Хридаям Самхита [гл.4,стих 36]

Различные писания мира подчеркивают необходимость соблюдения фундаментальных правил, направленных на поддержание здоровья, на важность и значение здорового образа жизни для человека и его здоровья. Наше тело дано нам (кем и как – это уже вопрос, который каждый решает для себя лично) для того, чтобы мы могли реализовывать себя в этом мире. Ежедневно мы разными способами позитивно или не очень реализуем себя в социуме. Многие пытаются убрать это «или» и стремятся оставлять после себя по возможности только самое лучшее, постепенно избавляясь от омрачений и эгоизма и от телесного здоровья двигаясь к более высоким уровням.

Старая пословица «все связано» оказывается более и более верной, чем больше мы узнаем о разуме и теле. Духовное здоровье становится все более серьезной проблемой, поскольку мы видим важность баланса логического и эмоционального. То, что мы находим, тем больше мы узнаем о важности духовного, помимо физического здоровья, состоит в том, что для того, чтобы заботиться о целом, мы должны сначала заботиться о сумме наших частей. Наш ум, тело и душа - это все элементы сущности, которая есть мы. Когда мы не заботимся об этих трех элементах правильно, мы начинаем видеть беспорядок и негативность.

Возможно ли это во время болезни физического тела? Читатель этой статьи, конечно, вспомнит, что не раз во время недуга мысли концентрировались только на боли и крайне трудно на таких тонкоматериальных вещах, как творчество, сострадание, радость, духовность, обучение. Чтобы встать и своим несчастным бренным телом «причинить» что-либо из этого достойного списка кому-то вообще мыслей не было. Вместо этого – жалость и стойкая клятва больше так не есть, не пить, не делать … до следующего раза.

Есть много вещей, которые могут научить нас люди со здоровой духовной жизнью. Всегда есть способ улучшить нашу жизнь, или что мы можем быть более в гармонии с естественным миром, это просто требует немного мысли и усилий. От изменений образа жизни до простого изменения мировоззрения небольшие изменения могут оказать глубокое общее влияние на нашу жизнь.

Ниже следует шесть из наиболее важных компонентов для завершения духовного здоровья, на которые вам нужно сосредоточиться. Это, конечно, не является исчерпывающим, но сосредоточение внимания на улучшении этих шести областей вашей жизни поставит вас на конечное духовное, физическое и психическое здоровье и благополучие.

Больному человеку и мёд горек, говорят в народе. Здоровье физического тела – первостепенная потребность человека. В наше время всё чаще звучит словосочетание «здоровый образ жизни». Если вы спросите своих знакомых, ведут ли и понимают ли они значимость здорового образа жизни , почти каждый ответит утвердительно. Регулярные тренировки в спортзале, нерегулярные тренировки там же, порошковое белковое питание, сыроедение, шампанское по праздникам, йога (по форме), питание без графика, питание по графику, чашка кофе в день – всё это разными людьми считается мероприятиями для поддержания здоровья. Сегодня термин «здоровый образ жизни» объединяет необозримое множество понятий. Поэтому, чтобы разобраться в этой теме, необходимо ввести некий стандарт, опираясь на который, мы двинемся дальше.

Мы - сложный организм с множеством различных функций и элементов. Как и любая техника, мы должны быть уверены, что наша персональная машина, тело, должным образом заботятся. Активная активность не только помогает нам поддерживать здоровье суставов и мышц, и мы поддерживаем правильный вес. Упражнения также помогают уменьшить количество гормонов, высвобождаемых в организме.

Психическое благополучие – Свастха

Внимательность можно рассматривать как способ восприятия и вокруг вас. Быть внимательным в основном означает уделять больше внимания слушанию и сейчас. Это не состояние, которое приходит естественным путем, но оно является неотъемлемой частью духовного здоровья и благополучия.

Неудивительно, что в понимании данного стандарта Запад и Восток солидарны, ведь страдания физического тела везде причиняют одинаковую боль. Здоровье, по определению ВОЗ, это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия. С точки зрения Аюрведы (традиционной «индийской» медицины, одного из раздела ведических шастр), здоровье состоит из четырёх уровней: Арогья – «отсутствие физических страданий, или физическое благополучие»; Сукхам ¬– «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме»; Свастха – «эмоциональное благополучие»; Ананда – «духовное счастье, радость, удовлетворение». Таким образом, здоровье тела и отсутствие болезней, то, как большинство понимают смысл здорового образа жизни сегодня, является первым, базисным, но только одним из четырех его уровней.

Между нашим здоровьем и нашей духовностью или духовной жизнью существует очень сильная взаимосвязь. Посещение нашей духовной жизни оказывает сильное влияние на наше благополучие - физическое, ментальное, эмоциональное, реляционное и духовное. Исследования все чаще демонстрируют существенное влияние нашего психического, эмоционального и духовного состояний на наше физическое здоровье. Ум и тело не являются отдельными, но мощно и напрямую связаны между собой. Как можно заботиться о нашей духовности?

Что это такое, а что нет

Прежде чем мы посмотрим на это, мы сначала должны быть уверены, что все мы говорим об одном и том же. Духовность связана с тем, что касается или затрагивает душу человека духом, в отличие от материальных или физических вещей. Духовность затрагивает ту часть вас, которая не зависит от материальных вещей или физических удобств и существует ли человек религиозным или нет. Религия: убеждения и практика, согласованные группой людей с целью выражения их веры. Таким образом, духовность связана с подключением и воспитанием вашего нематериального существа.

1. Физическое благополучие – Арогья

Это первый уровень, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болезней, недомоганий, болей и в целом хорошо себя чувствуете. Для повседневной деятельности нам необходимо здоровое тело, и поэтому этот уровень является базовым. Трудно представить себе человека, живущего полной жизнью, страдающего при этом от гипертонии, головокружений, насморка и т.д. Часто этот уровень рассматривают как единственно значимый и посвящают всё своё свободное время и силы так называемому «культу здорового тела». Хорошо это или плохо? В качестве выстраивания некоего базиса – необходимо. Но, к примеру, с точки зрения зацикливания на себе – возможный, но не лучший сценарий вашего развития. Попробуйте приложить силы для улучшения физического благополучия людей в социуме вокруг вас любым доступным вам способом.

Характеристики духовного благополучия

Давайте посмотрим, как выглядит духовное благополучие. Вера в систему убеждений - религиозная или нет, что позволяет вам связываться с вашей сущностью.

  • Жизнь имеет смысл и цель даже во времена страдания и смерти.
  • Чувство связи с другими людьми и с миром.
  • Опыт трансцендентного, который может дать жизненную цель и смысл.
Значительный рост медицинского интереса к духовному благополучию. Мы узнали, что вы не можете переоценить роль духовности в паллиативной помощи. Исследования подтверждают важность духовной помощи и подчеркивают, что люди хотят, чтобы их духовные потребности затрагивались, когда они страдают и умирают.

2. Социальное благополучие – Сукхам

Этот уровень подразумевает благополучие, испытываемое человеком от пребывания в обществе. Пожалуй, наиболее важный аспект, в отношениях человек-социум, – его профессиональная деятельность. Немногие могут сказать, что занимаются в жизни тем, что доставляет им удовольствие. Как правило, деньги заставляют людей каждое утро просыпаться после пяти будильников с радостной мыслью: «снова на работу». По данным американских экспертов, у лиц, перенёсших сердечный приступ, в 90% случаев обнаруживаются две общие черты. Первая – нелюбимая работа. Вторая – нелюбимая семья.

Духовная забота является важным фактором в борьбе со страданиями. Форма духовности принимает очень сильно. Суть основы для понимания духовности проистекает из самых основных человеческих потребностей - необходимости найти смысл. Как человеческие существа нам нужно испытать смысл в жизни, смерти и страданиях. Посещение наших духовных потребностей - это самый мощный способ удовлетворить эту потребность.

Будучи связанными с нашей сущностью, нашим нематериальным Я, не чувствуя себя одиноким, находясь в отношениях, через подлинную, значимую связь, посредством проверки на основе опыта того, что превосходит наши физические я. Неуверенность в жизни внушает надежду на принятие, комфорт и мир, поддерживает и решает экзистенциальные проблемы, особенно вокруг страха смерти. Духовность позволяет нам заботиться о себе и друг друга, даже когда лечение невозможно. Многие из нас живут своей жизнью из головы, нашего мозга, нашего логического ума, и это только часть того, кто мы есть.

Как решить первую проблему? Следовать своему предназначению. Но. Это не значит, что, имея, к примеру, предназначение стать преподавателем йоги, человек бросает дом, работу, семью и уходит жить в пещеру/ашрам. Ещё раз подчеркнём, что буддизм рассматривает лучшую деятельность как помощь людям вокруг в избавлении от омрачений. Деша-кала-патра – «время, место, обстоятельства». Не нужно проявлять фанатизм, путь к своей дхарме в наше время небыстр и точно не лежит через пещеру.

Социальное благополучие – Сукхам

Однако это только часть того, кто мы есть. Очень важно научиться выходить из головы и общаться с остальными. Наша жизнь - это интеграция нашей головы и сердца. Когда мы учимся быть в наших телах и в наших сердцах, мы можем чувствовать другую реальность, которую наш рациональный ум не может нам дать. Сострадание - одна из самых сильных сил во Вселенной. Сострадание - это качество любящей доброты, которое является нежным признанием даже того, что в противном случае было бы неприемлемым. Это уважительное, доброе понимание страданий, мягкая, нежная оценка страданий.


Решение второй проблемы в том, чтобы принять всё своё окружение такими, какие они есть. Это когда мы искренне считаем, что наши родные – самые лучшие. Наши дети – самые лучшие, как бы они себя ни вели. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что лучше всего напоминает мне, каким образом я должен меняться в лучшую сторону. Считается, что наше окружение – это олицетворение нашей кармы, т.е. мои прошлые поступки пришли ко мне в форме конкретных личностей, чтобы чему-то меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация для нашего роста.

Если включает в себя чувство сопровождения до тех пор, пока оно требуется. Он прочен и включает в себя чувство взаимности. Сострадание - это человеческая способность, которую мы можем использовать, чтобы относиться к боли и страданиям. Он более энергичен, чем эмпатия. Показание сострадания - это акт и мощный акт, который способствует ослаблению и трансформации страданий.

Чтобы проявить эффективное сострадание к другим, прежде всего необходимо иметь возможность испытать и полностью оценить собственные страдания и, как следствие, сострадать к себе. Сообщается, что Будда сказал: Можно путешествовать по всему миру в поисках того, кто более достоин сострадания, чем самого себя.

То же относится и к материальному положению. Пусть у меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарность жизни, судьбе, природе и окружающим нас людям. Так просто менее психически энергозатратно жить.

3. Психическое благополучие – Свастха

Вот несколько эффективных практик духовного ухода

Медитация: любая рефлексивная или созерцательная практика, которая переносит ваше сознание из рационального ума и внешнего мира, в сферу вашей сущности, в вашу сущность или в трансцендентную. Медитация - это проверенная временем техника для расширения вашего осознания и связи с вашим более глубоким существом.

Руководящие образы: особый тип медитационной практики, использующий силу воображения. Внимательность: медитативные практики, которые происходят в буддизме, призваны укрепить ваше чистое осознание и место в вас, от которого вы можете наблюдать, без привязанности или суждения. Есть много отличных книг и классов, которые помогут вам изучить основные приемы осознанности, мощный и эффективный способ воспитания вашей духовности.

Психическое и эмоциональное благополучие, понимание своей собственной природы и природы своего ума, который без устали мотивирует нас к тем или иным поступкам, есть качества здоровой психики. На западе профессия психолога чрезвычайно популярна. Там люди стремятся разобраться в своих эмоциях и желаниях, всё лучше понимая, что гнев может быть разрушителен для организма в целом, а ненависть отнимает драгоценные жизненные ресурсы. На востоке люди ищут ответы на вечные вопросы о том, кто есть Я и что есть Душа, каков её путь из одного тела в другое.

Благодарность: практика того, чтобы быть благодарным, имеет право перенести ваши привычные модели мышления и реагирования и открыть вам другой уровень осознания и опыта, который связывает вас с более глубокой частью вас и жизнью. Для того, чтобы создать, мы переходим в слегка измененное состояние, и опыт пребывания в этом состоянии меняет нас, связывая нас чем-то другим, кроме нашего логического, рационального ума, с которым большинство из нас идентифицировано, большую часть времени.

Музыка: создание или прослушивание музыки может вывести нас из нашего логического разума и связать нас с чем-то большим. Время в природе: если мы спокойны, благодарны, осознаем, отражаем, можем открыть нам красоту, силы творения, жизненные циклы и трансцендентные.


Уровень понимания своей психики возможен при условии, когда человек осознаёт, что все объекты, явления и события преходящи. На социальном уровне мы получали удовлетворение от внешних источников, таких как деятельность, взаимоотношения, материальные объекты. Представьте, что эти источники пропадут. Есть интересная работа, любимая семья, хорошие взаимоотношения, материальное благополучие, но в какой-то момент это исчезнет. Психически благополучный человек не будет терять здесь самообладание. Он останется в состоянии эмоционального благополучия, даже если потеряет всё, даже тело. Мы приходим в этот мир голенькими и уходим такими же, это нельзя изменить. Измени, если можешь, и не страдай. Если не можешь изменить, зачем страдать?

Духовное благополучие – Ананда

Журналирование: это прекрасный инструмент для размышлений, для того, чтобы успокоить себя, чтобы мы могли слышать другие части нас самих, для замедления, для осознания. Духовное направление: работа с духовным руководителем может быть полезным способом изучения убеждений, вопросов, сомнений и поиска инструментов и ресурсов для развития нашей духовности.

Пастырское консультирование: работа с пастырским консультантом может быть особенно полезной в борьбе с печалью, потерей, духовными вопросами, возникающими во время перемен, страданий и потери. Религиозный ритуал, включая чтение священных текстов: ритуал - это мощная духовная практика. Ритуал представляет собой серию конкретных действий, которые наполнены символическим содержанием, отражают и выражают чувства участников. Ритуалы вокруг смерти используются людьми в течение тысяч лет. Ритуалы позволяют нам делиться важными событиями с другими.

Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне (социум) и внутри (психика).

4. Духовное благополучие – Ананда

Важным признаком духовного благополучия является то, что оно постоянно возрастает. Каждый день, каждое мгновение всё больше и больше вы испытываете счастье, удовлетворение и радость, что бы ни происходило вокруг. Это не значит, что вас пора сдать куда следует, вы уже понимаете важность и обладаете физической, социальной и психической составляющей здорового образа жизни, вы не больны. Осознание истинного понимания уровня духовного благополучия в наше время от нас требует усилий, ведь духовность сейчас весьма проигрывает материализму, духовность даже продают задорого и делают на ней бизнес. На этом уровне особенно стоит соблюдать принцип золотой середины: является ли истинной духовностью отречение от семьи или круглая сумма за отпущение грехов? Это уровень нравственности, здравомыслия и морали, отсутствия фанатизма и видения истинного положения вещей. Не кажется ли вам, что он возможен лишь в случае соблюдения остальных ступеней здорового образа жизни, ведь как узнать, что есть мораль без социума, и как применить здравомыслие, не испытав на своём теле?

Они объединяют нас и позволяют нам подключаться, и через соединение находят поддержку и смысл. Ритуалы дают возможность для взаимного признания происходящего, укрепления социальных отношений, помогают нам противостоять реальности, обучать нас, интерпретировать события и помогать нам интегрировать то, что произошло в более широком контексте.

Посещение поклонения: для многих посещение знакомых богослужений дает возможность соединиться с трансцендентным, соединиться с их духом, быть перенесенным музыкой и молитвой, общаться с другими. Молитва: Молитва - самый распространенный духовный ритуал во всех религиях, Молитва является наиболее распространенным методом лечения боли после приема лекарств и является наиболее распространенным без наркотиков методом лечения боли. Молитва - эффективный метод расслабления.

Таким образом, получается, что, если вы заинтересованы в здоровом образе жизни, не ограничивайтесь только отсутствием болезней и поддержанием своего физического тела в норме. Задумайтесь: «Как там у меня со всеми четырьмя уровнями? Если я здоров, не стоит ли мне обратить внимание на социальную сферу, а если и там всё хорошо, не пора ли аккуратно расселить тараканов в голове?»

Духовность определяется многими способами, включая веру в силу, действующую во Вселенной, которая больше, чем вы, чувство взаимосвязи со всеми живыми существами и осознание цели и смысла жизни и развития личных ценностей, Это то, как вы находите смысл, надежду, комфорт и внутренний мир в своей жизни. Хотя духовность часто ассоциируется с религией, личная духовность также может развиваться посредством музыки, искусства или связи с природой. Люди также находят духовность посредством поступков сострадания и самоотверженности, альтруизма и переживания внутреннего мира.


Конечно, невозможно довести до совершенства одну сферу, сейчас в нашем ведении у каждого из нас сразу все четыре уровня. И в своём истинном значении здоровый образ жизни призван помочь человеку выстроить гармоничную жизнь во всех направлениях, не только в материальных, но и в духовных. В цитате, приведённой в начале этой статьи, вы видите все четыре уровня, и уровень физики тела является базой для построения гармоничной жизни. Социальное неблагополучие влияет на физическое здоровье, нездоровая психика – на отношения в социуме, а бездуховный человек разрушает в первую очередь свою психику, тогда вся пирамида рано или поздно рухнет. Уже сегодня можно с чего-то начать, чтобы сохранить её в равновесии и покое.

Что такое здоровый образ жизни? По нашему мнению, это прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.

Наверное, именно такой образ жизни имел в виду древнегреческий философ Эпикур, живший в Афинах в 341-270 гг. до н.э., когда однажды сказал: "Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо". И это очень верно, поскольку здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Именно в понятии "здоровый образ жизни" наиболее полно выражается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем.

Русский философ И.А. Ильин считал, что "здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают… Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личною природою и личным духом". В самом понятии "Дух" ощущается энергетическое начало. В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему, в свою очередь, души, которой должно быть подчинено тело, такое иерархическое устройство – залог здоровья, норма человеческой жизни. И это взгляд русского философа на категорию индивидуального здоровья. На наш заинтересованный взгляд из XXI века, с позиций теории нормы, здоровье есть норма и гармония генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа . Здоровье проявляется состоянием физического, духовного и социального благополучия индивида в различных видах его активной общественно полезной деятельности – в труде, семье, спорте и защите Отечества. Уровень здоровья каждого человека различен и во многом зависит от конституциональных и поведенческих особенностей, темперамента, менталитета, гормонального и иммунологического статуса индивида.

Что касается категории болезни, то человеческая болезнь рассматривается православным философом Ильиным И.А. как таинственная запись, которую нам надо расшифровать: ибо в ней записано о нашей прежней неверной жизни, когда человек живет в разладе с самим собой, чувствуя "во всем себе страшный беспорядок" . А потом – это еще и шифр о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой, гармоничной жизни (читай – жизни с Богом). По мнению Ильина И.А., этот шифр надо разгадать нам, истолковать, сделать правильные выводы и осуществить-таки замысел Божий в отношении каждого из нас на путях нашего духовного совершенствования, справедливости и Добра. "В этом глубинный смысл болезни. Мы должны воспользоваться своей болезнью, не только для того, чтобы исцелить себя (ибо в этом ее призвание), но и умудрить" . А мудрость дается человеку через испытания и страдания (переживания), которых, как показывает история человечества, увы, не избежал еще ни один из когда-либо живших на земле. И хотя ХХ век уже немало преуспел в рационализации нашего внутреннего мира, все-таки душевные метания даже во времена общенационального кризиса и раскола общества не перестали быть нормальным состоянием современного, раздваивающегося между Добром и Злом человека. Вспомним строки из письма Льва Николаевича Толстого своей двоюродной тетке Александре Андреевне Толстой от 18 октября 1857 года: "Мы всегда ждем, что мир водворится, в нашей душе наступит душевное равновесие. Нам худо без него… Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинаться, и опять бросать, и вечно бороться (читай – прежде всего, со злом внутри себя) и лишаться… А спокойствие – душевная подлость".

Еще Сократ считал, что человек должен в своей жизни (как главное свое достижение) совершенствовать ту часть тела, которая является вечной и потому самой важной, то есть душу! "Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души…" . С точки зрения религиозной философии и догматического богословия, душа обозначает одну из составных частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом . Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. По Ильину душа – это весь многослойный поток зрительных образов, слов, чувств - наших внутренних нетелесных переживаний, во всем его объеме и разнообразии. Душа – это вся совокупность того, что происходит в нашем "сознании", а равно и в нашем "бессознательном", на протяжении всей нашей жизни: это наши переживания, чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, праздные фантазии, впечатления и помыслы, проносящиеся в нас мимолетно, а также деловые соображения и заботы, приковывающие нас к себе надолго.

Сегодня душа современного человека подвергается сильнейшим соблазнам и испытаниям. Русский философ С.Л. Франк в своей работе "Крушение кумиров" (1923), подвергая социально-философскому анализу современную ему эпоху, как бы предвосхищает трагизм нашего времени. Причем, данная Франком характеристика состояния российского общества начала ХХ века настолько полно совпадает с мыслями и чувствами, переживаемыми нами сегодня в XXI веке, что просто приходится поражаться прозорливости автора: «Исключительно трагический характер современной эпохи, неслыханное обилие в ней зла и слепоты, расшатанности всех обычных норм и жизненных устоев предъявляют к человеческой душе такие непомерно тяжкие требования, с которыми она часто не в силах справиться» . Душа подвергается сильнейшему соблазну либо отречься от всякой святыни и предаться пустоте и призрачной свободе неверия, либо с угрюмым упорством вцепиться в обломки гибнущего старого здания жизни и с холодной ненавистью отвернуться от всего мира и замкнуться в себе. Поэтому мы вспомнили о душе.

Еще философы древности предостерегали людей от власти пороков, порождающих расстройства и болезни. Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние . Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума , детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).

Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

  • изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
  • исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
  • хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;
  • увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
  • половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

    Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

    С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ), которые мы попытались обобщить в этой статье – свести воедино, и это, прежде всего:

  • социальная зрелость личности – духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла. Необходимо отметить, что непрестанная каждодневная борьба с внутренним и внешним Злом требует от современного человека характера, настойчивости, концентрации Воли, самоограничения – крепости духа, гражданской смелости и воинской доблести, ничуть не меньших, чем героизм древних эллинов, римских стоиков и дружинников Александра Невского, или мужества чудо-богатырей А.В.Суворова.

    Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

    Среди национальной элиты страны в российском обществе повсеместно наблюдается глупое, бездумное и поверхностное подражательство Западу во всем при одновременном уничижении, самобичевании и отрицании своего великого прошлого. Сегодня либеральной элитой за высокое выдается низкое (массовая культура), вопреки могучей нравственно-религиозной и, более чем, тысячелетней культурно-исторической традиции нашей православной самобытной древней цивилизации. Еще славянский философ К.Н.Леонтьев (1831-1891) сокрушался, что у нас, в высших слоях российского общества дух охранения слаб, а наше общество вообще расположено идти по течению… В то время как России, чтобы не распасться и противостоять натиску могучего Запада, который стоит перед нами во всеоружии, нужна внутренняя сила, нужна крепость государственной организации, крепость духа дисциплины. По мнению К.Н.Леонтьева, у либералов же все смутно, все спутано, все бледно, всего понемногу. Теперь либералами у нас (по выражению Щедрина) заборы подпирают… Так их много и так мало нужно ума, познаний, таланта и энергии, чтобы стать в наше время либералом! Заметим, что К.Н.Леонтьев описывал общественно-политические события в России конца 19 века, которые привели к февральской (либеральной) революции 1917 года. И далее по тексту: «Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и всего выразительного» . Как говаривал русский философ и гений И.А.Ильин: «Либерализм – это ложно понятая и ложно практикуемая свобода. Либерализм «грешит» индивидуализмом, а социализм – коллективизмом и оба пожинают горькие плоды своего упорства и такой однополости».

    Поэтому важную роль в сохранении здоровья нашего атомизированного, раздробленного общества, - несмотря на кризис технической цивилизации, на наступление массовой агрессивной западной культуры, - выполняет традиционное духовное, трудовое и физическое воспитание российской молодежи, то есть наше национальное воспитание, основанное на православной культуре и морали – идеалах христианской Любви, Правды, Добра, Справедливости и представлениях о Зле, истинном и ложном, должном и справедливом. Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных, нравственных и физических сил ребенка, подростка и образованию его сильного национального характера; оно имеет в виду создать самостоятельную, творческую, здоровую нравственно и физически, волевую личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и достойную жизнь, а также к активному положительному воздействию на окружающую среду.

    Духовное воспитание в сочетании с активным занятием физической культурой и спортом способствует развитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляет российскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. (греховным проявлениям). Венцом духовного воспитания творческой, социально ориентированной личности является образование национального характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею, и, здесь, очень кстати физкультурное воспитание и образование молодежи еще с раннего детства в системе детско-юношеского (массового) спорта.

    По мнению Е.И. Рерих, духовность – это жизненная сила, приводящая в движение человека, это психическая энергия, которая включает в себя интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные накопления, объединенные в единое энергетическое поле, составляющее сущность человеческого мира. Духовность проявляется, прежде всего, в творческой деятельности любого рода. По мнению философов и мудрецов разных времен и народов, духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания, гораздо важнее телесного.

    Кроме духовно-нравственной основы здорового образа жизни, к правильному, здоровому образу жизни следует отнести еще ряд важнейших условий:

  • качество жизни – группа показателей социально-экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, дешевое безопасное водоснабжение, санитария и социальная востребованность Личности;
  • наличие свободного времени и возможности для активного отдыха;
  • труд и отдых (ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное разумное чередование, что позволяет современному человеку сохранить на уровне нормы здоровья свой иммунитет, удовлетворение жизнью и работой). "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
  • самоактуализация (постановка главной цели в жизни – реализация творческой потребности); самосовершенствование в процессе самопознания (поиск и обретение смысла жизни )
  • самоограничение, самосохранительное поведение – умение контролировать себя, то есть умение управлять своими эмоциями и страстями, умение властвовать собой ;
  • соблюдение режима дня ; полноценный сон, в том числе дневной сон в течение 20-30 мин. в период с 13 до 17 часов; закаливание;
  • положительные эмоции , связанные с любимым увлечением (хобби);
  • физкультурная образованность ;
  • рациональное питание , сбалансированное по макро- и микроэлементам с определенным количеством белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ;
  • отказ от вредных привычек – алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, клептомания, курение, чревоугодие, бродяжничество и т.д.;
  • оптимальный (физиологичный) объем разнообразной двигательной активности преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке); "умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении" (Авиценна) ;

    Примечание: по мнению спортивных врачей, физкультурникам после 30 лет, особенно мужчинам, не рекомендуется бегать по утрам сразу после сна – во избежание инфаркта в молодом возрасте.

  • здоровая сексуальная семейная жизнь – эмоциональная и сексуальная удовлетворенность на фундаменте христианской любви, взаимного уважения и терпимости к мелким недостаткам супруга;
  • медицинская активность - соблюдение правил личной и общественной гигиены, ежегодный профилактический медосмотр, где врачом у пациента определяется совокупность критериев для оценки его индивидуального здоровья. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови, кислотно-щелочной показатель крови (рН), ультразвуковое исследование по медицинским показаниям и т.д.;
  • санитарная, экологическая и правовая грамотность;
  • общение с природой, безопасный, комфортный экосоциум;
  • мониторинг здоровья постоянный процесс слежения за состоянием и изменением здоровья населения, средой обитания и окружающей средой, качеством жизни населения;
  • облюдение правил психогигиены и психопрофилактики, в т.ч. регулярное посещение мечети, синагоги, буддистского храма, православной церкви – молитва, пост, покаяние, разумное ограничение потребностей тела через аскетическое делание (то есть, современного человека не закон спасет, но Вера!);
  • благоприятный психологический климат на работе и в семье;
  • фармакологическая поддержка (витамины, биологически активные пищевые добавки и вещества);
  • применение восстановительных средств : баня, плавание, тренажеры, массаж, гидромассаж, разнообразные диеты (из расчета не опасной для здоровья потери веса тела человека за месяц на 2-3 кг, за полгода на 6-8 кг и за год – до 12-15 кг), контрастный душ, ходьба босиком, аромо- и фитотерапия, стречинг – упражнения на растягивание и расслабление, цветомузыка, пение;
  • и обязательно, жизнь в дневных рабочих ритмах , соответствующих возрастному биоритму, – согласно психологическому, биологическому и социальному статусу индивида, чередуя режим труда и отдыха;
  • доброжелательность – хорошие взаимоотношения с окружающими.

    Здоровый образ жизни как система, на наш взгляд, складывается из четырех основных взаимосвязанных элементов, четырех культур: культуры православия, культуры движения, культуры питания и культуры эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Соблюдение здорового образа жизни, а фактически православного образа жизни, сохраняет духовному человеку нравственное и физическое здоровье, продлевает жизнь и творчество, придает ощущение удовлетворенности и наполненности жизнью, то есть то, что, мы называем счастьем – радость, полнота и осмысленность духовной жизни, индивидуальное здоровье, отсутствие хронических болезней, катастрофических бедствий, непреодолимых страданий и возможность реализации творческого потенциала.

    Формирование в массовом сознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди населения на уровне практических навыков и стереотипов поведения возможно лишь в условиях: функционирования в стране эффективной системы физического воспитания, грамотного спортивного менеджмента, налаженной работы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объеме качественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды, наличия в стране современной качественной материально-технической базы спорта, отвечающей всем санитарно-гигиеническим и социальным нормам. Вся эта отечественная индустрия здоровья должна сегодня базироваться на прорывных достижениях мировой и отечественной спортивной науки в области оптимизации и индивидуализации физической нагрузки детей с различным уровнем здоровья, поиска новых форм, средств и методов оздоровительной направленности в сфере физического воспитания школьников, трудящихся и лиц пожилого возраста, совершенствования критериев комплексной оценки состояния здоровья детей, подростков и других возрастных категорий, усиления нетрадиционных средств подготовки и реабилитации, совершенствования педагогического мастерства и более широкого внедрения научных разработок в сфере спорта высших достижений в массовый спорт (агент социализации).

    Активизация здорового образа жизни среди населения страны, физкультурной образованности, улучшение здоровья и социализация российской молодежи невозможны без повышения влияния средств массовой информации на формирование благотворной социальной среды вокруг спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Массовый спорт как агент социализации может оказать серьезное влияние на общий процесс социализации молодежи и оздоровление населения ("ЗОЖ") только лишь при активном и согласованном воздействии на молодежь и других (кроме спорта) агентов социализации – семьи, школы, церкви, работы, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебных заведений и, конечно, СМИ. Формирование в массовом сознании мотивации здорового образа жизни возможно также при условии социально-экономической стабильности в стране, при наличии эффективной системы духовного, физического, интеллектуального и трудового воспитания, личной и национальной безопасности, при экономическом росте страны – на прочном фундаменте православной культуры, что означает нравственное, психическое, физическое и социальное здоровье российского общества социальной справедливости.

    Литература

    1. Ильин И.А.Религиозный смысл философии. - М.: ООО «Издательство АСТ»,2003. - С.572
    2. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. - М.: Жизнь и мысль, 2001. – С. 171.
    3. Православие в исторических судьбах Юга России /Южнороссийское обозрение ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 16. Сб. статей. Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
    4. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. - М.: Хранитель,2007.- С.332

    _______________________________________________________
    © Князев Александр Алексеевич, Любецкий Николай Петрович



  • 

    Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.