Комплексная оценка состояния здоровья детей 6 месяцев. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, т.е. длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах - т.е. функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.

В документе выражается принятие мер для здорового роста и развития с уделением особого внимания обеспечению права населения и выполнению обязанностей государства. Эпидемиологический подход к этому документу связан с выявлением одного или нескольких факторов риска, таких как: низкий вес при рождении, низкое материнское образование, экстремальные материнские возрасты, двойникование, короткий промежуточный интервал, нежелательный ребенок, раннее отлучение от груди, 5 лет в семье, неадекватные жилищные условия, низкий доход и нарушение семьи.

Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания и родов, целым комплексом мероприятий по охране материнства и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита – дородовые и последекретные отпуска, перевод на безопасную и легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации, за роды. Генетическое консультирование, наблюдения, контроль за внутриутробным развитием, рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.

Все эти факторы ставятся в качестве условий, которые требуют наблюдения за состоянием здоровья, с систематическим наблюдением за ростом ребенка, утверждая, что вероятность перинатальной и инфантильной болезни возрастает. Тем не менее, больший акцент делается на оценке и контроле за развитием детей, выявляя факторы риска как с органической, так и с точки зрения семьи.

В этом документе медицинское обслуживание детей входит в число основных действий Министерства здравоохранения, в котором подчеркивается интегральная и многопрофессиональная помощь, которая отвечает, понимая потребности и права ребенка как личности, подчеркивая ответственность за предоставление квалифицированного и квалифицированного медицинского обслуживания. очеловеченные. Младенческая смертность является серьезной проблемой для страны.

Современные гигиенические аспекты роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo – здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.

На протяжении всех изменений в этих руководящих принципах признается, что, несмотря на достигнутый прогресс, индикаторы состояния здоровья дают долгий путь в отношении неотъемлемого права на здоровье, принятого в бразильском законодательстве. Рассматривая эти программы здоровья детей и уделяя особое внимание текущей ситуации, в этом эссе делается попытка изучить аспекты программной и социальной уязвимости и решать вопросы прав человека.

Понятие уязвимости относительно недавно и рассматривается как важный вклад в обновление практики здравоохранения в целом и, в частности, профилактики и укрепления здоровья. Считается, что оно происходит от пропаганды, за универсальные права человека, направленные на ослабление групп или отдельных лиц в отношении их прав на гражданство.

Здоровье - наивысшее благо. Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья - питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.

Что касается уязвимости программы, следует подчеркнуть, что она связана со следующими аспектами: выражение приверженности, трансформация приверженности делу, разработка коалиции, планирование и координация, управление, реагирование на потребности в профилактике и лечении, поддержка усилий, оценка прогресса и воздействия.

Что касается выражения приверженности, то в 1990-х годах была признана приверженность правительства разработке и поддержке программ по охране здоровья детей с 1990-х годов. Признается необходимость изменения модели ухода и приверженности восстановлению первичной медико-санитарной помощи. здоровье. В нем также раскрываются инициативы по преобразованию приверженности делу, принятию мер, включенных в систему ухода за детьми, корректировке технико-административной структуры, установлению технических стандартов, определению оперативных инструментов и поощрению подготовки кадров и санитарного просвещения.

Здоровье - интегральный показатель формируется из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

Межведомственная интеграция способствовала осуществлению комплексных мер в области здравоохранения, поддерживая на государственном уровне государственные и региональные комиссии здравоохранения. Было также подчеркнуто межсекторальное сотрудничество в области здравоохранения и социальных секторов. Что касается планирования и координации, то во всех изученных программах есть определение целей и стратегий. Что касается управления и получения финансовых ресурсов, то понимается, что действия предлагаются с учетом адекватности предложения услуг, концентрации и приоритетности ресурсов, адаптированных к решению наиболее неотложных проблем со здоровьем и более высокой распространенности среди населения младших детей 5 лет.

С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.

Что касается ответов на нужды профилактики и лечения, все действия направлены на интеграцию в помощи, оказываемой службами здравоохранения, смещая акцент с заботы, основанной на патологиях, на степень внимания, которая рассматривает ребенка в его процессе развития и рост, в дополнение к предложению гарантии расширения охвата базовым медико-санитарным обслуживанием и, одновременно, увеличению пропускной способности резолюции. В предыдущем подходе подчеркивался индивидуальный контроль заболеваний, и в настоящее время он переходит к комплексному вниманию к лечению и профилактике заболеваний, распространенных в детстве.

Первая группа - это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровье, без отклонений).

Вторая группа - ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, часто болеющие - 4 раза в год и более - или длительное одно заболевание - более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Существует расширение понятия развития ребенка с учетом качества жизни и благополучия детей и семей. Что касается оценки прогресса и оценки воздействия, такие спецификации не очень детализированы, то, что возникло в связи с оценкой, являются исследования, полученные извне в программу. Рассматривая понятие оценки, это должно начинаться с определения того, что делать, руководящего горизонта, который развернут в подробных критериях и методах, с достаточной гибкостью, чтобы поглощать динамику развития проекта и преобразовывать, когда это необходимо.

Третья группа - объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Рациональность проекта вмешательства должна быть выражена в четко определенных и объективно проверяемых средствах и целях, поэтому протокол оценки должен иметь возможность выражать и постоянно подпитывать эту рациональность. Цели, цели, стратегии и некоторые критерии оценки, такие как экономическая рациональность, главным образом, эффективность, в целом и другие закрытые результаты, были проверены при разработке анализируемых здесь программ. Однако оценка результатов программных действий с самого начала была невозможна, что делало невозможным дать обратную связь о программных рациональностях, возможностях предложить более качественную работу по вмешательству и гарантировать надежный процесс оценки, то есть реалистичный, плодотворный и оперативной.

Пятая группа - включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в обычные (плановые) сроки проводит их профилактический осмотр. Врачебные назначения при этом состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Что касается прав человека, то социальные права присутствуют в политических руководящих принципах внимания к здоровью ребенка. Социальные права являются основными правами граждан, называемыми позитивными или вторым поколением, среди которых права на образование, работу и здоровье, предполагающие конкретные инициативы государства в отношении их гарантий.

Первоначально, в середине 1960-х годов, 3-я Национальная конференция по здравоохранению определила право каждого на здоровье, а дискуссии предложили муниципализацию как способ ее реализации. В 1980-х годах, с предложениями по реформированию здравоохранения и Единой системой здравоохранения, здоровье было подчеркнуто как право с уделением особого внимания принципам универсальности, справедливости, целостности действий и укреплению здоровья. В этом процессе также были подчеркнуты принципы первичной медико-санитарной помощи, которые были восстановлены и расширены в течение десятилетия.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют группой риска), требуют более пристального внимания врачей. Дело в том, что данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском и подростковом возрасте. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Здоровье подтверждается как право человека, которое является неприкосновенным, неотъемлемым, неотъемлемым, неделимым и универсальным. Таким образом, программы охраны здоровья детей поддерживаются политическими руководящими принципами, которые в определенной степени включают право на здоровье.

Обеспечение доступа, качественного ухода, комплексного медицинского обслуживания, профилактических услуг и схем лечения, постулируемых в программах здравоохранения, оказывает положительное влияние на действия общественного здравоохранения в области прав человека. Ребенок имеет права, которые в основном связаны с общественной автономией, то есть с социальными правами, такими как право на адекватный рост и развитие, грудное вскармливание, питание, вакцинация, гигиена, санитария окружающей среды, защитные меры, предотвращение несчастных случаев, доступ к образованию, здравоохранению и право на жизнь.

Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Больные получают необходимую лечебную и профилактическую помощь, обусловленную наличием той или иной формы патологии и снижения компенсации. В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости больных хроническими заболеваниями или имеющие врожденные пороки развития направляют в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Однако, учитывая, что только исключительные права детей могут создавать деликатные и потенциально вредные ситуации, если мы рассматриваем родителей и семьи только как носителей обязанностей. С другой стороны, изученные здесь документы выражают приверженность не только выживанию, но и качеству жизни детей, видя их в целом и в отношении их окружения, родителей и семьи. Согласно Конвенции о правах ребенка, права на жизнь, выживание, максимальное развитие, доступ к услугам здравоохранения и здравоохранения не должны приниматься только в качестве потребностей детей и подростков, но они также являются основными правами человека.

В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья учащихся.

Программа «Здоровье соматическое» проходит под девизом первичной гигиенической профилактики «Я знаю как не болеть». Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.

Защита и обеспечение соблюдения этих основополагающих прав зависит от реализации следующих прав: недискриминационного образования и доступа к соответствующей информации, неприкосновенности частной жизни, защиты всех форм насилия, отдыха, досуга и отдыха, адекватного уровня жизни, недискриминации эксплуатации и участии, с правом быть услышанным. Государство в соответствии с международными конвенциями, декларациями и пактами должно уважать, защищать и выполнять права человека своих граждан. Для этого он обязан составлять планы подотчетности, пытаясь избежать неуважения, снятия защиты и не соблюдения права.

Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.

Критерии здоровья:

    для психического - я хочу, желаю;

    для физического и соматического - я могу;

    для нравственного - я должен.

Признаки здоровья:

    мотивация поведения;

    Положение о детях и подростках является одним из величайших достижений организованного гражданского общества за десятилетие. С другой стороны, этот документ также устанавливает ответственность общества и родителей за заботу о детях и подростках. На практике это является большой проблемой бразильского общества.

    Профессионалы должны быть общественными агентами, проникнутыми наблюдением и вмешательством в уважение, защиту и соблюдение прав человека. В этом смысле необходимо переосмыслить профессиональную деятельность, принимая во внимание важность ее трансформирующей роли, поскольку ожидается, что трансформации себя и реальности, после встречи с людьми, найдут сферы здравоохранения. Однако трудности повседневной жизни многочисленны, так как многие пробелы сохраняются, что затрудняет проведение преобразований, в частности, для качественной работы, для того, чтобы знать и действовать в отношении прав ребенка.

    показатели роста и развития;

    устойчивость к действию повреждающих факторов;

    специфическая и неспецифическая резистентность;

    функциональное состояние и резервные возможности организма;

    уровень морально-волевых качеств;

    наличие или уровень заболевания, дефекты развития.

Контроль за состоянием здоровья осуществляют ЛПО. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленные медицинские осмотры с привлечением разных специалистов.

Именно в этом контексте население воспринимает использование медицинских услуг. Здоровье и социальный класс: исследование заболеваемости и потребления наркотиков. Социальный класс и неравенство перед смертью в Кито. Эволюция социально-экономических детерминант здоровья детей в городе Сан-Паулу.

Риск-подход в здравоохранении: с особым упором на здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи. Национальные программы охраны здоровья матери и ребенка: социальное воздействие и введение сестринского дела. Комплексное медицинское обслуживание детей: основные действия. Бразилиа: Министерство здравоохранения.

Современные принципы дифференциации по здоровью позволяют проводить комплексную индивидуальную и коллективную оценку здоровья детей и подростков, скрининг-тесты, социально-гигиенические мониторинги, выделять факторы риска и последствия аварии на ЧАЭС.

Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей


Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка.Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям.


Состояние здоровья ребенка исследуется с помощью основных критериев, которые определяются во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастных групп. Учитываются следующие признаки:1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды.2. Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.3. Функциональное состояние основных органов и систем.4. Резистентность и реактивность организма.5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии.


Оценка физического развития является важным прогностическим показателем состояния здоровья человека. Такая оценка позволяет выделить группы, которые находятся в состоянии риска, а это в свою очередь играет важную роль для диагностики и профилактики различных заболеваний. Часто низкий уровень физического развития считают главной причиной заболеваний. В свою очередь хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Физическое развитие - это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма. С другой стороны - это степень созревания на каждом жизненном отрезке.


Существует три фазы процесса физического развития: - Повышение его уровня (до 25л) - Относительная стабилизация (до 60л.) - Постепенное снижение физических возможностей человека.


На физическое развитие влияют три группы факторов: биологические (наследственность), климатогеографические (климатические и метеорологические условия в разных климатогеографических зонах), социальные (условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание физического воспитания). Но ошибочным является считать характеристику физического развития только за линейными и весовыми показателями. Его адекватная оценка требует учета результатов тестирования функциональных возможностей организма. В каждом классе можно выделить три группы учащихся: акселераты (дети, у которых биологический возраст опережает паспортный возраст) медианты (дети, у которых биологический возраст соответствует паспортному) и реторданты (дети, у которых паспортный возраст опережает биологический). Этот факт необходимо учитывать при определении физического развития детей и при подборе и дозировке физических упражнений (у акселератов наблюдается повышенная заболеваемость).


Уровень функционирования основных систем организма. Уровень функционирования основных систем организма - критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У отдельных детей могут проявляться функциональные нарушения при отсутствии заболевания. Причины таких отклонений очень разнообразны: быстрый темп роста в определенные возрастные периоды (6-7р.; 11-13л. (девушки) и 13-15лет. (мальчики)), что приводит к несоответствию структуры и функций органов; неблагоприятные семейно-бытовые условия; чрезмерные умственные и физические нагрузки и т.д.. При оценке функционального состояния большое внимание уделяется определению функционального состояния сердечнососудистой системы, дыхательной и нервной систем. Оценивается также сон, аппетит, настроение, эмоциональное состояние, общение с другими детьми, особенности усвоения учебного материала и т.п..


Оценка функционального состояния систем организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью функциональных проб (пробы Мартине, Штанге-Гена, Летунова, РWС170). Определение группы для проведения физического воспитания осуществляется по данным углубленного медицинского осмотра.


В средней школе детей и подростков принято делить на три группы физического воспитания. К основной группе физического воспитания относят детей и подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья или имеют незначительные отклонения и достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам по предмету в полном объеме, а сдача контрольных нормативов осуществляется с дифференцированной оценкой. К подготовительной группе относят детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья и достаточно физически подготовленные, а также детей реконвалесцентов. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам с обязательным соблюдением принципов постепенности и преемственности. К специальной группе относят детей и подростков, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Занятия по физической культуре проводятся по специально разработанным дифференцированным программам и программам ЛФК.


уровень физической подготовленности Обнаружен значительный уровень взаимосвязи показателей соматического здоровья детей и подростков с результатами двигательных тестов, характеризующих силу (кисти и становую), скорость, общую выносливость и скоростно-силовые возможности). Этот факт можно использовать для улучшения уровня здоровья детей путем воздействия на отдельные составляющие физической подготовленности средствами физического воспитания.


степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. Степень сопротивляемости организма определяется количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний (или обострений хронических) за год. Острые респираторно-вирусные заболевания (ОРВИ) наиболее распространены среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Острые детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит, корь и др.), острые кишечно-желудочные заболевания, аллергические реакции занимают значительную долю в структуре детской заболеваемости. По статистике наиболее распространенными заболеваниями среди детей являются болезни органов дыхания (до 50%) и систематические ОРВИ (90%), что свидетельствует о снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным фактором окружающей среды. По количеству перенесенных острых заболеваний за год детей делят на три группы: 1 - те, ни разу не болели; 2 - те, которые болели эпизодически (1-3р. в течении года); 3 - те, которые болели часто (4р. и более). Отсутствие острых заболеваний в течении года или их эпизодический характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка


наличие или отсутствие хронических заболеваний. По данным Министерства здравоохранения около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. За последние 5 лет на 41% увеличилось детей, принадлежащих к специальной медицинской группе


Комплексная оценка здоровья позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья, с учетом всех вышеперечисленных показателей. I группа - здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеют существенных отклонений в анамнезе. II группа - группа риска: подгруппа А - дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза; подгруппа Б - дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеют, но не имеют хронических заболеваний. III, IV и V группы - дети с хроническими заболеваниями: III группа - состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма; IV группа - состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма; V группа - состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него).


Распределение детей по группам здоровья позволяет обнаружить лиц, имеющих факторы риска развития патологических сдвигов, детей с начальными формами заболеваний и функциональными отклонениями и разработать комплекс мероприятий по охране и укреплению их здоровья, профилактики хронических заболеваний.


Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят во время первичного посещения ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го - в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают по основным заболеваниям. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.


В первую очередь, это касается детей и подростков, относящихся ко второй группе здоровья: дети - реконвалесценты; дети, которые часто и длительно болеют; дети с общей задержкой и дисгармоничность физического развития как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии; дети с нарушениями осанки, плоскостопием; дети с функциональными сдвигами со стороны сердечнососудистой системы; миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степеней, астеническим синдромом и др..


Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия. Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, потому что профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется согласно степени риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.


Особенности обследования детей разного возраста При обследовании ребенка необходимо помнить три обязательных условия: - Найти контакт с ребенком и его родителями; - Обеспечить оптимальные условия освещения и температуры; - Обеспечить удобное положение для врача и его индивидуальную защиту от возможного инфицирования


ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ Ранний неонатальный период – длится от перевязки пуповины до 7 суток (168 часов). Это самый ответственный период для адаптации ребенка. В это время появляется легочное дыхание, начинает функционировать малый круг кровообращения. Для этого периода характерны переходные состояния (физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт, физиологический катар кожи и др..). Могут проявляться заболевания новорожденных обусловлены нарушениями внутриутробного развития. В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь, асфиксии, родовые травмы, аспирации, инфицированность ребенка. В первые сутки жизни возникают гнойно-септические заболевания, бактериальные поражения кишечника и дыхательных путей. В раннем неонатальном периоде должны быть обеспечены асептические условия для защиты ребенка от инфицирования, оптимальный температурный режим.


Поздний неонатальный период (длится от 8 до 28 суток жизни). В этот период новорожденный находится в домашних условиях. Особое внимание обращается на вскармливание ребенка, характер лактации у матери, проводится контроль за весом ребенка. Наиболее важными критериям благополучия ребенка есть динамика массы тела и состояние нервно-психического развития. В этот период интенсивно развиваются анализаторы, координация движений, появляются условные рефлексы, возникают эмоциональный и тактильный контакт с матерью.


ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА (длится от 29 суток жизни до 1 года). В этот период адаптация ребенка завершается, мать кормит ребенка грудью, происходит интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. Возникают проблемы рационального питания, введение своевременной коррекции, прикорма. Функциональная незрелость пищеварительной системы приводит к частым кишечным заболеваниям различной этиологии. Проявляются расстройства обмена веществ, у детей возникает рахит, анемия. На фоне анатомофизиологических особенностей органов дыхания у грудных детей часто возникают бронхиолиты и пневмонии. В этот возрастной период используются различные средства и методы закаливания (массаж, гимнастика, водные процедуры). В грудном возрасте проводятся профилактические прививки.


Основной метод профилактики в педиатрии - диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время - до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с определенной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник. Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, которые имеет ребенок.


Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения: - Все дети в период новорожденности; - Дети 1-го года жизни; - Дети из групп риска; - Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детских дошкольных учреждений; - Дети, имеющие хронические заболевания


Диспансеризация детей 1 года жизни Задачей профилактических осмотров детей 1 года жизни является организация соответствующего режима и рационального вскармливания - профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний, выявление и лечение врожденной патологии. На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен педиатром 14 раз, в том числе в поликлинике - 12 раз с обязательным осмотром ортопеда, офтальмолога, невролога и другими специалистами. Участковая медсестра посещает ребенка дома 1 раз в месяц. Медицинское наблюдение за развитием ребенка ведется с учетом индивидуальных особенностей в разные периоды 1 года жизни. Для детей первых 3 месяцев важно: выписка из роддома, адаптация к новым условиям жизни, начало первых прогулок, профилактика рахита, профилактика и лечение гипогалактии, организация рационального вскармливания, профилактика гипотрофии.


Диспансеризация детей 1 года жизни С 3 до 6 месяцев обращается особое внимание на профилактические прививки, введение коррекции питания и прикорма. В возрасте от 6 до 9 месяцев необходимо проводить профилактику инфекций дыхательных путей, кишечных заболеваний и травматизма. Период от 9 до 12 месяцов совпадает с отлучением от груди, расширением рациона питания, проведением прививки. Участковый педиатр записывает свои наблюдения за ребенком в этапных эпикризах (3, 6 и 9 месяцев). В конце 1 года после клинического обследования, проведения антропометрических измерений, лабораторных исследований (общий анализ крови и мочи), анализа профилактических прививок и перенесенных болезней в течение года, составляет эпикриз с оценкой физического, нервно-психического развития и план дальнейшего наблюдения и оздоровления ребенка в следующий период.


Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия 1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований; 2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска; 3) дообследование больных детей, которые нуждаются в этом, с использованием всех современных методов диагностики; 4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.


Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. А медсестра бакалавр помогает ему в этой задаче. На каждого ребенка, который подлежит диспансерному наблюдению, заводится "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (форма № 030 / у). Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей разных возрастных групп. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.


Спасибо за внимание!





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.