Юлия геннадьевна фроловапсихология здоровья. Большое внимание следует уделять профилактике желудочно-кишечных заболеваний. данные анкетирования населения

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано, что: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».


Основными показателями здоровья являются следующие признаки: 1.Иммунная защита и неспецифическая устойчивость. 2. Уровень и гармоничность физического развития. 3 Функциональное состояние организма и его резервные возможности. 4. Уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития. 5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.


К факторам общего характера, негативно влияющих на индивидуальный уровень здоровья ребенка, относятся: Уровень социально – экономического развития региона и общества; Материальный уровень семьи; Семейные установки и модели поведения; Наследственность; Экологическое состояние окружающей ребенка среды.

Результаты здоровьеразрушающей педагогики Невротизация личности школьников Деформации характера Снижение адаптационных возможностей Повышение риска хронических и инфекционных заболеваний Формирование беспечного отношения к своему здоровью Снижение иммунитета Снижение мотивации к образованию


Цель проекта Разработка модели здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе.


Гипотеза: создание среды, максимально поддерживающей сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся.


В арсенале учителя имеется множество подходов к личности учащегося: Темперамент Характерологические особенности Учебные возможности, способности Работоспособность, утомляемость Характерные дезадаптационные состояния Нейро-психологические особенности Социально-психологические особенности ребенка и его окружения, факторы влияния Психолого-педагогические «зацепки» Состояние здоровья, основные факторы риска


Предполагаемые результаты реализации программы. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: формирование правильной модели поведения, предупреждающей рискованные ситуации и заболевания, создание стройной системы целостного мировоззрения и ценностных установок; Повышение социально- психологической комфортности образовательного процесса для всех его участников Увеличение числа школьников, занимающихся в физкультурных и спортивных кружках и секциях, формирование у обучающихся оптимального двигательного стереотипа; Профилактика заболеваемости обучающихся: - сокращение пропусков по болезни в связи с острыми заболеваниями, - сокращение числа рецидивов хронических заболеваний, - сокращение пограничных и психо – эмоциональных расстройств и состояний; 5. Внедрение современных образовательных технологий и индивидуализации образования; 6. Повышение качества образования; 7. Повышение культуры здоровья обучающихся.


Благодарю за внимание

Справедливо ли утверждение: «Если у меня ничего не болит, то я здоров»? Попытаемся вместе ответить на этот вопрос.

Всемирная Организация Здраво-охранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального (общественного) благополучия. Как врач я согласен с этим определением, но как христианин не могу не включить сюда ещё один аспект, по моему мнению, самый важный - это состояние духовного благополучия. Причём, первые три аспекта здоровья напрямую зависят от последнего - другими словами, нарушение духовного благополучия приводит к нарушению всех остальных. Как это понимать? Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое физическое благополучие?

Это состояние нашего тела. Чувствую ли я себя в нём уютно? И здесь мы можем говорить о наличии или отсутствии болезней. Говоря об аспекте психическом, мы говорим о состоянии нашего сознания: здраво ли мыслим, нет ли в нашем мышлении каких-либо отклонений? Аспект социальный характеризируется отношениями в семье и обществе. Но какое же отношение ко всему этому имеет духовный аспект? Всё в нашем мире живёт и развивается по определённым законам. Кто же их установил и кто ими управляет?

Для меня как христианина ответ совершенно ясен - Бог! «Ибо Он сказал - и сделалось; Он повелел - и явилось» (Псалом 32:9). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45); «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Луки 8:25).

Бог является Творцом всех законов природы, в том числе законов, которые управляют и нашим организмом. Бог любит нас! Он сотворил нас по Своему образу и подобию, создал идеальные условия для жизни человека в Едемском саду. Но человек нарушил волю Божию, согрешил и вынужден был покинуть этот сад, в «поте лица» зарабатывать себе на хлеб и жить далеко не в идеальных условиях. Но по Своей великой любви Бог не оставил человека, заботился о нём на протяжении всей истории и продолжает заботиться сейчас. Его любовь проявляется, прежде всего, в том, что Он отдал Сына Своего Единородного для спасения человечества.

Так вот, именно от взаимоотношений с любящим Богом зависит состояние нашего здоровья. И главный секрет заключается в словах, сказанных Иисусом Христом и записанных в Евангелии от Матфея: «”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”» (22:37-39).

Почему, возлюбив Господа, я буду здоров?

И вообще, что означает возлюбить Господа? Это значит жить согласно тем законам, которые Он дал. В этом залог хорошего здоровья. Бог говорит: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней… ибо Я Господь, целитель твой» (Исход 15:26).

Давайте рассмотрим несколько примеров. Бог дал народу израильскому советы по гигиене и борьбе с инфекционными заболеваниями, когда они 40 лет скитались по пустыне. За это время, невзирая на трудные условия, не было ни одной эпидемии.

Ещё 300 – 400 лет тому назад библейские принципы гигиены были единственным способом борьбы с болезнями. Многие из этих советов легли в основу современной эпидемиологии. Второй пример. Бог предостерегает, и это записано в книге Левит, от употребления жира животного происхождения. Сегодня мы знаем, что именно эти жиры являются причиной сердечно-сосудистых заболеваний, причиной большинства смертей в нашем мире. Результаты исследований доказывают, что те, кто не употребляют животные жиры, намного реже имеют недуги сердца, диабет, онкологические заболевания. И сегодня любая программа по профилактике этих заболеваний включает ограничение либо полное исключение из рациона питания жиров животного происхождения.

Третий пример. Священное Писание осуждает употребление алкоголя: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий увлекающийся ими неразумен» (Притчи 20:1); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притчи 23:31-34).

Ещё одним фактором, способствующим снижению стресса, является мир в душе. Бог готов дать его сегодня каждому, кто желает его получить. В Евангелии от Иоанна 14:27 записаны слова Иисуса Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» . И только те, кто полностью доверяются Богу, поддерживают с Ним тесные взаимоотношения, имеют полный душевный мир.

Человек - существо социальное

Социальный фактор тоже играет огромное значение в здоровье человека. Мы живём в обществе и нуждаемся в общении. Это касается отношений в семье, на работе, в обществе. Насколько эти взаимоотношения благоприятны, настолько комфортно будет чувствовать себя человек. Чем больше конфликтов, чем более натянуты отношения, тем хуже будет здоровье человека.

Почему сегодня так много разводов? Потому что в большинстве случаев один из супругов не хочет считаться с мнением другого или ставит своё мнение выше мнения своего ближнего. А Писание учит нас повиноваться друг другу, ставить другого выше себя. В этом секрет счастливой жизни в семье.

На страницах Священного Писания записано «золотое правило» жизни в обществе: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Если мы будем жить по этому правилу, то и социальное благополучие у нас будет.

И, наконец, отношение к самому себе. Практически 90 % всех заболеваний зависят от двух вещей: чем мы заполняем наш организм и что мы с ним делаем. «Возлюби ближнего своего как самого себя» означает также, что мы должны с уважением относиться и к собственному организму.

В заключение хочу рассказать о личном опыте. Когда я позволил Богу изменить себя и начал жить по Его законам (оставил вредные привычки, изменил своё питание и отношение к тем, кто меня окружает, да и многое другое), то у меня всё изменилось в лучшую сторону. Я стал намного лучше чувствовать себя, у меня прошли некоторые хронические заболевания, намного улучшились отношения в семье. Сегодня я уверен, что жить в согласии с Богом - значит иметь хорошее здоровье в целом.

Роман Жигун,

Здоровье

  • Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не лишь отсутствие болезней или физических дефектов

  • (ВООЗ, 1946).





  • Основным заданием современной системы здравоохранения остается сохранение и укрепление здоровья населения, улучшения качества медицинской помощи, разработка конкретных лечебных и профилактических мероприятий, форм и методов работы отдельных специализированных служб.



образ жизни

  • образ жизни

  • состояние окружающей среды

  • «Здоровье надо заработать, его невозможно купить. Никто не продаст его вам» Поль Брегг, 1991



  • Демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни);

  • показатели физического развития (морфофункционального и биологического развития, гармоничности);

  • заболеваемости (общей, госпитальной, инфекционной);

  • инвалидности (первичной и общей);

  • состояния организма (иммунитет, сопротивляемость систем, активность ферментов и др.).



  • 1) социальные – в том числе образ жизни (курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, вредный труд, стрессы, гиподинамия, плохой быт, наркотики, неполная или многодетная семья, гиперурбанизация) - 51-52% влияют на здоровье;

  • 2) окружающая среда (загрязненный воздух, вода, еда, грунт, уровень радиации, электромагнитные поля) - 20-21%;

  • 3) биологические факторы (наследственность, конституция, пол, возраст) - 19-20%;

  • 4) медицинские факторы (прививки против инфекций, медицинские обследования, качество лечения) - 8-10 %.



  • официальные отчеты лечебно-профилактических учреждений и органов здравоохранения, работников ЗАГСА и статистических органов;

  • специально организован учет случаев заболеваний и смертей в лечебно-профилактических учреждениях выделенных зон наблюдения - проспективные исследования;

  • ретроспективная информация учетных документов лечебно-профилактических учреждений за прошедший период времени;

  • данные анкетирования населения;

  • данные врачебных осмотров, лабораторных и инструментальных исследований;

  • результаты математического моделирования;

  • данные о причинах смерти



  • здоровые (0-1 случай острых респираторных болезней за год);

  • практически здоровые (лица с факторами риска, преморбидным состоянием; не больше 2-3 случая острых респираторных болезней за год);

  • больные с компенсированным состоянием (лица с хроническими болезнями без обострений; 4 и больше случаев острых респираторных болезней за год);

  • больные с субкомпенсированным состоянием (лица с обострениями хронических болезней на протяжении года);

  • больные с декомпенсованим состоянием (хронические больные в стадии декомпенсации.



  • полная доступность первичной МСП;

  • процент валового национального продукта, который тратят на здравоохранение должен равняться 7-8%;

  • позитивный естественной прирост населения во всех областях страны;

  • процент детей, которые рождаются с массой тела 2500 граммов и меньше должен быть не больше 3,5%;

  • уровень смертности младенцев не должен превышать 9 на 1000 живорожденных,

  • средняя продолжительность жизни с рождения должна быть не меньше 75 лет.



рекреация;

  • рекреация;

  • лечение;

  • реабилитация



  • комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.



  • нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление

  • Консервативное

  • Оперативное




    это система государственных, социально-экономических, психологических, медицинских, профессиональных, педагогических мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека, его работоспособности и социального статуса, которая базируется на биологических, социально-экономических, психологических, морально-этических и научно-медицинских основаниях.



  • максимально возможно восстановление здоровья;

  • функциональное восстановление (полное или компенсация при недостаточности или отсутствии возможности восстановления);

  • возвращение к повседневной жизни;

  • привлечение к трудовому процессу



  • возвращение максимального количества больных и инвалидов в общество, социально полезному труду, как необходимых условий здоровой и полноценной жизни



Медицинская

  • Медицинская

  • Социальная

  • Профессиональная



Медикаментозное лечение

  • Медикаментозное лечение

  • Физическая активация

  • Психологические методы



  • - Мобилизация резервных сил организма; - Активизация защитных и приспособительных механизмов; - Предупреждение осложнений и рецидивов заболевания; - Ускорение восстановления функции различных органов и систем; - Сокращение сроков клинического и функционального восстановления; - Тренировки и закаливания организма; - Восстановление трудоспособности.



  • Групповая и индивидуальная психотерапия

  • Аутогенные тренировки

  • Поведенческая терапия



  • - Восстановление здоровья; - Устранение патологического процесса; - Предупреждение осложнений и рецидивов; - Восстановление или частичная или полная компенсациюия утраченных функций; - Подготовка к бытовым и производственным нагрузкам; - Предотвращение стойкой потери трудоспособности (инвалидности).



  • Возвращение человека к общественно полезному труду;

  • Правовая защита;

  • Материальная защита;

  • Восстановление социального статуса реабилитированного



  • профессиональную подготовку лиц, которые перенесли заболевания до начала трудовой деятельности;

  • возвращение к предыдущей работе;

  • переквалификация на том же предприятии или учеба новой профессии при стойкой потере работоспособности;

  • трудоустройство



  • Участковая медицинская сестра - помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.



  • готовит всё для амбулаторного приёма;

  • ведёт картотеку лиц, состоящих под диспансерным наблюдением;

  • заполняет различную медицинскую документацию;

  • основные манипуляции при приёме пациентов -измеряет температуру, артериальное давление;

  • следит за потоком больных;

  • обеспечивает внеочередной прием нуждающимся в срочной медицинской помощи;

  • сопровождает больных в кабинеты других специалистов.

  • обслуживание больных на дому (выполнят назначения врача - инъекции, банки и др., помочь родственникам больного в уходе за ним).



  • Принимает участие в приеме детей врачом-педиатром в поликлинике (по 2-3 часа в день по скользящему графику);

  • 1 раз в неделю проводит профилактический осмотр здоровых детей грудного возраста;

  • Участковая медсестра организует посещение матерей с грудными детьми в специальные дни и часы;

  • Остальные рабочего времени (3-4 ч) сестра использует для активного патронажа.



  • Посещение здоровых детей дома со дня выписки из роддома и до 3 лет (на 1-м месяце - раз в 7-10 дней),



Посещение здоровых детей дома со дня выписки из роддома и до 3 лет (на 1-м месяце - раз в 7-10 дней),

  • Посещение здоровых детей дома со дня выписки из роддома и до 3 лет (на 1-м месяце - раз в 7-10 дней),

  • посещение детей, подлежащих диспансеризации, независимо от возраста,

  • выполнения дома назначений врача, если ребенок заболел и лечится в домашних условиях (стационар дома).



  • ознакомить мать с правилами вскармливание ребенка, уходом за грудью, техникой сцеживания грудного молока, купание, уходом за новорожденным;

  • объяснить матери значение проветривания и влажной уборки комнаты.



  • через 3-4 дня после первого посещения, чтобы проверить, как выполняются ее указания;

  • проводит беседу о купании ребенка, о пребывании на свежем воздухе;

  • Особое внимание при этом обращается на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожных покровов (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнение) и пупочного кольца, соответствие одежды и правильное содержание ребенка, температурный режим помещения, режим и питание матери.



  • дети недоношенные, с двойняшек и тройняшек,

  • дети, находящиеся на искусственном вскармливании и раннем прикормке,

  • дети, перенесшие асфиксию, родовую травму,

  • дети с рахитом, гипотрофией, анемией, диатезом, частыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, подлежат клиническому обследованию совместно со специалистами (невропатолог, отоларинголог, окулистом, хирургом и др.) и должны находиться на диспансерном учете.



  • 1 патронаж - посещение беременной течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации (медсестра проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов)

  • 2 патронаж - на 32-й неделе беременности (медсестра проверяет, как семья подготовлена к появлению ребенка, есть все необходимое для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития).



  • Дальше наблюдение за детьми первого года жизни участковая медсестра осуществляет ежемесячно. Она проверяет выполнение матерью назначений врача (режим дня, введение соков с 4-6 месяцев, рациональное вскармливание, массаж и гимнастика с 1,5-2 мес, укрепляющие процедуры, профилактика рахита).

  • Большое внимание следует уделять профилактике желудочно-кишечных заболеваний.



  • На 2-м и 3-м году жизни здоровых детей патронажная сестра посещает раз в квартал, детей в возрасте 4-7 лет - раз в год.



Введение

Здоровье – один из важнейших объектов гуманитарных исследований. На протяжении столетий главным способом профилактики заболеваний считалось оздоровление окружающей среды, однако в XX в. основное внимание стало уделяться поведению человека, его личностным характеристикам.

Как самостоятельное направление психология здоровья сформировалась в 1970-х гг., когда были созданы соответствующие подразделения в национальных психологических ассоциациях. Первая статья по психологии здоровья на русском языке вышла в свет в 1991 г. в Вестнике Ленинградского государственного университета; в конце 1990-х гг. защищаются докторские и кандидатские диссертации.

Здоровье является многозначным понятием, включающим в себя биологические, психологические и социальные компоненты, поэтому описать все его факторы в рамках одной работы крайне сложно. В данном тексте анализируются те факторы здоровья, которые чаще всего обсуждаются в научной литературе – социальная среда и межличностные отношения, поведение человека, его познавательная сфера. Однако содержание пособия не ограничивается исключительно психологическими подходами, поскольку современные исследования здоровья всегда носят междисциплинарный характер.

Пособие состоит из двух разделов: в первом представлены теоретические основы, во втором – цели, методы и направления психологической практики в сфере здоровья. В приложениях даются методики оценки безопасного поведения человека, приводятся сведения об ученых, которые внесли значительный вклад в развитие психологии здоровья.

Раздел I
Теоретические основы психологии здоровья

Глава 1. Здоровье как объект научного исследования

1.1. Основные подходы к определению здоровья

Здоровье является важнейшей жизненной ценностью. Однако люди по-разному понимают ключевые признаки и способы его сохранения. Например, некоторые стремятся достичь душевного равновесия; другие полагают необходимым поддерживать оптимальную физическую активность, полноценно питаться и отдыхать, регулярно обследоваться у врача; третьи думают, что здоровье в основном определяется наследственностью. Понятие здоровья является многозначным. Оно связано с различными состояниями и способностями человека и отражает одновременно биологические, психологические и социальные аспекты его существования. Неудивительно, что на сегодняшний день в литературе можно встретить более трехсот вариантов его определения . Ниже приводятся некоторые из них.

Здоровье – это:

Состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (Всемирная организация здравоохранения ) ;

Полноценная самореализация человека (А.Е. Созонтов ) ;

Непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза1
Гомеостаз – совокупность приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия факторов, нарушающих относительное внутреннее постоянство его внутренней среды.

… в соответствии с фенотипическими2
Фенотип – совокупность характеристик, присущих живому существу на определенной стадии развития. Обусловлен генетическими характеристиками и характеристиками окружающей среды.

Потребностями (В.В. Колбанов ) ;

Динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой… при свободном осуществлении всех присущих человеку биологических и социальных функций (Д.Д. Венедиктов )

Определения здоровья бывают обобщенными и частными (основанными на отдельном критерии). Например, определение Всемирной организации здравоохранения носит обобщенный характер, а определение здоровья как отсутствия симптомов болезни – частный. Основной проблемой при использовании обобщенных определений здоровья (как правило, имеющих абстрактный характер) является необходимость соотнесения его различных аспектов и уровней. В них фиксируется скорее конечная цель усилий отдельного человека и общества в целом по сохранению и укреплению здоровья.

Норма как мера здоровья… не исключает и даже предполагает различия в проявлении здоровья. В.Д. Жирнов

В практике обычно используются частные определения здоровья, например такие:

Анатомическая сохранность и нормальная работа всех органов и систем, определяемая на основе конкретных индикаторов: уровне артериального давления, температуре тела и т. д.;

Отсутствие симптомов болезни;

Уровень и гармоничность физического развития;

Способность адаптироваться к условиям среды, а также к саморегуляции соматических и психических состояний. Определяется имеющимися у человека физическими, психологическими и социальными ресурсами. Критериями адаптированности могут выступать как биологические (например, показатели работы иммунной системы), так и социально-психологические характеристики человека (доступность социальной поддержки, разнообразные копинг-стратегии);

Способность к полноценному функционированию, к выполнению стоящих перед человеком задач;

Внутренняя гармония и гармония с окружающей средой;

Субъективное благополучие, хорошее самочувствие .

Можно заметить, что определения 1–3 и частично 4 основаны на использовании биологических показателей здоровья. Валеолог Э.Н. Вайнер считает наиболее важными из них частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление в состоянии покоя, жизненную емкость легких, время восстановления ЧСС после интенсивной физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд), общую выносливость (время, за которое человек пробегает 2 км), ловкость и скоростно-силовые качества (дальность прыжков с места). На основе данных показателей человека можно отнести к более или менее высокой группе здоровья.

Фактически мы почти никогда не можем установить, что есть среднее в применении к соматической сфере человека… «Норма» для нас – это лишь идея. Овладеть <ею> – значит, познать жизнь до конца. К. Ясперс

Использование определений здоровья, основанных на понятии среднестатистической нормы, не всегда оправдывает себя. Э.Н. Вайнер полагает, что человека необходимо ориентировать не на достижение идеального здоровья, а на повышение уровня актуального здоровья с учетом индивидуальных свойств и потребностей . Кроме того, само понятие «биологическая норма» является неоднозначным, поскольку для обеспечения выживания необходимо значительное биологическое разнообразие .

Вместо призыва к достижению утопического максимального здоровья более разумным для человека представляется стремление к достаточному здоровью. И.А. Гундаров, С.В. Матвеева

Несмотря на очевидное расхождение с реальностью, визуальный образ здоровья (который распространяется среди широкой публики посредством средств массовой информации) – это классический идеал юного греческого атлета . Понятие здоровья как некоего идеального состояния недостижимо в силу своей заданности, так как подобный подход предполагает, что у любого человека на протяжении всей его жизни артериальное давление должно оставаться постоянным (но в таком случае мы игнорируем тот факт, что значительная часть популяции мужчин старше 60 лет имеет более высокие показатели давления, чем молодые, и тем самым автоматически рассматриваем пожилых людей как больных). Можно заметить усиливающуюся тенденцию современной медицины к перфекционистским определениям здоровья. В результате болезнь и смерть перестают рассматриваться как естественные феномены. Данный подход является недостаточно эмпиричным, неэкономичным и самое главное неадаптивным с точки зрения будущего человечества .

Корректное и практически применимое определение здоровья подразумевает разграничение идеальных и реальных параметров функционирования как человеческого организма (соматическое здоровье), так и человеческой психики (психическое здоровье).

В последние годы появляется необходимость выделения и других видов здоровья – психологического, духовного, социального. Это связано со стремлением преодолеть ограниченность биомедицинского подхода, в котором здоровье рассматривается либо как состояние человеческого организма в целом, либо как состояние нервной системы.

Введение понятий психологического и социального здоровья предполагает уровневый подход к его определению. Одна из первых в отечественной науке концепций уровней здоровья была разработана российским психологом Б. С. Братусем. Он выделял личностный, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. Личностный уровень здоровья отражает качество смысловых отношений человека, индивидуально-психологический – степень адекватности их реализации, а психофизиологический – состояние нервной системы, обеспечивающее психическую деятельность. При этом возможны различные варианты сочетаний показателей развития данных уровней .

Личностный уровень здоровья в современных публикациях часто отождествляется с психологическим здоровьем и психологическим благополучием. Психологическое здоровье это состояние, отражающее такой уровень развития личности, который характеризуется принятием других и самопринятием, спонтанностью, автономностью, адекватностью и гибкостью восприятия окружающего мира, духовностью, креативностью, ответственностью за свою жизнь, осознанностью существования, способностью к саморегуляции. Психологическое здоровье позволяет человеку адаптивно функционировать на различных уровнях жизнедеятельности .

Сходным с понятием психологического здоровья является понятие психологического благополучия. Благополучие в целом имеет физические, когнитивные, эмоциональные и социальные показатели. Человек с высоким уровнем психологического благополучия удовлетворен собственной жизнью и реализацией своего потенциала. Он адекватно оценивает себя, способен к продуктивной социально значимой активности, полноценным межличностным отношениям, преодолению стресса, он автономен, имеет жизненные цели . Наиболее известной из адаптированных на сегодня шкал психологического благополучия является шкала, разработанная К. Рифф. Ее русскоязычный вариант был предложен H. Н. Лепешинским .

Критериями социального здоровья являются способность индивида к полноценному выполнению своих социальных функций, степень его участия в жизни общества, количество и качество межличностных связей. Социально здоровая личность обладает необходимыми ресурсами для адаптации в обществе и способна конструктивно взаимодействовать со своим окружением. При этом социальное здоровье определяется не только личными усилиями индивида по саморазвитию, но и теми возможностями, которые предоставляет ему среда. Социальное здоровье, например, зависит от того, насколько социальный статус человека позволяет ему удовлетворять свои потребности и реализовывать жизненно важные цели .

Состояние здоровья человека и качество его жизни взаимосвязаны. Чем выше показатели здоровья, тем выше качество жизни и наоборот: низкое качество жизни не позволяет достичь оптимального уровня здоровья из-за недостатка экономических, материальных и социальных ресурсов. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как «оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации» . Таким образом, в понятии качества жизни можно выделить объективный и субъективный аспекты. Если ранние исследования качества жизни были основаны на оценке его объективных показателей (распределение доходов, образование, здоровье, питание, доступность и качество жилья, безопасность и стабильность физической и социальной среды), то в настоящее время более принятыми являются комплексные оценки качества жизни, учитывающие субъективную позицию респондента.

Качество жизни, основанное на самооценке пациента, активно изучается в современной медицине. Эмпирически подтверждено, что оно является независимым от текущего соматического статуса фактором выживания и продолжительности жизни больных . К параметрам субъективного качества жизни, связанным со здоровьем, относятся:

Самооценка состояния здоровья;

Влияние здоровья на возможность переносить физические и психологические нагрузки;

Влияние уровня физического и эмоционального благополучия на продуктивность труда и повседневную деятельность человека,

Самооценка настроения;

Самооценка физических симптомов здоровья (например, болевых ощущений).

С русскоязычной версией опросника качества жизни можно ознакомиться на сайте межнационального исследования качества жизни (www.Quality-life.ru).

Таким образом, в современных концепциях здоровья подчеркивается важность не только объективных показателей, но и субъективной оценки человеком своего состояния. Согласно Ю.И. Мельнику, такая оценка позволяет человеку активно приспосабливаться к меняющимся требованиям среды и именно «субъективное здоровье» должно стать предметом психологического исследования . Автор выделяет поведенческий, когнитивный и аффективный уровни субъективного здоровья (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Уровни субъективного здоровья (по Ю.И. Мельнику)

Уровни субъективного здоровья взаимосвязаны. Например, негативные эмоции вкупе с соматическим состоянием могут изменить оценку здоровья и стимулировать человека к самосохранительному поведению.

Согласно данным лонгитюдных исследований3
Лонгитюдные исследования – наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени.

Проводимых в течение последних десятилетий в различных странах мира, самооценка здоровья позволяет не только предсказать продолжительность жизни, но и преждевременный выход на пенсию, скорость выздоровления после тяжелой болезни, необходимость помещения человека в дом престарелых. Связь самооценки с показателями дожития4
Дожитие – здесь вероятность того, что человек доживет до определенного возраста.

Сохраняется и при статистическом контроле биологических факторов .

Для самооценки здоровья человеку необходимо интегрировать различные сведения о своем здоровье: соматические признаки, функциональные изменения, а также эмоциональное состояние. Количество всех показателей здоровья и их соотношение определяют конечный результат. Ученые провели исследования и на основе полученных данных выделили шесть основных критериев самооценки здоровья человеком:

1) биомедицинский (респондент указывает на наличие (отсутствие) симптомов болезни);

2) критерий физического функционирования организма (например, респондент, определяющий свое здоровье как хорошее, говорит, что способен пройти пешком значительное расстояние);

3) критерий, основанный на оценке поведения (респондент считает себя здоровым, если ведет здоровый образ жизни);

4) критерий, отражающий социальную активность (количество занятий «по интересам», посещение клубов, встречи с друзьями);

5) критерий «социального сравнения» (респондент сравнивает свое здоровье со здоровьем другого человека – обычно, по мнению респондента, не такого здорового, как он сам);

6) критерий, отражающий психологическое, эмоциональное, духовное состояние (основан на целостных, всеобъемлющих определениях здоровья. Данная группа в своих оценках указывает на значительные соматические проблемы, но при этом не теряет оптимизма и рассчитывает на лучшее ).

Самооценка здоровья может быть общей (изучается при помощи вопроса анкеты типа «оцените состояние своего здоровья по шкале…») или сравнительной («ваше здоровье по сравнению со здоровьем людей вашего возраста: лучше, хуже, такое же…»).

Предполагается, что на самооценку здоровья влияют культура, ценности, убеждения, представления о приоритетных компонентах здоровья социальное окружение, экономический статус, гендерные показатели и возраст. В целом люди стремятся дать своему здоровью позитивную оценку, для чего неосознанно выбирают более выигрышную для себя группу сравнения.

Российский социолог И. В. Журавлева проанализировала данные о самооценке здоровья жителей СССР и далее Российской Федерации в период с 1970 по 2002 год. Она обнаружила, что свое здоровье как хорошее оценивают 20–30 % респондентов, как удовлетворительное – 50–60 и как плохое – 10–15 %; при этом самооценка здоровья у мужчин выше, чем у женщин; у горожан выше, чем у жителей села; у представителей обоих полов она начинает снижаться с 35-летнего возраста .

Аналогичные исследования были проведены сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Беларуси в октябре 2002 г. Полученные данные существенно не отличаются от показателей, приводимых И. В. Журавлевой . В ходе социологического опроса, проведенного в Минске в 2005 г., свое здоровье как хорошее и отличное оценили 25,2 % горожан, как среднее – 59,2, как плохое и очень плохое – 15,7 %; также обнаружено снижение самооценки здоровья с возрастом . Исследования в других странах позволяют сделать такие же выводы: женщины и пожилые люди чаще дают низкие оценки своему здоровью по сравнению с мужчинами и молодежью .

Использование самооценки в качестве критерия здоровья позволяет приблизить содержание данного понятия к реальности человеческого существования, но одновременно создает ряд проблем: сложность психометрической оценки субъективного благополучия (особенно если речь идет об исследованиях на уровне популяции), проблему лжи и социально желательных ответов, проблему необъективной оценки своего состояния.

Российский психолог Б. Г. Юдин отмечает, что сегодня многие люди, которых раньше общество считало больными или обладающими ограниченными возможностями, больше не хотят, чтобы их оценивали лишь на основе диагноза. Определяя себя как здоровых, они исходят из наличия способности к полноценному выполнению социальных функций. Свое психическое и духовное здоровье такие пациенты рассматривают как приоритетное по сравнению с соматическим благополучием. И. Ялом пишет об одной из своих пациенток: «Я заинтересовался ею, как только она произнесла первые слова: «…у меня терминальная стадия рака, но я не раковый больной»«.

Здоровье можно рассматривать как состояние, процесс, способность, ценность или ресурс. Понимание здоровья как состояния подразумевает, что в определенный момент времени человек находится на определенной точке континуума «здоровье – болезнь». Соответственно, кроме состояний здоровья и болезни, есть и промежуточное состояние. В медицине для его обозначения чаще всего используется термин «предболезнь».

Предболезнь (преморбидное состояние ) – состояние организма на грани здоровья и болезни, которое в зависимости от действия различных факторов может либо перейти в состояние болезни, либо закончиться нормализацией его работы.

Во время предболезни гомеостаз поддерживается за счет мобилизации всех доступных механизмов регуляции, что ведет к их чрезмерному напряжению и возрастанию энергетических затрат организма . Клиницисты рассматривают предболезнь как опасное для здоровья состояние. Например, Ю.А. Ефимов, Д.Н. Исаев считают его психовегетативным синдромом, выражающимся в функциональном расстройстве внутренних органов и систем. Он включает в себя симптомы головной боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, сна и во многих случаях по своим проявлениям отличается от основного соматического синдрома, который разовьется впоследствии . Однако состояние предболезни может рассматриваться и как ступенька на пути к достижению более высокого уровня здоровья. В связи с этим Э.Н. Вайнер пишет, что это «подаренная» человеку возможность воспользоваться в течении некоторого времени имеющимися у него ресурсами саморегуляции, чтобы не заболеть, а, напротив, улучшить свое здоровье . Таким образом, здоров не тот, кто не болеет, а кто способен, заболев, полностью выздороветь.

Индивид не находится изначально в состоянии предустановленной гармонии, но должен постоянно к нему стремиться. В связи с этим здоровье связано с чувством уверенности в жизни, для которой не существует никаких ограничений и витальные нормы для которой устанавливаются самим здоровым человеком .

Определение здоровья как ресурса означает, что здоровье понимается как некий запас прочности, которым обладает каждый человек с момента рождения и который пополняется благодаря его усилиям. Следует отметить, что такое определение типично не только для научных концепций, но и для обыденного сознания. Наконец, здоровье может считаться социальной и индивидуальной ценностью , обладание которой характеризует потенциал отдельного человека или государства, причем стремление к ее сохранению является обязательным для каждого сознательного индивида. Понимание здоровья как ценности типично для современной культуры.

Большинство приведенных в данном параграфе критериев здоровья пригодны лишь для оценки состояния отдельного человека. Если же мы хотим исследовать закономерности, определяющие здоровье больших групп людей, нам необходимо обратиться к концепциям общественного здоровья.

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.


Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.


Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.


Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.


Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.


С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).


Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.