Здоровый образ жизни план конспект. План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему: Конспект урока с презентацией "Здоровый образ жизни". Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Здоровый образ жизни

(методическая разработка урока по окружающему миру

УМК « Школа России, 3 класс)

Цели:

    продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья, дать представление о вредных привычках;

    развивать речь, внимание учащихся, развитие логического мышления, обогащать словарный запас;

    У вас есть здоровье в вашей физиологии, в вашей памяти, так что просто напоминая вам о том, кем вы являетесь, - установив, что в вас есть то, что нужно. Аюрведа главным образом ведет от сознания, основанного на сознании здравоохранения. Люди больны, потому что считают, что они больны; мы стареем, потому что видим людей в возрасте.

    Настало время начать изучать знание о бессмертии, оживляя знания для жизни в направлении бессмертия. Главное, что организм зависит от пищеварения. Правильно мы улучшаем наш пищеварительный огонь, тогда процесс обмена веществ, дхату и охаса будет быть очень хорошим.

    подвести учащихся к мысли, что самое главное в жизни -это здоровье, что они отвчают не только за состояние своего организма, но и за здоровье окружающих людей, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Ход урока.(40 мин)

Организационный момент.(3 мин.)

Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить свои знания по окружающему миру, но и научиться следить за своим здоровьем.

Окружающая среда и здоровье

Полное переваривание ранней пищи должно произойти должным образом, тогда вы можете начать увеличивать агни. Болезни чаще всего происходят из пищи. Если мы едим здоровую, правильную пищу, она растет и напоминает здоровье. Если вы едите напротив того, что вам нужно, вы увеличиваете заболевание. Сбалансированные доши - это здоровье. еда, даже, может увеличить доши и принести болезни, если переедать.

Сначала выпейте горячую воду, затем вы узнаете, является ли это ложным голодом или настоящим. Сидите пять минут после еды перед тем, как встать, хорошо чувствовать свой пульс в течение этого времени. Важно не принимать ванны во время менструального цикла и не делать абхьянга во время вашего периода. Если вы едите много, даже если это трава, суть, которую она примет и превратится в отходы. Доктор Кришна Раджу. Приготовление со специями удаляет токсины и «спасает хорошее здоровье». Доктор Раджу. Тмин, айван, куркума, имбирь и чеснок изменят вашу жизнь. Доктор Падма Раджу. Не держите эти барьеры. Некоторые продукты тяжелее, и если вы их берете, тогда организм реагирует. Так что сделай это очень мало. Если вы что-то ограничиваете, тогда вам нужно ограничить так много вещей, и память будет ограничена. Затем вы развиваете аллергию. Все вещи можно съесть и переварить.

  • Если вы переели, лучше всего пропустить следующий прием пищи.
  • Д-р Кришна Раджу Избегайте реагирования на ложный голод.
  • Кроме того, «100 шагов» хороши после еды.
  • Доктор.
  • Пищеварительная система - это то, что отделяет сущность и отходы.
  • Если это пустая трата, она уберет ее.
Семейный вопросник был разработан для сбора данных о возможных предикторах детского ожирения - диете ребенка, структуре физической активности, социально-экономических характеристиках их семьи и сопутствующих заболеваниях.

Я принесла вам лекарственные препараты, которые должны помочь вам сохранить и укрепить здоровье. Согласны вы использовать их в течение урока? (Нет).Почему?(противопоказания, химический состав, препараты нельзя употреблять без назначения врача)

А тогда, как же без помощи лекарств можно укреплять своё здоровье? (Следить за правильной осанкой, делать физминутки, быть доброжелательным друг к другу, заниматься спортом, проветривать класс, закаляться, хорошо питаться,соблюдать правила техники безопасности, чаще улыбаться друг другу).

Предоставляет самую свежую информацию о маркетинге продуктов и безалкогольных напитков для детей и изменения, которые произошли в последние годы, в частности, в связи с главным переходом к цифровому маркетингу. В нем рассматриваются тенденции в использовании средств массовой информации среди детей, методы маркетинга в новом цифровом медиа-ландшафте и участие детей в таком маркетинге.

В докладе содержится призыв к врачам и другим специалистам здравоохранения начать проактивное назначение физической активности в рамках любого плана лечения для своих пациентов. В Докладе также содержатся рекомендации по ряду других вопросов для поощрения и поддержки людей, живущих в Ирландии, для более активной физической активности.

А сейчас работа в группах.Объясните значение пословиц.

1 группа

Здоров будещь-всего добудешь.

Крепок телом- богат делом.

2 группа.

Болен-лечись, а здоров -берегись.

Живи разумом, так и лекаря не надо.

3 группа.

Сон - лучшее лекарство.

В здоровом теле здоровый дух.

(ответы детей)

В рамках программы мониторинга были рассмотрены вопросы питания и гидратации пациентов в ирландских больницах. Отчеты о многих образцах образа жизни, таких как курение, употребление алкоголя, физическая активность, диета и психическое здоровье. Предоставляет информацию об активном участии в спортивной и рекреационной ходьбе, членстве в клубе, волонтерстве и участии в спортивных мероприятиях, а также информации о ходьбе и велосипеде на транспорте.

Факторы, определяющие здоровье человека

Обширная электронная база данных, составленная из этого опроса, представляет собой наиболее полную и актуальную информацию о потреблении продуктов питания, доступную для взрослых в Ирландии. Изучение поведения детей в школьных школах поведенческого поведения описывает поведение детей в возрасте от 9 до 18 лет. В нем рассказывается, что молодые люди думают о здоровье и личном поведении; как они воспринимают вред и угрозы их здоровью и благополучию; и как эти восприятия влияют на их принятие решений и выбор.

И так, ребята, вы догадались, что у нас сегодня не просто урок, а урок здоровья.

Проверка домашнего задания.(5 мин)

Повторим материал предыдущего урока.

Ответьте одним словом:

    Способность человека чувствовать прикосновение;(осязание)

    Что в организме зависит от скелета и мышц человека;(осанка)

    Как называется особая чувствительность к некоторым веществам(аллергия);

    Ешьте слегка обработанные продукты реже. Ты не собираешься делать все сам. Макароны, например, будут куплены уже подготовленными. Вы не собираетесь размалывать свою муку или добывать собственное масло. Они предназначены для употребления в пищу вместе с необработанными продуктами, но старайтесь есть меньше их. Ешьте сильно обработанные пищевые продукты еще реже. Существует мало качественных доказательств того, что даже самые обработанные пищевые продукты опасны. Но держите их потребление до минимума, потому что они могут сделать его слишком легким для калорий.

    Что приносит ко всем органам питательные вещества и кислород и, а уносит углекислый газ;(кровь)

    Является опорой тела, а так же защищает внутренние органы от повреждений;(скелет)

    Защищает внутренние органы от травм, от холода и жары, от проникновения микробов.(кожа)

    Способность человека чувствовать запахи (обоняние)

Какие запахи вредны для здоровья человека, а какие полезны?(Химикаты, краска, продукты горения, выхлопные газы - вредны, естественные природные запахи - полезны). Какие органы человека участвуют в процессе дыхания?(лёгкие и сердце).

Требования и правила питания

Такие продукты включают хлеб, чипсы, печенье и крупы. Ешьте как можно больше домашней пищи, которая должна быть приготовлена ​​в соответствии с правилом 1. Еда дома позволяет вам легче избегать переработанных ингредиентов. Это позволяет вам полностью контролировать то, что вы едите, и позволяет вам выбирать ароматы, которые вы предпочитаете. У вас гораздо меньше шансов набраться глупости, если вы едите домашнюю кухню. Поведенческие изменения требуют повторения и практики. Это также, к сожалению, требует времени.

Дыхательная гимнастика (1 мин )Дышим тихо, спокойно, плавно.Сидя, спина ровно, глаза закрыты.Медленный, глубокий вдох через нос, пауза, плавный выдох.Повторить 5 раз.

Введение в новую тему (2 мин)

Многие люди хорошо знают все правила здорового образа жизни, но почти никогда их не выполняют.Почему? (забывают выполнять, ленятся)

Используйте соль и жиры, включая масло и масло, при необходимости в приготовлении пищи. Такие вещи, как соль и жир, не являются врагом. Они часто необходимы для приготовления вкусной, удовлетворяющей пищи. Приправа часто делает вкус овощей. Не бойтесь их, но и не сходите с ума.

Когда вы едите, попробуйте поесть в ресторанах, которые следуют тем же правилам. В идеале вы должны есть в ресторанах, которые создают все свои предметы из совершенно необработанных продуктов. Много и много ресторанов делают. Следуйте правилу 1, даже находясь на ужин. Некоторая обработка будет прекрасной, но постарайтесь свести ее к минимуму.

Как вы думаете будут эти люди здоровы? (ответы детей).

А как вы знаете некоторые правила мы проверим поиграв в игру "Хорошо - плохо". Если хорошо - хлопаем в ладоши, если плохо - грозим пальцем .

Чистить зубы-хорошо(хлопают)

Мыть руки

Грызть ногти-плохо(грозят пальцем)

Пейте в основном воду, но некоторые алкоголь, кофе и другие напитки прекрасны. Как и я, вы можете найти исследование, чтобы показать, что все либо предотвращает, либо вызывает рак - алкоголь и кофе. Пример управления настройками электронной почты. . Лечите все напитки калориями в них, как алкоголь. Это включает в себя каждый напиток с калориями. Они в порядке, но свести их к минимуму. Вы можете иметь их, потому что они вам нравятся, но вы не должны их потреблять, как будто они вам нужны.

Понятие «здоровье», его сущность и компоненты

Ешьте с другими людьми, особенно с людьми, которых вы заботитесь, как можно чаще. Это имеет преимущества даже вне питания. Это сделает вас более склонным к приготовлению. Это, скорее всего, заставит вас есть медленнее. Мой опыт говорит мне, что полное воздержание редко работает, хотя существуют анекдоты для поддержки этой практики. Все эти правила тонко пытаются заставить вас лучше осознавать, что вы едите. В наши дни слишком легко потреблять больше, чем вы думаете, или больше, чем вам действительно нужно, особенно когда вы едите.

Долго смотреть телевизор

Есть конфеты

Есть фрукты

Есть немытые фрукты

Молодцы! Вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо.

А чем здоровый человек отличается от больного? (Здоровый человек всего может добиться самостоятельно, он всегда бодр и весел, долго живёт, много трудится. Больному необходима помощь, лечение, много денег нужно для лечения, ему грустно , он не может воплотить свои мечты).

У людей разные требования, и важно, чтобы все они слушали их тела, чтобы знать, когда они должны есть, и когда они должны остановиться. Еще одно: не судите, что едят другие. Один из моих самых близких друзей избегал углеводов в течение нескольких месяцев и видел замечательные результаты. Еще один был пескатар - человек, чьи мясные блюда были рыбой - в течение года и был очень доволен этим. Я, с другой стороны, избегаю никаких групп продуктов питания, в частности.

У некоторых могут быть реальные проблемы с потреблением даже самого маленького количества углеводов. Другие могут быть нетерпимы к определенным продуктам из-за аллергии или чувствительности. Скорее всего, потребуется несколько экспериментов на индивидуальном уровне, чтобы найти реальную диету в рамках этих рекомендаций, которые будут работать для вас. Но вышеприведенные правила должны учитывать широкий спектр продуктов и оставаться здоровыми.

Вывод : Чтобы быть здоровым необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Изучение нового материала.(24 мин)

Тем кто постоянно живёт по правилам сохранения и укрепления здоровья, а не следует им от случая к случаю, они действительно приносят огромную пользу. О таких людях говорят: «Они ведут здоровый образ жизни».

Мне любопытно, что читатели думают об этом. Молодежь является особенно важной группой, так как плохие привычки питания, установленные в подростковом возрасте, можно сохранить во взрослую жизнь, создавая ряд сердечно-сосудистых и других связанных со здоровьем проблем позже в жизни. Важным шагом в этом процессе является изучение того, что мы можем извлечь из существующих исследований.

Мы уделяли особое внимание молодым людям, которые подвергаются наибольшему риску плохого питания из социально изолированных групп, а также вмешательствам, направленным на «структурные» или «экологические» барьеры для здорового питания. Для выявления соответствующих исследований были проведены исчерпывающие поиски многочисленных источников. Методологическое качество и результаты исследований, соответствующих конкретным критериям включения, оценивались с использованием стандартизованных инструментов.

Доктор Пилюлькин приглашает вас принять участие в работе устного журнала, который так и называется «Здоровый образ жизни».

Страница 1. Соблюдай чистоту.(5 мин)

«Чисто жить - здоровым быть!»

Как вы понимаете эту пословицу?

Что нужно содержать в чистоте? Работа с учебником, с.154, 2 абзац)

Представляете, ребята, есть такая страна, в которой живут люди, которые не хотят заботиться о чистоте. Они не хотят больше умываться, чистить зубы, мыть руки, стирать одежду, убираться в доме. И называется эта страна «Грязнулия». В этой стране живёт странный мальчик, о котором вы сейчас послушаете правдивую историю.

В общей сложности 30 исследований соответствовали нашим критериям включения: 8 рассмотрели взгляды молодых людей и 22 были потенциально строгими оценками эффективности вмешательств. Было обнаружено, что несколько многокомпонентных вмешательств, дополняющих занятия в классе школьными инициативами, а также с участием родителей, оказывают положительное воздействие. Есть более убедительные доказательства эффективности среди молодых женщин по сравнению с молодыми мужчинами. Хотя отношение к здоровому питанию в целом было положительным, личные предпочтения «фаст-фудов» на основе вкуса, как правило, доминировали в выборе продуктов питания.

Жил на свете мальчик странный-

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Руки мыл зачем-то с мылом,

А лицо мочалкой тёр…

На руках все пальцы смыл он,

Щёки в дырах до сих пор.

Сыну мама запретила

Здоровье в иерархии потребностей человека

Молодые люди особенно ценили способность выбирать, что они едят. Факторы, препятствующие их способности питаться здорово, включали плохую доступность здорового питания в школе, здоровые продукты, иногда дорогостоящие, а также широкую доступность и личные предпочтения для «фаст-фудов». Идеи поощрения питания включали предоставление информации о питательном содержании школьных блюд и лучшую маркировку пищевых продуктов.

Сравнение по типам исследований выявило эффективные вмешательства, направленные на устранение барьеров, которые выявляют молодые люди, такие как увеличение доступности здоровой пищи в школьной столовой и вовлечение родителей и домашней среды. Вмешательства со стороны сверстников или учителей были эффективными, несмотря на то, что молодые люди не оценивают эти группы как важные источники информации о питании. Основными недостатками были отсутствие эффективных вмешательств, которые касались таких проблем, как высокая стоимость здоровой пищи, предпочтение вкуса для «фаст-фудов» или отсутствие «силы воли», чтобы избежать «быстрого питания».

Умываться по утрам,

Перекрыла в ванной кран.

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов.

И диагноз был таков:

«Если мальчик будет грязным-

Будет он всегда здоров!»(Яхнин "Правдивая история")

Возможно ли такое?(ответы детей)

Вывод: каждый человек должен соблюдать правила личной гигиены.Личная гигиена необходима не только для сохранения здоровья, но и для поддержания нормальных взаимоотношений между людьми. Не случайно говорят, кто опрятен- тот приятен.

Физминутка.(1 мин)

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

ножками топали, ручками хлопали,

вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкульт-привет!

Страница 2. Правильно питайся!(5 мин)

Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни. Какой должна быть пища человека? (Работа с учебником, с 155).

Разнообразная,

Регулярная,

Без спешки,

Богатая витаминами, овощами и фруктами.

Чтобы быть здоровым необходимо пить сок, есть овощи и фрукты, а так же такие полезные продукты как молоко кефир, рыба.

    Игра на внимание «Полезные, неполезные» яблоко, торт, рыба, морковь, винегрет, творог, чипсы, клюква).

Выво д: даже у больных детей правильное сбалансированное питание в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями помогает улучшить здоровье.

Каждый должен заботиться о своём правильном питание, ведь это залог здоровья.

А мы выполним гимнастику для глаз.(1 мин.)

Взгляд вверх-вниз (5 раз)

Взгляд вправо-влево (5 раз)

Круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Рисуем бесконечность по горизонтали и вертикали .

Для чего необходима гимнастика для глаз?(ответы детей)

Гимнастика нужна не только глазам, но и всему телу.

3 страница. Больше двигайся! (3 мин)

Физминутка:

Движенье – это здоровье,

Движенье – это жизнь!

Не ленись – потянись.

Ставим дружно ноги врозь.

Три наклона вниз

На четвёртый выпрямись.

Раз – направо, два – налево.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

По мнению учёных, ежедневные физические упражнения прибавляют в среднем 6-8 лет жизни. Однажды был поставлен эксперимент. Одна группа участников ежедневно в течении двадцати дней выполняла комплекс физических упражнений, а другая группа людей должна была пролежать 20 дней. в результате у тех, кто лежал, появилось головокружение, пропал аппетит, они плохо себя чувствовали, вялость и апатия. Они стали плохо спать, снизилась работоспособность. А участники второй группы были бодры и чувствовали себя прекрасно, радовались каждому дню. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Игра-пантомима "Покажи движение". Я называю движение, а вы его показываете:

Чистим зубы

Моем руки,

Моем лицо

Стираем

Подметаем пол

Расчёсываемся

Вытираем стол

Отряхиваемся

Едем на лыжах

Бежим на месте

Поднимаем гантели

Улыбаемся

Вывод , физическая нагрузка необходима для организма. Упражнения должны быть включены в режим дня и выполнятся систематически, только тогда они принесут вам пользу.

Страница 4. Сочетай труд и отдых.(4 мин)

Можете ли вы работать без всякого отдыха, не останавливаясь? Почему?(человек не робот, он устаёт)

Можете ли вы постоянно лежать, ничего не делая? (Устанешь лежать, захочется что-то поделать)

Правильно, ребята, истина посередине.

Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимы. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.

    Работа с учебником, с.155, самостоятельное чтение. Вопросы по прочитанному материалу.

Вывод:

Необходимо не только сочетать труд и отдых, но и найти себе любимое занятие, тогда у вас не будет ни желания, ни времени обзавестись вредными привычками.

Страница 5. Не заводи вредных привычек.(5 мин)

Самые вредные, самые страшные, и я бы назвала их болезнью, это курение, употребление спиртного и наркотиков. Все они оказывают разрушительное воздействие на организм человека, и избавиться от них можно только с помощью врачей. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. Стареет человек, стареет и его сердце.

Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд-никотин и много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто курит, они становятся серыми, а иногда в лёгких у курильщика развивается страшная болезнь-рак, которая уничтожает его изнутри.

Как же нужно себя не любить, чтобы так себя травить. И даже сильный и крепкий медведь, который начал курить трубку тоже сильно заболел.

    Просмотр отрывка из м/ф «Как медведь трубку курил» (по произведению С.Михалкова).

Нарушает работу всего организма и употребление спиртных напитков. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление. Но самыми пагубными для человека являются наркотики.

Чтение учебника учителем (с.157)

. Вывод . Алкоголь и курение приносят огромный вред организму. Не случайно придуманы пословицы:

Кто курит табак, тот сам себе враг.

Если хочешь долго жить- брось курить.

Закрепление изученного.(2 мин)

Сколько лет должен прожить человек, чтобы его назвали долгожителем?(сто и больше)

Как можно стать долгожителем?

Закаливание

Правильное питание и режим

Ежедневный физический труд

Занятия спортом

Хороший характер

Музыкальная пауза. Песня "Улыбка"(ст. Шаинского, муз. Пляцковского)(1 мин)

Итог урока.Рефлексия.(2 мин)

И вот на такой весёлой ноте мы заканчиваем наш урок.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить,

Но чтобы стали все мечты возможны

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Какие правила сохранения здоровья вы начнёте применять с сегодняшнего дня?

Домашнее задание.

Сообщение на тему "Режим дня".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БОБРУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

БОБРУЙСК 2010

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Введение. Предмет и задачи валеологии. Здоровье. Здоровый образ жизни. Социальные и психологические условия формирования здорового образа жизни.
Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Термин “валеология” впервые был введен в 1980 г. И.И. Брехманом в книге “Валеология – наука о здоровье”. Он образован от латинского слова vale – “здравствовать”, “быть здоровым”.

Необходимость создания специального направления в медико- биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в содружественной медицине науке. Современная медицина по мнению а, занимается преимущественно болезнями – случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами. Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так, чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, о профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Признаками здоровья являются:

Устойчивость к действию повреждающих факторов;

Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

Функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

Наличие резервных возможностей организма;

Отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма. При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, частота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

Факторы риска для здоровья.

Важным условием решения задач валеологии является выявление факторов риска для здоровья.

Основными факторами риска для здоровья человека являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.

Таким образом, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% – от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.

К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), отсутствия вредных привычек (курение, пьянство).

В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы:

1. Самосохранение – человек не совершает определенные действия, так как они угрожают его здоровью и жизни.

2. Подчинение правилам культуры и быта – человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет.

3. Получение удовлетворения от самосовершенствования – ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство.

4. Возможность для самосовершенствования – здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

5. Достижение максимально возможной комфортности.

В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.

Основные составляющие здорового образа жизни

Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимонезаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Основными факторами, обеспечивающими возможность для здорового образа жизни конкретной личности, являются: способность к рефлексии, состояние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха.

Рефлексия – это способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков. Пространство , которое влияет на здоровье – это климатическая зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жилища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от +17 0 до +22 0); влажностью (в холодном климатическом поясе – 30%, в умеренном – 45%, в теплом – 65%); нормой жилой площади, концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе – 21%, углекислого газа – 0,04%).

Разумный режим труда и отдыха – важный фактор здорового образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых – активный и пассивный. Активный отдых – это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых – это когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит. Универсального для всех режима труда и отдыха нет и не может быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу.

Социальные условия формирования здорового образа жизни:

1. макросоциальный фактор – конкретные исторические условия и культурные традиции государства;

2. микросоциальный фактор – экономическое положение отдельной семьи;

3. психосоциалъный фактор – место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи;

4. психологический фактор – установки самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей;

5. фактор риска – наличие условий и реальности проявления факторов риска.

Признаки психического здоровья.

Благополучие человека зависит от его душевного и телесного здоровья. Целостный подход к этой проблеме подчеркивает личную ответственность человека за свое здоровье и благополучие. Каждый из нас может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом, участвовать в общественной жизни. В силах каждого – не употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не курить. Важно также, чтобы жизнь человека имела духовную основу, что придает жизни смысл. Человек несет личную ответственность за собственное здоровье и благополучие.

К признакам психического здоровья относятся уважение к себе, умение переживать неудачи, независимость, эффективная борьба со стрессом, забота о других людях, качество взаимоотношений с другими людьми.

1. Уважение к себе. Эмоционально здоровые люди адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственного достоинства. Они не переживают по поводу того, что не так ловки и красивы, как другие. Чтобы научиться уважать себя, относиться к себе хорошо, можно предложить следующее:

Займитесь чем-то новым, попробуйте себя в спорте, живописи, танцах или музыке; у каждого из нас есть область, в которой мы можем превзойти д ругих;

Добейтесь успеха в том, что вы делаете (тщательно готовьтесь к экзаменам, выступлениям, деловым встречам и переговорам), не позволяйте себе потерпеть неудачу просто из-за своей слабой подготовки.

2. Умение переживать неудачи. Это умение развивается по мере взросления, когда понимаешь, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний. Необходимо сохранять позитивный взгляд на жизнь и быть убежденным в том, что неудачи – явление временное. Такие люди не прибегают к помощи алкоголя, чтобы избавиться от чувства разочарования, а предпочитают действовать.

3. Независимость . Человек должен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Люди, эмоционально незрелые, затрудняются в принятии решений, они боятся ошибиться и поэтому просто “плывут по течению”. Между тем ошибки в жизни каждого человека неизбежны, они и составляют наш жизненный опыт. Мы должны рисковать, если хотим, чтобы жизнь была полноценной.

4. Эффективная борьба со стрессом. Современная жизнь может быть источником сильных стрессов, тем не менее многие люди живут чрезвычайно насыщенно, не испытывая при этом связанных со стрессом неприятностей. Жизнь тех, кто не овладел такими навыками, может быть искалечена физическими и психическими болезнями; кроме того, такие люди в большей степени склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

5. Забота о других людях. Мы от природы – существа общественные; более того, по мнению генетиков, мы “запрограммированы” на то, чтобы заботиться друг о друге. И хотя, в первую очередь, в нас заложена потребность заботиться о самих себе, эгоистичный человек, как правило, – несчастный человек.

6. Качество взаимоотношений с другими людьми. Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят им и ждут такого же отношения к себе. Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества. Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность любить и выражать свои чувства к другим часто основана на низком самоуважении.

Эмоции. Психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции - это отражение психических функций человека. И хотя эмоции (радость, печаль, страх, гнев) субъективны, они приводят к изменениям в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например, к общению или драке). Отрицательные эмоции могут истощать человека физически и создавать значительный эмоциональный стресс. Положительные эмоции необходимы и полезны. Эмоции украшают нашу жизнь, вносят в нее интерес и разнообразие.

Тема 1. Правильное питание, физическая культура, закаливание и личная гигиена как основные составляющие факторы здоровья человека.


1. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Пища обеспечивает наш организм питательными веществами, которые требуются ему для выработки энергии, образования тканей и поддержания их жизнедеятельности. Пища состоит из молекул белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды.

Питание есть процесс как непосредственного принятия пищи, то есть ввод питательных веществ в организм, так и усвоение их для выработки энергии, образования тканей и поддержания их жизнедеятельности.

Энергетическая ценность пищи измеряется в калориях. При распаде в процессе пищеварения один грамм белков выделяет 4,1 ккал, один грамм жиров – 9,3 ккал и один грамм углеводов – 3,7 ккал. Суточная потребность детей 4-6 лет составляет 2000 ккал в сутки, 7-10 лет – 2300 ккал, молодых людей 20-25 лет, занимающихся умственным трудом или средним физическим трудом – 2800 ккал.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения, с высокой биологической активностью, которые или совсем не синтезируются в организме или синтезируются в недостаточном количестве. Витамины после превращений в организме входят в состав ферментов, которые являются катализаторами биохимических процессов в организме. Если витаминов в пище мало или они вообще отсутствуют, развиваются болезни, приводящие к летальному исходу.

Минеральные вещества неорганические соединения, на долю которых приходится около 5% массы тела. Минеральные вещества в первую очередь служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Они необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны. Организм не способен вырабатывать минеральные вещества самостоятельно, поэтому он вынужден получать их с пищей. Многие минеральные вещества растворимы в воде и поэтому легко выводятся из организма с мочой.

Минеральные вещества подразделяются на два класса: макроэлементы (кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор, магний), требующиеся организму в большем количестве; микроэлементы (железо, марганец, медь, йод, кобальт, цинк и фтор), требующиеся организму в микродозах.

Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий около 2/3 его массы. Вода служит растворителем для питательных веществ и шлаков, она участвует в регуляции температуры тела и поддержании кислотно-щелочного равновесия; кроме того, вода участвует во всех протекающих в организме химических реакциях.

Без пищи человек может обходиться две недели или доль­ше, без воды – всего 5-7 дней. Когда количество воды в организме уменьшается на 1% от веса тела, человек начи­нает испытывать жажду. Если потери воды достигают 10%, может возникнуть почечная недостаточность. Если организм человека теряет 20% содержащейся в нем воды, наступает смерть от обезвоживания.

Ежедневно организм теряет в зависимости от климатических условий 2-3 л воды с дыханием, потом, мочой и калом. Для возмещения этих потерь взро­слые люди должны ежедневно выпивать около 6-8 стаканов воды. Остальное ее количество поступает в организм с раз­личными напитками и пищей. Водой богаты многие пище­вые продукты, в особенности фрукты и овощи. В среднем водный баланс составляет 2,5 л.

Требования и правила питания

Питание должно отвечать трем основным требованиям:

1. Адекватность питания, т.е. по своей энергетической ценности (калорийности) и химическому составу оно должно соответствовать интенсивности обменных процессов в организме, полу, возрасту, выполняемой работе, состоянию организма, а также времени года, климату и другим факторам.

2. Сбалансированность питания, т.е. оптимальное соотношение в рационе питания белков, жиров и углеводов. Наилучшим соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:4 – для взрослых и 1:1:6 – для детей.

3. Режим питания – это количество пищи и время ее приема. Суточный рацион питания необходимо делить на 3-4 приема пищи.

Правила питания включают:

1. Учет энергетических трат в организме – при высокой физической нагрузке (труде) организм потребляет 45 ккал/кг, при среднем и умственном труде - 35-40 ккал/кг, при легком труде - 30 ккал/кг.

2. Учет сезонности в питании – в России в зимне-весенний период наблюдается девитаминизация населения, что требует соответствующей коррекции в рационе питания.

3. Учет сочетаемости продуктов – Г.Шелтон (классик раздельного питания) считает недопустимым питаться крахмалистыми углеводами в сочетании с белковой пищей (мясо, яйца, сыр); отечественные диетологи рекомендуют придерживаться теории Г.Шелтона преимущественно пожилым людям, у которых функциональные возможности пищеварительного тракта снижены. Однако существуют такие продукты, которые не совместимы и их нужно есть отдельно – это дыня, арбуз и молоко.

4. Учет температуры пищи – пища не должна быть холодной, так как оптимальная температура работы пищеварительных ферментов 37-38 0 С, и холодная пища долго не переваривается в желудке; слишком горячая пища снижает тонус желудка.

5. Тщательное пережевывание пищи – большие куски пищи долго не перевариваются, при этом дольше не наступает насыщение; также необходимо ротовое пищеварение, иначе большая нагрузка по перевариванию пищи ложится на поджелудочную железу.

6. Учет региональности питания – набор продуктов в рационе питания складывался исторически на протяжении многих веков; например, для россиян баранина является трудноусвояемой пищей, а курятина и свинина – легкоусвояемой пищей.

7. Щадящий температурный режим в приготовлении пищи – растительные продукты лучше всего готовить на пару, на слабом огне, чтобы не вываривать и не разрушать в них витамины.

8. Не игнорировать сыроедение, которое обеспечивает организм ферментами, аккумулирующими солнечную энергию, витаминами, микроэлементами. Сырыми рекомендуется употреблять овощи и фрукты, семена, орехи, коровье молоко, яйца.

Состав тела “среднего человека” при условии, если его массу принять за 75 кг, включает 18% белка (13,5 кг), 14% жира (10,5 кг), 1% углеводов (0,75 кг), 61% воды (45,75 кг) и 6% минеральных элементов (4,5 кг). Если человек теряет слишком большую массу хотя бы одного из компонентов (более 10% воды, 11% белка, 33% минеральных веществ, 40% углеводов или 90% жира), под угрозой оказывается его способность поддерживать гомеостаз. Оче­видно, организму безопаснее расставаться с жиром, чем с водой. Для человека весом 75 кг допустима потеря 9 кг жира, но не более 5 кг воды.

Универсальная (идеальная) формула веса:

для мужчин: (рост (см) х 3 – 450 + возраст (лет)) х 0,25 + 40,5;

для женщин: (рост (см) х 3 – 450 + возраст (лет)) х 0,225 + 45,0.

Избыток массы тела определяют по индексу Кетли: К = М: Р ²

где М – реальная масса тела (кг), Р – рост (м). Если К = 17,5-18, то отмечается недостаток массы тела, К = 18,5-24 – норма массы тела, К = 24,5-30 – ожирение I степени; К = 30-40 – ожирение II степени; К более 40 – ожирение III степени. У манекенщиц К= 17,2.

Если вес на 10 и более процентов ниже идеального, говорят о пониженном (недостаточном) весе тела. Во всех случаях необходимо учитывать конституцию.

Избыточным весом называют всякий вес сверх идеального. Некоторое количество жира человеку иметь просто необ­ходимо. Необходимый минимум жира для взрослого мужчины составляет 3% от общего веса тела, всякое количество сверх этого счи­тается резервным жиром . У женщин резервным жиром является жир, масса которого составляет более 12-15% от веса тела. Это “специфический женский жир”, имеющий отношение к функциональным и анато­мическим особенностям женского организма, связанным с деторождением.

Ожирение – это избыток в организме резервного жира. Причины ожирения можно разбить на две категории:

1) физиологическая реакция организма на пищу, определяемая особенностями метаболизма и генетического склада человека;

2) влияние окружающей среды, включающее действие социальных, психологических и культурных факторов.

Различают две формы ожирения: ожирение, развива­ющееся в детстве, и ожирение, развивающееся в зрелом возрасте. Людям, у которых ожирение начинается в зрелом возрасте, худеть и поддерживать надлежащий вес легче, так как жиро­вых клеток у них меньше, чем у тех, кто был толстым в дет­стве.

Принципы поддержания оптимального веса тела

Единственный действенный способ уменьшить содержание жира в организме – сдвинуть энергетический баланс таким образом, чтобы приток энергии в организм стал меньше ее расхода.

Методы успешной борьбы с лишним весом включают три основополага­ющих подхода: низкокалорийную диету, физические нагрузки и модификацию поведения (изме­нить вредные привычки и приобрести новые навыки пищевого поведения).
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
Физические упражнения помогают людям сохранить молодость, отсрочить ста­рость, улучшить свой внешний вид, избавиться от лишнего веса, повысить жиз­ненный тонус и улучшить самочувствие.

Большинство людей занимаются физическими упражнени­ями для того, чтобы улучшить свою форму, повысить уро­вень тренированности. Быть в хорошей физической форме означает быть способным бодро, энергично и без чрезмерной устало­сти выполнять повседневные задачи, сохранять достаточно энергии для активного отдыха и успешно преодолевать неожиданные жизненные трудности.

Помимо способности справляться с повседневной рутиной и высокой производительностью труда, хорошая физическая форма предполагает также эффективную работу сердца, легких, кровеносных сосудов и мышц.

Физические упражнения – это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму. Такие упражнения (в особенности бег) вызывают увеличе­ние мышечной массы и плотности костей.

Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют определенные преимущества:

1. Они лучше выглядят. Тренированность предполагает повышение мышечного тонуса, снижение веса и уменьшение жировых запасов. Тренированные люди чаще следят за своим питанием и легче избавляются от таких вредных при­вычек, как курение и потребление алкоголя.

2. Они здоровее психически. Тренированность придает человеку уверенность в себе, бодрость и улучшает его вне­шний облик. Тренированный человек острее чувствует свое здоровье.

3. Тренированные люди меньше подвержены стрессу и напряжению, лучше справляются с беспокойством, тре­вогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны расслабляться, но и умеют снимать напряжение с помощью определенных упражне­ний.

4. У них меньше проблем со здоровьем, повышенная сопротивляемость болезням, например обычной простуде. Они реже “сидят на больничном” и тратят меньше денег на лечение.

5. Они лучше спят, легче засыпают, сон у них крепче, и, проснувшись, они чувствуют себя свежее. Им требуется меньше времени, чтобы выспаться.

Систематические тренировки не гарантируют человеку продления жизни, и тем не менее люди, ведущие активный образ жизни, могут рассчитывать на то, что проживут доль­ше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа.

Критерии хорошей физической формы.

Хорошая физическая форма (тренированность) – способ­ность человека бодро и энергично справляться с повседне­вными делами, не испытывая при этом чрезмерной усталости и сохраняя достаточно сил для приятного проведения досуга. Физические упражнения – это мышечная активность, способ­ствующая поддержанию физической формы.

Различают четыре компоненты тренирован­ности:

1) сердечно-дыхательная выносливость (способность выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности);

2) мышечная сила, выносливость и быстрота;

3) гибкость тела (способность сустава обеспечить максимальную амплитуду движения);

4) состав тела (отношение массы жира к массе тощих тканей).


Выбор индивидуальной программы физической нагрузки.

Человек, поставивший перед собой цель улучшить физиче­скую форму, располагает большим выбором тренировочных программ. Однако несмотря на все огромное многообразие упражнений, не существует какой-либо универсальной формы физической активности, которая могла бы удовле­творить потребности любого человека. При выборе трени­ровочной программы нужно учитывать возраст, здоровье и интересы человека, а также доступность тех или иных трена­жеров и стоимость занятий.

Ходьбе не помеха ни избыточный вес, ни ожи­рение, ни плохая физическая форма. Ходьба – безопасная и ритмичная форма активности с саморегулирующимся темпом, когда работают большие группы мышц.

Бег трусцой – медленный бег в удобном темпе..

Плавание – одно из лучших упражнений для развития сер­дечно-дыхательной выносливости, в котором участвует вся мускулатура. Развивает оно и гибкость. Во время плавания мышцы работают в безопасном режиме.

Езда на велосипеде развивает как мышечную силу и выносливость, так и сердечно-дыхательную выносливость

Ходьба на лыжах – очень полезный вид физических упраж­нений. Как и плавание, она предполагает интенсивную работу верхней части туловища. Многие люди для поддержа­ния хорошей физической формы зимой занимаются лыжами, а летом – бегом трусцой.

Аэробика – программа специально разра­ботанных физических упражнений для развития сердечно-дыхательной выносливости.

1. Выбирайте для занятий удобное место. В идеале, что, конечно, трудновыполнимо в условиях мегаполиса, оно должно быть расположено недалеко от работы или дома. Постарайтесь не ставить себя в зависимость от транспорта.

2. Разнообразьте упражнения. Чтобы избежать скуки, не замыкайтесь на какой-нибудь одной тренировочной про­грамме – будь то гимнастические упражнения, бег трусцой, пла­вание или другое. Относитесь к трениров­кам творчески.

3. Не пытайтесь превысить свои возможности. Не зада­вайтесь целями, достижение которых может ухудшить здоровье.

4. Отмечайте свои успехи. Если будете регистриро­вать изменения, происходящие с телом, частотой сер­дечных сокращений, силой и весом, Вас ожидает приятное удивление. Кроме того, подобные записи служат дополнительным стимулом к тренировкам и вознаграждением за них.

5. Не превращайте тренировки в навязчивую идею. Запи­сывайте результаты, но не считайте очки. Пробегать ежедневно по 3 км гораздо безопаснее и здоровее, а кроме того, и приятнее, чем по 30 км.

6. Сохраняйте терпение. Благотворные эффекты трени­ровки скажутся не сразу. Заметные физиологические изме­нения в организме происходят, как правило, через несколько месяцев регулярных занятий.

7. Придерживайтесь индивидуального режима трениро­вок. Этот режим, в первую очередь, должен быть удобным. Не делайте его слишком жестким.

Организму нужна разминка перед выполнением основных упражнений.
3. ЗАКАЛИВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Закаливание эффективное средство укре­пления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также устойчивость организма человека к инфекцион­ным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Физиологические механизмы закаливания заключаются в совершенствовании про­цессов терморегуляции.

Принципы закаливания.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принци­пов, которыми являются:

- постепенность – повышать силу закаливающе­го воздействия и продолжительность проце­дуры нужно постепенно;

- систематичность – закаливание лишь тогда бу­дет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов;

- комплексность – закаливание будет наиболее эффективным, если используются в комплексе все естественные силы природы: солнце, воз­дух и вода;

- учет индивидуальных особенностей – при за­каливании необходимо принимать во внимание возраст, пол, состояние здоровья, местные климатические условия и при­вычные температурные режимы.

Перечисленные принципы закаливания справедливы как для взрослых, так и для детей.

Закаливание воздухом.

Воздушные ванны благоприятно действуют на весь организм: по­вышают тонус нервной системы, улучшают кро­вообращение, обмен веществ и увеличивают со­противляемость организма простудным заболе­ваниям.

Кожа обладает большой температурной чувствительностью. Это особенно касается уча­стков тела, обычно закрытых одеждой. В связи с этим целесообразно проводить закаливание воз­духом в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более выраженный общий эффект. Все виды зимнего спорта связаны с зака­ливанием организма. В летнее время года эффект закаливания воздухом в процессе занятий физическими уп­ражнениями, естественно, меньше.

Воздушные ванны разделяются на теплые (при температуре воздуха от +30 0 до 20 0 С), прохладные (от +20 0 до 14 0 С), холодные (при температуре ниже +14 0 C).

При закаливании воздухом большое зна­чение имеет самоконтроль. Показателями пра­вильного применения воздушных ванн и их по­ложительного результата являются хорошие сон, аппетит, самочувствие, повышенная работоспо­собность. Появление при приеме воздушных ванн озноба, “гусиной кожи”, дрожи указывает на необходимость прекратить ванну или проде­лать энергичные движения, чтобы согреться.

Закаливание солнцем.

Солнечная радиация представляет собой мощный поток лучистой энергии в виде электромагнитных колеба­ний с различной длиной волны, поэтому различают инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые (УФ) лучи.

Целесообразно использо­вать для закаливания не прямую солнеч­ную радиацию, а рассеянную. В ясные летние дни прямые лучи в суммарном ультрафиолетовом из­лучении преобладают над рассеянными только в полуденные часы, в остальное же время дня рассеянное излучение преобладает над пря­мым.

Закаливание солнцем проводится в виде приема солнечных ванн или, точнее, воздушно-солнечных ванн, так как при этом на организм действует и воздух.

При приеме солнечных ванн нужно ло­житься ногами к солнцу, голову защищать зон­тиком или шляпой (панамкой), глаза - солнцеза­щитными очками. Рекомендуется систематически менять положение тела и избегать обильного потения, так как влажная кожа более чувствительна к УФ-лучам. По этой же причине не следует на­ходиться под солнцем сразу после купания. Кро­ме того, капельки воды, остающиеся на теле после купания, могут сыграть роль микро-линз, фо­кусирующих солнечные лучи, что приведет к по­явлению точечных ожогов.

После солнечной ванны целесообразно смазывать кожу кремом. Не рекомендуется принимать солнечные ванны натощак или сразу после еды; после завтрака к ним приступают через 30-40 ми­нут и заканчивают не менее чем за 1 час до обеда. По окончании солнечной ванны необходимо принять прохладный душ (пресный, если солнеч­ные ванны принимаются на берегу моря) или ис­купаться, не растирая затем кожу, которая и без того достаточно гиперемирована за счет облуче­ния.

Время года, когда можно начинать зака­ливание солнцем в средней полосе России, – это обычно май, реже – вторая половина апреля.

Лучшим временем дня являются утренние часы, когда меньше тепловых лучей и ванны переносятся лег­че. На юге это время приходится на 7.30-10 часов, в средней полосе – на 8-11 часов, в северных об­ластях – на 9-12 часов. Весной и осенью сроки пе­редвигаются ближе к полудню.

Главным фактором, обусловливающим продолжительность солнечных ванн, является степень солнечной радиации. Од­новременно надо учитывать температуру, влаж­ность и скорость движения воздуха, которые су­щественно влияют на тепловой обмен. Дозировку солнечных ванн производят постепенно уве­личивая силы раздражителя. Первую солнечную ванну ограничивают 5 минутами, потом каждый день прибавляют по 5 минут. Максимальная продолжительность – 2 ча­са в день.

При правильной дозировке солнечных ванн улучшается самочувствие, появляются бод­рость, хороший аппетит и сон, повышается рабо­тоспособность. Иногда после приема первых солнечных ванн наблюдаются неприятные субъективные ощущения, которые вскоре проходят. Если же неблагоприятные симптомы (общая сла­бость, апатия, раздражительность, повышение температуры тела, ухудшение аппетита, сна) принимают стойкий характер, то необходимо уменьшить дозу облучения или временно прини­мать только воздушные ванны.

Закаливание солнцем имеет и определен­ные противопоказания. Так, солнечные ванны противопоказаны при органических заболевани­ях центральной нервной системы, атеросклерозе, заболеваниях сердца, активной форме туберкуле­за легких, резко выраженной слабости, склонно­сти к носовым кровотечениям, некоторых нейродермитах.


Закаливание водой.

Вода вследствие боль­шой теплоемкости и высокой теплопроводности вызывает более сильное охлаждение, чем воз­душная ванна той же температуры. В связи с этим водные процедуры являются более эффективными способами закаливания, чем воздушные ванны. Систематическое применение прохладных и хо­лодных водных процедур служит надежным профилактическим средством против простудных заболеваний при резких понижениях температу­ры воздуха, сильных холодных токах воздуха, сквозняках и различных случайных охлаждениях тела.

Водные закаливающие процедуры делятся на общие и местные. К общим относятся обтира­ние, обливание, душ, купание в открытых водо­емах и купание в проруби (моржевание). К мест­ным – закаливание носоглотки (полоскание горла холодной водой), местные обтирания (в первую очередь, шеи), обливание стоп, ножные ванны. При всех видах водных закаливающих процедур необхо­димым условием является постепенное снижение температуры воды.

Обтирание – наиболее щадящая водная процедура. Оно проводится с помощью махро­вой рукавицы или полотенца (тряпки), смоченных в воде, в такой последовательности: руки, но­ги, грудь, живот, спина.

Обливание. Это более сильно действующая процедура, при которой к действию холода при­соединяется небольшое давление струи воды на поверхность тела, усиливающее термическое раз­дражение.

Обливание холодной водой вызывает энергичный спазм кожных сосудов с последую­щим быстрым расслаблением, повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность и создает чувство бодрости.

Начальная температура воды при этой процедуре для старшеклассников и взрослых зимой не ниже 26 0 С, летом – 24 0 С, конечная – соответственно 20 0 С и 15 0 С. Общая длительность процедуры – 1,5-2 ми­нуты, после обливания проводится энергичное сухое растирание тела.

Душ. Наиболее сильное охлаждающее дей­ствие оказывает душ. Температура воды душа в начале закали­вания должна быть около 32-30 0 С, продолжи­тельность процедуры – не более 1 минуты. Ко­нечная температура воды при ее постепенном снижении на 1-2 0 С каждые 3-4 дня – 14-15 0 С.

Купание. Одним из наиболее ценных мето­дов закаливания является купание в открытых водоемах в теплое время года. При этом термический эф­фект закаливания холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха и солнечных лучей, а также с эффектом, создаваемым физическими уп­ражнениями (плавание).

Купание в проруби (моржевание). Купание и плавание в открытых водоемах зимой является наиболее интенсивной процедурой закаливания. Оно так же представляет собой очень сильный раздражитель для нервной систе­мы. В зависимости от продолжительности пре­бывания в воде и от закаленности человека можно наблюдать либо активизацию, либо торможение деятельности нерв­ной системы.

Закаливание носоглотки. Носоглотка – од­ин из самых чувствительных к холоду отделов дыхательных путей. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохлад­ной, а затем холодной водой и обтирание шеи.

Не следует укутывать шею теплым шарфом. В силь­ные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка следует прижать к внутренней поверхности верх­них зубов. При вдохе холодный воздух, обтекая язык, будет нагреваться от него и от щек; это ис­ключит охлаждение миндалин и горла.

Хорошим средством закаливания носоглотки является мо­роженое, хотя с точки зрения рационального пи­тания этим продуктом, содержащим большое коли­чество жиров и углеводов, увлекаться не рекомендуется.

Хождение босиком. Хождение босиком яв­ляется одним из древнейших приемов закалива­ния. Хождение босиком рекомендуется в течение всего года, преимущественно поздней весной, летом и ранней осенью. Зимой, ранней весной и поздней осенью рекомендуется ходить босиком дома; в случае высокой степени закаленности – по инею и даже по снегу.

Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком надежно предохраняет от плос­костопия, тренируя мышцы стопы. Исследования физиологов показали, что на подошвенной части стопы расположено большое количество холодовых рецепторов. Это является причиной того, что именно охлаждение ног у незакаленных людей часто вызывает простудные заболевания.


4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ
Сохранение и укрепление здоровья невоз­можны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела человека

Кожа имеет большое значение для жизнедеятельности всего ор­ганизма и выполняет ряд существенных функций:

- защитная предохраняет от механических воздействий, резких колебаний темпера­туры, воздуха, пыли, химических агентов, микробов;

- бактерицидная за счет вырабатываемого вещества – лизоцима на чистой коже гибнут многие виды бактерий;

- терморегуляторная обеспечивает необходимый уровень терморегуляции за счет наличия в коже кровеносных сосудов, потовых и сальных желез;

- выделительная – выделяет секреты потовых желез, а с ними ядовитые продукты жизнедеятельности (шлаки);

- дыхательная – обмен кислорода и углекислого газа;

- энергетическая – в коже депонируются запасы жиров и углеводов;

- рецепторная – в коже расположены тепловые, холодовые, осязательные и болевые рецепторы.

Отсюда понятно, что пре­небрежение уходом за кожей тела может привес­ти к довольно серьезным расстройствам здо­ровья человека.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.

Ежедневный теплый душ перед сном должен стать та­кой же неотъемлемой и естественной процедурой, как ежедневное умывание лица. При занятиях спортом теплый душ необходим после каждой тренировки. Обязательно 1-2 раза в неделю нужно принимать ванну, душ или баню с тщательным намыливанием кожи и мытьем головы шампунем. Необходимо проводить перед сном ежевечернее мытье ног – эта процедура со­вершенно необходима для снижения излишней потливости ног и профилактики грибкового заболевания кожи.

Уход за волосами

Мыть голо­ву рекомендуется 1-2 раза в 7-10 дней. Не будет осо­бого вреда для волос, если мыть голову и чаще. Девушкам и женщинам рекомендуется к решению этого во­проса подходить сугубо индивидуально, посоветовавшись с косметологом. Что касается юношей, то аккуратная, достаточно короткая прическа будет выглядеть чисто и опрятно при мытье головы 1 раз в 3-4 дня. Моющие средства для волос также следует подбирать индивидуально, сооб­разуясь с характером волос и личными вкусами.

Уход за полостью рта

Уход за зубами яв­ляется неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки в течение 3-х минут – утром после завтрака и вечером перед сном. В настоящее время су­ществует большое разнообразие зубных паст, обладающих теми или иными преимуществами, и их выбор (так же как и выбор зубной щетки) - дело индивидуальное (или результат беседы со стоматологом).

Чистить зубы рекомендуется не горизонтальными, а вертикальными и круговыми движениями: верхнюю челюсть сверху вниз, нижнюю – снизу вверх, для того чтобы более эффективно удалить остатки пищи из межзубных промежутков. Кру­говые движения зубной щетки обеспечивают не­обходимый массаж десен.

После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой.






Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.