Оптимальный режим дня для студента. Здоровый образ жизни студента


Введение...................... .............................. .............................. ................2

  1. Сон........................... .............................. .............................. ..............3
  2. Режим дня студентов..................... .............................. ....................6
  3. Двигательная активность.................... .............................. ............11
  4. Питание....................... .............................. .............................. ........15

Заключение.................... .............................. .............................. ............18

Список использованной литературы.................... .............................. 19

Введение

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок (к студентам это относится в силу времени, проводимого в учебных аудиториях в сидячем положении). В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным питанием. Уже на 8-12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30-43 %, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах.

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы "подзаряжает" энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга.

Вряд ли кто-нибудь будет подвергать сомнению важность полноценного сна. Ведь он – жизненная необходимость каждого человека: треть жизни проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного сна. Сон–это универсальный восстановитель после всех видов нагрузок: физических, интеллектуальных, эмоциональных и т.д. Классическая физиология трактует сон следующим образом: сон–это такое состояние организма, которое характеризуется прекращением или значительным снижением двигательной активности, понижением функции органов осязания (слухового, тактильного и т.д.), сокращением контакта с окружающей средой, более или менее полным отключением сознания.

Как выяснили ученые, во время сна отмечаются фазные изменения мышечного тонуса (большинство мышц спящего человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности – кожной, зрения, слуха, вкуса, обоняния. Безусловные и условные рефлексы заторможены. Уменьшается поступление к тканям крови, что сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 7 – 8 % и снижением температуры тела.

Согласно современным представлениям, сон – не только отдых, но и работа, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохранению в эти часы его биоэлектрической активности.

Сон, согласно учениям И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, представляет собой торможение, разлившееся по всей коре больших полушарий. Торможение отражается на всех функциональных системах организма. Функция желудочно-кишечного тракта снижена, понижены мышечный тонус, обмен веществ, функции сердечно–сосудистой и дыхательной систем. В этот период времени дыхание редкое, поверхностное, легочная вентиляция относительно небольшая, минутный объем крови снижен, крово - и лимфоток в мышцах понижен, что иногда ведет к застойным явлениям.

За время ночного сна отмечается несколько (4 - 5) подъемов и спадов частоты колебаний биопотенциалов. С помощью ЭЭГ выявлены два его вида: спокойный–медленный (ортодоксальный) без сновидений и активный–быстрый (парадоксальный) со сновидениями. Характерные особенности медленного сна – уменьшение частоты дыхания и ритма сердца, замедление движений глаз. Во время быстрого сна эти показатели меняются, и такой сон является более глубоким по сравнению с медленным (спящего труднее разбудить, мышцы предельно расслаблены). Медленный сон обычно занимает 75 – 80 % общей продолжительности ночного сна, быстрый – 20 – 25 %. Их чередование характерно для здоровых людей, после такого сна студент чувствует себя выспавшимся и бодрым. Отклонения в продол- жительности быстрого и медленного сна, частые пробуждения в период быстрого сна приводят к нарушениям в нервной системе, влияют на состояние психики, внимание, эмоциональное состояние.

Сон обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5–8 часов . Часы, предназначены для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психо–эмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше спать при открытой форточке.

Малоспящим студентам для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5–6 часов сна. Это, как правило, студенты энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие студенты нуждаются в 9 часах сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

К наиболее частым расстройствам сна можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и такое его нарушение, когда студенту кажется, что он не спал всю ночь. В этом случае расстройство сна может быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Студенты, страдающие от нарушения сна, обычно жалуются на недосыпание, но, как показали объективные исследования, длительность сна у них не так уж мала и равна 5 – 5,5 часам (нормальный сон длится не менее 6,5 часов). Все дело в нарушении качества сна.

2. Режим дня студента

Известно, что рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают под-держивать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий обучения и быта. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывает изменение привычного образа жизни. Увеличение объема получаемой информации, непривычная в сравнении со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психо-эмоциональную сферу. При длительном сидении понижаются обменные процессы во внутренних органах, что снижает работоспособность организма и в первую очередь коры головного мозга.

Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо строгое ежедневное выполнение студентами режима: подъем и отход ко сну, прием пищи, чередование видов работ в определенной последовательности, а также ежедневный и еженедельный отдых в одно и то же время.

Выходные дни лучше всего использовать для максимального отдыха на свежем воздухе.

В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водная процедура (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4 – разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, часы для самообслуживания и спокойный сон.

Необходимо в режиме суток предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам. Лучшим временем для ночного сна считается период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра. Однако организм легко приспосабливается и к любым другим часам ночного отдыха, но важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, нарастание утомляемости, нарушение аппетита, необходимо отметить общее несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение в разное время.

Учитывая вышеизложенное, следует правильно использовать установленные перерывы во время академических занятий и по возможности выходить на свежий воздух, особенно в теплое время года. В период перерыва обязательно проветривать помещения. После окончания занятий необходимо иметь перерыв полтора – два часа активного отдыха, включая и время на обед.

В зависимости от биоритмов человека его трудоспособность различна в разное время суток. Максимальная трудоспособность в период с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Для обеспечения плодотворной умственной деятельности необходимо помнить не только о правильном чередовании труда и отдыха, но и о других необходимых условиях, а именно: о постепенном вхождении в работу, о ее ритмичности, соблюдении определенной последовательности и систематичности и о необходимом благоприятном отношении к данной работе.

Самостоятельные занятия надо начинать с легких элементов (с просмотра, повторения ранее изученного материала), а через 45-60 минут, когда продуктивность достигнет высокого уровня, можно браться за наиболее сложный – новый материал, постепенно уменьшая умственную нагрузку к концу занятий. Между каждым часом работы не следует забывать о кратковременных интервалах в виде физкультминуток.

Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно – экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации ряда физиологических систем организма. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период экзаменационной сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у не соблюдающих режим учебных занятий. В зачетно – экзаменационный период, когда освобождается время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. Необходимо оставлять незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы во время занятий и прогулки на свежем воздухе.

В день сдачи экзамена или зачета также нельзя нарушать режим дня и следует максимально беречь нервную энергию. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать.

В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушению сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

Нервные клетки очень чувствительны к недостатку пищевых веществ, необходимых для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность.

Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной работы.

Примерный распорядок дня студентов, проживающих в общежитии колледжа, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч.

Элементы режима дня

Подъем, уборка постели

Утренняя гимнастика

Умывание, закаливающие процедуры

Завтрак

Ходьба в колледж

8.15-11.30

Учебные занятия

11.30-12.00

12.00-15.20

Учебные занятия

15.20-16.30

Прогулка на свежем воздухе, отдых, полдник

16.30-18.00

Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 р. в неделю)

18.30-19.30

Самоподготовка

19.30-20.00

20.00-22.00

Спокойный отдых, самоподготовка

22.00–23.00

Подготовка ко сну


Таким образом, зная рассмотренные закономерности, можно правильно построить свой режим дня, который будет оптимальным для поддержания высокой умственной и физической работоспособности, что в свою очередь непременно станет основой для высокой успеваемости и хорошего настроения в течение всего учебного года.

3. Двигательная активность

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его развития.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательный компонент здорового образа жизни.

Составляющими двигательной активности являются утренняя гимнастика, регулярные занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Исследования доказали, что регулярные занятия физической культурой способствуют сохранению постоянства внутренней среды, повышают иммунологическую реактивность организма, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, уровень тканевого дыхания, улучшается регулирующее влияние центральной и вегетативной нервной системы на сосудистый тонус, что проявляется в нормализации артериального давления. Начинает функционировать большое количество ранее бездействовавших капилляров, что благоприятно сказывается на кровоснабжении органов и тканей и уменьшает сопротивление току крови. Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, езда на велосипеде) влияют на процессы обмена веществ в тканях, тормозя процесс старения.

Для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальный уровень отделяет чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность современного студента характеризуется недостаточностью движений, что вызывает целый ряд функциональных и в дальнейшем органических изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” или “гипокинезии”.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза, которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно – сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание, и даже при небольшой нагрузке развивается кислородная недостаточность. В дальнейшем снижение физической активности способствует развитию сердечно – сосудистых заболеваний – артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и других.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма; нарушается обмен веществ, устойчивость к гипоксии.

Недостаток нервных импульсов при гипокинезии способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

Для того чтобы увеличить двигательную активность и избежать гипокинезии необходимо выполнять следующие рекомендации:

Занятия физкультурой должны сочетаться с отказом от вредных привычек, полноценным сном, рациональным питанием, соблюдением режима дня.

  1. Регулярно посещать занятия физкультурой. Одежда для занятий должна быть спортивной, соответствующей времени года и погодным условиям.
  2. Во время занятий и лекций проводить физкультминутки.
  3. Во время перемен на лекции обязательно выходить из лекционного кабинета и проветривать помещение.
  4. Ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики.
  5. Посещать занятия спортивных секций и кружков колледжа.
  6. По возможности посещать бассейн или фитнес-клубы.
  7. Ежедневно проходить пешком не менее 2 км (или не менее 30 минут).
  8. При выборе видов двигательной активности отдавать предпочтение занятиям циклического характера (бег, плаванье, ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде). Наиболее полезными для здоровья считаются следующие виды физической культуры и спорта:
    • Быстрая ходьба – один из самых удобных видов физических упражнений. Шаг должен быть шире, а темп интенсивнее, чем при обычной ходьбе, скорость от 4 до 9 км в час, обувь при этом должна быть удобной.
    • Бег трусцой. По сути, это просто медленный бег. Считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь.
    • Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц. Оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой, при этом создает более мягкую нагрузку на организм.
    • Езда на велосипеде. При этом сжигается до 700 калорий в час. Единственное условие, предъявляемое к этому виду – это быть внимательным и соблюдать меры предосторожности на дороге.
    • Силовые упражнения и растяжка. Такие упражнения не только укрепляют мышцы, но и повышают плотность кости, а также способствуют сжиганию жира. Многие специалисты также советуют делать растяжку для развития гибкости и улучшения кровообращения.
  1. Во время занятия спортом соблюдать питьевой режим. Через каждые 15 минут тренировки можно сделать несколько глотков прохладной воды (не газированной!). По окончании занятия нужно восполнить запасы воды в организме – в течение пары часов после их завершения понемногу выпить 500-1500 мл воды или других напитков.
  1. Контролировать объем двигательной активности и физических нагрузок в зависимости от самочувствия, состояния сердечно – сосудистой системы (пульс, артериальное давление), дыхательной системы (появление одышки).
  2. Не заниматься спортом в период обострения заболеваний, при высокой температуре и других болезненных состояниях.

Необходимо понять самое главное: наш организм устроен так, что он просто нуждается в постоянном движении. Для этого нужно самодисциплина и организованность. Всякое занятие чем-либо требует усилий, особенно тех, которые связаны с физической активностью, но все неудобства не идут ни в какое сравнение с опасностями, которые кроются за пассивным образом жизни. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека, направленной на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

4. Питание

Питание является основной биологической потребностью человека и древнейшей существенной связью живого организма с окружающей средой. Качество питания оказывает большое влияние на состояние здоровья и качество жизни.

Рациональное, здоровое питание – это питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

Во всем мире широкое распространение получила концепция рационального сбалансированного питания, включающая следующие положения:

  1. Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ.
  2. Правильное соотношение незаменимых пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода).
  3. Рациональный режим питания.
  4. Продукты должны быть доступны по усвояемости или перевариваемости
  5. Энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим тратам организма человека, которые зависят от профессии, характера трудовой деятельности, домашней работы, образа жизни, возраста, массы тела, пола, физического состояния, воздействия всевозможных факторов внешней среды.

Режим питания – это соблюдение интервалов между приемами пищи, частота приема пищи в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья, в частности, функционального состояния желудочно – кишечного тракта, состояния его ферментативной системы. Рекомендуется, чтобы прием пищи происходил через 4-5 часов. Есть желательно в определенные часы, лучше всего установить 4-х разовое питание. Не рекомендуется принимать пищу реже 3-х раз в день.

Физиологические нормы питания являются средними ориентировочными величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах и энергии. В основу положены дифференцированные подходы в зависимости от профессиональной деятельности, то есть энергетических трат, возраста, пола, физического состояния и климатических условий проживания.

Поскольку студенты относятся к категории людей умственного труда, им можно рекомендовать обязательное употребление следующих продуктов, содержащих микроэлементы и биологически активные вещества, стимулирующие работу головного мозга, так называемое «меню для интеллектуалов»:

Северные ягоды: морошка, брусника, клюква, черника – улучшают микроциркуляцию, снабжение мозга и периферических тканей кислородом и глюкозой, укрепляют иммунную и нервную системы

  • грецкие орехи – особенно хороши при длительном умственном марафоне; они не только стимулируют умственную деятельность, но и укрепляют нервную систему
  • капуста – способствует снижению активности щитовидной железы, уровня адреналина в крови, уменьшению повышенной эмоциональности
  • морковь – каротин моркови не только способствует улучшению зрения, но стимулирует интенсивность обмена веществ в головном мозге
  • лимон – облегчает восприятие информации за счет витамина С
  • лук – стимулирует процессы кроветворения и улучшает снабжение головного мозга кислородом
  • морская капуста (ламинария) – по калорийности превосходит картофель и белые грибы, содержит набор незаменимых аминокислот, витамины А, С, Д, РР, К, витамины группы В, является богатейшим источником йода.

Способы обработки пищи: люди могут употреблять в пищу как сырые, так и приготовленные продукты. Под воздействием высокой температуры уничтожаются или лишаются активности бактерии, вирусы и другие потенциально вредные организмы. Результаты варьируются в зависимости от температуры, времени и способа приготовления. Нагревание пищи также способствует уничтожению токсинов. Неправильный выбор способа приготовления может способствовать выработке токсичных химических веществ. Некоторые сырые продукты несъедобны для людей (растительная целлюлоза) и должны быть приготовлены, чтобы стать перевариваемыми.


и т.д.................

И хуже всего дела с распорядком дня идут у студентов. Основное условие высокой работоспособности - это соблюдение распорядка дня. Режим дня студента в своей основе содержит правильное распределение времени. Правильно составленный режим дня студента позволяет грамотно распределить свое время, которого будет хватать и на учебу, и на развлечения.


Выработав привычку строго следовать распорядку дня в дальнейшем позволит получить престижную работу, потому что работодатели уважают дисциплинированных сотрудников. Режим учебы спланирован заранее, от студента требуется совсем немного - строго соблюдать все условия. Ложиться следует в одно и то же время и спать не менее восьми часов. Не рекомендуется спать днем, это приводит к развитию бессонницы. Составляя распорядок дня не нужно расписывать каждую минуту, достаточно придерживаться основных моментов.


Нагрузка большая, тем более некоторые студенты подрабатывают. Совмещать и работу и обучение без режима, и выполнять все качественно очень сложно. Я бы для студента ввел ещё одну неотъемлемую составляющую это отдых от учёбы. Или иными словами небольшое застолье!

Только вот данного распорядка дня, не всегда получается придерживаться, в связи постоянной рутиной и не хваткой времени. Особенно мне понравился Ваш совет, связанный с планированием своего дня. Это всем полезно будет, даже школьнику-восьмикласснику! В итоге нагрузка на еще не сформировавшийся организм возрастает, особенно если студент еще и работает. Если не соблюдать распорядок дня, не оставлять время на отдых, то можно получить так называемый «синдром офис-менеджера»: резко падает давление, появляется головокружение, слабость, сонливость.


В результате к сессии студент будет готов как физически, так и умственно. Особое внимание нужно уделить питанию студента, принимать больше витаминов и белков. Получается, что организм студента испытывает постоянный стресс от невозможности приспособления к определенному режиму времени. Вот тут-то и надо ему помочь. Дни загружены по разному, поэтому обязательно найдутся один-два дня, в которые загруженность низкая и можно легко пообщаться с друзьями или с девушкой.

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья студентов.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе-ратурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма.

К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом. После этого студентам предлагали в те-чение 2,5—3 мин прослушать классическую и джазовую музыку. После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов.

Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по-низилось только у 52 % студентов. Часто прихо-дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну-той спиной, низко наклонив голову. Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями. В табл. 3 приводится калорийность ряда пищевых продуктов, по которой студенты смогут проверить энер-гетическую ценность своего рациона питания.

Правильный режим дня студента

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3—4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. И ни в коем случае не советуем использовать вмес-то обеда столь любимые студентами булочки всухомятку!

В итоге дополнительная нагрузка негативно сказывается на всем организме. Посещать все лекции, участвовать в учебном процессе, а на переменах можно прогуляться по улице. Питаться желательно в одно и то же время и не забывать, что пища должна быть полезной и питательной. Помню в наши студенческие годы, мы точно режима не придерживались. Однако их тяжело соблюдать тем, кому приходится жить в общежитии.

Ложиться в одно и то же время жутко проблематично, если ты поступил в ВУЗ в другом городе и живешь в общежитии. Европейская Комиссия объединила различные образовательные и учебные инициативы в единую Программу обучения в течение жизни (Lifelong Learning Programme). Лучшее время для умственных занятий – утро (до полудня) и вечер (с 16.00 до 18.00). Мы привыкаем в одно и то же время вставать, принимать пищу, работать, гулять, заниматься спортом и отправляться в постель.

Это — «печка» и от неё мы будем «плясать». Это - не важно. Просыпаться вы должны всегда в 6 утра - так полезнее для здоровья. Далее - обед. Обедать нужно в одно и то же время (разброс допустим в 30-40 минут).

Как составить режим дня взрослого

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа — фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.


Основы здорового образа жизни студента

Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают-ся мощные адаптивные механизмы организма. Эти части будут рассмотрены подробнее далее в данном реферате. Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений.


Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис-лорода. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию—проверке пре-подавателем их знаний по иностранному языку с простав-лением оценки. Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Необходимо контролировать и осанку. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа-ет утомление.

Советы полезные и нужные, такого режима, желательно придерживаться не только студентам. Режим дня студента условно можно разделить на три составляющие: учеба, питание и сон. А также включить в него утреннюю гимнастику и прогулки на свежем воздухе.

Учеба в ВУЗе сильно отличается от учебы в школе. В университете количество информации для изучения возрастает в разы, к тому же меняется способ ее подачи. Лекция – это не урок, где разбирается каждый затруднительный случай. Текст начитывается практически без остановки, так что без самостоятельной работы дома не обойтись. В итоге нагрузка на еще не сформировавшийся организм возрастает, особенно если студент еще и работает.


Если не соблюдать распорядок дня , не оставлять время на отдых, то можно получить так называемый «синдром офис-менеджера»: резко падает давление, появляется головокружение, слабость, сонливость.

Для того чтобы оставаться в форме, медики советуют соблюдать студенту распорядок дня или, как его еще называют режим дня . В распорядок дня, помимо университетских пар, необходимо включить утреннюю гимнастику, прогулки на свежем воздухе, 3-4 приема пищи. Неплохо заняться каким-нибудь спортом, и на сон оставить не менее 7 часов.

Лучшее время для умственных занятий – утро (до полудня) и вечер (с 16.00 до 18.00). Через каждый час необходимо делать пяти-семи минутный перерыв. А при сильном зрительном напряжении нужно давать глазам отдых через каждые 15-20 минут. На голодный желудок материал усваивается хуже.

Начинать занятия лучше с изучения более легкого материала, к самому сложному переходить примерно через час, после – снова уменьшать нагрузку. В результате к сессии студент будет готов как физически, так и умственно.

В период сдачи сессии, когда занятий нет, распорядок дня студента можно слегка изменить, не нарушая основные его пункты. Особое внимание нужно уделить питанию студента , принимать больше витаминов и белков. Можно побаловать себя сладеньким – глюкоза ускоряет деятельность мозга.

Правильный распорядок дня поможет студенту не только избежать многих трудностей, но и освободить до пяти часов свободного времени в день.

Все права на данную публикацию принадлежат администрации сайт. Использование информации в любых целях без согласия правообладателя запрещено!

ГЛАВА 3. РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТА

Известно, что рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к ра-зумно организованному распорядку дня помогают под-держивать в течение учебного года хорошую работоспо-собность.

Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий обучения и быта. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывает изменение привычного образа жизни. Увеличение объема получаемой информации, непривычная в сравнении со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психо-эмоциональную сферу. При длительном сидении понижаются обменные процессы во внутренних органах, что снижает работоспособность организма и в первую очередь коры головного мозга.

Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо строгое ежедневное выполнение студентами режима: подъем и отход ко сну, прием пищи, чередование видов работ в определенной последовательности, а также ежедневный и еженедельный отдых в одно и то же время.

Выходные дни лучше всего использовать для максимального отдыха на свежем воздухе.

В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водная процедура (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4 – разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, часы для самообслуживания и спокойный сон.

Необходимо в режиме суток предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам. Лучшим временем для ночного сна считается период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра. Однако организм легко приспосабливается и к любым другим часам ночного отдыха, но важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, нарастание утомляемости, нарушение аппетита, необходимо отметить общее несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение в разное время.

Учитывая вышеизложенное, следует правильно использовать установленные перерывы во время академических занятий и по возможности выходить на свежий воздух, особенно в теплое время года. В период перерыва обязательно проветривать помещения. После окончания занятий необходимо иметь перерыв полтора – два часа активного отдыха, включая и время на обед.

В зависимости от биоритмов человека его трудоспособность различна в разное время суток. Максимальная трудоспособность в период с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Для обеспечения плодотворной умственной деятельности необходимо помнить не только о правильном чередовании труда и отдыха, но и о других необходимых условиях, а именно: о постепенном вхождении в работу, о ее ритмичности, соблюдении определенной последовательности и систематичности и о необходимом благоприятном отношении к данной работе.

Самостоятельные занятия надо начинать с легких элементов (с просмотра, повторения ранее изученного материала), а через 45-60 минут, когда продуктивность достигнет высокого уровня, можно браться за наиболее сложный – новый материал, постепенно уменьшая умственную нагрузку к концу занятий. Между каждым часом работы не следует забывать о кратковременных интервалах в виде физкультминуток.

Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно – экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации ряда физиологических систем организма. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период экзаменационной сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у не соблюдающих режим учебных занятий. В зачетно – экзаменационный период, когда освобождается время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. Необходимо оставлять незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы во время занятий и прогулки на свежем воздухе.

В день сдачи экзамена или зачета также нельзя нарушать режим дня и следует максимально беречь нервную энергию. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать.

В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушению сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

Нервные клетки очень чувствительны к недостатку пищевых веществ, необходимых для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность.

Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби.

Следует также учитывать, что далеко не у всех лю-дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче-ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела-ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска-чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной работы.

Примерный распорядок дня студентов, проживающих в общежитии колледжа, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч.

Элементы режима дня

Подъем, уборка постели

Утренняя гимнастика

Умывание, закаливающие процедуры

Ходьба в колледж

Учебные занятия

Учебные занятия

Прогулка на свежем воздухе, отдых, полдник

Занятия в спортивной секции или самостоя-тельные занятия физическими упражнениями (3-5 р. в неделю)

Самоподготовка

Спокойный отдых, самоподготовка

Подготовка ко сну

Таким образом, зная рассмотренные закономерно-сти, можно правильно построить свой режим дня, который будет оптимальным для поддержания высокой умственной и физической работоспособности, что в свою очередь непременно станет основой для высокой успеваемости и хорошего настроения в течение всего учебного года.

ГЛАВА 4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его развития. Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательный компонент здорового образа жизни. Составляющими двигательной активности являются утренняя гимнастика, регулярные занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные раз-влечения, туризм. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Исследования доказали, что регулярные занятия физической культурой способствуют сохранению постоянства внутренней среды, повышают иммунологическую реактивность организма, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, уровень тканевого дыхания, улучшается регулирующее влияние центральной и вегетативной нервной системы на сосудистый тонус, что проявляется в нормализации артериального давления. Начинает функционировать большое количество ранее бездействовавших капилляров, что благоприятно сказывается на кровоснабжении органов и тканей и уменьшает сопротивление току крови. Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, езда на велосипеде) влияют на процессы обмена веществ в тканях, тормозя процесс старения. Для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальный уровень отделяет чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность современного студента характеризуется недостаточностью движений, что вызывает целый ряд функциональных и в дальнейшем органических изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” или гипокинезии . При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза, которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой являетсясердечно – сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание, и даже при небольшой нагрузке развивается кислородная недостаточность. В дальнейшем снижение физической активности способствует развитию сердечно – сосудистых заболеваний – артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и других. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма; нарушается обмен веществ, устойчивость к гипоксии. Недостаток нервных импульсов при гипокинезии способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. Для того чтобы увеличить двигательную активность и избежать гипокинезии необходимо выполнять следующие рекомендации:

    Занятия физкультурой должны сочетаться с отказом от вредных привычек, полноценным сном, рациональным питанием, соблюдением режима дня. Регулярно посещать занятия физкультурой. Одежда для занятий должна быть спортивной, соответствующей времени года и погодным условиям. Во время занятий и лекций проводить физкультминутки. Во время перемен на лекции обязательно выходить из лекционного кабинета и проветривать помещение. Ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики. Посещать занятия спортивных секций и кружков колледжа. По возможности посещать бассейн или фитнес-клубы. Ежедневно проходить пешком не менее 2 км (или не менее 30 минут). При выборе видов двигательной активности отдавать предпочтение занятиям циклического характера (бег, плаванье, ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде). Наиболее полезными для здоровья считаются следующие виды физической культуры и спорта:
    Быстрая ходьба – один из самых удобных видов физических упражнений. Шаг должен быть шире, а темп интенсивнее, чем при обычной ходьбе, скорость от 4 до 9 км в час, обувь при этом должна быть удобной. Бег трусцой. По сути, это просто медленный бег. Считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь. Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц. Оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой, при этом создает более мягкую нагрузку на организм. Езда на велосипеде. При этом сжигается до 700 калорий в час. Единственное условие, предъявляемое к этому виду – это быть внимательным и соблюдать меры предосторожности на дороге. Силовые упражнения и растяжка. Такие упражнения не только укрепляют мышцы, но и повышают плотность кости, а также способствуют сжиганию жира. Многие специалисты также советуют делать растяжку для развития гибкости и улучшения кровообращения.
Во время занятия спортом соблюдать питьевой режим. Через каждые 15 минут тренировки можно сделать несколько глотков прохладной воды (не газированной!). По окончании занятия нужно восполнить запасы воды в организме – в течение пары часов после их завершения понемногу выпить 500-1500 мл воды или других напитков. Контролировать объем двигательной активности и физических нагрузок в зависимости от самочувствия, состояния сердечно – сосудистой системы (пульс, артериальное давление), дыхательной системы (появление одышки). Не заниматься спортом в период обострения заболеваний, при высокой температуре и других болезненных состояниях. Необходимо понять самое главное: наш организм устроен так, что он просто нуждается в постоянном движении. Для этого нужно самодисциплина и организованность. Всякое занятие чем-либо требует усилий, особенно тех, которые связаны с физической активностью, но все неудобства не идут ни в какое сравнение с опасностями, которые кроются за пассивным образом жизни. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека, направленной на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Питание является основной биологической потребностью человека и древнейшей существенной связью живого организма с окружающей средой. Качество питания оказывает большое влияние на состояние здоровья и качество жизни. Рациональное, здоровое питание это питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Во всем мире широкое распространение получила концепция рационального сбалансированного питания, включающая следующие положения:

    Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ. Правильное соотношение незаменимых пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода). Рациональный режим питания. Продукты должны быть доступны по усвояемости или перевариваемости Энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим тратам организма человека, которые зависят от профессии, характера трудовой деятельности, домашней работы, образа жизни, возраста, массы тела, пола, физического состояния, воздействия всевозможных факторов внешней среды.
Режим питания – это соблюдение интервалов между приемами пищи, частота приема пищи в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья, в частности, функционального состояния желудочно – кишечного тракта, состояния его ферментативной системы. Рекомендуется, чтобы прием пищи происходил через 4-5 часов. Есть желательно в определенные часы, лучше всего установить 4-х разовое питание. Не рекомендуется принимать пищу реже 3-х раз в день. Физиологические нормы питания являются средними ориентировочными величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах и энергии. В основу положены дифференцированные подходы в зависимости от профессиональной деятельности, то есть энергетических трат, возраста, пола, физического состояния и климатических условий проживания. По энергетическим тратам все трудоспособное население делится на 5 групп. Студенты относятся к 1 группе (умственный труд людей 18-29 лет), их суточная потребность в белках, жирах, углеводах и энергии в таблице:

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энергия, ккал

в том числе животные

Поскольку студенты относятся к категории людей умственного труда, им можно рекомендовать обязательное употребление следующих продуктов, содержащих микроэлементы и биологически активные вещества, стимулирующие работу головного мозга, так называемое «меню для интеллектуалов»:
    северные ягоды: морошка, брусника, клюква, черника – улучшают микроциркуляцию, снабжение мозга и периферических тканей кислородом и глюкозой, укрепляют иммунную и нервную системы грецкие орехи – особенно хороши при длительном умственном марафоне; они не только стимулируют умственную деятельность, но и укрепляют нервную систему капуста – способствует снижению активности щитовидной железы, уровня адреналина в крови, уменьшению повышенной эмоциональности морковь – каротин моркови не только способствует улучшению зрения, но стимулирует интенсивность обмена веществ в головном мозге лимон – облегчает восприятие информации за счет витамина С лук – стимулирует процессы кроветворения и улучшает снабжение головного мозга кислородом морская капуста (ламинария) – по калорийности превосходит картофель и белые грибы, содержит набор незаменимых аминокислот, витамины А, С, Д, РР, К, витамины группы В, является богатейшим источником йода.
Способы обработки пищи :люди могут употреблять в пищу как сырые, так и приготовленные продукты. Под воздействием высокой температуры уничтожаются или лишаются активности бактерии, вирусы и другие потенциально вредные организмы. Результаты варьируются в зависимости от температуры, времени и способа приготовления. Нагревание пищи также способствует уничтожению токсинов. Неправильный выбор способа приготовления может способствовать выработке токсичных химических веществ. Некоторые сырые продукты несъедобны для людей (растительная целлюлоза) и должны быть приготовлены, чтобы стать перевариваемыми. Идеальный способ приготовления должен сохранять и улучшать аромат пищи и максимально сохранять питательные вещества без добавления чрезмерного количества приправ (жира, соли, специй). Лучшие способы приготовления пищи для сохранения ее ценности – запекание в духовке и варка на пару. Не исключается и обычная варка, и жарка без добавления любого жира. Необходимо избегать, или использовать очень редко, жарку в масле. Время самой тепловой обработки должно быть ограничено, не переваривайте продукты. Все продукты, которые можно потреблять в сыром виде, старайтесь именно в таком виде и употреблять. Очень полезны натуральные соки, в которых хорошо сохраняются минеральные соли. Питание - один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости организма вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

Введение

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья студентов.

> Режим дня

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа -- фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Организация рационального режима дня должна про-водиться с учетом особенностей работы конкретного выс-шего учебного заведения (расписания занятии), опти-мального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и био-ритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологиче-ские часы -- счетчики времени, согласно которым орга-низм периодически и в определенных параметрах изме-няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо-сферное давление, интенсивность космического излуче-ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело-века способствовали выработке соответствующих адап-тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16---20 ч, и понижа-ется ночью.

Например, у большинства людей наименьшая био-электрическая активность головного мозга фиксируется в 2--4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе-ния числа ошибок при умственном труде поздним вече-ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капил-ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че-ловека высокая физическая работоспособность), а суже-ны -- в 2 ч ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу-ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая--в 17--18 ч. Суточные ритмы отличаются вы-сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно-сти, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех лю-дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче-ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела-ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска-чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают-ся мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо-рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.

Таблица 1

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

Таблица 2

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

Помимо разумного распорядка дня я считаю нужным выделить следую-щие составные части рационального образа жизни сту-дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль-ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек. Эти части будут рассмотрены подробнее далее в данном реферате.





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.