Родительское собрание "психологическое здоровье ребенка в условиях семьи". б) игровую деятельность. Информация ведущих «Психосоматические заболевания детей»

Тема 5. Субъективное благополучие и настроение личности

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,

подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Разделы темы:

Тема 5. Субъективное благополучие и настроение личности 2

Здоровье и субъективное благополучие 2

Составляющие благополучия личности 2

Причины эмоционального дискомфорта 2

Он также учит нас признавать в обеих перспективах то, что не хорошо для нас, и нам будет полезно не делать ничего ненужного и напряженного, чего не должно быть и может быть решено по-другому. С течением времени он будет переформулироваться следующим образом: «Здоровье - это состояние физического, умственного и социального благополучия, способность функционировать, а не только отсутствие болезней или болезней». Таким образом, это состояние благосостояния, где организм метаболически эффективен и позволяет использовать его функциональность в двух основных выражениях: клеточном и социальном.

Настроение личности 2

Иерархия видов настроения по степени благоприятности 2

Здоровье и субъективное благополучие

Хотя важная роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются мало разработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний особенностями сознания личности: осознанием своих отношений с миром живой и неживой природы, осознанием отношений с миром людей (с обществом в целом, с отдельными группами, со значимыми другими), осознанием себя (восприятием, пониманием, оцениванием и принятием себя). Между тем, внутренняя жизнь личности, ее внутренний мир чрезвычайно богаты, занимают внимание человека не меньше, нередко больше, чем события и обстоятельства окружающего мира. Все это является сильной детерминантой психического состояния. С нашей точки зрения, центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе, на них должны быть в большей степени направлены усилия в теоретических и экспериментальных исследованиях.

Здоровье измеряется воздействием, которое человек может получить без ущерба для их образа жизни. Таким образом, жизненная система становится критерием здоровья. Здоровый человек - это тот, кто не может полностью осознать свои мечты. Моше Фельденкрайс. Израильский ученый.

Здравоохранение во всех сферах жизни обеспечивает благополучие и личное удовлетворение, так что все, что влияет на тело, будет дисбаланс ума, и все, что наносит ущерб психике, будет отражено через тело. Слишком долго считалось, что мы здоровы, когда мы не страдаем от болезней, однако развитие знаний и повышение осведомленности о взаимосвязях между умом и телом помещают нас сегодня в идеальный сценарий для улучшения всех аспектов, которые человек может довести его до полного состояния здоровья.

Психическое здоровье - не только адекватность и целесообразность поведения, деятельности, последовательность в действиях и поступках, это еще и слаженность в протекании множества процессов, и, конечно, субъективная сторона здоровья, которая отмечена в упоминавшемся определении, то есть переживания благополучия, удовлетворенность жизнью. Во многих случаях психические и психосоматические расстройства возникают постепенно, причем в начале процесса часто нет оснований говорить о снижении работоспособности, неполной адекватности в реакциях, отдельных поступках или поведении в целом и других неблагоприятных моментах. Начало отмечено лишь усилением негативных чувств, снижением настроения, фиксацией сознания на большем, чем прежде, количестве причин, вызывающих досаду, раздражение, злость…

Поддержание тела с оптимальным метаболизмом может быть достигнуто с помощью сбалансированной диеты в гидратах, белках и жирах, основанных на потреблении энергии и адаптированных к каждому человеку. Употребление в пищу здорового не только предполагает выбор хорошей пищи, но и знание того, как это сделать с здравым смыслом, регулярный график с приятными эмоциями, еда с хорошим настроением также связана с пищеварением. В свою очередь, устранение вредных привычек помогает организму лучше выполнять повседневные функции.

Соблюдайте гигиену сна, повышайте качество разломов и прислушивайтесь к потребностям организма, поощряйте хорошее обслуживание машин. Все, что суммируется в отношении ухода за телом посредством физических упражнений, будет иметь основополагающее значение для создания здоровья, ходьбы, бега, плавания, йоги, пилатеса, походов, танцев или любой деятельности, в которой вам нравится невероятное улучшение вашего благополучия и поэтому баланс.

Для сохранения и укрепления саногенного потенциала личности особо важно переживание благополучия. Человек нередко встречается с трудностями, однако далеко не все они приводят к негативным последствиям и оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к напряжению, ощущению неудовлетворенности жизнью. Сохранять оптимистическое отношение к ситуации, ровное настроение позволяет психологическая устойчивость личности. Однако ее потенциал не беспределен, поэтому при выраженной дисгармонии личности или значительном ухудшении ситуации, драматических и, тем более трагических событиях, ощущение субъективного благополучия ослабевает.

«Физическая активность - это не только один из важнейших ключей для здорового тела, но и основа динамичной и творческой интеллектуальной деятельности». Вероятно, что человек ищет непрерывного от рождения, это эмоциональная регуляция, которая для многих считается зенитом, состоянием стабильного внутреннего равновесия во времени. Темперамент и индивидуальные черты неизбежно опосредуют то, как они соотносятся с их собственной жизнью, однако личная и профессиональная работа может формировать тенденции, которые вызывают беспокойство, печаль и беспокойство, поощряя личные ресурсы для понимания и участия в разные эмоции, не отрицая их, наоборот, берут на себя ответственность за их переваривание.

Как было отмечено выше, определение здоровья во многом опирается на понятие “благополучие”. Благополучие, как и “позитивное здоровье”, предполагает реализацию физических и духовных потенций человека. Без сохранения психологической устойчивости реализация потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение процессом самореализации, невозможно ощущение благополучия. В принятой видными специалистами медицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъективно оцениваемого здоровья. Если допустить, что одного осознания отсутствия болезней или физических дефектов может быть достаточно, чтобы чувствовать себя благополучным, то мы возвращаемся к пройденному этапу - попытке определить здоровье посредством исключения негативного, уходя от конструктивного начала, затушевывая ключевые понятия.

Секрет состояния оптимального психического здоровья не встречается в исключительном выражении так называемых положительных эмоций, а в принятии всех существующих настроений, соответствующих человеческой природе, всегда в соответствии со умеренностью и в поисках равновесия, Повторное возбуждение любой из эмоций нарушает психическое здоровье.

Здоровье - величайшее обладание. Радость - величайшее сокровище. Доверие - величайший друг. Лао-цзы. Человек рождается, растет и развивается в семьях, обычно со временем формируя собственную семейную систему, одну из самых важных сетей поддержки против устремлений жизни, пока они функциональны и полезны. Уход за здоровьем семьи требует внимания к установленным эмоциональным связям, удовлетворению потребностей своих членов и обмену эмоциональной жизнью при соблюдении индивидуальных различий. Предоставление качественного времени жизненно важно для здорового общения с семьей, которое поможет в разработке проектов совместной жизни, выступая в качестве поддержки эмоционального опыта, имеющего большое значение в области здравоохранения.

Составляющие благополучия личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

«Лучшая и эффективная аптека находится в вашей собственной системе». Американский писатель. Посвящение времени мотивации деятельности, свободный выбор профессионального пути, который может вызвать удовлетворение для индивида, является переменной высокого воздействия на здоровье, в свою очередь, установление полезных отношений, когда личная компетентность имеет большой вес по сравнению с так токсичная межличностная конкурентоспособность, способствует оптимальному состоянию здоровья и повышает производительность.

Мы живем в поисках стабильных и глубоких межличностных отношений, которые сопровождают нас на этом пути. Выбор друзей, коллег и знакомых - одна из особенностей человека. Социальные сети создают благополучие, где возможно честное и честное общение о трансцендентных вопросах для человека. Аффективное лечение и забота способствует межличностному здоровью и, следовательно, личному благополучию.

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

«Сохранение тела в хорошем состоянии - это необходимо, иначе мы не сможем сохранить свое тело и ум сильными и ясными». Будда Гаутама. В современном обществе поклонение совершенному телу становится все более распространенным явлением. Мы получили информацию от всех СМИ о формулах, стратегиях и рекомендациях относительно того, как поддерживать долгожданную пригодность. Плохое, спортивное тело, столь ценное сегодня, стало синонимом здоровья благодаря широко распространенному дискуссию в средствах массовой информации о том, что наличие прекрасного внешнего вида тела является синонимом успеха, счастья и благополучия.

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Говорить о ценности тела довольно распространено в нашей культуре, но сделать взаимосвязь между благополучием тела и психологическими процессами сложнее. Каждый день мы принимаем решения для наших нужд. Когда мы выбираем следовать определенному типу жизни, например, проводить отпуск в горячих точках или получать какой-то материальный благ, который мы хотим, этот выбор напрямую связан с понятиями радости, благополучия и счастья. Мы знаем, что мы можем жить без того или иного, но чувство большинства, что мы будем менее счастливы, если мы не получим какие-то предметы желания, заметно у большинства людей.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Схема расположения видов настроения

Мы всегда находимся в поисках того, что может принести нам приятные ощущения, даже если это дорого обошлось нам с точки зрения усилий, прилагаемых в работе, или эмоциональных жертв. Часто, поскольку мы сосредоточены на приобретении материального блага, мы стремимся делать больше работы для достижения наших целей и не обращать внимания на наше здоровье, качество наших отношений и качество жизни. Когда мы воспринимаем, мы переживаем моменты стресса и психической болезни.

Благополучие формируется набором потребностей, физических и умственных. Поэтому развлечение с друзьями так же важно, как и правильное питание, хотя и по разным причинам. Как бы это ни казалось, есть люди, которые оставляют свои потребности в стороне и стремятся достичь снов, которые понимаются как приоритетные. Подумайте о своей работе: сколько раз коллега перестает кормить вовремя, чтобы закончить позднюю работу? Было бы важно, если бы мы могли всегда задаваться вопросом о том, что действительно необходимо для нашего удовлетворения.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Каждый человек имеет свои уникальные потребности, поэтому то, что хорошо для одного, не всегда хорошо для другого. Общество потребителей поражает нас таким образом, что, не осознавая этого, изнашивается, физически и эмоционально, приобретает продукты и бренды, не подвергая сомнению важность этого в нашей жизни. Поэтому важно вкладывать средства в самопознание, которое приносит правильные ответы, когда мы должны выбирать. Счастье, как говорят многие, - это не состояние ума, которое длится долгое время, мы - существа в постоянной трансформации, наши желания и потребности также меняются в разворачивании времени.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Важно делиться временем с людьми, которых мы любим, и иметь место для отдыха. Наблюдая за нашими темпами, уважая наши желания и потребности, мы можем сделать нас более удовлетворенными и здоровыми людьми. Есть простые отношения, которые могут помочь нам сохранить эмоциональный баланс и сохранить наше здоровье.

Стремитесь поддерживать спокойствие, избегая постоянных ссор и оскорбительных отношений. Спите от семи до восьми часов в день - сон очень важен для эмоционального здоровья. Позаботьтесь о физическом здоровье, разуме и теле - все связаны, и человеку с физическими проблемами здоровья очень сложно поддерживать психическое здоровье в хорошем состоянии. Инфекции, головные боли или гипертония отрицательно влияют на способность справляться со стрессом и, следовательно, эмоциональный баланс.

  • Уход за едой - выбор правильной пищи улучшает физическое и психическое здоровье.
  • Практика физической активности способствует эмоциональному благополучию.
Важно заботиться о наших эмоциях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния - способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

В) комплекс оживления

Каждый из них приносит другую реакцию, и осознание этого функционирования является основополагающим, поэтому мы можем справляться с нашими чувствами и людьми, к которым мы относимся. Сохранение неприятностей вызывает у нас страдание и вообще не помогает. Нам нужно направлять нашу энергию на вещи, которые могут привести к достижениям, поэтому мы избегаем усталости, и мы увеличиваем вероятность приобретения благополучия.

Австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива составляют 2, 5% от численности австралийского населения и по-прежнему непропорционально страдают от последствий европейской колонизации в стране, хотя у нас нет окончательных национальных данных о распространенность и распространенность психических расстройств среди аборигенных австралийцев и жителей островов Торресова пролива, ясно, что существуют значительные различия в области психического здоровья. Ограниченное число жителей аборигенов и жителей островов Торресова пролива, их географическое рассеивание, отсутствие инфраструктуры, необходимой для создания и поддержания здоровья и благосостояния общин, проживающих в отдаленных районах, очень высоких показателей заболеваемости и Смертность, крайняя нищета и невыгодность являются серьезными проблемами для оказания услуг в области психического здоровья.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия.

Причины эмоционального дискомфорта

Сравнительный анализ причин эмоционального дискомфорта, сопоставление силы их неблагоприятного воздействия на индивида проведено нами с использованием авторской методики «Анкета Причин Эмоционального Дискомфорта (ПЭД)» (Куликов, 2003б). Методика предназначена для определения уровня эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых) и выявления наиболее значимых для него источников дискомфорта, действующих постоянно или относительно постоянно. Анкета включает перечень 34-х причин, нередко доставляющих человеку беспокойство. Респондента просили оценить по семибалльной шкале степень беспокойства, доставляемого каждой из перечисленных в перечне причин. Апробация методики показала, что с опорой на результаты факторного анализа причины можно разбить на две группы, которые условно можно считать шкалами. Это шкалы объективных и субъективных причин. В шкалу объективных причин с наибольшей факторной нагрузкой вошли такие пункты, как: «перегруженность семейными обязанностями», «нехватка времени для семьи», «проблемы с детьми», «проблемы с покупками» и ряд других. В шкалу субъективных причин с наибольшей факторной нагрузкой вошли такие пункты, как: «чувство одиночества», «неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятелями», «трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола», «проблемы с сексуальным партнером», «неудовлетворенность внешним видом» и ряд других. Некоторые пункты не включены ни в одну из шкал. Это причины, касающиеся здоровья, недостаточности отдыха, неприятностей из-за соседей.

Пункты, касающиеся здоровья оставлены в данном перечне, поскольку в иерархии ценностей и потребности все, что связано со здоровьем, занимает первые места. Но в структуре ценностей и потребностей эти феномены не имеют тесных связей с другими. Вероятно, их особое место обусловлено их особой значимостью. Пункты «неприятные соседи» и «недостаточность отдыха» выполняют функцию настройки респондента на работу с анкетой, снижая возможную настороженность.

Для анализа используем данные, полученные при обследовании 229 женщин. Были выделены две полярные по характеристикам состояний подвыборки. Количественные данные показывают, что в первую десятку по значимости причин дискомфорта вошли такие, как: финансовая ненадежность семьи, забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи, растущие цены, недостаточность отдыха, раздумья о смысле жизни, беспокойство по поводу обстановки в стране, перегруженность делами, нехватка времени для семьи, проблемы с покупками, физический недуг. В этой десятке мы находим причины как объективные, так и субъективные.

Анализ влияния различных причин беспокойства на психическое состояние индивида показал, что оно наиболее сильное у группы внутриличностных причин. Говоря несколько иначе, наиболее сильные причины дискомфорта, в сравнении со средовыми влияниями, находятся внутри самой личности. Заметно ухудшают психическое состояние различные трудности в межличностных отношениях. Происходит это, скорее всего, из-за того, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, в социальной адаптации личности. В трудных жизненных ситуациях именно межличностные связи могут выступить (но, могут и не выступить) механизмом эмоциональной поддержки, способствовать восстановлению личностной гармонии.

Анализ взаимосвязей в группе субъективных причин выявил, что стрессоры, входящие в эту группу довольно тесно связаны между собой. Центральное место в этой ней занимает “чувство одиночества”. Чувство одиночества можно рассматривать как связующую нить между дискомфортом во внутреннем мире и дисгармонией в межличностных отношениях. За внутриличностной локализацией таких причин дискомфорта необходимо видеть социально-психологические корни, влияние особенностей межличностных связей в микросоциуме.

Со всеми показателями доминирующих психических состояний связаны причины дискомфорта, касающиеся здоровья. Потребность сохранения и улучшения здоровья наиболее актуализирована и интенсивна, она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности.

Мы более детально оценили силу влияния факторов дискомфорта на параметры психических состояний. На уровень тревоги наибольшее влияние оказывают факторы внутреннего дискомфорта и семейные стрессоры. Устойчивость эмоционального тона больше всего зависит от стрессоров, связанных со здоровьем и работой. Напряженность более всего определяется социальными и экономическими стрессорами, причинами, связанными со здоровьем и с переживаниями внутреннего дискомфорта. Тонус в наибольшей степени зависит от стрессоров, связанных со здоровьем и коммуникативных стрессоров. Уныние возникает, прежде всего, из-за причин, связанных со здоровьем, из-за внутреннего дискомфорта и факторов, связанных с работой. На активное отношение к жизненной ситуации и готовность преодолевать препятствия более всего влияют социальные, экономические и семейные стрессоры.

Факторы беспокойства о здоровье, включая физические недуги, и компоненты внутреннего дискомфорта (трудности с возможностью выразить себя, заботы о смысле жизни, раскаяние по поводу прошлых решений) вносят наибольший вклад в снижение настроения и формирование устойчивых состояний дискомфорта.

Настроение личности

Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний –чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида (Куликов, 1997).

Настроение и психическое состояние. Для обозначения настроений различного временного масштаба нет устоявшейся терминологии, но такое разделение проводится часто. Например, в Педагогической энциклопедии (1966) отмечено, что настроение может быть связано с условиями определенного момента, а может быть более устойчивым, характеризующим общее отношение человека к жизни - одним людям свойственно по преимуществу бодрое, жизнерадостное настроение, другие склонны к грусти, подавленности. Настроение вызывается условиями жизни, достижениями и неудачами в деятельности, событиями в окружающей действительности, физическим самочувствием (состоянием здоровья, утомлением и т.п.).

Особенности личности обусловливают доминирующее настроение - важнейший, относительно устойчивый компонент психического состояния, в котором объединены многочисленные факторы личностной регуляции состояния. Влияние настроения значительно в любом конкретном состоянии. Его роль для состояния аналогична роли направленности для личности. Настроение, как вектор, обусловливает развертку и относительно устойчивых (доминирующих, преобладающих), и актуальных (текущих, пере­ход­ных) состояний, их формирование и динамику в конкретной ситуации.

Целесообразно различать настроение как компонент актуального состояния и относительно устойчивого состояния. В последнем случае речь идет о преобладающем настроении, характерном для индивида не только в актуальный момент, но и в более широком интервале настоящего времени личности. Устойчивое настроение в первую очередь связано с успешностью адаптации личности к окружающей социальной среде. Социальную адаптацию понимают как интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности устанавливать гармоничные отношения со средой, заботиться о других и себе, адекватно воспринимать социальное окружение и себя, обучаться и трудиться, изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и собственными потребностями.

Иногда настроение рассматривают как разновидность психического состояния. В большинстве случаев это встречается при попытке характеризовать состояние, выдвинув на передний план особенности настроения. Ошибочно считать настроение самостоятельным видом состояния - настроение является лишь частью психического состояния. Помимо него в состояние входят также физиологические, психофизиологические, социально-психологические и другие компоненты.

Настроение и удовлетворенность жизнью. Настроение во многом обусловлено удовлетворенностью жизнью. Для выявления и сравнительного анализа наиболее значимых факторов удовлетворенности жизнью используем данные проведенного нами исследования на достаточно репрезентативной выборке людей, принадлежащих различным социальным группам (около 500 человек). В исследовании использовалась анкета «Важность и удовлетворение потребностей» (Куликов, 2003а).

Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с характеристикой жилья (отдельная или коммунальная квартира). Удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. Мы это объясняем тем, что оценки значимости потребностей формируются в сфере самосознания и существуют как его когнитивные компоненты. Они слабее влияют на переживания удовлетворенности жизнью, являясь лишь элементом целостной картины жизненной ситуации.

Полученные результаты позволяют утверждать, что полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом.

Социальное положение, профессиональная занятость, специфика труда оказывают значительное влияние на характеристики доминирующего настроения личности. Основным фактором детерминации особенностей настроения является процесс самореализации личности, успешность его протекания, полнота раскрытия потенциалов человека.

Поддерживает настроение также: занятие любимым делом (хобби), удача, экономия денег, отдых, симпатия сотрудников. Особенно важно доброжелательное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем.

Для различных возрастных групп характерна неудовлетворенная потребность в общении, что в значительной степени определяет удовлетворенность жизнью в целом. У разных групп населения весьма высока потребность в улучшении отношений с людьми, изменении имеющихся межличностных отношений, что тесно связано с общей удовлетворенностью своей жизнью. Психологическая и организационная помощь названным категориям в расширении и структурировании общения, установлении межличностных связей является огромным ресурсом повышения удовлетворенность жизнью в целом. Особенно важно, что реализация помощи в этом направлении не требует больших материальных затрат, но позволяет ожидать достаточно быстрого эффекта.

Колебания настроения, редкие или частые повышения ипонижения в большей мере характерны для его невысокого уровня. Разумеется, изменение настроения может иметь не только внутренние причины, оно может быть вызвано изменениями значимых для человека обстоятельств. Причины того или иного настроения нередко не осознаются, и настроение в таких случаях может быть воспринято как беспричинное, хотя в действительности оно всегда вызывается определенными причинами.

Часто подавленное настроение возникает как эффект стрессового состояния, глубина которого не всегда достаточно точно осознается субъектом. В таких случаях психокоррекционное воздействие и психологическая поддержка должны быть направлены в первую очередь на преодоление стресса.

В определенной степени колебания настроения связаны с циркадными ритмами. Самооценка «хороших» и «плохих», «бодрых» и «унылых» часов в течение суток совпадает соответственно с высоким и низким уровнем энергетической активации и никак не связана с колебаниями уровня напряженности (Thayer, Takahashi, Pauli, 1988). Часы суток, отличающиеся высоким уровнем энергетической активации, характеризовались также повышенным настроением, высокой самооценкой, повышением интеллектуальных способностей, общительности, чувством комфортности общения. Однако, влияние циркадных ритмов на настроение не стоит переоценивать.

Иерархия видов настроения по степени благоприятности

Принцип деления настроений на виды

Настроение имеет трехмерный базис, три измерения в нем являются основными: активность, тонус, чувственный тон (Куликов, 1997). Активность и тонус обусловливают чувственный тон, но от него идет и встречное влияние. Уровень благополучия в целом (не только психологического благополучия), полнота личностной гармонии, психологическая устойчивость, успешность протекания основных жизненных процессов - все это является весомыми факторами, меняющими чувственный тон настроения и, тем самым, меняющими в определенных пределах активность и тонус.

На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом - торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos - напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, - стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

При поиске лучшего варианта классификации доминирующих настроений были проанализированы различные возможные основания для выделения видов настроений. Описываемый в этом разделе вариант классификации был оценен нами как наиболее конструктивный после сравнения его с другими вариантами. Основой классификации выступают две характеристики состояния (два базовых измерения бытия личности в настоящем): величина активности личности и величина актуальных ресурсов. Несколько иначе эти характеристики можно назвать так: первая - сила стремлений к достижению жизненных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону, вторая - возможности личности для осуществления желаемого. Соотношение выраженности этих двух измерений и служит основанием для выделения отдельных видов настроения.

Методически, величина активности личности оценивалась числовыми величинами по шкале Ак методики ДС - «Доминирующее состояние» (Куликов, 2003б): «активное–пассивное отношение к жизненной ситуации». А величина актуальных ресурсов оценивалась числовыми величинами по шкале То методики ДС:«тонус высокий–низкий».

Подробнее о шкалах данной методики

Вся выборка была разделена на семь подвыборок и для каждой подвыборки вычислены средние величины по шкальным показателям: Ср-ДС - средняя величина Т-оценок всех основных шкал «ДС»; Ср-тон - средняя величина Т-оценок шкал оси эмоционального тона «ДС». Соотношение между выделенными видами настроения проясняет следующая схема.

Схема расположения видов настроения

в прямоугольных координатах осей тонуса и активности

1. Благополучное

2. Воодушевленное

3. Созерцательное

4. Синтонное

активность

5. Деятельное

7. Дисфорическое

Примечание. Справа, в колонке под обозначением «Ср-тон» приведены средние величины эмоционального тона для каждого из семи видов настроений.

Как видно из схемы, квадранты, в которые попадают испытуемые с одновременно высокими показателями по шкале Ак (активное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (высокий тонус) и одновременно низкими показателями по шкале Ак (пассивное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (низкий тонус), разделены на две части. Это правый верхний квадрант и левый нижний.

Это сделано по следующим соображениям. Мы стремились найти вариант разделения на виды, при котором выборка разделялась бы по возможности равномерно по всем семи видам настроения. Поскольку в названные квадранты попадает заметно больше испытуемых, чем в два других, то в них необходимо проводить более дробную дифференциацию. По этим причинам они и разделены на две части. Это позволяет получить распределение всей выборки на подвыборки достаточно равномерное - в самой малочисленной 10%, в самой многочисленной 19%.

Почему в правом верхнем и левом нижнем квадрантах скапливается большая часть выборки? Это не следствие избранного методического подхода, причины здесь содержательные. Отношение к жизненной ситуации и тонус связаны: активное отношение к жизненной ситуации чаще встречается у людей с высоким тонусом, а высокий тонус - у людей с активным отношением к жизненной ситуации. Об этом говорит достаточно высокий положительный коэффициент корреляции между показателями шкал Ак и То. Данные корреляционного анализа не дают достаточных оснований для вывода о характере влияния одного фактора на другой, но, опираясь на многие результаты клинических наблюдений, самонаблюдений и другие, описанные в литературе и полученные нами в эмпирических исследованиях, вполне можно утверждать, что данная связь двунаправленная. А именно активное отношение к жизненной ситуации через ряд опосредований повышает тонус и наоборот.

На схеме настроения пронумерованы в порядке снижения уровня настроения: 1) благополучное, 2) воодушевленное, 3) созерцательное, 4) синтонное, 5) деятельное, 6) унылое, 7) раздраженное.

Численные критерии деления настроений по видам

Сравнение видов настроения

Обращает на себя внимание монотонное возрастание показателей эмоциональности от первого вида настроения к седьмому. Такая взаимосвязь позволяет говорить о наиболее значительном влиянии на уровень доминирующего настроения именно эмоциональности (среди прочих качеств темперамента). Данное влияние негативное - с усилением эмоциональности ухудшается настроение. Весьма сходна образом влияет на настроение импульсивность. Со стороны других свойств темперамента картина обусловливания выглядит сложнее: различные сочетания выраженности энергичности, темпа и пластичности предрасполагают к формированию разных видов настроений.

Разумеется, сами числовые величины здесь обусловлены параметрами той выборки, на которой они вычислены. Не все различия между средними величинами возрастов значимы. Однако тенденция увеличения с возрастом доли неблагоприятных настроений видна достаточно отчетливо. Причины этого, во-первых, в снижении активности и активного отношения к жизни, нарастании апатии. Во-вторых, с годами происходит вполне понятное снижение физического тонуса, уменьшение резервов организма, ограничение компенсаторных возможностей и увеличение количества неблагоприятных последствий перенесенных заболеваний.

Настроение является ведущим фактором, обусловливающим динамику психических состояний. Однако установить однозначное соответствие между видом настроения и видом психического состояния, актуализации которого оно способствует невозможно. Любая деятельность, любое поведение реализуются во вполне конкретной среде, ситуации с множеством обстоятельств, каждое из которых в определенной степени благоприятно или неблагоприятно для достижения индивидом своих целей, свершения своих желаний, удовлетворения потребностей. Разумеется, и всякая деятельность, и большинство видов поведения протекают во взаимодействии с людьми. Поэтому отношение с социальным макро- и микроокружением также выступает весьма значимым фактором, снижающим вероятность одного настроения и увеличивающим вероятность другого. Кроме того, как отмечалось, система межличностных отношений, их характер, удовлетворенность отношениями, оказывает сильное влияние на возникновение любого настроения.

Мы различаем несколько классов состояний: эмоциональные, активационные, тонические, тензионные состояния (Куликов Психические состояния. Хрестоматия, 2000). Какое конкретно психическое состояние, к какому классу относящееся, установится - зависит не только от вида настроения, но и от ряда других факторов. Приведем некоторые примеры, чтобы проиллюстрировать это положение.

При повышенном настроении любого вида (благополучном, воодушевленном, созерцательном) или настроении среднего уровня (синтонном, деятельном) и удовлетворении важнейших духовных и материальных потребностей, отсутствии опасностей и причин для тревоги много шансов для возникновения эмоций радости, удовольствия и т.п. Это, скорее всего, приведет к установлению состояния радости, удовлетворения, релаксации или спокойствия. Другими словами, к появлению одного из положительных состояний класса эмоциональных состояний. Появление опасности для физического, психологического или социального благополучия, встреча с агрессией: физической или вербальной, прямой или косвенной - все это приводит к быстрому или постепенному развитию негативных эмоциональных состояний.

При повышенном или среднем уровне настроения и отсутствии удовлетворения (или неполном удовлетворении) важнейших духовных и материальных потребностей, вполне возможно возникновение состояний возбуждения, вдохновения, подъема или сосредоточенности. При пониженном уровне настроения неудовлетворение потребностей и неблагоприятные жизненные обстоятельства, дисгармония межличностных отношений приведут к состояниям рассеянности, скуки или апатии. Первые и вторые - активационные состояния, но принадлежащие разным полюсам, имеющие различную степень благоприятности, прежде всего в аспекте ожидаемой конструктивности поведения, продуктивности и производительности труда.

При одних и тех же жизненных целях, доминирующих потребностях и схожих межличностным связям, при разных настроениях состояние зависит от характера и условий деятельности. Длительная непрерывная деятельность или монотонная деятельность с неизбежностью вызывают состояние утомления, а при частых повторениях и - переутомления. Суточный ритм предстает как феномен не только биологический (физиологический), но - и психологический. Этот ритм является естественным модулятором самочувствия любого живого существа. Разумеется, это в полной мере относится и к человеку. Периоды повышенного и пониженного тонуса чередуются. Весь уклад жизнедеятельности и трудовой деятельности отражает эту временную организацию активности в масштабе суток. Перечисленные феномены и другие, значимые в этом аспекте, в совокупности обусловливают возникновение определенного тонического состояния: бодрствования, монотонии, утомления, переутомления, вялости, сонливости или сна.

Встреча с препятствиями и непреодолимыми преградами, повышенные нагрузки, испытания, экстремальные ситуации, отсутствие приемлемых физических, психологических или социальных условий жизнедеятельности и деятельности приводит к развитию тензионных состояний. Одиночество или публичность, информационный голод или информационное пресыщение, отсутствие работы или перегруженность работой - все это примеры выхода условий жизнедеятельности и деятельности за границы диапазона, приемлемого для субъекта с учетом его индивидуальности (индивидуальности в организмическом, психическом и социальном аспектах). Этот класс охватывает широкий спектр состояний: от предельного напряжения, грозящего возникновением болезней или смертельным исходом, до состояний разрешения, расслабления, раскованности и эмоционального комфорта, возникающих как закономерное продолжение активизации ресурсов разного уровня, повышения адаптивного потенциала, использования эффективных способов преодоления стресса, изменения приемов поведения и деятельности адекватно ситуации. Тензионные состояния могут появиться при разных видах настроения. Стоит заметить, что вероятность благоприятного исхода существенно больше при настроениях повышенного уровня. Чем ниже уровень настроения, тем больше вероятность затягивания состояния напряжения, появления разного рода психических и физических расстройств.

Таким образом, между видами настроений и состояний нет однозначного соответствия. При одном настроении могут возникнуть разные состояния и, наоборот, одно состояние может возникнуть при разных настроениях. Какое именно состояние возникнет - эмоциональное, активационное, тоническое, тензионное - зависит от взаимодействия индивидных и личностных качеств, настроения, жизненных целей, доминирующих потребностей, с одной стороны, и особенностей ситуации, социального окружения, жизненных обстоятельств, условий жизни и деятельности, факторов предметной и физической среды - с другой стороны.

Диагностика и анализ настроения принципиально важны для оценки уровня психологической устойчивости индивида и прогноза динамики его психического здоровья, оценки степени актуальности психогигиенических усилий в направлении предупреждения психических и психосоматических расстройств. Описанные в этой части факторы повышения или снижения уровня субъективного благополучия дают ориентир для оздоровления образа жизни, более активного оздоравливающего поведения, устранения или ослабления причин эмоционального дискомфорта, поиска средств, уменьшающих раздражение, напряжение, тревогу.

Контрольные вопросы

Перечислите составляющие благополучия личности.

Опишите структуру психологического благополучия личности.

Удовлетворение каких потребностей наиболее сильно влияет на переживания субъективного благополучия?

Раскройте основные черты влияния субъективного благополучия субъекта на настроение.

К следующей теме

К словарю терминов

На главную страницу

психическое и физическое состояние, дающее возможность жить без болезни

10. Благополучие – это:

а) понятие, в рамках которого здоровье рассматривается как непрерывное самообновление

б) состояние, обеспечивающее индивидууму жить полноценно

11. Объекты мониторинга оценки здоровья:

а) индивидуум

б) семья

в) общество

г) власть

12. Укрепление здоровья - это:

а) мероприятия, направленные на повышение уровня общего благополучия и актуализации здорового потенциала индивидуума, семьи, населения и общества в целом

б) процесс, направленный на поддержание и восстановления здоровья

13. Охрана здоровья в молодом возрасте включает в себя:

а) профилактика травм

б) раннее выявление заболеваний

в) оказание помощи в вопросах репродуктивного здоровья

г) все перечисленное

14. Школы здоровья – это:

а) медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний

б) образовательное учреждение, где учат здоровому образу жизни

15. Формирование ЗОЖ, первичная и вторичная профилактика - гигиеническое воспитание:

а) по общим вопросам

б) по специальным вопросам

16. Гигиеническое воспитание по возрастам, гигиеническое воспитание по состоянию здоровья - гигиеническое воспитание:

а) по общим вопросам

б) по специальным вопросам

17. Гигиеническое воспитание родителей, учителей в школе - гигиеническое воспитание:

а) со специфическими потребностями

б) участвующего в проведении гигиенического воспитания

18. Принцип систематичности - принцип гигиенического воспитания:

а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления

б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц

19. Принцип стимулирования сознательности и активности - принцип гигиенического воспитания:

а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления

б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц

20. Принцип актуальности - принцип гигиенического воспитания:

21. Принцип последовательности - принцип гигиенического воспитания:

а) ориентирующий на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию

б) предусматривающий выделение основных этапов и его логической преемственности

22. Здоровье - состояние:

а) динамическое

б) статическое

23. Здоровье - благополучие:

а) духовное

б) социальное

в) физическое

г) творческое

24. Стратегия укрепления здоровья требует подхода:

а) межсекторального

б) междисциплинарного

в) индивидуального

25. Два основных элемента системы укрепления здоровья:

а) гигиеническое обучение, воспитание

б) профилактика заболеваний

в) создание окружающей среды обеспечивающей поддержание здоровья

26. ГОВ - восполнить:

а) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни

б) социальную политику по увеличению потенциала здоровья

27. Ведущими структурами в работе по ГВО и укреплению здоровья на основе популяционного, группового, индивидуального подхода являются:

а) центры медицинской профилактики

б) кабинет медицинской профилактики

в) участковая (семейная) служба

г) стационары

28. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:

а) рождаемости

б) средней продолжительности жизни

в) уровень физического развития

г) количества диспансерных больных

29. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:

а) заболеваемости

б) инвалидности

в) смертности

г) профессиональной заболеваемости

30. Методы индивидуального воздействия:

а) личная беседа

б) индивидуальный инструктаж

в) телефонная служба

г) лекция

31. Методы воздействия на группу лиц:

а) лекция

б) круглый стол

в) дискуссия

г) викторина

д) личная корреспонденция

32. Методы массовой коммуникации:

а) телевидение

в) выставка

г) викторина

д) все перечисленное

33. Виды амбулаторно-поликлинических участков:

а) терапевтический

б) хирургический

в) педиатрический

г) акушерско-гинекологический

д) общеврачебной практики

34. Анализ общей заболеваемости проводят на основании:

а) статистического талона или талон амбулаторного пациента

б) больничного листа

в) экстренного извещения об инфекционном заболевании

35. На санитарно-просветительную работу медсестре отводится:

а) 12 часов

б) 6 часов

в) 4 часа

36. Медсестрой по санитарному просвещению проводится следующие виды занятий:

а) лекции

б) беседы

в) кружковая подготовка

г) санбюллетень

37. Медицинская сестра по санитарному просвещению проводит:

а) лекции

б) беседы

в) кружковые работы

38. Выбрать главную задачу КЗР (кабинета здорового ребенка):

а) проведение профилактических прививок

б) пропаганда здорового образа жизни

в) проведение инъекций

39. Работа участковой медсестры состоит:

а) из лечебного раздела

б) из профилактического раздела

в) из санитарно-просветительной работы

г) все перечисленное

40. Патронаж к новорожденному - это:

а) лечебная работа

б) профилактическая работа

в) санитарно-просветительная работа


Психологические аспекты

Работы медицинской сестры

1. Возрастная психология – область знаний, изучающая психологические особенности людей в следующие периоды жизни:

а) в подростковом возрасте

б) в течение всей жизни

в) с рождения до 18 лет

г) с рождения до пенсионного возраста

2. На психическое развитии ребенка влияют следующие факторы:

а) наследственность

б) тип нервной системы

в) особенности внутриутробного периода жизни и родов

г) социальное окружение ребенка

д) все перечисленное верно

3. Нормальная бурная эмоциональная реакция ребёнка младенческого возраста при появлении близкого взрослого, свидетельствующая о потребности ребенка в общении называется:

а) комплекс ожидания

б) двигательная расторможенность

в) комплекс оживления

г) аффективная вспышка

4. Переходный период, кризис первого года жизни ребенка, в основном связан:

а) с возросшей потребностью ребенка в самостоятельности и считается нормальным

б) с патологическим всплеском самостоятельности ребенка

в) с появлением первых зубов у ребенка и физическим дискомфортом с этим связанным

г) с проведением плановых прививок ребенку

5. Максимальное психическое развитие в дошкольном возрасте ребенок поучает через:

а) рациональное питание

б) игровую деятельность

в) учебную деятельность

г) общение с мамой и папой

6. «Ведущей деятельностью» в подростковом возрасте является:

а) учебная деятельность

б) общение с родителями и учителями

в) интимно – личностное общение со сверстниками

г) построение первых любовных привязанностей с представителями противоположного пола

7. В реакции пациента на болезнь играют роль следующие факторы:

а) возраст

в) уровень образования

г) все вышеперечисленное

8. Наиболее значимыми для подростка являются заболевания:

а) ведущие к смерти

б) осуждаемые обществом

в) ведущие к изменению внешности

г) нарушающие репродуктивную сферу

9. К психосоматическим заболеваниям относят:

а) бронхиальную астму

б) дизентерию

в) шизофрению

10. Пациент полностью отрицает наличие у себя заболевания. Такой тип реакции на болезнь называется:

а) тревожный

б) ипохондрический

в) анозогнозический

г) гармоничный

11. Пациент стремится обратить на себя внимание, преувеличивать тяжесть заболевания, «живет в болезни»:

а) истерический тип

б) гармоничный тип

в) ипохондрический тип

г) эйфорический тип

Хранение лекарственных средств

1. Укажите принципы хранения лекарственных препаратов:

а) по токсикологическим группам

б) по фармакологическим группам

в) по срокам годности

г) по способу введения ЛС

д) по физико-химическим особенностям входящих ингредиентов

Е) все перечисленное верно

2. Укажите лекарственные средства списка «А»:

а) преднизолон, коргликон

б) пиридоксин, рибофлавин, кислота аскорбиновая

в) омнопон, строфантин, атропин

3. Укажите лекарственные средства списка «Б»:

а) адреналин г/хл, новокаин, лидокаина г/хл

б) кислота салициловая, кислота аминокапроновая

4. Условия хранения лекарственных средств списка «А»:

а) специально оборудованное помещение, сейфы, сигнализация

5. Запас наркотических лекарственных средств в отделении ЛПУ должен быть:

а) не более 10-дневной потребности

б) не более 3-дневной потребности

6. Запас наркотических лекарственных средств в приемном отделении ЛПУ должен быть:

а) 3-дневная потребность

б) 5 дневная потребность

7. Отпуск наркотических лекарственных препаратов медицинской сестрой пациенту должен производиться:

а) в присутствии врача

б) присутствие врача не обязательно

8. Хранение журналов учета наркотических лекарственных препаратов осуществляется в течение:

а) 10 лет

9. В требовании на получение лекарственных препаратов в аптечном учреждении должно быть указано:

а) штамп ЛПУ, круглая печать ЛПУ, подпись руководителя или его заместителя

б) круглая печать, подпись руководителя или его заместителя

10. Укажите условия хранения пахучих и красящих лекарственных средств:

а) отдельно от всех остальных лекарственных препаратов

б) нет особых условий хранения

11. Укажите условия хранения лекарственных препаратов, имеющих созвучные названия:

б) нет особенностей в хранении

12. Укажите условия хранения инсулина:

а) +4 0 - +10 0 С, в сухом, защищенном от света месте

б) +8 0 - +12 0 С, в защищенном от света месте

13. Укажите условия хранения гепарина:

а) +8 0 - +15 0 С, в защищенном от света месте

б) +10 0 - +20 0 С, в защищенном от света месте

14. Дайте понятия «термолабильные препараты»:

а) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием высокой температуры окружающей среды

б) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием комнатной температуры

15. Укажите условия хранения иммунобиологических препаратов:

а) в холодильнике

б) при комнатной температуре

16. Почему нельзя хранить иммунобиологические препараты вместе с другими лекарственными препаратами:

а) происходит обсеменение лекарственных препаратов микроорганизмами, входящими в состав некоторых иммунобиологических препаратов

б) разница в температурном режиме хранения

17. Укажите поведение пациента при приеме любого препарата «Альмагель»:

а) лежа, вращаясь с живота на спину

б) нет особенностей при приеме препарата

18. Железосодержащие лекарственные препараты рекомендуется принимать:

а) в течение дня

б) во второй половине дня всю дозу, можно запить кипяченной водой

19. Укажите побочные реакции при приеме препаратов нитроглицерина:

а) головная боль, головокружения, понижение АД, при передозировке – ортостатический коллапс

б) нарушение ритма, чувство нехватки воздуха

20. Лекарственные препараты содержащие панкреатические ферменты рекомендуется принимать:

а) за 10 – 15 минут до еды, или во время еды

б) после еды

21. Особенности приема препарата «Панангин», «Аспаркам»:

а) измельчить или разжевать для улучшения биодоступности калия и принимать после еды

22. Можно ли разжевывать таблетки, имеющие «кислотоустойчивые» оболочки:

б) нет

23. Таблетку ацетилсалициловой кислоты необходимо:

а) растворить в воде, принять до еды, запивая молоком (при переносимости такого сочетания)

б) таблетку запить кипяченой водой





Copyright © 2024 Медицина и здоровье. Онкология. Питание для сердца.